Неорганические материалы, 2019, T. 55, № 11, стр. 1254-1258

Оптические свойства активированных марганцем фторцирконатных стекол

С. Х. Батыгов 1, М. Н. Бреховских 2*, Л. В. Моисеева 1, В. Н. Махов 3, Н. Ю. Кирикова 3, В. Е. Шукшин 1, В. А. Федоров 2

1 Институт общей физики им. А.М. Прохорова Российской академии наук
119991 Москва, ул. Вавилова, 38, Россия

2 Институт общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова Российской академии наук
119991 Москва, Ленинский пр., 31, Россия

3 Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук
119991 Москва, Ленинский пр., 53, Россия

* E-mail: mbrekh@igic.ras.ru

Поступила в редакцию 18.04.2019
После доработки 30.05.2019
Принята к публикации 06.06.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

Исследованы оптическое поглощение и люминесценция фторцирконатных стекол, активированных марганцем, который вводился в шихту в виде соединений в различных валентных состояниях (Mn2+, Mn4+). Показано, что марганец образует в стеклах ионы Mn2+ и Mn3+ независимо от его исходного валентного состояния. В спектре люминесценции при 300 К во фторидном стекле присутствует широкая зеленая полоса излучения, связанная с переходом 4T1(G) → 6A1 в ионе Mn2+. В спектре поглощения наряду со слабыми полосами Mn2+ присутствует сравнительно интенсивная широкая полоса Mn3+. Частичное замещение фтора хлором в стекле вызывает красное смещение полосы люминесценции и полос поглощения марганца. Изменения спектров при замещении фтора хлором связаны с изменением локального окружения ионов марганца.

Ключевые слова: фторцирконатные стекла, модификация, люминесценция, спектр поглощения, ионы марганца

ВВЕДЕНИЕ

В связи с появлением источников света на основе светодиодов возросла актуальность поиска люминофоров с заданными спектральными, энергетическими и тепловыми характеристиками [1]. Существующие светодиодные источники света содержат светодиод в качестве первичного источника, излучающего в синей или УФ-областях, и люминофор для дополнения спектра излучения светодиода до белого света. Большая часть имеющихся на рынке белых светодиодов состоит из синего светодиода и желтого люминофора, чаще всего граната типа Y3Al5O12:Ce3+ (YAG:Ce) или Tb3Al5O12:Ce3+ (TAG:Ce). Их основными недостатками являются низкий индекс цветопередачи и высокая цветовая температура из-за низкой интенсивности красной компоненты в результирующем спектре излучения источника, что делает белый свет холодным, т.е. некомфортным для человеческого глаза. Оптимальным решением данной проблемы считается добавление еще одного люминофора, имеющего красную люминесценцию и эффективно возбуждаемого излучением синего светодиода.

В настоящее время в качестве перспективного материала для красных люминофоров привлекают внимание соединения, содержащие ионы марганца, главным образом, четырехвалентные [24]. Наряду с кристаллическими люминофорами представляют интерес активированные стекла, допускающие плавное регулирование спектральных характеристик путем изменения состава стекла [5]. Фторцирконатные стекла в системе ZrF4–BaF2–LaF3–AlF3–NaF (ZBLAN) довольно широко исследовались как матрицы для разных люминесцентных материалов [610]. Нетоксичность компонентов, относительная простота синтеза, уникальные оптические свойства делают их весьма привлекательным материалом во многих областях оптоэлектроники. В [11] исследованы оптические свойства Mn2+ во фторцирконатных стеклах и показано, что замещение фтора хлором и бромом вызывает смещение спектра излучения Mn2+ в красную область. В [12, 13] для определения степени окисления и структуры распределения ионов марганца исследовали спектры люминесценции и ЭПР ионов марганца во фторцирконатных и фторгафнатных стеклах, активированных MnO2.

Цель работы – исследование оптических свойств активированных марганцем стекол в системе ZBLAN с частичным замещением фтора хлором как возможных красных люминофоров для светодиодных источников света.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Фторцирконатные стекла ZBLAN были синтезированы из смеси исходных фторидов, соответствующей составу шихты 55.8ZrF4 · 14.4BaF2 · · 6LaF3 · 3.8AlF3 · 20NaF. Фторхлорцирконатные стекла ZBLAN(Cl) получали путем полного замещения BaF2 на BaCl2 в шихте, используя модификацию состава фторцирконатных стекол анионами хлора, которые растворимы в расплаве при синтезе. Для синтеза стекол использовали следующие исходные реагенты: ZrF4 (Sigma-Aldrich, 99.9%), BaF2 (Lanhit Ltd., 99.998%), LaF3 (Lanhit Ltd., 99.99%), AlF3 (Sigma-Aldrich, 99.9%), NaF (Merck, 99.99%), MnO2 (пиролюзит β-MnO2, Lanhit Ltd., 99.9%), MnF2 (Lanhit Ltd., 99.99%), BaСl2 (Sigma-Aldrich, 99.9%). Фторцирконатные стекла синтезировали плавлением исходной смеси при 900–950°С, а фторхлорцирконатные – при 800–850°С в атмосфере осушенного аргона с последующем охлаждением при комнатной температуре. Марганец вводили в шихту в виде Mn4+ с пиролюзитом β-MnO2 или в виде Mn2+ с фторидом MnF2 в концентрации от 0.2 до 1 мол. %. Образцы стекол для оптических измерений получали одновременно в нескольких тиглях из стеклоуглерода, расположенных в заполненном аргоном кварцевом реакторе. После плавления образцы охлаждались в проточной аргоновой атмосфере до комнатной температуры.

Спектры поглощения стекол измерялись на спектрофотометре Cary 5000. Спектры люминесценции измерялись на спектрометре СДЛ-1 и миниспектрометре FSD-10 при комнатной температуре. В качестве источников возбуждения использовались различные светодиоды, излучающие в УФ- или видимой частях спектра, с полушириной полосы излучения 15–20 нм. Спектры возбуждения люминесценции измерялись с использованием стандартной галогенной лампы накаливания (спектральный рабочий интервал 330–550 нм) в качестве источника возбуждения и монохроматора МДР-12. Измеренные спектры возбуждения нормировались на спектр возбуждения желтого люмогена, имеющего постоянный квантовый выход в рассматриваемой спектральной области.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

УФ-возбуждение стекол, в которых фтор частично замещен хлором, вызывает люминесценцию, спектр которой зависит от состава стекла [11]. На рис. 1 приведены спектры люминесценции стекол ZBLAN:Mn и ZBLAN(Cl):Mn при возбуждении светодиодом, излучающим в области 365 нм. В ZBLAN:Mn спектр люминесценции состоит из широкой полосы с максимумом в области 550 нм (рис. 1, кривая 1), обусловленной переходом 4T16A1 в ионе Mn2+ [11].

Рис. 1.

Спектры люминесценции стекол ZBLAN:1% Mn (1) и ZBLAN(Cl):1% Mn (2).

Люминесценция Mn2+ наблюдается как в стеклах, в которых марганец вводился в двухвалентном состоянии (MnF2), так и в стеклах, в которых марганец вводился в четырехвалентном состоянии (MnO2). Таким образом, можно сделать вывод, что окислительно-восстановительные реакции между компонентами стекла и MnO2 в процессе его синтеза приводят к преобразованию ионов марганца из степени окисления Mn4+ в состояния с более низкой валентностью, в частности Mn2+, хотя присутствие ионов Mn3+ также идентифицировано (см. ниже). Люминесценция Mn4+ не была зарегистрирована ни от одного образца независимо от условий синтеза.

Замена BaF2 на BaCl2 в шихте вызывает длинноволновое смещение полосы люминесценции и значительное увеличение ее ширины (рис. 1, кривая 2), вызванное изменением локального окружения ионов Mn2+ [11], а именно: частичной заменой ионов фтора на ионы хлора в ближайшем окружении ионов Mn2+. Максимум полосы люминесценции для стекла с полной заменой BaF2 на BaСl2 расположен в районе 610 нм, что очень близко к оптимальной длине волны для красного люминофора, используемого в белых светодиодах.

Замещение фтора хлором вызывает также изменения в спектрах пропускания стекол (рис. 2). УФ-край пропускания ZBLAN:Mn, условно определяемый как длина волны, при которой пропускание составляет 50%, расположен при 270 нм, а в ZBLAN(Cl):Mn край смещен до 330 нм. Широкие полосы поглощения при 420 нм в ZBLAN:Mn и при 480 нм в ZBLAN(Cl):Mn не связаны с двухвалентным марганцем, поскольку поглощение Mn2+, обусловленное запрещенными по спину переходами, имеет низкую интенсивность. Эти полосы могут быть приписаны разрешенному по спину переходу 5E5T1 в ионе Mn3+ [14, 15]. В хлорзамещенном стекле полоса поглощения Mn3+ смещена в длинноволновую сторону по сравнению с фторидным стеклом, что соответствует ожидаемому поведению этой полосы при уменьшении силы кристаллического поля при замене фтора на хлор (в соответствии с диаграммой Танабе–Сугано для электронной конфигурации d4 [16]).

Рис. 2.

Спектры пропускания стекол ZBLAN:1% Mn (1) и ZBLAN(Cl):1% Mn (2).

Полосы поглощения Mn2+ крайне слабо проявляются в спектрах пропускания, поэтому их положения определяли из спектров возбуждения (рис. 3). Из спектров видно, что замещение фтора хлором вызывает красное смещение полос поглощения Mn2+, в частности, полоса 394 нм в ZBLAN, связанная с переходом 6A14A1, 4E(G), смещается до 425 нм в ZBLAN(Cl). Спектры хорошо соответствуют имеющимся в литературе [11] спектрам возбуждения. В спектрах возбуждения видны три полосы из известных пяти полос поглощения в этой области спектра для иона Mn2+ [11]. Чтобы определить положения полос поглощения иона Mn2+ в спектрах возбуждения стекла ZBLAN:Mn использовали диаграмму Танабе–Сугано для электронной конфигурации d 5 [16]. Энергия E/B уровня 4E, 4A1(G) относительно основного уровня 6A1 на диаграмме почти не зависит от силы кристаллического поля Δ/B и равна 32.4. В ZBLAN:Mn энергия перехода 6A14E, 4A1(G), соответствующего полосе 394 нм, равна 25381 см–1, что дает значение параметра B = 782 см–1. Для полосы 465 нм, соответствующей переходу 6A14T1(G), энергия E = 21505 см–1, тогда E/B =  27.5. Это значение E/B для уровня 4T1(G) достигается при Δ/B = 0.76. Длины волн полос поглощения, рассчитанные для этого значения Δ/B, указаны на диаграмме (рис. 4). Очевидно, в спектрах возбуждения на рис. 3 полосы 412 и 325 нм не видны потому, что перекрываются с полосами 394 и 339 нм соответственно.

Рис. 3.

Спектры возбуждения люминесценции стекол ZBLAN:Mn (1) и ZBLAN(Cl):Mn (2).

Рис. 4.

Диаграмма Танабе–Сугано для электронной конфигурации d5 [16] с отмеченными полосами поглощения Mn2+ в ZBLAN и ZBLAN(Cl).

В ZBLAN(Cl):Mn энергия перехода 6A14E, 4A1(G), соответствующего полосе 425 нм, равна 23529 см–1, что дает значение параметра B = 726 см–1. Тогда для полосы 519 нм, соответствующей переходу 6A14T1(G) с энергией E = 19231 см–1, E/B = 26.5. Это значение E/B для уровня 4T1(G) достигается при Δ/B = 0.87. Длины волн полос поглощения, рассчитанные для этого значения Δ/B, указаны в скобках на диаграмме (рис. 4).

Рассчитанные положения полос поглощения ZBLAN:Mn и ZBLAN(Cl):Mn приведены в табл. 1.

Таблица 1.  

Электронные переходы и положения полос поглощения Mn2+ во фторцирконатных стеклах

Стекло λ, нм
6A14T1(G) 6A1 4T2(G) 6A1 4E, 4A1(G) 6A1 4T2(D) 6A1 4E(G)
ZBLAN:Mn 465 412 394 339 325
ZBLAN(Cl):Mn 519 451 425 368 349

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследованы оптическое поглощение и люминесценция фторцирконатных стекол, активированных двухвалентным и четырехвалентным марганцем. Показано, что при активации как MnF2, так и MnO2 марганец образует в стеклах ионы Mn2+, а также Mn3+. Во фторидном стекле Mn2+ дает зеленую полосу излучения, связанную с переходом 4T1(G) → 6A1, которая может быть смещена в красную область частичным замещением фтора хлором. На основе хлорзамещенного фторцирконатного стекла, легированного ионами марганца, синтезирован новый красный люминофор, который имеет перспективы применения в светодиодных источниках белого света.

Список литературы

  1. Lin Y.C., Karlsson M., Bettinelli M. Inorganic Phosphor Materials for Lighting // Photoluminescent Materials and Electroluminescent Devices. Topics in Current Chemistry Collections / Eds Armaroli N., Bolink H. Cham.: Springer, 2017. P. 308–355.

  2. Xu Y.K., Adachi S. Properties of Na2SiF6:Mn4+ and Na2GeF6:Mn4+ Red Phosphors Synthesized by Wet Chemical Etching // J. Appl. Phys. 2009. V. 105. № 1. P. 013525.https://doi.org/10.1063/1.3056375

  3. Hoshino R., Nakamura T., Adachi S. Synthesis and Photoluminescence Properties of BaSnF6:Mn4+ Red Phosphor // ECS J. Solid State Sci. Technol. 2016. V. 5. № 3. 5R37–R43. https://doi.org/10.1149/2.0151603jss

  4. Chen D., Zhou Y., Zhong J. A Review on Mn4+ Activator in Solids for Warm White Light-Emitting Diodes // RSC Advances. 2016 V. 6. P. 6285–86296. https://doi.org/10.1039/C6RA19584A

  5. Асеев В.А., Колобкова Е.В., Некрасова Я.А., Никоноров Н.В., Рохмин А.С. Люминесценция марганца во фторфосфатных стеклах // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2012. № 6(82). С. 36–39.

  6. Edgar A., Williams G.V.M., Secu M., Schweizer S., Spaeth J.-M. Optical Properties of a High-Efficiency GLass Ceramic X-ray Storage Phosphor // Rad. Measurements. 2004. V. 38. P. 413–416. https://doi.org/10.1016/j.radmeas.2003.12.031

  7. Edgar A., Schweizer S., Assmann S., Spaeth J.-M., Neuman P.J., MacFarlane D.R. Photoluminescence and Crystallization in Europium-Doped Fluorobromozirconate Glass-Ceramics // J. Non-Cryst. Solids. 2001. V. 284. P. 237–242. https://doi.org/10.1016/S0022-3093(01)00408-2

  8. Brekhovskikh M.N., Dmitruk L.N., Moiseeva L.V., Fedorov V.A. Glasses Based on Fluorides of Metals of the I–IV Groups: Synthesis, Properties and Application // Inorg. Mater. 2009. V. 45. № 13. P. 1477–1493. https://doi.org/10.1134/S0020168509130032

  9. Batygov S., Brekhovskikh M., Moiseeva L., Zhidkova I., Yurtaeva S. Optical Properties and X-ray Luminescence of Fluorohafnate Glass Doping with EuF2 // J. Non-Cryst. Solids. 2018. V. 480. P. 57–60. https://doi.org/10.1016/j.jnoncrysol.2017.06.029

  10. Brekhovskikh M.N., Zhidkova I.A., Fedorov V.A., Moiseeva L.V., Batygov S.Kh. Glasses on the Basis of Heavy Metal Fluorides // Inorg. Mater. 2015. V. 51. № 13. P. 1348–1361. https://doi.org/10.1134/S0020168515130026

  11. Buñuel M.A., Alcalá R., Cases R. Optical Study of Mn2+ Ions Environtments in Fluorochlorozirconate and Fluorobromozirconate Glasses // J. Phys. Condens. Matter. 1998. V. 10. P. 9343–9358. https://doi.org/10.1063/1.476854

  12. Бреховских М.Н., Батыгов С.Х., Солодовников С.П., Моисеева Л.В., Жидкова И.А., Денисов Г.Л., Федоров В.А. Оптические свойства и ЭПР фторцирконатных стекол, легированных MnO2 // Неорган. материалы. 2018. Т. 54. № 11. С. 1224–1228. https://doi.org/10.1134/S0002337X18110039

  13. Бреховских М.Н., Солодовников С.П., Моисеева Л.В., Жидкова И.А., Денисов Г.Л., Федоров В.А. Спектры ЭПР и структура распределения ионов марганца в модифицированных фторцирконатных стеклах // Неорган. материалы. 2019. Т. 55. № 7. С. 756–759. https://doi.org/10.1134/S0002337X19070042

  14. Bhavani P., Nagalakshmi T.V., Iqbal A.W., Emmanuel K.A. Structural Study of PbO–PbF2–B2O3 Glass System Doped with MnO Through Spectroscopic and Magnetic Properties // J. Appl. Chem. 2013. V. 2. № 2. P. 328–337.

  15. Kück S., Hartung S., Hurling S., Petermann K., Huber G. Optical Transitions in Mn3+-Doped Garnets // Phys. Rev. B. 1998. V. 57. P. 2203–2216. https://doi.org/10.1103/PhysRevB.57

  16. Tanabe Y., Sugano S. On the Absorption Spectra of Complex Ions II // J. Phys. Soc. Jpn. 1954. V. 9. P. 776–779. https://doi.org/10.1143/JPSJ.9.766

Дополнительные материалы отсутствуют.