Лесоведение, 2020, № 6, стр. 575-576

Climate Action. Leal Filho W., Azul A.M., Brandli L., Özuyar P.G., Wall T. (Eds.). 1st edition. (Series: Encyclopedia of the UN Sustainable Development Goals. XXIV). NY et al.: Springer, 2020. 882 p., 81 ill., 59 in color. ISBN 978-3-319-95886-6

Н.М. Дебков *

* E-mail: nikitadebkov@yandex.ru

Полный текст (PDF)

В самом начале 2020 г. международным издательством Springer в рамках серии “Энциклопедия целей ООН в области устойчивого развития” выпущена коллективная монография “Действие климата” под редакцией ученых (Вальтер Леал Филхо, Анабела Мариса Азул, Лючиана Брэнди, Пинар Гёкчин Озуяр, Тони Уолл) из Гамбургского университета прикладных наук.

Данная энциклопедия, по мнению издательства, ценна тем, что: 1) способствует распространению знаний для поддержки целей ООН в области устойчивого развития; 2) всесторонне описывает исследования, проекты и практические действия; 3) обеспечивает правительственным учреждениям, учебным заведениям и неправительственным организациям прочную основу для содействия усилиям в области устойчивого развития; 4) охватывает многие страны; 5) очень интернациональна.

Актуальность темы исследования несомненна и очевидна. Обостряются проблемы, связанные с процессом индустриализации: деградация биоразнообразия на разных уровнях, изменение (потепление) климата и ухудшение здоровья и условий жизни людей, причем не только в развивающихся странах, но и в целом на планете. В связи с этим возрастает потребность в поиске комплексных решений, позволяющих сделать процесс развития более устойчивым. ООН признает эту проблему и одобрила “Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.”. 1 января 2016 г. 17 Целей устойчивого развития (ЦУР) повестки дня официально вступили в силу. Эти цели охватывают три аспекта устойчивого развития: экономический рост, социальную интеграцию и охрану окружающей среды. В серии “Энциклопедия целей ООН в области устойчивого развития” каждая из ЦУР рассматривается отдельно. Поэтому она включает в себя 17 томов, каждый из которых посвящен одной из 17 целей. Рассматриваемая энциклопедия посвящена 13-й ЦУР “принять срочные меры по борьбе с изменением климата и его последствиями”. Изменение климата представляет собой угрозу для развития человечества, имеющую беспрецедентные последствия. Неотложные меры по борьбе с изменением климата и разработка комплексных стратегий по смягчению последствий изменения климата, адаптации к нему и устойчивому развитию имеют решающее значение для устойчивого будущего.

Объем энциклопедии поражает (почти 900 стр.), в ней подробнейшим образом разобраны все термины, описана методическая сторона проблемы и представлены на современном научном уровне результаты исследований. Безусловно, любой специалист эколого-биологического профиля найдет массу полезной информации. Для лесоводов особенно интересно будет ознакомиться с главой “Нормативная база лесного хозяйства для смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним” (с. 751–763), написанной Мирьяной Станишич и Еленой Неделикович (факультет лесного хозяйства Белградского университета, Сербия).

В начале главы авторы приводят, что очень важно, определения ключевых терминов, а именно “изменение климата” (ООН, 1992), “смягчение последствий (изменения климата)” (МГЭИК, 2014), “адаптация (к изменению климата)” (МГЭИК, 2014), а также собственное определение: “К нормативной базе лесного хозяйства для смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним относятся правовые документы и процедуры, законы, нормативные акты, стратегии, политики, директивы и другие соответствующие документы, которые касаются роли лесов и лесного хозяйства в обеспечении реагирования на адаптацию и/или смягчение последствий изменения климата”.

Во введении авторы показывают основные факторы, которые влияют на леса планеты. В то же время они четко указывают, что лесные экосистемы в свою очередь также оказывают влияние на процессы изменения климата. Например, лесные экосистемы улавливают и хранят углерод как в фитомассе, так и в древесном опаде и отпаде, обеспечивая значительный вклад в смягчение последствий изменения климата. Однако учитывая, что леса могут быть источником углерода, необходимо не только смягчать нынешнее воздействие изменения климата, но и поддержать адаптацию лесных экосистем к его изменению.

Далее авторы описывают внимание, оказываемое лесам на глобальном уровне, в рамках ряда международных инициатив, начиная с конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.). Также рассмотрены различные международные мероприятия, такие как проводимые раз в несколько лет Конференции министров по охране лесов в Европе, Межправительственная группа по лесам, Межправительственный форум по лесам в Европе и Форум Организации Объединенных Наций по лесам. Резолюции этих мероприятий варьируют от формата призывов до обязательств, принятых соответствующими правительствами суверенных государств. Безусловно, основными результирующими документами являются Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН) от 1992 г. и Киотский протокол от 1997 г., суть которых авторами детально разобрана и в связи с этим описаны два основных механизма для смягчения изменения климата. Речь идет о механизме смягчения последствий землепользования, изменений в землепользовании и лесного хозяйства (LULUCF) и инициативе по сокращению выбросов в результате обезлесения и деградации лесов (REDD+). Заканчивается обзор глобальных инструментов по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий Парижским соглашением по климату (2015 г.) и подробным описанием его положений. Этот международный документ, ратифицированный в том числе и РФ, требует, чтобы все стороны на национальном уровне прилагали свои усилия.

Наиболее проработанным выглядит законодательство Европейского Союза (ЕС), поскольку первые шаги по разработке политики, способствующей смягчению последствий изменения климата и адаптации к нему, были сделаны в 1990-х гг. На сегодняшний день данная политика сводится к решению трех задач: 1) сокращение выбросов парниковых газов; 2) продвижение возобновляемых источников энергии; 3) улучшение энергоэффективности.

До 1995 г., как справедливо отмечают авторы, на уровне ЕС отсутствовала единая лесохозяйственная политика в отношении государств-членов. Однако, начиная с 1995 г., ЕС предоставляет ряд вспомогательных инструментов и мер для различных видов лесохозяйственной деятельности: Доклад о лесохозяйственной стратегии ЕС от 18 декабря 1996 г., постановление Совета ЕС от 15 декабря 1998 г. о стратегии лесного хозяйства, сообщение Еврокомиссии и Европейскому парламенту, касающееся плана действий ЕС по лесам (2006 г.), документ по подготовке лесов к изменению климата (2010 г.). Наконец, в 2015 г. парламентом ЕС была принята новая Лесохозяйственная стратегия в отношении лесов и лесного сектора. В этой стратегии ЕС определены ключевые принципы, необходимые для укрепления устойчивого лесопользования. Вместе с ней в сентябре 2015 г. был принят многолетний план осуществления данной стратегии ЕС. План также содержит мероприятия, повышающие роль лесных экосистем в наводнениях, оползнях, защите от эрозии, накоплении углерода, энергетических ресурсов и т.д. Одним из приоритетных направлений деятельности является учет возрастающей роли лесов в смягчении последствий изменения климата путем принятия ряда мер, связанных с сокращением обезлесения, снижением выбросов, предотвращением лесных пожаров, долгосрочным использованием лесных продуктов и т.д.

На национальном уровне многие страны, разрабатывая лесную политику, уже включили требования о смягчении изменения климата и адаптации к нему. В 2017 г. насчитывалось более 130 стран, которые активно участвуют в разработке и/или внедрении национальных лесных политик. Признавая проблемы, связанные с изменением климата, некоторые страны уже уделили особое внимание проблеме изменения климата в рамках своих национальных политик (например, Австрия и Финляндия). Когда определяются широкое видение и цели, связанные с лесным хозяйством и лесами, то механизмы и пути их достижения, как правило, прямо не рассматриваются. В том числе это касается и изменения климата. Но поскольку ключевым инструментом реализации лесной политики является лесное законодательство, то некоторые конкретные меры по смягчению последствий изменения климата и адаптации к нему все-таки приняты. Например, концепция предотвращения обезлесения была упомянута во многих странах (Австрия, Нидерланды и др. страны ЕС), в том числе за счет лесоразведения (Сербия, Хорватия), посредством мер предупреждения, обнаружения и борьбы с лесными пожарами (Испания). В России еще в 2009 г. была принята “Климатическая доктрина РФ”, и ежегодно выпускаются государственные доклады, повествующие о ходе ее выполнения. Однако согласно “Докладу о ходе выполнения в 2018 г. комплексного плана реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 г.” только в одном субъекте РФ, Ханты-Мансийском автономном округе, предпринимаются реальные меры по смягчению изменения климата. Вместе с тем, лесная промышленность уже столкнулась с проблемами аномально теплых зим, без сильных морозов, которые способствовали созданию зимних лесовозных дорог. Усугубляется это тем, что всесезонных лесных дорог очень мало. Есть и другие проблемы, например, преобладание лесосечного фонда с влажными и переувлажненными типами леса, которые практически невозможно осваивать без нанесения серьезного ущерба почвенному покрову.

В заключении авторы очерчивают будущие направления деятельности, отмечая, что международное сообщество и ЕС разрабатывают различные инструменты и рамки, поддерживая общепризнанную необходимость борьбы с изменением климата. Но темпы разработки и внедрения нормативно-правовой базы в каждой стране отличаются. В том числе потому, что если меры по смягчению последствий более-менее понятны, то роль лесного хозяйства в адаптации к изменению климата изучена недостаточно.

Н.М. Дебков

E-mail: nikitadebkov@yandex.ru

Дополнительные материалы отсутствуют.