Известия РАН. Энергетика, 2022, № 1, стр. 3-12
О влиянии электроракетной двигательной установки на характеристики транспортно-энергетического модуля на основе термоэмиссионной ядерно-энергетической установки
В. В. Онуфриев 1, *, Е. В. Онуфриева 1, В. В. Синявский 1
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Москва, Россия
* E-mail: onufryev@bmstu.ru
Поступила в редакцию 24.06.2021
После доработки 02.08.2021
Принята к публикации 06.08.2021
- EDN: HXRHEI
- DOI: 10.31857/S0002331021040099
Аннотация
Использование ЯЭУ в составе ТЭМ в современных условиях рассматривается как одна из первоочередных задач транспортировки и электропитания функциональной аппаратуры КА. Уровень электрической мощности транспортного и энергетического режимов ЯЭУ ТЭМ обычно различаются в 2–3 раза, поэтому мероприятия, направленные на снижение мощности транспортного режима при сохранении требований пониженной мощности и заданного ресурса энергетического режима, могут привести к снижению массы и стоимости ЯЭУ. В настоящей работе выполнены исследования по влиянию типа и характеристик электроракетных двигателей (ЭРД) и ЭРДУ в целом на требуемую мощность транспортного режима и возможности за счет их целесообразного выбора понизить максимальный уровень мощности двухрежимной ЯЭУ.
ВВЕДЕНИЕ
Использование в космосе ядерно-энергетических установок (ЯЭУ) как источников электроэнергии возможно по трем направлениям:
– в качестве бортового источника электроэнергии функциональной аппаратуры энергоемких космических аппаратов (КА);
– для электропитания электроракетных двигательных установок (ЭРДУ) космических транспортных аппаратов, называемых также межорбитальными буксирами (МБ);
– для обеспечения решения обеих перечисленных выше задач – транспортировки КА на энергоемкие рабочие орбиты и последующее длительное электропитание аппаратуры КА. Такие установки на основе двухрежимной ЯЭУ и ЭРДУ принято называть транспортно-энергетическими модулями (ТЭМ).
Применительно к использованию по первому направлению в нашей стране были разработаны космические ЯЭУ первого поколения: длительно и успешно эксплуатировавшаяся в космосе в составе разведывательных КА УС-А [1, 2] термоэлектрическая ЯЭУ “Бук” электрической мощностью 2.3 кВт [3], испытанная в космосе в составе КА “Плазма-А” [4] термоэмиссионная ЯЭУ “Топаз” полезной электрической мощностью 6 кВт [5], предназначенная для электропитания геостационарного КА непосредственного телевещания, и прошедшая наземные испытания термоэмиссионная ЯЭУ “Енисей” (“Топаз-2”) [6]. Для применения по первому направлению могут быть использованы и разрабатываемые по технологии “Топаз” ЯЭУ второго поколения с термоэмиссионным реактором-преобразователем (ТРП) электрической мощностью в несколько десятков киловатт [7]. К этому направлению могут быть отнесены и проекты лунных [8] и напланетных атомных электростанций мощностью в десятки и сотни киловатт [9].
Применительно ко второму направлению использования ЯЭУ рассматривается применение ядерных электроракетных транспортных аппаратов (ЭРТА) в качестве межорбитальных околоземных и многоразовых лунных буксиров [10–12]. Показана высокая эффективность ЭРТА на основе ЯЭУ с ТРП электрической мощностью в сотни и тысячи киловатт относительно традиционных средств космической транспортировки (разгонных блоков на основе жидкостных ракетных двигателей) [13].
Использование ЯЭУ в составе ТЭМ в современных условиях рассматривается как одна из первоочередных задач [14, 15]. Применительно к решению этой задачи в работах [10, 15] приведены характеристики разработанных проектов двухрежимных ЯЭУ на основе ТРП по технологии “Топаз” электрической мощностью до 50 кВт в режиме длительного до 6 лет электропитания функциональной аппаратуры КА с возможностью в течение до года работать в форсированном по электрической мощности примерно в 2 раза режиме для питания ЭРДУ. Предложены и другие варианты создания двухрежимных ЯЭУ на основе ТРП [16, 17].
Уровень электрической мощности транспортного и энергетического режимов ЯЭУ ТЭМ обычно различаются в 2–3 раза [18], в результате чего применительно к задаче питания аппаратуры КА масса ЯЭУ является переразмеренной. Поэтому мероприятия, направленные на снижение мощности транспортного режима при сохранении требований пониженной мощности и заданного ресурса энергетического режима, могут привести к снижению массы и стоимости ЯЭУ.
В настоящей работе выполнены исследования по влиянию типа и характеристик электроракетных двигателей (ЭРД) и ЭРДУ в целом на требуемую мощность транспортного режима и возможности за счет их целесообразного выбора понизить максимальный уровень мощности двухрежимной ЯЭУ.
УКРУПНЕННАЯ ЭНЕРГОМАССОВАЯ МОДЕЛЬ ТРАНСПОРТНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ
Примем следующую массовую модель ТЭМ КА, транспортирующего полезную нагрузку. В состав ТЭМ входит ЯЭУ на основе ТРП, система преобразования тока (СПТ), конструкция (связывает все агрегаты), бортовая кабельная сеть (БКС) и ЭРДУ, которая включает блок ЭРД и систему хранения и подачи рабочего тела (СХПТР), заправленную рабочим телом.
В этом случае массовое уравнение ТЭМ КА запишется в виде
(1)
${{М}_{{{\text{ТЭМ}}}}} = {{М}_{{{\text{ЯЭУ}}}}} + {{М}_{{{\text{СПТ}}}}} + {{М}_{{{\text{ЭРД}}}}} + {{М}_{{{\text{БКС}}}}} + {{М}_{{{\text{СХПРТ}}}}} + {{М}_{{{\text{рт}}}}} + {{М}_{{{\text{кон}}{\text{.}}}}}.$В (1) введены следующие модельные зависимости составляющих масс ТЭМ КА.
ЯЭУ на основе ТРП
где γЯЭУ – удельная масса ЯЭУ, [кг/кВт]; NЯЭУ – ее электрическая мощность.Системы преобразования тока – СПТ
где γСПТ – удельная масса СПТ; NСПТ – электрическая мощность СПТ, связанная с электрической мощностью ЯЭУ соотношением где ηСПТ – КПД БКС на участках ТРП – СПТ и СПТ – ЭРДУ.Блока ЭРД (включая блок питания и управления):
где γЭРД – удельная масса блока ЭРД; NЭРД – электрическая мощность блока ЭРД, определяемая какБортовой кабельной сети
(7)
${{М}_{{{\text{БКС}}}}} = {{{{\gamma }}}_{{{\text{БКС}}}}}{{N}_{{{\text{БКС}}}}} \approx {{{{\gamma }}}_{{{\text{БКС}}}}}{{N}_{{{\text{ЯЭУ}}}}},$СХПРТ как доли φ (φ = 0.1–0.3 [19, 20]) от массы рабочего тела Мрт
Конструкции КА
(9)
${{М}_{{{\text{кон}}{\text{.}}}}} = {{\alpha }_{{{\text{кон}}{\text{.}}}}}{{М}_{{{\text{ЯЭУ}}}}} + {{\alpha }_{{{\text{кон}}{\text{.1}}}}}{{М}_{{{\text{рт}}}}},$В результате получим следующее массовое уравнение КА
(10)
$\begin{gathered} {{М}_{{{\text{КА}}}}} = {{{{\gamma }}}_{{{\text{ЯЭУ}}}}}{{N}_{{{\text{ЯЭУ}}}}} + {{{{\gamma }}}_{{{\text{СПТ}}}}}{{{{\eta }}}_{{{\text{БКС}}}}}{{N}_{{{\text{ЯЭУ}}}}} + {{{{\gamma }}}_{{{\text{ЭРД}}}}}{{\eta }}_{{{\text{БКС}}}}^{2}{{{{\eta }}}_{{{\text{СПТ}}}}}{{N}_{{{\text{ЯЭУ}}}}} + {{{{\gamma }}}_{{{\text{БКС}}}}}{{N}_{{{\text{ЯЭУ}}}}} + \\ + \,\,{{{{\alpha }}}_{{{\text{кон}}{\text{.}}}}}{{М}_{{{\text{ЯЭУ}}}}} + {{{{\alpha }}}_{{{\text{кон}}.1}}}{{М}_{{{\text{рт}}}}}. \\ \end{gathered} $Массу рабочего тела можно определить по формуле Мещерского [19, 20]
(11)
${{М}_{{{\text{рт}}}}} = {{М}_{{{\text{КА}}}}}\left[ {1 - \exp \left( { - \frac{{\Delta {{V}_{{{\text{КА}}}}}}}{{{{I}_{{{\text{уд}}}}}}}} \right)} \right],$Вместе с тем масса рабочего тела, электрическая мощность ЭРД и скорость истечения связаны соотношением
(12)
${{N}_{{{\text{ЭРД}}}}} = {{\eta }}_{{{\text{БКС}}}}^{2}{{{{\eta }}}_{{{\text{СПТ}}}}}{{N}_{{{\text{ЭУ}}}}} = \frac{{mI_{{{\text{уд}}}}^{2}}}{{{{{{\eta }}}_{{{\text{ЭРД}}}}}}} = \frac{{{{М}_{{{\text{рт}}}}}I_{{{\text{уд}}}}^{2}}}{{{{t}_{{\text{p}}}}{{{{\eta }}}_{{{\text{ЭРД}}}}}}} = \frac{{{{М}_{{{\text{КА}}}}}\left[ {1 - \exp \left( { - \frac{{\Delta {{V}_{{{\text{КА}}}}}}}{{{{I}_{{{\text{уд}}}}}}}} \right)} \right]I_{{{\text{уд}}}}^{2}}}{{{{t}_{{\text{p}}}}{{{{\eta }}}_{{{\text{ЭРД}}}}}}},$Таким образом, можно связать электрическую мощность ЯЭУ с массой рабочего тела на перелет
(13)
${{М}_{{{\text{рт}}}}} = \frac{{{{\eta }}_{{{\text{БКС}}}}^{2}{{{{\eta }}}_{{{\text{СПТ}}}}}{{N}_{{{\text{ЭУ}}}}}{{t}_{{\text{p}}}}{{{{\eta }}}_{{{\text{ЭРД}}}}}}}{{I_{{{\text{уд}}}}^{2}}}.$В результате масса ТЭМ КА запишется в виде
(14)
$\begin{gathered} {{М}_{{{\text{ТЭМ}}}}} = {{N}_{{{\text{ЯЭУ}}}}}\left[ {(1 + {{{{\alpha }}}_{{{\text{кон}}.}}}){{{{\gamma }}}_{{{\text{ЯЭУ}}}}} + {{{{\gamma }}}_{{{\text{СПТ}}}}}{{{{\eta }}}_{{{\text{БКС}}}}} + {{{{\gamma }}}_{{{\text{ЭРД}}}}}{{\eta }}_{{{\text{БКС}}}}^{2}{{{{\eta }}}_{{{\text{СПТ}}}}} + {{{{\gamma }}}_{{{\text{БКС}}}}} + _{{_{{_{{}}^{{}}}}^{{}}}}^{{_{{_{{}}^{{}}}}^{{}}}}} \right. \\ \left. { + \,\,\left( {1 + {{{{\varphi }}}_{{{\text{СХПРТ}}}}} + {{{{\alpha }}}_{{{\text{кон}}.1}}}} \right)\frac{{{{\eta }}_{{{\text{БКС\;\;}}}}^{2}{{{{\eta }}}_{{{\text{СПТ\;}}}}}{{t}_{{\text{p}}}}{{{{\eta }}}_{{{\text{ЭРД}}}}}}}{{I_{{{\text{уд}}}}^{2}}}} \right]. \\ \end{gathered} $В свою очередь удельная масса ЯЭУ по данным [13] зависит от ее электрической мощности NЯЭУ по формуле
Причем в вышеприведенной формуле электрическую мощность NЯЭУ подставляем в (Вт).
Таким образом, выражение (14) примет вид
(16)
$\begin{gathered} {{М}_{{{\text{ТЭМ}}}}} = {{N}_{{{\text{ЯЭУ}}}}}\left[ {{{(1 + {{{{\alpha }}}_{{{\text{кон}}{\text{.}}}}})\left( {\frac{{51.43}}{{0.00001{{N}_{{{\text{ЯЭУ}}}}} + 0.35}} + 4.85} \right)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(1 + {{{{\alpha }}}_{{{\text{кон}}{\text{.}}}}})\left( {\frac{{51.43}}{{0.00001{{N}_{{{\text{ЯЭУ}}}}} + 0.35}} + 4.85} \right)} {1000}}} \right. \kern-0em} {1000}} + {{{{\gamma }}}_{{{\text{СПТ}}}}}{{{{\eta }}}_{{{\text{БКС}}}}} + _{{_{{_{{_{{}}^{{}}}}^{{}}}}^{{}}}}^{{_{{_{{}}^{{}}}}^{{}}}}} \right. \\ \left. { + \,\,{{{{\gamma }}}_{{{\text{ЭРД}}}}}{{\eta }}_{{{\text{БКС}}}}^{2}{{{{\eta }}}_{{{\text{СПТ}}}}} + {{{{\gamma }}}_{{{\text{БКС}}}}} + \left( {1 + {{{{\varphi }}}_{{{\text{СХПРТ}}}}} + {{{{\alpha }}}_{{{\text{кон}}.1}}}} \right)\frac{{{{\eta }}_{{{\text{БКС\;\;}}}}^{2}{{{{\eta }}}_{{{\text{СПТ}}}}}{\text{\;}}2{{t}_{{\text{p}}}}{{{{\eta }}}_{{{\text{ЭРД}}}}}}}{{I_{{{\text{уд}}}}^{2}}}} \right]. \\ \end{gathered} $Следовательно, сравнение вариантов можно провести по функционалу (16), используя величины NЯЭУ и Iуд. Первый параметр функционала влияет на массу энергоисточника и преобразователя энергии, а второй – на массу запасенного рабочего тела. Величина скорости истечения из ЭРДУ и требуемая электрическая мощность рассчитывались для каждого из вариантов. Используя эти условия, оценим величину электрической и тепловой мощности ЯЭУ, необходимую для совершения транспортной операции КА.
Сравнение вариантов ТЭМ по массе проведем при следующих условиях:
– одинаковая сила тяги ЭРД Рт;
– одинаковые характеристики агрегатов ТЭМ в обоих вариантах – удельная бортовой кабельной сети (γБКС) и системы преобразования тока (γСПТ);
– одинаковые массовые доли конструкции КА для его ТЭМ (αкон., αкон.1);
– одинаковые КПД агрегатов ТЭМ – ηСПТ, ηБКС;
– одинаковое время перелета – tp.
С целью поиска минимума массы МТЭМ проведено исследование выражения (16) для вариантов:
– ТЭМ с ТРП и блок ЭРД на базе электростатических стационарных плазменных двигателей (СПД);
– ТЭМ с ТРП и ЭДПТ (ЭРД с дополнительным подводом тепла [22]).
Величина КПД современных ЭРДУ с электростатическими двигателями [23–25 ] составляет ηЭРД = 0.5–0.6, массовый коэффициент СХПРТ для ксенона ${{{{\varphi }}}_{{{\text{СХПРТ}}.~Хе}}}$ = 0.3. Воспользуемся наиболее передовыми результатами разработки электростатических двигателей в РФ [25 ] . Авторы приводят линейку разработанных моделей двигателей СПД и ионных двигателей (ИД). В ИЦ им. М.В. Келдыша разработан эскизный проект двигателя ИД-МВ, который планируется использовать в качестве основы при создании ЭРДУ мегаваттного класса. Двигатель будет иметь номинальную мощность 32 кВт при тяге 725 мН и скорости истечения до 70 км/с [25 ] .
Мощность струи Nструи рабочего тела из ЭРД связана с его электрической мощностью соотношением
(17)
${{N}_{{{\text{ЭРД}}}}} = \frac{{{{N}_{{{\text{струи}}}}}}}{{{{{{\eta }}}_{{{\text{ЭРД}}}}}}} = \frac{{{{Р}_{{\text{т}}}}{{I}_{{{\text{уд}}}}}}}{{{{{{\eta }}}_{{{\text{ЭРД}}}}}}}.$Выходная электрическая мощность ТРП (необходимая для перелета) определится с учетом КПД передающих агрегатов как
(18)
${{N}_{{{\text{ЯЭУ}}}}} = \frac{{{{N}_{{{\text{ЭРДУ}}}}}}}{{{{\eta }}_{{{\text{БКС}}}}^{2}{{{{\eta }}}_{{{\text{СПТ}}}}}}} = \frac{{{{Р}_{{\text{т}}}}{{I}_{{{\text{уд}}}}}}}{{{{{{\eta }}}_{{{\text{ЭРД}}}}}{{\eta }}_{{{\text{БКС}}}}^{2}{{{{\eta }}}_{{{\text{СПТ}}}}}}}.$КПД БКС в квадрате, так как два участка шин в ТЭМ: ТРП – СПТ и СПТ – ЭРДУ.
Таким образом, массовое уравнение ТЭМ запишется как
(19)
$\begin{gathered} {{М}_{{{\text{ТЭМ}}}}} = \frac{{{{Р}_{{\text{т}}}}{{I}_{{{\text{уд}}}}}}}{{{{{{\eta }}}_{{{\text{ЭРД}}}}}{{\eta }}_{{{\text{БКС}}}}^{2}{{{{\eta }}}_{{{\text{СПТ}}}}}}}\left[ {\frac{{\left( {1 + {{{{\alpha }}}_{{{\text{кон}}{\text{.}}}}}} \right)\left( {\frac{{51.43}}{{0.00001{{N}_{{{\text{ЯЭУ}}}}} + 0.35}} + 4.85} \right)}}{{1000}} + {{{{\gamma }}}_{{{\text{СПТ}}}}}{{{{\eta }}}_{{{\text{БКС}}}}} + } \right. \\ \left. {_{{_{{_{{_{{}}}}^{{}}}}^{{}}}}^{{_{{_{{}}^{{}}}}^{{}}}}{\text{ + }}\,\,{{{{\gamma }}}_{{{\text{ЭРД}}}}}{{\eta }}_{{{\text{БКС}}}}^{2}{{{{\eta }}}_{{{\text{СПТ}}}}} + {{{{\gamma }}}_{{{\text{БКС}}}}}} \right] + \left( {1 + {{{{\varphi }}}_{{{\text{СХПРТ}}.~Хе}}} + {{{{\alpha }}}_{{{\text{кон}}.1}}}} \right)\frac{{{{Р}_{{\text{Т}}}}}}{{{{I}_{{{\text{уд}}}}}}}{{t}_{{\text{p}}}}{\text{\;}}.{\text{\;}} \\ \end{gathered} $Для расчетного сравнения введем общие одинаковые данные для обоих вариантов построения ТЭМ: Рт = 1 Н; ηСПТ = 0.95; ηБКС = 0.98; tp = 180 сут; αкон. = 0.1; αкон.1 = 0.1; γБКС = 0.001 кг/кВт; γЭРД = 0.001 кг/кВт; γСПТ = 0.002 кг/кВт.
Величина скорости истечения из ЭРД электростатического типа лежит в диапазоне 15–40 км/с, что характерно для современных серийных двигателей типа СПД или ионных двигателей [23].
РЕЗУЛЬТАТЫ МАССОВОГО АНАЛИЗА ВАРИАНТОВ ТЭМ (ЯЭУ С ЭРД ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ТИПА НА КСЕНОНЕ И ЯЭУ С ЭДПТ НА АММИАКЕ)
1. ТЭМ на основе ЯЭУ (ТРП), ЭРД на электростатических двигателях и СХПРТ на ксеноне
Результаты расчетов массы ТЭМ с ТРП и ЭРД электростатического типа приведены в табл. 1. Оптимальное значение скорости истечения из ЭРД электростатического типа в зависимости от мощности, как показали данные [23, 24], составляет 15–40 км/с. При проведении сравнения вариантов ТЭМ использовался именно этот диапазон скоростей истечения рабочего тела ксенона. Для расчетов задана величина КПД ЭРД электростатического типа порядка ηЭРД = 0.55 [23, 24], что соответствует реальным конструкциям СПД, использующихся в составе КА [24].
Таблица 1.
Iуд, м/с | 15 000 | 20 000 | 30 000 | 40 000 |
NЯЭУ, кВт | 29.9 | 39.9 | 59.8 | 79.7 |
МЯЭУ, кг | 2514 | 2932 | 3534 | 3961 |
Мрт, кг | 1050 | 1103 | 735 | 551 |
Мрт + МСХПРТ, кг | 1470 | 1543 | 1029 | 772 |
МТЭМ, кг | 4351 | 4922 | 5148 | 5437 |
Расчет показал, масса ТЭМ меняется в пределах 4300–5500 кг, а электрическая мощность от 40 до 80 кВт, то есть транспортировка может быть осуществлена ЯЭУ на основе ТРП второго поколения с ТРП на быстрых нейтронах и раскладываемым холодильником-излучателем.
Расчеты (результаты расчета энергомассовых характеристик ТЭМ с СПД приведены на рис. 1) показали, что потребная электрическая мощность энергоустановки (ТРП) составляет 40–80 кВт для варианта ТЭМ с электростатическим ЭРД.
Отметим, что массовая доля ЯЭУ в составе ТЭМ достигает 58–73%. Масса запаса рабочего тела в СХПРТ для режима тяги в 1 Н составляет от 550 до 1050 кг. Отметим, что СХПРТ на ксеноне работает при давлениях 10–15 МПа, что требует применения баков из композитных материалов, усиленных титановыми сплавами. При этом плотность ксенона в заправленной СХПРТ составляет 103 кг/м3, т.е. объем СХПРТ будет от 0.5 до 1 м3, что создаст дополнительные сложности при ее проектировании и создании. Ксенон, который используется в СПД, имеет значительную стоимость по сравнению с рабочими телами, используемыми ЭРД с тепловым ускорением потока.
2. ТЭМ с ТРП и ЭРДУ на ЭДПТ (электроракетный двигатель с дополнительным подводом тепла) и СХПРТ на аммиаке
В данном типе двигателя мощность на создание тяги будет меньше в силу специфики рабочего процесса (нагрев и тепловое ускорение потока), однако и величина скорости истечения также будет меньше. В данном варианте запас рабочего тела будет больше, однако аммиак может храниться в СХПРТ в сжиженном виде, что снижает ее массу за счет использования тонкостенных баков. Для электротермического двигателя с дополнительным подводом энергии к потоку при расчете скорости истечения и тяги использовалось соотношение [22]
(20)
${{I}_{{{\text{уд}}{\text{.ЭДПТ}}}}} = \sqrt {\left[ {\frac{{2k}}{{k - 1}}\frac{{R{{T}_{1}}}}{{{{\mu }_{{{\text{рт}}}}}}} + \frac{{{{N}_{{{\text{ЯЭУ}}}}}{{\eta }_{{{\text{СПТ}}}}}{{\eta }_{{{\text{ЭДПТ}}}}}}}{m}} \right](1 - {{\pi }^{{ - \frac{{k - 1}}{k}}}})} ,$Результаты расчета соответствующих величин скорости истечения, требуемой мощности ЯЭУ и расхода рабочего тела через ЭДПТ при тяге 1 Н из формулы (20) приведены в табл. 2.
Таблица 2.
Iуд, м/с | m, мг/с | NЯЭУ, кВт | ||
---|---|---|---|---|
ηЭДПТ = 0.6 | ηЭДПТ = 0.7 | ηЭДПТ = 0.8 | ||
6000 | 167 | 13.7 | 11.7 | 10.3 |
8000 | 125 | 19.8 | 16.9 | 14.4 |
10 000 | 100 | 25.2 | 21.9 | 19.2 |
12 000 | 83 | 31.3 | 26.9 | 23.5 |
15 000 | 67 | 39.8 | 34.1 | 29.8 |
Результаты расчетов, приведенные в табл. 2, показывают, что для обеспечения тяги в 1 Н скорость истечения ЭДПТ составляет 6–15 км/с. При этом режим теплового ускорения требует практически в два раза меньшей мощности ЯЭУ, что существенно снизит массу энергоустановки и собственно всего ТЭМ. Результаты расчетов показывают, что можно снизить массу ЯЭУ (почти в два раза для КПД ЭДПТ ηЭДПТ = 0.8, такое значение КПД достижимо в современных электродуговых плазматронах [25, 26]).
Величина требуемой энергии ЯЭУ рассчитывалась с учетом зависимости (20), учитывались КПД ЭДПТ и других систем ТЭМ. Электрическая мощность, приведенная выше в табл. 2, использовалась для расчета массы ЯЭУ и собственно ТЭМ по следующей зависимости аналогично (19)
(21)
$\begin{gathered} {{{\text{М}}}_{{{\text{ТЭМ}}}}} = {{{\text{N}}}_{{{\text{ЯЭУ}}}}}\left[ {{{(1 + {{{{\alpha }}}_{{{\text{кон}}{\text{.}}}}})\left( {\frac{{51.43}}{{0.00001{{N}_{{{\text{ЯЭУ}}}}} + 0.35}} + 4.85} \right)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(1 + {{{{\alpha }}}_{{{\text{кон}}{\text{.}}}}})\left( {\frac{{51.43}}{{0.00001{{N}_{{{\text{ЯЭУ}}}}} + 0.35}} + 4.85} \right)} {1000}}} \right. \kern-0em} {1000}} + {{{{\gamma }}}_{{{\text{СПТ}}}}}{{{{\eta }}}_{{{\text{БКС}}}}} + } \right. \\ \left. {{\text{ + }}\,\,{{{{\gamma }}}_{{{\text{ЭРД}}}}}{{\eta }}_{{{\text{БКС}}}}^{2}{{{{\eta }}}_{{{\text{СПТ}}}}} + {{{{\gamma }}}_{{{\text{БКС}}}}}} \right] + \left( {1 + {{{{\varphi }}}_{{{\text{СХПРТ}}.{\text{N}}{{{\text{H}}}_{{\text{3}}}}}}} + {{{{\alpha }}}_{{{\text{кон}}.1}}}} \right)m{{{\text{t}}}_{{\text{p}}}}. \\ \end{gathered} $В расчетах принята величина КПД ЭДПТ ηЭДПТ = 0.6–0.8.
Наиболее тяжелый по массе вариант построения такого варианта ТЭМ с ЭРДУ на основе ЭДПТ соответствует случаю с наименьшим КПД ЭДПТ (ηЭДПТ = 0.6). Результаты расчета потребной электрической мощности ЯЭУ, массы ЯЭУ, рабочего тела и СХПРТ, а также массы ТЭМ (с учетом бортовой кабельной сети и системы преобразования тока и напряжения) приведены в табл. 3.
Таблица 3.
Iуд, м/с | Мрт, кг | Мрт + МСХПРТ, кг |
ηЭДПТ = 0.6 | ηЭДПТ = 0.7 | ηЭДПТ = 0.8 | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
МЯЭУ, кг | МТЭМ, кг | МЯЭУ, кг | МТЭМ, кг | МЯЭУ, кг | МТЭМ, кг | |||
6000 | 2630 | 3156 | 1513 | 4873 | 1345 | 4680 | 1219 | 4537 |
8000 | 1969 | 2363 | 1954 | 4589 | 1757 | 4361 | 1564 | 4139 |
10000 | 1575 | 1890 | 2280 | 4495 | 2086 | 4272 | 1915 | 4071 |
12000 | 1307 | 1569 | 2580 | 4528 | 2365 | 4275 | 2180 | 4058 |
15000 | 1055 | 1266 | 2930 | 4643 | 2703 | 4371 | 2510 | 4142 |
Мощность электрическая ЯЭУ, позволяющая совершить транспортную операцию, составляет 10–40 кВт. Масса ТЭМ лежит в пределах 4000–4900 кг, что делает такой вариант привлекательным с точки зрения использования ракеты-носителя (РН) “Союз-2” как средства выведения на опорную орбиту. Масса энергоустановки составляет от 27 до 63% от массы ТЭМ. Следует отметить, что варианты с электрической мощностью до 15–20 кВт могут использовать технологии ЯЭУ первого поколения “Топаз” с более совершенным рабочим процессом (требуемый КПД ЯЭУ 10–12%). При этом ЯЭУ может быть исполнена с жестким холодильником-излучателем и иметь размеры аналогичные ЯЭУ “Топаз”.
Результаты расчета варианта построения транспортно-энергетического модуля с ядерной установкой на основе ТРП и электроракетного двигателя типа ЭДПТ (с дополнительным подводом тепла и тепловым ускорением) приведены на рис. 2.
Следует отметить, что вариант ТЭМ с ЭДПТ со скоростью истечения 10–12 км/с является оптимальным – минимальное значение массы энергодвигательной системы (ТЭМ) в зависимости от КПД ЭДПТ составляет 4100–4500 кг.
Вариант построения ТЭМ с ТРП и ЭДПТ при скоростях истечения из сопла ЭДПТ 6–15 км/с не проигрывает по массе с вариантом ТЭМ, использующим ЭРД электростатического типа, причем именно за счет снижения мощности и массы ЯЭУ на основе ТРП. Масса СХПРТ и РТ в этом варианте построения ТЭМ существенно больше, чем в варианте ТЭМ с СПД (ДАС, ИД), однако это дешевое рабочее тело, не требующее толстостенных баков.
Приведенные величины скорости истечения в тепловом режиме ускорения потока могут быть обеспечены электродуговыми двигателями и ЭДПТ с индукционным нагревом рабочего тела.
Если же перейти к случаю, когда скорость истечения 6 км/с (что достигается в современных ЭДД [22]), то масса энергоисточника снижается в два – два с половиной раза относительно массы ЯЭУ в ТЭМ с СПД, что облегчает разработку его конструкции, так как мощность ЯЭУ близка к мощности ТРП первого поколения [10].
Расчеты показали, что создание КА с ТЭМ электрической мощностью до 20 кВт и ЭДПТ со скоростью истечения 6–10 км/с позволит реализовать условия для транспортировки полезных нагрузок с радиационно-безопасных орбит на более высокие рабочие околоземные орбиты с последующим длительным энергопитанием энергоемкой аппаратуры КА без существенного изменения мощности ЯЭУ. Таким образом, реализация конструкции ЭДПТ с ресурсом 5000 часов позволит создавать ТЭМ с ТРП электрической мощностью 20–25 кВт для транспортировки КА и функционирования на околоземные орбиты.
Отметим, что при относительно небольших мощностях ЯЭУ ТЭМ (до 20–25 кВт) и ограниченных массах, выводимых РН среднего класса (например, “Союз-2”), предпочтительным становится вариант ТЭМ с ТРП и ЭДПТ на аммиаке. В данном варианте построения ТЭМ с ЯЭУ на основе ТРП и ЭДПТ массовая доля источника энергии в среднем составляет не более 45–50%, а остальное связано с массой СХПРТ и запасом рабочего тела – аммиака.
Величина суммарного импульса силы тяги ЭРД в данной схеме транспортировки составляет 1.085 × 107 Нс. При массе КА 6000–7000 кг приращение характеристической скорости маневра составит порядка 1808 м/с. Это позволит выводить КА в одной плоскости с геопереходных орбит на высокопотенциальные, включая геостационарную.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Разработана укрупненная массовая модель КА для транспортировки полезных нагрузок на орбиты для ТЭМ на основе термоэмиссионной ТРП ЯЭУ и ЭРД (в двух вариантах построения – на электростатических двигателях типа СПД, работающих на ксеноне, и на электротермических двигателях с дополнительным подводом тепла – ЭДПТ, работающих на аммиаке).
2. Проведено сравнение массовых характеристик двух вариантов использования ЭРД в ТЭМ для задачи межорбитальной транспортировки при равных: тяге ЭРД и времени перелета (тяга задана 1 Н).
3. Показано, что вариант использования ЭРД на основе ЭДПТ с аммиаком в качестве рабочего тела позволяет использовать в ТЭМ ЯЭУ меньшей мощности, что улучшает массогабаритные характеристики КА.
4. Анализ полученных результатов показывает, что целесообразно в комплексе оптимизировать массу всех агрегатов ТЭМ с учетом типа ЭРД и рабочего тела.
5. Вариант КА с ТЭМ (ЯЭУ на основе ТРП первого–второго поколения по технологии “Топаз” электрической мощностью 15–20 кВт и ЭДПТ на аммиаке) по массогабаритным характеристикам может выводится с помощью РН среднего класса типа “Союз-2” на опорные радиационно-безопасные орбиты, с которых будет осуществляться транспортировка с помощью ТЭМ на более высокие рабочие орбиты.
Список литературы
Землянов А.Б., Косов Г.Л., Траубэ В.А. Система морской космической разведки и целеуказания (История создания). СПб.: Изд. “Галея Принт”, 2002.
60 лет самоотверженного труда во имя мира. 1944–2004 (ФГУП “НПОмаш”). М.: ИД “Оружие и технологии”, 2004.
Грязнов Г.М. Космическая атомная энергетика и новые технологии (Записки директора). М.: ФГУП “ЦНИИатоминформ”, 2007. 136 с.
Полетаев Б.И., Лянной Е.Г., Романов А.В., Павлов А.Ю. Работы КБ “Арсенал” по созданию космических аппаратов с ядерными энергетическими установками // Материалы конф. “Ядерная энергетика в космосе”. В 3 т. Т. 1. М.: НИКИЭТ, 2005. С. 247–249.
Грязнов Г.М., Пупко В.Я. “ТОПАЗ-1”. Советская космическая ядерно-энергетическая установка // Природа, 1991. Вып. 10. С. 29–36.
Кухаркин Н.Е., Пономарев-Степной Н.Н., Усов В.А. Космическая ядерная энергетика (ядерные реакторы с термоэлектрическим и термоэмиссионным преобразованием – “Ромашка” и “Енисей”) / Под ред. акад. РАН Пономарева-Степного Н.Н. М.: ИздАТ, 2008. 146 с.
Андреев П.В., Васильковский В.С., Зарицкий Г.А., Галкин А.Я. Космическая ядерная энергетика: перспективы и направления развития // Полет. 2006. № 4. С.19–25.
Луна – шаг к технологиям освоения Солнечной системы / Под научной редакцией В.П. Легостаева и В.А. Лопоты. М.: РКК “Энергия”, 2011. 584 с.
Синявский В.В., Юдицкий В.Д. Планетная АЭС на основе термоэмиссионного реактора-преобразователя //Атомная энергия. 2000. Т. 89. № 1. С. 20–22.
Андреев П.В., Жаботинский Е.Е., Никонов А.М. Перспективы использования термоэмиссионных ЯЭУ для межорбитальных перелетов космических аппаратов в околоземном пространстве // Атомная энергия. 1992. Т. 73. № 5. С. 346–350.
Островский В.Г., Синявский В.В., Сухов Ю.И. Межорбитальный электроракетный буксир “Геркулес” на основе термоэмиссионной ядерно-энергетической установки // Космонавтика и ракетостроение. 2016. № 2(87). С. 68–74.
Легостаев В.П., Лопота В.А., Синявский В.В. Перспективы и эффективность применения космических ядерно-энергетических установок и ядерных электроракетных двигательных установок // Космическая техника и технологии. 2013. № 1. С. 4–16.
Косенко А.Б., Синявский В.В. Технико-экономическая эффективность использования многоразового межорбитального буксира на основе ядерной электроракетной двигательной установки для обеспечения больших грузопотоков при освоении Луны // Космическая техника и технологии. 2013. № 2. С. 72–84.
Кузин А.И., Павлов К.А., Зубрев В.Н., Зацерковный С.П., Чупахин В.П., Шевцов Г.А. Солнечные и ядерные транспортно-энергетические модули в составе космических аппаратов разного назначения // Атомная энергия. 2000. Т. 89. № 1. С. 15–20.
Васильковский В.С., Андреев П.В., Зарицкий Г.А. и др. Проблемы космической энергетики и роль ядерных энергетических установок в их решении // Ядерная энергетика в космосе. Сб. докл. в 3-х томах. Т. 1. М.: Изд. НИКИЭТ, 2005. С. 20–21.
Юдицкий В.Д. Двухрежимная ЯЭУ на основе гетерозонного термоэмиссионного реактора-преобразователя // Известия РАН. Энергетика. 2011. № 3. С. 82–89.
Патент RU 2238598. Российская Федерация. Космическая двухрежимная ядерно-энергетическая установка транспортно-энергетического модуля. Cинявский В.В., Юдицкий В.Д.; заявитель и патентообладатель – ОАО РКК “Энергия”; заявка 2002135334/06; приоритет от 27.12.2002 // Изобретения. 2004. № 29.
Юдицкий В.Д., Синявский В.В. О рациональных уровнях электрической мощности ЯЭУ в режимах электроракетной доставки спутника на орбиту и энергопитания его аппаратуры // Известия РАН. Энергетика. 2003. № 3. С. 70–75.
Hiller A.C., Branam R.D., Huffman R.E., Szabo J., Paintal S. High thrust density propellants in Hall thrusters // AIAA. 2011. № 524. P. 9–10.
Морозов А. И., Шубин А.П. Космические электрореактивные двигатели: Новое в жизни, науке, технике. Сер. Космонавтика, астрономия. № 7 // М.: Знание, 1975. 64 с.
Онуфриева Е.В., Алиев И.Н., Онуфриев В.В., Синявский В.В. Энергетические характеристики высокотемпературных плазменных вентилей систем преобразования тока космических энергодвигательных установок // Известия РАН. Энергетика. 2016. № 3. С. 127–140.
Онуфриев В.В., Сидняев Н.И., Говор С.А., Синявский В.В., Геча В.Я., Макриденко Л.А., Ягодников Д.А. Об энергетической эффективности электротермического двигателя с дополнительным подводом тепла для малого космического аппарата // Известия РАН. Энергетика. 2018. № 5. С. 92–100.
Морозов А.И., Бугрова А.И., Десятсков А.В. и др. Стационарный плазменный ускоритель –двигатель АТОН // Физика плазмы. № 7. Т. 23. 1997. С. 635–645.
Горшков О.А., Муравлев В.А., Шагайда А.А. Холловские и ионные плазменные двигатели для космических аппаратов // Под ред. акад. РАН Коротеева А.С. М.: Машиностроение, 2008. 280 с.
Коротеев А.С., Миронов В.М., Свирчук Ю.С. Плазмотроны. Конструкции, характеристики, расчет. М.: “Машиностроение”, 1993. 295 с.
Генераторы плазменных струй и сильноточные дуги / Под ред. Рутберга Ф.Г. Л.: “Наука”, 1973. 152 с.
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Известия РАН. Энергетика