Известия РАН. Серия географическая, 2021, T. 85, № 1, стр. 14-23
Макрорегион Северо-Восточной Азии: предпосылки делимитации, состав, границы
Л. М. Корытный *
Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН
Иркутск, Россия
* E-mail: kor@irigs.irk.ru
Поступила в редакцию 28.05.2020
После доработки 05.10.2020
Принята к публикации 30.10.2020
Аннотация
Рассматривается подход к политико-экономической делимитации географического пространства Азии, что вписывается в стратегию восточного поворота России. Определено важное место Азиатской России в этом пространстве. Рассмотрено пять возможных вариантов выделения территории Сибири: экономический, общегеографический, федеральный, физико-географический и гидрографический, с предпочтением общегеографического. Предложено в состав Северо-Восточной Азии включить шесть стран: северо-восточные сегменты России (Восточную Сибирь и Дальний Восток), северо-восточные и частично восточные и центральные сегменты КНР, а также Монголию, КНДР, Республику Корею и Японию. Обосновано проведение западной границы макрорегиона по западным границам Восточной Сибири и Монголии, а южной границы – по южному водоразделу бассейна р. Хуанхэ. Делимитация географического пространства Северо-Восточной Азии поддерживается целостной морской и речной бассейновой структурой согласно бассейновой концепции природопользования. Важным событием стало предложенное в конце 2019 г. китайскими географами создание научного центра (ассоциации) исследований Северо-Восточной Азии и как реакции на это – создание весной 2020 г. в Сибирском отделении РАН Международного научного центра по проблемам трансграничных взаимодействий в Северной и Северо-Восточной Азии. Одной из ближайших задач совместных исследований представляется комплексное атласное картографирование Северо-Восточной Азии силами географов всех государств макрорегиона.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Перемещение начиная с конца XX в. центра мировой политики и экономики с Запада на Восток, быстрый подъем Китая, Индии и других азиатских стран, сопровождающиеся потерей превосходства, прежде всего военного, западных стран и нарастанием внутренних противоречий западного мира, предопределили неизбежность становления новой картины мирового пространства с восточным трендом. В этой обстановке Россия начала в 2010–2012 гг. долгожданный поворот к Востоку, ускорившийся в 2014 г. ввиду резкого столкновения с западными странами после крымских и донбасских событий, дела Скрипалей, введения санкций и т.п.
Официально восточный поворот России был заявлен в конце 2012 г. в обращении Президента РФ В.В. Путина к Федеральному собранию: “В XXI в. вектор развития России – это развитие на Восток. Сибирь и Дальний Восток – наш колоссальный потенциал”11. Целесообразность поворота обосновывалась, в том числе, необходимостью диверсификации экономических связей, внешних источников развития, в первую очередь для Дальневосточного федерального округа, для которого была утверждена амбициозная стратегия развития22, приняты Государственная программа33 и ряд экономических мер.
С 2015 г. инициировано ежегодное проведение осенью Восточного экономического форума во Владивостоке с целью сделать Дальний Восток ближе для инвесторов и комфортнее для местных жителей. Уже летом 2015 г. проблемы и пути социально-экономического развития в условиях восточного вектора долгосрочного развития были обсуждены на научном семинаре на Байкале [6]. В принятой там Байкальской декларации подчеркивалось, что “разворот” России на восток несет в себе большой позитивный потенциал. При разумном сочетании экологических и экономических интересов общества в рамках зеленой экономики он должен стать серьезным импульсом развития регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, не сумевших за годы реформ преодолеть исторически сложившегося отставания от среднероссийского уровня по основным социально-экономическим показателям. Однако уже накопленный опыт этих регионов в процессах трансграничного сотрудничества в восточном направлении со всей очевидностью демонстрирует, что вместе с перспективами возникают и серьезные риски.
Об этом повествуется и в книге видного сибирского ученого и государственного деятеля академика РАН А.К. Тулохонова [18]. Основной вопрос, над которым размышляет автор: в чем причина падения авторитета России в современном мире и что сделать для восстановления прежнего статуса великой страны? Ответ на этот и многие сопутствующие вопросы он справедливо видит в плоскости изучения экономической истории, современных социальных и политических процессов, в первую очередь проходящих в восточных регионах России и у ее соседей. Уже в первой главе автор уточняет предмет современной политической географии, акцентируя внимание на особенностях приграничного сотрудничества РФ в условиях глобализации и необходимости географического подхода к классификации границ и их функций. К сожалению, эти границы на востоке России больше выступают барьерами, чем благоприятными факторами формирования трансграничных социально-экономических структур.
Одна из выявившихся проблем – неопределенность восточного пространства в стране и в Азии. Необходима географическая делимитация этого пространства, т.е. определение его состава и границ, что и обсуждается в настоящей статье.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД И МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Представления о территории и акватории в географии имеют длительную историю и относятся к фундаментальным основам нашей науки. Территория и акватория объединяют географические объекты через отношения между ними, что ведет к образованию специфических таксонов. Внимание к территориально-акваториальным аспектам в нашей стране усилилось в постсоветское время, что связано с новыми геополитическими и геоэкономическими реалиями. Все больше оснований рассматривать территорию и акваторию как особый природный ресурс, который цементирует все географические науки. Он объединяет два класса ресурсов: пространства, выражаемого через геометрические параметры площади, формы и т.п., и местоположения – через известные критерии географического положения [4]. Это в значительной степени определяет возможности и перспективы социально-экономического развития. В этих условиях особенно важно разобраться в сущности российского географического пространства, его пересечениях с другими пространствами.
Особую роль здесь призван сыграть картографический метод [2]: картографический анализ вариантов границ позволяет подойти к выбору объекта межгосударственного исследования.
Исходными материалами для нашей работы стали в первую очередь многочисленные Интернет-ресурсы, в том числе картографические, интерпретированные согласно цели и постановке проблемы, а также основополагающие публикации по теме исследования.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Азиатское политико-экономическое пространство в начале XXI в.
В Азии как крупнейшей по площади и населению части света существует множество пространственных структур и организаций самого разного свойства. Исторически самыми первыми, рожденными еще в XX в., являются Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) – как географическое пространство выходящих к Тихому океану стран – и Ассоциация наций Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – организация, нацеленная на политическое, экономическое и культурное сотрудничество (10 стран). В начале нового тысячелетия началось быстрое создание ряда организаций. Уже в 2001 г. было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в 2015 г. преобразованное в Евроазиатский экономический союз (ЕАЭС). В него входят пять государств, а еще более десятка стран находятся в ранге наблюдателей, заключивших отдельные соглашения или ведущих переговоры о вхождении в Союз. Параллельно в 2001 г. была учреждена Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которую входят шесть соседних азиатских стран: Китай, Россия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, а ряд стран относятся к наблюдателям. Еще одна политико-экономическая структура БРИКС (по первым латинским буквам входящих в нее стран – Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики), лишь частично относящаяся к Азии, была в окончательном виде оформлена в 2011 г.
Одним из политических лидеров во всех организациях (кроме АСЕАН) является Россия. В немаловажной степени именно поэтому Китай в 2013 г. выступил со стратегической инициативой “Один пояс – один путь” (ОПОП), объединяющей морские и сухопутные восточно-западные экономические коридоры. Состав стран-участников – аморфный и постоянно меняется (от 40 до 70 членов), дать его количественные характеристики сложно. Ясно, что это не только (и даже не столько) транспортно-экономический проект, но в первую очередь интеграционный геополитический проект в противовес ряду западных объединений. Недаром уже в начале 2015 г. было принято решение Москвы и Пекина о сопряжении ЕАЭС и ОПОП.
Но этого было явно мало, тем более что Россия не хотела бы терять политическое лидерство. Еще в 2013 г. проявились тенденции к формированию нового политического, экономического и культурного пространства [6, 8]. В 2016 г. эксперты Валдайского клуба Т.В. Бордачев и С.А. Караганов ввели в научный оборот понятие “Большая Евразия” [10], а вскоре идея широкой евразиатской общности на высшем уровне была выдвинута президентами России и Казахстана В.В. Путиным и Н.А. Назарбаевым на Петербургском международном экономическом форуме. В последующие годы эта идея, имеющая междисциплинарный характер, прорабатывалась активно международным и отечественным исследовательским сообществом – географами, экономистами, историками, политологами. Ее истоки легко обнаружить в системе идей научной евразийской школы российской эмиграции в 1920-е годы, где Россия рассматривалась как особого типа срединная цивилизация [14, 17]. Современные концептуальные построения весьма разнообразны и отражены уже в сотнях публикаций, они значительно шире, но представления о Большой Евразии до сих пор очень различны [11, 19, 21, 22]. Это подтверждается статьями недавнего сборника, полностью посвященного месту России в формирующейся Большой Евразии [5]. Однако пока четкая географическая делимитация Большой Евразии отсутствует [3].
Все рассмотренные выше структуры отличаются и по генезису, и по целям, и по четкости конструкций. Но их объединяет азиецентризм, т.е. принадлежность – полностью или частично – к Азии с ее могучим пространственным, экономическим и демографическим потенциалом (табл. 1). Важно, что во все эти структуры входит Азиатская Россия.
Таблица 1.
Сообщество | Состав | Площадь, млн км2 | Население, млрд чел. |
---|---|---|---|
АТР | 53 страны | 60.0 | 4.0 |
АСЕАН | 10 стран | 4.5 | 0.7 |
ЕАЭС | Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия | 22.4 | 0.2 |
ШОС | Индия, Казахстан, КНР, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан, Узбекистан | 34.3 | 3.2 |
БРИКС | Бразилия, Индия, КНР, Россия, ЮАР | 39.7 | 3.2 |
БЕА | 116 стран | 56.2 | 5.4 |
СА | Россия, КНР, Монголия, Казахстан | 18.7 | 0. 2 |
ВА | 17 стран | 13.2 | 1.7 |
СВА | КНР, КНДР, Монголия, Россия, Республика Корея, Япония | 14.0 | 0.8 |
Примечание. ЕАЭС и ШОС – только основные члены, БЕА – в границах континента, ВА – по [1], СВА – по нашим предложениям.
Азиатская Россия в геопространстве страны и Азии
Освоение в XVI–XVII вв. северной части евроазиатского континента завершило создание российского государства. Напомним, что все пространство от Урала до Тихого океана в царское время называлось Сибирью. В Восточно-Сибирское губернаторство с центром в Иркутске долго входили не только азиатско-притихокеанские, но даже американские земли. Только в советское время восточные территории страны стали называться Азиатской Россией, или Азиатской территорией страны – АТС (в отличие от Европейской территории страны – ЕТС), но тогда сюда входили Казахстан и среднеазиатские республики, вместе с Сибирью и Дальним Востоком. Однако до настоящего времени нет единого представления о том, что считать этими макрорегионами, их рубежами и, соответственно, каков их административно-территориальный состав. Для Сибири рассмотрены [4] пять основных возможных подходов, исходя из географических и экономических предпосылок (рис. 1).
Экономический подход унаследован от последнего в СССР варианта экономического районирования, согласно которому Сибирь делится на Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы, куда входят республики, края, области и автономные округа – от Тюменской области на западе до Красноярского и Забайкальского краев на востоке. Якутия была отнесена к Дальневосточному экономическому району.
Однако по географическому положению, производственной специализации, преобладающим транспортным связям Республика Саха (Якутия) является типичной северной частью Восточной Сибири. Поэтому многими российскими учеными Якутия рассматривается как сибирская территория. В частности, Сибирское отделение РАН “числит” якутские научные институты в своем составе. Условно такой подход, т.е. с Якутией, назван общегеографическим.
От него принципиально отличается федеральный подход, когда с 2001 г. в составе Сибирского федерального округа как административно-политического образования отсутствуют и Тюменская область, и Ханты-Мансийский, и Ямало-Ненецкий автономные округа, и Республика Саха (Якутия), вошедшие в состав Уральского (первые три) и Дальневосточного округов. С конца 2018 г. в Дальневосточный округ переданы также Республика Бурятия и Забайкальский край. Тем самым полностью преуменьшается экономическое представление о роли Сибири, поскольку статистическая отчетность на макроуровне идет именно по федеральным округам.
Необходимость расширенной трактовки территориального состава Сибири полностью подтверждается физико-географическим подходом. Положение в средних и высоких широтах северного полушария и удаленность от Атлантического и Тихого океанов обусловили те общие природные особенности Сибири (прежде всего формирование холодного варианта резко континентального климата и наличие вечной мерзлоты), которые лежат в основе ее единства. Так, В.Б. Сочава в пределах субконтинента Северная Азия четко отчленял его основную внутриматериковую сибирскую часть (“равнинное и горное мегаположения краевой сферы материка”) от приморской дальневосточной полосы (“окраинное приокеаническое мегаположение”), где выделяются Северо-Тихоокеанская и Амуро-Сахалинская физико-географические области [15].
Близок к нему и гидрографический подход, когда под Сибирью понимается азиатская часть бассейна Северного Ледовитого океана. При этом к Сибири относятся водосборы крупнейших рек страны – Енисея, Лены и Оби, а также других крупных рек – Таза, Пясины, Хатанги, Оленёка, Анабара, Яны, Индигирки, Колымы. Для всех рек характерны субмеридиональное направление течения и высокое гидрологическое единство водного, ледового, термического и гидрохимического режимoв.
Сравним площади выделенных вариантов. Наибольшая принадлежит выделенному при физико-географическом подходе (12.93 млн км2), за ним следует гидрографический (11.25 млн км2, 87% от физико-географического), общегеографический (9.69 млн км2), экономический (6.61 млн км2) и федеральный (5.14 млн км2).
Вопрос о составе Сибири встал перед нами при выборе территории для написания шеститомной серии монографий [7]. Поскольку для разработки социально-экономической стратегии и других макроэкономических и политических разработок приходится ориентироваться на существующее административно-территориальное деление, был выбран общегеографический подход. В нем Сибирь рассматривается в наибольшем соответствии с ее естественно-географическими рубежами, т.е. включает как Тюменскую область с северными округами на западе, так и Республику Саха (Якутию) на востоке (речи о дальневосточном характере Республики Бурятия и Забайкальского края тогда не было). В таких границах Сибирь предстает как чрезвычайно обширный по площади (56.6% территории РФ), но малозаселенный – 23.9 млн чел. (16.4% населения страны) – макрорегион.
В то же время внутренняя структура Сибири неоднородна. Западная Сибирь отличается от Во-сточной прежде всего по физико-географическим параметрам (бóльшая часть Западной Сибири – Западно-Сибирская низменность, крупнейшая в мире лесоболотная зона), по ресурсному потенциалу (Западная Сибирь – основная топливно-энергетическая, а восточная – крупнейшая рудная базы страны), наконец, по тяготению транспортных потоков и, особенно, внешнеэкономических связей – соответственно на Запад и Восток. Сохраняется и распространенная экономическо-административная принадлежность Якутии Дальнему Востоку. Внутренняя пространственная структура Сибири представлена в табл. 2.
Таблица 2.
Регион | Площадь территории, тыс. км2/% от площади РФ |
Численность населения, тыс. чел./% от населения РФ |
Число муниципальных образований/% от РФ |
---|---|---|---|
Западная Сибирь | 2454.1/14.3 | 14765/10.1 | 2542/11.8 |
Восточная Сибирь | 4155.0/24.3 | 8181/5.6 | 1967/8.0 |
Республика Саха (Якутия) | 3083.5/18.0 | 967/0.7 | 445/2.0 |
Сибирь | 9692.6/56.6 | 23913/16.4 | 4954/21.8 |
РФ | 17125.2/100 | 146781/100 | 21501/ 100 |
Что же касается Дальнего Востока, то здесь укореняется понятие “Тихоокеанская Россия” (ТР) [16]. В названии подчеркивается усиливающееся тяготение макрорегиона к Тихому океану, его ресурсам и странам АТР, а также возросшая роль геоэкономического и геополитического положения в долгосрочном развитии этой самой в-осточной российской акватерриториальной окраины Евразии. Кроме того, в свете восточного вектора развития РФ слово “Дальний” представляется устаревшим. В состав ТР уверенно включаются субъекты РФ, относящиеся к Дальневосточному федеральному округу, т.е. вместе с Якутией (но пока без Бурятии и Забайкальского края).
В то же время целесообразно вернуться к понятию “Северная Азия” (СА), тем более что в последние годы внимание страны к ее северному фасаду, в частности к арктической зоне, усиленно возвращается. Представляется, что, хотя ядром Северной Азии в современном понимании остается Азиатская Россия, т.е. Сибирь плюс Дальний Восток, в нее из физико-географических и геополитических соображений входят восточные области Казахстана (Павлодарская, Семипалатинская и Восточно-Казахстанская), Монголия и северные провинции Китая (Хэйлуцзян, Ляонин, Цзилинь, Внутренняя Монголия и Синцзян-Уйгурский автономный район).
Восточная Азия и Северо-Восточная Азия как притихоокеанские сегменты евроазиатского континента
Восточная Азия как часть Азии выделяется давно и традиционно. И в физико-географическом, и в историческом, и в политическом отношении здесь чаще всего понимают территорию Китая (полностью или частично – без западной половины) с окружающими его государствами – Японией, КНДР, Республикой Кореей, Монголией (также часто без западной половины), а также Дальний Восток России.
Более расширенный вариант Восточной Азии (ВА), названный Восточной Евразией, предлагается П.Я. Баклановым и М.Т. Романовым [1]. В него включено 17 государств: кроме России (в пределах ТР), восточных частей Китая и Монголии, Японии, КНДР и Республики Кореи в него включены континентальные страны Юго-Во-сточной Азии и государства на островах Филиппинского и Зондских архипелагов. При этом единственным моментом, позволяющим отнести эти территории к понимаемой таким образом Во-сточной Азии, становится их принадлежность к восточной притихоокеанской окраине Евразии, при большом различии в их физико-географических условиях (соединены Внетропическая и Тропическая Азии), в экономическом, демографическом и культурном потенциалах. Но самым дискуссионным моментом в выделении такого макрорегиона является наличие значительных геополитических проблем в отношениях между многими странами, вплоть до напряженности в двухсторонних отношениях. В первую очередь имеются в виду акватерриториальные споры КНР с Филиппинами и Вьетнамом по поводу островов в Южно-Китайском море. В данных условиях выделение Восточной Азии в таких границах имеет чисто картографический, но не конструктивный характер.
По нашему мнению, именно это обстоятельство стало причиной новой инициативы Китайской академии наук (КАН). В начале ноября 2019 г. Институт географических исследований и природных ресурсов КАН собрал в Пекине организационное заседание по созданию новой геополитической и исследовательской структуры – Центра исследований (ассоциации) Северо-Восточной Азии. Как ее участники предполагаются Китай и Россия, а также Монголия и другие страны Внетропической Азии в Тихоокеанском бассейне. Были избраны руководящие органы Ассоциации, намечены ее первые шаги и исследовательские проекты.
Однако пока за скобками остались вопросы географической делимитации нового межстранового объединения, т.е. ее состав и границы. По нашему мнению, основными территориями преимущественно должны быть северные и восточные регионы России и Китая, а остальные страны – Монголия, Япония, КНДР и Республика Корея – должны входить целиком. Северные и восточные границы в таком случае определены: морские фасады Северного Ледовитого и Тихого океанов. Основная сложность – с западной и южной границей СВА.
Нами предлагается западную границу провести примерно по 80°–87° с.ш., соответствующей западной границе Восточной Сибири (рис. 2). Это означает, что западными регионами СВА будут Красноярский край, республики Хакасия и Тыва, а остальные регионы Восточной Сибири – Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край – также войдут в СВА. При таком подходе в СВА включаются самые экономически развитые территории на востоке России – Красноярский край и Иркутская область, к тому же в экономическом аспекте ориентированные на восток. Далее на юг граница СВА естественным путем продолжается по западной и юго-западной границам Монголии. Важно подчеркнуть, что при этом за границами СВА остается территория Казахстана, которая закономерно должна рассматриваться в макрорегионе Центральная Азия вместе с западными районами Китая.
Проблематичным является вопрос о южной границе СВА, который, разумеется, должны решить китайские географы. Как вариант можно предложить провести эту границу примерно по 32°–35° с.ш., тогда в СВА войдут не только северо-восточные провинции и Внутренняя Монголия КНР, но и часть Центрального Китая, в частности провинции Ганьсу, Шэньси, Шаньсу, Хэнань и др.
В таком варианте южная граница СВА проводится по южному водоразделу бассейна Хуанхэ и в макрорегион включается акватория Жёлтого моря. Бассейновый принцип [12, 13] всегда открывает хорошие перспективы для географической делимитации. В предлагаемом варианте в СВА входят бассейны как текущих на север и впадающих в моря Северного Ледовитого океана Енисея, Лены, Хатанги, Яны, Индигирки, Колымы, так и текущих на восток и впадающих в моря Тихого океана Анадыря, Амура, Хуанхэ (табл. 3 ). В рассматриваемый макрорегион также входят акватории морей Северного Ледовитого океана: Карского (восточная часть), Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского, и морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского и Жёлтого.
Таблица 3.
Океан | Море | Река | Страна |
---|---|---|---|
Северный Ледовитый | Карское | Енисей | Россия, Монголия |
Лаптевых | Хатанга, Анабар, Оленёк, Лена, Яна | Россия | |
Восточно-Сибирское | Индигирка, Колыма | Россия | |
Чукотское | Россия | ||
Тихий | Берингово | Анадырь | Россия |
Охотское | Амур | Россия, Китай, Япония | |
Японское | Россия, Япония, КНДР. Республика Корея | ||
Жёлтое | Хуанхэ | Китай, КНДР, Республика Корея |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Китайская инициатива о выделении особого географического пространства Северо-Восточной Азии (предположительно в предложенных нами границах) чрезвычайно перспективна для России геополитически и геоэкономически. Во-первых, в просматриваемом в дальнейшем на этой основе новом сообществе ощутимо видится северное пространство России вместе с его Арктической зоной и Северным морским путем, что в других структурах (см. табл. 1) затушевано. Во-вторых, не менее важно и соединение здесь уникального акватерриториального пространства Тихоокеанской России, ресурсно-промышленного пространства Восточной Сибири и мощного индустриально-демографического пространства Северо-Восточного и Центрального Китая. В-третьих, впервые реально возрастает роль монгольского пространства, в том числе как некоторого буфера между Россией и Китаем. В-четвертых, по-новому при этом заиграют транспортно-экономические коридоры, в первую очередь Транссиб [9] и Пекин–Улан-Батор–Улан-Удэ–Иркутск–Новосибирск [21], которые в последние годы почти потерялись в проектах ОПОП. Наконец, проект СВА может стать базой для более тесного сотрудничества России с Японией и Республикой Корея, хотя трудности этого ввиду особой позиции Китая неизбежны.
В этом аспекте вполне закономерно, что изначально данная инициатива исходит от ведущего географического учреждения КНР. Создание нового геополитического сообщества закономерно должно начинаться с комплексного и многостороннего исследования пространства (тем более когда оно является относительно компактным, как в данном случае), что и является прерогативой географии. Здесь открывается обширное поле деятельности для географических учреждений стран-участников, для России в первую очередь – институтов Сибирского и Дальневосточного отделений РАН.
Весной 2020 г. в Сибирском отделении РАН был создан Международный научный центр по проблемам трансграничных взаимодействий в Северной и Северо-Восточной Азии. Этот Центр будет нацелен на выработку и практическую реализацию концепции модернизации восточного вектора развития России и основанной на ней государственной политики с акцентом на усиление роли сибирских и дальневосточных регионов в экономических и научно-технических межстрановых взаимодействиях в Северо-Восточной Азии. Головной организацией определен Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН (г. Новосибирск). В формирующуюся структуру предполагается включить около 20 институтов Сибирского и Дальневосточного отделений РАН и вузов макрорегиона. При этом Северная Азия понимается в рассмотренных выше границах (но без казахстанских областей).
Одной из задач первых этапов совместных исследований Центра видится создание Атласа Северо-Восточной Азии. Комплексные атласы со-здаются для интегрирования всей информации и знаний об основных факторах и процессах формирования природной, экономической, социальной, демографической, социокультурной и политической обстановки, о современном состоянии окружающей среды, а также представляют их в формах, пригодных для решения проблем устойчивого развития территорий. При картографировании СВА будут использованы новейшие методические достижения тематического атласного картографирования, ГИС-технологии, методы дистанционного зондирования, опыт которых демонстрируют отечественные географы, в частности при недавнем создании Экологического атласа бассейна оз. Байкал [23 ] , а также при завершающихся работах над атласом “Байкальский регион: общество и природа” [2].
Список литературы
Бакланов П.Я., Романов М.Т. Тихоокеанская Россия в геополитических структурах Восточной Евразии // Вопросы географии. Сб. 148. Россия в формирующейся Большой Евразии / отв. ред. В.М. Котляков, В.А. Шупер. М.: Изд. дом “Кодекс”, 2019. С. 194–209.
Батуев А.Р., Корытный Л.М. Многоуровневое атласное экологическое картографирование (на примере Байкальского региона) // География и природные ресурсы. 2018. № 4. С. 296–306.
Безруков Л.А. Евразийская континентальная интеграция в экономико-географическом измерении: предпосылки, трудности, новые возможности // Вопросы географии. Сб. 148. Россия в формирующейся Большой Евразии / отв. ред. В.М. Котляков, В.А. Шупер. М.: Изд. дом “Кодекс”, 2019. С. 228–262.
Безруков Л.А., Корытный Л.М. Роль территории Сибири в экономическом развитии России // География и природные ресурсы. 2009. № 3. С. 22–30.
Вопросы географии. Сб. 148. Россия в формирующейся Большой Евразии / отв. ред. В.М. Котляков, В.А. Шупер. М.: Изд. дом “Кодекс”, 2019. 376 с.
Восточный вектор России: шанс для “зеленой” экономики в природно-ресурсных регионах: Материалы науч. семинара (оз. Байкал, Малое море, 27 июля–1 августа 2015 г.) / ред. Л.М. Корытный. Иркутск: Изд-во Ин-та географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2016. 236 с.
География Сибири в начале XXI в. В 6 томах / гл. ред. В.М. Плюснин. Новосибирск: Академическое изд-во ГЕО, 2014–2016.
Дружинин А.Г. Россия в многополюсной Европе: взгляд географа-обществоведа. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2016. 228 с.
Зона Транссиба как международный евразийский транспортный коридор / ред. Л.М. Корытный. Иркутск: Изд-во Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2016.
К Великому океану-5: От поворота на Восток к Большой Евразии / под ред. С.А. Караганова. М.: МДК “Валдай”, 2016. 48 с.
Караганов С.А. Россия – возвращение домой (вместо предисловия) // Вопросы географии. Сб. 148. Россия в формирующейся Большой Евразии / отв. ред. В.М. Котляков, В.А. Шупер. М.: Изд. дом “Кодекс”, 2019. С. 9–15.
Корытный Л.М. Бассейновая концепция в природопользовании. Иркутск: Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2001. 183 с.
Корытный Л.М. Бассейновая концепция: от гидрологии к природопользованию // География и природные ресурсы. 2017. № 2. С. 5–16.
Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997. 464 с.
Сочава В.Б., Тимофеев Д.А. Физико-географические области Северной Азии // Доклады географии Сибири и Дальнего Востока. 1968. Вып. 19. С. 3–19.
Тихоокеанская Россия: страницы прошлого, настоящего будущего / отв. ред. П.Я. Бакланов. Владивосток: Дальнаука, 2010. 276 с.
Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М.: Аграф, 1999. 560 с.
Тулохонов А.К. Политическая география Северной Азии в условиях глобализации. Улан-Удэ: ЭКОС, 2014. 256 с.
Цветов А. Вместо поворота: АСЕАН и евразийский проект России. 17 октября 2017 г. Московский центр Карнеги. https://carnegie.ru/2017/10/17/ru-pub-73368
Экологический атлас озера Байкал / отв. ред. А.Р. Батуев, Л.М. Корытный. Иркутск: Изд-во Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2015.
Lewis D.G. Geopolitical Imaginaries in Russian Foreign Policy: The Evolution of Greater Eurasia // Eu-rope-Asia Studies. 2018, Routledge. https//www.landfonline. com/doi/pdf/10.1080/-9668136.2018.1515348?need Assess=true
The Dawn of Eurasia: On the Trail of the New World Order. https://www.chatham-house.org/event/eurasia-rising-nev-world-order
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Известия РАН. Серия географическая