Известия РАН. Энергетика, 2021, № 2, стр. 65-74
Оценка удельной стоимости доставки полезного груза с Земли на геостационарную орбиту с использованием ядерного ракетного двигателя
В. А. Павшук 1, А. Н. Писарев 1, *, А. Б. Сенявин 1
1 Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт”
Москва, Россия
* E-mail: a.n.pisarev93@gmail.com
Поступила в редакцию 06.10.2020
После доработки 01.12.2020
Принята к публикации 04.12.2020
Аннотация
Рассмотрен алгоритм оценки удельной стоимости доставки полезного груза (ПГ) с Земли на геостационарную орбиту (ГСО) с помощью ракетоносителей (РН) и ядерного ракетного двигателя (ЯРД). Проведено сравнение с применяемыми в настоящее время разгонными блоками (РБ) на основе жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Использование РБ на основе ЯРД с водородом позволяет при сопоставимых затратах на выведение на орбиту и полезного груза снизить удельную стоимость доставки примерно в 2 раза. Определены параметры многоразового РБ на основе ЯРД, использующего в качестве рабочего тела (РТ) воду, которые позволяют обеспечить простоту в эксплуатации и экономическую выгоду по сравнению с РБ на основе ЖРД в 1.2 раза.
ВВЕДЕНИЕ
В результате увеличения потребной мощности и массы перспективных космических аппаратов (КА), функционирующих на ГСО, геопереходных (ГПО) орбит, орбит для полетов к Луне и Марсу и других энергоемких орбитах, необходимо значительно увеличить эффективность средств межорбитальной транспортировки, осуществляющих выведение КА на энергоемкие рабочие орбиты с опорной орбиты.
В связи с развитием Интернета, мобильной связи, средств позиционирования, мировой рынок космических услуг за последние 10 лет вырос в пять раз и сегодня превышает 500 млрд $ в год [1]. Общая масса спутников, доставленных на ГСО приблизительно равна 8000 т, в количестве более 1000 штук (США – 578; КНР – 181; Россия – 140; прочие – 522), из них работает менее 500 штук.
Лунные программы СССР и США потребовали 76 пусков на лунную орбиту до 1998 года. Из них в США – 40, СССР – 32, прочие – 4. Общая масса этих КА на низкой опорной орбите (НОО) была 553.7 тонны. В дальний космос с 1958 г. по 2019 г. запущено 244 аппарата. Как видно, потребность в РБ в мире имеется и постоянно возрастает.
Одной из прорывных технологий, предусмотренных стратегией развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу, является разработка космических ядерных энергоустановок и их ключевых элементов. К этому направлению относится создание ЯРД и РБ на их основе [2].
В Советском Союзе по инициативе И.В. Курчатова и С.П. Королёва осуществлялась отработка реакторных узлов ЯРД: ТВС, отражателя, замедлителя, органов регулирования и др. Были разработаны проекты ЯРД мощностью 200 МВт и тягой до 4 тонн (рис. 1) и более. Полученные результаты позволили оценить эффективность применения ЯРД с РТ – водородом, в том числе и по сравнению с самыми перспективными ЖРД на кислородно-водородном рабочем теле.
Целесообразность дальнейшей разработки ЯРД требует создания методики выбора наиболее эффективного варианта для первоочередного создания и внедрения конкретного варианта.
В качестве показателя эффективности могут быть рассмотрены следующие параметры:
– удельная тяга РБ, т.е. отношение тяги к его массе (кг/кг);
– капитальные затраты на создание РБ с ЯРД (млн $);
– удельный импульс ЯРД (с).
Наиболее информативным и комплексным будет критерий удельной стоимости доставки ПГ на заданную орбиту ($/кг). Этот критерий ориентирован не только на разработчика и изготовителя, но и на конечного потребителя услуг РБ. Этот критерий дает основание судить о том, выгодно или нет применять РБ с ЯРД по сравнению с традиционными РБ на ЖРД, и какого типа ЯРД будет выгоднее. Критерий удельной стоимости включает в себя и техническую и экономическую составляющую эффективности в применении к конкретным задачам освоения космоса.
В данной статье проведена оценка экономической эффективности транспортной системы, использующей в качестве двигательной установки ядерный ракетный двигатель. Проведена оценка удельной стоимости доставки единицы массы ПГ с поверхности Земли через радиационно-безопасную орбиту (РБО) на целевую орбиту (ГСО). В качестве основы была выбрана методика РКК “Энергия”, изложенная в [3].
СОСТАВ И СХЕМА РАЗВЕРТЫВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
В состав космической транспортной системы входят одноразовые тяжелые ракеты-носители, одноразовые разгонные блоки для перевода составляющих с НОО на стартовую РБО высотой около 800 км и РБ на основе ЯРД. В статье рассмотрено два типа ЯРД в зависимости от применяемого РТ, водород и вода, и от продолжительности работы – одноразовые и многоразовые.
Транспортный комплекс представляет собой КА, который на орбите собирается из двух модулей – энергетического (ЭМ) и грузового (ГМ).
В состав ЭМ входят:
– ЯРД, включающий ядерный реактор, систему управления реактором, систему многократного запуска, систему охлаждения реактора;
– приборно-агрегатный отсек (ПАО), где размещаются следующие служебные системы: электроника систем управления движением и навигации, аппаратура и агрегаты системы стыковки, система управления бортовым комплексом, система радиосвязи, телеметрии и т.д.;
– стыковочный узел, необходимый для стыковки модулей на околоземной орбите.
ГМ включает:
– грузовой контейнер с ПГ, представляющий собой отдельный отсек, предназначенный для размещения и транспортировки ПГ, а также отсек для хранения и перевозки РТ на РБО;
– узел разделения ПГ и РБ с ЯРД.
Первым пуском РН выводится на НОО энергетический модуль. Затем он доставляется с помощью РБ на РБО, где проводится отделение РБ от ЭМ. ЭМ функционирует на орбите автономно до стыковки с ГМ.
Вторым пуском грузовые модули с ПГ и с РТ доставляются на РБО посредством тяжелой РН. На РБО производится стыковка модулей, тестирование всех систем, запуск ЯРД, и осуществляется перелет с РБО на ГСО. Здесь ГМ, содержащий ПГ, отделяется от ЭМ, который возвращается обратно на РБО за очередным ГМ с ПГ. Количество перелетов определяется ресурсом ЯРД. Последний рейс осуществляется только в одну сторону, т.е. на целевую орбиту, после чего РБ с ЯРД уводится на орбиту захоронения. В расчетах должен быть учтен дополнительный запас РТ на увод РБ на орбиту захоронения по истечении ресурса ЯРД.
ОЦЕНОЧНАЯ МОДЕЛЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ НА ДОСТАВКУ ПГ НА ГСО
Полные финансовые затраты, связанные с изготовлением, подготовкой к старту и доставкой ПГ на целевую орбиту с помощью транспортной системы с использованием РБ с ЯРД могут быть представлены в виде
(1)
$C = C_{{{\text{изг}}}}^{{{\text{эм}}}} + nC_{{{\text{изг}}}}^{{{\text{гм}}}} + C_{{\text{д}}}^{{{\text{эм}}}} + nC_{{\text{д}}}^{{{\text{гм}}}} + nC_{{{\text{упр}}}}^{{{\text{рб}}}} + n{{C}^{{\text{т}}}},$В выражении (1) не учитываются затраты на разработку и испытания (НИОКР), капитальные затраты на создание необходимой инфраструктуры производственных и исследовательских комплексов, а также не учитывается стоимость ПГ.
Стоимость доставки ГМ на РБО, затраты на управление РБ в полете и стоимость РТ выражаются через удельные стоимости и технические характеристики РБ с ЯРД:
(3)
$C_{{{\text{упр}}}}^{{{\text{рб}}}} = \overline {C_{{{\text{упр}}}}^{{{\text{рб}}}}} {{t}_{{{\text{рб}}}}};$(5)
$C_{{{\text{изг}}}}^{{{\text{гм}}}} = C_{{{\text{уд}}{\text{.изг}}}}^{{{\text{гм}}}}{{m}_{{{\text{гм}}}}};$Удельная стоимость доставки единицы массы ПГ с поверхности Земли на орбиту назначения за весь срок эксплуатации РБ с ЯРД, определяется следующим выражением:
Масса ЭМ, исходя из массы аналога 11Б-91 и вспомогательного оборудования [2], не превысит 3.4 тонн (для ЯРД на воде), поэтому выведение ЭМ на РБО возможно с помощью РН грузоподъемностью класса “Союз”, стоимость запуска которой составляет ~48.5 млн $ [4]. Выведение ГМ осуществляется с помощью РН класса “Ангара-А5”, стоимость запуска которой составляет ~140 млн $ [4]. Для ЯРД на водороде выведение ЭМ и ГМ осуществляется одним пуском РН класса “Ангара-А5”. Стоимости пусков указанных классов РН известны, поэтому в расчетах может использоваться не удельный показатель $C_{{\text{д}}}^{{{\text{рн}}}}$, а полная стоимость пуска РН (вне зависимости от массы выводимого груза). В данной работе для конкретизации расчетов принято, что грузоподъемность РН на РБО составляет 85% от грузоподъемности на НОО [3], а подготовка и запуск ЭМ и ГМ осуществляется с космодрома “Восточный”.
Принятые технические и стоимостные параметры для РБ с ЯРД на водороде типа 11Б-91, РБ с ЯРД на воде (неоптимизированный прототип) представлены в табл. 1 и 2.
Таблица 1.
Параметр, размерность | Обозначение | ЯРД c H2O | ЯРД с H2 |
---|---|---|---|
Максимальная температура РТ, К | $T$ | 3000 | 3000 |
Масса ЭМ, т | ${{m}_{{{\text{эм}}}}}$ | 3.4 | 4.3 |
Масса ЭМ при возврате, т | $m_{{{\text{эм}}}}^{{{\text{обр}}}}$ | 2.0 | 2.0 |
Тепловая мощность реактора, Вт | $N$ | 200 × 106 | 200 × 106 |
Удельный импульс, м/с | ${{I}_{{уд}}}$ | 3883 | 9123 |
Тяга, кН | $F$ | 47.18 | 35.17 |
Таблица 2.
Параметр, размерность | Обозначение | ЯРД c H2O | ЯРД с H2 |
---|---|---|---|
Удельная стоимость РТ, млн $/т | $\overline {{{C}^{{\text{т}}}}} $ | 376 × 10–6 | 560 × 10–5 |
Удельная стоимость услуг по управлению и контролю РБ, млн $/г | $\overline {C_{{{\text{упр}}}}^{{{\text{рб}}}}} $ | 5 | 5 |
Удельная стоимость изготовления ГМ, млн $/т | $C_{{{\text{уд}}{\text{.изг}}}}^{{{\text{гм}}}}$ | 526 × 10–6 | 0.067 |
Стоимость выведения ЭМ на РБО, млн $ | $C_{{\text{д}}}^{{{\text{эм}}}}$ | 40 | – |
Стоимость изготовления ЭМ, млн $ | $C_{{{\text{изг}}}}^{{{\text{эм}}}}$ | 90 | 90 |
Удельная стоимость выведения ГМ на РБО, млн$/т | $C_{{\text{д}}}^{{{\text{рн}}}}$ | 4 | 4 |
Стоимость изготовления ЭМ $C_{{{\text{изг}}}}^{{{\text{эм}}}}$ принята 90 млн $, как в работе [5], согласно проекту № 335 МНТЦ [6]. Удельная стоимость выведения ГМ на РБО рассчитана согласно эмпирической формуле (8), полученной в работе [3].
С помощью описанной модели выполнен анализ удельной стоимости доставки ПГ с Земли на ГСО без учета капитальных затрат и затрат на НИОКР по ЭМ на текущий момент времени. Эти затраты учитывались в стоимости самого ЯРД (с учетом амортизационных отчислений) при расчетах.
В таблице 3 представлены результаты, полученные для одноразового РБ с ЯРД на водороде и воде при принятых исходных данных (табл. 1 и 2) в сравнении с РБ типа “Бриз-М”.
Таблица 3.
Тип РБ | Удельный импульс, м/с | Тяга, кН | Масса РБ, кг | Масса ПГ на ГСО, кг | Стоимость доставки ПГ на ГСО, $/кг |
---|---|---|---|---|---|
РБ типа “Бриз-М” | 3227 | 19.62 | 2370 | 4600 | 30 434 |
ЯРД с Н2 | 9123 | 35.17 | 4500 | 9559 | 18 280 |
ЯРД с Н2О | 3883 | 47.18 | 3400 | 5921 | 36 029 |
Из приведенных результатов следует, что применение РБ с ЯРД позволяет увеличить массу ПГ при выведении на ГСО в сравнении с РБ на ЖРД. Удельная стоимость доставки ПГ для РБ с ЯРД на водороде примерно в 2 раза меньше, чем у РБ с ЖРД. Несмотря на бо́льшую массу, доставляемого ПГ РБ с ЯРД на воде (5921 кг) по сравнению с РБ на ЖРД (4600 кг), удельная стоимость доставки его больше, в связи с большой стоимостью изготовления ЭМ.
На рисунке 2 показана зависимость удельной стоимости доставки ПГ от стоимости ЭМ для одноразовых РБ с ЯРД на воде и на водороде в сравнении с удельной стоимостью выведения для ЖРД с РБ типа “Бриз-М”.
Как видно, если стоимость одноразового ЯРД на воде будет меньше ~55 млн $, то он станет экономически выгоднее, чем РБ с ЖРД. Одноразовый ЯРД на водороде, даже при достаточно больших стоимостях ЭМ, остается экономически выгоднее РБ на основе ЖРД. Поэтому дальнейшие расчеты в основном проводились для ЯРД на воде с целью определения его параметров, при которых он стал бы экономически выгоднее РБ с ЖРД.
На рисунке 3 представлена зависимость удельной стоимости выведения ПГ от количества рейсов для многоразового РБ с ЯРД на воде, при всех принятых исходных данных из табл. 1 и 2, но при различных стоимостях ЭМ. Для сравнения различных ЯРДов на этом же рисунке (кривая 6), представлен многоразовый ЯРД с водородом при стоимости ЭМ 90 млн $.
Многоразовый РБ с ЯРД на воде становится экономически выгоднее одноразового РБ с ЯРД на воде после совершения определенного количества рейсов в зависимости от стоимости ЭМ. Чем меньше стоимость ЭМ, тем меньше количество рейсов необходимо совершить, чтобы многоразовый РБ стал выгоднее одноразового. Однако выгоды по сравнению с ЖРД не удается добиться даже при устремлении количества рейсов к бесконечности. Это объясняется тем, что масса ПГ доставляемого многоразовым РБ с ЯРД на воде равна 2.728 т, что в 2.2 раза меньше массы ПГ доставляемого тем же одноразовым ЯРДом. Объясняется это тем, что требуется запас топлива на возврат (с ГСО на РБО). Поэтому затраты на выведение и прочие расходы растут быстрее, чем увеличивается суммарная масса ПГ, доставляемого на ГСО многоразовым РБ с ЯРД на воде. Что касается многоразового ЯРД с водородом, то его удельная стоимость, после совершения 5 рейсов, уменьшается в 2 раза по сравнению с таким же одноразовым ЯРДом, а затем практически остается неизменной при увеличении количества рейсов.
Одним из параметров, который весьма влияет на массу доставляемого ПГ и, следовательно, на удельную стоимость доставки ПГ, является масса ЭМ. На рисунке 4 показана зависимость удельной стоимости доставки ПГ от массы ЭМ для одноразового РБ с ЯРД на воде. Как видно, уменьшение сухой массы ЯРД до 1 т или, что тоже самое, массы ЭМ до 2.4 т, не делает одноразовый РБ с ЯРД на воде экономически выгоднее РБ с ЖРД.
Иначе дело обстоит с многоразовым РБ с ЯРД на воде. На рисунке 5 представлена зависимость удельной стоимости доставки ПГ от количества рейсов при всех принятых данных из табл. 1 и 2, но при различных массах ЭМ.
Если сухая масса ЯРД составит ~1.5 т (соответственно масса ЭМ ~2.9 т), то многоразовый РБ станет экономически выгоднее РБ с ЖРД после осуществления определенного числа рейсов (чем меньше масса ЯРД, тем меньшее количество рейсов необходимо для достижения той же стоимости, что и у ЖРД).
Для одноразового ЯРД с водородом снижение массы ЭМ на 1 т приводит всего лишь к уменьшению удельной стоимости доставки ПГ с 18 280 $/кг до 16 500 $/кг (рис. 6).
Незначительное снижение удельной стоимости доставки ПГ при уменьшении массы ЭМ наблюдается и для многоразового ЯРД с водородом (рис. 7). Увеличение количества рейсов приводит к наибольшему снижению удельной стоимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С помощью представленной в статье методики были оценены затраты на доставку ПГ на ГСО различными транспортными системами с различными параметрами для одноразового и многоразового РБ с ЯРД.
Из полученных результатов следует, что применение одноразовых РБ с ЯРД позволяет увеличить массу ПГ при выведении на ГСО в сравнении с РБ на ЖРД. По сравнению с применяемыми РБ на основе ЖРД, одноразовый РБ с ЯРД на водороде позволяет снизить удельную стоимость доставки ПГ почти в 2 раза практически при любой стоимости ЯРД. Использование многоразового ЯРД с водородом позволит еще в 2 раза снизить удельную стоимость при совершении не менее 5 рейсов.
Одноразовый РБ с ЯРД на воде по сравнению с РБ на основе ЖРД, становится выгодным при стоимости ЭМ менее 55 млн $. Масса многоразового ЯРД имеет решающее значение для его экономической эффективности. Поэтому для достижения экономической выгоды РБ с ЯРД на воде по сравнению с РБ на основе ЖРД необходимо снизить стоимость изготовления ЭМ для одноразовых РБ или уменьшить массу ЭМ (массу ЯРД) для многоразовых РБ.
Список литературы
Давыдов В.А. Прогнозирование объемов финансирования космической отрасли и основные макроэкономические показатели развития экономики России // Оборонная техника, 2012. № 9. С. 43–49.
Конюхов Г.В., Каминский А.С., Гордеев Э.Г., Конюхов В.Г., Павшук В.А. Высокотемпературные газоохлаждаемые ядерные реакторы в космической энергетике. Изд. Янус-К, 2017. С. 223.
Косенко А.Б., Синявский В.В. Оценка удельной стоимости доставки полезного груза с поверхности Земли на орбиту назначения транспортной системой с многоразовым электроракетным буксиром // Известия РАН. Энергетика. 2011. № 3. С. 53–64.
Сравнительная стоимость запуска полезного груза в космос на разных РН. Журнал “Все о космосе”, 2016.
Коротеев А.С., Акимов В.Н., Архангельский Н.И., Кувшинова Е.Ю., Музыченко Е.И. Ядерные ракетные двигатели: состояние разработки и перспективы применения. “Атомная энергия”, 2018. Т. 124. №. 4. С. 206–211.
Концептуальный проект ядерного ракетного двигателя для задач освоения космического пространства. Проект № 335. Т. 1. Концептуальный проект ЯРД для лунного буксира. МНТЦ 335-96, 1997.
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Известия РАН. Энергетика