Физика плазмы, 2019, T. 45, № 4, стр. 365-368

Диаграмма направленности и спектр излучения плазменной несимметричной вибраторной антенны

Н. Н. Богачев ab*, Н. Г. Гусейн-заде ac, В. И. Нефедов b

a Институт общей физики им. А.М. Прохорова РАН
Москва, Россия

b МИРЭА – Российский технологический университет
Москва, Россия

c Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова
Москва, Россия

* E-mail: bgniknik@yandex.ru

Поступила в редакцию 12.12.2017
После доработки 02.08.2018
Принята к публикации 25.10.2018

Полный текст (PDF)

Аннотация

Проведены сравнительные экспериментальные исследования диаграмм направленности и спектров излучения плазменной несимметричной вибраторной антенны и металлической несимметричной вибраторной антенны. Результаты измерения диаграмм направленности показали сходство двух антенн по направлениям главного и бокового лепестков, меньшую амплитуду максимума диаграммы направленности плазменной антенны, а также ее более узкую направленность. Полученные спектры излучения немодулированного сигнала позволяют оценить величину потерь энергии на создание плазмы в плазменной антенне. В ее спектре обнаружено нелинейное усиление кратных гармоник частоты излучаемого сигнала. Обсуждаются возможные причины этих нелинейных искажений и способ их снижения.

1. ВВЕДЕНИЕ

Плазменные антенны – класс антенн, в которых в качестве волноведущих, излучающих и управляющих элементов используется плазма [16]. Актуальность исследований плазменных антенн связана с необходимостью поиска новых решений задач современной радиотехники: создание интеллектуальных антенн с безынерционным управлением характеристиками (диаграммой направленности, частотным диапазоном и др.) для современных телекоммуникационных систем; cнижение радиолокационной заметности антенных устройств; повышение защищенности радиотехнических систем от воздействий мощными электрическими импульсами.

В развитии плазменных технологий в антенной технике можно выделить несколько направлений: плазменные антенны из газоразрядных трубок; плазменные твердотельные (кремниевые) антенны; струйные плазменные антенны и др. [5]. Одно из наиболее интересных направлений – плазменные антенны из газоразрядных трубок [1, 2, 4, 612]. В данной работе исследуется плазменная несимметричная вибраторная антенна (ПНВА) на газоразрядной трубке и проводится сравнение ее характеристик (диаграммы направленности и спектра излучения) с характеристиками аналогичной металлической антенны. Несмотря на то что ПНВА исследуется с 1999 г. [1, 2, 4, 69], еще остается ряд актуальных вопросов, в том числе исследование шумов и нелинейных искажений излучаемого сигнала ПНВА [1113].

2. ПЛАЗМЕННАЯ НЕСИММЕТРИЧНАЯ ВИБРАТОРНАЯ АНТЕННА, ПИТАЕМАЯ ОТ КОАКСИАЛЬНОГО КАБЕЛЯ

Плазменная несимметричная вибраторная антенна, как и металлическая несимметричная вибраторная антенна (МНВА), состоит из вибратора, соединенного с центральным проводником коаксиального кабеля, и проводящего диска, соединенного с внешним проводником коаксиального кабеля. Оптимальной длиной плеча вибратора считается la = λ/4 [14]. В случае плазменной антенны вибратор представляет собой газоразрядную трубку с плазмой (в простейшем случае люминесцентную лампу). Плазма в трубке может создаваться как за счет внешнего источника, подключаемого к газоразрядной трубке [1, 2, 11], так и за счет источника излучаемого высокочастотного сигнала (генератора или связного передатчика) [4, 7]. Создание плазмы в газоразрядной трубке ПНВА за счет энергии сигнала от связного передатчика имеет свои преимущества: позволяет упростить схему подключения плазменной антенны и сделать ее аналогичной схеме подключения МНВА. Стандартным способом подключения ПНВА к связному передатчику, как и в случае МНВА, является соединение с помощью коаксиального кабеля (рис. 1). При использовании стандартных коаксиальных кабелей с диаметром внутреннего проводника меньше, чем внутренний диаметр газоразрядной трубки, внутренний проводник соединяется напрямую с электродом газоразрядной трубки (рис. 1).

Рис. 1.

Плазменная несимметричная вибраторная антенна с питанием от коаксиального кабеля: 1 – металлический экран, 2 – диэлектрическая трубка с плазмой, 3 – коаксиальный кабель (внутренний проводник).

В данной работе исследовалась диаграмма направленности (ДН) и спектр излучения ПНВА длиной la = 29 см и внешним диаметром газоразрядной трубки (люминесцентной лампы) da = = 1.2 см на частоте f0 = 444…445 МГц, в лампе находится смесь аргона с давлением 1…3 Торр (концентрация нейтральных частиц n = 0.6…1.3 × × 1017 см–3) и паров ртути с давлением около 10‒3 Торр. Измеренные характеристики сравнивались с характеристиками аналогичной металлической антенны с длиной la = 29 см и диаметром da = 1 см.

3. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ СТЕНД

Измерения диаграмм направленности и спектров излучения ПНВА и МНВА проводились в безэховой камере с помощью измерительного стенда, схема которого представлена на рис. 2. Формируемый передатчиком 1 (радиопередающая станция Vertex VX-2100) немодулированный сигнал f0 = 444…445 МГц по коаксиальному кабелю подавался на закрепленную на поворотном устройстве 2 исследуемую (плазменную или металлическую) антенну 3. Излучаемый антенной сигнал принимался в дальней зоне (на расстоянии 5 м от исследуемой антенны) измерительной антенной 4. Принимаемый измерительной антенной сигнал поступал на анализатор сигнала (спектра) 6 Agilent PNX 9030A с диапазоном частот 3 Гц…13.6 ГГц. Для тестирования измерительного стенда в приемную цепь подключался аттенюатор 5 с коэффициентом подавления 20 дБ.

Рис. 2.

Cхема стенда для измерения спектра излучаемого сигнала: 1 – передающая радиостанция VX2100, 2 – поворотное устройство, 3 – исследуемая антенна, 4 – измерительная антенна, 5 – аттенюатор (использовался для проверки измерительной линии), 6 – анализатор сигналов (спектра) Agilent PXA N9030A.

Диаграмма направленности антенн измерялась в E-плоскости, поворотное устройство 2 вращалось с шагом 10°, и фиксировалось изменение принимаемой мощности на экране анализатора сигналов. После измерения диаграммы направленности и определения основного направления излучения (максимума ДН), поворотное устройство 2 выставлялось таким образом, чтобы максимум ДН исследуемый антенны 3 был направлен на измерительную антенну 4, и проводились измерения спектра, излучаемого исследуемой антенной.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ И ОБСУЖДЕНИЕ

На рис. 3 представлены диаграммы направленности в Е-плоскости для ПНВА и МНВА в полярных (рис. 3а) и декартовых (рис. 3б) координатах. Из рис. 3а видно, что максимумы основных лепестков ДН для ПНВА и МНВА близки по положению в пространстве (50°–60° и 300°–310°), а уровень бокового лепестка по отношению к основному у ПНВА много меньше, чем у МНВА. Рис. 3б показывает, что амплитуда максимума ДН МНВА в 4 раза больше, чем у максимума ДН ПНВА. Это объясняется затратами энергии электромагнитной волны на ионизацию плазмы в случае ПНВА и отличиями в соединении ПНВА и МНВА с коаксиальным кабелем, приводящими к высоким потерям мощности при использовании ПНВА. Амплитуда бокового лепестка диаграммы направленности ПНВА в 8 раз меньше амплитуды бокового лепестке ДН МНВА.

Рис. 3.

Диаграммы направленности по мощности (1 – МНВА, 2 – ПНВА): а) – в полярных координатах, нормированные на максимальное значение для каждой диаграммы; б) – в декартовых координатах, нормированные на максимальное значение диаграммы МНВА.

Также в данной работе были проведены измерения спектра излучаемого немодулированного сигнала исследуемых антенн. При данных измерениях поворотное устройство выставлялось таким образом, чтобы максимум ДН исследуемых антенн был направлен на измерительную приемную антенну. В измеренных спектрах излучения МНВА и ПНВА (рис. 4) присутствуют частота входного сигнала f0 = 444…445 МГц, вторая 2f0 = = 894…895 МГц и третья 3f0 = 1.338…1.339 ГГц гармоники. Спектр излучения ПНВА также содержит четвертую гармонику 4f0 = 1.7818 ГГц частоты входного сигнала. На основной частоте f0 мощность сигнала МНВА на 1.64 дБм больше сигнала ПНВА; это, как и в случае с диаграммой направленности, связано с тем, что часть энергии уходит на создание плазмы в диэлектрической трубке. На второй гармонике уровень мощности излучаемой ПНВА на 50 дБм больше, чем у МНВА, для третьей гармоники разность составляет 12.3 дБм. Уровень излучаемой мощности МНВА на четвертой гармонике не превышает уровень собственных шумов анализатора спектра, а для плазменной антенны этот уровень на 27.1 дБм выше уровня собственных шумов анализатора спектра. Высокий уровень кратных гармоник частоты f0 при излучении сигнала ПНВА можно объяснить нелинейным влиянием плазмы на излучаемый сигнал, а также отличием в соединении антенн коаксиальным кабелем: в случае с ПНВА (рис. 1) сигнал из коаксиального кабеля частично направлен через плазму с торца газоразрядной трубки. Изменение соединения ПНВА с коаксиальным кабелем, через согласующее устройство таким образом, чтобы сигнал не проходил через плазму, может снизить нелинейные искажения.

Рис. 4.

Спектры излучения: а) – металлической несимметричной вибраторной антенны; б) – плазменной несимметричной вибраторной антенны.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диаграммы направленности показали сходство (направленности главного и бокового лепестков) плазменной и металлической антенн. Однако плазменная несимметричная вибраторная антенна демонстрирует меньшую амплитуду максимума диаграммы направленности плазменной антенны, а также ее более узкую направленность. Полученные спектры излучения немодулированного сигнала позволяют оценить, что величина потерь энергии на создание плазмы в ПНВА с помощью излучаемой электромагнитной волны составляет менее 27%. В спектре ПНВА обнаружено нелинейное усиление кратных гармоник частоты излучаемого сигнала в сравнении с спектром сигнала МНВА, обусловленное нелинейностью плазмы и не совсем удачным способом передачи сигнала на плазменную антенну. Использование согласующих переходников при подсоединении коаксиального кабеля может существенно уменьшить нелинейные искажения.

Авторы благодарят к.ф.-м.н. К.Ф. Сергейчева и Г.Г. Хадисова за помощь в проведении экспериментальных измерений, проф. А.А. Рухадзе и проф. А.М. Игнатова – за обсуждение и ценные замечания.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16-08-00859 а.

Список литературы

  1. Borg G.G., Harris J.H., Miljak D.G., Martin N.M. // Appl. Phys. Lett. 1999. V. 74. P. 3272. doi https://doi.org/10.1063/1.874041

  2. Овсяников В.В. // Радиофизика и радиоастрономия. 2001. Т. 6. № 3. С. 261.

  3. Fathy A.E., Rosen A., Owen H.S., McGinty, F., McGee D.J., Taylor G.C., Amantea R., Swain P.K., Perlow S.M., ElSherbiny M. // IEEE Trans. on Microwave Theory and Techniques. 2003. V. 51. P. 1650. doi https://doi.org/10.1109/TMTT.2003.812559

  4. Rayner J.P., Whichello A.P., Cheetham A.D. // IEEE Trans. Plasma Sci. 2004. V. 32. P. 269. doi https://doi.org/10.1109/TPS.2004.826019

  5. Пузанов А.О. // Радиофизика и электроника. 2007. Т. 12. № 1. С. 230.

  6. Alexeff I., Anderson T., Parameswaran S., Pradeep E.P., Hulloli J., Hulloli P. // IEEE Trans. Plasma Sci. 2006. V. 34. P. 166. doi https://doi.org/10.1109/TPS.2006.872180

  7. Истомин Е.Н., Карфидов Д.М., Минаев И.М., Рухадзе А.А., Тараканов В.П., Сергейчев К.Ф., Трефи-лов А.Ю. // Физика плазмы. 2006. Т. 32. С. 423.

  8. Naifeng S.U.N., Wenzhong L.I., Shiqing W.A.N.G., Jian L.I., Jiaxiang C. // Plasma Sci. Technol. 2012. V. 14. P. 824.

  9. Богачев Н.Н., Богданкевич И.Л., Гусейн-заде Н.Г., Рухадзе А.А. // Физика плазмы. 2015. Т. 41. С. 860. doi https://doi.org/10.7868/S0367292115100030

  10. Кириченко Ю.В., Лонин Ю.Ф., Онищенко И.Н. // Радиотехника и электроника. 2014. Т. 59. №. 3. С. 289. doi https://doi.org/10.7868/S0033849414030073

  11. Belyaev B.A. Leksikov A.A., Leksikov A.A., Serzhan-tov A.M., Bal’va Y.F. // IEEE Trans. Plasma Sci. 2014. V. 42. P. 1552.

  12. Barro O.A., Himdi M., Lafond O. // IEEE Antennas and Wireless Propagation Lett. 2016. V. 15. P. 726.

  13. Bogachev N.N. // J. Phys.: Conf. Series. 2015. V. 661. 012054. doi https://doi.org/10.1088/1742-6596/661/1/012054

  14. Weiner M.M. Monopole antennas. New York: Marcel Dekker, Inc., 2003.

Дополнительные материалы отсутствуют.