Неорганические материалы, 2019, T. 55, № 11, стр. 1156-1161

Термический отжиг как способ управления свойствами магнитного полупроводника CdCr2Se4

Г. И. Виноградова 1*, Л. В. Анзина 1, Т. К. Менщикова 2, В. А. Федоров 2**

1 Институт общей физики им. А.М. Прохорова Российской академии наук
119991 Москва, ул. Вавилова, 38, Россия

2 Институт общей и неорганической химии им. П.С. Курнакова Российской академии наук
119991 Москва, Ленинский пр., 31, Россия

* E-mail: givin39@mail.ru
** E-mail: fedorov@igic.rus.ru

Поступила в редакцию 01.11.2018
После доработки 19.04.2019
Принята к публикации 06.06.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

Показана возможность легирования монокристаллов (МК) CdCr2Se4 элементами III группы Ga, In, Al в процессе отжига. Установлена связь между условиями отжига, составом отжиговой смеси и свойствами МК. Определены составы отжиговых смесей, обеспечивающие возможность получения МК CdCr2Se4 со значительно возросшей температурой Кюри. Проведены многоэтапные отжиги, осуществляемые последовательно на одних и тех же образцах, позволившие установить роль каждого из компонентов смесей.

Ключевые слова: ферромагнитный полупроводник CdCr2Se4, шпинели, температура Кюри, магнитный момент, легирование, отжиг

ВВЕДЕНИЕ

Ферромагнитный полупроводник CdCr2Se4 с TC, равной 130 К, является наиболее хорошо изученным представителем класса магнитных полупроводников со структурой нормальной шпинели с ярко выраженными полупроводниковыми свойствами. Одновременное наличие магнитной и электрической подсистем приводит к возникновению ряда специфических особенностей, включая новые магнетоэлектрические и магнитооптические явления. В [1] рассмотрено влияние термообработки на электрические и магнитные свойства пленок CdCr2Se4. Различные способы легирования, изовалентные замещения, внедрения, а также отклонения от стехиометрии по всем трем компонентам в пределах области гомогенности [2] существенно влияют как на электрические, так и на магнитные характеристики исследуемого материала.

Как известно, характер и температуру магнитного упорядочения в халькогенидных шпинелях определяют сверхобменные взаимодействия, поэтому внесение примесных ионов может приводить к изменению магнитных характеристик кристалла вследствие локального искажения кристаллической решетки и изменения характера распределения электронной плотности.

Известно, что легирование монокристаллов (МК) CdCr2Se4 элементами третьей группы – Ga [3] и In [4] – приводит к понижению температуры Кюри, при этом сопротивление остается неизменно высоким. В кристаллах CdCr2Se4, легированных Ga и обладающих n-типом проводимости, наблюдался ряд особенностей электрических и гальваномагнитных характеристик, возникающих только при дефиците селена Se. В МК, содержащих малые добавки Ga, наблюдался эффект фотоиндуцированной намагниченности в окрестности фазового перехода, что соответствует повышению температуры Кюри на ~1 К [5] при концентрации фотовозбужденных (неравновесных) носителей порядка 1019 см–3. Следует отметить, что в нелегированных галлием МК CdCr2Se4 увеличение ТС как под действием света, так и при высокой концентрации носителей тока (дефицит Se) не зафиксировано.

В [6] была теоретически показана роль косвенного обмена через электроны вблизи дефекта, а также его влияние на магнитное упорядочение кристалла, приводящее к увеличению ТС. Поэтому возможность создания высокой концентрации равновесных носителей заряда и изучение их влияния на магнитный обмен в кристаллах CdCr2Se4, легированных галлием, представляет большой интерес.

Обычно легирование галлием проводили в процессе синтеза МК, однако такие кристаллы, как правило, были мелкими, плохо ограненными, с раковинами и трещинами, и их качество снижалось по мере увеличения содержания Ga. Поэтому целесообразно легирование CdCr2Se4 галлием путем отжига в его парах или парах его соединений, позволяющее сохранить размеры, форму и качество кристаллов, характерные для чистого материала. Действительно, в результате отжига в присутствии смеси Ga2Se3 + Ga были получены МК CdCr2Se4, легированные Ga, с резко возросшей температурой фазового перехода (из парамагнитного в ферромагнитное состояние): от 130 до 172 К [7]. Установлено, что увеличение TC связано с ростом ферромагнитного обмена за счет значительного (на четыре–шесть порядков) роста электронной проводимости.

Цель настоящей работы показать возможность и преимущества отжига как метода осуществления целенаправленного легирования, замещения и вариации стехиометрии. Особое внимание уделено легированию в отжиговых смесях сложного состава и изучению влияния отдельных компонентов смеси на свойства МК при последовательном отжиге.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для исследования отбирали качественные МК CdCr2Se4 с естественной огранкой и размером ребра октаэдра 1.5–2 мм, выращенные методом спонтанной кристаллизации из раствора в расплаве по методике [8].

Легирование МК CdCr2Se4 проводилось путем отжига в присутствии смесей различного состава: B – галлий Ga, индий In, алюминий Al, а также Ga2Se3, In2Se3, Al2Se3 (A2Se3) и Se как индивидуально, так и в различных комбинациях. Ga2Se3, In2Se3 и Al2Se3 синтезировали из исходных элементов, при этом использовали Ga, In и Al особой чистоты 5N и селен квалификации “с. в. ч.”

МК CdCr2Se4 и порошок данной шпинели (для уменьшения испарения летучих компонентов из основного МК), а также компоненты отжиговой смеси загружали в отдельные лодочки из плавленого кварца (рис. 1) и помещали в кварцевую ампулу, откачиваемую до давления 5 × 103 Па. Навеска МК составляла 0.1–0.13 г. Отжиг проводили в горизонтальной печи с последующим быстрым охлаждением на воздухе. Температура и длительность процесса обеспечивали достаточную скорость диффузии примесей в МК, необходимое давление паров компонентов легирующей шихты и отсутствие признаков термического разложения основного материала. При этом происходило значительное изменение свойств МК после отжига с Ga2Se3 и с In2Se3, зависящее от количественного соотношения масс кристаллов и легирующих добавок. После отжига поверхность кристаллов, свойства которой могли существенно отличаться от объемных, подвергалась механической шлифовке и полировке или травлению (три части HCl и одна часть HNO3).

Рис. 1.

Схема отжига МК CdCr2Se4.

МК исследовались методом рентгеновской дифракции на различных этапах обработки. Количество примесей Ga и In в МК, прошедших термическую обработку, определялось на лазерном масс-спектрометре ЭМАЛ-2, на атомно-абсорбционном спектрометре, а также методами химического анализа. Химический состав определяли методом атомно-абсорбционной спектроскопии на спектрофотометре фирмы Perkin–Elmer модели 303, в пламени ацетилен + воздух. Точность определения элементов (относительное стандартное отклонение) составляла для кадмия 0.006, хрома – 0.004, селена – 0.007.

Измеряли электрическое сопротивление исходных и отожженных образцов и его температурный ход от комнатной до азотной температуры и определяли тип проводимости по знаку эффекта Зеебека.

Температуру Кюри МК определяли высокочастотным методом в слабых магнитных полях по изменению магнитной проницаемости μ(T) образца в области фазового перехода [9]. МК, находящийся внутри катушки индуктивности, помещали в прокачной азотный криостат, температура внутри которого менялась в диапазоне 77–300 К. Вид температурной зависимости частоты автогенератора в области фазового перехода (ферромагнетик–парамагнетик) позволял судить о степени однородности магнитных свойств в объеме образца. Абсолютная точность измерения ТС 1–2 К, разрешение по температуре и воспроизводимость 0.3 К. Таким образом, можно сравнивать ТC двух образцов с точностью 0.5 К. Скорость развертки температуры выбиралась так, чтобы температурный градиент между образцом и термопарой не превышал 0.2 К. Температура определялась термопарой (Fe/FeAu) (Cu/CuFe), установленной вблизи кристалла.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Для легирования галлием МК CdCr2Se4 была использована смесь сложного состава Ga2Se3 + Ga, как и в случае легирования в процессе роста. Оказалось, что МК, прошедшие отжиг, характеризуются резким ростом температуры фазового перехода TC (из парамагнитного в ферромагнитное состояние) от 130 до 172 К и увеличением (на четыре–шесть порядков) электронной проводимости. При этом полупроводник становится вырожденным. Таким образом, для магнитного полупроводника CdCr2Se4 был обнаружен принципиально новый эффект, заключающийся в усилении ферромагнитного обмена, связанного с включением косвенного обмена через электроны проводимости. Данный результат оказалось возможным получить только в случае проведения легирования галлием в процессе отжига. Так, в целях понимания роли каждого из компонентов отжиговой смеси нами был проведен отжиг МК CdCr2Se4 в три этапа (табл. 1).

Таблица 1.  

Результаты поэтапного отжига МК CdCr2Se4 в различных смесях

Нелегированные МК CdCr2Se4 (масса, г) 0.1207 0.1121 0.1143
R, Ом 106 (R300) → 108 (R77)
TC, К 130
I этап – отжиг с Ga2Se3
Ga2Se3 (масса, г) 0.010 0.020 0.030
R, Ом 103 (R300) 105 (R77)
TC, K 120 110 100
II этап – отжиг с Ga
Ga (масса, г) 0.001 0.001 0.001
R, Ом 0.1 (R300) 0.1 (R77)
TC, K 153 165 172
III этап – отжиг с Se
Se (масса, г) 0.015 0.004 0.01
R, Ом 107 (R300) 109 (R77)
TC, K 100 90 100

Для удобства сравнения величины навесок даны в расчете на 0.12 г чистого МК.

Из табл. 1 видно, что на первом этапе МК CdCr2Se4 отжигались только в присутствии Ga2Se3 и что МК, прошедшие отжиг, остаются высокоомными, а их TC падает с ростом количества Ga2Se3 в шихте в соответствии с увеличением содержания Ga в МК. Этот эффект был ранее установлен для МК, легированных в процессе роста [7].

На втором этапе те же самые кристаллы, первоначально легированные Ga, в процессе отжига с Ga2Se3 (I этап) и обладающие пониженной TC < < 130 К, подвергались отжигу в присутствии металлического Ga (II этап). В результате были получены МК CdCr2Se4 с высокой TC и резко возросшей проводимостью n-типа, при этом полупроводник становился вырожденным. Отметим, что чем ниже температура Кюри повторно отжигаемых в присутствии металлического галлия Ga кристаллов, тем выше TC у МК, полученных на заключительном этапе. Самой низкой ТC = 100 К на I этапе соответствует самая высокая ТC = 172 K на II этапе. Следовательно, возникающее усиление ферромагнитного обмена за счет электронов проводимости не только обеспечивает рост ТC от 130 К (нелегированный кристалл), но также компенсирует ранее полученное уменьшение ТC (I этап). Становится ясно, что необходимым условием роста TC МК является наличие в отжиговой смеси металлического Ga (II этап, табл. 1). Дальнейшее увеличение количества исходного Ga при отжиге не приводит к росту TC. Наименьший рост TC (142 К) (образец 4, табл. 2) дает отжиг МК в парах металлического Ga, хотя при этом проводимость достигает той же величины, что и в МК с ТC = 172 К.

Таблица 2.  

Параметры МК, прошедших отжиг, и составы отжиговой шихты

Образец CdCr2Se4 Ga Ga2Se3 TC R300, Ом R77, Ом Тип проводимости
1 Нелегированный МК 128.5 108 >109 p
2 0.1020 0.02 100 106 108 n
3 0.1086 0.001 0.02 172 ~10–1 ~10–1 n
4 0.1034 0.001 142 ~101 ~101 n
  In In2Se3  
5 0.1164   0.01 113.5 2 × 103 5 × 104 p
6 0.1128 0.001 0.01 115 ~102 ~4 × 104 n
7 0.1158 0.001 125 ~101 ~101 n
  In Ga2Se3  
8 0.1227 0.002 0.02 165 ~100 ~100 n
  Al Ga2Se3
9 0.1308 0.003   75 ~5 × 101 102–103 n
10 0.1354 0.005 0.02 172 ~101 ~5 × 101 n
  Cd Ga2Se3  
11 0.1314 0.002 0.02 163 ~100 ~100 n
12 0.1685 0.003 128 ~100–101 ~100–101 n

Примечание. Все образцы отжигались при температуре 700°С в течение 7–14 суток; указаны массы компонентов смесей в граммах.

Такой отжиг дал возможность не только получать кристаллы, легированные Ga, со свойствами, аналогичными свойствам кристаллов, легированных в процессе роста, но и реализовать эффект усиления ферромагнитного обмена за счет взаимодействия равновесных носителей заряда с локализованными спинами магнитных ионов хрома, приводящий к росту TC.

Эти результаты дают основание предположить, что для получения МК CdCr2Se4 с высокой проводимостью n-типа могут быть использованы другие элементы III группы Таблицы Менделеева, такие как In и Al. Основные результаты отжига МК CdCr2Se4 с In, Ga, Al, Ga2Se3, In2Se3 и отжиговыми смесями, состоящими из различных их комбинаций, представлены в табл. 2.

Наличие примеси Ga и In в МК, прошедших термическую обработку, определялось на лазерном масс-спектрометре, на атомно-абсорбционном спектрометре, а также методами химического анализа. Было установлено, что концентрация галлия в кристаллах, отожженных в присутствии Ga2Se3, менялась от тысячных процентов до 1–2% в зависимости от количества Ga2Se3 в шихте. Методом рентгеновской дифракции было показано, что МК, прошедшие все виды отжига, сохраняют структуру нормальной шпинели.

Из анализа результатов, представленных в табл. 2, видно, что при отжиге МК с In2Se3, In + + In2Se3 а также In и Al наблюдается только падение TC. Однако присутствие In и Al, как и Ga, приводит к значительному росту проводимости n-типа. Поэтому для этих двух образцов был проведен повторный отжиг с Ga2Se3, что привело к резкому росту ТС, как и в случае отжига нелегированных МК CdCr2Se4 в присутствии отжиговых смесей комбинированных составов: Ga + Ga2Se3, In + Ga2Se3, Al + Ga2Se3 (образцы 3, 8, 10 из табл. 2). Описанные факты указывает на особую роль ионов Ga в наблюдаемом усилении ферромагнитного обмена через электроны проводимости. Наиболее вероятно изовалентное замещение ионов Cr3+ ионами Ga3+, т. к. их ионные радиусы близки (табл. 3).

Таблица 3.  

Характеристика основных и легирующих элементов, входящих в состав шпинели CdCr2Se4 (AB2X4)

Позиция Ион Степень окисления Ионный радиус, Å
А Cd 2+ 0.99
Ga 3+ 0.62
In 3+ 0.92
Al 3+ 0.57
В Cr 3+ 0.64
Х Se 2– 1.93

Замещение ионов Cr3+ ионами Ga3+ в октаэдрических позициях должно приводить к разбавлению магнитной подрешетки исходного монокристалла, ослаблению обменного взаимодействия и, как следствие, к понижению температуры Кюри и магнитного момента, что и установлено экспериментально (рис. 2).

Рис. 2.

Кривые зависимости намагниченности М(Н): 1 – исходный образец CdCr2Se4 (TC = 129 К), 2 – образцы после отжига с Ga2Se3 (ТС = 110 К).

При изовалентном замещении должно сохраняться неизменным сопротивление, характерное для нелегированного МК, что и наблюдается экспериментально в случае отжига в присутствии Ga2Se3. По-видимому, ионы Ga3+ на месте иона Cr3+ и являются теми дефектами, вблизи которых возникает эффективный косвенный обмен через электроны проводимости, приводящий к росту TC, что теоретически было предсказано Э.Л. Нагаевым. Остается открытым вопрос об источнике возникновения электронов, которые обеспечивают усиление ферромагнитного обмена.

Как показывает опыт, отжиг в присутствии металлических In, Ga, Al способствует резкому росту проводимости n-типа, что можно объяснить замещением ионов Cd2+ в тетраэдрических позициях ионами In3+, Ga3+, Al3+, которые при этом являются донорами. С другой стороны, отжиг в парах металлического кадмия приводит к незначительному, не превышающему 2 К, падению ТС и появлению высокой концентрации носителей n-типа, связанной с дефицитом Se. При этом на стенках ампулы и на поверхности образцов образуется серый налет CdSe. Повторный отжиг этих МК в присутствии Ga2Se3 позволяет получить CdCr2Se4 со значительно возросшей ТC = 165 К (табл. 2).

Отметим, что отжиг в присутствии металлических In, Ga, Al, вероятно, тоже может привести к образованию селенидов и, тем самым, к дефициту Se. Образование селенидов подтверждено экспериментально. Возможно, образование дефицита Se, возникающего в процессе отжига МК CdCr2Se4 в парах металлов, является причиной резкого роста (на несколько порядков) концентрации электронов.

Действительно, отжиг МК с повышенной TC = = 172 К в парах Se (табл. 1, этап III) подтвердил эти предположения. Сопротивление МК резко возросло и достигло величины, характерной для МК, прошедших отжиг с Ga2Se3, а TC стремительно упала до100 К (TCmax = 172 К). Аналогичный отжиг в парах Se был проведен для всех МК с высокой TC. Полученные результаты были подобны указанным выше. Основываясь на этом, можно сделать вывод, что основным источником высокой концентрации носителей заряда n-типа является дефицит Se, возникающий в процессе отжига МК в присутствии Al, In, Ga и Cd.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отжиг оказался единственно возможным способом реализовать в магнитном полупроводнике CdCr2Se4 косвенный обмен, который осуществляется вблизи дефектов в спиновой подрешетке через равновесные электроны проводимости, что и приводит к усилению ферромагнитного обмена и, как следствие, к росту TC.

Установлено, что максимальный рост TC вплоть до 172 К наблюдался при отжиге нелегированных МК CdCr2Se4 лишь в присутствии отжиговых смесей следующих комбинированных составов: Ga + + Ga2Se3, Al + Ga2Se3, In + Ga2Se3, Ga2Se3. Проведение поэтапного отжига МК для всех составов позволило определить роль каждого из компонентов отжиговых смесей: при отжиге с Ga2Se3 ионы Ga3+ замещают ионы Cr3+ и являются дефектами в спиновой решетке, а при отжиге с Ga, Al, In, Cd образуются равновесные носители тока, ответственные за усиление ферромагнитного обмена.

Этот метод обладает рядом преимуществ: позволяет работать с малым количеством образцов, сокращает время получения образцов с заданными свойствами, а также дает возможность проведения последовательных отжигов одного и того же кристалла в разных условиях с целью выяснения причин изменения свойств данного материала.

БЛАГОДАРНОСТЬ

Работа в части синтеза шпинели выполнена в рамках Госзадания ИОНХ РАН.

Список литературы

  1. Чжан А.В. Процессы перемагничивания и доменная структура ферромагнетиков. Красноярск, 2017. С. 29–55.

  2. Бельский Н.K., Очертянова Л.И., Жегалина В.А., Калинников В.Т. Область гомогенности ферромагнитного полупроводника CdCr2Se4 // Изв. АН СССР. Неорган. материалы. 1984. Т. 21. № 5. С. 762–764.

  3. Минаков А.А., Виноградова Г.И., Голант К.М., Веселаго В.Г. Влияние легирования на обменные взаимодействия в магнитном полупроводнике CdCr2Se4 // ФТТ. 1977. Т. 19. № 7. С. 2075–2077.

  4. Бельский Н.К., Очертянова Л.И., Жегалина В.А. Легирование индием и серебром монокристаллов тетраселенида дихрома-кадмия методом отжига // Изв. АН СССР. Неорган. материалы. 1988. Т. 24. № 10. С. 1734–1736.

  5. Веселаго В.Г., Виноградова Г.И., Рудов С.Г. и др. Фотоиндуцированный рост намагниченности вблизи фазового перехода в ферромагнитных полупроводниках CdCr2Se4 и HgCr2Se4 // ЖЭТФ. 1990. Т. 97. С. 559–565.

  6. Нагаев Э.Л., Подельщиков А.И. Фотоиндуцированные фазовые переходы в магнетиках // ЖЭТФ. 1986. Т. 90. № 4. С. 1360–1372.

  7. Тархов Д.А., Виноградова Г.И., Веселаго В.Г., Менщикова Т.К., Губская Г.Ф. Повышение температуры Кюри CdCr2Se4 при легировании галлием // Неорган. материалы. 1994. Т. 30. № 4. С. 484–488.

  8. Менщикова Т.К., Бельский Н.К., Валиханова Н.Х., Виноградова Г.И., Гаврилова М.М., Губская Г.Ф., Жуков Э.Г., Веселаго В.Г., Федоров В.А. Чистота исходных веществ и фотоферромагнитный эффект в тетраселениде дихрома-кадмия // Высокочистые вещества. 1991. № 6. С. 36–41.

  9. Голант К.М., Махотки В.Е., Веселого В.Г. Определение точки Кюри ферромагнетиков по температурной зависимости динамической магнитной проницаемости // ФТТ. 1975. Т. 17. № 8. С. 2279–2281.

Дополнительные материалы отсутствуют.