Известия РАН. Серия физическая, 2022, T. 86, № 8, стр. 1172-1177

Исследование изотопного состава азотнокислых растворов плутония методами альфа- и гамма-спектроскопии

И. Е. Алексеев 1, С. Е. Белов 1*, К. В. Ершов 12, Н. Е. Мишина 1, А. А. Мурзин 1

1 Акционерное общество “Радиевый институт имени В.Г. Хлопина”
Санкт-Петербург, Россия

2 Федеральное государственное бюджетное учреждение “Петербургский институт ядерной физики имени Б.П. Константинова” Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт”
Гатчина, Россия

* E-mail: sbelov@khlopin.ru

Поступила в редакцию 14.03.2022
После доработки 08.04.2022
Принята к публикации 22.04.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

В лаборатории переработки отработанного ядерного топлива были исследованы азотнокислые растворы 238Pu/239Pu с неизвестным заранее составом и концентрацией радионуклидов в них. Исследования позволили сделать заключение о том, что в растворах кроме заявленных радионуклидов 238Pu и 239Pu содержатся также радионуклиды 240Pu и 241Am и оценить концентрации этих изотопов в растворах.

ВВЕДЕНИЕ

Важной задачей Радиевого института является работа с отработанным ядерным топливом (ОЯТ). Задачу по определению концентрации изотопов плутония в растворах, находящихся в нескольких емкостях (каждая со своим, отличным от других радионуклидным составом), было решено расширить и провести сравнение результатов измерений, проведенных в лаборатории переработки ОЯТ и в метрологической службе института. Для такого подхода было несколько оснований: а) состав растворов оказался сложнее, чем предполагалось первоначально; б) для отработки и улучшения методики измерения счетных образцов; в) для оценки возможностей программного обеспечения для разделения плохо разрешенных линий; г) для выработки оптимальной по времени и затратам методики определения изотопного состава растворов. В работе были использованы следующие методы анализа: а) альфа-спектроскопия с ионизационной 2π-камерой; б) полупроводниковая альфа-спектроскопия с PIPS-детекторами двух разных производителей; в) гамма-спектроскопия с NaI(Tl)-сцинтиллятором и детектором из сверхчистого германия (ОЧГ).

Для сравнительных измерений был предложен следующий порядок действий. В начале из растворов изготавливались счетные образцы, которые представляют собой подложки из нержавеющей стали с нанесенными на них растворами радионуклидов. Счетные образцы измерялись в лаборатории ОЯТ и в метрологической службе института с помощью альфа-спектрометрии. Затем результаты измерений сводились в таблицы для сравнения. По результатам анализа было решено провести дополнительные измерения гамма-спектров для подтверждения наличия и уточнения содержания выявленных радионуклидов.

ПОДГОТОВКА СЧЕТНЫХ ОБРАЗЦОВ

Для определения концентрации в азотнокислых растворах актиноидов и изотопов других ядер, подверженных альфа-распаду, используется методика изготовления счетных образцов с дальнейшим измерением их активности при помощи альфа-спектрометров. Сложность изготовления счетных образцов заключается в том, что на них накладываются два взаимоисключающих требования: компактность источника для воспроизводимости измерений и малая толщина, чтобы уменьшить влияние рассеяния и самопоглощения. Это требует от экспериментатора определенного навыка в области пробоподготовки.

Регламенты изготовления счетных образцов отличаются в зависимости от геометрических размеров, материала подложки, наличия органического покрытия. Технология изготовления может состоять, например, из следующих стадий: снятие органического загрязнения с поверхности подложки, предварительного отжига, нанесения порции азотнокислого раствора, добавления ПАВ, сушки, повторного отжига. В зависимости от конкретных условий – доступности материалов и оборудования, экономической целесообразности, временных ограничений, – те или иные стадии технологического процесса могут быть исключены из цепочки действий. В нашем случае использовались подложки диаметром 25 мм и толщиной 0.5 мм из нержавеющей стали с плотностью 7.85 г/см3. Одна сторона отшлифована и покрыта полимерным самоклеящимся материалом. Подложка после прокаливания приобретает золотистый цвет. Изначально в лаборатории использовалась следующая технология: обезжиривание поверхности ацетоном, нанесение раствора на подложку с последующим взвешиванием, сушка под лампой, отжиг на спиртовке. Преимущество такой пробоподготовки – простота и не большое время изготовления образца, недостаток – толстый слой радиоактивного пятна и поэтому слишком широкие линии в альфа-спектрах. На рис. 1 представлены фрагменты альфа-спектра одного и того же образца, измеренные на ионизационной 2π-альфа-камере и полупроводниковом детекторе PIPS. Очевидно, что широкие альфа-линии затрудняют идентификацию радионуклидов в случае сложного состава раствора и поэтому являются существенным недостатком. По этой причине процедура изготовления была изменена на следующую: обезжиривание подложки, нанесение азотнокислого раствора на подложку с последующим взвешиванием, добавление спирта, сушка, отжиг в муфельной печи при 500°C в течение 5 мин. Изготовленные таким способом образцы получаются “тонкими” и не только позволяют получить правильные значения активностей, но и определить наличие в образцах примесей (рис. 1б).

Рис. 1.

Альфа-спектры счетного образца (в условных единицах), измеренные на ионизационной 2π-альфа-камере (а) и на полупроводниковом детекторе PIPS (б). Видны две группы линий, соответствующие основным радионуклидам в растворе – 239Pu и 238Pu. По оси абсцисс отложена энергия альфа-частиц.

ИЗМЕРЕНИЕ АКТИВНОСТИ СЧЕТНЫХ ОБРАЗЦОВ НА АЛЬФА-КАМЕРЕ И PIPS-ДЕТЕКТОРЕ

Измерения активности счетных образцов проводились в ионизационной 2π-альфа-камере, работающей в спектрометрическом режиме, и на спектрометрах с твердотельными кремниевыми детекторами (PIPS).

На рис. 2 представлены фрагменты спектров, полученных при помощи полупроводниковых детекторов (рис. 2а для “толстого” образца, рис. 2б – для “тонкого” образца) и на альфа-камере для “тонкого” образца (рис. 2в).

Рис. 2.

Фрагменты альфа-спектров (в условных единицах), соответствующих линии 238Pu/ 241Am: “толстый” образец, детектор PIPS (а); “тонкий” образец, детектор PIPS (б); “тонкий” образец, ионизационная 2π-альфа-камера (в). Представлено разложение сложной линии на компоненты, соответствующие радионуклидам 238Pu и 241Am. По оси абсцисс отложена энергия альфа-частиц.

Из анализа измерений на спектрометре с PIPS-детектором стало ясно, что в растворах кроме основных радионуклидов 238Pu и 239Pu содержатся также и примеси иных радионуклидов, скорее всего 240Pu и 241Am (см. рис. 2б). Обнаружить же надежно наличие примесей при измерениях на альфа-камере (рис. 2в) оказывается гораздо сложнее.

Ионизационная камера имеет статус вторичного эталона, активность образцов определяется прямым измерением счета. Камера имеет 2π-геометрию и активность счетного образца равна удвоенному счету в единицу времени [1]. Альфа-спектры хорошо разделяются на две группы линий, но довольно сложно разделить линии внутри групп, чтобы определить к каким изотопам они относятся и какую долю вносит в распад данный изотоп. В случае сложного образца, состоящего из нескольких различных альфа-излучателей, для определения активности каждого компонента спектр раскладывается на составляющие и площади линий дают активность соответствующего компонента [2]. Если линии разделены, тогда это не вызывает сложностей, например, линии 238Pu и 239Pu разделены приблизительно на 300 кэВ при разрешении альфа-камеры 40 кэВ и PIPS-детектора 13 кэВ. Но в случае, если разница энергий альфа-частиц меньше разрешения спектрометрического тракта, то приходится использовать специальные методы анализа или априорную информацию.

Анализ формы и ширины линии, соответствующей пику 238Pu показывает, что можно предположить наличие примесей в растворе, радионуклиды которых имеют альфа-линии с близкими к 238Pu энергиями. Из предыдущего опыта работы с растворами плутония, полученными из ОЯТ, мы предположили, что примесью может являться радионуклид 241Am, имеющий альфа-линии, близкие к линиям 238Pu. На основании этого предположения мы разложили линию на несколько компонент и получили вклад примеси в суммарную активность. Следует отметить, что алгоритмы разложения сложной линии на составляющие не являются надежными и устойчивыми [3]. Поэтому мы проводили несколько попыток каждый раз с различными начальными условиями. Каждый раз результаты несколько отличались от предыдущих, поэтому за окончательное значение мы брали среднее между ними, а за ошибку принимали разброс.

Для подтверждения нашего предположения о наличии в растворах 241Am мы провели измерения образцов на гамма-спектрометре с детектором из ОЧГ. Измерения на оборудовании с PIPS детектором другого североамериканского производителя в лаборатории по переработке ОЯТ и измерение активности 241Am в лаборатории ОЯТ на сцинтилляционном детекторе показали близкие результаты к тем, которые были получены в метрологической службе.

Аналогичным способом мы проанализировали форму и ширину линии, соответствующей радионуклиду 239Pu, и было сделано предположении о наличии в растворе изотопа 240Pu, который затруднительно обнаружить по гамма-излучению.

Таким образом, мы предполагаем, что к первой группе линий можно отнести линии 239Pu: 5104.6 кэВ (11.5%), 5143 кэВ (15.1%), 5155 кэВ (73.3%) и 240Pu: 5123.7 кэВ (27.1%), 5168.7 кэВ (72.8%). Ко второй группе можно отнести линии 238Pu: 5456.3 кэВ (28.85%), 5499 кэВ (71%) и 241Am: 5388.2 кэВ (1.6%), 5442.8 кэВ (13%), 5485.6 кэВ (84.5%). В тонких счетных образцах все эти линии также наблюдаются. Для второй группы задача идентификации проще, т.к. у 241Am в гамма-спектре есть интенсивные линии, по которым его легко идентифицировать гамма-спектрометрией, определить его активность и подтвердить измерения на альфа-спектрометрах.

В то время, как в метрологической службе были проведены прямые измерения, в лаборатории переработки ОЯТ для определения активности используются эталонные источники, спектры которых сравниваются с изучаемыми образцами в одинаковой (близкой) геометрии. В данном случае, при анализе альфа-спектров использовалось сравнение площадей (суммы по каналам) соответствующих линий образца с соответствующими линиями эталонных образцов 239Pu, 238Pu.

Окончательно, зная процентное содержание отдельного радионуклида в растворе и общую удельную активность раствора, можно определить его удельную активность.

ИЗМЕРЕНИЕ ПРОЦЕНТНОГО СОДЕРЖАНИЯ 241Am И ЕГО УДЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РАСТВОРЕ

Измерение гамма-активности 241Am счетных образцов проводилось в метрологической службе института на гамма-спектрометре из ОЧГ путем сравнения скорости счета от счетных образцов и от эталонных гамма-источников. Несмотря на то, что поправки на геометрию счетных образцов по сравнению с точечным источником не вводились, ибо высокая точность оценки и не требовалась, мы получили хорошее согласие между результатами оценок из альфа- и гамма-спектрометрии. Это говорит о том, что при корректном анализе линий вполне возможно определять содержание радионуклида 241Am только по альфа-спектрам счетных образцов. В то же время гамма-спектрометрия дает более надежные сведения о содержании радионуклидов в растворах, но вместе с тем увеличивает и общее время измерений.

Далее исследовалась возможность получить те же сведения путем измерения исследуемых растворов в пробирках Эппендорфа, т.е. без подготовки счетных образцов. Для этого метрологической службой был изготовлен специальный калибровочный образец. Измерения проводились на сцинтилляционном детекторе с колодцем методом компарирования. Результаты измерений также оказались в удовлетворительном согласии с альфа-измерениями и результатами метрологической службы, полученными из измерений на детекторе ОЧГ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕНТНОГО СОДЕРЖАНИЯ 240Pu И ЕГО УДЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РАСТВОРЕ

Как мы указывали выше, есть основания предполагать наличие в растворах радионуклида 240Pu. Небольшое уширение и изменение формы линии по сравнению с чистой линией 239Pu указывает на наличие еще одного компонента в ней (рис. 3). Поэтому мы попробовали разложить ее на составляющие альфа-линии аналогичным образом, как мы это делали для смеси линий 238Pu/241Am.

Рис. 3.

Фрагменты альфа-спектров (в условных единицах), соответствующих линии 239Pu/240Pu: “толстый” образец, детектор PIPS (а); “тонкий” образец, детектор PIPS (б); “тонкий” образец, ионизационная 2π-альфа-камера (в). Представлено разложение сложной линии на компоненты, соответствующие радионуклидам 239Pu и 240Pu. По оси абсцисс отложена энергия альфа-частиц.

Как и в предыдущем случае, мы выполнили вычисления несколько раз с различными начальными условиями, чтобы посмотреть сходимость. Оказалось, что в этом случае разброс результатов был шире, чем в случае с 238Pu/241Am.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты измерений сведены в табл. 1. Из каждого раствора (Б1, Б2, Б3, Б4, Б5 и Б6) были приготовлены несколько счетных образцов (А – “тонкий”, М – “толстый”, Ю – средняя толщина и Г – разбавленный раствор в пробирке). В графе 241Am приведены средние значения удельной активности, полученные по измерениям на гамма-спектрометре (обозначены через γ) и альфа-спектрометре (обозначены через α).

Таблица 1.

Сравнение результатов измерения с использованием различных методов содержания радионуклидов в азотнокислых растворах

Раствор Образец Удельная активность раствора, Бк/мг Содержание радионуклидов, Бк/мг
239Pu 240Pu 241Am 238Pu
Б1 А 220 107 ± 5 38.5 ± 3.0 45.4 ± 1.7
(48.2γ/42.7α)
29.1 ± 1.0
М 197 93.3 ± 5.2 38.7 ± 5.6 37.3 ± 1.1
(42.2γ/32.5α)
27.6 ± 1.1
Ю 246 130 ± 5 33.3 ± 2.2 53.2 ± 1.7
(57γ/50α)
28.5 ± 1.2
Г       51.3  
Б2 А 186 139 ± 4 28.0 ± 0.9 5.0 ± 0.3 (5.45γ/4.55α) 14.0 ± 0.6
М 182 139 ± 7 24.3 ± 4.5 8.8 ± 1.0
(11.3γ/6.3α)
9.9 ± 1.2
Г       5.74  
Б3 А 194 137 ± 5 31.3 ± 1.3 10.2 ± 0.3
(10.5γ/9.87α)
15.5 ± 0.5
М 189 114 ± 4 56.2 ± 2.0 6.45 ± 0.25
(5.46γ/7.43α)
12.4 ± 0.4
Ю 202 145 ± 5 30.3 ± 1.3 10.4 ± 0.4
(11.5γ/9.30α)
16.3 ± 0.6
Г       10.9  
Б4 А 90.5 68.9 ± 2.2 14.1 ± 0.50 6.46 ± 0.20 (6.67γ/6.25α) 1.04 ± 0.4
М 100 76.6 ± 2.5 15.4 ± 0.9 6.76 ± 0.70
(7.12γ/6.40α)
1.24 ± 0.70
Ю 94.1 66.5 ± 3.3 20.1 ± 2.5 6.1 ± 0.4
(6.8γ/5.3α)
1.44 ± 0.4
Б5 А 58.4 13.9 ± 0.5 11.8 ± 0.4 26.9 ± 0.9
(27.6γ/26.3α)
5.77 ± 0.30
М 56.5 14.3 ± 0.6 10.7 ± 0.5 26.5 ± 0.8
(27.0γ/26.0α)
5.07 ± 0.21
Ю 59.3 14.1 ± 0.5 11.9 ± 0.4 27.9 ± 0.9
(29.2γ/26.5α)
5.5 ± 0.6
Г       26.9  
Б6 А 36.5 9.16 ± 0.30 7.32 ± 0.30 16.6 ± 0.5
(17.1γ/16.1α)
3.41 ± 0.15
М 39.7 11.7 ± 1.7 6.3 ± 1.6 18.1 ± 0.7
(18.8γ/17.4α)
3.6 ± 0.5
Ю 39.7 10.1 ± 0.3 7.86 ± 0.25 18.5 ± 0.7
(19.3γ/17.7α)
3.3 ± 0.5
Г       17.7  

Из табл. 1 видно, что, хотя в среднем значения активностей близки друг к другу, есть и существенные расхождения. Мы считаем, что это связано, в первую очередь, с качеством подготовки счетных образцов. Также на результаты влияет способ отбора пробы из исследуемой емкости.

Были сделаны практические выводы по регламенту подготовки счетных образцов и методике обработки результатов измерений.

Список литературы

  1. Saprygin A.V., Ovchinnikov V.Yu., Novikov V.S., Sokolov M.S. A spectrometric pulse-mode ionization chamber. Пaт. PФ RU 2550351. 2013.

  2. Dayras F. // Nucl. Instrum. Meth. Phys. Res. A. 2002. V. 490. P. 492.

  3. Bortels G., Collaers P. // Appl. Radiat. Isot. A. 1987. V. 38. P. 831.

  4. Vajda N., Martin P., Kim C.-K. // In: Handbook of radioactivity analysis. Amsterdam: Elsevier, 2012. P. 380.

  5. Choppin G.R., Liljenzin J.-O., Rydberg J. Radiochemistry and nuclear chemistry. Woburn, MA: Butterworth-Heinemann, 2002.

  6. https://www.nndc.bnl.gov/nudat2/.

  7. Надыкто Б.А. Плутоний. Фундаментальные проблемы. Саров: РФЯЦ-ВНИИЭФ, 2003. 303 с.

Дополнительные материалы отсутствуют.