Химия твердого топлива, 2020, № 1, стр. 16-20

КРИТЕРИИ ВЫБОРА УГОЛЬНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ – СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ В РОССИИ ЗАВОДОВ ПО ПРОИЗВОДСТВУ СИНТЕТИЧЕСКИХ ЖИДКИХ ТОПЛИВ

М. Я. Шпирт 1*, Е. Г. Горлов 1**, А. В. Шумовский 1***

1 ФГУП Институт горючих ископаемых – научно-технический центр по комплексной переработке твердых горючих ископаемых
119071 Москва, Россия

* E-mail: shpirt@yandex.ru
** E-mail: gorloveg@mail.ru
*** E-mail: a.shumowsky@yandex.ru

Поступила в редакцию 29.04.2019
После доработки 01.08.2019
Принята к публикации 04.10.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

Выявлены зависимости показателей реакционной способности углей от основных геологогенетических факторов: петрографического состава, стадии углефикации, степени окисленности–восстановленности углей, содержания и состава в них минеральных компонентов. На этой основе предложен свод показателей (критериев) для оценки степени пригодности углей для деструктивной переработки.

Ключевые слова: классификация, критерии, угли, месторождения, переработка, синтетические жидкие топлива

ВВЕДЕНИЕ

Россия располагает почти 20% мировых запасов угля. В настоящее время разведанные запасы угля в стране составляют около 200 млрд т, в том числе: бурого 101.2; каменного 85.3 и антрацитов 6.8. Однако энергетическая независимость стран определяется не столько запасами принадлежащих им энергоносителей, сколько наличием экономически выгодных и экологически максимально безопасных технологий их переработки в тепловую энергию и продукты разнообразного функционального назначения.

Горно-геологические условия залегания добываемых углей, их качественные характеристики и расположение основных разрабатываемых угольных месторождений по отношению к отечественным потребителям и морским портам не являются благоприятными как с точки зрения внутреннего потребления, так и для экспорта: внутреннее потребление угля ограничено, а экспорт угля нестабилен, так как подвержен колебаниям мировых цен. Добываемый на предприятиях отрасли уголь во многих случаях не отвечает требованиям потребителей по таким качественным параметрам, как зольность, влажность, содержание серы и гранулометрический состав, что приводит к ухудшению показателей работы энергетических установок, дополнительному расходу топлива и загрязнению окружающей среды отходами и вредными выбросами. Вещественный (компонентный) состав углей позволяет использовать их в качестве технологического сырья для переработки, в результате которой могут быть получены продукты различного назначения, поэтому актуальны исследования и разработки в области создания новых для сферы угледобычи ниш использования продукции. Одна из таких ниш – это использование углей в качестве сырья для получения синтетических жидких топлив (СЖТ): построено и работает более 150 промышленных установок газификации угля различного назначения (для энергетики, для синтеза метанола, аммиака, СЖТ и др. углеводородов) [1] и несколько крупных (0.7–7 млн т/г) заводов синтеза моторных топлив из синтез-газа, получаемого конверсией природного газа и попутных газов нефтедобычи и нефтепереработки [2].

В основном в мире развиваются три направления производства СЖТ из углей: прямое ожижение (каталитическая гидрогенизация), косвенное ожижение (газификация с последующим синтезом СЖТ из синтез-газа) и пиролиз [35].

Наиболее распространенные технологии получения СЖТ из угля:

прямое ожижение (гидрогенизация) – превращение органической массы угля под давлением водорода (до 300 атм) в жидкие и газообразные продукты в присутствии катализатора в среде растворителя при температуре до 500°С, с последующим гидрооблагораживанием полученных продуктов;

косвенная конверсия, включающая стадии газификации угля для получения синтез-газа и последующего каталитического синтеза углеводородов (процесс Фишера–Тропша).

Для гидрогенизации пригодны бурые и малометаморфизованные каменные угли преимущественно витринитового состава, в косвенной конверсии используются угли всех стадий метаморфизма.

Для получения СЖТ из углей в нашей стране разрабатываются критерии комплекса показателей, позволяющие осуществить квалифицированный выбор месторождений, пригодных для использования в качестве источников сырья для промышленных предприятий.

В настоящее время в Российской Федерации действует единая промышленная классификация характеристик углей (ГОСТ 25543-88), которая позволяет по значениям генетических и технологических параметров определять направление их использования. Однако эта классификация не дает возможности оценить пригодность углей как сырьевого ресурса для процессов получения синтетических жидких топлив. Информация, касающаяся оценок пригодности тех или иных типов углей для переработки в СЖТ, содержится в ряде публикаций, например [69], однако она носит фрагментарный характер и не дает полного представления по существу проблемы.

В ИГИ выполнен комплекс исследований и экспериментов по получению синтетических топлив из углей различных месторождений России прямой гидрогенизацией и косвенной конверсией (газификация + процесс Фишера–Тропша), позволивший выявить зависимости показателей реакционной способности углей от основных геологогенетических факторов: петрографического состава, стадии углефикации, степени окисленности–восстановленности углей, содержания и состава в них минеральных компонентов. На этой основе предложен свод показателей (критериев) для оценки степени пригодности углей для деструктивной переработки.

Установлено, что пригодность гумусовых углей для гидрогенизации определяется по четырем основным параметрам (табл. 1): зольности, содержанию инертного при гидрогенизации мацерала фюзинита, показателю отражения витринита (гуминита), показателю степени окисленности–восстановленности — карбоксидному числу (вычисляемому из калиевого числа, суммарного содержания ОН-групп или элементного состава) и двум дополнительным показателям из химического состава золы углей (1, 2).

Таблица 1.

Критерии оценки степени пригодности гумусовых углей для гидрогенизации

Группа по степени пригодности для гидрогенизации Золь-ность
Ad, %
Содер-жание фюзинита, об. % Показатель отражения вит-ринита, Ro, % Карбоксидное число, % (Со = = 10Kdafdaf) Химический состав золы, %
1. Угли наиболее пригодные <10 <5 0.4–0.75 <10 Σ1 = Na2O + K2О < 3
Σ2 = Fe2O3 + CaO + MgO + TiO2 + SO3/Na2O + K2O > 2
2. Угли пригодные 10–15 5–10 0.3–0.95 10–12.5 Σ1 > 3< 6; Σ2 > 1 < 2
3. Угли малопригодные и практически непригодные >15 >15 <0.3 и >0.95 >12.5 Σ1 > 6; Σ2 < 1

Примечание. Содержание фюзинита для бурых углей определяется по ГОСТ 12112-78, для каменных – по ГОСТ 9414-74. Величина Kdaf – сумма ОН-групп, определяемая по ГОСТ 8930-79, мг-экв./г.

По значению этих параметров угли делятся на три группы по степени пригодности к ожижению: наиболее пригодные; пригодные; малопригодные и практически не пригодные.

Из этих критериев следует, что для гидрогенизации по методу ИГИ из гумусовых углей пригодны неокисленные витринитовые бурые или низкометаморфизованные каменные угли следующих марок: Б, Д, ДГ, Г, ГЖ; групп и подгрупп (по ГОСТ 25543-88): 2БВ, ЗБВ, ДВ, ДГВ, 1ГВ, 1ГЖ, 2ГЖ с зольностью до 15% при условии, что содержание суммы Σ1 оксидов натрия и калия в золе не превышает 6%, а соотношение оксидов химического состава золы каталитического действия к оксидам ингибирующего и нейтрального действия Σ2 не менее 1.0%; с содержанием мацералов фюзинита до 15%; с показателем отражения витринита от 0.3 до 0.95% и показателем степени окисленности–восстановленности – карбоксидным числом до 12.5%.

Наиболее пригодные для гидрогенизации угли имеют следующие показатели (%): зольность до 10, содержание мацералов группы фюзинита до 5, показатель отражения витринита от 0.4 до 0.75, карбоксидное число до 10, Σ1 менее 3, Σ2 более 2.

Угли, содержащие собственно фюзинита более 15% и имеющие зольность также более 15%, при прочих благоприятных условиях могут представлять интерес для гидрогенизации после обогащения их по этим составляющим. В табл. 2 представлено сопоставление полученных результатов с данными о сырье известных реализованных процессов гидрогенизации углей.

Таблица 2.

Сравнительные показатели сырьевой базы процессов гидрогенизации углей

Показатель сырья (угля) Процесс H-Coal (доработан Шеньхуа, КНР) Процесс IGOR (Германия) Процесс ИГИ (Россия)
Влажность, мас. % Не более 10 Не более 10 Не более 2
Зольность, мас. %; Не более 7 Не более 5 Не более 12 (бурые угли)
Не более 5–7 (каменные угли)
Летучие, мас. % 35–46 35–46 35–46
Петрографический состав, %
Витринит Не менее 85 Не менее 75 Не менее 85
Инертинит Не указано Не указано Не более 15

В России разведаны значительные запасы бурых и каменных углей, в том числе низкосортных, которые могут рассматриваться в качестве исходного сырья для производства из них СЖТ методом газификации. Критерии, на основании которых можно сделать выбор месторождений, угли которых являются наиболее перспективным исходным твердым топливом для газификации, должны отражать технологические свойства углей, определяющие их перспективность в качестве исходного сырья для газификации, техникоэкономические показатели их добычи и географическое расположение месторождений.

Суммарные затраты на получение 1000 МДж тепла в виде газообразного топлива газификацией 1 т углей (З0) можно оценить по соотношению

(1)
$\begin{gathered} {{{\text{З}}}_{0}} = ({\text{З}} \cdot {{{\text{К}}}_{1}} + {{{\text{З}}}_{2}} + {{{\text{З}}}_{3}} + {{{\text{З}}}_{4}} \cdot S_{t}^{r} \cdot {{10}^{{--2}}} + \\ \, + {{{\text{З}}}_{5}} \cdot {{А}^{r}} \cdot {{10}^{2}}):(Q_{i}^{r} \cdot {{{\text{К}}}_{2}}), \\ \end{gathered} $
где З1, З2, З3, З4, З5 – соответственно, затраты на добычу 1 т угля, на транспорт к месту газификации, непосредственно на переработку в газогенераторе, на улавливание 1 т серы и 1 т золошлаковых отходов, руб/т; К1 – коэффициент, определяющий цену 1 т угля в зависимости от затрат на его добычу; $S_{t}^{r}$, Ar, $Q_{i}^{r}$ – соответственно, содержание серы (%), зольность угля (%), низшая теплота сгорания (МДж/кг); К2 – относительное количество тепла, переходящее при газификации из 1 т угля в газообразные продукты (дол. ед.).

Угли различных марок отличаются по реакционной способности при газификации (Vi). Очевидно, одинаковые величины К2 при газификации углей, отличающиеся величинами Vi, могут достигаться за счет разного времени (τ) пребывания угля в газогенераторе и затраты непосредственно на газификацию (З3) обратно пропорционально величинам Vi. Затраты на транспорт углей, очевидно, зависят от расстояния их перевозки от места добычи до места расположения установки газификации. Приняв величину К2 одинаковой для различных углей и нормируя величины З2 по затратам на перевозку угля на расстояние 1000 км, соотношение (1) преобразуется в (2) и при газификации непосредственно в месте добычи – в (3):

(2)
$\begin{gathered} {\text{З}}_{o}^{c} = ({{{\text{З}}}_{1}} \cdot {{{\text{К}}}_{1}} + {{{\text{З}}}_{2}} \cdot 0.001 \cdot {{l}_{i}} + {{{\text{З}}}_{3}} \cdot V_{i}^{{ - l}} + \\ \, + {{{\text{З}}}_{4}} \cdot S_{t}^{r} \cdot {{10}^{{ - 2}}} + {{{\text{З}}}_{5}} \cdot {{A}^{r}} \cdot {{10}^{{ - 2}}}):Q_{i}^{r}, \\ \end{gathered} $
(3)
$\begin{gathered} {\text{З}}_{{o1}}^{c} = ({{{\text{З}}}_{1}} \cdot {{{\text{К}}}_{1}} + {{{\text{З}}}_{3}} \cdot V_{i}^{{ - l}} + \\ \, + {{{\text{З}}}_{4}} \cdot S_{t}^{r} \cdot {{10}^{{ - 2}}} + {{{\text{З}}}_{5}} \cdot {{A}^{r}} \cdot {{10}^{{ - 2}}}):Q_{i}^{r}, \\ \end{gathered} $
где li — расстояние транспортировки угля; Vi – реакционная способность угля при газификации.

Бурые угли, как правило, не перевозятся на большие расстояния, и для оценки сравнительной эффективности их газификации можно использовать только соотношение (3). Величины К1 в условиях рыночной экономии неодинаковы при добыче углей в различных бассейнах и месторождениях. Следовательно, качественными критериями оценки перспективности углей как исходного сырья для газификации являются помимо себестоимости добычи $Q_{i}^{r}$, $S_{t}^{r}$, Ar, реакционная способность Vi и Зi. Качественные критерии технологических свойств углей представлены показателями, суммированными в табл. 3.

Таблица 3.

Критерии сравнительной эффективности газификации низкосортных углей в зависимости от их состава и свойств

Обозначение Индексация (величин критериев для каждой группы)
Содержание серы, S$_{i}^{r}$, %
PS 1PS (<0.5) 2PS (0.5–1.0) 3PS (>1.5)
  Зольность Ar, %
PA 1РА (<10) 2РА (10–20) ЗРА(>20)
  Низшая теплота сгорания, МДж/кг
Pt 1Pt (>15) 2Pt (10–15) 3Pt (<10)
  Скорость реагирования, * усл. ед.
Pv 1Pv (≥4) 2Pv (4–1) 3Pv (≤1)
  Себестоимость добычи, руб/т
Pm 1Pm (<50) 2Pm (50–150) ЗPm (>150)

* Относительные скорости реагирования при газификации приняты для бурых, низкометаморфизованных каменных углей (Д-Г) и антрацитов, соответственно, >4; 4–1 и <1.

Для процессов газификации пригодны угли различного состава, в том числе низкосортные. Выбор месторождений, угли которых являются наиболее перспективным исходным твердым топливом для газификации, можно сделать на основе разработанных и предложенных критериев. Согласно предложенной системе критериев, можно оценить в первом приближении эффективность использования углей в качестве исходного сырья для газификации, которая уменьшается от 1-й к 3-й группе (табл. 4).

Таблица 4.

Эффективность использования углей в качестве исходного сырья для газификации

Бассейн, месторождение, предприятие Мар-ка угля Теплота сгорания Содер-жание, % Золь-ность, % Скорость реагирова-ния, усл. ед. Затраты на добычу
Q, МДж/кг Pt S PS Ar PA Pv pуб/т Pm
1 Канско-Ачинский, разрез Ирша-Бородинский Б2 15.3 1Pt 0.2 1PS 7.4 1PA 1Pv 32 1Pm
2 Канско-Ачинский, разрез Бапахтинский Б2 17.1 1Pt 0.1 1PS 4.8 1PA 1Pv 40 1Pm
3 Канско-Ачинский, разрез Ирбейский Б3 17.5 1Pt 0.2 1PS 11.0 2PA 1Pv 1Pm
4 Канско-Ачинский, разрез Березовский Б2 15.7 1Pt 0.2 1PS 4.7 1PA 1Pv 47 1Pm
5 Канско-Ачинский, разрез Назаровский Б2 12.9 2Pt 0.4 1PS 7.9 1PA 1Pv 48 1Pm
6 Канско-Ачинский, разрез Итатский Б1 12.8 2Pt 0.4 1PS 6.8 1PA 1Pv 127 2Pm
7 Канско-Ачинский, разрез Абанский Б2 14.7 2Pt 0.3 1PS 8.0 1PA 1Pv 46 1Pm
8 Большесырский, разрез Большесырский Б3 19.0 1Pt 0.2 1PS 6.0 1PA 1Pv
9 Иркутский бассейн, разрез Мугунский Б3 17.3 1Pt 0.9 2PS 15.6 2PA 1Pv 55 2Pm
10 Азейское, разрез Азейский Б3 16.0 1Pt 0.4 1PS 16.5 2PA 1Pv 51 2Pm
11 Ленский, разрез Кангаласский Б2 15.3 1Pt 0.4 1PS 10.5 2PA 1Pv 128 2Pm
12 Уртуйское, Приаргунское ПГХО Б3 16.8 1Pt 0.3 1PS 8.8 1PA 1Pv
13 Черемховское Д 16.4 1Pt 1.0 2PS 28.9 3PA 2Pv 128 2Pm
14 Татуровское, разрез Восточный Б2 14.7 2Pt 0.2 1PS 10.7 2PA 1Pv 82 2Pm
15 Райчихинское, разрез Северо-Восточный Б2 10.4 2Pt 0.3 1PS 17.6 2PA 1Pv 156 3Pm
16 Ерковецкое, разрез Ерковецкий Б2 11.5 2Pt 0.2 1PS 12.4 2PA 1Pv 156 3Pm
17 Бикинское, ЛУТЭК Б1 7.8 3Pt 0.2 1PS 23.0 3PA 1Pv 173 3Pm
18 Раковское, разрез Раковский Б1 10.0 3Pt 0.3 1PS 14.8 3PA 1Pv 107 2Pm
19 Павловское, разрез Павловский Б1 9.5 3Pt 0.4 1PS 21.5 3PA 1Pv 161 3Pm

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании разработанных критериев для производства СЖТ газификацией и гидрогенизацией в качестве сырьевых ресурсов можно рекомендовать Серафимовское и Ерунаковское месторождения Кузбасского угольного бассейна, Ишедейское месторождение Иркутского угольного бассейна и Таймылырское месторождение Ленского угольного бассейна.

Разработанная классификация углей различных месторождений позволяет сделать обоснованный выбор конкретных угольных месторождений как сырьевой базы заводов по получению синтетических жидких топлив, а также технологий их переработки.

Реализация этих технологий позволит существенно расширить традиционную углехимическую линейку, обеспечив получение синтетической нефти, высокооктанового бензина, авиационного, ракетного и дизельного топлива, а также нафты, смазочных масел, парафинов, фенолов и другой углехимической продукции – сырья для основного органического синтеза.

Список литературы

  1. Славинская Л. // Нефтегазовая Вертикаль. 2011. № 18. С. 13.

  2. Кузнецов А.М., Савельев В.И., Бахтизина Н.В. // Научн.-техн. вестн. ОАО “НК "РОСНЕФТЬ”. 2012. С. 44.

  3. Алексеев К.Ю., Горлов Е.Г., Шумовский А.В. // Уголь. Современная наука: исследования, идеи, результаты, технологии. 2013. Вып. 5. С. 15.

  4. Малолетнев А.С., Шпирт М.Я. // Росс. хим. журн. 2008. Т. LII. № 6. С. 44.

  5. Бакурова Е.В. // Уголь. 2016. № 10. С. 46.

  6. Володарский И.Х., Игнатова Н.Н., Шпирт М.Я. // Юбил. сб. тр. ИГИ. Состояние и перспективы комплексного использования твердых горючих ископаемых. М.: НТК “Трек”, 2011. С. 48.

  7. Ческидов В.И., Зайцев Г.Д. // Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых. Горное недропользование. 2013. № 6. С. 142.

  8. Куклина Г.Л. Системная оценка качества ископаемых углей Восточного Забайкалья и их рациональное использование: Дис. … канд. техн. наук. Чита: Чит. гос. техн. ун-т., 2002. 158 с.

  9. Станкевич А.С., Золотухин Ю.А. // Черная металлургия. Бюл. научн.-техн. и экономической информации. 2015. Т. 9. С. 15.

  10. Камбарова Г.Б. // Наука вчера, сегодня, завтра. Сб. статей по матер. XXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 10(32). Новосибирск: СибАК, 2016. С. 91.

Дополнительные материалы отсутствуют.