Химическая физика, 2021, T. 40, № 3, стр. 48-52

Зависимость оптимального состава ракетного топлива без металла с максимально достижимой величиной удельного импульса от элементного состава и энтальпии образования окислителя

Е. М. Дорофеенко 1, Д. Б. Лемперт 1*

1 Институт проблем химической физики Российской академии наук
Черноголовка, Россия

* E-mail: lempert@icp.ac.ru

Поступила в редакцию 09.10.2019
После доработки 02.11.2019
Принята к публикации 20.11.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

Изучено влияние величины энтальпии образования, содержания водорода и коэффициента насыщенности кислородом (α) органического окислителя твердых ракетных топлив на оптимальную величину α связующего, обеспечивающую максимальные величины удельного импульса в композициях без металла на базе конкретного окислителя. Найдена количественная зависимость максимально достижимого удельного импульса бинарных составов топлив, содержащих высокоэнтальпийный органический окислитель и связующее, от энтальпии образования окислителя, содержания в нем водорода и величины α.

Ключевые слова: смесевое твердое ракетное топливо (СТРТ), окислитель, связующее, удельный импульс.

ВВЕДЕНИЕ

Первые несколько десятков лет развитие химии твердых ракетных топлив было направлено на создание окислителей с высоким содержанием кислорода, чтобы за счет последнего обеспечить тепловыделение при окислении углеводородного связующего до CO2 и воды и металла до оксида. Такими окислителями были нитрат аммония (НА), перхлорат аммония (ПХА) и аммониевая соль динитрамина (АДНА) [1]. Поскольку все они имели невысокие величины энтальпии образования $\left( {\Delta H_{f}^{^\circ }} \right)$ (в ряду НА – ПХА – АДНА $\Delta H_{f}^{^\circ }$ растет от –1080 до –270 ккал/кг), резкое увеличение удельного импульса (Isp) достигали введением в состав топлива металлов (особенно Be, Al, B) [2].

Уже к концу XX столетия стало понятно, что энергетический потенциал таких окислителей ограничен и следует развивать иной принцип создания топлив – переход к высокоэнтальпийным окислителям (с $\Delta H_{f}^{^\circ }$ вплоть до 4000 кДж/кг) [3]. Эти окислители практически не нуждаются в металле, так как много тепловой энергии выделяется при горении индивидуального соединения именно за счет высокого значения $\Delta H_{f}^{^\circ }.$ Кроме того, отсутствие конденсированной фазы в продуктах сгорания топлив на таких окислителях исключает потери удельного импульса (Isp) за счет двухфазности продуктов сгорания, тем более что в продуктах сгорания металлизированных топлив существенно ниже количество рабочего тела, т.е. газов, расширение которых по мере прохождения из камеры сгорания к срезу сопла и обеспечивает ракетную тягу. Например, составы с 20% алюминия дают ~37% конденсированного оксида алюминия в продуктах сгорания и только 63% газов.

В течение последних 30 лет заметно увеличилось число работ по созданию и изучению свойств высокоэнтальпийных соединений. Большим успехом стало получение гексанитрогексаазаизовюрцитана (C6H6N12O12; CL-20; $\Delta H_{f}^{^\circ }$ = 861.3 кДж ∙ кг–1; ρ = 2.04 г ∙ см–3; α = 0.8) [4], множества производных азотсодержащих гетероциклов – фуразанов и фуроксанов [513], триазинов, тетразолов [14], пиразолов [1517] и других подобных структур с замещением всех или некоторой части атомов водорода на фрагменты-окислители (например, группы –NO2, >NNO2 и др.). Окислители этого типа отличаются от традиционных (НА, ПХА, даже АДНА) тем, что: их величины $\Delta H_{f}^{^\circ }$ весьма высоки (вплоть до 4000 кДж/кг), в них существенно ниже содержание водорода (нередко его вообще нет), намного ниже коэффициент насыщенности окислителем α (α = (2O + Hal)/(4C + H)) и высока массовая доля азота. Поэтому оптимальная компоновка рецептуры ракетного топлива на основе таких окислителей значительно отличается от той, что применяли при разработке топлив на базе НА, ПХА, АДНА. В работе [18] описана зависимость удельного импульса не содержащих металлов энергетических композиций на основе высокоэнтальпийных органических окислителей от элементного состава и величины $\Delta H_{f}^{^\circ }$ окислителя, от природы и объемного содержания смесевого связующего. Было показано, что при заданном значении объемного содержания связующего можно увеличить удельный импульс композиций, содержащих окислители с коэффициентом насыщенности кислородом (α = O/(2C + 0.5H)) от 0.6 до 1.3 путем нахождения оптимального массового соотношения углеводородной и активной составляющих в связующем. При росте величины α окислителя требуется все в большей степени обогащать связующее углеводородной составляющей. Основное внимание уделялось зависимости оптимального содержания связующего при использовании окислителей с небольшим разбросом в величине $\Delta H_{f}^{^\circ }$ (от 2300 до 2700 кДж/кг), не содержащих в своем составе водорода.

В настоящей работе изучены зависимости оптимального содержания связующего от величины $\Delta H_{f}^{^\circ }$ основного компонента и параметров, характеризующих его элементный состав, т.е. не только от величины α, но и от массового содержания в нем водорода.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рассмотрены в качестве окислителей СТРТ 12 модельных структур:

а) C2N8O3.2; C2HN8O3.6; C2H2N8O4; C2H2.5N8O4.2 (с величинами α равными 0.8);

б) C2N8O4; C2HN8O4.5; C2H2N8O5; C2H2.5N8O5.25 (с величинами α равными 1.0);

в) C2N8O4.8; C2HN8O5.4; C2H2N8O6; C2H2.5N8O6.3 (с величинами α равными 1.2).

В каждом из перечисленных рядов увеличивается массовая доля водорода, но величина α фиксирована. Каждой из 12 модельных структур задавали по пять величин $\Delta H_{f}^{^\circ }$ (0; 1; 2; 3 и 4 МДж/кг), т.е. всего рассматривали 60 модельных соединений в качестве основного наполнителя СТРТ. Таким образом, исследовали наполнители с величиной $\Delta H_{f}^{^\circ }$ от 0 до 4 МДж/кг, атомным соотношением H/C от 0 до 1.25 и величиной α от 0.8 до 1.2. Как и в работе [18], в качестве компонентов связующего принимали смесь углеводородного (УС) и активного (АС) связующих (УС имеет условную формулу на 1 кг C72.15H119.21O0.68 ($\Delta H_{f}^{^\circ }$ = –393 кДж/кг; ρ = 0.92 г/см3); АС – C18.96H34.64N19.16O29.32 [19] ($\Delta H_{f}^{^\circ }$ = –757 кДж/кг; ρ = 1.49 г/см3).

Варьировали соотношение УС/АС в составе связующего при общем содержании последнего в композиции 19 об.%, принимая плотность наполнителя 1.85 г/см3. С помощью стандартной программы расчета термохимических равновесий ТЕРРА [20] рассчитывали величины удельного импульса Isp и температуры горения Tc композиций, задавая давления в камере сгорания и на срезе сопла 4.0 и 0.1 МПа соответственно.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На рис. 1 и 2 представлены расчетные величины Isp в зависимости от характеристик основного наполнителя (его можно называть и окислителем даже в том случае, когда его величина α < 1) и доли УС в смесевом связующем. Очевидно, что с ростом $\Delta H_{f}^{^\circ }$ Isp любой композиции растет, но обращает на себя внимание тот факт, что с ростом $\Delta H_{f}^{^\circ }$ максимально достижимая величина Isp для состава с окислителем заданного элементного состава обеспечивается при все более высоком содержании УС в смесевом связующем. С другой стороны, из рис. 1 и 2 видно, что при постоянных значениях $\Delta H_{f}^{^\circ }$ оптимальное содержание УС в смесевом связующем смещается в сторону роста и при повышении коэффициента α окислителя, что было отмечено и в работе [1]. В настоящей работе изучено влияние количества водорода в окислителе при постоянных значениях $\Delta H_{f}^{^\circ }$ и α (каждый из рис. 1.1–1.12 отдельно), и зависимость оптимального содержания УС в смесевом связующем от величины $\Delta H_{f}^{^\circ }$ окислителя при одинаковом элементном составе последнего.

Рис. 1.

Изменение удельного импульса Isp состава связующее (смесь УС с АС) при его объемном содержании 19%, а остальное – органический окислитель с величиной энтальпии $\Delta H_{f}^{^\circ }$, равной 0 (верхний ряд) и 1 МДж/кг (нижний ряд) в зависимости от величины α = 0.8 (а), 1.0 (б) и 1.2 (в) при разном содержании водорода в окислителе.

Рис. 2.

Изменение удельного импульса Isp состава связующее (смесь УС с АС) при его объемном содержании 19%, а остальное – органический окислитель с величиной энтальпии $\Delta H_{f}^{^\circ },$ равной 2.0 (верхний ряд), 3.0 (средний ряд) и 4.0 МДж/кг (нижний ряд) в зависимости от величины α = 0.8 (а), 1.0 (б) и 1.2 (в) при разном содержании водорода в окислителе.

Очевидно, что рост доли водорода от 0 до 2.5% при этих условиях существенно повышает величину удельного импульса Isp (примерно на 15–23 с), поскольку водород гораздо более энергоемкий материал, чем углерод. Из рисунков видно, что с ростом доли водорода в окислителе оптимальное содержание УС в смесевом связующем смещается в сторону роста. Это говорит о том, что при росте доли водорода в окислителе при сохранении величины α окислителя, т.е. за счет определенного увеличения соотношения H/C, максимально достижимая величина Isp наблюдается при большем значении α всей композиции, хотя это увеличение небольшое, например, при $\Delta H_{f}^{^\circ }$ = 3000 кДж/кг оптимальная композиция C2N8O4 соответствует величине α = 0.913, тогда как для композиции C2H2N8O5 – α = 0.920.

Большой набор расчетных данных по величинам Isp позволяет связать оптимальное содержание УС в составе связующего для обеспечения максимально достижимого Isp при использовании окислителя с заданными величинами $\Delta H_{f}^{^\circ },$ α и содержания водорода.

В первом приближении была рассмотрена линейная зависимость [УСопт] = k1 + ${{k}_{2}}\Delta H_{f}^{^\circ }$ + k3α + + k4[H], где [УСопт] – оптимальное содержание УС в связующем, при котором обеспечивается максимальная величина Isp,%; $\Delta H_{f}^{^\circ }$ – МДж/кг; [H] – содержание водорода в окислителе – в мас.%. Однако среди всех 60 “оптимальных” рецептур, представленных на рис. 1, есть большое количество таких, где оптимум по величине Isp достигается при нулевом содержании одного из компонентов связующего и увеличение какой-нибудь из характеристик, например, $\Delta H_{f}^{^\circ }$ основного компонента, не меняет ситуацию с оптимальным составом связующего. Для таких систем априори нельзя применять линейную зависимость, поэтому указанной процедуре подвергали только те данные, для которых оптимальное содержание каждого из компонентов ненулевое: их – почти половина (27 из 60). В результате получена эмпирическая формула:

(I)
$\begin{gathered} \text{[}{\text{У}}{{{\text{С}}}_{{{\text{опт}}}}}] = --{\text{191}}.{\text{6}} + \\ + \,\,{\text{21}}.{\text{2}}\Delta H_{f}^{^\circ } + {\text{151}}.{\text{1}}\alpha + {\text{13}}.{\text{5}}\left[ {\text{H}} \right]. \\ \end{gathered} $

Средняя величина отклонений по величине УС, найденных по результатам анализа данных из рис. 1 и вычисленных по уравнению (I), достаточно мала и составляет 3 абс.вес.%. Каждые 0.5 МДж/кг в величине энтальпии $\Delta H_{f}^{^\circ }$ повышают оптимальное содержание УС в сумме (УС + АС) на 10.6 абс.вес.%, каждые 0.1 в величине α увеличивают УСопт на 15.1 абс.вес.%, каждый 1% содержания водорода в окислителе – на 13.5 абс.вес.%.

Интересно отметить, что величина максимально достигаемого удельного импульса Isp(max) хорошо описывается формулой, несколько похожей на формулу (I), но, в отличие от нее – с дополнительным квадратичным членом по $\Delta H_{f}^{^\circ }.$ Для максимального значения удельного импульса Isp состава АС + УС + CHNO-окислитель:

(II)
$\begin{gathered} {{I}_{{sp(max)}}} = {\text{198}}.{\text{3}} + {\text{13}}.{\text{42}}\Delta H_{f}^{^\circ }--0.{\text{1}}0{\text{1}}\Delta H_{f}^{{^\circ {\text{2}}}} + \\ + \,\,{\text{24}}.{\text{54}}\alpha + {\text{11}}.{\text{76}}[{\text{H}}], \\ \end{gathered} $

где Isp(max) есть величина удельного импульса состава без металла при оптимальном содержании УС в связующем.

Средняя величина отклонений по величине Isp(max), найденных по результатам анализа данных из рис. 1 и вычисленных по уравнению (II), весьма мала и составляет 0.21 с. Надо отметить, что и более простая формула:

(III)
${{I}_{{sp\left( {max} \right)}}} = {\text{198}}.{\text{7}} + {\text{12}}.{\text{9}}\Delta H_{f}^{^\circ } + {\text{24}}.{\text{7}}\alpha + {\text{11}}.{\text{7}}[{\text{H}}]$

тоже дает неплохой результат (для рассматриваемых окислителей средняя величина отклонений по величинам Isp(max) равна 0.25 с). Величина удельного импульса любой композиции с заданным элементным составом и высокой положительной энтальпией $\Delta H_{f}^{^\circ }$ пропорциональна не $\Delta H_{f}^{^\circ },$ а разности ${{k}_{1}}\Delta H_{f}^{^\circ }$${{k}_{2}}\Delta H_{f}^{{^\circ 2}}$ (это специально проверено нами), поскольку повышение энтальпий $\Delta H_{f}^{^\circ }$ также непропорционально повышает температуру горения Tc, и чем выше начальная величина $\Delta H_{f}^{^\circ },$ тем ее прирост на фиксированную величину $d\Delta H_{f}^{^\circ }$ ведет к меньшему приросту величин Tc и удельного импульса. Каждые 0.5 МДж/кг в $\Delta H_{f}^{^\circ }$ (при $\Delta H_{f}^{^\circ }$ от 2 до 3 МДж/кг) повышают максимум Isp на ~6.5 с, каждые 0.1 в величине α увеличивают максимум Isp на ~2.45 c; каждый 1 абс.вес.% содержания водорода в окислителе – на ~1.2 c.

Следует иметь в виду, что эмпирические формулы (I) и (II) получены по результатам анализа расчетных данных систем на основе соединений с $\Delta H_{f}^{^\circ }$ от 1 до 4 МДж/кг, с величинами α от 0.8 до 1.2 и содержанием водорода не выше 1.12 мас.%. Следовательно, их нельзя применять к объектам, соответствующие параметры которых выходят за указанные пределы. Например, для АДНА ($\Delta H_{f}^{^\circ }$ = = –1.13 МДж/кг; α = 2.0; H = 3.25 мас.%) применение формулы (I) дает результат 130% УС (при реальных 64%), а формулы (III) дает значение Isp в 271 с (при реальных 251 с). Заметим, что формулу (II), где есть слагаемое с квадратом величины $\Delta H_{f}^{^\circ },$ принципиально нельзя использовать при приближении $\Delta H_{f}^{^\circ }$ от высоких положительных величин до нуля и тем более при отрицательных значениях $\Delta H_{f}^{^\circ }$ (меняется физический смысл функции F = $a\Delta H_{f}^{^\circ }$$b\Delta H_{f}^{{^\circ 2}}$ при b > 0 и $\Delta H_{f}^{^\circ }$ < 0), которая во всем диапазоне величин $\Delta H_{f}^{^\circ }$ должна иметь δIsp/$d\Delta H_{f}^{^\circ }$ положительные, а δ2Isp/($d\Delta H_{f}^{^\circ }$)2 – отрицательные значения.

Следует специально отметить, что в настоящей работе проводилась оптимизация состава смесевого связующего путем создания смесей на базе связующего из конкретных углеводородного и активного компонентов. Очевидно, что если исходить из других базовых компонентов связующего, то коэффициенты в формулах (I) и (II) изменятся (их несложно найти для любой заранее заданной пары компонентов связующего, существенно отличающихся друг от друга величиной α), но принципиальная суть останется той же.

ВЫВОДЫ

1. Показано, что при повышении энтальпии образования $\Delta H_{f}^{^\circ }$ окислителя, содержания в нем водорода и величины α более оптимальны связующие с меньшим содержанием кислорода.

2. Найдены количественные зависимости оптимального состава связующего в СТРТ без металла, содержащего органические высокоэнтальпийные окислители.

3. Найдена количественная зависимость максимально достижимого удельного импульса составов, содержащих органические высокоэнтальпийные окислители, от величины $\Delta H_{f}^{^\circ }$ окислителя, содержания в нем водорода и величины α.

Работа выполнена на средства ИПХФ РАН по теме 0089-2019-0005 “Фундаментальные и проблемно-ориентированные исследования в области создания энергетических конденсированных систем (ЭКС) различного назначения” при финансовой поддержке программой Президиума РАН “Перспективные физико-химические технологии специального назначения”.

Список литературы

  1. Лукьянов О.А., Тартаковский В.А. // Рос. хим. журн. 1997. Т. 41. № 2. С. 5.

  2. Сарнер С. Химия ракетных топлив. 1969. М.: Мир.

  3. Комаров В.Ф., Шандаков В.А. // Физика горения и взрыва. 1999. Т. 35. № 2. С 30.

  4. Simpson R.L. // Propellants Explos. Pyrotech. 1997. V. 22. P. 249.

  5. An L., Yu Q., Sun C. // Asian J. Chem. 2013. V. 25. P. 8991.

  6. Wei H., Zhang J., He C., Shreeve J.M. // Chem. Eur. J. 2015. V. 21. P. 8607.

  7. Yu Q., Wang Z., Wu B., Yang H. et al. // J. Mater. Chem. A. 2015. V. 3. P. 8156.

  8. Zhang J., Shreeve J.M. // J. Phys. Chem. C. 2015. V. 119. P. 12887.

  9. Cтепанов А.И., Санников В.С., Дашко Д.В., Росляков А.Г., Астратьев А.А., Степанова Е.В. // Химия гетероцикл. соединений. 2015. Т. 4. № 51. С. 350.

  10. Wu X., Chu Y., Zheng C., Wang T., Lei W. et al. // Chem. Heterocycl. Compd. 2015. V. 51. № 8. P. 760.

  11. Sheremetev A.B., Korolev V.L., Potemkin A.A., Aleksandrova N.S., Palysaeva N.V. et al. // Asian J. Org. Chem. 2016. V. 5. P. 1388.

  12. Синдицкий В.П., Хоанг Ч.Х., Шереметев А.Б. // Горение и взрыв. 2017. Т. 10. № 4. P. 71.

  13. Stepanov A.I., Dashko D.V., Astrat’ev A.A. // Cent. Eur. J. Energ. Mater. 2012. V. 9. № 4. P. 329.

  14. Гудкова И.Ю., Косилко В.П., Лемперт Д.Б. // Физика горения и взрыва. 2019. № 1. С. 37.

  15. Ostrovskii V.A., Pevzner M.S., Kofman T.P., Shcherbinin M.B., Zelinskii I.V. // Targets in Heterocyclic Systems. Chemistry and Properties / Eds. Attanasi O.A., Spinelli D. Rome: Ital. Soc. Chem., 1999. V. 3. P. 467.

  16. Ostrovskii V.A., Koldobskii G.I., Trifonov R.E. Comprehensive Heterocyclic Chemistry III. Oxford: Elsevier, 2008. V. 6. P. 257.

  17. Далингер И.Л., Корманов А.В., Вацадзе И.А., Серушкина О.В., Шкинева Т.К., Супоницкий К.Ю., Пивкина А.Н., Шереметев А.Б. // Химия гетероцикл. соединений. 2016. Т. 52. № 12. С. 1025.

  18. Дорофеенко Е.М., Согласнова С.И., Нечипоренко Г.Н., Лемперт Д.Б. // Физика горения и взрыва. 2018. Т. 54. № 6. С. 78.

  19. Lempert D.B., Nechiporenko G.N., Manelis G.B. // Cent. Eur. J. Energ. Mater. 2006. V. 3. № 4. P. 73.

  20. Trusov B.G. // Proc. XIV Intern. Symp. on Chemical Thermodynamics. St.-Petersburg, 2002. P. 483.

Дополнительные материалы отсутствуют.