Известия РАН. Серия физическая, 2022, T. 86, № 8, стр. 1077-1080

Тестовая установка для регистрации совпадающих сигналов из реакций с вылетом заряженных частиц и нейтронов на нейтронном канале РАДЭКС

А. А. Каспаров 1*, М. В. Мордовской 1, А. А. Афонин 1, В. В. Мицук 1

1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки “Институт ядерных исследований Российской академии наук”
Москва, Россия

* E-mail: kasparov200191@gmail.com

Поступила в редакцию 14.03.2022
После доработки 08.04.2022
Принята к публикации 22.04.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

Описан прототип экспериментальной установки для проверки возможности регистрации в совпадении заряженных частиц и нейтронов на нейтронном канале РАДЭКС ИЯИ РАН. Выполнены тестовые измерения реакции n + 6Li → α + d + n и показана возможность регистрации в совпадении заряженных частиц и нейтронов, а также возможность идентификации типа заряженной частицы.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из фундаментальных проблем ядерной физики является исследование структуры легких ядер. Легкие ядра с A = 6 (6He, 6Li, 6Be) привлекают внимание экспериментаторов и теоретиков из-за своей ярко выраженной кластерной структуры.

Как известно, явление кластеризации является результатом строгой корреляции между нуклонами в атомных ядрах. Ядерные кластеры, отличающиеся от альфа-кластеров, играют заметную роль как для адекватного описания механизмов ядерных реакций, так и структуры ядер [1, 2].

Целью данной работы является изучение кластерной структуры ядра 6Li, представляющее значительный экспериментальный и теоретический интерес из-за кластерной структуры низколежащих состояний, рассматриваемых как 4He + d. В то же время, при высоких энергиях возбуждения возможно трехнуклонное квазимолекулярное состояние. Существование трехнуклонного кластерного состояния в изобарах с A = 6 было теоретически предсказано более полувека назад [3]. Такое состояние в 6Li описывается как двухфермионная система t + 3He и аналогично двухнуклонной системе.

Спектроскопическая информация о нижних уровнях ядра 6Li известна с достаточной точностью, в то время как данные о структуре возбужденных состояний, тем более данные о структуре, энергиях и ширинах высоковозбужденных состояний по-прежнему довольно противоречивы. На рис. 1 показано сравнение энергетических уровней 6Li, представленных в работах [4] и [5]. Существенное расхождение наблюдается при энергиях возбуждения выше 15.79 МэВ (пороговая энергия развала по каналу 6Li → t + 3He). Кроме того, расхождения в данной области демонстрируют результаты теоретических [3, 6] и последних экспериментальных работ [710]. Следовательно, требуется дальнейшее изучение структуры возбужденных состояний 6Li в различных реакциях и с использованием различных методов.

Рис. 1.

Сравнение энергетических уровней 6Li, представленных в работах [4] (левая панель) и [5] (правая панель).

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Для определения вкладов различных конфигураций в структуру возбужденных состояний 6Li нами предложено исследование реакции неупругого рассеяния нейтронов на ядрах 6Li с регистрацией в совпадении как рассеянного нейтрона, так и вторичных частиц. Предполагаемый метод исследования достаточно подробно описан в работе [11], где в качестве налетающих частиц предлагается использовать альфа-частицы с энергией 30 МэВ. Однако исследовать область возбуждения 6Li выше порога развала по каналу 6Li → t + 3He при такой энергии не представляется возможным.

С помощью программы [12] было проведено кинематическое моделирование реакции n + 6Li. В программе из множества событий с произвольными или частично-заданными параметрами (энергия пучка, углы вылета и энергии вторичных частиц), отбираются только те события, которые удовлетворяют законам сохранения энергии и импульса с заданной заранее точностью.

Результаты проведенного кинематического моделирования показывают, что в случае регистрации неупруго-рассеянного нейтрона под углом, определенным в двухчастичной реакции n + + 6Li → n' + 6Li* с возбуждением определенного уровня 6Li, в совпадении с вторичными (развальными) частицами существуют кинематические области развальных частиц, соответствующие определенным каналам развала этого возбужденного состояния 6Li. Например, на рис. 2а представлено двумерное распределение Eα – Θα вторичных альфа-частиц для различных каналов развала возбужденного состояния 6Li*(5.65 МэВ). Параметры моделирования указаны в подписи к рисунку. Видно, что кинематические области, соответствующие каналу реакции α + d отличаются от тех, которые соответствуют каналам α + n + p, 5Li + n, 5He + p и практически полностью перекрываются. Однако, регистрация в совпадении неупруго-рассеянного нейтрона, вторичных альфа-частиц и нейтронов при определенных кинематических условиях дает возможность разделить кинематические области, соответствующие каналам α + p + n и 5Li + n (рис. 2б).

Рис. 2.

Двумерная диаграмма Eα – Θα развальных альфа-частиц для уровня 6Li*(5.65 МэВ). Параметры моделирования: E0 = 60 ± 1 МэВ, Θn' = –80° ± 1°, En' = = 40.06 ± 2.14 МэВ (а). Двумерная диаграмма Ep – Θp развальных протонов для уровня 6Li*(5.65 МэВ). Параметры моделирования: E0 = 60 ± 1 МэВ, Θn' = –80° ± 1°, En' = 40.06 ± 2.14 МэВ, Θα = 45° ± 2°, Θn = 55° ± 2°, En > > 8 МэВ (б).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

На нейтронном пучке канала РАДЭКС ИЯИ РАН проводятся исследования реакций с малонуклонными системами, вызванных нейтронами с энергией 10–100 МэВ. Для исследования таких реакций необходимы регистрация в совпадении нейтронов и заряженных частиц, их идентификация и определение энергии. Сложностью для такого типа работ являются условия канала РАДЭКС: широкий пучок нейтронов с диаметром ~50 мм, наличие большого γ-фона, а также ограничения в работе полупроводниковых кремниевых детекторов при облучении нейтронами.

Для проверки возможности регистрации в совпадении заряженных частиц и нейтронов на нейтронном канале РАДЭКС в качестве предварительных тестовых измерений была выбрана реакция n + 6Li → n + α + d, с регистрацией рассеянных нейтронов и вторичных альфа-частиц. При этом тестовые измерения могут считаться успешными в случае наличия пиков в энергетическом спектре зарегистрированных альфа-частиц, соответствующих развалу основного и возбужденных состояний ядра 6Li, в совпадении с нейтронным сигналом.

Ввиду широкого энергетического спектра нейтронов канала РАДЭКС, падающих на мишень, регистрация вторичных альфа-частиц и нейтронов позволит восстановить первоначальную энергию нейтрона для каждого зарегистрированного события.

По результатам моделирования был создан прототип экспериментальной установки (рис. 3), включающий как малую вакуумную камеру рассеяния с установленной мишенью 6Li2CO3 и телескопом ΔE–E кремниевых детекторов для регистрации заряженных частиц с толщинами 40 и 300 мкм, соответственно, так и нейтронный детектор на основе жидкого сцинтиллятора EJ-301 для регистрации нейтронов, позволяющий при необходимости измерять энергию нейтронов по методу времени пролета. Углы установки детекторов для регистрации заряженных частиц и нейтронов были выбраны ~90° и ~30°, соответственно, по разные стороны от оси пучка.

Рис. 3.

Схема экспериментальной установки для исследования реакции n + 6Li → α + d + n: 1 – поток нейтронов канала РАДЭКС; 2 – малая вакуумная камера рассеяния; 3 – 6Li2CO3-мишень; 4 – ΔE-детектор; 5 – E-детектор; 6 – нейтронный детектор.

Для получения временных и амплитудных характеристик сигналов использовалась система сбора информации на основе цифровых сигнальных процессоров DT5742 и DT5720 фирмы CAEN. Блок DT5742 предназначен для временного анализа сигналов и имеет следующие характеристики: количество детекторных входов 16, максимальная частота оцифровки 5 · 109 выборок · с–1 (шаг временной развертки 0.2 нс, 1024 канала), амплитудное разрешение 12 бит. Блок 5720 предназначен для амплитудного анализа и, соответственно, имеет характеристики: 4 детекторных входа, 250 · 106 выборок · с–1 (шаг 4 нс, 16 000 каналов), разрешение 12 бит. Сочетание этих дигитайзеров позволяет получать с хорошим разрешением как временную, так и амплитудную информацию со всех детекторов системы регистрации.

В системе сбора данных быстрый сигнал от ΔE-детектора запускал блок DT5742, на который также поступали временные сигналы от E-детектора и нейтронного детектора. Блок DT5742 в свою очередь запускал блок DT5720, на который поступали амплитудные сигналы со всех детекторов. Реальному событию соответствовал случай, когда на оба блока поступали сигналы от трех детекторов (ΔE-, E- и нейтронного детектора). Обработка информации в оффлайн режиме состояла из определения амплитуд и площадей импульсов, получения времен возникновения сигналов в детекторах, определении энергии нейтрона по времени пролета и цифрового анализа формы импульсов для дискриминации нейтронных событий от событий, вызванных γ-квантами.

На рис. 4 показана экспериментальная двумерная ΔEE диаграмма, полученная при условии совпадения сигналов от ΔE-, E- и нейтронного детектора.

Рис. 4.

Двумерная ΔEE диаграмма, полученная при условии совпадения сигналов от ΔE-, E- и нейтронного детектора. На диаграмме нанесены расчетные локусы, соответствующие однозарядным частицам (p, d, t) и 4He.

Усиление на детекторах было подобрано таким образом, чтобы отчетливо наблюдать альфа-частичный локус. В связи с этим однозначное разделение однозарядных частиц не предоставляется возможным. Для наглядности на диаграмме нанесены моделированные ΔE–E спектры ионизационных потерь протонов, дейтронов, тритонов и альфа-частиц.

К сожалению, недостаточная статистика проведенных измерений не позволяет получить энергетический спектр альфа-частиц, однако, возможность регистрации в совпадении заряженных частиц и нейтронов (“полезных” событий), а также возможность идентификации типа заряженной частицы кажется достаточно основательными.

Тестовые измерения проводились в течение ~30 мин при потоке нейтронов ~107 см–2 ⋅ с–1 на измерительной мишени канала РАДЭКС. При телесных углах заряженных частиц и нейтронов ~6 · 10–3 и ~2 · 10–3 ср, соответственно, число “полезных” событий составило ~1.8 · 10–2 с–1. Это дает надежду, что при стабильном пучке нейтронов за достаточно приемлемое время можно исследовать кластерную структуру возбужденных состояний 6Li.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Описана тестовая установка для проверки возможности регистрации в совпадении заряженных частиц и нейтронов на нейтронном канале РАДЭКС ИЯИ РАН. Проведены тестовые измерения реакции n + 6Li → α + d + n с регистрацией в совпадении нейтронов и заряженных частиц.

Предполагается, что применение второго плеча для регистрации заряженных частиц и тонкой мишени даст возможность значительно расширить программу исследуемых реакций с малонуклонными системами на нейтронном пучке канала РАДЭКС, с восстановлением их полной кинематики, с разделением фоновых и исследуемых реакций.

Список литературы

  1. Rose H.J., Jones G.A. // Nature. 1984. V. 307. No. 5948. P. 245.

  2. Freer M., Angelique J.C., Axelsson L. et al. // Phys. Rev. Lett. 1999. V. 82. No. 7. P. 1383.

  3. Tompson D.R., Tang Y.C. // Nucl. Phys. A. 1968. V. 106. No. 3. P. 591.

  4. Ajzenberg-Selove F. // Nucl. Phys. A. 1984. V. 413. No. 1. P. 1.

  5. Tilley D.R., Cheves C.M., Godwin J.L. et al. // Nucl. Phys. A. 2002. V. 708. No. 1–2. P. 3.

  6. Okhura H., Yamada T., Ikeda K. // Prog. Theor. Exp. Phys. 1995. V. 94. No. 1. P. 47.

  7. Kuramoto R., Lichtenthaler R., Lepine-Szily A. et al. // Braz. J. Phys. 2004. V. 34. No. 3A. P. 933.

  8. Nakayama S., Yamagata T., Akimune H. et al. // Phys. Rev. C. 2004. V. 69. No. 4. Art. No. 041304.

  9. Povoroznyk O., Gorpinich O.K., Jachmenjov O.O. et al // J. Phys. Soc. Japan. 2011. V. 80. Art. No. 094204.

  10. Гуров Ю.Б., Короткова Л.Ю., Карпухин В.С. и др. // Изв. РАН. Сер. физ. 2017. Т. 81. № 6. С. 714; Gurov Yu.B., Korotkova L.Yu., Karpukhin V.S. et al. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2017. V. 81. No. 6. P. 641.

  11. Каспаров А.А., Конобеевский Е.С., Зуев С.В. и др. // Изв. РАН. Сер. физ. 2021. Т. 85. № 5. С. 690; Kaspa-rov A.A., Konobeevski E.S., Zuyev S.V. et al. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2021. V. 85. No. 5. P. 534.

  12. Зуев С.В., Каспаров А.А., Конобеевский Е.С. // Изв. РАН. Сер. физ. 2017. Т. 81. № 6. С. 753; Zuyev S.V., Kasparov A.A., Konobeevski E.S. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2017. V. 81. No. 6. P. 679.

Дополнительные материалы отсутствуют.