Российские нанотехнологии, 2023, T. 18, № 5, стр. 603-611
Рентгенофлуоресцентный анализ состава сплава редких фигурных гирь V в. с изображением императора на троне
Т. Н. Смекалова 1, 2, *, Д. В. Журавлев 2, 3, **
1 Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, НИЦ истории и археологии Крыма
Симферополь, Россия
2 Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт”
Москва, Россия
3 Государственный исторический музей
Москва, Россия
* E-mail: tnsmek@mail.ru
** E-mail: denzhuravlev@mail.ru
Поступила в редакцию 06.04.2023
После доработки 05.06.2023
Принята к публикации 05.06.2023
Аннотация
Впервые представлены результаты рентгенофлуоресцентного анализа состава сплава двух схожих гирь V в. с изображением сидящего на троне императора, происходящих из Херсонеса и из Воронежской области. Мнения исследователей об идентификации изображенного разделились. Большинство склоняется к тому, что фигуры являются репликами с большой триумфальной скульптуры императора Константина. Гиря из Херсонеса сделана из походящей на золото латуни, возможно, для придания наибольшей декоративной привлекательности. Вторая гиря, хранящаяся в ГИМ, изготовлена из высокооловянной бронзы с большим количеством свинца. Такой сплав также характеризуется красивым золотистым оттенком. Изначально гири были биметаллическими, полость внутри них заполнялась свинцом для корректировки под коромысла конкретных экземпляров “быстрых” весов. Фигуры выполнены в высокохудожественной манере и, весьма вероятно, являлись контрольными эталонными или храмовыми гирями. Изображение императора и золотоподобный сплав гирь служили как для придания безоговорочного авторитета контролирующим органам, так и для пропаганды имперской власти на периферии и далеко за пределами Империи.
ВВЕДЕНИЕ
Предметом данного исследования являются две позднеантичные фигурные гири, изображающие императора, сидящего на троне, хранящиеся в Государственном историко-археологическом музее-заповеднике “Херсонес Таврический” (ГИАМЗ “Херсонес Таврический”) и в Государственном историческом музее (ГИМ). Эти фигуры во многом похожи друг на друга, но не идентичны (рис. 1, 2). Основное различие заключается в наличии (как на экземпляре ГИМ) или отсутствии (как на гире из Херсонеса) креста на сфере в правой руке императора (globus cruciger). Всего к настоящему времени известны девять подобных фигурных гирь, которые происходят из разных частей позднеантичной ойкумены: Рима, Пергама, Одессоса, Галлии, Херсонеса, донских степей [1, S. 239–241].
Бронзовые гири в форме сидящей фигуры императора являются свидетельством сложной торговой сети, существовавшей между Европой, Азией, Африкой и Ближним Востоком со времен Древней Греции и Рима. Римляне ввели систему весовых стандартов и изобрели так называемые “быстрые” весы (одночашковые весы или безмен). Гири, подобные исследуемым, были частью такого устройства, состоящего из коромысла, чаши и гири, подвешиваемой на коромысле. В Государственных музеях Берлина хранится гиря, подобная рассматриваемым, происходящая предположительно из Пергама, вместе с “быстрыми” весами (рис. 3). В процессе взвешивания предмет помещался в чашу, а гиря передвигалась вдоль коромысла до достижения равновесия. Длина коромысла экземпляра из Берлина – 37.2 см11.
Ранее проводились стилистические, художественно-исторические и метрологические исследования фигурных гирь. В настоящей работе впервые проведено исследование состава сплава гирь и технологии их изготовления. Это позволит более полно охарактеризовать эти необычные изделия, изображающие сидящего на троне императора и выполненные в высокохудожественной манере, которые, весьма вероятно, являлись контрольными эталонными или храмовыми гирями [2, с. 93].
ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Первая публикация о ранневизантийской бронзовой гире в форме сидящего на троне императора, ныне хранящейся в музее Принстонского университета, появилась в 1885 г. в аукционном каталоге продажи коллекции бронз Ж. Грео (J. Gréau) [3, p. 64, 65, no. 319] (рис. 4).
Впервые эти маленькие статуэтки были атрибутированы как изображения Константина Великого Р. Цаном [4, S. 9] и Ф. Шотмюллером [5, S. 46, Abb. 26 ]. Первой русскоязычной публикацией подобных гирь, хранящихся в настоящее время в ГИМ (рис. 2) и музее-заповеднике “Херсонес Таврический” (рис. 1), стала работа Н.Д. Протасова [6, табл. VIII , рис. 1–4], в которой автор, мельком отметив сходство изображения императора со скульптурой на Арке Константина в Риме (рис. 5), оставил идентификацию изображения открытой [6, с. 101–102]. Пятая статуэтка-гиря, ныне хранящаяся в Центре изучения культуры и истории Византии при Гарвардском университете Думбартон-Оакс, а прежде принадлежавшая коллекции А.Б. Кука в Кембридже, возможно, происходит из Галлии (рис. 6).
В 1959 г. Мартин Росс опубликовал краткий, но емкий обзор изучения пяти известных к тому времени статуэток-гирь [7].
По мнению А. Алфёлди, хотя фигурные гири c крестом на шаре, вероятно, датировались временем не ранее Феодосия I (347–395), однако являлись репликами одной и той же более ранней скульптуры императора Константина. По его мнению, экземпляр, хранящийся в коллекции Принстонского университета, является наиболее близким к оригиналу, по крайней мере на этой фигуре наиболее точно воспроизведен орнамент на щите в виде двух эмблем: христограммы крестообразного типа и под ней полумесяц с косой штриховкой, напоминающей текстуру руна, оканчивающийся двумя противостоящими рогатыми козьими головами (рис. 4) [8, p. 171–172]. Что касается непосредственно скульптуры, послужившей прототипом для фигурных гирь, А. Алфёлди предполагает, что таковая могла быть установлена Сенатом вскоре после битвы у Мильвийского моста через р. Тибр, произошедшей между римскими императорами Константином I и Максенцием 28 октября 312 г. [8, p. 178]. Константин выиграл битву и вступил на путь, который привел его к прекращению Тетрархии и единоличному правлению Римской империей. Именно в честь этой победы в 315 г. в Риме была построена Арка Константина. По мнению А. Алфёлди, в ходе битвы важную роль сыграло особое воинское варварское подразделение, называемое cornuti (рогатые), состоящее из тевтонцев. В благодарность за большой вклад в одержанную победу представители cornuti были среди прочих войск помещены на Арку Константина в виде воинов в рогатых шлемах; там же находим изображение их эмблемы в виде двух козлиных голов, как на щите фигурной гири из Принстона [8, p. 172–173].
М. Росс подметил, что стилистически фигуры императора на гирях наиболее близки вырезанным на Арке Константина фигурам Марка Аврелия, Адриана и – в наши дни безглавой – фигуре императора Константина (рис. 5). Таким образом, он констатирует, что бронзовые статуэтки отражают стиль официальной имперской скульптуры, господствовавший в Риме около 310 г. н.э. [7, p. 181, fig. 18–19].
Дискуссия об идентификации изображенного на этих гирях продолжилась и позднее. Иконографию этого изображения возводили, в том числе, к статуе сидящего Юпитера, опираясь на анализ позы и костюма сидящего [1, S. 102]. Справедливо утверждение Н. Франкена, что изображения на гирях далеко не всегда копировали произведения крупной пластики и имели самостоятельную линию развития. Кроме того, в позднеримском искусстве изображения императоров со временем становились обезличенными. Поскольку задачей проводимой работы является не иконографический анализ, к которому впоследствии предполагаем вернуться, а исследование состава металла статуэток, остановимся на том, что это фигура императора, точно идентифицировать которого не представляется возможным.
Как отмечалось, к настоящему времени стали известны еще четыре подобные гири, вошедшие в каталог в фундаментальной работе Норберта Франкена, в котором, однако, помещена фотография только одной из них, происходящей из швейцарского частного собрания и иконографически близкой херсонесской фигуре [1, Taf. 115, CC1]. Согласно данным Н. Франкена интересующие нас гири хранятся в музеях Измира и Варны, а также в двух частных собраниях в Швейцарии и Мюнхене [1, СС3, СС7, CC1, СС4, S. 231, 236, 235, 233]. Изображение мюнхенской гири приведено в каталоге выставки [9, S. 42, Nr. 11].
Мартин Росс привел аргументы в пользу того, что гири-статуэтки делятся на две категории, несмотря на то, что они несомненно происходят от одного и того же прототипа. К первой относятся фигурки из Берлина, Вашингтона, Херсонеса и, можно сейчас добавить, из частного швейцарского собрания, в которых император держит шар (державу) без креста. Ко второй группе относятся гири из ГИМ и Принстона, а также из частного собрания C.S. в Мюнхене, на которых изображен правитель, держащий шар, снабженный крестом. Заметим, что на фигурке из Принстона крест был позднее утрачен, от него сохранилось только прямоугольное основание (рис. 4). По мнению М. Росса, первая группа, возможно, является более ранней, а крест к шару был добавлен позднее, когда globus cruciger в первой половине V века стал атрибутом монет Феодосия II, Валентиниана III и др. [7, p. 181]. Похожей группировки этих изображений придерживается и Н. Франкен.
Датировки этих гирь разными исследователями колебались от IV до VI века н.э. [1, S. 94]. Н. Франкен на основании комплексного анализа иконографии различных гирь с изображением императоров и императриц пришел к выводу об их производстве с начала V века н.э. в течение всего столетия [1, S. 95]. По его мнению, гиря из Принстона является стилистически наиболее поздней. Экземпляр из собрания ГИМ может быть сопоставлен именно с этой статуэткой. Таким образом, херсонесская гиря немного более ранняя и относится к первой половине V века н.э., а гиря из ГИМ – ко второй половине V века н.э.
Большинство из известных фигурных гирь этого облика происходит из восточных римских провинций и сопредельных территорий, что не удивительно в силу перемещения в IV веке центра Империи из Рима в Константинополь.
ПРЕДМЕТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Первая из исследуемых гирь хранится в Государственном историко-археологическом музее-заповеднике “Херсонес Таврический” (инв. ГХМ 5217) (рис. 1). Она имеет вес 301.7 г, высоту 10.4 см. Эта гиря происходит из раскопок Р.Х. Лёпера 1912 г. в Северном районе Херсонесского городища, из квартала IX [6, с. 100, табл. VIII , 1–2; 7, p. 179–183, fig. 15 ; 10, с. 64, № 59; 11, с. 35, № 20; 12, с. 264–265].
Вторая гиря подобна первой, хранится в ГИМ (ГИМ 45923, оп. Б 1502/1) (рис. 2). Ее вес 324.232 г, геометрические параметры (см): высота 10.9, постамент 4.3 × 4.4, высота постамента 0.9–1.0, высота петли 1.3, высота трона 3.5, ширина трона 2.7. Эта гиря была, по словам находчика, найдена у с. Перлёвка Знаменского уезда Воронежской губ. и поступила в музей 5 ноября 1909 г. (куплена за 25 рублей) [6, с. 100, табл. VIII , 3–4; 2, с. 92–93, табл. 39 , рис. 39 ; 7, p. 180, fig. 14 ; 10, с. 64, № 60; 13, с. 163, № 407]. Ее описание дала еще Л.И. Чуистова [2, с. 93].
Гиря из ГИМ представляет собой прямосидящую фигуру императора в подчеркнуто торжественной позе, обнаженную до пояса, ниже закутанную в тяжелую мантию, ниспадающую с левого плеча. Крупные складки мантии частично покрывают спину сзади слева и спадают к спинке трона, прикрывая ее в нижней части. Левая рука, также покрытая мантией, полусогнута в локте и придерживает стоящий у трона круглый щит с круглым умбоном в центре. Правая рука обнажена, согнута в локте и держит шар (державу?). Правая нога императора, видная из-под мантии, немного выдвинута вперед. На шаре гири из Перлёвки укреплен высокий крест с короткими, но широкими перекрестиями; верхнее перекрестие раздвоено. На голове у фигуры диадема, переходящая в кольцо для подвешивания на коромысле весов. Трон стилизован и декорирован прямоугольными рамками сзади и с торцевой стороны, не закрытой щитом.
Лицо фигуры из ГИМ круглое, голова сидит на короткой шее. Лицо повреждено и сильно сглажено, хорошо сохранились только правый глаз и остатки бровей. Фигура пустотелая, края основания гири немного загнуты внутрь.
Это описание с небольшими поправками можно распространить и на гирю из Херсонеса.
Гиря из ГИМ во многих местах имеет выщерблены, особенно сильно пострадала верхняя часть фигуры, экземпляр из Херсонеса существенно лучшей сохранности. По всей ее поверхности почти нет сколов. Очертания головы и фигуры из Херсонеса более вытянутые и стройные.
Помимо стилистических, художественных, весовых характеристик изучили состав сплава гирь. Измерения проводили с помощью рентгено-флуоресцентных спектрометров Мистраль М1 (Bruker) методом безэталонного анализа (в ГИМ коллиматор 0.6–1.5 мм, 60 с на одну точку). Небольшие габариты прибора позволили осуществлять измерения непосредственно в музейных хранилищах. Этот метод скоростной и абсолютно неразрушающий, а особенности прибора Мистраль М1 обеспечивают измерения состава сплава в интересующих точечных областях на поверхности предмета. Для анализа было выбрано 10 элементов: медь (Cu), олово (Sn), свинец (Pb), мышьяк (As), сурьма (Sb), железо (Fe), серебро (Ag), золото (Au), марганец (Mn), никель (Ni). Однако, как показали измерения, три последних элемента если и присутствуют в составе сплава, то в количествах, не превышающих тысячных долей процента, поэтому в таблицах данных измерений они не приводятся.
В ходе исследования считали рецептурными добавками те элементы, которые содержатся в сплавах в количествах, превышающих 0.5–1% от общего состава.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Судя по весу гирь из Херсонесского музея и ГИМ, они, вероятно, соответствуют одному римскому фунту-либре, доходившему до 327 г. Вес этих фигурных гирь, полых внутри, мог корректироваться путем добавления свинца в полость. Сведения о подобном приеме утяжеления гири имеются в описании фигурки из Принстона, где сказано, что материал гири – “бронза, заполненная свинцом”22. Для фигурных гирь из Думбартон-Оакс и Берлина указано, что они сделаны из бронзы.
Более детально удалось изучить материал гирь из Херсонеса и ГИМ с помощью рентгено-флуоресцентного анализа (РФлА), проведенного в нескольких разных точках на поверхности фигур. Сведения о полученных результатах собраны в табл. 1.
Таблица 1.
Измерение | Точка исследования | Cu | Ni | Zn | Fe | Ag | Pb | Sb | Sn | Bi | As |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Гиря из Херсонеса, ГХМ 5217 | |||||||||||
1 | Петля | 71.10 | 0.00 | 17.56 | 0.32 | 0.11 | 9.77 | 0.21 | 0.94 | ||
2 | Нос | 56.84 | 0.00 | 17.19 | 0.33 | 0.15 | 23.84 | 0.24 | 1.42 | ||
3 | “Литник” | 74.66 | 0.00 | 16.46 | 0.46 | 0.11 | 6.72 | 0.23 | 1.35 | ||
4 | Грудь | 70.04 | 0.06 | 16.98 | 0.24 | 0.12 | 11.12 | 0.23 | 1.21 | ||
5 | Колено | 69.32 | 0.00 | 9.13 | 0.21 | 0.14 | 19.18 | 0.35 | 1.67 | ||
Гиря из ГИМ, ГИМ 45923 | |||||||||||
6 | Колено | 54.33 | 0.06 | 0.54 | 0.74 | 0.35 | 25.14 | 0.16 | 17.68 | 0.23 | 0.55 |
7 | Лоб | 79.14 | 0.08 | 0.61 | 0.24 | 0.09 | 15.28 | 0.03 | 4.37 | 0.06 | |
8 | Плечо | 48.55 | 0.25 | 1.38 | 0.53 | 25.37 | 0.18 | 22.61 | 0.24 | 0.64 | |
9 | Плечо (выщерблина) | 93.47 | 0.03 | 1.16 | 0.90 | 0.28 | 2.14 | 0.05 | 1.14 | 0.42 | 0.36 |
10 | Трон | 67.94 | 0.07 | 0.56 | 0.52 | 0.20 | 18.80 | 0.12 | 11.22 | 0.14 | 0.29 |
11 | Петля | 47.80 | 0.48 | 0.87 | 0.32 | 30.89 | 0.18 | 18.22 | 0.27 | 0.69 | |
12 | Плечо | 46.33 | 0.48 | 0.74 | 0.38 | 31.25 | 0.19 | 19.46 | 0.19 | 0.74 | |
13 | Локоть | 49.12 | 0.48 | 0.40 | 29.20 | 0.18 | 18.59 | 0.20 | 0.85 | ||
14 | Трон | 46.17 | 0.48 | 0.80 | 0.46 | 29.77 | 0.17 | 20.76 | 0.23 | 0.88 | |
15 | Постамент | 45.53 | 0.49 | 1.00 | 0.41 | 31.34 | 0.17 | 19.62 | 0.26 | 0.92 | |
16 | Сфера | 49.44 | 0.52 | 0.82 | 0.36 | 29.54 | 0.19 | 17.85 | 0.22 | 0.82 | |
17 | Крест | 46.63 | 0.45 | 0.84 | 0.45 | 29.63 | 0.17 | 20.41 | 0.24 | 0.87 | |
18 | Постамент | 80.40 | 0.08 | 0.66 | 0.31 | 0.08 | 13.37 | 0.02 | 4.81 | 0.03 | 0.20 |
Как видим из табл. 1, гиря из Херсонеса сделана из многокомпонентной латуни, т.е. сплава меди с цинком (~17%), свинцом (~12%) и оловом (~1.3%). Состав сплава измеряли в нескольких точках на поверхности фигурки, он примерно одинаков повсюду, только в области колена данные существенно отличаются от остальных: свинец преобладает над цинком, составляя почти 20% (табл. 1, измерение 5). Отметим, что результаты измерения содержания свинца обычно являются наиболее изменчивыми от точки к точке, что объясняется, вероятно, незначительной растворимостью свинца в меди и присутствием его в сплаве в виде глобул. Поэтому данные по содержанию свинца зависят от того, попала ли область измерения в зону концентрации этого элемента или нет.
Латунь (сплав меди с цинком) хотя и была издревле известна в античном мире, начала широко применяться не ранее I веке до н.э. и сначала лишь в монетном деле [14, с. 642–643]. Это было связано со сложностью получения латуни методом цементации33 и немногочисленностью месторождений цинковых руд, одно из которых находилось в юго-восточном Причерноморье, в земле древних моссинеков. Применение латуни для изготовления гири-эталона определялось, вероятно, особыми декоративными и технологическими качествами этого сплава, прежде всего цветом, напоминающим золото, за что латунь называли “аурихалк” (золотая медь). Немаловажной была и более высокая по сравнению с бронзой стойкость к коррозии. Отметим, что присутствие нескольких процентов цинка в меди существенно снижало температуру плавления, увеличивало прочность, ковкость и пластичность. Увеличение количества цинка в сплаве только усиливало эти качества. Вместе с тем трудность получения латуни и редкость месторождений цинксодержащих руд окутывали аурихалк ореолом таинственности. Совокупность свойств “золотоподобной меди” приводила к тому, что экзотический сплав в глазах местного населения психологически, возможно, воспринимался не имитацией золота, а одним из видов настоящего золота [16, с. 106, 108].
Гиря из ГИМ имеет совершенно иной состав. Она отлита из высокооловянной бронзы (олова 17.34%) с большим количеством свинца (~24.23%). Свинец необходимо было добавлять в сплав для облегчения литья высокооловянной бронзы. Кроме того, свинец повышает плотность сплава, герметичность отливок и облегчает обрабатываемость резанием и чеканкой [17, с. 96]. Подобный состав сплава, хотя и с меньшим количеством свинца, выявлен у более ранней римской фигурной гири из святилища Эклизи-Бурун в Горном Крыму [18, с. 630–632]. Нам уже приходилось в связи с составом сплава этой римской гири комментировать некоторые пассажи в “N-aturalis Historia” Плиния Старшего (23/24–79 гг. н.э.), где автор рассуждает о различных сортах меди и ее сплавах. Судя по результатам анализов, к случаю с исследуемой гирей из ГИМ больше всего подходит отрывок, в котором упоминается, что для создания так называемой “формовой” смеси в медь “прибавляется десятая часть свинца и двадцатая часть серебристого свинца (выделено авторами), и таким образом она чрезвычайно пропитывается цветом, который называют греческим” [цит. по: 19]. Переводчики отмечают: “Под белым свинцом Плиний всегда подразумевает олово” [19, с. 300, прим. 1]. Судя по результатам проведенного исследования, гиря из ГИМ, хотя и относится к более позднему времени, изготовлена из сплава, близкого к описанной Плинием “формовой” меди, но с существенно бόльшим количеством свинца.
Как уже говорилось, экспонат из ГИМ имеет многочисленные выщерблины на поверхности. Измерение состава сплава, сделанное внутри одного из таких повреждений на плече фигурки, неожиданно показало, что обнажившийся в глубине металл – медь (93.47%) с очень небольшими количествами свинца (2.14%), олова (1.16%) и цинка (1.14%), качественно отличающийся от сплава на поверхности (табл. 1, измерение 9). Еще одна точка, на постаменте фигурки, также дала аномальные значения состава сплава – меди 80.4%, свинца 13.37%, олова 4.81%.
Полученные для предмета из ГИМ данные могут говорить о том, что при изготовлении гирь методом литья могла использоваться какая-то особая технология, позволяющая комбинировать медные сплавы разного состава. Для отливки внешней оболочки гири использовалась легко полирующаяся высокооловянная бронза. Возможно, большое количество олова добавлялось в сплав также для достижения цветового декоративного эффекта, так как содержание в бронзе ~20% олова вызывает появление красивого светло-золотистого оттенка [17, с. 106, табл. 26 ]. Для того чтобы передать мельчайшие детали и заполнить все полости формы, в сплав добавлялось значительное количество свинца, что улучшало его литейные качества. После затвердевания внешнего слоя металла в форму заливался, возможно, более дешевый сплав на основе меди, обедненный примесями олова и свинца. Наконец, полость фигуры могла заполняться легкоплавким свинцом для корректировки тяжести гири под конкретное устройство одноплечных весов.
Отметим, что латунь, из которой сделана ранняя херсонесская гиря, является более ценным и редким сплавом по сравнению с оловянной бронзой, из которой отлита гиря из ГИМ. Долгое время римляне обладали монополией на применение латуни для чеканки имперских и провинциальных монет, изготовления военной амуниции и знаков отличия, в том числе экипировки верховых лошадей, т.е. для сугубо государственных нужд [20, с. 636].
ВЫВОДЫ
Исследованные фигурные гири V века, несомненно, продолжают целый ряд подобных изделий, изображающих римских правителей, но являются единственным из ныне известных примеров представления фигуры императора целиком, сидящим на троне [1, S. 44–46, 192–193, Taf. 37–47, 82–121]. Начиная с Октавиана Августа, гири традиционно отливались в виде портретных, часто официальных, бюстов императоров и членов их семей [18, с. 627]. Не исключено, что появление на гирях изображения сидящего императора связано с популярностью одного из их вероятных прототипов – монумента императора Константина, установленного в Риме после битвы у Мильвийского моста в 312 г. [8, p. 178].
Использование в качестве эталонных или храмовых гирь скульптурных изображений императора служило как для придания безоговорочного авторитета контролирующим органам, так и для пропаганды имперской власти на периферии и далеко за пределами Империи.
Таким ярким примером является гиря, хранящаяся в ГИМ, как известно, найденная в Воронежской области, она хорошо иллюстрирует пути распространения подобных предметов. В свое время Н.Д. Протасов предполагал, что гиря из собрания ГИМ связана своим происхождением с византийским Херсоном [6, с. 103–104]. О проникновении в донскую лесостепь византийских импортов свидетельствует также найденная недавно бронзовая гирька-экзагий для взвешивания золотой монеты (солида ранней Византии) на поселении Стаево-5 Мичуринского р-на Тамбовской обл., расположенном в верховьях р. Воронеж. Экзагий предположительно датируется VII веком. К VI–VII векам относится серия вещей византийского происхождения, в том числе монет, найденных в бассейне Оки и в верховьях р. Воронеж [21, с. 307]. Здесь, очевидно, проходили торговые пути, связывавшие Византию, юг Восточной Европы и бассейны рек Дон, Ока, Воронеж и далее на северо-восток.
Авторы выражают благодарность за помощь в проведении исследований и фотографирования главному хранителю Государственного историко-археологического музея-заповедника “Херсонес Таврический” Н.Л. Демиденко, заведующей отделом византийской истории Т.Ю. Яшаевой и сотруднику фондов Г.С. Жильцову, сотрудникам Отдела естественно-научных методов в археологии Крыма НИЦ истории и археологии Крыма Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского Л.Л. Леонову и С.К. Фридрихсону за проведение РФлА-измерений фигурной гири из Херсонеса, редактору С.И. Власовой за помощь в подготовке публикации; научному сотруднику отдела археологических памятников ГИМ А.О. Шевцову за проведение РФлА-измерений фигурной гири из с. Перлёнки и фотографу ГИМ М.В. Красильникову.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российской Федерации в лице Минобрнауки России в рамках Соглашения о предоставлении из федерального бюджета гранта в форме субсидии № 075-15-2023-010 от 21.02.2023 (15.СИН.21.0024).
Список литературы
Franken N. Aequipondia. Figürliche Laufgewichte römischer und frühbyzantinischer Schnellwaagen. Alfter: Verlag und Datenbank für Geistwissenschaften, 1994. 246 s.
Чуистова Л.И. // Археология и история Боспора. Симферополь: Крымиздат, 1962. Т. II. С. 7.
Collection J. Gréau. Catalogue des bronzes antiques et des objets d’art du moyen âge et de la renaissance. Paris, 1885. 293 p.
Zahn R. // Amtliche Berichte aus den Königlichen Kunstsammlungen. 1913. XXXV. S. 1.
Schottmüller F. Bronze Statuetten und Geräte. Berlin, 1921. 204 s.
Протасов Н.Д. // Труды секции археологии РАНИОН. М. 1928. Т. II. С. 100.
Ross M.C. // Dumbarton Oaks Papers. 1959. V. 13. P. 179.
Alföldi A. // Dumbarton Oaks Papers. 1959. V. 13. P. 169.
Die Welt von Byzanz – Europas Östliches Erbe. Glanz, Krisen und Fortleben einer tausendjährigen Kultur / Hrsg. L. Wamser. Begleitbuch zur Ausstellung. München, 2004. 496 s.
Искусство Византии в собраниях СССР: каталог выставки. Ч. 1 / Авт.-сост. Банк А.В., Бессонова М.А. М.: Советский художник, 1977. 192 с.
Византийский Херсон. Каталог выставки / Ред. Чичуров И.С. М.: Наука, 1991. 254 с.
Яшаева Т., Денисова Е., Гинькут Н., Залесская В., Журавлев Д. Наследие византийского Херсона. Севастополь, Остин, 2011. 708 с.
Меч и златник. К 1150-летию российской государственности. Каталог выставки в Государственном историческом музее / Ред. Журавлев Д.В., Мурашева В.В. М.: Кучково поле, 2012. 319 с.
Смекалова Т.Н. // Вестник древней истории. 2019. № 3. С. 640. https://doi.org/10.31857/S032103910004474-4
Смекалова Т.Н., Дюков Ю.Л. Монетные сплавы государств Причерноморья: Боспор, Ольвия, Тира. СПб.: СПбГУ, 2001. 202 с.
Иерусалимская А.А. // Советская археология. 1986. № 2. С. 100.
Урвачев В.П., Кочетков В.В., Горина Н.Б. Ювелирное и художественное литье по выплавляемым моделям сплавов меди. Челябинск: Металлургия, 1991. 168 с.
Лысенко А.В., Мордвинцева В.И., Антипенко А.В. и др. // Российские нанотехнологии. 2021. Т. 16. № 5. С. 625. https://doi.org/10.1134/S1992722321050162
Вопросы техники в “Естественной истории” Плиния Старшего // Вестник древней истории. 1946. № 3. С. 269.
Смекалова Т.Н., Антипенко А.В., Лысенко А.В. и др. // Российские нанотехнологии. 2022. Т. 17. № 5. С. 636. https://doi.org/10.56304/S1992722322050168
Обломский А.М., Швырёв А.Д. // Краткие сообщения Института археологии. 2018. Вып. 250. С. 307. https://doi.org/10.25681/IARAS.0130-2620.250.307-326
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Российские нанотехнологии