Доклады Российской академии наук. Науки о Земле, 2023, T. 508, № 2, стр. 240-244

Первый плейстоценовый бобр Castor fiber (Castoridae, Rodentia) из Гобийского Алтая, Монголия

А. М. Клементьев 12*, А. М. Хаценович 14, Д. Базаргур 3, Я. Цэрэндагва 3, Д. В. Марченко 1, Е. П. Рыбин 1, Б. Гунчинсурэн 3, Д. У. Олсен 4, член-корреспондент РАН А. И. Кривошапкин 1

1 Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук
Новосибирск, Россия

2 Институт земной коры Сибирского отделения Российской академии наук
Иркутск, Россия

3 Институт археологии Монгольской академии наук
Улан-Батор, Монголия

4 Аризонский университет
85721-0030 Тусон, 1009, США

* E-mail: klem-al@yandex.ru

Поступила в редакцию 05.10.2022
После доработки 02.11.2022
Принята к публикации 02.11.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

Из пещерного местонахождения Цагаан-Агуй (Гобийский Алтай, Монголия) описан фрагмент локтевой кости бобра Castor fiber Linnaeus, 1758. Это первая находка данного вида в Монголии в ископаемом состоянии. Сейчас этот вид является вымершим в пустыне Гоби, но находка его в отложениях пещеры является свидетельством благоприятных условий его обитания в некоторый период плейстоцена. На окружающих территориях (Сибирь и Дальний Восток) плейстоценовые находки C. fiber также являются довольно редкими. Приводится географический обзор находок ископаемых бобров в Центральной Азии, Южной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Ключевые слова: плейстоцен, Castor fiber, Монголия, Гобийский Алтай

В 2021 г. были возобновлены раскопочные работы на пещерном местонахождении Цагаан-Агуй в Гобийском Алтае с целью уточнения строения разреза и отбора естественнонаучных проб [1]. Было заложено два раскопа, материалы которых содержали археологические и палеозоологические находки. В раскопе 21/1 обнаружена смесь ископаемых, полуископаемых и современных остатков костей млекопитающих, птиц и рептилий Гобийского Алтая. Среди материала совершенно неожиданно для этой природной зоны (пустыня) был обнаружен единственный фрагмент кости евразийского бобра. Ранее этот вид в ископаемом состоянии для пещеры, так же, как и в целом для Монголии, был не известен. Приводим описание этой находки, возможную ее датировку и сведения об ископаемых и субфоссильных бобрах сопредельных территорий.

В работе представлено описание фрагмента левой локтевой кости евразийского бобра из пещеры Цагаан-Агуй (Гобийский Алтай). При обработке материала использовались литературные данные и сравнительная коллекция по современному бобру Castor fiber, а также ископаемые сборы на раннечетвертичном местонахождении Малые Голы.

Ulna sin. (ЦА 21/1, Level 2, № 665), рис. 1, табл. 1. Сохранилась верхняя половина кости, поврежден локтевой бугор. Кость имеет типичные признаки, характерные для евразийского бобра [2]: задний край кости в верхней части сильно выпукл назад, выше proc. coracoideus он резко отклоняется вперед; латеральная поверхность диафиза от середины incisura semilunaris и ниже имеет продольное желобообразное углубление с гребневидно выступающими краями в верхней его части; передняя поверхность диафиза ниже incisura semilunaris заострена в продольный гребень; ширина перехвата сустава incisura semilunaris посредине составляет 61% ширины ее в нижней части; медиальная поверхность кости у incisura semilunaris вогнута в передне-заднем и верхне-нижнем направлениях. Этими признаками она ничем не отличается от голоценовых и современных C. fiber. Небольшие отличия касаются, вероятно, индивидуальной изменчивости (меньшая массивность валика, ограничивающего впадину на медиальной поверхности кости у incisura semilunaris, вогнутость переднего края olecranon). Заметные отличия наблюдаются только в размерных характеристиках – найденная кость заметно меньше современных (табл. 1). Сохранность костного вещества отличается от основной массы ископаемых костей – ткань прокрашена в кремово-розовый цвет с пятнами окислов марганца, плотная, издает при постукивании характерный для сильно фоссилизованных костей фарфоровый звон [3]. По этим признакам образец значительно древнее остального материала из пещеры, является переотложенным и предварительно отнесен к раннему–среднему плейстоцену. На поверхности кости также имеются белесые корочки от выпота почвенных карбонатов. Ископаемый плиоценовый бобр из Эртэмте (Внутренняя Монголия) был описан в работе М. Шлоссера [4], но для локтевой кости приводится только высота локтевого отростка, для кости из Цагаан-Агуй этот промер измерить не удается. В связи с возможным присутствием ископаемого бобра-трогонтерия на этой территории также приводим отличия этой кости от подобной кости Trogontherium [5]. В первую очередь, это уплощенная выпуклая поверхность заднего края (у Trogontherium этот край не выпуклый и заостренный); широкая фасетка для плечевой кости (у Trogontherium она ýже и не простирается над фасеткой для локтевой); узкая ровная фасетка для локтевой кости (у Trogontherium она широкая и вогнутая); значительно меньшие размеры (табл. 1).

Рис. 1.

a–в – фрагмент левой локтевой кости ископаемого бобра Castor fiber (ЦА21/1, L2, № 655) из пещеры Цагаан Агуй (Гобийский Алтай, Монголия): a – вид с латеральной стороны; б – вид спереди; в – вид с медиальной стороны. г–е – верхний отдел левой локтевой кости современного бобра C. fiber (Калининградская обл.): г – вид с латеральной стороны; д – вид спереди; е – вид с медиальной стороны.

Таблица 1.

Размеры проксимальных элементов локтевой кости у речных бобров

Промеры, в мм Castor fiber
Цагаан-Агуй, (ЦА21/1, L2, № 655) Современный, Калининградская область [Громова, 1950]
1. Ширина сустава 7.7 11.4 10–15
2. Высота сустава 13.6 14.5 13–19
3. Поперечник у proc. coracoideus 9.4 15.2
4. Поперечник у proc. coronoideus 10.1 15.6
5. Поперечник диафиза 7.3 11.0 9–13
6. Перехват incisura semilunaris 4.7 5.9
Отношение 6:1 61 51.8 <65

Раскоп 2021/1, в котором была найдена кость бобра (слой 2), расположен в устье маленькой галереи, соединяющей Большой и Малый гроты. Стратиграфическая последовательность включает три слоя: два верхних – голоценовые, содержащие смешанные археологические и палеонтологические материалы времени плейстоцена и голоцена, и нижний, эфемерный – плейстоценовый. Материал верхних двух слоев был перемещен из Большого и Малого грота, но также, в результате деятельности животных, из узких меандров галереи. Нижние слои 12 и 13 Большого грота датируются около 500–700 тыс.л.н. палеомагнитным методом [6], и, нельзя исключать, что из них может происходить кость бобра, однако, эти даты, как и хронологические определения для других слоев, полученные в 1990-е гг., требуют пересмотра, именно на это направлен новый цикл работ в пещере. О существовании в окрестностях пещеры Цагаан-Агуй ландшафтов, благоприятных для евразийских бобров, со смешанно-широколиственными и хвойно-широколиственными лесами, свидетельствуют палинологические данные низов разреза отложений [6]. На основании сохранности и палеоботанических данных можно сделать вывод об окончательном исчезновении C. fiber в пределах Гобийского Алтая (и вероятно, всей Гоби) в результате исчезновения речной сети, обеспечивавшей существование пойменных лесов и кустарников.

В пределах Центральной Азии ископаемый бобр C. fiber представлен малочисленным ископаемым материалом (рис. 2). На сегодняшний день ископаемые бобры рода Castor известны в близлежащем Китае и представлены тремя видами, из которых вид C. (Sinocastor) anderssoni является достоверно миоцен-плиоценовым [7, 8]. Этот вид также известен из плиоцена Забайкалья, в бассейне р. Селенги [9]. Указание на присутствие C. (S.) cf. zdanskyi в местонахождении Шамар [10] не подтверждено морфологическим описанием. Вероятно, эти мио-плиоценовые представители подрода Sinocastor были указаны по единичным экземплярам в Монголии: Castor sp. (без подробного описания) в районе озера Орог Нуур [11] и C. (Chalicomys) sp. из холмов Оши котловины Дзерген на юго-западе Монголии [12]. В Центральной Азии к западу от Монголии древнейший ископаемый бобр C. aff. fiber указан для плиоценовых отложений Есекарткана [13]. Непосредственно C. fiber, ископаемые и голоценовые, известны в соседней Сибири из многих местонахождений [1418]. На Дальнем Востоке их остатки встречаются значительно реже [1921]. Интересными находками являются остатки ископаемых бобровых плотин в бассейне реки Лены [14, 22]. В северном Китае остатки евразийских бобров также очень редки. Они известны для среднеплейстоценовых отложений Чжоукоудяня 1 [23] и упомянуты из позднеплейстоценовых отложений (местонахождение Харбин) в провинции Хэйлунзянь [24]. Отдельные находки плейстоценового возраста C. anderssoni из Китая требуют систематической ревизии [25]. Небольшая популяция местных бобров в настоящее время выживает на реке Булган на крайнем западе Монголии и в соседнем Синьцзяне в Китае [26].

Рис. 2.

Расположение пещеры Цагаан Агуй и местонахождения остатков ископаемых и субфоссильных бобров в Центральной Азии, Южной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Таким образом, бобры рода Castor являются для Монголии автохтонным родом по крайней мере с плиоценового времени. Этот вид существовал даже на территории Гобийского Алтая вплоть до начала аридизации в некоторый период плейстоценовой эпохи. Во время обитания C. fiber в Гобийском Алтае существовала постоянная речная сеть и по крайней мере, кустарниковая растительность в поймах рек. Время исчезновения бобров в Гоби и оптимальных для них биотопов еще предстоит выяснить.

Список литературы

  1. Khatsenovich A.M., Tserendagva Y., Bazargur D., et al. Shelter in an extreme environment: the Pleistocene occupation of Tsagaan Agui Cave in the Gobi Desert // Antiquity. 2022. P. 1–9. https://doi.org/10.15184/aqy.2022.51

  2. Громова В.И. Определитель млекопитающих СССР по костям скелета. Вып. 1. Определитель по крупным трубчатым костям. Тр. Комис. по изуч. четвертич. периода АН СССР. 1950. Вып. IX. 240 с.

  3. Верещагин Н.К. От ондатры до мамонта. Путь зоолога. СПб.: Астерион, 2002. 336 с.

  4. Schlosser M. Tertiary vertebrates from Mongolia // Palaeontologica Sinica. Ser. C. 1924. V. 1. P. 1–119.

  5. Schreuder A. Conodontes (Trogontherium) and Castor from the Teglian Clay compared with the Castoridae from other localities // Arch. du Musee Teilor. 1929. V. 6. Ser. 3. P. 99–318.

  6. Деревянко А.П., Олсен Д., Цэвээндорж Д. и др. Многослойная пещерная стоянка Цаган Агуй в Гобийском Алтае (Монголия) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. № 1. С. 23–36.

  7. Xu X. Evolution of Chinese Castoridae. In: Tomida Y., Li C.K., Setoguchi T. (eds.). Rodent and Lagomorph Families of Asian Origins and Diversification. National Science Museum Monographs, Tokyo. 1994. P. 77–97.

  8. Xu X., Li Q., Flynn L.J. The Beavers (Castoridae) of Yushe Basin. In.: Lawrence J. Flynn and Wen–Yu Wu (eds.). Late Cenozoic Yushe Basin, Shanxi Province, China: Geology and Fossil Mammals. Volume II: Small Mammal Fossils of Yushe Basin. Vertebrate Paleobiology and Paleoanthropology. 2017. P. 71–80https://doi.org/10.1007/978-94-024-1050-1_6

  9. Kawamura Y., Takai M. Pliocene lagomorphs and rodents from Udunga, Transbaikalia, eastern Russia // Asian Paleoprimatology. 2009. V. 5. P. 15–44.

  10. Девяткин Е.В. Кайнозой внутренней Азии. Девяткин Е.В. Кайнозой Внутренней Азии: (Стратиграфия, геохронология, корреляция). М.: Наука, 1981. 196 с.

  11. Berkey C.P., Morris F.K. Geology of Mongolia: a reconnaissance report based on the investigations of the years 1922-1923. Natural history of Central Asia. Vol. 2. American Museum of Natural History. 1927. 475 p. https://doi.org/10.5962/bhl.title.12102

  12. Беляева Е.И. Материалы к характеристике верхнетретичной фауны млекопитающих северо-западной Монголии // Труды Монгольской комиссии. № 33. 1937. С. 5–52.

  13. Тлеубердина П.А. Основные местонахождения гиппарионовой фауны Казахстана и их биостратиграфическая корреляция // Материалы по истории фауны и флоры Казахстана. Т. 10. Алма-Ата: Наука, 1988. С. 38–73.

  14. Арембовский И.В. Ископаемые бобры Восточной Сибири // Труды ИГУ им. А.А. Жданова. Т. 6. Вып. 2. 1954. С. 6–9.

  15. Клементьев А.М. Голоценовые фаунистические группировки Северного Приангарья // Материалы III Всерос. науч. конф. (12-15 марта 2013 г.). Казань: Отечество, 2013. С. 182–185.

  16. Васильев С.К., Кривошапкин А.И., Зенин В.Н., Шалагина А.В. Предварительные итоги исследования остатков мегафауны из отложений пещеры Страшной (Северо-Западный Алтай) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. XXII. 2016. С. 15–22.

  17. Васильев С.К., Козликин М.Б., Колясникова А.С., Шуньков М.В. Костные остатки из голоценовых отложений в южной галерее Денисовой пещеры (материалы 2017 и 2018 годов) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. XXV. 2019. С. 53–58.

  18. Rudaya N., Vasiliev S., Viola B., et al. Palaeoenvironments during the period of the Neanderthals settlement in Chagyrskaya Cave (Altai Mountains, Russia) // Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology. 2017. 467. P. 265–276. https://doi.org/10.1016/j.palaeo.2015.12.007

  19. Алексеева Э.В. Водились ли бобры в Приморье? // Природа. 1974. № 5. С. 81.

  20. Kuzmin Y.V. Vertebrate animal remains from Prehistoric and Medieval settlements in Primorye (Russian Far East) // International Journal of Osteoarchaeology. 1997. V. 7. P. 172–180.

  21. Choe R.S., Han K.S., Kim S.C., et al. Late Pleistocene fauna from Chongphadae Cave, Hwangju County, Democratic People’s Republic of Korea // Quaternary Research. 2020. V. 97. P. 1–13. https://doi.org/10.1017/qua.2020.9

  22. Русанов Б.С. Биостратиграфия кайнозойских отложений Южной Якутии. М.: Наука, 1968. 460 с.

  23. Young C.C. On the Insectivora, Chiroptera, Rodentia and Primates other than Sinanthropus from Locality 1 at Choukoutien // Palaeontologia Sinica. Ser. C. 1934. V. 8. P. 9–134.

  24. Yang Y., Li Q., Fostowicz-Frelik Ł., Ni X. Last record of Trogontherium cuvieri (Mammalia, Rodentia) from the late Pleistocene of China // QI. 2019. V. 513. P. 30–36. https://doi.org/10.1016/j.quaint.2019.01.025

  25. Zhang Z.H. The human and the culture of the Paleolithic period from Liaoning District // Vert. PalAs. 1981. 19 (2). P. 184–192. (in Chinese).

  26. Монгол улсын улаан ном. Улаанбаатар, 2013. С. 94–96.

Дополнительные материалы отсутствуют.