Журнал эволюционной биохимии и физиологии, 2020, T. 56, № 7, стр. 570-570

МЕМАНТИН И АНТАГОНИСТ РЕЦЕПТОРА ИНТЕРЛЕЙКИНА-1 РАЗДЕЛЬНО, НО НЕ В КОМБИНАЦИИ, ОСЛАБЛЯЮТ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У КРЫС В ЛИТИЙ-ПИЛОКАРПИНОВОЙ МОДЕЛИ ВИСОЧНОЙ ЭПИЛЕПСИИ

А. В. Дёмина 1*, О. Е. Зубарева 1, И. В. Смоленский 1, А. А. Карепанов 1, А. М. Ищенко 2, А. В. Зайцев 1

1 ФГБУН Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН
Санкт-Петербург, Россия

2 Государственный научно-исследовательский институт особо чистых биопрепаратов ФМБА
Санкт-Петербург, Россия

* E-mail: adyomina513@gmail.com

Полный текст (PDF)

Эпилепсия в трети случаев фармакорезистентна, при этом коморбидные психические нарушения дополнительно осложняют подбор терапии, поэтому предотвращение эпилептогенеза у людей с риском развития эпилепсия является перспективным терапевтическим подходом.

При эпилептогенезе среди прочих нарушений наблюдается гиперактивация NMDA-рецепторов и гиперпродукция интерлейкина-1β. Целью работы являлась оценка эффектов действия блокатора NMDA-рецепторов мемантина и антагониста рецептора интерлейкина-1 (IL-1ra, Гос. НИИ ОЧБ) при раздельном и совместном курсовом введении в период эпилептогенеза на формирование неврологических и поведенческих нарушений у крыс в литий-пилокарпиновой модели эпилепсии.

Судороги индуцировали у 7-недельных самцов крыс Вистар, которых затем делили на 4 группы и вводили в/б в течение 10 дней: 1) IL-1ra (100 мг/кг × × 5 дней, затем 50 мг/кг × 5 дней), 2) мемантин (5 мг/кг), 3) IL-1ra + мемантин, 4) физ. р-р. Контрольные крысы получали LiCl и физ. р-р в те же сроки.

В результате было выявлено, что применение IL-1ra или мемантина, но не их комбинации, привело к снижению частоты и длительности спонтанных судорог у модельных животных. В поведенческих тестах у крыс без лечения наблюдали увеличение локомоторной активности, снижение социальной активности и нарушение памяти, а ангедония в тесте предпочтения сахарозы не была выявлена. Применение комбинированной терапии привело к снижению времени локомоции, частично улучшило показатели памяти, однако вызвало ангедонию. Введение только IL-1ra усилило социальную активность крыс, но не повлияв на остальные нарушения. Введение только мемантина улучшило показатели памяти, не повлияв на остальные анализируемые параметры, и привело к появлению ангедонии.

Таким образом, раздельное применение мемантина или IL-1ra на стадии эпилептогенеза оказало более выраженный терапевтический эффект, чем их комбинация.

Финансирование работы: РНФ 16-15-10202.

Дополнительные материалы отсутствуют.