Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 2020, T. 491, № 1, стр. 75-79

ВЛИЯНИЕ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ОТСОСА НА РАЗВИТИЕ ВОЗМУЩЕНИЙ НА КРЫЛОВОМ ПРОФИЛЕ

Г. Р. Грек 1, М. М. Катасонов 12, В. В. Козлов 12*, В. И. Корнилов 1

1 Институт теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича Сибирского отделения Российской Академии наук
Новосибирск, Россия

2 Новосибирский государственный университет
Новосибирск, Россия

* E-mail: kozlov@itam.nsc.ru

Поступила в редакцию 07.02.2020
После доработки 16.02.2020
Принята к публикации 18.02.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Представлены результаты экспериментальных исследований влияния распределенного отсоса через перфорированную секцию симметричного крылового профиля на пространственное развитие возмущений в пограничном слое. Показано, что данный способ управления позволяет снизить в 10 раз интенсивность естественных пульсаций скорости пограничного слоя, а при наложении акустического поля на частоте субгармоники основной волны интенсивность возмущений уменьшается примерно в 20 раз. Отсос способствует не только уменьшению интенсивности высокочастотных пульсаций для естественных и вынужденных возмущений, но и существенно влияет на среднее течение, вплоть до устранения отрыва пограничного слоя вблизи задней кромки крыла.

Ключевые слова: пограничный слой, линейная устойчивость, распределенный отсос, спектр возмущений

ВВЕДЕНИЕ

Проблема управления ламинарными течениями, имеющая главной целью затягивание вниз по потоку положения перехода пограничного слоя (ПС) в турбулентное состояние, является одной из ключевых. Однако существует множество факторов, таких как неровность и оребрение, кривизна, нагревание и охлаждение поверхности, отсос и вдув в ПС и другие факторы, в той или иной степени влияющие на линейную устойчивость течения и переход к турбулентности [13]. К настоящему времени в рамках лабораторных исследований апробированы разнообразные способы управления ламинарным течением [410].

Хотя некоторые из подобных подходов находятся вне тематики данной работы и по существу имеют смежный характер, отметим, тем не менее, что управление ПС путем впрыска жидкости через отверстия давно используется для снижения акустической шумности подводных объектов и для повышения порога турбулизации ПС в высокоростных струйных гидрорезательных машинах. Поэтому кратко сформулируем лишь наиболее важные экспериментальные результаты, которые были получены, главным образом, нашим авторским коллективом путем отсоса газа через проницаемую стенку, промышленная технология получения которой в последнее время получила большое развитие.

Исследования процесса развития первоначально синусоидальных возмущений в ламинарном ПС при наличии отсоса через узкую щель [11] показали, что амплитуда возмущений уменьшается поперек всего ПС в окрестности щели и, следовательно, возмущения остаются линейными на значительно большем расстоянии вниз по потоку и перехода к турбулентности не происходит. В рамках изучения свойств ПС с продольно ориентированными стационарными вихрями [12] установлено, что локализованное отсасывание через миниатюрное отверстие в обтекаемой поверхности способно заметно ослабить вторичную неустойчивость такого течения. Эффект достигается воздействием на структуру первичных вихрей и максимален при отсасывании непосредственно под вихрем, на котором развивается вторичная неустойчивость. Эксперименты [13], направленные на изучение возможности управления развитием возмущений в ПС скользящего крыла с помощью локализованного и распределенного отсоса через ряд отверстий на обтекаемой поверхности, показали, что:

а) турбулизация течения связана с развитием вторичных высокочастотных возмущений на полосчатых структурах, модулирующих течение в трансверсальном направлении;

б) локализованный отсос в трансверсальном направлении не оказывает существенного влияния на подавление интенсивности вторичных возмущений;

в) распределенный отсос через несколько локализованных в трансверсальном направлении отверстий (при той же величине отсасываемого газа, как и через одно отверстие) снижает как интенсивность полосчатой структуры, так и интенсивность вторичных возмущений, и коэффициент этого снижения растет с увеличением количества отверстий, через которые ведется отсос;

г) распределенный отсос через ряд отверстий, общая протяженность которых занимает весь трансверсальный размер полосчатой структуры, подавляет интенсивность развития вторичных возмущений примерно в три раза и, таким образом, затягивает турбулизацию течения.

В процессе исследований ПС с продольно ориентированными стационарными вихрями [1213] установлено, что локализованное отсасывание через миниатюрное отверстие в обтекаемой поверхности способно заметно ослабить вторичную неустойчивость такого течения. Эффект достигается воздействием на структуру первичных вихрей и максимален при отсасывании непосредственно под вихрем, на котором развивается вторичная неустойчивость. В целом эксперименты показали, что отсос, как средство управления переходом ПС, более эффективен в сравнении с другими методами управления.

Целью настоящей работы является обобщение опыта применения существующих способов управления, основанных на отсосе из ПС, и поиск такой проницаемой поверхности, на базе которой можно было бы объединить достоинства указанных способов воздействия на ПС как на линейной, так и на нелинейной стадиях перехода к турбулентности на крыловом профиле (КП).

Эксперименты проводились в дозвуковой малотурбулентной аэродинамической трубе T-324 Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН при скорости набегающего потока U = 10.5 м/с, что соответствовало числу Рейнольдса по хорде крыла Rec = = 0.35 × 106. Исследуемая модель представляет собой прямоугольный в плане КП, составленный из профильных сечений NACA 0012 с относительной толщиной t/c = 0.12. Cхема модели представлена на рис. 1. Для организации равномерного стационарного отсоса воздуха из ПС использовалась заделанная заподлицо с основной поверхностью мелкоперфорированная секция длиной 90 мм и размахом 400 мм, изготовленная по технологии 2-го поколения, обтекание которой эквивалентно обтеканию гидравлически гладкого аналога. Средняя (по площади) скорость отсасываемого воздуха Us, равная 0.2 м/с, а также средняя скорость U и пульсации скорости u' в ПС регистрировались термоанемометром постоянной температуры AN-1003. Искусственное внешнее акустическое поле создавалось громкоговорителем, помещенным в рабочую часть аэродинамической трубы позади модели КП.

Рис. 1.

Основные конструктивные элементы модели крыла для отсоса ПС: а – вид в плане; б – вид в продольном сечении; в – схема отсоса. 1 – перфорированная секция, 2 – каналы отсоса, 3 – камера отсоса, 4 – мелкоячеистый фильтр, 5 – двухслойный регулируемый хонейкомб, 6 – приемники давления, 7 – резервная камера, 8 – концевая шайба, 9 – зализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Отметим прежде всего, что базовый (без отсоса) ПС на КП находится в ламинарном состоянии и имеет классический характер. Это подтверждают профили средней скорости Ui(y), интегральные параметры и профили пульсаций скорости u'(y) в ПС, демонстрирующие достаточно низкий уровень естественных возмущений по всей высоте ПС.

Исследования свойств течения на КП в условиях управления ламинарным ПС показали:

отсос существенно влияет на профили скорости, уменьшая толщину ПС и существенно снижая уровень пульсаций фоновых возмущений по всей высоте ПС (рис. 2). Более того, отсос способствует присоединению оторвавшегося в окрестности задней кромки крыла ПС; как следует из кривых нарастания интенсивности естественных возмущений вдоль хорды КП (рис. 3), отсос существенно уменьшает уровень пульсаций скорости позади перфорированной секции, причем при x = 475 мм это уменьшение достигает 10 раз; профили скорости на базовом КП демонстрируют наличие ламинарного течения во всей области измерений, а профили пульсаций скорости показывают наличие возмущения типа волны Толлмина–Шлихтинга (ТШ) с двумя максимумами вблизи стенки и в области внешней границы ПС. Из них следует, что имеет место процесс развития линейной волны ТШ с основной частотой f = 361 Гц. В области неблагоприятного градиента давления интенсивность возмущения (основной волны) нарастает и достигает 1.4% от U в конце исследуемой области. При этом возникают кратные основной частоте гармоники и субгармоника, т.е. процесс, постепенно, переходит на нелинейную стадию развития. При наличии отсоса каких-либо признаков возникновения данной характерной частоты не наблюдается, что является чрезвычайно благоприятным фактором;

Рис. 2.

Профили средней скорости (а) и пульсаций скорости (б) в ПС позади перфорированной секции (х = 475 мм) при наличии естественных возмущений: без отсоса (1) и с отсосом (2).

Рис. 3.

Кривые распределения интенсивности естественных возмущений в пограничном слое вдоль хорды КП: без отсоса (1) и при наличии отсоса (2).

при наложении внешнего акустического поля на частоте наиболее растущей субгармоники, равной 169 Гц, и наличии отсоса подавляются основная частота, кратные ей гармоники и субгармоника. При этом интенсивность основной волны Толлмина–Шлихтинга уменьшается примерно в 20 раз (рис. 4).

Рис. 4.

Кривые нарастания вдоль хорды КП интенсивности возмущений, возбуждаемых внешним акустическим полем частотой 169 Гц: без отсоса (1) и при наличии отсоса (2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Впервые показано, что распределенный отсос через гидравлически гладкую мелкоперфорированную поверхность является эффективным средством затягивания положения перехода из ламинарного состояния в турбулентное на крыловом профиле. Данный способ управления позволяет снизить в 10 раз интенсивность естественных возмущений пограничного слоя, а при наложении искусственных возмущений на частоте субгармоники интенсивность волны уменьшается примерно в 20 раз. Установлено также, что распределенный отсос существенно влияет на среднее течение, вплоть до устранения отрыва пограничного слоя вблизи задней кромки крыла.

Список литературы

  1. Качанов Ю.С., Козлов В.В., Левченко В.Я. Возникновение турбулентности в пограничном слое // Новосибирск: Наука, 1982. 151 с.

  2. Бойко А.В., Грек Г.Р., Довгаль А.В., Козлов В.В. Физические механизмы перехода к турбулентности в открытых течениях // М.; Ижевск: НИЦ “Регулярная и хаотическая динамика”, Институт компьютерных исследований, 2005. 304 с.

  3. Schubauer G.B., Skramsted H.K. Laminar boundary layer oscillation and stability of laminar flow // NACA Rep. 1948. № 909.

  4. Струминский В.В., Лебедев Ю.Б., Фомичев В.М. Влияние градиента температуры вдоль поверхности на протяженность ламинарного пограничного слоя газа // ДАН СССР. 1986. Т. 289. № 4. С. 813–816.

  5. Dovgal A.V., Levchenko V.Y., Timofeev V.A. Boundary layer control by a local heating of the wall // Laminar–Turbulent Transition / Ed. by D. Arnal, R. Michel. B.: Springer-Verlag, 1990. IUTAM Symposium. P. 113–121.

  6. Grek G.R., Kozlov V.V., Titarenko S.V. An experimental study on the influence of riblets on transition // J. Fluid Mech. 1996. V. 315. P. 31–49.

  7. Luchini P. Asymptotic analysis of laminar boundary-layer flow over finely grooved surfaces // Eur. J. Mech. B/Fluids. 1995. V. 14. № 2. P. 169–195.

  8. Arnal D., Juillen J.C., Reneaux J., Gasparian G. Effect of wall suction on leading edge contamination // Aerosp. Sci. Technol. 1997. V. 8. P. 505–517.

  9. Abegg C., Bippes H., Janke E. Stabilization of boundary-layer flows subject to crossflow instability with the aid of suction // Laminar–Turbulent Transition / Ed. by H.F. Fasel, W.S. Saric. Berlin: Springer-Verlag, 2000. IUTAM Symposium. P. 607–612.

  10. Abu-Ghanamm B. J., Shaw R. Natural transition of boundary layers – the effects of turbulence, pressure gradient, and flow history // J. Mech. Eng. Sci. 1980. V. 22. P. 213–228.

  11. Козлов В.В., Левченко В.Я., Щербаков В.А. Развитие возмущений в пограничном слое при щелевом отсасывании // Учен. зап. ЦАГИ. 1978. Т. 9. № 2. С. 99–105.

  12. Бойко А.В., Козлов В.В., Сызранцев В.В., Щербаков В.А. Активное управление вторичной неустойчивостью в трехмерном пограничном слое // Теплофизика и Аэромеханика. 1999. Т. 6. № 2. С. 181–192.

  13. Литвиненко Ю.А., Козлов В.В., Чернорай В.Г., Грек Г.Р., Лефдаль Л.Л. Управление неустойчивостью поперечного течения скользящего крыла с помощью отсоса // Теплофизика и аэромеханика. 2003. Т. 10. № 4. С. 559–567.

Дополнительные материалы отсутствуют.