Доклады Российской академии наук. Науки о Земле, 2020, T. 492, № 1, стр. 35-38

НИКЕЛЬ-АНТИМОНИДНАЯ МИНЕРАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ: ПРОДУКТ ПЕРЕКРИСТАЛЛИЗАЦИИ РУД Sn–Pb–Zn-МЕСТОРОЖДЕНИЯ ЮЖНОЕ (СИХОТЭ-АЛИНЬ, РОССИЯ)

В. В. Раткин 1*, Л. Ф. Симаненко 1, В. Г. Гоневчук 1, О. А. Елисеева 1

1 Дальневосточный геологический институт Дальневосточного отделения Российской академии наук
Владивосток, Россия

* E-mail: ratkin@yandex.ru

Поступила в редакцию 23.10.2019
После доработки 07.03.2020
Принята к публикации 12.03.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

При минералого-геохимическом исследовании глубоких горизонтов месторождения Южное впервые обнаружена уникальная для мезозойских (Sn)–Pb–Zn-жильных руд минеральная ассоциация с нисбитом (NiSb2) и брейтгауптитом (NiSb). Кроме антимонидов никеля, в ее составе установлены нестехиометричный сульфоантимонид серебра переменного состава (минерал X), пирротин II, гудмундит II, сереброносные халькопирит II и станнин II. Нисбит и брейтгауптит образуют мельчайшие мирмекитовидные срастания с пирротином II, локализующиеся на границе различных рудных минералов ранних ассоциаций. Наиболее характерна приуроченность микрографических сростков к контакту пирротина I и галенита. Формирование субмикроскопических сростков мирмекитовидного строения в галенит–сфалерит–пирротиновых-рудах жильного типа связывается с процессами перекристаллизации руды во флюидно-термальном поле пострудной интрузии лейкогранитов. Новые данные существенно расширяют температурный интервал устойчивости парагенезисов с антимонидами никеля.

Ключевые слова: жила, нисбит, брейтгауптит, мирмекит, перекристаллизация, Сихотэ-Алинь

Мирмекитовидные срастания антимонидов никеля с пирротином типичны для руд докембрийских сульфидных Cu–Pb–Zn-месторождений [1], но в более молодых месторождениях они не были обнаружены. Образование этих срастаний считается результатом перекристаллизации и/или парциального плавления сульфидных руд этих месторождений в условиях регионального метаморфизма при температуре более 600°С [1, 2]. Микроскопические двуминеральные срастания мирмекитовидной структуры пирротина с нисбитом NiSb2 и пирротина с брейтгауптитом NiSb были впервые обнаружены в мезозойских жильных касситерит–галенит–сфалеритовых-рудах на глубоких горизонтах месторождения Южное.

Жильное тело месторождения Южное залегает в раннемеловых песчаниках и алевролитах и прослежено от поверхности (гор. + 1100 м) на глубину более 700 м (до гор. + 350 м). Образование руд генетически связывается с интрузиями раннесеноманских монцодиоритов с Rb–Sr-возрастом около 95 млн лет [3]. Околожильные метасоматиты с верхних горизонтов месторождения датированы K–Ar-методом в интервале 84–88 млн лет [4]. На юго-западном фланге месторождения в 200 м ниже рудной зоны скважинами вскрыта интрузия поздних маастрихтских лейкогранитов, датированных авторами в ДВГИ ДВО РАН по слюдам – 65.8 ± 1.5 млн лет.

Стадийность заполнения собственно жильных руд на глубине сходна с предложенной для жилы № 4 ранее [5]. Выявлена последовательная смена трех минеральных ассоциаций. Отличие в составе жил глубоких горизонтов месторождения от верхних заключается в значительном уменьшении в них карбонатов.

(1) Кварцкасситеритарсенопиритовая ассоциация начинает собственно рудный процесс и проявлена в виде минеральных агрегатов в зальбандах жилы.

(2) Кварцхалькопиритсфалеритпирротиновая ассоциация слагает основную часть жил. Главные минералы – пирротин-I и сфалерит с мелкими включениями пирротина, халькопирита и станина. Пирротин немагнитный, гексагональный, заметно обогащен никелем (до 137 г/т). Только на юго-западном фланге жилы в зоне влияния поздней интрузии лейкогранитов, по нашим данным, пирротин слабомагнитен. Он отчетливо перекристаллизован и демонстрирует типоморфную для термально преобразованных сульфидных руд структуру тройных углов стыковки.

(3) Сульфосольноантимонидногаленитовая ассоциация присутствует на глубине в сфалерит–пирротиновых-рудах в виде гнезд и полосовидных обособлений. Галенит, как и на верхних горизонтах месторождения [5, 6], несет мелкую неравномерно рассеянную вкрапленность гудмундита-I, самородной сурьмы и серебра, их интерметаллических соединений и разнообразных сурьмяных сульфосолей Ag и Pb.

На юго-западном глубоком фланге месторождения в жиле обнаружены зоны наложенной амфиболитизации, где ранние сульфиды пересекаются лучистыми агрегатами тремолита. Здесь же присутствуют тонкие секущие ранние руды прожилки кварца с молибденитом и самородным висмутом. K–Ar-датирование амфибола (ДВГИ ДВО РАН) показало, что поздние метасоматиты образовались в маастрихте (66 ± 4 млн лет). Мы полагаем, что Mo–Bi-минерализация и наложенная амфиболитизация связаны с находящейся рядом интрузией маастрихтских лейкогранитов, апикальная грейзенезированная часть которой пронизана кварцевыми прожилками с халькопиритом и молибденитом.

Мирмекитовидные срастания пирротина II с нисбитом и брейтгауптитом обнаружены в сульфидных рудах вблизи их контакта с пострудной интрузией гранитоидов. Размер зерен минералов колеблется от долей до 5 мкм. Кроме антимонидов никеля и пирротина II, среди мирмекитовых срастаний местами присутствуют гудмундит II, станнин II, халькопирит II и сульфоантимонид серебра переменного состава (минерал Х). По оптическим свойствам минерал Х не отличим от дискразита, но по химизму он принадлежит к неидентифицированной фазе системы Ag–Sb–S. Особенностью минерала Х является невыдержанность состава, проявляющаяся даже в одном зерне. Наиболее значительны вариации содержаний серы – от 1.92 до 8.5 мас. % (табл. 1). Точки анализов минерала Х на фазовой диаграмме Ag–Sb–S (рис. 1) располагаются в области трехкомпонентного расплава, стабильного при температуре 600°С.

Таблица 1.

Представительные анализы состава минералов микрографических срастаний (мас. %)

Горизонт (м), № обр. Минерал Cu Fe Ag Ni Sn Sb S Cумма
+440, 413 Нисбит нпо 0.67 нпо 19.15 нпо 79.26 нпо 99.08
+403, 415 Брейтгауптит нпо 1.15 нпо 31.14 нпо 68.02 нпо 100.31
+440, 411 Минерал Х нпо нпо 58.61 нпо нпо 39.05 2.16 99.82
+403, 418 Минерал Х нпо нпо 64.57 нпо нпо 33.73 3.41 101.71
+440, 411 Гудмундит-II 1.86 27.35 3.08 нпо нпо 51.13 16.71 100.13
+403, 418 Станнин-II 25.77 11.38 7.54 нпо 25.53 нпо 29.59 99.81
+440, 413 Халькопирит-II 32.75 29.98 2.95 нпо нпо нпо 34.27 99.95

Примечание. Анализы выполнены на микроанализаторе “JXA”-8100 (ДВГИ ДВО РАН, аналитик Г.Б. Молчанова). нпо – ниже предела обнаружения.

Рис. 1.

Положение состава минерала Х на фазовой диаграмме системы Ag–Sb–S при 600°С. Составы показаны в атомных процентах (по [7]).

Как правило, все мирмекитовидные срастания антимонидов никеля и минерала Х с пирротином II обособляются в виде микроагрегатов на границе различных минералов ранних ассоциаций. Наиболее характерна приуроченность микрографических сростков к контакту пирротина I и галенита (рис. 2).

Рис. 2.

Морфология субграфических срастаний нисбита с пирротином. po – пирротин; gn – галенит; nsb – нисбит. Морфология микрографических срастаний нисбита с пирротином и карты распределения в них Ni, Sb, Fe, S в рентгеновских лучах. а – изображение в поляризованном отраженном свете. б – изображение во вторичных электронах. в–е – снимки в характеристических рентгеновских излучениях: в – Ni Kα; г – Sb Lα; д – Fe Kα; е – S Kα.

Местами антимониды никеля и минерал Х образуют самостоятельные вкрапления в галените (до 60 мкм в поперечнике) и гипидиоморфные срастания с серебросодержащими станнином II и халькопиритом II. Аномально высокие содержания серебра в станнине указывают на присутствие в его составе окартитовой компоненты, характерной для высокотемпературного окартит-станниного изоморфного ряда. В табл. 1 приведены анализы с максимальными содержаниями установленных примесей.

Приуроченность новообразованных субмикроскопических мирмекитовидных нисбит–пирротиновых-агрегатов к контакту никеленосного пирротина с аномально обогащенным сурьмой галенитом указывает на их образование в результате мобилизации и диффузии химических элементов к границам минералов. Этот процесс произошел при термальном воздействии на руды поздней интрузии гранитоидов. Сопряженность участка перекристаллизации руд и зон наложенной амфиболитизации с кварц–молибденитовыми-прожилками позволяет предположить участие межпорового флюида в диффузии.

При нагреве возникали, вероятно, обособленные скопления сложного металлоносного сульфо-антимонидного расплава, который мог мигрировать. Присутствие наложенного на руды тремолита, окартитовой компоненты в станнине-II и особенности состава минерала Х позволяет предполагать, что он образовался при температуре не ниже 600°С, как это следует из экспериментального изучения Ni–Sb- [2] и Ag–Sb–S-систем [7].

Представляется, что при понижении температуры, аналогично модельным построениям, описанным в работе [8], реализовался процесс дифференциации расплава с появлением обособляющихся фаз. Как итог, часть компонентов выводилась из системы локальной “капли”. При этом первым обвально кристаллизовался с образованием пирротин-нисбитовой микрографики расплав, лишившийся серебра и низкоплавких элементов халькофильной группы (Sn, Cu). Отделившийся сереброносный расплав при дальнейшем понижении температуры кристаллизовался с образованием микрографических срастаний, среди которых преобладал минерал Х.

Как и на колчеданных месторождениях, претерпевших метаморфизм [1, 2], появление никель-антимонидных ассоциаций в рудах месторождения Южное связано с их высокотемпературной перекристаллизацией. В рудах этого месторождения процесс с участием антимонидов никеля происходил в более широком интервале температур. Начавшись при температуре около 600°С, перекристаллизация и переотложение руд завершились, судя по присутствию в срастаниях с антимонидами никеля гудмундита и моноклинного пирротина, при температуре не выше 280 ± 10°С [5] (гудмундит устойчив ниже 280 ± 10°С [9]). Таким образом, впервые показана высокотемпературная перекристаллизация руд на касситерит–галенит–сфалеритовых-месторождениях Приморья, обусловленная термальным воздействием пострудных интрузий, которая также изменяет их минеральный состав, как и низкотемпературные гидротермальные преобразования [5].

Список литературы

  1. Frost B.R., Mavrogenes J.A., Tomkins A.G. Partial Melting of Sulfide Ore Deposits during Medium- and High-grade Metamorphism // Canadian Mineralogist. 2002. V. 40. P. 1–18.

  2. Rao B.G., Parihar R., Pruseth K.L., et al. The Occurrence of Breithauptite and Nisbite-like Sb-Ni Phases at Sindesar-Khurd, Rajasthan, India: Implications for Melt-assisted Sulfide Remobilization // The Canadian Mineralogist. 2017. V. 55. № 1. P. 75–87.

  3. Гоневчук В.Г., Гоневчук Г.А., Лебедев В.А., и др. Монцонитоидная ассоциация Кавалеровского рудного района (Приморье): геохронология и некоторые вопросы генезиса // Тихоокеанская геология. 2011. Т. 30. № 3. С. 20–31.

  4. Стрижкова А.А., Василенко Г.П., Загряжская Г.Д. Связь оловянной минерализации с глубинным базальтоидным магматизмом (на примере Краснореченского рудного узла) // В кн.: Геология и металлогения рудных районов Дальнего Востока. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1985. С. 49–60.

  5. Бортников Н.С., Бородаев Ю.С., Вяльсов Л.Н., и др. Редкие минералы сурьмы и их парагенезисы в рудах месторождения Южного (Тетюхинский район, Южное Приморье) // В кн.: Новые данные о минералах СССР. Вып. 34. М.: Наука, 1975. С. 3–13.

  6. Казаченко В.Т. Южное свинцово-цинковое месторождение // В кн.: Геодинамика, магматизм и металлогения Востока России. Владивосток: Дальнаука. 2006. С. 673–676.

  7. Keighin C.W., Honea R.M. The System Ag–Sb–S from 600 to 200°C // Mineralium Deposita. 1969. № 4. P. 153–171.

  8. Mavrogenes J., Frost R., Sparks H.A. Experimental Evidence of Sulfide Melt Evolution via Immiscibility and Fractional Crystallization // Canadian Mineralogist. 2013. V. 51. P. 841–850.

  9. Barton P.B., Jr. The Fe–Sb–S System // Economic Geology. 1971. V. 66. № 1. P. 121–132.

Дополнительные материалы отсутствуют.