Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления, 2023, T. 513, № 1, стр. 27-43

НОВЫЙ КУРС “АЛГЕБРА + ИНФОРМАТИКА”: КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ И С ЧЕГО ОН ДОЛЖЕН НАЧИНАТЬСЯ

А. В. Боровик 1*, В. В. Кондратьев 1**

1 University of Manchester
Manchester, United Kingdom

* E-mail: alexandre@borovik.net
** E-mail: kondratjew239@gmail.com

Поступила в редакцию 22.11.2022
После доработки 26.12.2022
Принята к публикации 01.02.2023

Аннотация

Лозунг “Программирование – это вторая грамотность” был сформулирован более 40 лет назад [13], но так и не воплотился в жизнь. Статья развивает и детализирует этот старый лозунг, предлагая объединить основное математическое образование в школах с образованием в области информатики/программирования. Необходимым условием для такого объединения является глубокая структурная реформа школьного математического образования. Мы не говорим об адаптации математики 20-го века к 21-му веку – как это описано в [10, 19], мы имеем в виду математическое образование 21-го века для математики 21-го века. Насколько нам известно, эта работа является первой попыткой начать надлежащее технико-экономическое обоснование этой реформы. Объем статьи не позволяет нам затронуть деликатные социально-политические (и финансовые) стороны реформы, мы рассматриваем только общие учебные и дидактические аспекты и возможные направления реформы. В частности, мы указываем подходы к разработке предметно-ориентированного языка (DSL) в качестве основы для всех аспектов нового курса.

Список литературы

  1. Altınel T., Borovik A., Cherlin G. Simple Groups of Finite Morley Rank, Amer. Math. Soc. Monographs Series, Amer. Math. Soc., Providence, RI, 2016.

  2. Benson I., Thorpe J. Thinking with arrows for mathematical thought. Mathematics Teaching. Association for Teaching of Mathematics. 2022. P. 281.

  3. Boersma M. Domain-Specific Languages Made Easy. Manning Publication, 2020.

  4. Borovik A.V. Mathematics under the Microscope: Notes on Cognitive Aspects of Mathematical Practice. Amer. Math. Soc., Providence, RI. 2009.

  5. Borovik A. http://bit.ly/2d6EncgBeing in control. In Understanding Emotions in Mathematical Thinking and Learning (U. Xolocotzin (ed.). Academic Press, San Diego, 2017, pp. 77–96. http://bit.ly/2d6Encg.

  6. Borovik A.V. http://bit.ly/293orpkEconomy of thought: a neglected principle of mathematics education, in Simplicity: Ideals of Practice in Mathematics and the Arts (R. Kossak and Ph. Ording, eds.). Springer, 2017. P. 241–265. http://bit.ly/293orpk.

  7. Borovik A.V. http://bit.ly/2qYHtstMathematics for makers and mathematics for users. In Humanizing Mathematics and its Philosophy: Essays Celebrating the 90th Birthday of Reuben Hersh (B. Sriraman ed.), Birkhauser, 2017. P. 309–327. http://bit.ly/2qYHtst.

  8. Borovik A. The Kolmogorov reform of mathematics education in the USSR. To appear as a chapter in D. De Bock (Ed.), Modern Mathematics–An International Movement?, Springer Nature, 2022.

  9. Borovik A., Gardiner T. The Essence of Mathematics – Through Elementary Problems.Open Book Publishers, 2019. 396 p.

  10. Borovik A., Kocsis Z., Kondratiev V. Mathematics and mathematics education in the 21st century, 2021. arXiv:2201.08364 [math.HO].

  11. Borovik A., Yalçınkaya Ş. Adjoint representations of black box groups ${\text{PS}}{{{\text{L}}}_{2}}({{\mathbb{F}}_{q}})$. J. Algebra. 2018. V. 506. P. 540–59.

  12. Borovik A. Shadows of the Truth: Metamathematics of Elementary Mathematics. In preparation, draft: www.borovik.net/ST.pdf.

  13. Ershov A.P. Programming, the second literacy. Microprocessing and Microprogramming. 1981. V. 8. P. 1–9.

  14. Флeтчep T. Thinking with arrows. Mathematics Teaching. Association for Teaching of Mathematics. 1971. P. 057.

  15. Gardiner D. Teaching Mathematics at Secondary Level. OpenBook Publishers, 2016.

  16. Gardiner D. https://demorgangazette.files.wordpress.com/2021/02/fc116-gardiner_teacher_preparation_and_support_31aug18.pdfTowards an effective national structure for teacher preparation and support in mathematics, The De Morgan Gazette. 2018. V. 10. № 1. P. 1–10.

  17. Gerofsky S. A linguistic and narrative view of word problems in mathematics education. For the Learning of Mathematics. 1996. V. 16. № 2. P. 36–45.

  18. Fowler M. Domain Specific Languages. Addison-Wesley Professional, 2010.

  19. Khalin V., Vavilov N., Yurkov A. The skies are falling: Mathematics for non-mathematicians. Submitted.

  20. Koblitz N. The case against computers in K-13 math education (Kindergarten through Calculus). The Mathematical Intelligencer. 1996. V. 18. № 1.

  21. Semenov A., Polikarpov S., Rudchenko T. The future of mathematics education. Mathematics in School. 2022. V. 1. № 114.

  22. Sirotin V. SI Units, 2022. https://github.com/vsirotin/si-units.

  23. Viete F. The Analytic Art (Translated by T. Richard Witmer.) Dover Publications Inc., Mineola, NY, 1983.

  24. Voelter M. et al. DSL Engineering. Designing, Implementing and Using Domain-Specific Languages. 2010. http://dslbook.org.

  25. Алексеева О.В., Ищенко И.Н. Методика обучения решению текстовых задач в начальной школе. Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Комсомольск-на-Амуре, 2019.

  26. Арнольд И.В. Принципы отбора и составления арифметических задач. Известия АПН РСФСР. 1946. Вып. 6. С. 8–28. Reprinted in Арнольд И.В. Принципы отбора и составления арифметических задач. Мoscow, МЦНМО, 2008.

  27. Баженова Н.Г., Одоевцева И.Г. Теория и методика решения текстовых задач. Флинта, Москва, 2012.

  28. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Москва, Владос, 2007.

  29. ЯКласс, https://www.yaklass.ru/p/matematika/5-klass/naturalnye-chisla-13442/reshenie-tekstovykh-zadach-arifmeticheskim-sposobom-13747/Текстовые задач и их решение арифметическим способом. Accessed 11 October 2022.

Дополнительные материалы отсутствуют.

Инструменты

Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления