Известия РАН. Механика твердого тела, 2021, № 2, стр. 88-97
УРАВНЕНИЕ ТРОГАНИЯ ПОЕЗДА
И. П. Попов *
Курганский государственный университет
Курган, Россия
* E-mail: ip.popow@yandex.ru
Поступила в редакцию 11.11.2019
После доработки 18.11.2019
Принята к публикации 20.11.2019
Аннотация
Показано, что трогание состава с упругими сцепками значительно легче, чем недеформируемого. При этом, чем больше число вагонов, тем больше преимущество первого над вторым.
Введение. Сила трения покоя значительно превосходит силу трения движения. Это приводит к тому, что режим трогания для наземного транспортного средства является наиболее тяжелым. Для поездов этот режим представляет настолько серьезную проблему, что иногда приходится принимать специальные меры, такие как использование песка в зоне контакта бандажа колеса с рельсом или вспомогательного локомотива.
Эффективным способом трогания поезда является выбор зазоров в сцепках. При этом вагоны приводятся в движение последовательно и инертная масса непосредственно в момент трогания минимальна [1].
Этот способ, однако, имеет два существенных недостатка – малую фиксированную величину зазоров в сцепках, что ограничивает эффективность способа и ударный характер передачи импульса, что отрицательно сказывается на состоянии конструктивных элементов поезда.
Указанных недостатков можно избежать, если использовать упруго деформируемые сцепки.
Целью работы является построение математической модели “легкого” трогания поезда с упругими сцепками.
Расчет механической системы в составе массивных локомотива, вагонов и упругих сцепок является достаточно громоздким. Для его минимизации принимаются следующие допущения: сила F, развиваемая локомотивом, – величина постоянная; массы локомотива и вагонов равны между собой и составляют m.
1. Локомотив и один вагон. Уравнение сил, приложенных к локомотиву, имеет вид:
где x1, x2 – перемещение, соответственно, локомотива и вагона, k – коэффициент упругости сцепки.Силы, приложенные к вагону, удовлетворяют уравнению:
Из последнего уравнения следует
Подстановка этого выражения в (1.1) дает
(1.3)
$F = \frac{{{{m}^{2}}}}{k}\frac{{{{d}^{4}}{{x}_{2}}}}{{d{{t}^{2}}}} + m\frac{{{{d}^{2}}{{x}_{2}}}}{{d{{t}^{2}}}} + m\frac{{{{d}^{2}}{{x}_{2}}}}{{d{{t}^{2}}}} + k{{x}_{2}} - k{{x}_{2}} = \frac{{{{m}^{2}}}}{k}\frac{{{{d}^{4}}{{x}_{2}}}}{{d{{t}^{2}}}} + 2m\frac{{{{d}^{2}}{{x}_{2}}}}{{d{{t}^{2}}}}$Тогда (1.3) запишется в виде
Характеристическое уравнение
Его корни равны
Общее решение соответствующего однородного уравнения
Частное решение в соответствии с (1.5) имеет вид
Подстановка его в (1.5) дает
откудаОбщее решение уравнения (1.5) находится как
В момент времени t = 0 сцепка не деформирована, следовательно, на вагон сила не действует и величина (1.4) равна нулю. Поэтому для t = 0 последнее выражение примет вид:
С учетом этого
(1.6)
$z = - \frac{F}{{2m}}\cos \sqrt {2\frac{k}{m}} t + {{C}_{2}}\sin \sqrt {2\frac{k}{m}} t + \frac{F}{{2m}}$В соответствии с (1.4)
(1.7)
${{x}_{2}} = \int {{{{v}}_{2}}dt} = \frac{F}{{4k}}\cos \sqrt {2\frac{k}{m}} t - {{C}_{2}}\frac{m}{{2k}}\sin \sqrt {2\frac{k}{m}} t + \frac{F}{{4m}}{{t}^{2}} + {{C}_{3}}t + {{C}_{4}}$С учетом (1.2), (1.4), (1.6) и (1.7)
Окончательное решение:
Характерный отрезок времени ${{\tau }_{2}}$ (индекс “2” означает количество составных частей поезда) для рассматриваемого случая определяется из условия максимального растяжения упругой сцепки. При этом
За время ${{\tau }_{2}}$ локомотив пройдет расстояние
Уместно сравнить эти показатели с соответствующими величинами для недеформируемого состава.
Отношение для кинетических энергий локомотива составляет
Полученные соотношения наглядно демонстрируют, что трогание состава с упругими сцепками значительно легче, чем недеформируемого.
2. Локомотив и два вагона. Уравнения сил, приложенных, соответственно, к локомотиву и вагонам, имеют вид:
(2.2)
$k({{x}_{1}} - {{x}_{2}}) = m\frac{{{{d}^{2}}{{x}_{2}}}}{{d{{t}^{2}}}} + k({{x}_{2}} - {{x}_{3}})$Из последнего уравнения следует
Производная этого выражения равна
Подстановка последних двух выражений в (2.2) дает
(2.4)
$\begin{gathered} {{x}_{1}} = \frac{m}{k}\frac{{{{d}^{2}}{{x}_{2}}}}{{d{{t}^{2}}}} + 2{{x}_{2}} - {{x}_{3}} = \frac{{{{m}^{2}}}}{{{{k}^{2}}}}\frac{{{{d}^{4}}{{x}_{3}}}}{{d{{t}^{4}}}} + \frac{m}{k}\frac{{{{d}^{2}}{{x}_{3}}}}{{d{{t}^{2}}}} + 2\frac{m}{k}\frac{{{{d}^{2}}{{x}_{3}}}}{{d{{t}^{2}}}} + 2{{x}_{3}} - {{x}_{3}} = \\ = \;\frac{{{{m}^{2}}}}{{{{k}^{2}}}}\frac{{{{d}^{4}}{{x}_{3}}}}{{d{{t}^{4}}}} + 3\frac{m}{k}\frac{{{{d}^{2}}{{x}_{3}}}}{{d{{t}^{2}}}} + {{x}_{3}} \\ \end{gathered} $Производная этого выражения равна
Подстановка полученных выражений в (2.1) дает
(2.5)
$\frac{{{{d}^{6}}{{x}_{3}}}}{{d{{t}^{6}}}} + 4\frac{k}{m}\frac{{{{d}^{4}}{{x}_{3}}}}{{d{{t}^{4}}}} + 3\frac{{{{k}^{2}}}}{{{{m}^{2}}}}\frac{{{{d}^{2}}{{x}_{3}}}}{{d{{t}^{2}}}} = \frac{{{{k}^{2}}F}}{{{{m}^{3}}}}$Пусть
Тогда (2.5) запишется в виде
(2.7)
$z{\text{''''}} + 4\frac{k}{m}z{\text{''}} + 3\frac{{{{k}^{2}}}}{{{{m}^{2}}}}z = \frac{{{{k}^{2}}F}}{{{{m}^{3}}}}$Характеристическое уравнение
Общее решение соответствующего однородного уравнения
Частное решение имеет вид
Подстановка его в (2.7) дает
Общее решение находится как
(2.8)
$z = {{z}_{1}} + {{z}_{2}} = {{C}_{1}}\cos \sqrt {\frac{{3k}}{m}} t + {{C}_{2}}\sin \sqrt {\frac{{3k}}{m}} t + {{C}_{3}}\cos \sqrt {\frac{k}{m}} t + {{C}_{4}}\sin \sqrt {\frac{k}{m}} t + \frac{F}{{3m}}$В соответствии с (2.6)
(2.9)
$\begin{gathered} {{{v}}_{3}} = \int {zdt} = {{C}_{1}}\sqrt {\frac{m}{{3k}}} \sin \sqrt {\frac{{3k}}{m}} t - {{C}_{2}}\sqrt {\frac{m}{{3k}}} \cos \sqrt {\frac{{3k}}{m}} t + \\ + \;{{C}_{3}}\sqrt {\frac{m}{k}} \sin \sqrt {\frac{k}{m}} t - {{C}_{4}}\sqrt {\frac{m}{k}} \cos \sqrt {\frac{k}{m}} t + \frac{F}{{3m}}t + {{C}_{5}} \\ \end{gathered} $(2.10)
$\begin{gathered} {{x}_{3}} = \int {{{{v}}_{3}}dt} = - {{C}_{1}}\frac{m}{{3k}}\cos \sqrt {\frac{{3k}}{m}} t - {{C}_{2}}\frac{m}{{3k}}\sin \sqrt {\frac{{3k}}{m}} t - \\ - \;{{C}_{3}}\frac{m}{k}\cos \sqrt {\frac{k}{m}} t - {{C}_{4}}\frac{m}{k}\sin \sqrt {\frac{k}{m}} t + \frac{F}{{6m}}{{t}^{2}} + {{C}_{5}}t + {{C}_{6}} \\ \end{gathered} $С учетом (2.3), (2.6), (2.8) и (2.10)
(2.11)
$\begin{gathered} {{x}_{2}} = \frac{m}{k}{{C}_{1}}\cos \sqrt {\frac{{3k}}{m}} t + \frac{m}{k}{{C}_{2}}\sin \sqrt {\frac{{3k}}{m}} t + \frac{m}{k}{{C}_{3}}\cos \sqrt {\frac{k}{m}} t + \frac{m}{k}{{C}_{4}}\sin \sqrt {\frac{k}{m}} t + \frac{m}{k}\frac{F}{{3m}} - \\ - \;{{C}_{1}}\frac{m}{{3k}}\cos \sqrt {\frac{{3k}}{m}} t - {{C}_{2}}\frac{m}{{3k}}\sin \sqrt {\frac{{3k}}{m}} t - {{C}_{3}}\frac{m}{k}\cos \sqrt {\frac{k}{m}} t - \\ - \;{{C}_{4}}\frac{m}{k}\sin \sqrt {\frac{k}{m}} t + \frac{F}{{6m}}{{t}^{2}} + {{C}_{5}}t + {{C}_{6}} = \\ = \frac{{2m}}{{3k}}{{C}_{1}}\cos \sqrt {\frac{{3k}}{m}} t + \frac{{2m}}{{3k}}{{C}_{2}}\sin \sqrt {\frac{{3k}}{m}} t + \frac{F}{{3k}} + \frac{F}{{6m}}{{t}^{2}} + {{C}_{5}}t + {{C}_{6}} \\ \end{gathered} $(2.12)
$\begin{gathered} {{{v}}_{2}} = \frac{{d{{x}_{2}}}}{{dt}} = - \frac{{2m}}{{3k}}\sqrt {\frac{{3k}}{m}} {{C}_{1}}\sin \sqrt {\frac{{3k}}{m}} t + \frac{{2m}}{{3k}}\sqrt {\frac{{3k}}{m}} {{C}_{2}}\cos \sqrt {\frac{{3k}}{m}} t + \frac{F}{{3m}}t + {{C}_{5}} = \\ = \; - \frac{2}{3}\sqrt {\frac{{3m}}{k}} {{C}_{1}}\sin \sqrt {\frac{{3k}}{m}} t + \frac{2}{3}\sqrt {\frac{{3m}}{k}} {{C}_{2}}\cos \sqrt {\frac{{3k}}{m}} t + \frac{F}{{3m}}t + {{C}_{5}} \\ \end{gathered} $(2.13)
${{a}_{2}} = \frac{{d{{{v}}_{2}}}}{{dt}} = - 2{{C}_{1}}\cos \sqrt {\frac{{3k}}{m}} t - 2{{C}_{2}}\sin \sqrt {\frac{{3k}}{m}} t + \frac{F}{{3m}}$С учетом (2.4), (2.13), (2.11) и (2.10)
(2.14)
$\begin{gathered} + \;{{C}_{4}}\frac{m}{k}\sin \sqrt {\frac{k}{m}} t + \frac{F}{k} + \frac{F}{{6m}}{{t}^{2}} + {{C}_{5}}t + {{C}_{6}} \\ {{{v}}_{1}} = \frac{{d{{x}_{1}}}}{{dt}} = {{C}_{1}}\sqrt {\frac{m}{{3k}}} \sin \sqrt {\frac{{3k}}{m}} t - {{C}_{2}}\sqrt {\frac{m}{{3k}}} \cos \sqrt {\frac{{3k}}{m}} t - {{C}_{3}}\sqrt {\frac{m}{k}} \sin \sqrt {\frac{k}{m}} t + \\ + \;{{C}_{4}}\sqrt {\frac{m}{k}} \cos \sqrt {\frac{k}{m}} t + \frac{F}{{3m}}t + {{C}_{5}} \\ \end{gathered} $В соответствии с (2.13)
В соответствии с (2.8)
В соответствии с (2.11)
В соответствии с (2.14), (2.9) и (2.12)
Окончательное решение:
Характерный отрезок времени ${{\tau }_{3}}$ для рассматриваемого случая определяется из условия максимального растяжения упругой сцепки. При этом
Решение последнего уравнения имеет вид:
За время ${{\tau }_{3}}$ локомотив пройдет расстояние
Уместно сравнить эти показатели с соответствующими величинами для недеформируемого состава.
Отношение для кинетических энергий локомотива составляет
Заключение. Применение упруго деформируемых сцепок решает проблему трогания тяжелого поезда.
В таблицу сведены перемещения, скорости и кинетические энергии локомотива для моментов максимального растяжения упругой сцепки, отнесенные к соответствующим параметрам недеформируемого состава.
Полученные соотношения наглядно демонстрируют, что трогание состава с упругими сцепками значительно легче, чем недеформируемого. При этом, чем больше число вагонов, тем больше преимущество первого над вторым.
Полученные выражения для перемещений, скоростей и ускорений локомотива и вагонов имеют гармонические составляющие [2–4]. Для исключения продольных колебаний состава после достижения максимального растяжения сцепки следует механически блокировать возможность ее гармонического сжатия с последующей выборкой упругой деформации, например, с использованием демпфирующих устройств [5, 6].
Список литературы
Воронков В.Н. Метод нахождения параметров связей для составных линейных систем с дискретными связями между подсистемами // Изв. РАН. МТТ. 2016. № 2. С. 100–108.
Брискин Е.С., Калинин Я.В., Малолетов А.В. Об оценке эффективности цикловых механизмов // Изв. РАН. МТТ. 2017. № 2. С. 13–19.
Попов И.П. Свободные гармонические колебания в системах с однородными элементами // Прикладная математика и механика. 2012. Т. 76. Вып. 4. С. 546–549.
Попов И.П. Дифференциальные уравнения двух механических резонансов // Прикладная физика и математика. 2019. № 2. С. 37–40. https://doi.org/10.25791/pfim.02.2019.599
Быков Д.Л., Мартынова Е.Д. Идентификация численно-графическим методом характеристик вязкоупругих материалов при повторном сжатии после разгрузки // Изв. РАН. МТТ. 2018. № 2. С. 3–9.
Валеев А.Р., Зотов А.Н., Зубкова О.Е., Ризванов Р.Г., Свиридов М.В. Системы с разрывной квазинулевой восстанавливающей силой // Изв. РАН. МТТ. 2017. № 5. С. 130–136.
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Известия РАН. Механика твердого тела