Химическая физика, 2021, T. 40, № 6, стр. 71-75

Влияние температурно-влажностных условий на адгезионное взаимодействие спор гриба Aspergillus niger с лакотканью

И. Г. Калинина 1*, В. Б. Иванов 1, С. А. Семенов 1, В. В. Казарин 1, О. А. Жданова 1

1 Федеральный исследовательский центр химической физики им. Н.Н. Семёнова Российской академии наук
Москва, Россия

* E-mail: i_kalinina1950@mail.ru

Поступила в редакцию 29.06.2020
После доработки 01.10.2020
Принята к публикации 20.10.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Показано, что параметр процесса адгезии – максимальное число адгезии спор грибов к полимерным материалам – позволяет оценить способность гриба Aspergillus niger и лакоткани к адгезионному взаимодействию в различных температурно-влажностных условиях. Величина этого параметра определяется преимущественно влажностью и практически не зависит от температуры окружающей среды. Получена аналитическая зависимость максимального числа адгезии от влажности воздуха. Результаты исследований могут быть использованы при разработке методов оценки и прогнозирования заражения материалов микроорганизмами-деструкторами в различных климатических условиях.

Ключевые слова: адгезия, микроскопические грибы, полимерные материалы.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях эксплуатации нередко имеет место негативное влияние плесневых грибов на лакотканевую изоляцию электропроводов электрической сети изделий техники (далее – лакоткань). Споры грибов могут быть занесены на лакоткань различными путями, например воздушными потоками, атмосферно-почвенными загрязнениями и др. Некоторые виды грибов, чаще всего Aspergillus niger (А. niger), способны развиваться на изоляционном материале, вызывая изменение его свойств, а в ряде случаев – и полную потерю работоспособности и разрушение [1]. Начальным необходимым условием протекания процесса микробиологического повреждения является адгезионное взаимодействие спор грибов с материалом. Оно обуславливает такое состояние пары “спора гриба – поверхность”, при котором требуется сила для ее разделения.

В работах [24] нами исследована адгезия спор А. niger к лакоткани и другим полимерным материалам. Процесс охарактеризован числом адгезии (γ, %), представляющим собой отношение количества спор, оставшихся на образце после воздействия определенной силы отрыва, к числу спор, находившихся на нем первоначально. Формирование адгезионного взаимодействия происходит в течение определенного времени (до 36 ч), а зависимость величины γ от времени близка к экспоненциальной. Параметрами процесса являются предельная (максимальная) величина числа адгезии γ (далее – γmax), достигаемая в эксперименте, и константа скорости k изменения γ.

Экспериментально показано, что параметры γmax и k чувствительны к природе полимерных материалов и могут быть использованы для оценки их стойкости к заражению грибами (биозаражению). Чем больше величины этих параметров, тем быстрее протекает процесс закрепления спор и выше сила их адгезии к поверхности. При этом менее вероятной становится возможность удаления микроорганизмов с поверхности материала в результате различных внешних воздействий. Параметры γmax и k изменяются симбатно, что позволяет при проведении испытаний использовать только один из них.

Результаты исследований [24] позволили предположить, что параметры адгезии чувствительны и к условиям протекания процесса и, следовательно, могут использоваться для прогнозирования биозаражения изоляции электропроводов при эксплуатации в различных климатических условиях. Принято считать, что наиболее важными условиями, определяющими эффективность взаимодействия микроорганизмов с материалами, являются температура и влажность, и именно их значения регламентируются в стандартах на испытания [5, 6]. Поэтому основная цель настоящей работы – установление закономерностей влияния данных характеристик на параметры адгезионного взаимодействия. Выбор в качестве объектов исследования спор А. niger и лакоткани обусловлен предварительными данными, свидетельствующими о высокой адгезии, а также важной практической значимостью корректной оценки устойчивости этого материала к биоповреждению.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Исследовали лакоткань, представляющую собой хлопчатобумажную нитяную основу, пропитанную этилцеллюлозным лаком ЭЦ-959 (ТУ 6-10-691-74). Этот материал способен поддерживать интенсивный рост плесневых грибов [4]. Образцы размером 50 × 20 мм для испытаний вырубали специальным штампом-ножом из предварительно удаленной с провода БПВЛ (ТУ 16.505.911-76) лакотканевой оплетки и наклеивали на подложки из алюминиевого сплава с целью придания им жесткости.

В качестве тест-культуры использовали штамм гриба А. niger ВКМ F-2039, являющийся активным биодеструктором полимерных материалов, в том числе лакоткани [16]. Все работы с микроскопическим грибом (пересев, выращивание, хранение культуры, приготовление суспензии спор, определение ее концентрации, заражение, инкубирование образцов и др.) проводили, используя стандартизованные приемы, методы и режимы [5, 6]. Гриб выращивали на агаризованной среде Чапека–Докса при температуре (29 ± 2) °С в течение 12 сут. Споры выросшего А. niger с помощью бактериологической петли переносили в колбу с дистиллированной водой. Плотность их суспензии составляла ~106 клеток в 1 мл воды. Ее определяли микроскопически с помощью счетной камеры Горяева.

Суспензию капельным методом наносили на предварительно очищенные от внешних загрязнений образцы. Количество спор гриба на их поверхности (N0) составляло (1÷2) ⋅ 105. После заражения образцы выдерживали до испарения воды с поверхности в течение 20–40 мин и помещали в камеру тепла и влаги КТВ-0.15 (150 л), где поддерживали режимы с различными сочетаниями температуры и влажности. Эксперименты проводили при температурах 15, 20, 28 °С и относительной влажности воздуха 65, 80, 98%. При выборе температурно-влажностных условий учитывали, что температура (29 ± 2) °С и относительная влажность более 95% являются наиболее благоприятными для развития А. niger [58]. Предварительные исследования показали, что дальнейшее повышение температуры приводит к снижению интенсивности роста микроорганизма. При температуре 15 °С и влажности менее 75% признаки роста гриба на лакоткани не обнаруживаются.

Определение величины максимально достигаемого в эксперименте числа адгезии γmax спор гриба к лакоткани проводили методом центрифугирования, подробно изложенным в работе [4]. Для этого часть образцов извлекали из камеры, размещали в центрифужных стаканах и центрифугировали в воздушной среде с использованием центрифуги марки К-24 JANEZKI. Режимы центрифугирования экспериментально обоснованы в [4]. Скорость вращения центрифуги n = 7000 об/мин, время вращения – 15 мин. Возникающая при вращении центробежная сила, обеспечивающая отрыв спор, равна (но противоположна по знаку) силе их адгезионного взаимодействия с материалом. После окончания воздействия силового поля определяли количество отделившихся от материала спор, Nотд. Для этого образец удаляли из центрифужного стакана и фиксированным объемом дистиллированной воды (4 мл) смывали со дна и стенок стакана отделившиеся от лакоткани споры гриба. В полученной суспензии определяли количество спор путем ее разведений и высевов на твердую питательную среду Чапека–Докса. Затем рассчитывали величину числа адгезии γ = [(N0Nотд)/N0] ⋅ 100%. Последнюю определяли периодически, через каждые 1–3 сут экспонирования образцов. Испытания прекращали, если полученные в трех последовательных отборах значения γ не увеличивались, и при отсутствии на образцах внешних признаков роста грибов. Это значение принимали равным γmax.

В экспериментах испытывали семь образцов для одного определения величины γ. Обработку экспериментальных данных проводили по алгоритмам программы STATISTICA 6.1. Разброс результатов не превышал 10%. Его характеризовали отношением среднего квадратичного отклонения к математическому ожиданию.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На рис. 1 представлены полученные методом наименьших квадратов линейные зависимости числа адгезии γmax спор А. niger к лакоткани от температуры при различных постоянных значениях относительной влажности воздуха, φ. Средние значения γmax приведены с доверительным интервалом, определенным при уровне значимости α = 0.05.

Рис. 1.

Зависимости числа адгезии γmax спор гриба А. niger к лакоткани от температуры при различных постоянных значениях относительной влажности воздуха: 1 – 65%, 2 – 80%, 3 – 98%. Средние значения γmax показаны с доверительным интервалом, определенным при уровне значимости α = 0.05.

Видно, что в исследованном температурно-влажностном интервале показатель γmax чувствителен практически только к одному из варьируемых факторов внешней среды. Его величина значительно возрастает при увеличении влажности. Максимальное значение γmax наблюдается при наиболее благоприятной для развития грибов влажности воздуха, равной 98%.

Напротив, при повышении температуры от 15 °С до наиболее благоприятной для роста грибов температуры в 28 °С (при постоянной влажности воздуха) имеет место небольшое снижение величины γmax. Однако оно не превышает 5–7% и не выходит за пределы ошибки определения адгезионного показателя. Таким образом, влияние температурных условий адгезионного контакта (при постоянной относительной влажности) на показатель γmax незначительно. Это позволяет рассчитать среднее значение γmax для данной влажности, используя его средние значения при всех исследованных температурах. Анализ полученных таким образом максимальных чисел адгезии γmax для 0.65 < φ ≤ 0.98 показал, что их зависимость от влажности (рис. 2) с достаточно высокой точностью (коэффициент детерминации R2 > 0.98) аппроксимируется линейным уравнением вида

${{({{\gamma }_{{max}}})}_{\varphi }} = {{({{\gamma }_{{max}}})}_{{\varphi 1}}} \pm \alpha \left( {{{\varphi }_{1}} - \varphi } \right),$
где (γmax)φ – значение γmax при относительной влажности воздуха φ; (γmax)φ1 – значения γmax при относительной влажности φ1; α – влажностной коэффициент, характеризующий степень влияния влажности на параметр γmax. При φ < φ1 правая часть уравнения представляет собой сумму, а при φ > φ1 – разность соответствующих величин. Значение влажностного коэффициента α составляет 1.130.

Рис. 2.

Зависимость числа адгезии γmax спор гриба А. niger к лакоткани от относительной влажности воздуха (φ). Точки – средние значения при всех изученных температурах.

Таким образом, можно заключить, что определяющее воздействие на процесс адгезии спор грибов к лакоткани оказывает влажность окружающей среды. Уравнение позволяет проводить сравнительные и прогностические оценки адгезионного взаимодействия гриба с лакотканью при любых сочетаниях температуры и влажности воздуха в исследованном диапазоне их изменения. Необходимо отметить, однако, что эмпирический характер выявленных зависимостей ограничивает возможности их применения только для исследованной пары “лакоткань – гриб А. niger”.

Ранее объектами наших исследований были полимерные материалы, различающиеся по химическому строению, структуре и составу входящих в них компонентов. При этом для всех исследованных адгезионных пар имеет место общность закономерностей формирования адгезионного взаимодействия [3, 4, 9]. Поэтому, по-видимому, рассмотренный подход к проведению оценок адгезионного взаимодействия лакоткани с грибом А. niger при различных температурно-влажностных условиях может быть использован для широкого круга полимерных материалов и микроорганизмов-биодеструкторов.

Единые закономерности адгезии различных материалов и микроорганизмов свидетельствуют также о том, что силы, обуславливающие это явление, имеют общую природу. Представленные в статье экспериментальные результаты позволяют предложить гипотезу о природе взаимодействия спор с материалом [1012].

Известно [8, 1316], что адгезия частиц небиологической природы, а также бактериальных клеток может обуславливаться взаимодействиями различных типов. Наиболее важными из них являются химические, электростатические и капиллярные взаимодействия. Характерным признаком многих химических и биохимических процессов служит увеличение их скорости при повышении температуры. Однако установлено (рис. 1), что изменение температуры не оказывает заметного влияния на величину показателя γmax при незначительной тенденции к его возрастанию с понижением температуры в интервале от 28 до 15 °С. Такой характер температурной зависимости дает основания предполагать, что химические процессы не оказывают определяющего влияния на адгезионное взаимодействие спор грибов с лакотканью.

В качестве иного механизма адсорбции можно рассматривать результаты работы [14], которые свидетельствуют о заметной роли в адгезионном процессе веществ, продуцируемых микроорганизмами при их контакте с материалом. Однако этот механизм, по-видимому, реализуется только в активной фазе жизнедеятельности, а не в состоянии покоя, в котором находятся споры грибов.

В условиях эксперимента при высокой относительной влажности (более 65%) вероятно присутствие пленки воды между контактирующими поверхностями спор и материала. В этом случае практически исключается возможность заметного влияния на адгезионную связь электростатического взаимодействия, обусловленного донорно-акцепторными процессами при непосредственном контакте между телами. Следовательно, можно полагать, что для используемых нами режимов испытаний электростатическое взаимодействие не оказывает заметного влияния на адгезию спор грибов к поверхности.

Вероятно, наличие воды обеспечивает как увеличение площади контакта за счет снижения микрошероховатости, так и “активацию” поверхностей спор и материала за счет увеличения молекулярной подвижности. Кроме того, в условиях высокой относительной влажности существенное влияние на адгезию могут оказывать и капиллярные эффекты, обусловленные конденсацией жидкости в зазоре между поверхностями.

В монографии [13] приведены теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение зависимости адгезионного взаимодействия от размеров (эффективного радиуса) мелкодисперсных частиц. Учитывая это и другие имеющиеся данные, в целях дальнейшего изучения природы адгезионного взаимодействия целесообразно провести экспериментальные исследования адгезии к материалу спор грибов различных видов, различающихся по геометрическим размерам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Показано, что использование в качестве параметра максимально достигаемого в эксперименте числа адгезии γmax спор гриба A. niger к лакоткани позволяет оценивать способность пары “материал – микроорганизм” к адгезионному взаимодействию в различных температурно-влажностных условиях. При благоприятной для развития грибов температуре (свыше 15 °С) и влажности (более 65%) величина γmax определяется преимущественно влажностью и практически не чувствительна к температуре окружающей среды. Получена аналитическая зависимость, связывающая этот адгезионный параметр с величиной влажности воздуха. Результаты исследований могут быть использованы для разработки методов оценки и прогнозирования стойкости материалов к заражению микроорганизмами-биодеструкторами в различных климатических условиях.

Предложена гипотеза о физико-химической природе процессов, обуславливающих адгезию спор гриба А. niger к лакоткани в исследованных температурно-влажностных условиях. По-видимому, это межмолекулярное взаимодействие между макромолекулами материала и спор с участием в качестве активатора прослойки воды между материалом и спорами, роль которой может усиливаться вследствие капиллярной конденсации жидкости в зазоре между ними.

В целях дальнейшего изучения природы адгезионных сил целесообразно провести экспериментальные исследования адгезии к материалу спор грибов различных видов, различающихся геометрическими характеристиками, способными влиять на соотношение и характер сил адгезии.

Работа выполнена в рамках финансирования госзадания ФИЦ ХФ им. Н.Н. Семёнова РАН № ГЗ-0082-2019-0008 (АААА-А20-120030590042-8), а также в соответствии с госзаданием № 0082-18-006 (номер государственной регистрации AAAA-A18-118020890097-1).

Список литературы

  1. Семенов С.А., Гумаргалиева К.З., Заиков Г.Е. // Вестн. МИТХТ. 2008. Т. 3. № 2. С. 3.

  2. Gumargalieva K.Z., Semenov S.A., Kalinina I.G. et al. // Rubber, Fibre, Plastic, Intern. 2011. V. 6. № 2. P. 114.

  3. Калинина И.Г., Семенов С.А., Гумаргалиева К.З., Казарин В.В. // Хим. физика. 2017. Т. 36. № 3. С. 54.

  4. Калинина И.Г., Семенов С.А., Гумаргалиева К.З., Казарин В.В. // Хим. физика. 2018. Т. 37. № 2. С. 78.

  5. ГОСТ 9.048-89. ЕСЗКС. Изделия технические. Методы лабораторных испытаний на стойкость к воздействию плесневых грибов. М.: Изд-во стандартов, 1994.

  6. ГОСТ 9.049-91. ЕСЗКС. Материалы полимерные и их компоненты. Методы лабораторных испытаний на стойкость к воздействию плесневых грибов. М.: Изд-во стандартов, 1994.

  7. Шлегель Г. Общая микробиология. М.: Мир, 1987.

  8. Calleja G.B. // Microbial adhesion and aggregation / Ed. Marshall K.C. Berlin, 1984. P. 303.

  9. Калинина И.Г., Гумаргалиева К.З., Семенов С.А., Казарин В.В., Жданова О.А. // Хим. физика. 2019. Т. 38. № 3. С. 70.

  10. Bert-Ewald Priegnitz, Andreas Wargenau, Ulrike Brandt et al. // Fungal Genetics and Biology. 2012. V. 49. P. 30.

  11. Beng Joo Reginald Thio, J. Carson Meredith // Colloids Surf., B. 2008. V. 65. P. 308.

  12. Kevin Kendall. Molecular adhesion and its Applications. N.Y., Boston, Dordrecht, London, Moscow: Kluver Acad. Publ., 2004.

  13. Зимон А.Д. Адгезия пыли и порошков. М.: Химия, 1967.

  14. Звягинцева И.С., Звягинцев Д.Г. // Биол. наука. 1998. № 5. С. 20.

  15. Jianyu Zhu, Qian Li, Weifeng Jiao et al. // Colloids Surf., B. 2012. V. 94. P. 95.

  16. Hyunjung N. Kim, Sharon L. Walker // Ibid. 2009. V. 71. P. 160.

Дополнительные материалы отсутствуют.