Журнал эволюционной биохимии и физиологии, 2020, T. 56, № 7, стр. 657-657

РАСПОЗНАВАНИЕ ВЗРОСЛЫМИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 10-14 ЛЕТ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

А. С. Николаев 1*, Е. Е. Ляксо 1

1 Санкт-Петербургский Государственный Университет
Санкт-Петербург, Россия

* E-mail: al.nikolajew@gmail.com

Полный текст (PDF)

Цель исследования – изучение возможности определения взрослыми возраста, пола и психоневрологического статуса детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) при прослушивании их речевых сигналов. В исследовании приняли участие 10 детей с РАС в возрасте 10–14 лет. В работе использована методика, разработанная в Группе по изучению детской речи СПбГУ (Ляксо и др., 2012). Для перцептивного эксперимента созданы аудиотесты, содержащие речевые сигналы детей, отобранные из записей спонтанной речи. Записи речи взяты из корпуса “AD_Child.Ru” (Lyakso et al., 2019). Речевые сигналы в тестах были разделены 5‑секундными промежутками, тесты предъявлялись однократно. Тесты прослушивали взрослые носители русского языка (аудиторы), которые были разделены на группы в зависимости от профессионального опыта взаимодействия с детьми: студенты 1 курса СПбГПМУ, ординаторы-психиатры, врачи-психиатры. Перед прослушиванием у части аудиторов измеряли пороги слуха, проверяли фонематический слух, проводили дихотическое тестирование. Аудиторам предлагалось при прослушивании речевых сигналов определить возраст детей, их пол и состояние (типичное/атипичное развитие) и внести ответы в анкету. Перцептивный эксперимент показал, что аудиторы определяют возраст детей с РАС ниже реального: в 46% ответов студентов, 38% ответов ординаторов, 48% ответов врачей указан возраст меньше 10 лет. Аудиторы правильно определяют пол детей: мужской пол правильно указан в 92% ответов студентов, 85% ответов ординаторов, 87% ответов врачей, женский – в 93%, 93%, 80% ответов соответственно. Состояние детей студенты определяют хуже, чем ординаторы и врачи: в 27% ответов студентов указано типичное развитие, в 73% атипичное; в 15% ответов ординаторов указано типичное развитие, в 85% – атипичное; типичное развитие указано в 10% ответов врачей, атипичное – в 90% ответов. Обсуждается вопрос о связи психофизиологических характеристик взрослых с их способностью к распознаванию информации, содержащейся в речи детей с РАС.

Финансирование работы: РНФ 18-18-00063.

Дополнительные материалы отсутствуют.