Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления, 2020, T. 493, № 1, стр. 9-12

ТОПОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРУЕМЫХ СИСТЕМ БИЛЛИАРДАМИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ЧИСЛОВЫХ ИНВАРИАНТОВ

В. В. Ведюшкина 1*, В. А. Кибкало 1**, академик РАН А. Т. Фоменко 1***

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Москва, Россия

* E-mail: arinir@yandex.ru
** E-mail: slava.kibkalo@gmail.com
*** E-mail: atfomenko@mail.ru

Поступила в редакцию 18.05.2020
После доработки 18.05.2020
Принята к публикации 04.06.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Сформулирован локальный вариант гипотезы А.Т. Фоменко о моделировании интегрируемых систем биллиардами. Доказано, что биллиардные системы реализуют произвольные числовые метки инвариантов Фоменко–Цишанга. Тем самым, числовые метки априори не являются топологическим препятствием к реализуемости слоения интегрируемой системы биллиардом.

Ключевые слова: интегрируемость, гамильтонова система, биллиард, инвариант Фоменко–Цишанга, CW-комплекс

В последние годы были получены принципиальные результаты в исследовании явления интегрируемости в биллиардах и изучении свойств таких систем. Так, для ряда важных классов биллиардов оказалась верна гипотеза Биркгофа (как полиномиальная версия [1], см. также [24], так и локальная версия [5, 6]). Тем самым, нашла широкое подтверждение глубокая связь между интегрируемостью биллиарда в односвязном пространстве постоянной кривизны и принадлежностью гладких дуг границы к семейству кривых одного из двух типов: софокусных квадрик (в том числе вырожденных) или концентрических окружностей и радиусов (для биллиардов в постоянном магнитном поле, см. [7, 8]).

В то же время В.В. Ведюшкиной в [9] было построено принципиально новое расширение класса интегрируемых биллиардов – класс биллиардных книжек. Движение частицы задается на двумерном CW-комплексе, 2-клетки которого есть плоские столы интегрируемых биллиардов (листы книжки), ограниченные дугами одного и того же семейства кривых. Каждой 1-клетке (гладкой граничной дуге 2-клетки – корешку книжки) приписана перестановка инцидентных ей 2-клеток. Она задает переход частицы с листа на лист после удара о границу.

Системы таких биллиардных книжек обладают слоением Лиувилля. Отметим, что добавление к биллиардам на каждом из листов книжки одинакового подходящего потенциала (в случае квадрик, например, подходит потенциал типа Гука) или постоянного магнитного поля (в случае окружностей) будет сохранять это свойство.

В классе биллиардов на столах-комплексах удалось реализовать топологические инварианты [10] слоений Лиувилля достаточно широкого класса интегрируемых гамильтоновых систем (ИГС) с двумя степенями свободы и их особенностей (например, [9, 11]). Обзор полученных результатов имеется в работе В.В. Ведюшкиной и А.Т. Фоменко [12]. А.Т. Фоменко сформулировал фундаментальную гипотезу о реализации (моделировании) ИГС с помощью интегрируемых биллиардов и выделил классы биллиардов I–VIII (включающие биллиардные книжки, биллиарды с магнитным полем, биллиарды с потенциалом, биллиарды на плоскости Минковского; о свойствах таких систем см. [1315]).

Раздел C гипотезы посвящен вопросу о лиувиллевой эквивалентности (послойной гомеоморфности слоений Лиувилля) ИГС и биллиарда в подходящих зонах энергии. Напомним, что полный классифицирующий инвариант этого отношения – инвариант Фоменко–Цишанга (меченая молекула) – есть граф с числовыми и буквенными метками, см. [10].

Поскольку справедливость раздела C гипотезы в полном объеме пока не ясна, А.Т. Фоменко поставил вопрос о реализации произвольных значений каждой из “компонент” меченой молекулы по отдельности. Разделы A (доказан в [9]) и B (доказан для важного подкласса атомов без звездочек, об этом см. в [14]) гипотезы предполагают, что каждый буквенный инвариант при вершине (задающий класс послойной гомеоморфности окрестности особого слоя, или 3-атом, см. [10]) и каждая грубая молекула (граф с символами атомов в вершинах, но без числовых меток) реализуются в инвариантах биллиардов.

Оставался открытым вопрос: любые ли значения числовых меток моделируются биллиардными системами? Метки r = p/qQ mod 1 или r = ∞, и ε = ±1) стоят на ребре молекулы, а метка nZ – на некоторых специальных подграфах, называемых семьями. Верна следующая

Теорема 1. Любая числовая метка r, ε или n в любой меченой молекуле W ИГС реализуется как одна из меток того же типа в меченой молекуле W* подходящего биллиарда.

Доказательство. 1. Пары r = p/q, ε = 1 и r = p/q, ε = –1 реализуются биллиардной книжкой Ω(p, q) из q листов типа B0 (см. рис. 1а). Перестановка на выпуклой гиперболической дуге равна σ = (12…q), а на выпуклой эллиптической дуге σp. Остальные перестановки тождественны. Грубая молекула имеет тип A–A.

Рис. 1.

а – стол типа B0, б – листы a, x, b, y, c в проекции на плоскость, в – склейка биллиарда Ω3 = Ω3,3.

Пара r = ∞, ε = 1 реализуется биллиардом в круге (на трехмерном ненулевом уровне энергии), а пара r = ∞, ε = –1 – биллиардом в круге при добавлении постоянного магнитного поля (см. [14]). Грубая молекула тоже имеет вид AA. Тем самым, имеем дополнительный результат.

Утверждение 1. Гипотеза C верна для всех слоений с грубой молекулой A–A: любое такое слоение (задаваемое парой меток r, ε) реализуется как слоение подходящего биллиарда из классов I–VIII.

Замечание 1. Изменение меток (r, ε) при замене ориентации указаны в [10] и зависят от типов атомов (например, 2 атома А) на концах ребра и значения метки r. Реализация меток (r, ε) в других случаях обсуждается ниже.

2. Метка n сопоставляется каждой семье инварианта Фоменко–Цишанга, т.е. связному подграфу из седловых атомов, прообраз которого образует единое расслоение Зейферта. В изученных ранее ИГС и биллиардах типичными значениями метки n были только 0, 1, 2.

Для kN построим серию биллиардных книжек Ωk, инвариант Фоменко–Цишанга которых имеет некоторую семью с меткой n = k.

Рассмотрим k экземпляров X1, …, Xk стола плоского биллиарда внутри эллипса bx2 + ay2 = ab. Выберем значения b < λ1 < … < λk– 1 < a, т.е. k – 1 гиперболу, софокусную этому эллипсу. Разрежем столы X2, …, Xk – 1 по двум гиперболам с параметрами λi– 1 и λi, а столы X1 и Xk по одной гиперболе λ1 и λk – 1 соответственно. Полученные фрагменты стола Xi обозначим буквами a, x, b, y, c и оснастим индексом i (см. рис. 1б для стола X2).

Склейка книжки происходит по граничным дугам листов ai, xi, bi, yi, ci, лежащих на гиперболах λ1, …, λ– 1. Схематично она указана на рис. 1в для стола Ω3. Точки пересечения кривых соответствуют дугам склейки (корешкам книжки), а сегменты кривых между ними – листам книжки. Двум ветвям гиперболы с параметром λj соответствуют перестановки σj, ρj, приведенные в табл. 1.

Таблица 1.

Перестановки на границах склейки для столов Ωk

Гипербола ρi σi
i = 1 (b1, c1, y2, c2) (a2, x2, a1, b1)
2 ≤ ik – 2 (bi, yi, yi +1, ci+1) (ai+ 1, xi+ 1, xi, bi)
i = k – 1 (bk– 1, yk– 1, bk, ck) (ak, bk, xk– 1, bk– 1)

Инвариант Фоменко–Цишанга биллиарда Ωk содержит семью из k – 1 3-атома C2 (образующих дерево без разветвлений). Метка n на ней равна k > 0 или –k (в зависимости от ориентации), т.е. принимает любое ненулевое значение. Случай n = 0 реализуется, например, биллиардом в области bi. Теорема 1 доказана.

Локальная гипотеза А.Т. Фоменко. Развивая результат теоремы 1 и утверждения 1, поставим вопрос о реализации меток вместе с их “носителями”, т.е. “локальный” аналог общей гипотезы C.

Гипотеза. Каждое из нижеперечисленных подмножеств инварианта Фоменко–Цишанга ИГС реализуется как подмножество инварианта Фоменко–Цишанга некоторого интегрируемого биллиарда:

1. (реберный инвариант) ребро с выбранной парой меток (r, ε);

2. (усиление пункта 1) ребро с выбранной парой меток (r, ε) между двумя выбранными атомами;

3. (инвариант семьи) выбранная метка n на некоторой семье;

4. (усиление пункта 3) выбранная метка n на произвольной выбранной семье S;

5. (меченая окрестность семьи). Выбранная семья с выбранной меткой n на ней и выбранными реберными инвариантами (r, ε) на ее внешних ребрах;

6. (меченая окрестность ребра). Две семьи S1 и S2 с метками n1 и n2, выбранные граничные торы которых соединены ребром с произвольным выбранным реберным инвариантом (r, ε).

Замечание 1. Пункты 1 и 3 вместе составляют доказанную выше теорему 1.

Утверждение 2. В таблице 2 указано, какие случаи из пункта 2 локальной гипотезы уже реализованы биллиардами. Символами V, V1, V2обозначены произвольные седловые атомы (атомы Bn и Cn описаны в [11]).

Так, случай r = p/q, ε = 1 и атомов A, B реализуется книжкой из q экземпляров стола x2 (см. рис. 1б) с перестановками σ и σp как у книжки Ω(p,q). Метка ε здесь от ориентации не зависит.

Теперь рассмотрим раздел 4. Для серии столов Ωk вид семьи зависел от k, и метка n была равна k. Ее модификация, серия Ωk, k – s строится из Ωk путем удаления 0 ≤ sk пар листов ai1, ci1 …, ais, cis из CW-комплекса и их символов из записи перестановок σj, ρj. При этом инвариант Фоменко–Цишанга (в том числе вид семьи из k – 1 атома C2) не меняется, исключая метку n = ks на этой семье.

В частности, на такой семье сложности 2k – 2 (количество критических окружностей в ее атомах) и валентности 2k (количество граничных торов ее расслоения Зейферта) реализована любая метка |n|k.

Таблица 2.

Реализация реберных инвариантов биллиардами для различных концевых атомов

Метки AA A–V V1V2
r = p/q, ε = 1 Ω(p, q) Аналог Ω(p, q): V = B [11] V1 = Cn, V2 = Cn
r = p/q, ε = –1 Ω(p, q) [11] V1 = Cn, V2 = Cn
r = ∞, ε = 1 [14] и Предл. 7.1 [11] [9] V1 и V2 без звездочек, см. [14]
r = ∞, ε = –1 [14] [9] Предл. 7.2 [11] V1 = V2 = Bn

Утверждение 3. На некоторой семье (заданной явно: она состоит из одного атома-вершины типа 3-атома С2) в классе биллиардных книжек реализуются все значения целочисленной метки n.

Теперь склеим биллиард $\Omega _{k}^{'}$ из k ≥ 0 экземпляров каждой из областей a = a1 и c = c1, и двух экземпляров области b = b1 (занумеруем их верхним индексом). Перестановки σ и ρ на левой и правой ветвях гиперболы λ1 равны σ1 = (a1a2akb1b2) и ρ1 = (b1c1c2ckb2). При всех k инвариант Фоменко–Цишанга содержит одну и ту же семью из одного атома С2 с меткой n = k.

Следствие. Сложность и валентность семьи, вообще говоря, не ограничивают метку n, реализуемую биллиардами на этой семье.

Список литературы

  1. Глуцюк А.А. // ДАН. 2018. Т. 481. № 6. С. 594–598.

  2. Болотин С.В. // Вестн. Моск. ун-та. Матем. Механ. 1990. № 2. С. 33–36.

  3. Bialy M., Mironov A.E. // Adv. Math. 2017. V. 313. P. 102–126.

  4. Bialy M., Mironov A.E. // J. Geom. Phys. 2017. V. 115. P. 150–156.

  5. Avila A., Simoi J.De, Kaloshin V. // Ann. of Math. 2016. V. 184. № 2. P. 527–558.

  6. Kaloshin V., Sorrentino A. // Ann. of Math. 2018. V. 188. № 1. P. 315–380.

  7. Bialy M., Mironov A.E. // J. Phys. A. 2016. V. 49. № 45. 455101. 18 p.

  8. Бялый М., Миронов А.Е. // УМН. 2019. Т. 74. В. 2 (446). С. 3–26.

  9. Ведюшкина В.В., Харчева И.С. // Матем. сб. 2018. Т. 209. № 12. С. 17–56.

  10. Болсинов А.В., Фоменко А.Т. Интегрируемые гамильтоновы системы. Геометрия, топология, классификация. Ижевск: Изд. дом “Удмуртский университет”, 1999. Т. 1. 444 с.

  11. Ведюшкина В.В., Фоменко А.Т. // Изв. РАН. Серия матем. 2019. Т. 83. № 6. С. 63–103.

  12. Ведюшкина В.В., Фоменко А.Т. // Вестн. Моск. ун-та. Матем. Механ. 2019. № 3. С. 15–25.

  13. Пустовойтов С.Е. // Фунд. прикл. мат. 2019. Т. 22. № 6. С. 201–225.

  14. Fomenko A.T., Vedyushkina V.V. // Russ. J. Math. Phys. 2019. V. 26. № 3. C. 320–333.

  15. Каргинова Е.Е. // Матем. сб. 2020. Т. 211. № 1. С. 3–31.

Дополнительные материалы отсутствуют.

Инструменты

Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления