Нейрохимия, 2022, T. 39, № 4, стр. 352-356

Профессор К.С. Раевский и его научная школа

В. С. Кудрин 1, В. Б. Наркевич 1, Г. И. Ковалёв 1

1 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение “Научно-исследовательский институт фармакологии имени В.В. Закусова”
Москва, Россия

Поступила в редакцию 30.06.2022
После доработки 03.07.2022
Принята к публикации 22.07.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

Статья посвящена научной деятельности К.С. Раевского, формированию его как ученого, внесшего выдающийся вклад в становление отечественной нейрохимии. Приведены основные научные достижения К.С. Раевского и его учеников в области изучения роли моноаминергических систем мозга в механизме действия нейропсихотропных препаратов различных фармакологических классов, приведшие к созданию научной школы. Подчеркнуто признание научного вклада К.С. Раевского и созданной им школы как на отечественном, так и на мировом уровне.

Ключевые слова: К.С. Раевский, нейрохимия, моноаминергические системы мозга, дофамин, серотонин, возбуждающие аминокислоты

Кирилл Сергеевич Раевский (02.12.1931–30.5.2020) – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент АМН СССР (1988 г.) (рис. 1).

Рис. 1.

Основатель лаборатории нейрохимической фармакологии член-корреспондент РАН К.С. Раевский.

Интерес к науке возник у К.С. Раевского уже на младших курсах учебы в 1-м Московском медицинском институте им. И.М. Сеченова (в настоящее время Московская медицинская академия). Началом научной работы К.С. Раевского можно считать его участие в научном студенческом кружке при кафедре биохимии под руководством академика Б.И. Збарского. Здесь в 1952 г. К.С. Раевский выступил с докладом “О роли ацетилхолина в нервных процессах”. С этого момента начинается его 60-летний период научных исследований в области нейронаук, в частности, нейрофармакологии и нейрохимии. В последующие 2 года К.С. Раевский занимается изучением нарушений высшей нервной деятельности у животных при гемотрансфузионном шоке.

В 1957 г. окончил с отличием 1-й Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова и аспирантуру по кафедре фармакологии того же института под руководством академика АМН СССР В.В. Закусова.

Еще в 1955 г. К.С. Раевский был приглашен академиком AMH В.В. Закусовым для выполнения дипломной работы в Институт фармакологии AMH СССР, где вплоть до 2008 г. проходила его научная деятельность. На l-м этапе работы в институте К.С. Раевский совместно с Ю.И. Вихляевым проводил исследования по выявлению физиологической активности новых химических соединений разной структуры — производных элементоорганических соединений, производных пиразола, фенотиазина, бутирофенона и др. В последующие годы основной областью научных интересов К.С. Раевского становится изучение фундаментальных основ механизмов действия нейропсихотропных веществ, главным образом взаимодействие последних с нейромедиаторными системами мозга. В этот период закладывается новое оригинальное научное направление – нейрохимическая фармакология, сочетающее в себе принципы, методы и подходы функциональной нейрохимии с одной стороны и основные положения синаптической теории механизма действия нейропсихотропных веществ – с другой. В 1975 г. по инициативе К.С. Раевского в институте создается лаборатория нейрохимической фармакологии, которая успешно работает до настоящего времени (рис. 2, 3).

Рис. 2.

Слева направо: А.В. Прихожан, А.Н. Харламов, М.Ф. Минеева-Вялых, И.И. Мирошниченко, К.С. Раевский, А.А. Меос, Г.И. Ковалёв, В.С. Кудрин, А.Ю. Шеманов (21 мая 1986 г.).

Рис. 3.

Слева направо: П.М. Клодт, В.С. Кудрин, К.С. Раевский, И.А. Новосёлов, В.Б. Наркевич, Л.А. Маликова (11 сентября 2006 г.).

В развитие этого направления под руководством К.С. Раевского был выполнен цикл исследований по изучению роли моноаминергических систем мозга в механизме действия нейропсихотропных препаратов – наркотических анальгетиков, антипсихотических средств, психомоторных стимуляторов. Так, было показано, что анальгетический эффект морфиноподобных веществ не развивается в условиях истощения синаптических депо катехоламинов мозга. Открыто специфическое взаимодействие нейролептиков разного строения с тирозингидроксилазой мозга, ключевым ферментом биосинтеза катехоламинов, в частности дофамина, играющего важную роль в патогенезе психических заболеваний – болезни Паркинсона, наркоманий. На основе изучения специфического взаимодействия антипсихотических веществ (нейролептиков) с тирозингидроксилазой мозга, был обнаружен новый механизм регуляции этого фермента – способность экзогенных лигандов (нейролептиков) устранять феномен субстратного торможения. Эти данные позволили предположить существование в молекуле тирозингидроксилазы “нейролептического фармакофора”.

Большой цикл исследований К.С. Раевского посвящен нейрохимии и фармакологической регуляции центральной дофаминергической передачи. Учитывая ключевую роль дофамин–зависимых механизмов в контроле моторных функций, психической и эмоциональной сферы, эндокринной системы, разработка К.С. Раевским и его сотрудниками новых подходов к коррекции дофаминергической патологии, включая поиск новых мишеней фармакологического воздействия (рецепторов, мембранных транспортеров, ферментов) с помощью селективных лигандов – модуляторов синаптической передачи в ЦНС, убедительно свидетельствует об актуальности и практической значимости указанных исследований. Сформулированная К.С. Раевским гипотеза о неодинаковой функциональной роли Д2 и Д3 дофаминовых рецепторов в механизмах пресинаптической регуляции процессов синтеза и высвобождения дофамина, а также механизме действия антипсихотических препаратов получила широкое признание. На ее основе оказалось возможным подойти к новому пониманию различий между классическими и т. н. атипичными нейролептиками, представителями нового поколения антипсихотических средств [3, 4].

Получены приоритетные данные о нейрохимических механизмах, лежащих в основе психостимулирующих и нейротоксических эффектов амфетаминов, в частности, показана роль дофамина, глутамата и других медиаторных аминокислот, вовлечение оксида азота и повышенной генерации гидроксильного радикала в эти процессы. Показано, что психомоторные стимуляторы, амфетамин и сиднокарб наряду с психостимулирующим эффектом вызывают выраженную индукцию Fos-белка в структурах мозга мышей. Изучение роли отдельных подтипов дофаминовых рецепторов мозга в механизмах психостимулирующего эффекта выявило значительную гетерогенность рецепторного профиля амфетамина и сиднокарба.

Большой блок исследований, проведенных под руководством К.С.Раевского, был связан с изучением роли нейромедиаторных аминокислот – глутамата, аспартата, ГАМК в патологии мозга. Получены доказательства участия тормозного нейромедиатора ГАМК в механизмах регуляции тревоги; показано, что антиконвульсант вальпроат, вызывающий накопление ГАМК в пресинаптических терминалях, проявляет свойства транквилизатора.

Основные результаты исследований лаборатории были обобщены в ряде проблемных статей и 2-х монографиях – “Фармакология нейролептиков” (1976) [1] и “Медиаторные аминокислоты: нейрофармакологические и нейрохимические аспекты” (1986) [2]. Последняя монография, написанная в соавторстве с В.П. Георгиевым, издана одновременно на русском и болгарском языках. В этих книгах впервые сформулированы основы нейрохимической фармакологии.

В исследованиях научного коллектива были получены приоритетные данные о регуляторной роли новой сигнальной молекулы – оксида азота (NO) при судорожных состояниях разного генеза, ишемии мозга, глутаматной нейротоксичности.

Характерной чертой научных исследований К.С. Раевского являлась тесная связь с учеными смежных областей нейронаук — физиологами, нейрохимиками, клиницистами-неврологами, психиатрами. Особенно важным было творческое содружество с химиками – специалистами в области синтеза новых лекарственных веществ. Совместно с В.В. Закусовым, А.П. Сколдиновым и В.Ю. Островским, К.С. Раевским был разработан новый препарат азабутерон – нейролептик кратковременного действия для нейролептанальгезии, который был успешно применен в клинике.

Одно из новых направлений исследований, выполненных в лаборатории К.С. Раевского, связано с разработкой проблемы фармакологии нейропротекторного действия низкомолекулярных природных соединений и их синтетических аналогов – медиаторной аминокислоты глицина, производного АКТГ4-7 семакса и других [6]. В комплексных исследованиях, проведенных совместно с химиками-синтетиками (академик РАН Н.Ф. Мясоедов) клиницистами-неврологами (академик РАМН Е.И. Гусев) были убедительно продемонстрированы нейропротективные эффекты этих препаратов как в эксперименте, так и в клинике.

Обнаружены закономерные сдвиги характеристик медиаторного “пула” аминокислотных нейротрансмиттеров в ликворе больных острым ишемическим инсультом, а также эпилепсией.

Лаборатория принимала участие в проекте, основной целью которого является моделирование на животных фазы латентного паркинсонизма (руководитель проекта академик РАН М.В. Угрюмов). В этих исследованиях установлено, что введение животным нейротоксина 1-метил-4-фенил-1,2,3,6-тетрагидропиридина вызывает постадийные изменения в нервных окончаниях и телах нейронов нигростриатной системы мозга, что коррелирует с разными стадиями развития паркинсонизма [5, 6].

Последние исследования, проведенные под руководством К.С. Раевского, были посвящены изучению взаимодействия афобазола, анксиолитического препарата широкого спектра действия, синтезированного в НИИ фармакологии имени В.В. Закусова, с серотонинергическими системами мозга. В частности, был изучен вклад отдельных подтипов 5-НТ рецепторов в развитие анксиолитического эффекта этого вещества. Было высказано предположение, что в реализации эффектов данного анксиолитика могут быть задействованы рецепторы как 5-НТ1, так и 5-НТ2 подтипа. Наиболее важным из полученных результатов следует считать отчетливое проявление анксиолитического эффекта афобазола в комбинации с антагонистом 5-НТ2 подтипа рецепторов SB-200646А, существенно превышающего эффект каждого из этих веществ в отдельности [7].

В 1993–2000 гг. К.С. Раевским были созданы и прочитаны лекционные курсы по общей фармакологии и фундаментальным проблемам нейропсихофармакологии для студентов кафедр физиологии человека и животных и физиологии высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Совместно с сотрудниками указанных кафедр выполнен цикл исследований по изучению механизмов тревожности и аудиогенных судорожных припадков у крыс линии Крушинского — Молодкиной, показано участие нейротрансмиттерных аминокислот в патогенезе этих состояний.

К.С. Раевский являлся автором более 400 научных трудов и изобретений (198 из них опубликовано после его избрания в Академию), в том числе 2-х монографий, монотематического сборника (титульный редактор и автор) соавтором ряда коллективных монографий и сборников (в том числе изданных за рубежом), монографии “Мозг: теоретические и клинические аспекты” (гл. ред. В.И. Покровский, М., 2003 г.), 20 патентов и авторских свидетельств на изобретение.

К.С. Раевским была создана научная школа, подготовлено 6 докторов и 29 кандидатов наук, его ученики успешно работают в России, странах СНГ, в лабораториях США, Великобритании, Германии, Эстонии. Налажено сотрудничество с медико-биологическим факультетом РНИМУ им. Н.И. Пирогова и биологическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова, студенты которых выполняют дипломные работы на базе лаборатории. Ряд выпускников этих университетов стал сотрудниками лаборатории.

Для лаборатории К.С. Раевского характерно тесное комплексирование проводимых исследований с научными учреждениями в России и за рубежом: НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН, НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН, МГУ им. М.В. Ломоносова, Институтом молекулярной генетики РАН, Институтом биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН, Институтом химической физики РАН, Институтом высшей нервной деятельности РАН, а также научными учреждениями Австрии, Великобритании, Германии, Голландии, Швеции, Финляндии, Азербайджана, Армении.

На протяжении ряда лет К.С. Раевский являлся членом редколлегии нескольких изданий и журналов: “Экспериментальная и клиническая фармакология”, “Нейрохимия”, “Успехи физиологических наук”, “Психофармакология и биологическая наркология”, “Biogenic Amines”, “Functional Neurology”, был членом экспертных и ученых советов ряда научных учреждений. К.С. Раевский принимал участие в создании Всесоюзного фармакологического общества и Российского общества нейрохимии, а также Научного Совета по фармакологии РАМН, членом правления которых он являлся. В 1981–1987 гг. представлял нашу страну в исполкоме Международного союза фармакологических наук (IUPHAR). К.С. Раевский внес большой вклад в развитие научных связей фармакологов нашей страны с интернациональным научным сообществом.

Научные заслуги К.С. Раевского были по достоинству признаны на международном уровне, он был избран почетным членом Чешского фармакологического общества, ряда международных научных обществ, награжден медалью Моденского университета (Италия), Берлинского университета имени Гумбольдта (Германия).

Список литературы

  1. Раевский К.С. // Фармакология нейролептиков (монография). М.: Медицина, 1976. 272 c.

  2. Раевский К.С., Георгиев В.П. // Медиаторные аминокислоты: нейрофармакологические и нейрохимические аспекты. М.: Медицина, 1986. С. 239.

  3. Раевский К.С. Дофаминовые рецепторы мозга и механизм действия нейролептиков // В сб.: Современные методы биологической терапии психических заболеваний. М., 1994. С. 50.

  4. Раевский К.С. Нейрохимия дофаминергической передачи в мозге: функциональная роль и механизмы действия психотропных веществ. // В кн.: “Мозг. Теоретические и клинические аспекты” (Гл. ред. В.И. Покровский). М.: Медицина, 2003.

  5. Kozina E.A., Khaindrava V.G., Kudrin V.S., Kucheryanu V.G., Klodt P.M., Bocharov E.V., Rayevsky K.S., Kryzhanovsky G.N. and Ugryumov M.V. // Neurosci. and Behav. Physiol. 2011.V. 41. № 7. P. 671–679.

  6. Ugrumov M.V., Khaindrava V.G., Kozina E.A., Kucheryanu V.G., Bocharov E.V., Kryzhanovsky G.N., Kudrin V.S., Narkevich V.B., Klodt P.M., Rayevsky K.S., Pronina T.S. // Neurosci. 2011. V. 181. P. 175–178.

  7. Раевский К.С., Наркевич В.Б., Клодт П.М., Кудрин В.С. // БЭБиМ. 2012. Т. 153. № 5. С. 644–648.

Дополнительные материалы отсутствуют.