Коллоидный журнал, 2019, T. 81, № 5, стр. 613-616

Замедление деформации кальцита в присутствии цетилпиридиния хлорида

Я. И. Симонов 1, З. Н. Скворцова 1*, В. Ю. Траскин 1

1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, химический факультет
119991 Москва, Ленинские горы, 1, стр. 3, Россия

* E-mail: zskvor@yahoo.com

Поступила в редакцию 18.03.2019
После доработки 21.03.2019
Принята к публикации 25.03.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

Исследовано влияние водного раствора катионного поверхностно-активного вещества – цетилпиридиния хлорида – на скорость деформации порошка кальцита. Доказано, что замедление скорости ползучести происходит в результате адсорбции этого поверхностно-активного вещества на поверхности кальцита.

ВВЕДЕНИЕ

Эксплуатационные свойства карбоната кальция интенсивно изучаются в связи с использованием строительных материалов на его основе, при разработке карбонатных нефтяных коллекторов и т.д. При этом необходимо учитывать не только исходные механические характеристики карбонатных материалов, но и разнообразные проявления воздействия водных сред, присутствующих на поверхности или в структурных дефектах мрамора, известняка или мела. Наиболее радикальные последствия наблюдаются в условиях рекристаллизационной ползучести (РП), то есть в тех случаях, когда приложенные или остаточные механические напряжения способствуют ускоренному растворению кальцита в воде с последующим его переотложением, наблюдаемым, если ранее было достигнуто насыщение раствора [13].

Современные методы повышения устойчивости архитектурных и скульптурных памятников из мрамора чаще всего базируются на использовании полимерных гидрофобных покрытий, которые должны подчиняться строгим требованиям: прежде всего, обладать хорошей адгезией и не портить внешний вид сооружения. В последние годы часто обсуждаются преимущества хелатирующих агентов [4, 5]; специфика физико-химического действия хелатантов в сочетании с механическими факторами рассмотрена в работе [6].

Эксплуатация карбонатных нефтяных коллекторов также требует детального изучения процессов, протекающих под действием воды, поступающей в пласт при его заводнении. На возникающую при этом опасность нарушения проницаемости породы вследствие деформаций по механизму РП было указано лишь недавно [7]. Поверхностно-активные вещества (ПАВ), широко применяемые в нефтедобывающей промышленности, в принципе могут замедлять растворение карбонатов, адсорбируясь на их поверхности, однако исследования РП в подобных системах до сих пор не проводились.

Цель данной работы состояла в выяснении возможного влияния адсорбции N-цетилпиридиния хлорида (ЦПХ) на скорость РП порошкообразного кальцита. Выбор данного адсорбционно-активного вещества был сделан с учетом ряда преимуществ, которыми обладают катионные ПАВ при нефтедобыче (в частности, при кислотной обработке пласта).

ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе использовали карбонат кальция в виде порошка марки “ч.” с массовой долей основного вещества 98% и размером зерен 25 ± 8 мкм, а также в виде монокристаллов – выколотых по спайности пластинок из самородного исландского шпата (Якутия). Методом рентгеновской дифракции было показано, что порошок и монокристалл состоят полностью из кальцита (без примеси арагонита и ватерита).

Раствор ЦПХ (ИРЕА 2000, Россия) готовили растворением ПАВ в насыщенном водном растворе карбоната кальция (pH 8.2). Исходная концентрация ЦПХ составляла 10–2 М; далее последовательными разбавлениями готовили растворы с концентрацией C от 10–3 до 10–7 М.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Измерение адсорбции ЦПХ проводили на порошке кальцита с удельной поверхностью 0.1 м2/г. Количество адсорбированного ПАВ определяли по разности его исходной и равновесной концентрации в растворе после выдерживания над адсорбентом в течение суток. Концентрацию ПАВ определяли спектрофотометрически по изменению величины пика поглощения при 248 нм на спектрофотометре Agilent.

Углы смачивания θ измеряли по видеоизображению сидящей капли (программа Promer). Свежевыколотую пластинку исландского шпата промывали последовательно в ацетоне и в дистиллированной воде, затем сушили при температуре 100°C. Вычисляли среднее значение краевого угла θ, образованного каплей раствора ЦПХ, по результатам не менее 6 измерений. Разброс значений θ не превышал 2°.

Дзета-потенциал частиц кальцита измеряли на приборе Zetatrac Microtrac (США). Исследовали суспензию 0.5 г кальцита после выдерживания в 25 мл насыщенного раствора CaCO3 при pH 8.2 с добавками ЦПХ (от 0 до 10–2 М) в течение 20 ч (первые 3 ч при непрерывном встряхивании).

Поверхностное натяжение растворов ЦПХ σLG измеряли методом максимального давления пузырька.

Механические испытания проводили на приборе ИЗВ-1, позволяющем регистрировать степень уплотнения порошка кальцита под действием одноосной сжимающей нагрузки F. Порошок испытывали в цилиндрической стальной матрице с радиусом поршня r = 4 мм при комнатной температуре. В матрицу помещали 1 г порошка; добавляемый раствор полностью пропитывал порошок. Вакуумная смазка защищала смоченный порошок от контакта с воздухом. Датчик перемещений ЛИР-15 позволял фиксировать смещение поршня Δh с точностью до 0.1 мкм с заданной частотой регистрации и проводить автоматическую запись деформации. Относительную деформацию рассчитывали как Δh/h0, где h0 – исходная высота образца; номинальное напряжение, прикладываемое к образцу, рассчитывалось как P = = Fr 2. На первом этапе в течение 30 мин задавалась нагрузка, соответствующая напряжению 1.5 МПа, после чего нагрузку частично сбрасывали и продолжали фиксировать уплотнение образца под напряжением 0.56 МПа. Постоянство скорости деформации, наблюдаемое на этом этапе в течение 2–3 ч, обусловлено практически постоянной площадью контактов между частицами, сформированных при больших напряжениях; в дальнейшем происходит постепенное замедление деформации. Скорость рассчитывали на участке постоянной деформации. Среднее значение скорости компактирования для каждого состава раствора, рассчитанное на участке стационарной деформации, определяли по результатам 5–10 испытаний.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Краевые углы θ, образуемые каплями растворов ЦПХ на монокристаллическом кальците, возрастают при увеличении концентрации ПАВ вплоть до C = 10–6 М (рис. 1).

Рис. 1.

Концентрационная зависимость угла смачивания монокристалла кальцита растворами ЦПХ.

Принимая для исходной межфазной свободной энергии σSL на границе кальцит–насыщенный водный раствор CaCO3 значение около 150 мДж/м2 [8] и зная σLG и θ, можно оценить гидрофобизацию кальцита вследствие адсорбции ЦПХ из растворов как возрастание σSL на величину, доходящую до 20 мДж/м2. При C > 10–6 М значения θ начинают уменьшаться. Подобное немонотонное изменение краевых углов наблюдалось при адсорбции из разбавленных растворов бромида цетилтриметиламмония на кальците [9], а также ряда анионных ПАВ на оксиде алюминия [10]. Авторы объясняют это тем, что с увеличением концентрации ПАВ гидрофобные взаимодействия приводят к формированию отдельных бислойных “островков” ПАВ, поверхность которых образована полярными группами, ориентированными в сторону жидкой фазы. Дальнейший рост островков может привести к образованию на поверхности адсорбента “гемимицелл” [11, 12], что было подтверждено, в частности, для адсорбции катионных ПАВ на поверхности кальцита методом молекулярной динамики [13]. Возможно, это объясняет резкое возрастание адсорбции ЦПХ (рис. 2, кривая 1), начиная с C = 3 × 10–5 М. Дзета-потенциал кальцита, измеренный при pH 8.2, в отсутствие ПАВ равен примерно 5 мВ (что близко к данным [13, 14]) и особенно заметно возрастает, начиная с того же значения C (рис. 2, кривая 2).

Рис. 2.

Зависимости адсорбции ЦПХ на поверхности порошка кальцита (1), дзета-потенциала поверхности (2) и относительной скорости ползучести v/v0 порошка (3) от концентрации ПАВ.

В той же области концентраций ЦПХ наблюдается резкое замедление деформации порошка кальцита (рис. 2, кривая 3). Это может быть следствием уменьшения скорости растворения CaCO3, как было показано при параллельных измерениях скоростей растворения и ползучести кальцита в присутствии оксиэтилидендифосфоновой кислоты (ОЭДФ) [6].

Ранее было найдено, что растворы цетилпиридиния бромида [15] и ОЭДФ [16] замедляют растворение кальцита, не находящегося под действием механических напряжений, пропорционально доле его поверхности ϕ, занятой адсорбированными молекулами. Для растворов ЦПХ значение ϕ было нами получено как из измерений адсорбции (с учетом ее бислойного характера [9] и величины посадочной площадки молекулы ЦПХ, равной 0.46 нм2 [17]), так и из данных об относительном уменьшении скорости деформации при увеличении C: ϕ = 1 − (v/v0) (рис. 3).

Рис. 3.

Доля поверхности ϕ, занятая адсорбированными молекулами ЦПХ, рассчитанная из измерений адсорбции (1) и по степени замедления ползучести (2).

Сходство представленных концентрационных зависимостей подтверждает роль растворения напряженных участков кальцита как процесса, ответственного за его деформацию. Вместе с тем, значительное различие значений ϕ, рассчитанных по адсорбции на единицу поверхности порошка и по скорости ползучести, позволяет оценить сравнительно малую долю поверхности, занятую активными центрами (выходами дислокаций, перегибами на ступенях роста и т.д.). Адсорбционная блокировка этих центров может играть решающую роль в подавлении рекристаллизационной ползучести кальцита.

Список литературы

  1. Gratier J.-P., Dysthe D.K., Renard F. // Adv. Geophys. 2013. V. 54. P. 47.

  2. Zhang X., Spiers C.J. // Int. J. Rock Mech. Min. Sci. 2005. V. 42. P. 950.

  3. Скворцова З.Н., Траскин В.Ю., Породенко Е.В., Симонов Я.И. // Коллоид. журн. 2018. Т. 80. С. 3.

  4. Spanos N., Kanellopoulou D., Koutsoukos P. // Langmuir. 2006. V. 22. P. 2074.

  5. Ruiz-Agudo E., Di Tommaso D., Putnis C.V., de Leeuw N.H., Putnis A. // Cryst. Growth Des. 2010. V. 10. P. 3022.

  6. Traskine V., Skvortsova Z., Badun G., Chernysheva M., Simonov Ya, Gazizullin I. // J. Mater. Eng. Perform. 2018. V. 27. P. 5018.

  7. Sathar S., Worden R.H., Faulkner D.R., Smalley P.C. // J. Sediment. Res. 2012. V. 82. P. 571.

  8. Røyne A., Bisschop J., Dysthe D.K. // J. Geophys. Res. 2011. V. 116. P. B04204.

  9. Ivanova N.I., Volchkova I.L., Shchukin E.D. // Colloids Surf. A. 1995. V. 101. P. 239.

  10. Somasundaran P. // J. Colloid Interface Sci. 2002. V. 256. P. 3.

  11. Somasundaran P., Zhang L. // J. Petrol. Sci. Eng. 2006. V. 52. P. 198.

  12. Somasundaran P., Fuerstenau D.W. // J. Phys. Chem. 1966. V. 70. P. 90.

  13. Durán-Álvarez A., Maldonado-Domínguez M., González-Antonio O., Durán-Valencia C., Romero-Ávila M., Barragán-Aroche F., López-Ramírez S. // Langmuir. 2016. V. 32. P. 2608.

  14. Ma K., Cui L., Dong Y., Wang T., Da C., Hirasaki G.J., Biswal S.L. // J. Colloid Interface Sci. 2013. V. 408. P. 164.

  15. Иванова Н.И., Вакар Н.Г., Перцов Н.В. // Журн. прикл. химии. 1987. Т. 60. С. 1504.

  16. Xyla A., Koutsoukos P. // J. Chem. Soc. Faraday Trans. 1987. V. 83. P. 1477.

  17. Должикова В.Д., Сумм Б.Д. // Вестн. Моск. ун-та. Серия 2. Химия. 1998. Т. 39. С. 408.

Дополнительные материалы отсутствуют.