Известия РАН. Механика твердого тела, 2020, № 3, стр. 104-113

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ УСТАЛОСТИ ДЕТАЛЕЙ НА БАЗЕ ТЕОРИИ ПОДОБИЯ УСТАЛОСТНОГО РАЗРУШЕНИЯ

Л. В. Агамиров a*, В. А. Вестяк b**

a Национальный исследовательский университет “Московский энергетический институт”
Москва, Россия

b Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)
Москва, Россия

* E-mail: itno_agamirov@mail.ru
** E-mail: kaf311@yandex.ru

Поступила в редакцию 11.12.2019
После доработки 20.12.2019
Принята к публикации 29.12.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

Рассматриваются вопросы определения расчетных характеристик выносливости материалов и элементов конструкций методами статистической теории подобия усталостного разрушения. Статистическому анализу подвергались результаты массовых усталостных испытаний образцов различного типоразмера, моделей и натурных деталей, проведенных различными исследователями и научно-производственными организациями. С целью обоснования критерия подобия усталостного разрушения в широком диапазоне долговечностей и вероятностей разрушения получены корректирующие соотношения, позволяющие производить оценку характеристик сопротивления усталостному разрушению на базе медианной кривой усталости стандартных образцов и справочных параметров теории подобия без необходимости проведения испытаний натурных элементов конструкций.

Ключевые слова: статистическая теория подобия, критерий подобия усталостного разрушения, усталостные испытания, статистический анализ, кривая усталости, долговечность, предел выносливости

Введение. Расчет прочности деталей машин и элементов конструкций при действии переменных напряжений основан на определении пределов выносливости и соответствующих им долговечностей. Наиболее надежным способом обоснования этих характеристик являются натурные испытания объектов, что зачастую оказывается непростой задачей в связи с объективной ограниченностью экспериментальных данных в условиях значительного рассеяния характеристик усталостных свойств, затруднениями, связанными с созданием специализированных испытательных стендов и необходимостью нестационарного нагружения объекта на стенде, временными и ценовыми ограничениями.

По этим причинам наиболее эффективными, особенно на этапе проектирования изделий, являются расчетно-экспериментальные методы, которые позволяют обосновать характеристики выносливости натурных деталей путем испытаний стандартных образцов различного типоразмера и конструктивно-подобных объектов. В основе подобных методов всегда лежит та или иная теория усталостного разрушения, достоверность которой должна быть подтверждена массовыми экспериментами. Одной из таких теорий является статистическая теория подобия усталостного разрушения Когаева-Серенсена [1, 2], основанная на теории “наиболее слабого звена” Вейбулла [3], теории прочности Н.Н. Афанасьева [4], результатах массовых усталостных испытаний сталей, легких и титановых сплавов. Теория подобия детально описывает влияние абсолютных размеров, конструктивных, эксплуатационных и технологических факторов на предел выносливости деталей машин и функцию его распределения путем интерполяции или экстраполяции в область допустимых значений критерия подобия. Эта теория послужила основой для создания системы справочной информации, предназначенной для определения расчетных характеристик сопротивления усталости деталей машин [5].

Необходимо отметить, что грамотное применение теории подобия при планировании, проведении и обработке усталостных испытаний позволяет постоянно дополнять расчетно-экспериментальные исследования ее авторов. Настоящая работа посвящена статистическому анализу экспериментальных данных усталостных испытаний образцов и деталей различного типоразмера, проведенных в разное время, а также коррективам, связанным с зависимостью некоторых важных параметров теории подобия от долговечности. Последнее обстоятельство не учитывается в классическом варианте теории подобия, но было давно замечено исследователями для легких сплавов [6, 7] и сталей [8, 9].

1. Основные уравнения. При выводе основного уравнения теории подобия пренебрегают влиянием второго и третьего главных напряжений:

(1.1)
$\lg ({\xi } - 1) = {{{\nu }}_{{\sigma }}} \cdot \left( {\lg {{{(L{\text{/}}\bar {G})}}_{0}} - \lg L{\text{/}}\bar {G}} \right) + {{z}_{p}} \cdot s$
где ${\xi } = {{{\sigma }}_{{{\text{max}}}}}$, ${\sigma }{{{\sigma }}_{{ - 1d}}}_{{_{{{\text{max}}}}}}$ – максимальное значение первого главного напряжения в зоне концентрации, соответствующее пределу выносливости детали ${{{\sigma }}_{{ - 1d}}}$, ασ – теоретический коэффициент концентрации напряжений, $u = 0.5 \cdot {{{\sigma }}_{{ - 1}}}$ – значение предела выносливости гладкого круглого бруса бесконечно большого диаметра при изгибе с вращением, определяющего нижнюю границу повреждающих напряжений, zp – квантиль нормированного нормального распределения уровня вероятности P, s – среднее квадратичное отклонение случайной величины $y = \lg ({\xi } - 1)$, L – часть периметра поперечного сечения, в котором действуют максимальные напряжения, $\bar {G}$ – относительный максимальный градиент первого главного напряжения в зоне концентрации напряжений, $\lg {{(L{\text{/}}\bar {G})}_{0}}$ – параметр подобия образца стандартного размера. Так, например, при изгибе с вращением для круглого гладкого образца диаметром d, $L = {\pi } \cdot d$, $\bar {G} = G{\text{/}}{{{\sigma }}_{{{\text{max}}}}}$. Для d = 7.5 мм $\lg {{(L{\text{/}}\bar {G})}_{0}}$ = 1.946.

Рис. 1

Параметр $L{\text{/}}\bar {G}$ называется критерием подобия усталостного разрушения, а уравнение (1.1) уравнением подобия, так как если деталь и модель имеют различные абсолютные и относительные размеры, но имеют одинаковые значения параметра подобия, то функции их распределения совпадают. Эта закономерность, справедливость которой подтверждается многими экспериментами, имеет большое практическое значение, так как она дает возможность находить в первом приближении функции распределения натурных деталей на основе испытаний образцов и моделей.

В [10] обосновано уравнение подобия на основе распределения Вейбулла:

(1.2)
$\lg ({\xi } - 1) = {{\nu }_{{\sigma }}} \cdot \left( {\lg {{{(L{\text{/}}\bar {G})}}_{0}} - \lg L{\text{/}}\bar {G} + {{w}_{p}}} \right)$
где ${{w}_{p}} = {\text{lgln(1/}}\left( {1 - P} \right)) - {\text{lgln}}2$, получающегося из условия, wp = 0, при P = 0.5. Сравнение формул (1.1) и (1.2) приводит к соотношению:
(1.3)
$s = {{\nu }_{{\sigma }}} \cdot {{w}_{p}}{\text{/}}{{z}_{p}}$
определяющему диапазон значений среднего квадратичного отклонения s в зависимости от величины ${{\nu }_{{\sigma }}}$. В табл. 1 представлены значения параметров ${{\nu }_{{\sigma }}}$ и s по справочной информации для некоторых конструкционных материалов, а также интервал значений s по формуле (1.3) в диапазоне вероятностей 0.01–0.99.

Таблица 1
Материал σb, МПа σ–1, МПа νσ s s (3)
Сталь 45 660 307 0.1 0.045 0.035–0.079
Сталь 40Х 2020 840 0.11 0.05 0.039–0.087
АВТ 364 135 0.080 0.05 0.028–0.063
В95 618 174 0.09 0.06 0.032–0.071
АД33 333 127 0.09 0.06 0.032–0.071
Д16 554 166 0.20 0.12 0.071–0.158
ВМ65 267 113 0.10 0.07 0.035–0.079
МЛ5 221 73 0.30 0.16 0.106–0.237
30ХГСА 730 0.10 0.045 0.035–0.079

Как уже указывалось, параметр ${{\nu }_{{\sigma }}}$ существенно зависит от базовой долговечности. В [6, 10] показано, что, в первом приближении, в диапазоне долговечностей 106–5 × 107 этот параметр определяется соотношением:

(1.4)
${{\nu }_{{{\sigma }N}}} = {{\nu }_{{\sigma }}} \cdot {{{\sigma }}_{{ - 1N}}}{\text{/}}{{{\sigma }}_{{ - 1}}}$
где индексом N обозначены характеристики для текущей долговечности, а ${{{\sigma }}_{{ - 1}}}$ соответствует пределу выносливости для базовой долговечности, для которой определяется ${{\nu }_{{\sigma }}}$ (обычно в качестве такой долговечности принимается база N0 = 106 или 107 циклов). Таким образом, для построения кривой усталости натурной детали необходимо располагать параметрами медианой кривой усталости гладких лабораторных образцов и справочным значением ${{\nu }_{{\sigma }}}$, параметра наклона уравнения подобия усталостного разрушения. Тогда функция распределения предела выносливости натурной детали будет иметь следующий вид:

(1.5)
${{{\sigma }}_{{ - 1d}}} = \left( {0.5 \cdot {{{\sigma }}_{{ - 1N}}}{\text{/}}{{{\alpha }}_{{\sigma }}}} \right) \cdot [1 + {{10}^{{{{\nu }_{{{\sigma }N}}} \cdot \left( {1.946 - \lg L/\bar {G} + {{w}_{p}}} \right)}}}]$

В формуле (1.5) ${{{\sigma }}_{{ - 1N}}}$ определяется уравнением кривой усталости. В настоящей работе для обработки результатов усталостных испытаний применялось следующее уравнение кривой усталости [11]:

(1.6)
${{{\sigma }}_{{ - 1N}}} = {{{\sigma }}_{{ - 1\infty }}} + A \cdot {\text{lg}}{{N}^{{ - {\beta }}}}$

Отношение коэффициентов концентрации напряжений и масштабного фактора определяется из следующего уравнения [1, 5]:

(1.7)
${{k}_{{\sigma }}}{\text{/}}{{{\varepsilon }}_{{\sigma }}} = {{{\sigma }}_{{ - 1N}}}{\text{/}}{{{\sigma }}_{{ - 1d}}} = 2 \cdot {{\alpha }_{{\sigma }}}{\text{/}}[1 + {{10}^{{{{\nu }_{{{\sigma }N}}} \cdot \left( {1.946 - \lg L/\bar {G} + {{w}_{p}}} \right)}}}]$

Суммарный коэффициент, учитывающий также влияние технологических факторов равен [1, 5]:

(1.8)
${{K}_{{{\sigma }D}}} = \left( {{{k}_{{\sigma }}}{\text{/}}{{\varepsilon }_{{\sigma }}} + 1{\text{/}}{{k}_{F}} - 1} \right){\text{/}}\left( {{{k}_{{v}}} \cdot {{k}_{{cor}}}} \right)$
где kF – коэффициент состояния поверхности, ${{k}_{{v}}}$ – коэффициент упрочнения, kcor – коэффициент, учитывающий состояния среды или коэффициент коррозионного воздействия.

В табл. 2, 3 приведены результаты статистической обработки усталостных испытаний образцов и натурных деталей из легких сплавов [1116], проведенных в различное время в МАТИ им. К.Э. Циолковского, на агрегатном предприятии “Рубин” и образцов из легированных сталей [1, 2, 5, 8, 9], проведенных в ИМАШ АН СССР. В этих таблицах представлены теоретические коэффициенты концентрации напряжений, значения критерия подобия $\lg L{\text{/}}\bar {G}$ и расчетные значения пределов выносливости в диапазоне долговечностей 4 × 104–5 × 107 циклов. Относительный градиент для круглых образцов определялся по формуле: $\bar {G} = 2{\text{/}}r + 2{\text{/}}d$, где r – радиус надреза, d – диаметр рабочей части. Подробное описание испытательных установок, режимов и объемов испытаний, методики проведения и обработки результатов содержатся в выше цитированных работах. По результатам экспериментов в табл. 4, 5 определены значения параметра νσ уравнения подобия усталостного разрушения для различных долговечностей. Там же представлены параметры кривой усталости (6).

Рис. 2
Таблица 2
Сплав ασ $\lg L{\text{/}}\bar {G}$ N
105 106 107 5 × 107
АВ 1.00 1.923 250 176 135 115
1.00 3.6 207 136 112 95
1.00 3.224 235 161 122 104
1.00 2.5026 247 167 130 110
1.45 1.266 260 190 140 119
1.86 0.98 274 200 148 126
2.27 0.7718 287 214 155 132
МЛ5 1.00 1.923 146 93 74 58
1.00 2.26 121 82 67 54
1.57 1.578 144 108 80 64
1.87 1.379 170 123 94 75
2.28 1.1702 194 144 108 86
ВМ65-1 1.00 1.923 178 128 113 102
1.00 2.26 169 123 109 99
1.57 1.578 178 130 115 105
1.87 1.379 188 145 121 110
2.28 1.1702 195 158 126 115
ВТ3-1 1.00 1.946 550 473 409 374
1.90 2.44 526 450 395 367
1.40 1.23 654 528 444 400
2.36 0.74 711 551 457 412
АК-6 1.00 1.922 214 167 136
1.00 3.496 183 135 109
1.53 1.267 258 188 152
1.93 0.982 268 195 164
Таблица 3
Сплав ασ $\lg L{\text{/}}\bar {G}$ N
4 × 104 105 106 5 × 106
12Х2НФА 1.0 1.946 788 718 600 592
1.0 1.9055 794 715 596 595
1.5 1.23248 913 816 623 585
2.0 0.90633 976 846 670 606
2.6 0.652247 1060 861 619 618
30ХГСА 1.0 1.946 602 552 490 466
1.0 1.9055 603 555 490 470
1.5 1.23248 810 686 540 488
2.0 0.90633 850 736 510 514
2.6 0.652247 996 806 567 524
45ХН2МФА 1.0 1.946 882 784 680 670
1.0 1.9055 875 784 683 658
1.5 1.23248 1030 882 735 751
2.0 0.90633 1040 910 752 756
2.6 0.652247 1080 944 790 734
Таблица 4
Сплав σ–1∞ A β N
νσN 105 106 107 5 × 107
АВ 36.00 8681.78 2.30 Опыт 0.0813 0.1195 0.0889 0.0901
Расчет 0.0682 0.1209 0.0889 0.0662
МЛ5 11.60 6342.90 2.40 Опыт 0.2644 0.4027 0.3364 0.3468
Расчет 0.2645 0.4638 0.3364 0.2481
ВМ65-1 81.60 26849.54 3.50 Опыт 0.0894 0.1806 0.1050 0.1151
Расчет 0.1082 0.1692 0.1050 0.0698
ВТ3-1 0.00 2339.87 0.90 Опыт 0.1631 0.1068 0.0790 0.0658
Расчет 0.1498 0.1059 0.0790 0.0660
АК-6 0.00 1871.19 1.35 Опыт 0.1316 0.1351 0.1443
Расчет 0.2033 0.1351 0.0943
Таблица 5
Сплав σ–1∞ A β N
νσN 4 × 104 105 106 5 × 106
12Х2НФА 519.78 104750.33 3.90 Опыт 0.1705 0.1227 0.0465 0.0187
Расчет 0.1706 0.1136 0.0465 0.0271
30ХГСА 425.92 68145.10 3.90 Опыт 0.2770 0.2205 0.0755 0.0728
Расчет 0.2769 0.1845 0.0755 0.0440
45ХН2МФА 0.00 2894.52 0.79 Опыт 0.1335 0.1186 0.0891 0.0820
Расчет 0.1432 0.1235 0.0891 0.0731

Анализ табл. 4 показывает, что параметр νσ изменяется не монотонно для легких сплавов, возрастая в диапазоне долговечностей 105–106 циклов, а затем постепенно снижаясь в соответствии с закономерностью (1.4). Для сталей и титанового сплава (табл. 4, 5) видно, что параметр νσ монотонно снижается во всем диапазоне долговечностей при испытаниях.

Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5

В настоящей работе выдвигается предположение, что такое поведение параметра наклона связано с изменением механизма усталостного разрушения в области малых долговечностей, граничащих с областью малоцикловой усталости. Эта область для разных сплавов составляет 104–105 циклов. Это предположение находит свое отражение в форме кривой усталости, если в него ввести четвертый параметр B:

(1.9)
${{{\sigma }}_{{ - 1N}}} = {{{\sigma }}_{{ - 1\infty }}} + A \cdot {\text{lg}}{{\left( {N + B} \right)}^{{ - {\beta }}}}$

Отметим, что параметр B на практике редко используется в уравнении кривой усталости, так как его определение требует весьма больших объемов испытаний и практически не сказывается на поведении кривой усталости в области больших долговечностей. В то же время наличие такого порогового значения подтверждается многими исследователями [1719], и сопровождается существенной неравномерностью рассеяния характеристик сопротивления усталости в области 104–105 циклов.

Для аналитического описания указанных закономерностей воспользуемся приближенной формулой для дисперсии функции случайной величины $y = f\left( x \right)$:

(1.10)
$D(y) \approx {{[df(x){\text{/}}dx]}^{2}} \cdot D(x)$

Тогда среднее квадратичное отклонение предела выносливости по уравнениям (1.9), (1.10) будет иметь следующий вид:

(1.11)
${{s}_{{{{{\sigma }}_{{ - 1N}}}}}} \approx B \cdot {\beta } \cdot {{s}_{{\lg N}}}{\text{/}}[\lg {{\left( {N + B} \right)}^{{{\beta } + 1}}} \cdot \left( {1 + B{\text{/}}N} \right)]$

С учетом (1.11) введем коррективы в формулу (1.4), заменяя значения пределов выносливости их средними квадратичными отклонениями:

(1.12)
${{\nu }_{{{\sigma }N}}} \approx {{{\nu }}_{{\sigma }}} \cdot {{s}_{{{{{\sigma }}_{{ - 1N}}}}}}{\text{/}}{{s}_{{{{{\sigma }}_{{ - 1}}}}}} = {{\nu }_{{\sigma }}} \cdot {\eta }$
где коэффициент η на основании (1.11) равен:

(1.13)
${\eta } = {{\left[ {\lg \left( {{{N}_{0}} + B} \right)} \right]}^{{{\beta } + 1}}} \cdot \left( {1 + B{\text{/}}{{N}_{0}}} \right){\text{/}}\{ {{\left[ {\lg \left( {N + B} \right)} \right]}^{{{\beta } + 1}}} \cdot \left( {1 + B{\text{/}}N} \right)\} $

С учетом указанных поправок в табл. 4, 5 представлены расчеты параметра ${{\nu }_{{{\sigma }N}}}$ в связи с вариацией долговечности. Наблюдается вполне удовлетворительное соответствие опытных и расчетных значений. Лишь в некоторых случаях эти отклонения достигают 30%. Введение поправки (1.13) позволяет учесть немонотонное изменение параметра наклона для легких сплавов в области малых долговечностей. Расчетные значения B для сталей и титанового сплава ВТ3-1 равняются нулю, а для всех легких сплавов составляют 2 × 105, за исключением сплава АК-6, для которого B равно 5 × 104 циклов.

По данным, представленным в табл. 2, 3 на рис. 1(a) построены кривые усталости стандартных образцов из легких сплавов 1-АВ, 2-АК-6, 3-МЛ5, 4-ВМ65-1, на рис. 1(b) кривые усталости стандартных образцов из легированных сталей: 1-45ХН2МФА, 2‑12Х2НФА, 3-30ХГСА, и титанового сплава ВТ3-1 (1.4). На рисунках значками отмечены опытные значения пределов выносливости. По данным табл. 4, 5 на рис. 2 (a,b,с) построены зависимости $\lg ({\xi } - 1)$ от $\lg L{\text{/}}\bar {G}$ для сплавов АВ, МЛ-5, ВМ65-1 соответственно в диапазоне долговечностей 105–5 × 107, на рис. 3 для сплава АК-6 в диапазоне долговечностей 105–107.

На рис. 4 (a,b,с) для сталей 12Х2НФА, 30ХГСА, 45ХН2МФА соответственно в диапазоне долговечностей 4 × 104–106 и на рис. 5 для сплава ВТ3-1 в диапазоне долговечностей 105–5 × 107. Точками на рисунках отмечены опытные значения lg(ξ – 1).

Как видно из рисунков, наблюдается вполне удовлетворительное соответствие опытных данных расчетным зависимостям. Оценка параметра ${{\nu }_{{{\sigma }N}}}$ производилась методом наименьших квадратов. При этом необходимо учитывать, что параметр ${{\nu }_{{{\sigma }N}}}$ является единственным оцениваемым параметром в регрессионном уравнении (1.2), этим объясняется специфический вид регрессионных кривых, как бы сходящихся к одной точке. Но даже при таком минимальном количестве оцениваемых параметров сходимость зависимостей следует признать удовлетворительной, что является следствием качественных теоретических предпосылок, служащих основанием для статистической теории подобия и коррекциях, связанных с вариацией долговечности, предлагаемых в данной работе.

Для полноты методики отметим, что теория подобия в рассмотренном виде является по сути градиентной с точки зрения распределения напряжений по сечению, то есть не позволяет определять пределы выносливости объектов без концентрации напряжений при переменном растяжении-сжатии (например, крупногабаритных валов). Это означает, что при переменном растяжении-сжатии и отсутствии у натурной детали концентрации напряжений основные уравнения (1.1), (1.2) использоваться не могут, так как в выражении для параметра подобия относительный максимальный градиент отсутствует. По этой причине в [7] предлагается коррекция параметра подобия с целью использования критерия подобия в случае отсутствия градиента в распределении напряжений:

(1.14)
$\lg ({\xi } - 1) = \nu _{{\sigma }}^{'} \cdot (1.3722 - {\text{lg}}L + {{w}_{p}})$
где $~{\xi } = {{{\sigma }}_{{{\text{max}}}}}$, коэффициент 1.3722 представляет собой логарифм периметра гладкого лабораторного образца диаметром 7.5 мм, $\nu _{{\sigma }}^{{\text{'}}} = {{\nu }_{{\sigma }}}{\text{/}}\left( {1 - {{\nu }_{{\sigma }}}} \right)$ Остальные параметры в формуле (1.14) аналогичны тем, которые использовались выше.

Выводы. 1. Выполнен статистический анализ большого объема экспериментальных данных усталостных испытаний конструкционных алюминиевых, титановых сплавов и легированных сталей, позволивший определить параметры уравнения подобия усталостного разрушения в широком диапазоне долговечностей 4 × 104–5 × 107.

2. Результаты анализа показали, что параметр наклона уравнения подобия ${{\nu }_{{\sigma }}}$ изменяется не монотонно для легких сплавов, возрастая в диапазоне долговечностей 105‒106 циклов, а затем, снижается. Для сталей и титанового сплава ${{\nu }_{{\sigma }}}$ монотонно снижается во всем диапазоне долговечностей при испытаниях.

3. Так как подобные изменения ${{\nu }_{{\sigma }}}$ не учитываются в классическом варианте теории подобия в настоящей работе предложено уравнение, связывающее изменение параметра наклона с формой кривой усталости, позволившее учесть поведение ${{\nu }_{{\sigma }}}$ в связи с вариацией долговечности и вероятности. Оценки параметра ${{\nu }_{{\sigma }}}$, выполненные методом наименьших квадратов, показали удовлетворительное соответствие опытных и расчетных значений.

4. Разработанная методика позволяет, в первом приближении, производить обоснование кривых усталости деталей и натурных элементов конструкций в широком диапазоне долговечностей и вероятностей разрушения, используя лишь параметры медианной кривой усталости стандартных образцов и справочные значения параметров уравнения подобия.

Список литературы

  1. Когаев В.П. Расчеты на прочность при напряжениях, переменных во времени. М.: Машиностроение, 1977. С. 232.

  2. Когаев В.П. Расчет деталей машин на прочность при многоцикловом нагружении. М.: Машиностроение, 1985. С. 64.

  3. Weibull W.A. A statistical theory of the strength of materials. Proc. Royal Swedish Institute for Engineering Research. Stockholm, 1939. № 151. P. 45.

  4. Афанасьев Н.Н. Статистическая теория усталостной прочности металлов. Киев, Изд. АН УССР, 1953. 123 с.

  5. Межгосударственный стандарт. ГОСТ 25.504-82. Расчеты и испытания на прочность. Методы расчета характеристик сопротивления усталости.

  6. Агамиров Л.В. Расчет на прочность при переменных нагрузках. Электронный информационный ресурс. http://window.edu.ru/resource/697/81697.

  7. Agamirov L.V. Analytic Substantiation of the Fatigue Curve of a Structural Element on the Basis of the Fatigue Damage Similarity Criterion // Russian Engineering Research. vol. 20, no. 11, pp. 16–22, 2000 // Vestnik Mashinostroeniya. 2000. V. 80. № 11. P. 27–31.

  8. Когаев В.П. Зависимость параметров уравнения подобия усталостного разрушения от числа циклов для легированных сталей // Проблемы машиностроения и автоматизации. 1988. № 22. С. 72–87.

  9. Когаев В.П., Гусенков А.П., Алимов М.А., Марцинкевич А.Ю. Расчет статистических характеристик сопротивления усталости деталей из легированных сталей // Заводская лаборатория. 1989. Т. 55. № 4. С. 92–98.

  10. Агамиров Л.В. Разработка статистических методов оценивания характеристик усталостных свойств материалов и показателей надежности элементов конструкций авиационной техники. Докт. дисс. М.: МАТИ, 1994. С. 385.

  11. Степнов М.Н., Гиацинтов Е.В. Усталость легких конструкционных сплавов. М.: Машиностроение, 1976. С. 230.

  12. Степнов М.Н., Агамиров Л.В. О статистических закономерностях сопротивления усталости титанового сплава ВТ3-1 // Заводская лаборатория. 1980. № 1. С. 30.

  13. Степнов М.Н., Фертман А.М., Агамиров Л.В., Гиацинтов Е.В. Оценка параметров уравнения подобия усталостного разрушения титанового сплава ВТ3-1 // Машиноведение. 1989. № 4. С. 19–22.

  14. Степнов М.Н., Мозалев В.В., Лисин А.Н., Агамиров Л.В., Евстратова С.П. Расчетный метод точечного и интервального оценивания квантильных кривых усталости деталей машин // Проблемы машиностроения и надежности машин. 1994. № 4. С. 38–43.

  15. Agamirov L.V., Kramarenko E.I., Mozalev V.V., Lisin A.N. Influence of Various Factors on the Fatigue of Airplane Wheels // Russian Engineering Research. 2010. V. 30. № 11. P. 1095–1102. Original Russian Text in Vestnik Mashinostroeniya. 2010. № 11. P. 29–36.

  16. Агамиров Л.В., Лисин А.Н., Мозалев В.В. Прогнозирование сопротивления усталости барабанов авиационных колес, подверженных поверхностному пластическому деформированию // Упрочняющие технологии и покрытия. 2011. № 3. С. 8–15.

  17. Агамиров Л.В., Агамиров В.Л., Вестяк В.А. Стабилизация рассеяния характеристик усталостных свойств конструкционных материалов при статистическом анализе результатов усталостных испытаний // Вестник МАИ. 2011. Т. 18. № 5. С. 62–72.

  18. Райхер В.Л. Усталостная повреждаемость. М.: МАТИ, 2006. С. 238.

  19. Райхер В.Л. Рассеяние усталостной долговечности. М.: МАТИ, Изд. ЛАТМЭС, 2003. С. 221.

Дополнительные материалы отсутствуют.