Доклады Российской академии наук. Науки о Земле, 2022, T. 504, № 2, стр. 183-188
Акустический и магнитный эффект падения болида 17.11.2021 г.
Ю. С. Рыбнов 1, *, С. А. Рябова 1, **, А. А. Спивак 1, ***
1 Институт динамики геосфер
имени академика М.А. Садовского
Российской академии наук
Москва, Россия
* E-mail: y.rybnov@mail.ru
** E-mail: riabovasa@mail.ru
*** E-mail: aaspivak100@gmail.com
Поступила в редакцию 25.02.2022
После доработки 28.02.2022
Принята к публикации 01.03.2022
- EDN: LTKTZN
- DOI: 10.31857/S2686739722060135
Аннотация
Приведены результаты инструментальных наблюдений за акустическими колебаниями и геомагнитными вариациями в период падения болида 17.11.2021 г. в районе г. Ижевск (Россия). Показано, что взрыв болида сопровождался акустическим сигналом и проявился в вариациях магнитного поля. По данным акустических наблюдений, выполненных в трех пунктах, определен вероятный район разрушения болида и оценена энергия акустического источника. Отмечается, что геомагнитный эффект, вызванный взрывом болида, имеет нелокальный характер и наблюдается на эпицентральных расстояниях до ~4000 км.
Постоянный интерес к изучению эффектов, сопровождающих падение космических тел на Землю, определяется наряду с оценкой астероидной и кометной опасности также возможностью рассмотрения вопросов, связанных с закономерностями распространения возмущений в атмосфере, вызванных сильными природными событиями, и описанием поведения атмосферы в условиях экстремальных возмущений [1, 2]. Одновременно с этим изучение эффектов, сопутствующих падению и взрывному разрушению болидов, позволяет расширить представления о механизмах взаимодействия и преобразования геофизических полей в приповерхностных слоях атмосферы [3].
Известные работы [4–7] посвящены изучению локальных возмущений в области взрывного разрушения болидов. При этом основное внимание уделяется оптическим эффектам, на основе которых оцениваются координаты взрыва и энергия события. Трудности, возникающие при разработке адекватных моделей, описывающих последствия входа болидов в атмосферу с учетом всех эффектов, связаны с недостатком наблюдательного материала. Имеющиеся к настоящему времени результаты инструментальных наблюдений и теоретических построений, касающихся волновых движений в атмосфере или же электромагнитных возмущений при падении болидов, [8–10] требуют статистического обоснования.
В настоящей работе на примере одного из событий 17.11.2021 г.11 демонстрируются акустический и магнитный эффект болида, взрывное разрушение которого произошло в ~16:30 UTC в районе г. Ижевск.
В качестве исходных привлекались результаты инструментальных геомагнитных наблюдений, выполненных среднеширотными обсерваториями, входящими в сеть INTERMAGNET (табл. 1), и среднеширотной Геофизической обсерваторией “Михнево” (MHV; 54.94° с.ш.; 37.73° в.д.) ИДГ РАН, а также данные регистрации микробарических вариаций в MHV, в г. Звенигороде (ZVE; территория ИНАСАН; 55.69° с.ш.; 36.76° в.д.) и в Центре геофизического мониторинга г. Москвы (ЦГМ; 55.71° с.ш.; 37.57° в.д.) [11, 12]. Данные обсерваторий сети INTERMANGET представляли собой цифровые ряды с периодом дискретизации 1 мин, обсерватории MHV – цифровые ряды с частотой дискретизации 1 Гц. Акустическая регистрация выполнялась с частотой дискретизации 20 Гц.
Таблица 1.
Международный код | Расположение | Широта | Долгота | R, км | ΔBH, нТл |
---|---|---|---|---|---|
ARS | Арти, РФ | 56.43 | 58.57 | ~410 | ~2 |
BOX | Борок, РФ | 58.07 | 38.23 | ~825 | ~3 |
MHV* | Михнево, РФ | 54.94 | 37.73 | ~930 | ~3 |
KIV | Киев, Украина | 50.72 | 30.3 | ~1600 | ~1.5 |
NVS | Новосибирск, РФ | 54.85 | 83.23 | ~1930 | ~2.5 |
BEL | Бельск, Польша | 51.84 | 20.79 | ~2085 | ~4 |
BDV | Будков, Чешская Республика | 49.08 | 14.02 | ~2655 | ~2 |
BFO | Блэк Форест, Германия | 48.33 | 8.32 | ~3045 | ~2.5 |
IRT | Иркутск, РФ | 25.27 | 104.45 | ~3315 | ~3.5 |
CLF | Шамбон-ла-Форе, Франция | 48.02 | 2.26 | ~3425 | ~2.5 |
HAD | Хартленд, Англия | 51.0 | 355.52 | ~3635 | ~3 |
MMB | Мемамбецу, Япония | 43.91 | 144.19 | ~6140 | ~2 |
Метеорологические параметры атмосферы (температура Т и влажность W воздуха, атмосферное давление Р0, скорость ветра V, мощность солнечного излучения S0) регистрировались с помощью цифровой автоматической метеостанции Davis Vantage Pro2.
Акустический эффект. Наблюдаемые инструментально микробарические вариации связаны с ударной волной, вызванной взрывоподобным разрушением болида [6, 13]. Характеристики волнового возмущения, регистрируемого на больших эпицентральных расстояниях R от места взрыва болида преимущественно в виде инфразвуковых волн, определяются величиной выделенной в атмосферу энергии и состоянием самой атмосферы. Пример записи акустического сигнала, вызванного взрывом болида 17.11.2021 г., приведен на рис. 1 (данные MHV). Следует отметить, что сигналы, зарегистрированные в ZVE и ЦГМ, близки по характеристикам к сигналу, приведенному на рис. 1. Зарегистрированные в разных пунктах сигналы распространялись с примерно одинаковой скоростью (~306–310 м/с). Регистрация в трех пунктах позволила оценить эпицентральную область взрывного разрушения болида, которая представлена на рис. 2. Согласно нашим оценкам, можно принять, что эпицентр взрыва болида находился ориентировочно в точке с координатами 57.48° с.ш. и 52.09° в.д.
Результаты спектрального анализа акустического сигнала приведены на рис. 3 (для примера выбран сигнал, зарегистрированный в ZVE). Из рис. 3 следует, что максимум спектральной плотности соответствует частоте ~0.94 Гц. Оценка энергии взрыва болида Q выполнялась на основе метода, предложенного в работах [14, 15]. Метод основан на свойстве вызванного взрывом акустического сигнала сохранять значение преимущественной частоты f0 при его распространении на значительные расстояния. В нашем случае оценка дает значение Q ≈ (8–9) × 1010 Дж.
Геомагнитный эффект. Анализ результатов инструментальных наблюдений, выполненный в настоящей работе, показывает, что падение болида сопровождалось характерными вариациями магнитного поля. Следует отметить, что сутки 17.11.2021 г. характеризовались невозмущенными магнитными условиями (в табл. 2 приведены значения Кр-индекса и станционного (MHV) К-индекса магнитной активности). Это значительно облегчило выделение вызванных болидом вариаций магнитного поля на фоне суточного хода. На рис. 4 приведены вариации наиболее чувствительной к внешним воздействиям горизонтальной компоненты магнитного поля ВН в период взрывного разрушения болида по данным обсерваторий INTERMAGNET и обсерватории MHV. Из графиков рис. 4 следует, что взрыв болида вызвал бухтообразное уменьшение ВН на всех рассмотренных эпицентральных расстояниях R. При этом максимальная амплитуда вызванных взрывом болида вариаций горизонтальной составляющей магнитного поля ΔВН заключена в узком интервале: от ~1.5 до ~4 нТл (табл. 1). Характерно, что вызванные вариации наблюдаются во всех обсерваториях примерно в одно и то же время, близкое ко времени взрыва болида. В данном случае это может свидетельствовать о глобальном характере возмущения магнитного поля, либо высокой скорости распространения вызванного болидом локального возмущения по ионосфере.
Таблица 2.
Индекс | Время суток | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
0–3 | 3–6 | 6–9 | 9–12 | 12–15 | 15–18 | 18–21 | 21–24 | |
К | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 |
Кр | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Результаты инструментальных наблюдений показывают, что помимо геомагнитных вариаций в период взрыва болида отчетливо регистрируются вариации магнитного поля в период прихода в точку наблюдений вызванного взрывом акустического сигнала. На рис. 5 приведены возмущения магнитного поля, вызванные приходом акустического сигнала. Из рис. 5 видно, что пришедший в MHV в ~17:27 UTC акустический сигнал вызвал бухтообразное уменьшение горизонтальной компоненты геомагнитного поля в течение ~30 мин, осложненное знакопеременными вариациями ΔВН.
В целом можно констатировать, что взрывное разрушение болида вызывает не только волновые возмущения в атмосфере, но и значимые по амплитуде геомагнитные вариации в приземной атмосфере, причем как в период взрыва болида, так и в период прихода акустического сигнала в точку регистрации.
Вопрос о механизмах, определяющих вариации магнитного поля Земли непосредственно в период взрывных разрушений космических объектов, окончательно не решен. Полученные данные свидетельствуют о значительных скоростях распространения сигнала (не менее десятков км/с), а также высокой синхронности наведенных геомагнитных вариаций в пунктах, расположенных на разных, в ряде случаев значительных, расстояниях друг от друга. Вероятнее всего возмущение магнитного поля вызывается в этом случае акустическим воздействием на ионосферу Земли в эпицентральной зоне события.
Список литературы
Астероидно-кометная опасность: вчера, сегодня, завтра / Под ред. Б.М. Шустова, Л.В. Рыхловой. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010. 384 с.
Катастрофические воздействия космических тел / Под ред. В.В. Адушкина и И.В. Немчинова. М.: ИКЦ “Академкнига”, 2005. 310 с.
Адушкин В.В., Рябова С.А., Спивак А.А. Геомагнитные эффекты природных и техногенных процессов. М.: ГЕОС, 2021. 264 с.
Адушкин В.В., Попова О.П., Рыбнов Ю.С., Кудряв-цев В.И., Мальцев А.Л., Харламов В.А. Геофизические эффекты Витимского болида 24.09.2002 г. // ДАН. 2004. Т. 397. № 5. С. 685–688.
Бернгард О.И., Добрынина А.А., Жеребцов Г.А., Михалев А.В., Перевалова Н.П., Ратовский К.Г., Рахматуллин Р.А., Саньков В.А., Сорокин А.Г. Геофизические явления, сопровождавшие падение Челябинского метеорита // ДАН. 2013. Т. 452. № 2. С. 205–207.
Рыбнов Ю.С., Попова О.П., Харламов В.А. Оценка энергии Челябинского болида по спектру мощности длиннопериодных колебаний атмосферного давления // Динамические процессы в геосферах. Вып. 5. М.: ГЕОС. 2014. С. 78–85.
Beech M., Foschini L.A. A Space Charge Model for Electriophonic Busters // Astron. Astrophys. 1999. V. 345. P. L27–L31.
Adushkin V.V., Nemchinov I.V. Consequences of Impacts of Cosmic Bodies on the Surface of the Earth // Hazards due to Comets and Asteroids / Ed. T. Gehrels. Tucson; London: Univ. Arizona Press, 1994. P. 721–778.
Ковалева И.Х., Ковалев А.Т., Попова О.П. и др. Электромагнитные эффекты, генерируемые в ионосфере Земли при падении метеоритов // Динамические процессы в геосферах. 2014. Вып. 5. С. 26–47.
Price C., Blum M. ELF/VLF Radiation Produced by the 1999 Leonid Meteors // Earth, Moon, Planets. 2000. V. 82/83. P. 545–554.
Адушкин В.В., Овчинников В.М., Санина И.А., Ризниченко О.Ю. “Михнево”: от сейсмостанции № 1 до современной геофизической обсерватории // Физика Земли. 2016. № 1. С. 108–120.
Спивак А.А., Кишкина С.Б., Локтев Д.Н., Рыбнов Ю.С., Соловьев С.П., Харламов В.А. Аппаратура и методики для мониторинга геофизических полей мегаполиса и их применение в Центре геофизического мониторинга г. Москвы ИДГ РАН // Сейсмические приборы. 2016. Т. 52. № 2. С. 65–78.
Edwards W.N. Meteor Generated Infrasound: Theory and Observation / In: Infrasound Monitoring for Atmosph. Stud. Springer, Dordrech. 2010. P. 361–414.
Адушкин В.В., Рыбнов Ю.С., Спивак А.А. Оценка энергии источников инфразвукового возмущения в атмосфере по спектру волновых форм // Триггерные эффекты в геосистемах. М.: ГЕОС, 2019. С. 416–426.
Адушкин В.В., Рыбнов Ю.С., Спивак А.А. Инфразвук в атмосфере. М.: ТОРУС ПРЕСС, 2020. 332 с.
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Доклады Российской академии наук. Науки о Земле