Космические исследования, 2019, T. 57, № 3, стр. 229-238

Проектирование спутниковых систем оперативного глобального мониторинга с суточной кратностью повторения трассы полета

С. Ю. Улыбышев 1*, А. А. Лысенко 1

1 Центральный научно-исследовательский институт химии и механики
г. Москва, Россия

* E-mail: wardoc5@rambler.ru

Поступила в редакцию 31.01.2018
После доработки 06.09.2018
Принята к публикации 20.09.2018

Полный текст (PDF)

Аннотация

Представлена аналитическая методика проектирования спутниковых систем (СС) для оперативного глобального мониторинга (ОГМ) поверхности Земли. Указанная методика позволяет определить рациональный сдвиг по аргументу широты и долготе восходящего узла между спутниками в системе. Параметры орбиты одиночного космического аппарата, а также характеристики его области обзора целесообразно брать из базовых решений для СС ОГМ, рассмотренных авторами в более ранних работах. Полученные базовые решения позволяют найти максимальный перерыв в наблюдении любой точки на поверхности Земли для одиночного спутника, а представленная методика дает возможность определить рациональное расположение нескольких таких спутников в системе и минимизировать максимальный перерыв в наблюдении для всей СС. Методика разработана для КА, имеющих суточную кратность повторения трассы полета, и позволяет определить минимальное число спутников в системе, обеспечивающих перерыв в наблюдении не больше заданной величины. В работе представлено несколько семейств решений для СС с суточной кратностью повторения трассы полета на низких круговых орбитах высотой менее 2000 км.

1. ВВЕДЕНИЕ

В современном мире, оперативное получение информации является одним из ключевых факторов для систем дистанционного зондирования Земли с целью обеспечения регулярной связи и мониторинга техногенных аварий и стихийных бедствий, а также получения видовой и радиолокационной информации. При этом следует искать компромисс между требованиями по качеству и оперативности получения указанной информации и минимизацией количества космических аппаратов в спутниковой системе (СС), а также стоимости их создания и эксплуатации. Для максимально эффективного использования малых КА в составе СС периодического обзора целесообразно разработать комплексный подход к проектированию и баллистическому построению таких систем, позволяющий сформировать либо учесть конкретные требования к характеристикам обзора с КА. В современных условиях данные СС должны обеспечить выполнение условие, чтобы максимальный перерыв в наблюдении любой точки на поверхности Земли не превышал заданного интервала от нескольких десятков минут до одного витка [1].

Задача определения рационального баллистического построения СС периодического обзора рассматривалась во многих работах. Первые подходы к проектированию СС периодического обзора были связаны с адаптацией полученных ранее решений для систем непрерывного обзора, особенно в классе кинематически правильных систем [2, 3]. Однако специфика задачи непрерывного обзора не всегда позволяет получить эффективные методы для проектирования СС периодического обзора. В отечественной литературе имеются целые серии работ, посвященные разработке алгоритмов определения рациональных параметров орбит для СС исследования природных ресурсов Земли (ИПРЗ) [4, 5], осуществления регулярной маршрутной съемки [6], а также минимизации перерывов в наблюдении произвольной области или широты на поверхности Земли [711]. В них сделан один из качественных выводов о том, что для эффективного проектирования СС периодического обзора надлежит определять характеристики обзора для одиночного КА или базовой группы спутников, а затем увеличивать группировку до необходимого количества, обеспечивающего требуемые условия наблюдения [10]. В большинстве указанных работ, поиск решений осуществляется на весьма ограниченном множестве орбит, имеющих малую периодичность повторения трассы полета (обычно не более нескольких суток). При этом для определения конкретных параметров орбит и конфигурации СС используется довольно сложный математический аппарат, сводящийся к решению многокритериальной оптимизационной задачи, имеющей параметры (например, перерыв в наблюдении) в виде недифференцируемых функций с множественными разрывами и скачкообразным изменением своих значений.

В зарубежной литературе одним из направлений является применение генетических алгоритмов для определения орбитальной структуры СС периодического обзора [12, 13]. В последние годы появились работы посвященные проектированию СС периодического обзора с минимальным перерывом в наблюдении. В работе [1] рассмотрены варианты построения спутниковой системы на низких круговых орбитах для глобального обзора Земли за один виток. В материалах доклада [14] уже представлен упрощенный алгоритм определения конфигурации СС на полярных орбитах для той же задачи глобального обзора за один виток и выбор рациональных сдвигов по долготе и фазовому положению КА в соседних плоскостях. Метод выбора СС периодического обзора для сложных целевых функций представлен в [15]. В работе [16] разработан метод анализа СС на основе поясов обзора, образуемых при наличии зон видимости на двух и более смежных витках. В [17] предложен общий метод анализа максимальных перерывов в наблюдении для СС периодического обзора (любого типа и конфигурации) или произвольных наборов КА. Данный подход удобен для проверки спроектированных СС. Из числа работ последнего времени следует выделить статьи [1820], в которых предложен новый векторный метод для периодического наблюдения Земли, а также рассмотрена специфическая задача оптимизации орбитальной структуры СС для многополосного периодического обзора, когда в состав бортовой аппаратуры КА входит несколько приборов с различными полями зрения.

В работах [21, 22] авторами была рассмотрена комплексная задача определения областей существования решений по параметрам орбит и характеристикам бортовой аппаратуры для КА оперативного глобального мониторинга (ОГМ) и получены базовые решения для одиночного спутника, располагаемого как на прямых (i < 90°), так и на обратных наклонениях (i > 90°). Указанные базовые решения позволяют получить взаимосвязь характеристик бортовой аппаратуры, параметров орбиты КА и определить максимальный перерыв в наблюдении любой точки на поверхности Земли. В работе [23] подтверждена гипотеза о возможности аналитического расчета сдвигов по долготе восходящего узла (ДВУ) между соседними КА в системе и последующего численного нахождения аргументов широты спутников, минимизирующих максимальный перерыв в наблюдении любой точки на поверхности Земли. В данной статье, являющейся продолжением предшествующих работ авторов, опираясь на базовые решения для одиночного КА, представлена аналитическая методика определения рационального сдвига по аргументу широты и ДВУ между спутниками в системе, обеспечивающими минимизацию максимального перерыва в наблюдении любой точки на поверхности Земли. Ниже в табл. 1 представлен перечень обозначений, используемых в дальнейшем при описании и выводе уравнений.

Таблица 1
Обозначения Размер Описание
α градус Угол возвышения КА над местным горизонтом
θ градус Геоцентрический угол поля обзора КА
β градус Угол прокачки бортовой аппаратуры
i градус Наклонение орбиты
NС Количество спутников в системе
$N_{{{\text{П Н }}}}^{{\text{Б }}}$ витков Количество витков перерыва в наблюдении для базового решения (одиночного КА)
NПН(NС) витков Количество витков перерыва в наблюдении в зависимости от числа КА в СС
NПТ витков Количество витков между повторениями трассы полета
${{\omega }_{{{\text{п р }}}}}$ градус/сут Скорость прецессии орбиты
Тдр с Драконический период орбиты
а0 км Большая полуось орбиты
ТПН час Временной интервал перерыва в наблюдении
ΩМВ градус Межвитковое смещение трассы на поверхности Земли
Δϑ12 градус Сдвиг по аргументу широты между соседними КА
ΔΩ12 градус Сдвиг по долготе восходящего узла между соседними КА
h км Высота полета КА

2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Пусть заданы параметры орбиты одиночного КА, имеющего суточную кратность повторения трассы полета и характеристики области обзора его целевой аппаратуры, обеспечивающие максимальный перерыв в наблюдении любой точки на поверхности Земли не более ТПН. Его обобщенный аналог, выраженный в количестве витков перерыва в наблюдении, обозначим как NПН и будем использовать в дальнейшем. Характеристики области обзора могут быть заданы углом поля обзора КА θ, углом возвышения КА над местным горизонтом α или углом прокачки бортовой аппаратуры β от надира. Взаимосвязь этих углов и высоты полета КА h определяется из простых геометрических соотношений согласно рис. 1. Также задано наклонение орбиты, при котором, с учетом известной кратности повторения трассы полета NПТ, однозначно определяется высота полета КА и межвитковое смещение трассы ΩМВ. Варьируя количеством спутников в системе NС, требуется для каждого значения определить сдвиг по аргументу широты ($\Delta {{\vartheta }_{{12}}}$) и долготе восходящего узла ($\Delta {{\Omega }_{{12}}}$) спутников, обеспечивающих минимальный перерыв в наблюдении NПН(NС). Также необходимо определить минимальное число спутников в системе, при котором перерыв в наблюдении не превысит 1 витка полета NПН(NС) ≤ 1, и получить параметры аналогичных решений для СС на солнечно-синхронных орбитах (ССО) с высотой полета до 2000 км.

Рис. 1.

Угловые параметры наблюдения КА.

3. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПАРАМЕТРОВ ОРБИТ ДЛЯ СС ОГМ

Зададимся кратностью повторения трассы полета NПТ, для которой определим требуемое межвитковое смещение трассы полета ΩМВ, используя соотношение:

(1)
${{\Omega }_{{{\text{М В }}}}} = {{360} \mathord{\left/ {\vphantom {{360} {{{N}_{{{\text{П Т }}}}}}}} \right. \kern-0em} {{{N}_{{{\text{П Т }}}}}}}.$

Задавшись наклонением орбиты i и, зная межвитковое смещение трассы ΩМВ, можно определить соответствующую им высоту полета h. Если наклонение орбиты в явном виде не задано, а известна, например, скорость прецессии орбиты ${{\omega }_{{{\text{п р }}}}}$ (данный вариант характерен для ССО), то высоту и наклонение орбиты можно определить из решения следующей системы уравнений:

(2)
$\left\{ \begin{gathered} {{a}_{0}} = {{R}_{Z}} + h, \hfill \\ \cos i = \frac{{{{\omega }_{{{\text{п р }}}}} \cdot a_{0}^{{3.5}}}}{{ - 20.64743 \cdot {{{10}}^{{13}}}}}, \hfill \\ {{T}_{{{\text{д р }}}}} = 2\pi \cdot \sqrt {\frac{{a_{0}^{3}}}{\mu }} \cdot \left( {1 - \frac{3}{4} \cdot {{{\left( {\frac{{{{R}_{Z}}}}{{{{a}_{0}}}}} \right)}}^{2}} \cdot {{J}_{2}} \cdot \left( {1 + 5{{{\cos }}^{2}}(i)} \right)} \right), \hfill \\ {{T}_{{{\text{д р }}}}} \cdot {{N}_{{{\text{П Т }}}}} = {{T}_{{{\text{З С }}}}} \cdot (1 + {{{{\omega }_{{{\text{п р }}}}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{\omega }_{{{\text{п р }}}}}} {360}}} \right. \kern-0em} {360}}), \hfill \\ \end{gathered} \right.$
где: RZ = 6378.136 км – экваториальный радиус Земли; μ = 398 600.4 км32 – гравитационный параметр Земли; J2 = 1.082628 ⋅ 10–3 – вторая зональная гармоника разложения потенциала Земли; ТЗС = 86 164 c – продолжительность звездных суток.

В результате, при известных параметрах орбиты для одиночного КА СС ОГМ согласно [21, 22], задавшись характеристиками мгновенной области обзора в виде любого из углов α, β и θ, определяется максимальное количество витков перерыва в наблюдении для базового решения $N_{{{\text{П Н }}}}^{{\text{Б }}}.$ Если характеристики мгновенной области обзора априори не заданы, то можно воспользоваться значением минимального угла поля обзора θmin, обеспечивающего беспросветное наблюдение поверхности Земли на смежных витках в районе экватора, которое определяется в виде:

(3)
${{\theta }_{{\min }}} = \arcsin \left[ {\sin \left( {\frac{{{{\Omega }_{{{\text{М В }}}}} \cdot \left( {1 + {{{{\omega }_{{{\text{п р }}}}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{\omega }_{{{\text{п р }}}}}} {360}}} \right. \kern-0em} {360}}} \right)}}{2}} \right) \cdot \sin i} \right].$

Тогда, при заданном числе спутников в системе NС, сдвиг по ДВУ между соседними КА определяется соотношением:

(4)
$\Delta {{\Omega }_{{12}}} = \frac{{\pi + {{\Omega }_{{{\text{М В }}}}}}}{{{{N}_{{\text{C}}}}}} = \frac{{N_{{{\text{П Н }}}}^{{\text{Б }}}}}{{{{N}_{{\text{C}}}}}} \cdot {{\Omega }_{{{\text{М В }}}}}.$

Сдвиг по аргументу широты КА находится в виде:

(5)
$\begin{gathered} \Delta {{\vartheta }_{{12}}} = 2\pi \cdot \left( {1 - \bmod \left( {\frac{{\Delta {{\Omega }_{{12}}}}}{{{{\Omega }_{{{\text{М В }}}}}}}} \right)} \right) = \\ = 2\pi \cdot \left( {{\text{ceil}}\left( {\frac{{N_{{{\text{П Н }}}}^{{\text{Б }}}}}{{{{N}_{{\text{C}}}}}}} \right) - \frac{{N_{{{\text{П Н }}}}^{{\text{Б }}}}}{{{{N}_{{\text{C}}}}}}} \right), \\ \end{gathered} $
где функция $\bmod (...)$ – остаток от деления, а функция ${\text{ceil}}(...)$ – ближайшее целое число по направлению к +∞.

Максимальный перерыв в наблюдении, выраженный в витках, определяется как:

(6)
${{N}_{{{\text{П Н }}}}}\left( {{{N}_{{\text{С }}}}} \right) = \frac{{N_{{{\text{П Н }}}}^{{\text{Б }}}}}{{{{N}_{{\text{С }}}}}} = \frac{{\Delta {{\Omega }_{{12}}}}}{{{{\Omega }_{{{\text{М В }}}}}}}.$

Для получения значения времени перерыва в наблюдении, можно воспользоваться элементарным соотношением, связанным с орбитальным периодом Т0:

(7)
${{T}_{{{\text{П Н }}}}}\left( {{{N}_{{\text{С }}}}} \right) = {{N}_{{{\text{П Н }}}}}\left( {{{N}_{{\text{С }}}}} \right) \cdot {{T}_{0}}.$

Фактические значения ДВУ и аргумента широты для каждого k-го спутника в системе, в обобщенном виде, запишутся как:

(8)
${{\Omega }_{k}} = {{\Omega }_{0}} + (k - 1) \cdot \Delta {{\Omega }_{{12}}},$
(9)
${{\vartheta }_{k}} = {{\vartheta }_{0}} + 2\pi \cdot \bmod \left( {\frac{{(k - 1) \cdot \Delta {{\vartheta }_{{12}}}}}{{2\pi }}} \right).$

Преобразование уравнения (4) позволяет получить прямую взаимосвязь между перерывом в наблюдении и межвитковым смещением трассы полета:

(10)
${{\Omega }_{{{\text{М В }}}}} = \frac{\pi }{{N_{{{\text{П Н }}}}^{{\text{Б }}} - 1}}.$

В результате, межвитковое смещение трассы полета ограничивается снизу минимальной высотой полета КА над поверхностью Земли, а сверху соотношением (10), что приводит к фиксированному значению перерывов в наблюдении для базовых решений $N_{{{\text{П Н }}}}^{{\text{Б }}}$ от 3 до 9 витков для прямых наклонений и от 3.5 до 8.5 витков для обратных наклонений. При этом шаг изменения равен 1 витку. Данное свойство подробно рассмотрено в [21, 22]. Таким образом, задание в расчетах перерыва в наблюдении в виде количества витков, а не абсолютного времени позволяет получить однозначную взаимосвязь этого параметра с межвитковым смещением трассы через соотношение (10). Данный аспект ключевым образом упрощает методику расчета, устраняя известную неоднозначность и множественность решений задачи в традиционной постановке [68], что и позволяет получить представленные выше простые аналитические соотношения.

4. ПРИМЕРЫ ДЛЯ СОЛНЕЧНО-СИНХРОННЫХ ОРБИТ

В качестве примеров применения методики рассмотрим построение семейства СС ОГМ на основе базового решения для КА на ССО с характеристиками, представленными в табл. 2. Используя соотношения (4)–(7), получим значения параметров для числа спутников от 2 до 10. Результаты расчетов приведены в табл. 3.

Таблица 2
Параметр Значение
NПТ, вит 15
$N_{{{\text{П Н }}}}^{{\text{Б }}},$ вит 8.5
h, км 570.3
i, градус 97.672
T, с (мин) 5760 (96)
TПН, ч 13.61
ΩМВ, градус 24
α, градус 16.375
β, градус 61.725
θ, градус 11.900
Таблица 3.  

Параметры орбитального построения СС ОГМ на ССО

NС ΔΩ12, градус Δϑ12, градус NПН, вит TПН, ч
2 102.00 270.00 4.25 6.80
3 68.00 60.00 2.83 4.53
4 51.00 315.00 2.13 3.40
5 40.80 108.00 1.70 2.72
6 34.00 210.00 1.42 2.27
7 29.14 282.86 1.21 1.94
8 25.50 337.50 1.06 1.70
9 22.67 20.00 0.94 1.51
10 20.40 54.00 0.85 1.36

Как видно из табл. 3 для обеспечения максимального перерыва в наблюдении не более 1 витка требуется не менее 9 КА в системе. В табл. 4 представлено полное описание конфигурации данной системы с конкретными значениями аргументов широты и ДВУ считая, что первый спутник из системы имеет нулевые значения данных параметров.

Таблица 4.  

Значения ДВУ и аргументов широты для СС ОГМ из 9-ти КА на ССО

№ КА ${{\Omega }_{ \uparrow }},$ градус ϑ, градус
1 0 0
2 22.67 20
3 45.34 40
4 68.01 60
5 90.68 80
6 113.35 100
7 136.02 120
8 158.69 140
9 181.36 160

Ниже на рис. 2–5 представлены карты изолиний зависимости максимального перерыва в наблюдении от сдвигов по аргументу широты и ДВУ, полученные численным путем в специализированном моделирующем комплексе Satellite Tool Kit (STK) [24] при вариации шага по углам 0.1°. Пунктирными линиями нанесены соответствующие значения, согласно табл. 3. Видно, что все рассчитанные аналитически решения попадают в соответствующие области минимальных значений NПН. При этом, построенные карты изолиний не только служат проверкой правильности расчетов, но и позволяют оценить область допустимого изменения параметров, при которых ухудшение периодичности обзора не превысит некоторых допустимых значений. Данный аспект дает возможность определить коридоры относительных сдвигов по аргументу широты и ДВУ, при которых не наступит существенной деградации характеристик СС в части увеличения перерывов в наблюдении, что особенно актуально для формирования требований к поддержанию конфигурации СС при ее длительной эксплуатации. В этом случае, полученное аналитическое решение будет являться весьма точным первым приближением, и давать верхнюю границу перерыва в наблюдении ТПН. Что характерно, реальный перерыв в наблюдении будет всегда меньше, поскольку будет учитывать длительность наблюдения заданной точки, которая на низких орбитах может достигать 10 минут.

Рис. 2.

Перерывы в наблюдении для СС ОГМ из 2-х КА.

Рис. 3.

Перерывы в наблюдении для СС ОГМ из 3-х КА.

Рис. 4.

Перерывы в наблюдении для СС ОГМ из 4-х КА.

Рис. 5.

Перерывы в наблюдении для СС ОГМ из 5-ти КА.

Завершая данный раздел, следует отметить, что в работе [23] авторами были получены решения для СС ОГМ на ССО из 2–4 КА при аналитическом выборе значения сдвига по ДВУ и численном расчете аргумента широты КА в системе. В указанной работе проведено сравнение полученных решений с результатам Ю.Н. Разумного из работы [5] и результатами В.К. Саульского из работы [7] для орбиты высотой 731 км (с повторяемостью трассы 14.5 витков), которые показали, что СС ОГМ обеспечивают меньший перерыв в наблюдения для низких широт (менее 50°), а на средних и приполярных широтах дают промежуточные значения перерывов в наблюдении.

5. РЕШЕНИЯ ДЛЯ НИЗКИХ КРУГОВЫХ ОРБИТ С СУТОЧНОЙ КРАТНОСТЬЮ ПОВТОРЕНИЯ ТРАССЫ ПОЛЕТА

В рамках данного раздела ограничимся рассмотрением орбит высотой до 2000 км (ΩМВ < 32°) для фиксированного прямого наклонения 82.5°, и для наиболее интересного семейства обратных наклонений, характерных для ССО в указанном диапазоне высот. При этом все выведенные ранее зависимости справедливы и для других произвольных значений наклонений при условии того, что область обзора КА покрывает полярную точку, т.е. выполняется условие $\left| {{\pi \mathord{\left/ {\vphantom {\pi {2 - i}}} \right. \kern-0em} {2 - i}}} \right|$ < θ. Кроме этого, в каждом семействе ограничимся максимальным числом КА, обеспечивающим перерыв в наблюдении любой точки на поверхности Земли не более 2 ч.

Исходя из верхнего ограничения по межвитковому смещению трассы полета, в заданный диапазон попадают 5 орбит с 12–16 полными витками полета в сутки. Для орбит с наклонением 82.5° в табл. 5 представлены сводные результаты возможных конфигураций СС, требуемых сдвигов по аргументу широты и ДВУ между соседними КА и максимальные перерывы в наблюдении. Для варианта ССО сводные результаты возможных конфигураций СС, требуемых сдвигов по аргументу широты и ДВУ между смежными КА и максимальные перерывы в наблюдении представлены в табл. 6. В обоих случаях для сравнения также дано расчетное значение максимального перерыва в наблюдении ТПН, полученное численным путем с использованием моделирующего комплекса STK [24].

Таблица 5.  

Примеры конфигураций СС ОГМ для наклонения 82.5°

$N_{{{\text{П Н }}}}^{{\text{Б }}},$ вит NПТ, вит ΩМВ, градус θ, градус h, км NС ΔΩ12, градус Δϑ12, градус NПН, вит TПН, ч
расчет STK
9 16 22.5 11.153 251.93 2 101.25 180.00 4.50 6.75 6.69
3 67.50 0.00 3.00 4.50 4.43
4 50.63 270.00 2.25 3.38 3.32
5 40.50 72.00 1.80 2.70 2.73
6 33.75 180.00 1.50 2.25 2.17
7 28.93 257.14 1.29 1.93 1.86
8 15 24 12.619 545.16 2 96.00 0.00 4.00 6.40 6.32
3 64.00 120.00 2.67 4.27 4.2
4 48.00 0.00 2.00 3.20 3.13
5 38.40 144.00 1.60 2.56 2.5
6 32.00 240.00 1.33 2.13 2.07
7 27.43 308.57 1.14 1.83 1.77
7 14 25.714 19.638 872.68 2 90.00 180.00 3.50 6.00 5.8
3 60.00 240.00 2.33 4.00 3.8
4 45.00 90.00 1.75 3.00 2.81
5 36.00 216.00 1.40 2.40 2.13
6 30.00 300.00 1.17 2.00 1.81
7 25.71 0.00 1.00 1.71 1.61
7 13 27.692 14.246 1241.45 2 96.92 180.00 3.50 6.46 6.39
3 64.62 240.00 2.33 4.31 4.25
4 48.46 90.00 1.75 3.23 3.17
5 38.77 216.00 1.40 2.58 2.52
6 32.31 300.00 1.17 2.15 2.1
7 27.69 0.00 1.00 1.85 1.81
6 12 30 22.745 1660.5 2 90.00 0.00 3.00 6.00 5.74
3 60.00 0.00 2.00 4.00 3.75
4 45.00 180.00 1.50 3.00 2.75
5 36.00 288.00 1.20 2.40 2.15
6 30.00 0.00 1.00 2.00 1.85
7 25.71 51.43 0.86 1.71 1.64
Таблица 6.  

Примеры конфигураций СС ОГМ для ССО

$N_{{{\text{П Н }}}}^{{\text{Б }}},$ вит NПТ, вит ΩМВ, градус θ, градус iCCO, градус hCCO, км NС ΔΩ12, градус Δϑ12, градус NПН, вит TПН, ч
расчет STK
8.5 16 22.5 11.176 96.595 277.94 2 95.63 270.00 4.25 6.38 6.49
3 63.75 60.00 2.83 4.25 4.37
4 47.81 315.00 2.13 3.19 3.31
5 38.25 108.00 1.70 2.55 2.67
6 31.88 210.00 1.42 2.13 2.24
7 27.32 282.86 1.21 1.82 1.94
7.5 15 24 16.14 97.672 570.34 2 90.00 90.00 3.75 6.00 5.91
3 60.00 180.00 2.50 4.00 3.92
4 45.00 45.00 1.88 3.00 2.92
5 36.00 180.00 1.50 2.40 2.32
6 30.00 270.00 1.25 2.00 1.92
7 25.71 334.29 1.07 1.71 1.63
7.5 14 25.72 13.331 99.021 897.19 2 96.43 90.00 3.75 6.43 6.49
3 64.29 180.00 2.50 4.29 4.37
4 48.21 45.00 1.88 3.21 3.29
5 38.57 180.00 1.50 2.57 2.65
6 32.14 270.00 1.25 2.14 2.22
7 27.55 334.29 1.07 1.84 1.91
6.5 13 27.69 13.60 100.74 1265.5 2 90.00 270.00 3.25 6.00 6.00
3 60.00 300.00 2.17 4.00 3.99
4 45.00 135.00 1.63 3.00 2.99
5 36.00 252.00 1.30 2.40 2.39
6 30.00 330.00 1.08 2.00 1.99
7 25.71 25.71 0.93 1.71 1.70
6.5 12 30 17.495 102.98 1684.3 2 97.50 270.00 3.25 6.50 6.40
3 65.00 300.00 2.17 4.33 4.24
4 48.75 135.00 1.63 3.25 3.15
5 39.00 252.00 1.30 2.60 2.50
6 32.50 330.00 1.08 2.17 2.06
7 27.86 25.71 0.93 1.86 1.80

Как видно из таблиц, для обеспечения перерыва в наблюдении не более 2 ч требуется 7 спутников в системе. При этом, максимальный перерыв в наблюдении обратно пропорционален числу КА в СС. Также следует отметить, что в некоторых случаях численное значение перерыва в наблюдении превышает аналитически рассчитанное на величину не более 5%. Данная погрешность обусловлена тем, что замыкание обзора не всегда происходит в районе экватора и, вероятнее всего, зависит от конкретных соотношений перерыва в наблюдении и периода повторяемости трассы полета. Указанный аспект является предметом последующих исследований авторов в этом направлении с целью доработки аналитической методики в части теоретического учета данной особенности полученных решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе предложена аналитическая методика определения параметров (сдвигов КА по ДВУ и аргументу широты) в СС ОГМ обеспечивающих минимизацию перерыва в наблюдении любой точки на поверхности Земли. Она основана на полученных ранее авторами базовых решениях для одиночного КА, которые позволяют учитывать конкретных характеристики обзора бортовой аппаратуры. Проведено сравнение с численными результатами расчетов максимального перерыва в наблюдении. Рассмотрены примеры полученных конфигураций СС ОГМ для низких круговых орбит высотой до 2000 км с суточной кратностью повторения трассы полета. Представленная методика применима для орбит с прямым и обратным наклонением при условии покрытия полем обзора полярной точки, чем обеспечивается глобальный обзор. Определенный практический интерес представляет разработка подобных методов для систем на орбитах двухсуточной и более высоких кратностей.

Список литературы

  1. Lang T.J. LEO Constellations to Cover the Earth in One Rev // AIAA/AAS Astrodynamics Specialist Conference. 4–7 August 2014, San Diego, CA. AIAA Paper. P. 4156.

  2. Можаев Г.В. Синтез орбитальных структур спутниковых систем. М.: Машиностроение, 1989.

  3. Lang T.J. Walker constellations to minimize revisit time in low earth orbit // Proc. of the AAS/AIAA Astrodynamics Conference. AAS Paper 03-178, 2003.

  4. Бырков Б.П., Разумный Ю.Н. Аналитическая методика определения периодичности обзора Земли спутником системы ИПРЗ // Исследование Земли из космоса. 1992. № 2. С. 91–97.

  5. Разумный Ю.Н., Ермаченков А.В. Аналитическая методика определения периодичности обзора Земли спутниковой системой и рациональные орбитальные построения для решения задач ИПРЗ // Исследование. Земли из космоса. 1995. № 2. С. 57–70.

  6. Разумный Ю.Н. Метод оптимизации параметров одномаршрутных систем ИСЗ для периодического обзора Земли // Исследования. Земли из космоса. 1991. № 5. С. 39–46.

  7. Саульский В.К. Оптимальные орбиты и структура систем ИСЗ для периодического обзора Земли // Исследования. Земли из космоса. 1989. № 2. С. 104–115.

  8. Саульский В.К., Лукашевич Е.Л. Выбор орбит ИСЗ для круглосуточного глобального обзора Земли // Исследование Земли из космоса. 1984. № 1. С. 110–118.

  9. Razoumny Y.N. New research methodology for Earth periodic coverage and regularities I parametric localization of optimal low-Earth-orbit satellite constellations // Advances in the Astronautical Sciences Series. 2014. V. 125. P. 3117–3136.

  10. Razoumny Y.N. Method for satellite orbit and constellation design for Earth discontinuous coverage with minimal satellite Swath under the given constraint on the maximum revisit time // Advances in the Astronautical Sciences Series. 2015. V. 129. P. 2337–2356.

  11. Razoumny Y.N. Fundamentals of the route theory for satellite constellation design for Earth discontinuous coverage. Part1: Analytic emulation of the Earth coverage // Acta Astronautica, 2016. V. 128. P. 722–740.

  12. George E. Optimization of Satellite Constellations for Discontinuous Global Coverage Via Genetic Algorithms// Advances in the Astronautical Sciences Series. AAS/AIAA Astrodynamics Specialist Conference 1997. AAS Paper 97-621. Sun Valley. ID, August 4–7. 1997. V. 97, Univelt Inc. San Diego. 1998. P. 333–347.

  13. Williams E.A., Crossley W.A., Lang T.J. Average and Maximum Revisit Time Trade Studies for Satellite Constellations using a Multiobjective Genetic Algorithm. AAS/AIAA Space Flight Mechanics Meeting, Clearwater, Florida, January 23–26, AAS Paper 00-139. 2000 // Advances in the Astronautical Sciences Series. 2000. V. 105. Univelt Inc., San Diego. P. 653–667.

  14. Lang T.J. An “Adjacent Swatch” Method to Design Efficient LEO Constellations // AAS Astrodynamics Specialist Conference. 4–6 February 2016. San Diego. CA. AAS Paper. 16-203.

  15. Ulybyshev Y. Satellite constellation design for complex coverage // AIAA Journal of Spacecraft and Rockets. 2008. V. 45. № 4. P. 843–849.

  16. Ulybyshev Y. Geometric Analysis and Design Method for Discontinuous Coverage Satellite Constellations // J. Guidance, Control and Dynamics. 2014. V. 37. № 4. P. 549–557.

  17. Ulybyshev Y. General Analysis Method for Discontinuous Coverage Satellite Constellations // J. Guidance, Control and Dynamics. 2015. V. 38. № 12. P. 2475–2482.

  18. Саульский В.К. Векторный метод синтеза орбит и структуры систем спутников для многополосного периодического обзора Земли // Космич. исслед. 2016. Т. 54. № 4. С. 334–346. (Cosmic Research P. 313).

  19. Горбунов А.В., Саульский В.К. Применение векторной модели обзора Земли для анализа ИСЗ на изомаршрутных орбитах // Вопросы электромеханики. Труды ВНИИЭМ. 2017. Т. 153. № 4. С. 29–46.

  20. Саульский В.К. Анализ систем спутников для периодического обзора Земли // Космич. исслед. 2017. Т. 55. № 4. С. 290–304. (Cosmic Research P. 275).

  21. Лысенко А.А., Улыбышев С.Ю. Выбор параметров орбиты космического аппарата для оперативного глобального мониторинга поверхности Земли // Космонавтика и ракетостроение. 2016. № 5(90). С. 45–56.

  22. Улыбышев С.Ю. Применение солнечно-синхронных орбит для космического аппарата оперативного глобального мониторинга // Космич. исслед. 2016. Т. 54. № 6. С. 486–492. (Cosmic Research P. 445).

  23. Лысенко А.А., Улыбышев С.Ю. Методика орбитального построения спутниковой системы для решения задачи оперативного глобального мониторинга // Инженерный журнал: наука и инновации. 2017. Вып. 11. http://dx.doi.org/https://doi.org/10.18698/2308-6033-2017-11-1699

  24. Satellite Tool Kit: Users Guide. Analytical Graphics Inc. Malvern (USA). 2000.

Дополнительные материалы отсутствуют.