Физиология человека, 2023, T. 49, № 3, стр. 117-125
Фронто-париетальные паттерны дельта- и бета-осцилляций ЭЭГ как маркеры стратегий креативности
О. М. Разумникова *
ФГБОУ ВО Новосибирский государственный технический университет
Новосибирск, Россия
* E-mail: razoum@mail.ru
Поступила в редакцию 18.11.2022
После доработки 04.02.2023
Принята к публикации 06.02.2023
- EDN: GISIRV
- DOI: 10.31857/S013116462260094X
Аннотация
Механизму кооперации фронто-париетальной системы и дефолт-системы уделяется в последнее время много внимания, так как их “преднастройка” в покое и последующая динамика функционального взаимодействия связывается с индивидуальным разнообразием стратегий выполнения заданий при тестировании креативности. Для исследования ЭЭГ-коррелятов таких стратегий выполнен анализ регионарных особенностей ∆- и β-осцилляций в фоне и их сопоставление с результатами предварительного выполненного тестирования креативности и интеллекта у 37 студентов университета (18 ± 1.1 лет; 27 девушек и 10 юношей). Показатели оригинальности ответов при тестировании креативности вычисляли с использованием созданных авторами ранее баз данных для субтестов “Круги”, “Незавершенные фигуры”, “Необычное использование обычных предметов” и экспертной оценки оригинальности предложений, составленных из слов, относящихся к отдаленным семантическим категориям. Вербальный и образный компоненты интеллекта оценивали согласно субтестам структуры интеллекта Амтхауэра. С использованием кластерного анализа перечисленных показателей креативности и интеллекта были выделены две группы участников исследования: одна (ГРKIQ) характеризовалась сочетанием более высоких значений интеллекта и оригинальности ответов в тех заданиях, где требовался отказ от стереотипных идей при ограничении времени их поиска, а другая (ГРK) – сравнительно более низким интеллектом, но высокой оригинальностью решения проблемы в условиях тестирования креативности с разнообразием стимулов и без временных ограничений. Эти две группы отличались регионарной организацией мощности ∆- и β2-ритмов и паттернами корреляций этих ритмов: ГРIQK представлена генерализованной высокочастотной β-активностью и характеризуется корреляционной взаимосвязью с низкочастотными биопотенциалами лобной коры, ГРK – представлена более дифференцированной по отведениям β2-активностью при ее диффузно распределенной связи с ∆-ритмом с исключением передне-фронтальных областей. Обнаруженные эффекты можно рассматривать как “преднастройку” к стратегии “интеллектуального” поиска оригинального ответа в условиях сопротивления фиксации на стереотипной идее в ГРKIQ или к решениям на основе спонтанного поиска отдаленных ассоциаций в ГРK.
Интенсивные нейрофизиологические исследования креативности, развернувшиеся в последнее время, сосредотачиваются на выяснении закономерностей когнитивных процессов, лежащих в основе механизмов поиска оригинального решения проблемы, в том числе значения интеллекта и исполнительного контроля при решении поставленной задачи или вклада инсайтной стратегии [1–5]. Единого мнения в понимании взаимосвязи креативности и интеллекта, до сих пор, не достигнуто, по-видимому, в связи с тем, что эти психометрические конструкты представляют сложный комплекс ментальных операций: внимание, память, воображение, формирование ассоциаций, в разной степени используемые при решении поставленных экспериментальных задач. Исследования взаимодействия креативности и интеллекта, преимущественно с применением томографических методов в последние годы, свидетельствуют об их общих структурных элементах в нейронной архитектуре мозга [5], а психометрические данные – о функциональном сходстве процессов селекции информации [4]. Остается, однако, не ясным, это сходство обеспечивается за счет генерализованных или специфических нейронных систем, требуемых для выполнения экспериментальных заданий вербальной или образной природы. Поэтому остаются актуальными вопросы: является ли креативность компонентом интеллекта, или, напротив, интеллект включен в структуру креативности, или креативность и интеллект связаны за счет общих нейронных механизмов селекции информации и использования ресурсов памяти.
Наряду с данными о широком представительстве структур мозга в ассоциации и с креативностью [6–11], и с интеллектом [12–16], имеются доказательства того, что связь этих когнитивных конструктов опирается преимущественно на взаимодействие фронтальных исполнительных областей и задних регионов коры или систем FPN (fronto-parietal network) и “системы мозга по умолчанию” – DMN (default mode network) [5, 6, 16]. Причем исполнительный контроль внимания рассматривается как фактор, регулирующий вклад флюидного интеллекта и “блуждания мысли” (mindwandering) в креативное мышление, имеющих на разных его этапах и позитивное, и негативное значение [5].
Механизмам кооперации FPN и DMN уделяется в последнее время много внимания, так как их “преднастройка” в покое и динамика функционального взаимодействия связывается с индивидуальным разнообразием стратегий выполнения заданий при тестировании как вербальной, так и образной креативности [3, 17]. Например, показано, что FPN является медиатором связи вербальной креативности с активностью передней DMN, а визуальной креативности – ее задней части [17]. Усиление вклада FPN отражает доминирование исполнительного контроля в поиске новых решений проблемы, а DMN – спонтанную генерацию идей [6, 7, 18]. Согласно данным разных авторов, креативное мышление сопровождается динамичной реорганизацией этих систем с регионарным расширением функциональных нейронных сетей, включая левую среднюю височную извилину и слуховую систему для вербальной креативности [19] или височно-теменные и префронтальные области для образной креативности [20]. Причем в последнем случае специфика подключения отдельных областей указанных регионов коры определялась факторами, сформированными из разных показателей креативности: фактор, включающий беглость и оригинальность, был положительно связан с объемом мозга в структурах, близких к DMN, а фактор, объединяющий показатели разработанности рисунка и сопротивления фиксации ассоциирован с лобно-височными областями.
В процессе накопления данных первоначальное представление о доминировании правого полушария при решении экспериментальных творческих заданий [21] изменилось, так как участие левой дорзолатеральной префронтальной коры [22] или левой передней цингулярной коры [20] показано, например, при тестировании невербальной креативности; более того, латеральные изменения показателя функциональной связности в дорзолатеральной префронтальной коре, ассоциированной с невербальной креативностью, оказываются зависимы от активности FPN и DMN [23]. Вместе с этим, появились новые доказательства ключевого значения функций правой фронтальной области коры для успешности дивергентного мышления, которые были получены на основе анализа разных компонентов интеллекта: флюидного, кристаллизованного (для тестирования которого использовались вербальные задания) и зрительно-пространственного [5]. Следовательно, для понимания закономерностей формирования разных функциональных нейронных систем, обеспечивающих разные формы креативности, и особенностей их реорганизации в зависимости от структуры интеллекта требуются дальнейшие исследования.
Для изучения функционального значения фонового состояния мозга используются не только его томографические, но и энцефалографические характеристики [1, 23–25]. Среди разных частотных диапазонов ЭЭГ чаще других рассматривается синхронизация/десинхронизация α-колебаний, что обусловлено их информативностью в отношении специфики процессов торможения/активации в нейронных сетях, отражающей и креативность, и интеллект (IQ) [1, 26–28]. Показано, что вариативность флюидного IQ связана с обновлением рабочей памяти, тогда как предикторами креативности является не только этот компонент исполнительной системы, но и тормозные функции [27]. Баланс фоновой активности фронтальных и задних отделов коры может отражать индивидуальный стиль решения проблемы, в том числе предпочтение инсайтной или аналитической стратегии [2, 27, 29, 30], причем в качестве индикаторов такого баланса рассматриваются не только α, но и низкочастотные ∆-, θ- и высокочастотные β-осцилляции [18, 24, 31–33]. ∆-ритм представляет интерес для анализа креативности, так как увеличение его мощности отражает подавление усвоенного доминантного поведения и указывает на эффективность нового обучения, а θ- и β-осцилляции рассматриваются как энцефалографические корреляты обработки информации за счет функций DMN и FPC [31, 34].
Ранее нами было показано усиление взаимодействия нейронных ансамблей передних областей коры с задними отделами левого полушария у лиц, характеризующихся сравнительно высокими показателями интеллекта и креативности по сравнению с теми, кто обладал их меньшими значениями [1]. В дальнейшем было установлено, что фронтальные ∆- и β-ритмы могут служить предикторами как невербальной креативности, так и вербального интеллекта [32]. Целью настоящего исследования стало выяснение регионарных особенностей паттернов ∆- и β-ритмов, как “преднастройки” для реализации вербальной или невербальной творческой деятельности и ее потенциальной связи со значениями вербальных и зрительно-пространственных компонентов интеллекта.
МЕТОДИКА
В исследовании принимали участие 37 чел. (студенты 18 ± 1.1 лет; 27 девушек и 10 юношей).
Для определения вербального и образного (зрительно-пространственного) компонентов интеллекта использовали тест структуры интеллекта Амтхауэра: средние значения выполнения двух вербальных (субтесты 2 и 3) (IQv) и двух невербальных зрительно-пространственных заданий (субтесты 7 и 8) (IQs). Для оценки невербальной образной креативности применяли субтесты Торренса “Круги” и “Незавершенные фигуры”, вербальной – методику Гилфорда “Необычное использование обычного предмета” и составление осмысленного предложения с включением трех слов-стимулов (существительных из отдаленных семантических категорий). Показатели оригинальности ответов при выполнении трех первых методик вычисляли на основе соответствующей базы данных как число, обратное количеству таких же идей [35]. Оригинальность предложений оценивали трое подготовленных экспертов, имеющие опыт работы с данной методикой (α Кронбаха для полученных оценок составила 0.82).
Регистрацию ЭЭГ в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами выполняли с помощью аппаратуры и программного обеспечения “Мицар-201” (Россия) в 19-ти отведениях (Fp1, Fp2, F7, F3, Fz, F4, F8, T3, C3, Cz, C4, T4, T5, P3, Pz, P4, T6, O1, O2), расположенных согласно системе 10/20, с объединенным референтным ушным электродом, заземляющий электрод в отведении Fpz. Сопротивление электродов менее 5 кОм. Режекторный фильтр 50/60 Гц, параметры фильтров верхних (ФВЧ) и нижних (ФНЧ) частот, соответственно, 0.53 и 50 Гц. Для анализа активности мозга выбирали 2-секундные безартефактные отрезки ЭЭГ с перекрытием в 50% общей длительностью 60 с. Частота дискретизации 250 Гц. Для каждого отведения методом быстрого преобразования Фурье вычисляли спектральную плотность ЭЭГ в шести частотных диапазонах: ∆ (1–4 Гц), θ (4–7 Гц), α1 (7–10 Гц), α2 (10–13 Гц), β1 (13–20 Гц) и β2 (20–30 Гц). Для статистического анализа использовали натуральный логарифм значений мощности ЭЭГ в ∆- и β2-диапазонах согласно поставленной цели исследования.
Статистический анализ данных выполняли с применением лицензионного пакета программ Statistica 13. 3 (SN: JPZ912J057923CNET2ACD-K).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В табл. 1 приведены полученные результаты тестирования показателей интеллекта и креативности.
Таблица 1.
Результаты описательной статистики для показателей интеллекта и креативности
Показатель | Среднее | SD | Минимум | Максимум |
---|---|---|---|---|
Интеллект | ||||
Вербальный (IQv) | 105.3 | 6.2 | 90.5 | 114.5 |
Образный (IQs) | 105.9 | 6.9 | 90.5 | 124.0 |
Оригинальность | ||||
Круги (Ок) | 1.2 | 1.2 | 0.1 | 5.8 |
Незавершенные фигуры (Онф) | 3.4 | 1.4 | 0.8 | 7.1 |
Необычное использование (Они) | 1.4 | 1.2 | 0.1 | 4.7 |
Составление предложений (Осп) | 3.7 | 2.4 | 0.0 | 9.8 |
Примечание: IQv – вербальный компонент интеллекта, IQs – зрительно-пространственный компонент интеллекта, Ок – показатель оригинальности при выполнении субтеста “Круги”, Онф – показатель оригинальности при выполнении субтеста “Незавершенные фигуры”, Они – показатель оригинальности при выполнении субтеста “Необычное использование”, Осп – показатель оригинальности при выполнении субтеста “Составление предложения”.
Кластерная организация показателей креативности и интеллекта. На первом этапе анализа данных для исследования организации показателей креативности и интеллекта был использован иерархический агломеративный метод кластеризации предварительно нормализованных данных (нормализация выполнялась делением на среднее значение). После опробования разных методов оказалось, что лучшее разделение кластеров происходит с применение метода Уорда с евклидовой метрикой (рис. 1). Сходную структуру кластеров, объединяющих показатели интеллекта и креативности, дает применение метода полных связей, основанного на определении максимальных значений парных расстояний между объектами в разных кластерах. Так как алгоритм Уорда основан на определении минимума дисперсий в гипотетических кластерах, то сформированную иерархическую структуру показателей интеллекта и креативности можно считать оптимально устойчивой для интерпретации полученных результатов.
Рис. 1.
Дендрограмма мер близости показателей вербальных и невербальных компонентов интеллекта и креативности согласно кластеризации Уорда. IQv – вербальный компонент интеллекта, IQs – зрительно-пространственный компонент интеллекта, Ок – показатель оригинальности при выполнении субтеста “Круги”, Они – показатель оригинальности при выполнении субтеста “Необычное использование”, Онф – показатель оригинальности при выполнении субтеста “Незавершенные фигуры”, Осп – показатель оригинальности при выполнении субтеста “Составление предложения”.

Приведенная на рис. 1 структура кластеров свидетельствует о наиболее тесной связи IQs и образной оригинальности при выполнении субтеста “Круги”, и объединении этого кластера вместе с IQv и показателем вербальной оригинальности при “необычном использовании обычного предмета” в общий кластер (кластер 1). Показатели оригинальности ответов при выполнении двух других субтестов “Незавершенные фигуры” и “Составление предложения” формируют отдельный от первой группы переменных кластер, что указывает на другую стратегию поиска решения поставленной задачи (кластер 2).
Для дальнейшего анализа ЭЭГ-данных были сформированы выборки с использованием кластеризации показателей интеллекта и креативности методом K-Means, который позволил разделить две группы, различающиеся значениями рассмотренных показателей. Состав этих групп был скорректирован на основании результатов иерархической кластеризации: ГРКIQ составили лица, продемонстрировавшие сравнительно высокие показатели по субтестам “Круги” и “Необычное использование обычного предмета” (вошедшие в кластер 1), а ГРК – “Незавершенные фигуры” и “Составление предложения” (вошедшие в кластер 2).
В результате дисперсионного анализа всех показателей креативности обнаружен эффект фактора ГРУППА (F5,166 = 6.85; p < 0.0001; η2 = 0.17). Двухфакторный ANOVA с независимыми переменными ПОЛ (2) и ГРУППА (2), выполненный для каждого показателя интеллекта и креативности, вывил влияние только фактора ГРУППА (2.69 < F1,33 < 12.5, 0.001 < p < 0.1) с более высокими значениями IQ, Ок и Они в ГРКIQ при сравнительно низких значениях IQ, но более высоких показателях Онф и Осп в ГРк (табл. 2).
Таблица 2.
Количественный состав и нормализованные показатели интеллекта и креативности в двух группах, сформированных на основе результатов кластерного анализа данных методом K-Means
Группа | n | М (n) | Ж (n) | IQv | IQs | Ок | Они | Онф | Осп |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ГРК + IQ | 17 | 5 | 12 | 0.51 | 0.39 | 0.47 | 0.36 | –0.26 | –0.35 |
ГРк | 20 | 5 | 15 | –0.33 | –0.27 | –0.33 | –0.35 | 0.19 | 0.39 |
р | н/д | н/д | н/д | 0.02 | 0.05 | 0.001 | 0.02 | 0.10 | 0.01 |
Примечание: n – общее количество участников исследования, М (n) – количество мужчин, Ж (n) – количество женщин. Остальные обозначения см. табл. 1.
Таким образом, целью дальнейшего анализа было выяснение ЭЭГ-коррелятов креативности, различающейся в группах, сформированных согласно выделенным разным стратегиям поиска решения проблемы. При этом мы ограничились анализом только ∆- и β-ритмов, так как ранее было показано их информативное значение в качестве предикторов невербальной креативности и вербального интеллекта [32].
Кластерная организация ∆- и β2-ритма в группах, различающихся структурой креативности и интеллекта. Для выяснения особенностей частотно-пространственной организации низко- и высокочастотных осцилляций в выделенных группах: ГРКIQ и ГРК также был использован иерархический агломеративный метод кластеризации Уорда с евклидовой метрикой. На рис. 2 показаны полученные для этих групп дендрограммы сформированных кластеров для ∆-ритма, а на рис. 3 – для β2.
Рис. 2.
Дендрограммы кластеров ∆-ритма, сформированных с применением метода Уорда и представляющих группы, различающиеся организацией креативности: связанной с интеллектом (А) и несвязанной с интеллектом (Б).

Рис. 3.
Дендрограммы кластеров β2-ритма, сформированных с применением метода Уорда и представляющих группы, различающиеся организацией креативности: связанной с интеллектом (А) и несвязанной с интеллектом (Б).

Согласно кластерной организации ∆-ритма в обеих группах выделено по два кластера, однако ГРКIQ характеризуется большей дистанцией кластера, представляющего передние области коры при ведущем значении осцилляций в F8, тогда как в ГРк полученные кластеры сходны по мере связности, а в объединении областей передней части коры ведущее значение принадлежит F7 и F8 (рис. 2) (специфика включения этих отведений в выделенные для ГРКIQ и ГРк кластеры была доказана дополнительно выполненным кластерным анализом ∆-ритма только для передней части коры).
Регионарная организация β2-ритма представлена 2 кластерами в ГРКIQ (Fp1 и Fp2 формируют один кластер, остальные отведения – второй) и 4 кластерами в ГРк (отведения Т3, Т6 и Т4 отражают три отдельных кластера, а все остальные отведения включены в другой, общий для них кластер) (рис. 3). При этом ведущую роль в объединении двух кластеров β-ритма в ГРКIQ имеет область, представленная Т4, а в ГРк – F7, F8 и Fp1.
Для выяснения степени взаимодействия высокочастотных β2 и низкочастотных ∆ биопотенциалов в ГРКIQ и ГРк был выполнен корреляционный анализ, результаты которого показаны на рис. 4 (0.50 < r < 0.63 при 0.008 < p < 0.05; вертикально приведены отведения для ∆-ритма, горизонтально – для β2).
Рис. 4.
Корреляционные карты между ∆ (отведения по вертикали)- и β2 (отведения по горизонтали)-ритмами для групп, различающихся организацией креативности: связанной с интеллектом (ГРКIQ, А) и несвязанной с интеллектом (ГРК, Б).

Полученные результаты указывают на то, что различия между группами представлены более выраженными связями между ∆-ритмом в лобных участках коры и β2-осцилляциями в задних областях коры для ГРКIQ (рис. 4, А), тогда как ГРк характеризуется более широко распределенными корреляциями β2- и ∆-ритма с концентрацией в центрально-париетальных областях коры (рис. 4, Б).
Таким образом, можно заключить, что две выделенные группы участников исследования, различающиеся уровнем интеллекта и оригинальностью ответов при выполнении заданий, требующих отказа от стереотипных идей (ГРКIQ), или решения проблемы в условиях заданного разнообразия стимулов (ГРк), характеризуются разными формами регионарной организации ∆- и β2-ритмов и их взаимосвязи. В ГРКIQ выделены по два кластера в каждом частотном диапазоне, представляющие разные формы объединения передних и задних отделов коры, отраженные во взаимосвязи низкочастотных биопотенциалов лобной коры и генерализованно представленной высокочастотной активности β-активности. ГРк отличается регионарно более дифференцированно представленной кластеризацией β2-активности при ее диффузно распределенной связи с ∆-ритмом с исключением передне-фронтальных областей.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Полученные результаты указывают, что сам стимульный материал, невзирая на общую инструкцию “быть оригинальным”, определяет стратегию поиска решения задачи и даже в большей степени, чем ее вербальная или образная природа. Повторяющиеся стимулы (круги или обычный предмет) способствуют, в первую очередь, генерации стереотипных ответов. Поэтому для отказа от них и продолжения поиска с критической оценкой, всплывающих при поиске идей, требуется такая “преднастройка” фоновой активности мозга, в которой задействованы префронтальные области коры (рис. 2, 3, 4, А). Это состояние характеризуется сочетанием показателей оригинальности и IQ (рис. 1). В условиях тестирования креативности с применением разнообразных стимулов, относящихся к разным семантическим категориям, для успешного выполнения задания предпочтительна стратегия поиска ответа в широко представленной сети ассоциаций, что отражается доминированием диффузно связанных областей задних отделов коры (рис. 3, 4 Б). По-видимому, такую функциональную связность разных регионов коры обеспечивает синхронизация нейронных сетей на частотах ∆- и β-диапазонов: с доминированием префронтальных областей в случае склонности к стратегии критически обусловленного отказа от стереотипа, но темпоро-париетально-окципитальных областей – при задании стимулов, вызывающих актуализацию отдаленных ассоциаций. Можно также отметить, что в последнем случае наблюдается сравнительно больший эффект синхронизации амплитуды ∆- и β2-ритма в отведениях правого полушария (Т4, О2), тогда как в первом случае – левого (Fp1, F7). То есть обнаруженный эффект смены полушарной доминантности, связанной с креативностью [20–22], можно объяснить индивидуальными предпочтениями в использовании стратегий “интеллектуальной” или “спонтанной” реализации дивергентного мышления, сопровождающейся смещением активности в FPN и DMN при решении задачи [23]. Поученные результаты свидетельствует о значении фонового состояния FPN и DMN и хорошо согласуются с данными о разной регионарной ассоциации компонентов креативности: сопротивление фиксации – с лобно-височными областями, а оригинальности – с DMN [20].
Под “интеллектуальной” стратегией мы понимаем интернально направляемый поиск ответа, оригинальность которого определяется интеллектуальными способностями (ресурсами знаний и логического мышления), а под “спонтанной” – обеспечение дивергентности мышления вследствие заданного разнообразия стимулов. Успешность дивергентного мышления опосредована включением разных компонентов интеллекта, объединение которых позволяет предсказать около 46% включенных в креативность нейронных сетей [5], а причиной его неуспеха может быть отсутствие желания поиска информации [36].
Согласно литературным данным биопотенциалы ∆-диапазона предлагается рассматривать как индикатор мотивационной составляющей деятельности, модулирующей функциональную активность нейронных сетей [37, 38], тогда как β-активность отражает информационную нагрузку и факторы реорганизации когнитивного контроля посредством функций FPC [29, 39, 40]. В таком случае, обнаруженную регионарную специфику корреляционных паттернов этих ритмов в ГРKIQ и ГРк можно интерпретировать как мотивационную преднастройку гибкой реорганизации селективных процессов для поиска оригинальной идеи: соответственно, с опорой на исполнительный контроль или систему отдаленных семантических ассоциаций.
Следовательно, анализ фоновой ЭЭГ позволяет оценить индивидуальные ресурсы реорганизации структур мозга в зависимости от условий тестирования креативности, требующих, в первую очередь, гибкости мышления или беглости в поиске идей. По-видимому, вследствие суммации таких разных стратегий решения проблемной ситуации наблюдаются разные формы взаимосвязи оригинальности, беглости и гибкости при психометрическом тестировании креативности [41, 42]. Этот факт разных способов достижения результата подчеркивается в модели двойного пути к творчеству: как функции гибкого мышления и настойчивости [43], или связью показателей оригинальности и гибкости не только с разными структурами мозга, но и их разнонаправленными ассоциациями [44, 45]. Таким образом, в качестве одного из факторов отмечаемого разнообразия во взаимодействии структур мозга при анализе креативности [4, 8–11], следует рассматривать разные условия тестирования, так как наиболее часто и в ЭЭГ-, и фМРТ-исследованиях используются задания: “Необычное использование обычного предмета” или “Незавершенные фигуры” – не только разные по своей природе (вербальное и невербальное, соответственно), но и требующие, как показывают результаты нашей работы, разных стратегий поиска ответа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обнаруженные частотно-пространственные паттерны ∆- и β2-ритмов и их взаимосвязи отражают преднастройку функциональной активности коры для использования разных стратегий поиска оригинальной идеи при тестировании креативности. Сочетание низкочастотных биопотенциалов лобной коры и генерализованно представленной высокочастотной β-активности можно связать со стратегией “интеллектуального” поиска оригинального ответа в условиях давления стреотипного решения. Дифференцированно представленная кластеризация β2-активности при ее более диффузно распределенной связи с ∆-ритмом с исключением передне-фронтальных областей отражает поиск решения на основе спонтанных менее контролируемых ассоциаций.
Этические нормы. Все исследования проведены в соответствии в принципами биомедицинской этики, сформулированные в Хельсинкской декларации 1984 г. и ее последующими обновлениями, и одобрены локальным этическим комитетом Факультета гуманитарного образования Новосибирского государственного технического университета (Новосибирск).
Информированное согласие. Каждый участник исследования предоставил добровольное письменное информированное согласие, подписанное им после разъяснения потенциальных рисков и преимуществ, а также характера предстоящего исследования.
Благодарности. Автор выражает благодарность А.А. Яшаниной, Е.А. Хорошавцевой и К.Д. Кривоноговой, принимавших участие в регистрации и первичной обработке ЭЭГ, а также в психометрическом тестировании креативности.
Конфликт интересов. Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Список литературы
Разумникова О.М. Связь частотно-пространственных параметров фоновой ЭЭГ с уровнем интеллекта и креативности // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П. Павлова. 2009. Т. 59. № 6. С. 686.
Разумникова О.М. Нейрофизиологические механизмы решения экспериментальных творческих задач: инсайт или критический анализ? // Психология. Журн. Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 3. С. 623.
Beaty R.E., Chen Q., Christensen A.P. et al. Brain networks of the imaginative mind: Dynamic functional connectivity of default and cognitive control networks relates to openness to experience // Hum. Brain Mapp. 2018. V. 39. № 2. P. 811.
Beaty R.E., Benedek M., Silvia P.J., Schacter D.L. Creative cognition and brain network dynamics // Trends Cogn. Sci. 2016. V. 20. № 2. P. 87.
Frith E., Elbich D.B., Christensen A.P. et al. Intelligence and creativity share a common cognitive and neural basis // J. Exp. Psychol. Gen. 2020. V. 150. № 4. P. 609.
Beaty R.E., Benedek M., Wilkins R.W. et al. Creativity and the default network: A functional connectivity analysis of the creative brain at rest // Neuropsychologia. 2014. V. 64. P. 92.
Beaty R.E., Seli P., Schacter D.L. Network neuroscience of creative cognition: Mapping cognitive mechanisms and individual differences in the creative brain // Curr. Opin. Behav. Sci. 2019. V. 27. P. 22.
Boccia M., Piccardi L., Palermo L. et al. Where do bright ideas occur in our brain? Meta-analytic evidence from neuroimaging studies of domain-specific creativity // Front. Psychol. 2015. V. 6. P. 1195.
Khalil R., Godde B., Karim A.A. The Link between creativity, cognition, and creative drives and underlying neural mechanisms // Front. Neural Circuits. 2019. V. 13. P. 18.
Lin H., Vartanian O.A. Neuroeconomic framework for creative cognition // Perspect. Psychol. Sci. 2018. V. 13. № 6. P. 655.
Ogawa T., Aihara T., Shimokawa T., Yamashita O. Large-scale brain network associated with creative insight: combined voxel-based morphometry and resting-state functional connectivity analyses // Sci. Rep. 2018. V. 8. № 1. P. 6477.
Colom R., Karama S., Jung R.E., Haier R.J. Human intelligence and brain networks // Dialogues Clin. Neurosci. 2010. V. 12. № 4. P. 489.
Dubois J., Galdi P., Paul L.K., Adolphs R. A distributed brain network predicts general intelligence from resting-state human neuroimaging data // Philos. Trans. R. Soc. Lond. B Biol. Sci. 2018. V. 373. № 1756. P. 20170284.
Langer N., Pedroni A., Gianotti L.R. et al. Functional brain network efficiency predicts intelligence // Hum. Brain Mapp. 2012. V. 33. № 6. P. 1393.
Tadayon E., Pascual-Leone A., Santarnecchi E. Differential contribution of cortical thickness, surface area, and gyrification to fluid and crystallized intelligence // Cereb. Cortex. 2020. V. 30. № 1. P. 215.
Kenett Y.N., Medaglia J.D., Beaty R.E. et al. Driving the brain towards creativity and intelligence: A network control theory analysis // Neuropsychologia. 2018. V. 118. Pt. A. P. 79.
Zhu F., Zhang Q., Qiu J. Relating inter-individual differences in verbal creative thinking to cerebral structures: an optimal voxel-based morphometry study // PLoS One. 2013. V. 8. № 11. P. e79272.
Heinonen J., Numminen J., Hlushchuk Y. et al. Default Mode and Executive Networks areas: Association with the serial order in divergent thinking // PLoS One. 2016. V. 11. № 9. P. e0162234.
Feng Q., He L., Yang W. et al. Verbal creativity is correlated with the dynamic reconfiguration of brain networks in the resting state // Front. Psychol. 2019. V. 10. P. 894.
Hahm J., Kim K.K., Park S.H. Cortical correlates of creative thinking assessed by the figural Torrance Test of Creative Thinking // Neuroreport. 2019. V. 30. № 18. P. 1289.
Mihov K.M., Denzler M., Förster J. Hemispheric specialization and creative thinking: a meta-analytic review of lateralization of creativity // Brain Cogn. 2010. V. 72. № 3. P. 442.
Aziz-Zadeh L., Liew S.L., Dandekar F. Exploring the neural correlates of visual creativity // Soc. Cogn. Affect. Neurosci. 2013. V. 8. № 4. P. 475.
Li W., Yang J., Zhang Q. et al. The Association between resting functional connectivity and visual creativity // Sci. Rep. 2016. V. 6. P. 25395.
Stevens C.E.J., Zabelina D.L. Creativity comes in waves: An EEG-focused exploration of the creative brain // Curr. Opin. Behav. Sci. 2019. V. 27. P. 154.
Takeuchi H., Taki Y., Hashizume H. et al. The association between resting functional connectivity and creativity // Cereb. Cortex. 2012. V. 22. № 12. P. 2921.
Benedek M., Bergner S., Könen T. et al. EEG alpha synchronization is related to top-down processing in convergent and divergent thinking // Neuropsychologia. 2011. V. 49. № 12. P. 3505.
Benedek M., Jauk E., Sommer M. et al. Intelligence, creativity, and cognitive control: the common and differential involvement of executive functions in intelligence and creativity // Intelligence. 2014. V. 46. P. 73.
Lustenberger C., Boyle M.R., Foulser A.A. et al. Functional role of frontal alpha oscillations in creativity // Cortex. 2015. V. 67. P. 74.
Erickson B., Truelove-Hill M., Oh Y. et al. Resting-state brain oscillations predict trait-like cognitive styles // Neuropsychologia. 2018. V. 120. P. 1.
Kounios J., Fleck J.I., Green D.L. et al. The origins of insight in resting-state brain activity // Neuropsychologia. 2008. V. 46. № 1. P. 281.
Briley P.M., Liddle E.B., Groom M.J. et al. Development of human electrophysiological brain networks // J. Neurophysiol. 2018. V. 120. № 6. P. 3122.
Razumnikova O.M., Krivonogova K.D. Electroencephalographic correlates of the activity of the frontoparietal system as predictors of verbal intelligence and non-verbal creativity // Russ. Psychol. J. 2019. V. 16. № 2/1. P. 45.
Solomon E.A., Kragel J.E., Sperling M.R. et al. Widespread theta synchrony and high-frequency desynchronization underlies enhanced cognition // Nat. Commun. 2017. V. 8. № 1. P. 1704.
Hacker C.D., Snyder A.Z., Pahwa M. et al. Frequency-specific electrophysiologic correlates of resting state fMRI networks // Neuroimage. 2017. V. 149. P. 446.
Разумникова О.М. Способы определения креативности. Новосибирск: НГТУ, 2002. 35 с.
Harms M., Reiter-Palmon R., Derrick D.C. The role of information search in creative problem solving // Psychol. Aesthet. Creat. Arts. 2020. V. 14. № 3. P. 367.
Harmony T. The functional significance of delta oscillations in cognitive processing // Front. Integr. Neurosci. 2013. V. 7. P. 83.
Knyazev G.G. EEG delta oscillations as a correlate of basic homeostatic and motivational processes // Neurosci. Biobehav. Rev. 2012. V. 36. № 1. P. 677.
Rogala J., Kublik E., Krauz R., Wróbel A. Resting-state EEG activity predicts fronto-parietal network reconfiguration and improved attentional performance // Sci. Rep. 2020. V. 10. № 1. P. 5064.
Stoll F.M., Wilson C.R.E., Faraut M.C.M. et al. The effects of cognitive control and time on frontal beta oscillations // Cereb. Cortex. 2016. V. 26. № 4. P. 1715.
Shaw G.A., DeMers S.T. The relationship of imagery to originality, flexibility and fluency in creative thinking // J. Ment. Imagery. 1986. V. 10. № 1. P. 65.
Zabelina D.L., Robinson M. Creativity as flexible cognitive control // Psychol. Aesthet. Creat. Arts. 2010. V. 4. № 3. P. 136.
Nijstad B.A., De Dreu C.K.W., Rietzschel E.F., Baas M. The dual pathway to creativity model: creative ideation as a function of flexibility and persistence // Eur. Rev. Soc. Psychol. 2010. V. 21. P. 34.
Benedek M., Franz F., Heene M., Neubauer A.C. Differential effects of cognitive inhibition and intelligence on creativity // Pers. Individ. Dif. 2012. V. 53. № 4. P. 480.
Chen Q.L., Xu T., Yang W.J. et al. Individual differences in verbal creative thinking are reflected in the precuneus // Neuropsychologia. 2015. V. 75. P. 441.
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Физиология человека