Известия РАН. Механика твердого тела, 2023, № 2, стр. 166-175

РАСЧЕТ ИЗНОСА РАДИАЛЬНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ ПРИ СЛУЧАЙНО ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ ТЕМПЕРАТУРЕ И НАГРУЗКЕ

И. А. Солдатенков a*

a Институт проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН
Москва, Россия

* E-mail: iasoldat@hotmail.com

Поступила в редакцию 29.08.2022
После доработки 10.09.2022
Принята к публикации 19.09.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

Описывается стохастическая модель процесса изнашивания тонкого покрытия в радиальном подшипнике скольжения, учитывающая случайные изменения температуры подшипника и внешней нагрузки. Приводятся результаты численного анализа процесса изнашивания подшипника применительно к условиям работы в открытом космосе на околоземных орбитальных станциях. Оценивается важность учета случайных изменений температуры и внешней нагрузки для прогнозирования износа подшипника и, в частности, его долговечности.

Ключевые слова: контактная задача, износ, покрытие, радиальный подшипник скольжения, температура, нагрузка

Введение. Расчет радиального подшипника скольжения на износ является предметом многочисленных работ, в которых учитывались различные факторы процесса изнашивания: смазка, поверхностная шероховатость, наличие покрытия, фрикционный разогрев, перекос вала и др. [15].

Ниже описывается метод расчета процесса изнашивания антифрикционного покрытия (тонкого вкладыша) в радиальном подшипнике скольжения в условиях случайно изменяющихся температуры и внешней нагрузки (величина, направление). Подобные условия характерны, например, для узлов трения, работающих в открытом космосе на околоземных орбитальных станциях [69]. Изменение температуры узла трения в этом случае обусловлено его заходом в тень Земли или станции и по разным оценкам лежит в диапазоне от $ - 150^\circ {\text{C}}$ до $ + 150^\circ {\text{C}}$. Для таких узлов трения также следует ожидать значительного разброса величины и направления внешней нагрузки, что обуславливается отсутствием постоянной силы тяжести, как основного фактора нагружения.

Отметим, что ранее был выполнен расчет изнашивания радиального подшипника скольжения применительно к условиям работы на орбитальных станциях, который учитывал периодическое изменение температуры подшипника, однако нагрузка при этом считалась постоянной [10]. Также был предложен метод расчета радиального подшипника скольжения на износ в условиях случайно изменяющейся внешней нагрузки при неизменной температуре [3].

Цель описываемых ниже исследований состоит в учете и оценке значимости факторов случайного изменения температуры и внешней нагрузки при моделировании процесса изнашивания радиального подшипника скольжения с покрытием.

1. Постановка задачи и основные уравнения. Рассмотрим радиальный подшипник скольжения (далее – подшипник), в котором вращающийся вал 1 взаимодействует с тонким покрытием 3, связанным с обоймой 2 (рис. 1). Контактное взаимодействие вала с покрытием определяется величиной Q внешней нагрузки на вал и углом $\xi \in [ - \pi ,\pi ]$ ее приложения, который отсчитывается от вертикали (рис. 1). Соответствующая область контакта задается угловым размером a. Все элементы подшипника имеют одинаковую температуру $T$ и при ее изменении размеры подшипника меняются вследствие теплового расширения тел. Точки поверхности покрытия задаются с помощью угловой координаты $x$.

Рис. 1.

Схема контакта вала 1 с покрытием 3, связанным с обоймой 2 радиального подшипника скольжения.

Считается, что покрытие в исходном состоянии, т.е. при $t = 0$, имеет постоянную толщину ${{h}_{0}}$. В результате взаимодействия с валом покрытие изнашивается и это приводит к изменению его толщины $h$ как по координате $x$, так и во времени $t$. В каждый момент процесса изнашивания покрытия величины $T,\;\xi ,\;Q$ могут принимать случайные значения, т.е. они являются случайными функциями времени $t$ (процессами) [11, 12].

Скорость износа покрытия в точке $x$ в каждый момент времени $t$ определяется величиной контактного давления $p(x,t)$, скоростью $V$ скольжения и температурой $T$ подшипника согласно закону изнашивания [1, 3]:

(1.1)
$\frac{{\partial W(x,t)}}{{\partial t}} \equiv - \frac{{\partial h(x,t)}}{{\partial t}} = F\left( {p(x,t),V,T} \right)$
где $W(x,t) = {{h}_{0}} - h(x,t)$ – линейный износ покрытия, вид функции $F(p,V,T)$ будет конкретизирован ниже при численном анализе.

Скорость скольжения определяется по формуле $V = \omega {{R}_{a}}$, в которой $\omega $ – угловая скорость вращения вала, считающаяся постоянной, ${{R}_{a}}$ – радиус вала, износом которого будем пренебрегать. Отметим, что при изменении температуры радиус ${{R}_{a}}$ может меняться вследствие теплового расширения вала. Однако это изменение мало по сравнению с самим радиусом ${{R}_{a}}$ и не оказывает заметного влияния на скорость скольжения $V = \omega {{R}_{a}}$, которую, как и угловую скорость $\omega $, можно считать постоянной.

Допустим, что случайные изменения величин $T,\;\xi ,\;Q$ приводят к тому, что на поверхности изнашиваемого покрытия отсутствует приработанная к форме вала лунка износа. Вместо этого износ распределяется достаточно равномерно по поверхности покрытия, и это позволяет пренебречь изменением толщины изношенного покрытия в пределах области контакта по сравнению с самой толщиной, положив

(1.2)
$h(x,t) = h(\xi ,t),\quad x \in [ - a,a]$

Толщину $h$ тонкого покрытия можно считать малой по сравнению с размером $2a{{R}_{a}}$ области контакта. Кроме того, предполагая, что модуль упругости покрытия значительно меньше модулей упругости вала и обоймы подшипника, будем считать вал и обойму абсолютно жесткими.

Ставится задача: построить стохастическую модель процесса изнашивания покрытия в подшипнике, учитывающую случайный характер величин $T,\;\xi ,\;Q$.

Для построения такой модели рассмотрим вначале контактное взаимодействие вала и покрытия при некоторых фиксированных значениях $T,\;\xi ,\;Q$ и заданной толщине $h(x,t)$.

Учитывая сделанные выше допущения относительно толщины и модуля упругости покрытия, а также пренебрегая силой трения, воспользуемся моделью Винклера [13] для описания упругого поведения покрытия. В результате можно прийти к следующему выражению для контактного давления [3]

(1.3)
$p(x,t) = \mathcal{P}(x,t;T,\xi ,Q) \equiv \left\{ \begin{gathered} \frac{\Delta }{{B(T)h(\xi ,t)}}\left( {\frac{{\cos (x - \xi )}}{{\cos a}}} \right),\quad \cos (x - \xi ) \geqslant \cos a \hfill \\ 0,\quad \cos (x - \xi ) < \cos a \hfill \\ \end{gathered} \right.$
где
(1.4)
$\Delta = {{R}_{b}}(T) - {{R}_{a}}(T) - h(\xi ,t)$
– радиальный зазор подшипника, $\Delta \ll {{R}_{a}}(T)$,
(1.5)
$B(T) = \frac{{(1 - 2\nu )(1 + \nu )}}{{(1 - \nu )E(T)}}$
– коэффициент податливости покрытия, $E$ и $\nu $ – модуль упругости (Юнга) и коэффициент Пуассона покрытия, размер $a$ области контакта находится из уравнения

(1.6)
$\frac{a}{{\cos a}} - \sin a = \frac{{QB(T)h(\xi ,t)}}{{{{R}_{a}}(T)\Delta }}$

В представленных выражениях не учитывается изменение толщины $h$ покрытия в результате его теплового расширения, что допустимо для тонкого покрытия – соответствующее обоснование дано ниже (раздел 2). Кроме того, без ограничения общности рассмотрения, коэффициент Пуассона в выражении (1.5) считается независимым от температуры.

Примем теперь во внимание случайный характер величин $T,\;\xi ,\;Q$ и введем в рассмотрение соответствующую функцию плотности вероятности $\rho (T,\xi ,Q,t)$ [11]. В дальнейшем, для упрощения записи формул будут использоваться обозначения:

(1.7)
${{X}_{1}} = T,\quad {{X}_{2}} = \xi ,\quad {{X}_{3}} = Q$

Для описания рассматриваемого процесса изнашивания покрытия воспользуемся известным подходом, основанным на статистическом осреднении закона изнашивания (1.1) по параметрам $T,\;\xi ,\;Q$ [3]. Результатом такой операции является равенство

(1.8)
$\frac{{\partial h(x,t)}}{{\partial t}} = - \int\limits_{\{ X\} } {F\left( {\mathcal{P}(x,t;X),V,{{X}_{1}}} \right)\rho (X,t)dX} $
в котором $h$ уже представляет собой среднее статистическое значение толщины покрытия. Для краткости символом $X$ здесь обозначается совокупность величин ${{X}_{1}},{{X}_{2}},{{X}_{3}}$, запись $\{ X\} $ обозначает множество допустимых значений этих величин, dX = $d{{X}_{1}}{\kern 1pt} d{{X}_{2}}{\kern 1pt} d{{X}_{3}}$.

Если случайные величины ${{X}_{1}},{{X}_{2}},{{X}_{3}}$ в каждый момент времени $t$ являются независимыми и стационарными как случайные процессы, то [11, 12]:

(1.9)
$\rho (X,t) = {{\rho }_{1}}({{X}_{1}})\,{{\rho }_{2}}({{X}_{2}})\,{{\rho }_{3}}({{X}_{3}})$
где ${{\rho }_{i}}({{X}_{i}}),\;\,i = 1,2,3$ – функция плотности вероятности величины ${{X}_{i}}$. Если дополнительно какая-либо из величин ${{X}_{i}}$ не является случайной и принимает постоянное значение ${{\hat {X}}_{i}}$, то в равенстве (1.8) следует формально положить
(1.10)
${{\rho }_{i}}({{X}_{i}},t) = \delta \left( {{{X}_{i}} - {{{\hat {X}}}_{i}}} \right),\quad i = 1,2,3$
где $\delta (X)$ – дельта-функция.

Указанная выше функция $\mathcal{P}(x,t;X)$ определяется равенствами (1.3)–(1.6) с учетом обозначений (1.7), поэтому равенство (1.8) представляет собой дифференциальное уравнение, которое при начальном условии

(1.11)
$h(x,0) = {{h}_{0}}$
описывает кинетику изменения толщины изнашиваемого покрытия в терминах средних значений. Равенства (1.3)–(1.6), (1.8) составляют стохастическую модель процесса изнашивания покрытия в подшипнике и тем самым решают поставленную выше задачу.

Одной из важнейших характеристик процесса изнашивания покрытия является его долговечность, которая определяется как время ${{t}_{ * }}$ полного изнашивания покрытия в некоторой точке, т.е.

(1.12)
$\mathop {\min }\limits_{x \in [ - a,a]} h(x,t_{*}^{{}}) = 0$

В дальнейшем для сравнения будут использоваться результаты расчета процесса изнашивания покрытия в подшипнике при детерминированной постановке, т.е. при неизменной температуре и постоянной по величине и направлению внешней нагрузке. Для решения такой задачи необходимо учитывать локальный характер изнашивания покрытия, который выражается в существовании приработанной к валу лунки износа с монотонно возрастающим размером $a(t)$ области контакта [2, 3, 13]. Такой процесс описывается уравнением (1.1) с начальным условием (1.11) и равенствами

(1.13)
$p(x,t) = \frac{1}{{Bh(x,t)}}\left[ {\Delta \left( {\frac{{\cos x}}{{\cos a(t)}} - 1} \right) - W(x,t)} \right],\quad x \in [ - a(t),a(t)]$
(1.14)
$Q = {{R}_{a}}\int\limits_{ - a(t)}^{a(t)} {p(x,t)\cos x\,dx} $
первое из которых является следствием условия контакта вала и покрытия, а второе представляет собой условие равновесия вала [3]. Подстановка выражения (1.13) для контактного давления в равенство (1.14) при $t = 0,h(x,0) = {{h}_{0}},W(x,0) = 0$ позволяет получить для начального размера ${{a}_{0}} = a(0)$ области контакта уравнение, имеющее вид (1.6). Отметим, что здесь все величины являются детерминированными.

Замечание. Для решения задачи об изнашивании покрытия при детерминированной постановке, т.е. при ${{X}_{1}} = {{\hat {X}}_{1}}$, ${{X}_{2}} = {{\hat {X}}_{2}}$, ${{X}_{3}} = {{\hat {X}}_{3}}$, недопустимо использовать описанную выше стохастическую модель с функциями плотности вероятности вида (1.10) для всех величин ${{X}_{1}},{{X}_{2}},{{X}_{3}}$. Действительно, в таком виде стохастическая модель приводит к образованию приработанной лунки износа и, следовательно, к нарушению допущения (1.2).

2. Численный анализ. Излагаемый далее материал связан с анализом результатов расчетов процесса изнашивания покрытия в подшипнике. Целью анализа является оценка важности учета случайных изменений температуры и внешней нагрузки для прогнозирования износа и, в частности, долговечности подшипника. Для проведения соответствующих расчетов следует конкретизировать некоторые аспекты описанных выше стохастической и детерминированной моделей процесса изнашивания покрытия.

При выборе параметров материала покрытия для расчетов будем ориентироваться на использование самосмазывающихся композитов, в том числе, на полимерной основе. Подобные композиты успешно используются в качестве антифрикционных материалов в узлах трения, работающих в открытом космосе на околоземных орбитальных станциях в условиях вакуума и при значительных перепадах температуры [69].

Как показывают эксперименты [1416], для полимерных композитов характерно существенное снижение модуля упругости с ростом температуры, которое может достигать нескольких порядков. По этой причине для расчетов воспользуемся экспоненциальной зависимостью [15]

(2.1)
$E(T) = {{E}_{0}}\exp ({{k}_{E}}\theta ),\quad {{E}_{0}} = E({{T}_{0}})$
с отрицательным параметром ${{k}_{E}}$, в которой $\theta = T - {{T}_{0}}$ – температура, отсчитываемая от нормальной температуры ${{T}_{0}}$. Подстановка выражения (2.1) в равенство (1.5) определяет температурную зависимость $B(T)$ коэффициента податливости покрытия.

Будем использовать линейный закон изнашивания (1.1), т.е. допустим, что

$F(p,V,T) = \alpha (T)p\,V$
где $\alpha $ – коэффициент износа, величина которого зависит от температуры.

Результаты трибологических испытаний свидетельствуют о том, что с ростом температуры скорость $\partial W{\text{/}}\partial t$ износа полимерных композитов может претерпевать значительные изменения, достигающие нескольких порядков [15, 1719]. В отличие от температурной зависимости (2.1) модуля упругости, зависимость скорости износа от температуры может быть как возрастающей, так и убывающей. С учетом указанных обстоятельств, примем экспоненциальную зависимость коэффициента износа от температуры:

(2.2)
$\alpha (T) = {{\alpha }_{0}}\exp ({{n}_{\alpha }}\theta ),\quad {{\alpha }_{0}} = \alpha ({{T}_{0}})$
в которой параметр ${{n}_{\alpha }}$ может принимать как отрицательные, так и положительные значения.

При увеличении температуры подшипника происходит тепловое расширение вала и обоймы, учитываемое в равенстве (1.4). В рассматриваемом случае тонкого и мягкого покрытия можно пренебречь его влиянием на расширение обоймы, полагая [10, 20]:

(2.3)
${{R}_{i}}(T) = {{R}_{{i0}}}(1 + {{k}_{i}}\theta ),\quad {{R}_{{i{\kern 1pt} {\kern 1pt} 0}}} = {{R}_{i}}({{T}_{0}}),\quad i = a,b$
где ${{k}_{a}}$ и ${{k}_{b}}$ – коэффициенты линейного теплового расширения вала и обоймы. Отметим, что, если в подшипнике вместо тонкого покрытия используется толстый вкладыш, то для определения теплового расширения обоймы следует использовать решение соответствующей термоупругой задачи [10].

Для функции плотности вероятности $\rho (X,t)$ случайных величин ${{X}_{1}},{{X}_{2}},{{X}_{3}}$ воспользуемся выражением (1.9), считая эти величины независимыми и стационарными во времени. Соответствующие функции плотности вероятности зададим выражениями

(2.4)
${{\rho }_{1}}({{X}_{1}}) = \frac{1}{{{{T}^{ + }} - {{T}^{ - }}}},\quad {{X}_{1}} = T \in [{{T}^{ - }},{{T}^{ + }}]$
(2.5)
${{\rho }_{2}}({{X}_{2}}) = \frac{1}{{2\pi {{A}_{\xi }}}}\left( {\cos {{X}_{2}} + {{A}_{\xi }}} \right),\quad {{A}_{\xi }} \geqslant 1,\quad {{X}_{2}} = \xi \in [ - \pi ,\pi ]$
(2.6)
${{\rho }_{3}}({{X}_{3}}) = \frac{1}{{{{Q}_{m}}{{A}_{Q}}}}(\cos S + {{A}_{Q}}),\quad S = 2\pi \frac{{{{X}_{3}} - {{Q}_{m}}{\text{/}}2}}{{{{Q}_{m}}}},\quad {{A}_{Q}} \geqslant 1,\quad {{X}_{3}} = Q \in [0,{{Q}_{m}}]$
в которых параметры ${{T}^{ \pm }}$ и ${{Q}_{m}}$ определяют диапазоны изменений температуры T и нагрузки Q. Выражения (2.4)–(2.6) удовлетворяют нормировочному условию, налагаемому на функцию плотности вероятности [11], а определяемые по ним средние значения случайных величин ${{X}_{1}},{{X}_{2}},{{X}_{3}}$ составляют:

${{\bar {X}}_{1}} = \bar {T} = ({{T}^{ - }} + {{T}^{ + }}){\text{/}}2,\quad {{\bar {X}}_{2}} = \bar {\xi } = 0,\quad {{\bar {X}}_{3}} = \bar {Q} = {{Q}_{m}}{\text{/}}2$

Отметим, что функция ${{\rho }_{1}}({{X}_{1}})$ вида (2.4) описывает равновероятное распределение температуры $T = {{X}_{1}}$, тогда как функции ${{\rho }_{2}}({{X}_{2}})$ и ${{\rho }_{3}}({{X}_{3}})$ вида (2.5) и (2.6) допускают повышенную вероятность значений угла $\xi = {{X}_{2}}$ и нагрузки $Q = {{X}_{3}}$ вблизи их средних значений $0$ и ${{Q}_{m}}{\text{/}}2$ соответственно.

С учетом экспериментальных данных по полимерным композитам из упомянутых выше литературных источников, для расчетов процесса изнашивания покрытия были выбраны следующие значения трибофизических параметров:

$E$ = 1 ГПа, $\nu $ = 0.3, ${{k}_{E}}$ = –0.01 К–1, ${{\alpha }_{0}}$ = 10–15 Па–1, ${{n}_{\alpha }}$ = 0.02 К–1, ${{k}_{a}} = 2$ × 10–5 К–1, ${{k}_{b}} = 3$ × 10–5 К–1, ${{T}_{0}}$ = 293 К ($20^\circ \operatorname{C} $).

Геометрические параметры подшипника и условия его работы определялись значениями

${{h}_{{{\kern 1pt} 0}}}$ = 0.5 мм, ${{R}_{{a0}}}$ = 10 мм, ${{R}_{{b0}}}$ = 10.55 мм, $\omega = 2\pi $ с–1, ${{A}_{\xi }}$ = 1 или 2, ${{A}_{Q}}$ = 1, ${{Q}_{m}}$ = 50 кН/м, $\bar {Q}$ = 25 кН/м, T = 143 К ($ - 130^\circ \operatorname{C} $), T+ = 443 К ($170^\circ \operatorname{C} $), $\bar {T} = {{T}_{0}}$.

Отметим, что при выбранных значениях ${{h}_{{{\kern 1pt} 0}}}$, ${{R}_{{a0}}}$, ${{R}_{{b0}}}$ начальный зазор подшипника составляет ${{\Delta }_{0}} = {{R}_{{b0}}} - {{R}_{{a0}}} - {{h}_{0}}$ = 0.05 мм, а указанные значения коэффициентов линейного теплового расширения вала ${{k}_{a}}$ и обоймы ${{k}_{b}}$ характерны для алюминиевых и магниевых сплавов [21]. Выбранный диапазон изменения температуры соответствует условиям работы узлов трения в открытом космосе на околоземных орбитальных станциях.

В качестве оценки коэффициента ${{k}_{c}}$ линейного теплового расширения полимерных композитов можно использовать значение 10–5 К–1 [21]. При таком значении ${{k}_{c}}$ и выбранном диапазоне изменения температуры относительное изменение толщины $h$ покрытия из полимерного композита в результате теплового расширения не превышает $ \pm 1.5$ × 10–3, а относительное изменение зазора Δ не превышает $ \pm 2.5$ × 10–2. Приведенные оценки обосновывают сделанное в предыдущем разделе допущение о возможности не учитывать изменение толщины $h$ покрытия, обусловленное тепловым расширением.

Расчеты процесса изнашивания покрытия проводились с использованием стохастической (1.3)–(1.6), (1.8) и детерминированной (1.1), (1.13), (1.14) моделей. Численное решение соответствующих дифференциальных уравнений строилось на основе явной по времени разностной схемы [22], при этом для детерминированной постановки задачи монотонно возрастающий размер a области контакта использовался в качестве временного параметра [3].

С целью оценки важности учета случайных изменений температуры и внешней нагрузки при расчете износа покрытия, рассматривались различные варианты с одной или двумя постоянными величинами из числа $T,\;\xi ,\;Q$. Для таких величин использовались соответствующие представления (1.10) функции плотности вероятности. Для варианта, допускающего постоянство всех трех величин $T,\;\xi ,\;Q$, расчет процесса изнашивания проводился на основе детерминированной модели.

Полученные результаты расчетов представлены ниже с использованием безразмерных величин $\tilde {h} = h{\text{/}}{{h}_{{{\kern 1pt} 0}}}$ и $\tilde {t} = t{\text{/}}{{t}_{c}}$, ${{t}_{c}}$= 105 с ≈ 27.8 ч.

На рис. 2 показаны профили изношенного покрытия в различные моменты времени $\tilde {t}$: 8.03 (1), 16.1 (2), 26.8 (3). Расчеты проводились в предположении, что все величины $T,\;\xi ,\;Q$ случайные с функциями плотности вероятности вида (2.4)–(2.6) и ${{A}_{{\,\xi }}}$= 1. Для сравнения пунктирными линиями показаны профили изношенного покрытия в те же моменты времени, но при постоянных значениях $T = \bar {T},\;\;\xi = \bar {\xi } = 0,\;\;Q = \bar {Q}$. Соответствующая этим значениям начальная длина $2{{a}_{0}} = 0.601$ области контакта обозначена на рисунке отдельным отрезком.

Рис. 2.

Профили изношенного покрытия в различные моменты времени $\tilde {t}$: 8.03 (1), 16.1 (2), 26.8 (3) (стохастическая постановка задачи, Aξ = 1). Штриховыми линиями показаны профили изношенного покрытия в те же моменты времени при детерминированной постановке задачи.

На рис. 3 показаны профили изношенного покрытия в различные моменты времени $\tilde {t}$: 10.7 (1), 21.4 (2), 35.8 (3). Все величины $T,\;\xi ,\;Q$ здесь считались случайными, однако, в отличие от рис. 2, расчеты проводились при ${{A}_{{\,\xi }}}$ = 2.

Рис. 3.

Профили изношенного покрытия в различные моменты времени $\tilde {t}$: 10.7 (1), 21.4 (2), 35.8 (3) (стохастическая постановка задачи, Aξ = 2).

В таблице представлены значения долговечности $\tilde {t}_{*}^{{}} = t_{*}^{{}}{\text{/}}{{t}_{c}}$ покрытия, определяемой из условия (1.12), для вариантов с различными сочетаниями постоянных и случайных величин из числа $T,\;\xi ,\;Q$. Постоянный характер величины при этом отмечается символом “c”, а случайный – символом “r”. Для сравнения в таблице указана долговечность покрытия при всех трех постоянных величинах $T,\;\xi ,\;Q$, рассчитанная на основе детерминированной модели (вариант 4).

3. Обсуждение результатов. Представленные на рис. 2 и 3 графики показывают, что максимальное изнашивание покрытия, как и следовало ожидать, происходит при $x = 0$, т.е. в центральной части подшипника. Именно эта часть, согласно выражению (2.5), с наибольшей вероятностью подвержена контактному взаимодействию с валом. При детерминированной постановке задачи износ покрытия также концентрируется в центральной части подшипника в направлении $\xi = 0$ ($x = 0$) приложения постоянной нагрузки Q (пунктирные линии на рис. 2). Однако в отличие от стохастической постановки задачи, здесь износ носит локальный характер и представляет собой монотонно растущую лунку износа.

Сопоставление сплошных линий (стохастическая постановка задачи) и соответствующих им по времени пунктирных линий (детерминированная постановка задачи) на рис. 2, а также вариантов 3 и 4 в таблице позволяет сделать общий вывод о важности учета факторов случайности величин $T,\;\xi ,\;Q$ при расчете износа подшипника. Действительно, использование детерминированной модели (вариант 4) приводит к оценке долговечности $t_{*}^{{}}$ покрытия в 1.63 раза завышенной по сравнению с оценкой по стохастической модели (вариант 3).

Наиболее значимым представляется фактор случайности направления $\xi $ внешней нагрузки. Это проявляется, например, в том, что значение параметра ${{A}_{{\,\xi }}}$ функции плотности вероятности (2.5) величины $\xi $ оказывает качественное влияние на распределение износа по поверхности покрытия (рис. 2 и 3) и существенно влияет на оценку долговечности $t_{*}^{{}}$ покрытия (таблица). Однако фактор случайности величины нагрузки Q представляется малозначимым. Например, сравнение вариантов 2 и 3 таблицы показывает, что учет случайного изменения величины нагрузки Q не оказывает заметного влияния на оценку долговечности $t_{*}^{{}}$ покрытия.

Существенное влияние на результаты расчета износа покрытия оказывает фактор случайности температуры $T$ – это, например, следует из сравнения значений долговечности $t_{*}^{{}}$ покрытия для вариантов 1 и 3 таблицы. Такое влияние обусловлено тем, что модуль упругости $E$ и коэффициент износа $\alpha $ в значительной степени зависят от температуры согласно равенствам (2.1) и (2.2).

4. Выводы. 1. Предложена стохастическая модель процесса изнашивания тонкого покрытия в радиальном подшипнике скольжения, учитывающая случайные изменения температуры подшипника и внешней нагрузки.

2. Выполнен численный анализ процесса изнашивания покрытия, ориентированный на условия работы узлов трения в открытом космосе на околоземных орбитальных станциях.

3. Дана оценка значимости факторов случайного изменения температуры и внешней нагрузки при расчете износа подшипника. В частности, установлено, что наибольшую значимость имеют факторы случайности температуры подшипника и направления внешней нагрузки.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда, грант № 22-49-02010.

Таблица 1.

Значения долговечности покрытия для различных вариантов изменения температуры и нагрузки

№ варианта $T$ $\xi $ $Q$ ${{A}_{{\,\xi }}}$ = 1 ${{A}_{{\,\xi }}}$ = 2
1 c r r 100.44 133.93
2 r r c 29.82 39.75
3 r r r 29.85 39.80
4 c c c 48.66 48.66

Список литературы

  1. Крагельский И.В., Добычин М.Н., Комбалов В.С. Основы расчетов на трение и износ. М.: Машиностроение, 1977. 526 с.

  2. Горячева И.Г., Добычин М.Н. Контактные задачи в трибологии. М.: Машиностроение, 1988. 254 с.

  3. Солдатенков И.А. Износоконтактная задача с приложениями к инженерному расчету износа. М.: Физматкнига, 2010. 160 с.

  4. Jang J.Y., Khonsari M.M. On the characteristics of misaligned journal bearings // Lubricants. 2015. V. 3. P. 27–53. https://doi.org/10.3390/lubricants3010027

  5. Sano T., Nakasone T., Katagiri T., Okamoto Y. A Study on wear progress of plain bearing under mixed lubrication condition // SAE Int. J. Eng. 2011. V. 4. P. 569–580. https://doi.org/10.4271/2011-01-0609

  6. Маленков М.И., Каратушин С.И., Тарасов В.М. Конструкционные и смазочные материалы космических механизмов. СПб.: Балт. гос. техн. ун-т, 2007. 54 с.

  7. Spacecraft Systems Engineering / Ed. P. Fortescue, G. Swinerd, J. Stark. Chichester: John Wiley & Sons, 2011.

  8. Броновец М.А. Трибология и космические транспортные системы // Вестн. РГУПС. 2017. № 1. С. 18–23.

  9. Мышкин Н.К., Григорьев А.Я., Басинюк В.Л., Мардосевич Е.И., Ковальчук Г.Ф., Папина С.С., Ковалева И.Н., Кудрицкий В.Г. Космическая трибология: состояние и перспективы // Механика машин, механизмов и материалов. 2012. № 3–4 (20–21). С. 126–130.

  10. Александров В.М., Броновец М.А., Солдатенков И.А. Математическое моделирование изнашивания подшипника скольжения в условиях открытого космоса // Трение и износ. 2008. Т. 29. № 3. С. 238–245.

  11. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А. Теория вероятности и ее инженерные приложения. М.: Наука, 1988. 480 с.

  12. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А. Теория случайных процессов и ее инженерные приложения. М.: Высшая школа, 2000. 384 с.

  13. Механика контактных взаимодействий / Под ред. И.И. Воровича, В.М. Александрова. М.: Физматлит, 2001. 670 с.

  14. Friedrich K., Schlarb A.K. Tribology of Polymeric Nanocomposites // Amsterdam: Elsevier, 2008.

  15. Polymer Tribology / Ed. S. K. Sinha, B. J. Briscoe. London: Imperial College Press, 2009.

  16. Дисперсно-наполненные полимерные композиты технического и медицинского назначения / Под ред. А.В. Герасимова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2017. 311 с.

  17. Бартенев Г.М., Лаврентьев В.В. Трение и износ полимеров. Л.: Химия, 1972. 240 с.

  18. Fusaro R.L., Sliney H.E. Lubricating characteristics of polyimide bonded graphite fluoride and polyimide thin films // ASLE Trans. 1973. V. 16. P. 189–196. https://doi.org/10.1080/05698197308982721

  19. Burris D.L. Investigation of the tribological behavior of polytetrafluoroethylene at cryogenic temperatures // Tribology Trans. 2008. V. 51. P. 92–100. https://doi.org/10.1080/10402000701660618

  20. Кикоин А.К., Кикоин И.К. Молекулярная физика. М.: Наука, 1976. 480 с.

  21. Физические величины: справочник / Под ред. И.С. Григорьева, Е.З. Мейлихова. М.: Энергоатомиздат, 1991. 1232 с.

  22. Калиткин Н.Н. Численные методы. 2-е изд. СПб.: БХВ-Петербург, 2011. 586 с.

Дополнительные материалы отсутствуют.