Журнал эволюционной биохимии и физиологии, 2020, T. 56, № 7, стр. 696-696

Формирование понятий с использованием контурных изображений у детей дошкольного возраста

Д. Л. Тихонравов 12*, И. Ю. Голубева 3

1 ФГБУН Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН
Санкт-Петербург, Россия

2 ФГБУ “НМИЦ им. В. А. Алмазова” Минздрава России
Санкт-Петербург, Россия

3 ФГБУН Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН
Санкт-Петербург, Россия

* E-mail: d_tikhonravov@yahoo.com

Полный текст (PDF)

В дошкольном возрасте наблюдаются возрастные изменения в сторону реляционной обработки информации, и формирование понятий является удобным подходом для сравнительного изучения когнитивных способностей у детей. Цель исследования заключалась в изучении способности к формированию понятий с использованием контурных изображений в качестве стимулов у 4–5-летних детей.

Применялся оригинальный методический подход, при котором ребенок в условиях одновременного предъявления четырех объектов самостоятельно выявлял закономерность при выборе стимулов. Скорость формирования понятий “размер” и “форма контура” достоверно не различалась у 4–5-летних детей. Значительный разброс скорости формирования понятий позволил разделить выборку испытуемых на три группы и предположить качественные различия процесса выполнения заданий у разных групп. Дети 1 группы быстро формировали оба понятия (метод “проб и ошибок” применялся по минимуму). Вероятно, у этих детей уже были выработаны указанные понятия, и им просто было необходимо их актуализировать. Дети 1 группы должны были отнести новые изображения к готовым понятиям при помощи дедуктивной функции рассудка. Дети 3 группы длительно формировали понятия “размер” и “форма контура” за счет применения метода “проб и ошибок”, на основе которого это формирование осуществлялось за счет индуктивной функции рассудка. Большинство детей (2 группа) формировали одно понятие и актуализировали другое.

Таким образом, разнородность результатов в группах может говорить о том, что некоторые дети 4–5 лет используют индуктивную функцию рассудка, а некоторые с накоплением различных сформированных понятий начинают использовать дедуктивную функцию рассудка. Планируется использование данного метода в клинической практике при одновременной записи мозговой активности ребенка и показом стимулов на экране монитора компьютера.

Финансирование работы: РФФИ 20-015-00269, госзадание (0134-2019-0005, 075-00776-19-02).

Дополнительные материалы отсутствуют.