Доклады Российской академии наук. Науки о Земле, 2020, T. 492, № 1, стр. 66-70

ИЗОТОПНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАРБОНАТОВ ПОРОД ЗЕЛЕНОКАМЕННЫХ ПОЯСОВ КАК ИНДИКАТОР ВОЗМОЖНОГО ИСТОЧНИКА ФЛЮИДОВ В ГРАНУЛИТОВЫХ КОМПЛЕКСАХ ДОКЕМБРИЯ: ПРИМЕР ИЗ ЗЕЛЕНОКАМЕННОГО ПОЯСА ГИЯНИ И ГРАНУЛИТОВОГО КОМПЛЕКСА ЛИМПОПО (ЮАР)

А. С. Митяев 12*, О. Г. Сафонов 124, В. Н. Реутский 3, О. П. Изох 3, Д. А. Варламов 1, В. М. Козловский 5, Д. Д. ван Ринен 4, член-корреспондент РАН Л. Я. Аранович 51

1 Институт экспериментальной минералогии им. Д.С. Коржинского Российской академии наук
Черноголовка, Московская область, Россия

2 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Москва, Россия

3 Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук
Новосибирск, Россия

4 Департамент геологии, Университет Йоханнесбурга
Йоханнесбург, ЮАР

5 Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук
Москва, Россия

* E-mail: classic_ten@mail.ru

Поступила в редакцию 11.03.2020
После доработки 13.03.2020
Принята к публикации 13.03.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

В сообщении представлены данные об изотопном составе углерода и кислорода карбонатов из пород зеленокаменного пояса Гияни, кратон Каапвааль, Южная Африка. Этот пояс непосредственно сопряжен с региональной зоной сдвиговых деформаций Хоут-Ривер, по которой Южная Краевая Зона (ЮКЗ) гранулитового комплекса Лимпопо надвинута на кратон Каапвааль. Значения δ13C для карбонатов двух образцов метапелитов составляют –2.1 и –2.2‰, для образца метаультрабазита –5.1‰, а для двух образцов метабазитов –7.1 и –7.7‰ соответственно. Значения δ18О составляют 17.1 и 17.5‰ для карбонатов из метапелитов, 14.3‰ для карбонатов из метаультрабазита, 12.9 и 13.0‰ для карбонатов из метабазитов. Сравнение полученных данных с опубликованными по изотопному составу карбонатов из пород различных зеленокаменных поясов показывает, что карбонатный материал в изученных породах имеет как гидротермальное (в метабазитах и метаультрабазите), так и осадочное (в метапелитах) происхождение. На основе сравнения этих данных с δ13C углерода магнезита, возникавшего в ультраосновных гранулитах в ходе взаимодействия комплекса Лимпопо с кратоном, углерода графита и флюидных включений в лейкократовых гранатсодержащих гранитоидах, переносивших флюиды, а также изотопного состава углерода графита из метапелитов ЮКЗ, сделан вывод о том, что источник углерода находился за пределами ЮКЗ и представлял собой гетерогенный карбонатсодержащий субстрат. Им могли служить карбонатсодержащие вулканогенно-осадочные толщи зеленокаменных поясов кратона Каапвааль, испытавшие проградный метаморфизм при взаимодействии с гранулитами ЮКЗ.

Ключевые слова: изотопия углерода, флюиды, зеленокаменные пояса, комплекс Лимпопо, карбонаты, архей

Богатые CO2 флюиды играли определяющую роль в процессах формирования докембрийских гранулитовых комплексов, расположенных по периферии древних континентальных блоков (кратонов) [1]. Внутренним источником CO2 в гранулитах могли служить карбонаты и графит, присутствовавшие в породах до метаморфизма. Однако продуцирование CO2 в результате разложения карбонатов или окисления графита наиболее эффективно на прогрессивной стадии метаморфизма, тогда как активное воздействие углекислых флюидов на регрессивной стадии эволюции гранулитовых комплексов было связано преимущественно с разнообразными внешними источниками. В качестве такого главного источника рассматриваются CO2-содержащие основные магмы, аккумулировавшиеся в основании континентальной коры в ходе плавления в верхней мантии и служившие также источником тепла для метаморфизма [2]. В ходе регрессивной стадии метаморфизма, связанной с подъемом к поверхности, гранулитовые комплексы активно взаимодействовали с древними континентальными блоками. Породы этих блоков также могли служить источником флюидов, в том числе богатых CO2, воздействующих на гранулиты.

Активное взаимодействие горячих гранулитов с кратоном хорошо охарактеризовано для Южной Краевой Зоны (ЮКЗ) неоархейского-палеопротерозойского (2.72–2.01 млрд. лет) гранулитового комплекса Лимпопо, ЮАР [3]. Эта зона является классическим примером надвига высокометаморфизованных пород на древний кратон Каапвааль [3]. Прогрессивный метаморфизм пород кратона при надвиге гранулитов ЮКЗ в период времени 2.69–2.66 млрд. лет сопровождался выделением из них водно-углекислых флюидов, которые взаимодействовали с гранулитами вдоль тектонических зон или через гранитоидные интрузии. Значения δ13С углерода магнезита (–5.5…–6.0‰), возникавшего в ультраосновных гранулитах в ходе этого взаимодействия [4], углерода графита (‒6.5…–8.6‰) и флюидных включений (–4.1 ± ± 1.2‰) в лейкократовых гранатсодержащих гранитоидах [5], переносивших флюиды, значительно отличаются от изотопного состава углерода графита из метапелитов ЮКЗ (–12.5…–15.2‰) [6]. Этот факт подтверждает наличие некоего источника углерода, который находился за пределами ЮКЗ и представлял собой, вероятно, гетерогенный карбонатсодержащий субстрат. Им могли служить карбонатсодержащие вулканогенно-осадочные толщи зеленокаменных поясов кратона Каапвааль, испытавшие проградный метаморфизм при взаимодействии с гранулитами ЮКЗ. Этот вывод был сделан в [5] на основе сравнения приведенных выше изотопных данных с обобщенными данными об изотопном составе карбонатов пород зеленокаменных поясов различных кратонов, в том числе поясов кратона Каапвааль, удаленных от комплекса Лимпопо (например, пояс Барбертон [7]). Данные же для пород зеленокаменных поясов, непосредственно контактирующих с комплексом Лимпопо, отсутствовали.

В данном сообщении приведены результаты определений изотопного состава углерода и кислорода карбонатов пород зеленокаменного пояса Гияни, сопряженного с региональной зоной сдвиговых деформаций Хоут-Ривер, по которой гранулиты ЮКЗ надвинуты на кратон Каапвааль. Пояс Гияни сложен, главным образом, слабометаморфизованными сланцами ультраосновного, основного и изредка кислого состава, а также железистыми кварцитами, метапелитами и доломитами [8]. В северной части пояса присутствуют блоки пород, испытавших метаморфизм при давлениях до 6.5 кбар и температурах 550–600°С под воздействием гранулитов [9]. Эти блоки заключены в породы более низкой степени метаморфизма, среди которых широко представлены карбонатсодержащие разности. Проградный метаморфизм таких пород вполне мог приводить к выделению водно-углекислых флюидов, проникавших в гранулиты через зону Хоут-Ривер.

Исследованы пять образцов карбонатсодержащих пород из северной части пояса Гияни [8, 9]. Метаультрабазит (образец 17-6) состоит из зональных кристаллов амфибола и акцессорных ильменита и магнетита, погруженных в хлорит-карбонатную матрицу. Карбонат, слагающий около 8 об. % породы, представлен доломит-анкеритом с магнезиальностью XMg = Mg/(Mg + Fe) = = 0.40–0.45 (составы минералов определялись на электронном сканирующем микроскопе “Tescan” Vega IIXMU с энергодисперсионным спектрометром “INCA” Energy 450 в ИЭМ РАН). Два образца метабазитов, 17-8 и 17-5, содержат зональные кристаллы амфибола с варьирующей концентрацией CaO, биотит с XMg = 0.42–0.46 и 1.6–2.3 мас. % TiO2, кварц, плагиоклаз (XAn = = 0.25), акцессорные ильменит, апатит и сульфиды железа. Содержание карбонатных минералов в образцах составляет ∼10 об. %. В образце 17-8, помимо преобладающего кальцита, присутствуют два карбоната доломит-анкеритового состава с магнезиальностями 0.6 и 0.4 соответственно. В метабазите 17-5 карбонат представлен только кальцитом. Бóльшее содержание биотита выражено в более высоком валовом содержании K2O (2.28 мас. % в отличие от 0.36 мас. % в образце 17-8). Образцы карбонатсодержащих метапелитов, MAS-13 и MAS-18, различаются количественными соотношениями кварца, плагиоклаза (XAn = = 0.23), биотита (XMg = 0.48, TiO2 = 2.5–3 мас. %), акцессорных ильменита, апатита и фосфатов РЗЭ. В породах присутствуют как кальцит (∼9 об. %), так и доломит-анкеритовый карбонат (<1%).

Анализ изотопного состава углерода и кислорода карбонатов из указанных образцов проводился в ЦКП МИИ СО РАН на базе ИГМ СО РАН (Новосибирск). Карбонатный материал отбирался из образцов с помощью абразивного сверла. Карбонатную пудру далее разлагали в ортофосфорной кислоте при температуре 60°С в устройстве GasBenchII. Для Fe-содержащих карбонатов время реакции было увеличено до 160 ч. Изотопный состав углерода в выделившемся чистом СО2 анализировался на масс-спектрометре “Finnigan” MAT-253 в режиме постоянного тока гелия. Точность измерений δ13C карбонатного материала контролировалась международным стандартом NBS-19 (δ13C = +1.9‰, δ18О = –2.2‰) и составляла 0.1‰ для δ13C и 0.3‰ для δ18О.

Измеренные значения δ13C и δ18О приведены в табл. 1. Значения δ13C находятся в пределах интервала δ13CPDB = –0.5 до –9‰, характерных для карбонатов в породах архейских зеленокаменных поясов (см. обзорную таблицу в [7]). Значения δ13C для карбонатов из образцов метаультрабазита и метабазитов совпадают со значениями, типичными для глубинных источников углерода, ‒6 ± 2‰ PDB [10] (рис. 1), что оправдано для продуктов метаморфизма ультраосновных и основных вулканических пород. Однако значения δ18О этих карбонатов заметно выше тех, что характеризуют глубинные источники [10] (рис. 1). Полученные значения δ13C и δ18О для карбонатов из метаультрабазита и метабазитов (табл. 1) близки к интервалам –4…–6‰ и 8–14‰ соответственно, выделенным Д. Гроувсом и соавт. [11] для карбонатов в зонах региональной флюидной проработки ультраосновных и основных пород в архейских зеленокаменных поясах Западной Австралии (рис. 1). Более “тяжелые” значения δ13C для карбонатов метапелитов MAS-13 и MAS-18 (табл. 1) попадают в интервал от –1 до –2.5‰, выделенный теми же авторами [11] для карбонатов – продуктов воздействия морской воды на породы морского дна (рис. 1). Однако значения δ18О для таких карбонатов (8–12‰; [11]) заметно ниже тех, которые получены для карбонатов из метапелитов MAS-13 и MAS-18 (17.1 и 17.5‰; табл. 1, рис. 1). Значения δ18О для карбонатов из метапелитов MAS-13 и MAS-18 смещены в сторону значений, характерных для карбонатов, равновесных с морской водой при низких температурах (>20‰; например, в [12]) и близки к значениям, характерным для докембрийских морских карбонатов [13] (рис. 1). Пересчет валовых составов этих пород по методу А.А. Предовского с учетом ∼6 об. % CaCO3 в их составе показал, что геохимические характеристики метапелитов MAS-13 и MAS-18 соответствуют грауваккам. Таким образом, они, скорее всего, представляют собой продукты метаморфизма кластического материала с примесью карбонатов как гидротермального, так и хемогенного осадочного происхождения.

Таблица 1.

Значения δ13C и δ18О для карбонатов из пород зеленокаменного пояса Гияни, ЮАР

Образец Порода δ13C δ18О
17-6 метаультрабазит –5.1 14.3
17-8 метабазит –7.7 12.9
17-5 метабазит –7.1 13.0
MAS-13 метапелит –2.1 17.1
MAS-18 метапелит –2.2 17.5
Рис. 1.

Соотношения δ13CPDB от δ18ОSMOW для карбонатов из изученных метапелитов MAS-13 и MAS-18 (серые треугольники), метабазитов 17-5 и 17-8 (серые круги) и метаультрамафита 17-6 (серый квадрат) в сравнении с опубликованными данными: (1) – (3) карбонаты из пород различных архейских зеленокаменных поясов [7], (4) поле, выделенное Д. Гроувсом и соавт. [11] для карбонатов в зонах региональной флюидной проработки ультраосновных и основных пород в архейских зеленокаменных поясах Западной Австралии, (5) поле, выделенное теми же авторами [11] для карбонатов – продуктов воздействия морской воды на породы морского дна. Нанесены поля для глубинного источника углерода [10], для метаморфизованных осадочных карбонатных пород [7] и для докембрийских морских карбонатов [13].

На рис. 2 полученные значения δ13C для карбонатов пород зеленокаменного пояса Гияни сопоставлены с данными по изотопному составу углерода в различных породах ЮКЗ гранулитового комплекса Лимпопо, контактирующей с этим зеленокаменным поясом. Значения δ13C для доломит-анкерита из метаультрабазита 17-6 (табл. 1) близко к значениям δ13C = –5.5…–6.0‰ для магнезита из ультраосновных гранулитов ЮКЗ [4] (рис. 2). Однако вряд ли такое совпадение означает наследование карбонатов в гранулитах из ультраосновных пород зеленокаменных поясов. Магнезит в гранулитах не является минералом пика метаморфизма, а возникал лишь на регрессивной стадии при температурах порядка 670°С и давлениях 6 кбар вследствие воздействия водно-углекислых флюидов [4]. По нашему мнению, совпадение значений δ13C указывает на то, что источником этих флюидов могли быть породы зеленокаменных поясов, погруженных под гранулиты ЮКЗ.

Рис. 2.

Изотопный состав углерода карбонатов из изученных пород зеленокаменного пояса Гияни: пелитов MAS-13 и MAS-18 (большие белые круги), метаультрабазит 17-6 (большой светло-серый круг), метабазитов 17-5 и 17-8 (большие темно-серые круги). Для сравнения приведены опубликованные данные по δ13CPDB графита из метапелитов формации Бандерлиеркоп [6] (звездочки), графита из гранатсодержащей трондьемитовой жилы [6] (маленький серый круг), карбонатов из метаультрабазитовых гранулитов формации Бандерлиеркоп [4] (серые квадраты). Темно-серый прямоугольник показывает диапазон δ13CPDB гидротермальных карбонатов из зеленокаменных поясов [7], светло-серый прямоугольник показывает  диапазон  δ13CPDB  флюидных  включений  в кварце и карбонатах гидротермальных жил в зеленокаменных поясах [7], белые многоугольники – δ13CPDB флюидных включений, а маленькие черные круги – δ13CPDB графита из лейкократовых гранатсодержащих гранитодов ЮКЗ комплекса Лимпопо [5].

О.Г. Сафонов и соавт. [5] определили вариации δ13C = –5.6…–2.5‰ для углерода флюидных включений в минералах гранатсодержащих лейкократовых гранитоидов, внедренных в метапелиты ЮКЗ на регрессивной стадии метаморфизма (рис. 2). Верхнее значение этого интервала близко к δ13C для карбонатов из метапелитов MAS-13 и MAS-18 (табл. 1, рис. 2). Породообразующая ассоциация силикатных минералов в этих метапелитах биотит+плагиоклаз+кварц – это потенциальный субстрат для образования гранатсодержащих гранитоидных магм при анатексисе [14], тогда как карбонаты в этих породах могут служить источником CO2, впоследствие сопровождавшего эти магмы [5]. Нижнее значение δ13C, выше приведенного интервала δ13C, схоже с изотопным составом углерода карбонатов из метаультрабазита 17-6 (табл. 1, рис. 2). Это указывает на то, что флюиды, высвобождавшиеся при метаморфизме ультраосновных пород зеленокаменных поясов, также участвовали в образовании гранитоидных магм, вероятно, в подошве гранулитового комплекса в ходе его взаимодействия с кратоном. Таким образом, полученные изотопные данные подтверждают вывод, сделанный прежде нами на основе изучения уникальных магнезитсодержащих включений в гранатах лейкократовых гранитоидов ЮКЗ [15].

Список литературы

  1. Santosh M., Omori S. // Gondwana Research. 2008. V. 13. P. 86–102.

  2. Bohlen S., Mezger K. // Science. 1989. V. 244. P. 326–329.

  3. Van Reenen D.D., Smit C.A., Perchuk A.L., Huizenga J.M., et al. // In A. Kröner and A. Hofmann (eds.), The Archaean Geology of the Kaapvaal Craton, Southern Africa, Regional Geology Reviews, Springer Nature. 2019. P. 185–224.

  4. Van Schalkwyk J.F., Van Reenen D.D. // Precam. Res. 1992. V. 55. P. 337–352.

  5. Safonov O.G., Reutsky V.N., Varlamov D.A., et al. // Gondwana Res. 2018. V. 60. P. 129–152.

  6. Vennemann T.W., Smith H.S. // Precam. Res. 1992. V. 55. P. 365–397.

  7. Sarangi S., Sarkar A., Srinivasan R., et al. // J. Asian Earth Sci. V. 52. P. 1–11.

  8. McCourt S., Van Reenen D.D. // Precam. Res. 1992. V. 55. P. 93–110.

  9. Perchuk L.L., Gerya T.V., Van Reenen D.D., et al. // Mineral. Petrol. 2000. V. 69. P. 109–142.

  10. Kyser T.K. // In: Valley J.W., Taylor H.P., O’Niel J.R. (Eds.), Stable Isotopes in High Temperature Geological Processes. Book-Crafters, Chelsea, MI. 1986. P. 141–164.

  11. Groves D.I., Golding S.D., Rock N.M.S., et al. // Nature. 1988. V. 331. P. 254–257.

  12. Kim S.-T., O’Neil J.R. // Geochim. Cosmochim. Acta. 1997. V. 61. P. 3461–3475.

  13. Shields G., Veizer J. // Precambrian Marine Carbonate Isotope Database: Version 1.1 // Geochem. Geophys. Geosys. (G3). 2002. V. 3. P. U1–U12.

  14. Weinberg R.F., Hasalová // Lithos. 2015. V. 212–215. P. 158–188.

  15. Safonov O.G., Mityaev A.S., Yapaskurt V.O., et al. // Gondwana Res. 2020. V. 77. P. 147–167.

Дополнительные материалы отсутствуют.