Известия РАН. Серия физическая, 2019, T. 83, № 7, стр. 990-992

Получение и характеризация биосовместимой магнитной жидкости на водной основе

К. Г. Гареев 1*, Э. К. Непомнящая 2

1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” имени В.И. Ульянова (Ленина)
Санкт-Петербург, Россия

2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Санкт-Петербургский государственный политехнический университет имени Петра Великого”
Санкт-Петербург, Россия

* E-mail: kggareev@yandex.ru

Поступила в редакцию 07.09.2018
После доработки 31.01.2019
Принята к публикации 27.03.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

В работе описан метод получения и параметры биосовместимой магнитной жидкости. Предложено использование метода деполяризационного динамического рассеяния света для определения размеров наночастиц в жидкой фазе и оценки агрегативной и седиментационной устойчивости магнитной жидкости при ее разбавлении. Установлено, что при разбавлении магнитной жидкости в ней образуются эллипсоидальные агрегаты, состоящие из 20 и более единичных наночастиц.

Магнитные жидкости на водной основе, в частности содержащие частицы магнетита-кремнезема, могут использоваться в целях биомедицины, так как такие частицы обладают относительно низкой токсичностью [1]. Важным требованием к магнитным жидкостям является сохранение агрегативной и седиментационной устойчивости. Контроль характеристик магнитных жидкостей может осуществляться с использованием метода динамического рассеяния света (ДРС), применение которого требует разбавления исходного коллоидного раствора в 200 и более раз для достижения требуемой интенсивности рассеяния лазерного излучения, что приводит к возможному нарушению устойчивости коллоидного раствора. При этом применение традиционного метода ДРС не позволяет определить форму частиц, что вызывает необходимость проведения дополнительных исследований с использованием методов электронной и сканирующей зондовой микроскопии. Результаты исследований, получаемые этими методами, могут существенно отличаться от результатов ДРС, что связано с формированием агрегатов из отдельных магнитных частиц в процессе высушивания магнитной жидкости. Для определения размеров и форм отдельных наночастиц и их агломератов в жидкости можно прибегнуть к использованию метода деполяризационного динамического рассеяния света (ДДРС) [2].

В настоящей работе была исследована магнитная жидкость, полученная в соответствии со способом, описанным в патенте [3]. Шестиводный хлорид железа(III) и семиводный сульфат железа(II), взятые в количестве 2 и 1 г соответственно, растворялись в 50 мл дистиллированной воды. Затем в раствор добавляли 5 мл 25%-го водного раствора аммиака и 1 мл тетраэтилортосиликата и подвергали ультразвуковой обработке с использованием ультразвуковой ванны UZV-2.8 (“Сапфир”, Россия) в течение 30 мин. После этого производили очистку полученного раствора от избытка аммиака пятикратной промывкой с магнитной сепарацией с использованием магнита Nd–Fe–B марки N35. Затем раствор повторно диспергировали с использованием ультразвукового дисператора Vibra-Cell VCX-130 (“Sonics & Materials”, США) при амплитуде колебаний зонда 100% в течение 10 мин.

Исследование гранулометрического состава магнитной жидкости производили методом сканирующей электронной микроскопии (СЭМ) с использованием прибора JSM-5800 (“JEOL Corp.”, Япония). Измерение магнитных свойств выполняли методом вибрационной магнитометрии при помощи прибора 7400-S Series (“LakeShore Cryotronics Inc.”, США). Сравнительный анализ распределения частиц по размерам в жидкой фазе проводили методом ДРС с использованием прибора “Фотокор Мини” (ООО “Фотокор”, Россия), а также при помощи метода ДДРС на лабораторном стенде, описанном в работе [4].

Результаты СЭМ высушенного образца неразбавленной магнитной жидкости показали, что в образце присутствуют отдельные наночастицы с радиусами 6–20 нм и крупные образования, предположительно агрегаты из наночастиц, размерами 30–65 нм. Согласно результатам измерения кривой намагничивания, удельный магнитный момент насыщения магнитной жидкости составляет 2.8 А · м2/кг.

Полученный образец содержит суперпарамагнитные наночастицы, так как форма кривой намагничивания описывается законом Ланжевена, а безгистерезисный характер кривой свидетельствует об отсутствии магнитостатического взаимодействия между отдельными частицами [5].

Распределение частиц по размеру, полученное методом ДРС (см. рис. 1), после разбавления исходной жидкости в 200 раз соответствует наибольшему вкладу в рассеяние частиц радиусом порядка 70 нм, что позволяет сделать предположение о том, что в жидкости присутствуют агрегаты, состоящие из суперпарамагнитных частиц.

Рис. 1.

Распределение частиц по размеру, полученное методом ДРС.

Исследование размеров и форм магнитных наночастиц методом ДДРС позволило обнаружить присутствие в растворе магнитной жидкости как агрегатов, так и отдельных частиц с размерами 4–10 нм. Наличие характерных максимумов в области малых размеров может быть объяснено присутствием кристаллитов оксида железа со средним радиусом 7–8 нм [6] и рассеивающими свет частицами диоксида кремния со средним радиусом 5–6 нм [7].

Обнаруженные отдельные частицы по форме были близки к сферическим, а агрегаты имели эллипсоидальную форму с параметрами: а = 64 нм, b = 40–60 нм, где a – длина большой полуоси эллипсоида, b – длины малых полуосей. Расчет параметров a и b выполнялся согласно алгоритму, описанному в [8]. Отдельные частицы достигали размеров до 120 нм, что хорошо согласуется с результатами, полученными при помощи СЭМ.

Таким образом, в исследуемой магнитной жидкости обнаружено нарушение агрегативной устойчивости в результате разбавления. Образующиеся агрегаты имеют эллипсоидальную форму, близкую, однако, к сферической. Форма кривой намагничивания, как и результаты ДДРС, свидетельствуют о близкой к сферической форме отдельных наночастиц, а также об отсутствии в неразбавленном растворе магнитной жидкости крупных агрегатов.

Увеличение размеров агрегатов при разбавлении является следствием агрегационной неустойчивости жидкости и требует дальнейшего исследования. При применении данной жидкости в медицине необходимо учитывать изменение ее биологических свойств (например, скорости выведения), являющееся следствием агрегации наночастиц. В результате разбавления наблюдается также потеря седиментационной устойчивости, влекущая за собой изменение объемной концентрации магнитных наночастиц в жидкости и выпадение осадка, что также требуется учитывать при медицинском применении магнитной жидкости.

Разработка способа получения магнитной жидкости выполнена при поддержке РФФИ, грант № 16-32-60010.

Исследование размеров наночастиц выполнено при поддержке Фонда содействия инновациям, договор № 13463ГУ/2018 от 20.07.2018 г.

Рис. 2.

Распределение частиц по размеру, полученное методом ДДРС.

Список литературы

  1. Toropova Y.G., Golovkin A.S., Malashicheva A.B. et al. // Int. J. Nanomed. 2017. V. 12. P. 593.

  2. Dolgushin S.A., Yudin I.K., Deshabo V.K. et al. // Biomed. Engin. 2016. V. 49. P. 394.

  3. Гареев К.Г., Рейнюк А.В., Тестов Д.О. и др. Способ получения магнитной жидкости. Пат. РФ № 2639709, кл. C01G 49/08. 2017.

  4. Nepomnyashchaya E., Zabalueva Z., Velichko E., Aksenov E. // EPJ Web Conf. 2017. V. 161. Art. № 02017.

  5. Kharitonskii P.V., Gareev K.G., Ionin S.A. et al. // J. Magnetics. 2015. V. 20. P. 221.

  6. Kharitonskii P., Kamzin A., Gareev K. et al. // J. Magn. Magn. Mater. 2018. V. 461. P. 30.

  7. Бочарова Т.В., Смердов Р.С., Левицкий В.С. и др. // ФТТ. 2016. Т. 58. № 5. С. 892; Smerdov R.S., Bocharova T.V., Levitskii V.S. et al. // Phys. Sol. St. 2016. V. 58. № 5. P. 919.

  8. Nepomnyashchaya E., Aksenov E., Velichko E. // Progr. in Electromagn. Res. Symp. (PIERS). (Singapore, 2017). P. 3556.

Дополнительные материалы отсутствуют.