Химическая физика, 2021, T. 40, № 8, стр. 26-33

Развитие методики регистрации интенсивности излучения газов за фронтом сильных ударных волн

П. В. Козлов 1, И. Е. Забелинский 1, Н. Г. Быкова 1, Ю. В. Акимов 1, В. Ю. Левашов 1*, Г. Я. Герасимов 1, А. М. Тереза 2

1 Научно-исследовательский институт механики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Москва, Россия

2 Федеральный исследовательский центр химической физики им. Н.Н. Семёнова Российской академии наук
Москва, Россия

* E-mail: levashovvy@imec.msu.ru

Поступила в редакцию 08.02.2021
После доработки 19.02.2021
Принята к публикации 22.02.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Представлена методика калибровки системы регистрации излучения газов за фронтом ударной волны на экспериментальном комплексе “Ударная труба” НИИ механики МГУ в спектральном диапазоне 190–1100 нм. Основное внимание уделяется вопросу получения измеряемых величин в абсолютных единицах. Описана процедура калибровки измерительной системы при помощи эталонных источников излучения. Показано, что только совместное использование данных панорамного спектра с результатами временны́х эволюций излучения в узком спектральном диапазоне позволяет получить корректную информацию о плотности мощности излучения компонент плазмы в ударной волне.

Ключевые слова: ударные волны, излучение газов, калибровка оптической системы, спектроскопия атомов и молекул, вакуумное ультрафиолетовое излучение, видимая область спектра.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение процессов в газах, нагретых до высоких температур, неразрывно связано с развитием методов исследования быстропротекающих процессов, в том числе спектроскопических методов исследований [13]. Изучение спектрального распределения и его временнóй эволюции может дать интересную информацию о различных процессах, протекающих в газе [2, 48]. Измерение этих характеристик с высокой разрешающей способностью (до 10 нс в экспериментах по измерению временно́й эволюции) позволяет разделять стадийное поведение происходящих процессов [9]. При этом можно детально исследовать как равновесную, так и неравновесную область такого рода процессов. Уникальным инструментом для изучения высокотемпературных процессов в плазме при высоких температурах (более 50 000 градусов) в различных газах (воздух, кислород, азот, окись азота, аргон, углекислый газ, окись углерода) является ударная труба [4, 10, 11].

Важность исследования процессов в высокотемпературных газовых средах связана с развитием космической техники, освоением космического пространства, разработкой летательных аппаратов, движущихся в атмосфере планет с высокими скоростями. Обтекание космического аппарата при движении в воздухе с высокими скоростями сопровождается образованием вокруг него низкотемпературной плазмы, где могут протекать сложные физико-химические процессы. К данным процессам можно отнести обмен энергией между поступательной, вращательной, колебательной и электронной степенями свободы, газофазные и гетерогенные химические реакции, вдув продуктов разрушения теплозащитного покрытия, излучение. Для описания такого рода явлений необходимы разработка соответствующих моделей и методик, подбор параметров моделей, а также их валидация. Помимо процессов, указанных выше, необходимо отметить, что увеличение скорости набегающего потока приводит к увеличению радиационной составляющей теплового потока к поверхности аппарата [1215].

Регистрация панорамных спектров излучения ударных волн в видимом и ультрафиолетовом диапазонах в настоящее время осуществляется с помощью спектрометров, использующих в качестве приемного устройства приборы с зарядовой связью (ПЗС) или приборы с зарядовой связью с электрооптическим преобразователем (ПЗС с ЭОП).

В настоящей работе представлена методика регистрации интегрального распределения интенсивности излучения ударной воны в широком спектральном диапазоне: 190–1100 нм. При этом основное внимание при описании методики уделяется вопросу получения данных в абсолютных единицах.

МЕТОДИКА РЕГИСТРАЦИИ СПЕКТРАЛЬНЫХ И ВРЕМЕННЫ́Х ХАРАКТЕРИСТИК ИЗЛУЧЕНИЯ УДАРНО-НАГРЕТЫХ ГАЗОВ

Система регистрации экспериментального комплекса “Ударная труба” НИИ механики МГУ [16] позволяет регистрировать как интегральное (суммарное) излучение ударной волны, проходящей мимо измерительного сечения, так и наблюдать эволюцию во времени излучения на узком участке спектра с высоким временны́м и спектральным разрешением. Диапазон регистрируемого излучения находится в интервале длин волн от 190 до 1100 нм.

При регистрации панорамного спектра излучения ударной волны обычно используются спектрометры, в которых в качестве приемника излучения служат ПЗС-линейки или матрицы. В настоящее время минимальное время экспозиции, реализуемое на таких устройствах, больше времени прохождения ударной волны в измерительном сечении (особенно при высоких скоростях ударной волны), а следовательно, регистрируемое ими излучение представляет собой интегральный по времени спектр. Регистрация временно́й эволюции излучения возможна только с помощью фотоэлектронных умножителей (ФЭУ), обеспечивающих достаточную чувствительность при высоком временно́м разрешении. Обычно с помощью ФЭУ исследуют временны́е изменения излучения в узком спектральном диапазоне, который выделяют с помощью монохроматора. Схема системы регистрации представлена на рис. 1.

Рис. 1.

Схема системы регистрации ударной трубы: 14 – зеркала, ФЭУ – фотоэлектронный умножитель, ПК – персональный компьютер, ПЭ – прибор с зарядовой связью с электрооптическим преобразователем.

Для получения значений интенсивности в абсолютных единицах необходимо провести процедуру предварительной калибровки регистрирующей системы. На рис. 2 приведена эквивалентная оптическая схема измерения. В такой схеме изображение источника излучения на входной щели спектрометра строится в масштабе 1 : 1.

Рис. 2.

Эквивалентная оптическая схема измерения излучения ударной волны: Т – сечение ударной трубы, L – линза с фокусным расстоянием f, D – ограничивающая диафрагма, SP – спектрометр, 1 – кварцевые окошки в измерительной секции.

Калибровка ПЗС-приемника и ФЭУ в видимом и ультрафиолетовом диапазонах 190–1100 нм осуществляется с помощью вторичных эталонов энергетической яркости, в качестве которых используются лампы с вольфрамовой нитью накала (вольфрамовая лампа) и дейтериевая лампа. В вольфрамовых лампах СИРШ-8 и СИ-10 нить накала имеет ширину 2 и 3 мм и высоту 10 и 20 мм соответственно.

Вольфрамовые лампы проходят периодическую поверку на спектральную энергетическую яркость (СПЭЯ) или на яркостную температуру [17] в институтах службы метрологии. Она представляет собой мощность, излучаемую источником по нормали к поверхности с единицы площади в единичный телесный угол в единичном спектральном диапазоне. В системе СИ СПЭЯ выражается в Вт/м3 ⋅ ср, но более понятными единицами измерения являются Вт/см2 ⋅ ср ⋅ мкм. При калибровке лампы на СПЭЯ определяется яркость излучения на нескольких длинах волн при заданной величине тока накала.

Возможна также калибровка эталонной лампы на величину яркостной температуры, в результате которой выдается сертификат на соответствие набора значений яркостных температур набору величин тока накала. Яркостную температуру определяют на определенной длине волны (обычно λ = 659 нм). Неудобство данного метода калибровки вольфрамовых ламп состоит в том, что для получения СПЭЯ нужно провести определенные расчеты. Для этого на первом этапе необходимо установить соответствие яркостной температуры Tя истинной температуре T вольфрама с учетом зависимости степени черноты вольфрама, ε, от длины волны λ и истинной температуры: ε(λ, T). Для этих целей используется следующее соотношение [18]:

(1)
$\frac{1}{T} - \frac{1}{{{{T}_{{\text{я}}}}}} = \frac{{\lambda k}}{{ch}}\ln \left( {\varepsilon \left( {\lambda ,T} \right)} \right),$
где λ – длина волны, k – постоянная Больцмана, c – скорость света, h – постоянная Планка. Результаты таких расчетов на длине волны λ = 659 нм представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Значения истинной температуры (T) для различных яркостных температур (Tя)

Tя, °C T, K δT, K
1200 1550 ±2
1300 1661 ±2
1400 1774 ±2
1500 1887 ±2
1600 2002 ±2
1700 2117 ±2
1800 2234 ±2
1900 2351 ±3
2000 2470 ±3
2100 2590 ±3
2200 2712 ±4
2300 2834 ±4

Далее для любого значения яркостной температуры спектральная энергетическая яркость вольфрамовой лампы рассчитывается с использованием формулы Планка с учетом степени черноты вольфрама ε(λ, T):

(2)
${{b}_{\lambda }} = \varepsilon \left( {\lambda ,T} \right)\frac{{2h{{c}^{2}}}}{{{{\lambda }^{5}}}}\frac{1}{{{\text{exp}}\left( {{{hc} \mathord{\left/ {\vphantom {{hc} {\lambda kT}}} \right. \kern-0em} {\lambda kT}}} \right) - 1}}.$

На рис. 3а приведен пример СПЭЯ вольфрамовой лампы для яркостной температуры, равной 2200 °С. Как видно из этого рисунка, использование вольфрамовых ламп в качестве эталонного источника имеет некоторые ограничения. Поскольку излучение вольфрама с падением температуры ниже 3000 K резко падает на длинах волн ниже 400 нм (рис. 3а), то использование вольфрамовых ламп ограничено диапазоном длин волн не ниже 300 нм (т.е. λ ≥ 300 нм). Для калибровки оптических систем в диапазоне λ < 300 нм используют дейтериевую лампу [19].

Рис. 3.

Спектральные плотности энергетической яркости лампы СИ-10 для яркостной температуры 2200 °С (а) и лампы ДДС-30 (б).

Спектр излучения дейтериевой лампы в относительных единицах представлен на рис. 3б. Абсолютное значение СПЭЯ дейтериевой лампы получают путем сравнения ее излучения с излучением вольфрамовой лампы в общем спектральном диапазоне (300–400 нм). В результате такого сравнения может быть получен коэффициент пересчета, который далее применяется в более коротковолновом диапазоне.

После того как определены СПЭЯ эталонных источников, осуществляется калибровка измерительной (оптической) схемы эксперимента. Эксперимент калибровки состоит в том, что в измерительную схему на место исследуемого источника помещается эталонный источник излучения. В комплексе “Ударная труба” используется схема измерения, приведенная на рис. 2. В этой схеме источник излучения располагается на расстоянии 2f от фокусирующей линзы, которая, в свою очередь, отстоит на расстоянии 2f от входной щели спектрометра; таким образом, коэффициент увеличения схемы равен единице.

В эксперименте по калибровке оптической схемы энергия от эталонного источника (Pэт(λ)), поступающая на приемник за время экспозиции (τкалибр), может быть рассчитана следующим образом:

(3)
${{P}_{{{\text{эт}}}}}(\lambda ) = {{b}_{{{\lambda }}}}{{\tau }_{{{\text{калибр}}}}}\,\,\left[ {{{{\text{Дж}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{\text{Дж}}} {\left( {{{{\text{м}}}^{{\text{3}}}} \cdot {\text{ср}}} \right)}}} \right. \kern-0em} {\left( {{{{\text{м}}}^{{\text{3}}}} \cdot {\text{ср}}} \right)}}} \right].$

В то же время приемник излучения измеряет эту величину в условных единицах (IПЗС(λ), ед. отсч.). Пример спектров излучения вольфрамовой лампы СИ-10 и дейтериевой лампы ДДС-30, зарегистрированных за время экспозиции 10 мкс приемником излучения, представлен на рис. 4а.

Рис. 4.

Спектры излучения эталонных источников, зарегистрированные спектрометром Horiba CP140-1824, при времени экспозиции 10 мкс (а) и функция чувствительности оптической схемы (б); 1 – дейтериевая лампа ДДС-30, 2 – вольфрамовая лампа СИ-10.

Функция чувствительности оптической схемы F(λ) определяется как отношение измеренного приемником сигнала, (IПЗС(λ) [ед. отсч.]), к энергии эталонного источника, Pэт(λ):

(4)
$F(\lambda ) = \frac{{{{I}_{{{\text{ПЗС}}}}}(\lambda )}}{{{{P}_{{{\text{эт}}}}}(\lambda )}}\,\,\left[ {\frac{{{\text{ед}}{\text{.отсч}}. \cdot {{{\text{м}}}^{{\text{3}}}} \cdot {\text{ср}}}}{{{\text{Дж}}}}} \right].$

Пример функции чувствительности F(λ) в интервале длин волн 200–600 нм представлен на рис. 4б.

В эксперименте с ударной волной наблюдаемый в условных единицах $I_{{{\text{ПЗС}}}}^{{{\text{УВ}}}}\left( \lambda \right)$ спектр излучения переводится в абсолютные энергетические единицы путем деления его интенсивности на функцию чувствительности F(λ):

(5)
${{P}_{{{\text{УВ}}}}} = {{I_{{{\text{ПЗС}}}}^{{{\text{УВ}}}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{I_{{{\text{ПЗС}}}}^{{{\text{УВ}}}}} {F(\lambda )}}} \right. \kern-0em} {F(\lambda )}} = {{{{P}_{{{\text{эт}}}}}I_{{{\text{ПЗС}}}}^{{{\text{УВ}}}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{P}_{{{\text{эт}}}}}I_{{{\text{ПЗС}}}}^{{{\text{УВ}}}}} {{{I}_{{{\text{ПЗС}}}}}}}} \right. \kern-0em} {{{I}_{{{\text{ПЗС}}}}}}}.$

Переход к единицам объемной плотности энергии излучения осуществляется путем деления PУВ на диаметр ударной трубы в предположении, что ударная волна вдоль оптической оси наблюдения однородна.

Пример спектра излучения воздуха в абсолютных единицах для различных скоростей ударной волны представлен на рис. 5. Данный рисунок получен с использованием методики, представленной выше.

Рис. 5.

Спектральная плотность энергии излучения ударной волны в воздухе при начальном давлении P1 = 0.25 Торр и различных скоростях ударной волны VSW, км/с: 1 – 7.7, 2 – 9.1, 3 – 10.0, 4 – 10.6, 5 – 11.4.

Необходимо отметить, что вид наблюдаемого спектра, а именно соотношение между максимальными значениями различных компонент спектра, зависит в том числе и от ширины аппаратной функции спектрометра. Особенно сильно такая зависимость проявляется при регистрации линейчатого спектра излучения атомов в силу того, что ширина аппаратной функции спектрометра обычно значительно превышает физическую ширину атомарной линии излучения. В значительно меньшей степени это проявляется при регистрации молекулярных полос излучения и не имеет никакого влияния на плавно меняющуюся при изменении длины волны фоновую составляющую спектра.

Для перехода к объемной мощности излучения ударной волны необходимо учитывать тот факт, что в эксперименте время экспозиции спектрометра значительно превышает время излучения ударной волны, поэтому для корректного определения мощности излучения необходимы исследования временны́х характеристик излучения с достаточным (наносекундным) разрешением.

Проведение таких исследований возможно только на отдельных длинах волн с использованием ФЭУ в качестве приемника излучения. Излучение на определенной длине волны выделяют с помощью монохроматора. В экспериментах на установке “Ударная труба” возможно получение в одном эксперименте данных о временно́й эволюции излучения на трех длинах волн, а также панорамного спектра.

На рис. 6 приведены осциллограммы излучения ударной волны в воздухе для двух ее скоростей: 8.22 и 10 км/с, на нескольких длинах волн – 213, 391 и 420 нм, принадлежащих излучению разных компонент плазмы. Данные зарегистрированы с помощью монохроматора Horiba 1061 и ФЭУ R446 (Hamamatsu) в качестве приемника излучения. Для определения эффективного времени излучения ударной волны в выделенном узком диапазоне спектра (Δτ) используется следующий подход. Временну́ю осциллограмму излучения, наблюдаемую в эксперименте, заменяют равным ей по площади прямоугольником, высота которого равна значению мощности излучения в максимуме. При этом ширина прямоугольника равна эффективному времени излучения ударной волны.

Рис. 6.

Временны́е нормированные профили излучения ударно-нагретого воздуха: aVУВ = 8.22 км/с, 1 – λ = 213 нм, Δτ = 0.24 мкс, 2 – λ = 391 нм, Δτ = 1.10 мкс; бVУВ = 10 км/с, P0 = 0.25 Торр, 3 – λ = 420 нм, Δτ = 1.71 мкс, 4 – λ = 213 нм, Δτ = 0.46 мкс.

Из данных, представленных на рис. 6, следует, что для ударной волны в воздухе время Δτ для разных компонент плазмы и разных скоростей волны изменяется от 0.24 до 1.7 мкс. Таким образом, использование одного значения времени излучения Δτ для всего спектрального диапазона может приводить к некорректным данным по мощности излучения. Именно совместное использование данных панорамного спектра с результатами временны́х исследований может дать правильную информацию о плотности мощности излучения различных компонент плазмы ударной волны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе описана методика регистрации излучения ударно-нагретого высокотемпературного газа. Для получения экспериментальной информации в абсолютных единицах необходима предварительная калибровка измерительной системы. Для рассматриваемого в работе диапазона длин волн (190–1100 нм) в качестве эталонного источника излучения используются вольфрамовые и дейтериевые лампы. Отмечается, что при экспериментальном определении объемной мощности излучения необходимо учитывать тот факт, что время экспозиции измерительного оборудования значительно превышает время излучения ударной волны. В этой связи для корректного определения мощности излучения необходимы исследования временны́х характеристик излучения с достаточным (наносекундным) разрешением.

Работа выполнена в рамках научного плана Института механики МГУ (№ АААА-А19-119012990112-4) при поддержке Российским фондом фундаментальных исследований (грант № 20-08-00343).

Список литературы

  1. Streicher J.W., Krish A., Hanson R.K. // AIAA Scitech 2020 Forum. 2020. V. 1. Pt. F. P. 1.

  2. Левашов В.Ю., Козлов П.В., Быкова Н.Г., Забелинский И.Е. // Хим. физика. 2021. Т. 40. № 1. С. 16

  3. Быкова Н.Г., Забелинский И.Е., Ибрагимова Л.Б., Шаталов О.П. // Оптика и спектроскопия. 2008. Т. 105. № 5. С. 732.

  4. Ступоченко Е.В., Лосев С.А., Осипов А.И. Релаксационные процессы в ударных волнах. М.: Наука, 1965.

  5. Ибрагимова Л.Б., Кузнецова Л.А. // Хим. физика. 2004. Т. 23. № 5. С. 82.

  6. Быкова Н.Г., Забелинский И.Е., Ибрагимова Л.Б. и др. // Хим. физика. 2018. Т. 37. № 2. С. 35.

  7. Ибрагимова Л.Б., Левашов В.Ю., Сергиевская А.Л., Шаталов О.П. // Изв. РАН. МЖГ. 2014. № 1. С. 131.

  8. Ibraguimova L.B., Sergievskaya A.L., Levashov V.Y. et al. // J. Chem. Phys. 2013. V. 139. № 3. P. 034317.

  9. Cruden B.A., Brandis A.M. // AIAA Paper. 2019. № 2019–3359.

  10. Козлов П.В. Лосев С.А. Энцикл. низкотемп. плазмы. Т. 2 / Под ред. Фортова Е.В. М.: Наука, 2000. С. 363.

  11. Минцев В.Б., Фортов В.Е. // Теплофизика высоких температур. 1982. Т. 20. № 4. С. 745.

  12. Белоцерковский О.М., Биберман Л.М., Бронин С.Я., Лагарьков А.Н., Фомин В.Н. // Там же. 1969. Т. 7. № 3. С. 529.

  13. Wei H., Morgan R.G., Mcintyre T.J., Brandis A.M., Johnston C.O. // AIAA Paper. 2017. № 2017-4531.

  14. Johnston C.O. Brandis A.M. // J. Spacecr. Rockets. 2015. V. 52. № 1. P. 105.

  15. Surzhikov S. // AIAA Paper. 2013. № 2013-0606.

  16. Акимов Ю.В., Быкова Н.Г., Забелинский И.Е., Козлов П.В., Левашов В.Ю. Экспериментальный комплекс “Ударная труба”; https://istina.msu.ru/equipment/card/279166300/

  17. Лебедева В.В. Техника оптической спектроскопии. М.: Изд.-во МГУ, 1986.

  18. Малышев В. И. Введение в экспериментальную спектроскопию. М.: Наука, 1979.

  19. Hamamatsu deuterium lamps D2 LAMPS. 2020; https://www.hamamatsu.com/resources/pdf/etd/ D2lamps_TLS1017E.pdf

Дополнительные материалы отсутствуют.