Неорганические материалы, 2019, T. 55, № 12, стр. 1274-1279

Диффузия ионов Fe2+ в CVD-ZnSe при отжиге в различных атмосферах (Ar, Zn, Se)

Н. А. Тимофеева 1*, Е. М. Гаврищук 12, Д. В. Савин 1, С. А. Родин 1, С. В. Курашкин 1, В. Б. Иконников 1, Т. С. Томилова 1

1 Институт химии высокочистых веществ им. Г.Г. Девятых Российской академии наук, БОКС-75
603951 Нижний Новгород, ул. Тропинина, 49, Россия

2 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
603022 Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, Россия

* E-mail: timofeeva@ihps.nnov.ru

Поступила в редакцию 15.05.2019
После доработки 27.06.2019
Принята к публикации 10.07.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

Исследована диффузия ионов Fe2+ в поликристаллическом CVD-ZnSe в процессе высокотемпературного отжига (900–1100°С) в разных атмосферах. Определены эффективные коэффициенты диффузии Fe2+ в CVD-ZnSe, рассчитаны значения энергии активации. Выявлены особенности процесса легирования в парах Zn, приводящие к увеличению на порядок скорости диффузии железа по сравнению с отжигом в Ar и Se. Обсуждается влияние условий отжига на механизмы диффузии ионов железа.

Ключевые слова: материалы ИК-лазеров, Fe2+:ZnSe, высокотемпературный отжиг, диффузия

ВВЕДЕНИЕ

Кристаллы Fe2+:ZnSe используются в качестве активных сред лазеров среднего ИК-диапазона (4–5 мкм). В последние несколько лет активно развиваются разнообразные способы получения оптических элементов Fe2+:ZnSe с заданной геометрией распределения концентрации легирующих ионов, в основе которых лежат диффузионные процессы Fe2+ в матрице ZnSe [14].

Имеющиеся в литературе сведения о коэффициентах диффузии ионов Fe2+ в ZnSe не дают полного представления о закономерностях процесса и не могут быть использованы для выбора условий диффузионного легирования, поскольку часть исследований проводилась на монокристаллических образцах ZnSe [57], а данные для поликристаллов имеются лишь для узкого температурного интервала 950–1000°С [8, 9]. Более того, как было показано на кристаллах состава Cr2+:ZnSe, отжиг в парах матричных компонентов оказывает значимое влияние на профиль распределения вводимого элемента [10, 11]. Подобные данные для Fe2+:ZnSe к настоящему времени в литературе не обнаружены.

Целью работы явилось исследование диффузии ионов Fe2+ в поликристаллическом селениде цинка, полученном методом химического осаждения из газовой фазы (CVD-ZnSe), в температурном интервале 900–1100°С при отжиге в разных атмосферах (Ar, Se, Zn).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для проведения экспериментов использовали поликристаллический CVD-ZnSe. Заготовки ZnSe вырезали из части пластины с однородной микроструктурой (размер зерна 37 ± 4 мкм) в форме параллелепипедов 15 × 10.5 × 3 мм. Противоположные плоскости образцов были механически отполированы алмазным порошком, промыты ацетоном и дистиллированной водой. Затем на одну из сторон методом электронно-лучевого испарения наносили металлическую пленку железа толщиной ~1 мкм.

Для отжига в инертной атмосфере образцы помещали в кварцевые ампулы, которые вакуумировали до остаточного давления ~0.1 Па и затем пятикратно промывали Ar квалификации “ос. ч.”. Перед отпайкой давление Ar составляло 0.21–0.26 атм, при нагреве до температур отжига это значение повышалось до 1 атм. Для легирования в парах матричных компонентов использовали ампулы с перетяжкой. В одной части помещали образцы, в другой – навески Zn или Se, подобранные таким образом, чтобы давление паров при заданной температуре составляло 1 атм. Диффузионные отжиги проводили в лабораторной электропечи сопротивления СНОЛ 6/12 в интервале температур 900–1100°С. Стабильность температуры в рабочем пространстве печи в установившемся режиме поддерживалась на уровне ±2°С. Используя данные исследований по рекристаллизации Fe2+:ZnSe в процессе высокотемпературного отжига [12], время обработки (240–262 ч) подбирали таким образом, чтобы диффузионная длина была много меньше среднего размера зерна после высокотемпературной обработки. В этом случае доля объемной диффузии внутрь зерна в общем потоке являлась преобладающей по сравнению с диффузией по границам зерен. После отжига образцы охлаждали в режиме выключенной печи, затем извлекали из ампул и подвергали механическому полированию.

Спектры пропускания образцов Fe2+:ZnSe регистрировали на ИК-Фурье-спектрометре Tenzor-27 (Bruker). Используя данные о сечении поглощения ионов Fe2+ на длине волны 3.1 мкм [13], определяли среднюю эффективную концентрацию ионов железа [Fe2+]эф в легированных материалах, расчет проводился с учетом общей толщины образца.

Концентрационные профили железа определяли на основе данных об изменении оптического поглощения ионов Fe2+ в направлении диффузионного потока. Для этого из легированных образцов вырезались плоскопараллельные пластинки размером 10 × 3 и толщиной 2 мм в плоскости, продольной направлению диффузионного потока. Пластинки полировали с обеих сторон алмазным порошком. Далее проводили сканирование пластины с помощью остросфокусированного пучка излучения Cr2+:ZnSe-лазера на длине волны 2620 нм, ширина на полувысоте которого равнялась 20 нм, с одновременной регистрацией прошедшего излучения. Диаметр сканирующего пучка и величина шага при сканировании составляли 40 и 50 мкм соответственно. Средняя мощность зондирующего пучка излучения составляла 100 ± ± 0.5 мВт. Пластинки Fe2+:ZnSe перемещали в направлении, перпендикулярном зондирующему пучку, при помощи моторизованного линейного транслятора. Калориметрический измеритель мощности GentecSolo 2, подключенный к компьютеру, регистрировал мощность излучения на выходе из образца. Результаты измерений пересчитывались в оптическое пропускание образца в зависимости от координаты. Для расчета концентрации легирующих ионов использовалось значение сечения поглощения ионов Fe2+ в ZnSe [14, 15].

Аппроксимация полученных зависимостей проводилась с помощью уравнений, представляющих собой решение второго закона Фика для разных граничных условий:

– диффузии из постоянного источника в полубесконечное пространство

(1)
$C\left( {x,\tau } \right) = {{C}_{0}}\left( {1 - {\text{erf}}\frac{x}{{2\sqrt {D\tau } }}} \right),$
где С(x,τ) – концентрация диффузанта на глубине x в момент времени τ, С0 – концентрация диффузанта в приповерхностном слое, D – коэффициент диффузии;

– диффузии из тонкой пленки в неограниченное пространство

(2)
$C\left( {x,\tau } \right) = \frac{M}{{\sqrt {\pi D\tau } }}\exp \left( { - \frac{{{{x}^{2}}}}{{4D\tau }}} \right),$
где М – число диффундирующих частиц на единицу площади.

Следует отметить, что определяемое значение D представляет собой эффективный коэффициент диффузии ионов Fe2+, поскольку диффузионный фронт в поликристаллических материалах складывается из двух потоков: по границам зерен и в объеме зерна.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В спектрах пропускания всех образцов, подвергнутых диффузионному отжигу, присутствовала широкая полоса поглощения ионов Fe2+ с максимумом интенсивности в области 3 мкм (рис. 1). Выявлено, что отжиг в парах Zn приводит к снижению количества оптически активного железа в CVD-ZnSe при температурах отжига до 1000°С. На рис. 1а видно, что при одинаковых параметрах диффузионного легирования (950°С, 262 ч) интенсивность полосы Fe2+ в образцах, отожженных в парах Zn, значительно меньше, чем у Fe2+:ZnSe, легированного в Se и Ar. Эффективная концентрация ионов железа [Fe2+]эф имела наибольшее значение после легирования в инертной атмосфере Ar – 4.2 × 1018 ат./см3 (950°С, 262 ч). При отжиге в парах Zn при тех же условиях количество оптически активных ионов снижалось – [Fe2+]эф = 1.6 × 1018 ат./см3. Подобный эффект наблюдался ранее в поликристаллах Cr2+:ZnSe и Fe2+:ZnSe, обработанных в парах Zn при температуре 1000°С в течение 2 суток [16]. После обработки в парах селена [Fe2+]эф = 3.1 × × 1018 ат./см3. С повышением температуры максимальное значение эффективной концентрации Fe2+ достигалось при проведении диффузионного отжига в парах Zn (рис. 1б).

Рис. 1.

Спектры пропускания образцов Fe2+:ZnSe, легированных в разных атмосферах (Ar, Zn, Se): а – 950°С, 262 ч; б – 1050°С, 240 ч.

Профили распределения концентрации ионов Fe2+ по глубине образцов Fe2+:ZnSe приведены на рис. 2. После легирования при температуре 1000°С в парах Zn глубина диффузии была максимальной (более 1 мм) по сравнению с атмосферами Ar (650 мкм) и Se (380 мкм). Такая тенденция наблюдалась во всем исследованном температурном интервале. С повышением температуры отжига в Zn до 1100°С (время выдержки 240 ч) толщина диффузионного слоя составила 2.2 мм. Этот результат сопоставим со скоростью диффузии в условиях горячего изостатического прессования, проводимого при температуре 1250°С в течение 151 ч [17].

Рис. 2.

Профили распределения концентрации ионов Fe2+ в образцах Fe2+:ZnSe, легированных в разных атмосферах (Ar, Zn, Se) при температуре 1000°С, 240 ч.

На отожженном в парах Se образце Fe2+:ZnSe, где изначально наносили пленку железа только с одной стороны, получен двухсторонний концентрационный профиль. По всей видимости, в результате гетерогенной реакции Feтв + 1/2Se2 г → → FeSeтв образуется селенид железа, обладающий значительным давлением насыщенного пара. Таким образом, происходит дополнительное легирование открытых поверхностей селенида цинка железом через газовую фазу. Для проверки этого предположения в ампулу одновременно с образцом, на поверхность которого была нанесена пленка Fe, помещали образец без пленки. После отжига в образце сравнения также появлялась полоса поглощения ионов Fe2+.

На рис. 3а, 3б показаны диффузионные профили образцов Fe2+:ZnSe, отожженных при разных значениях температур в атмосферах Ar (900–1050°С) и Zn (900–1000°С). Для указанных температурных интервалов экспериментальные зависимости хорошо описываются уравнениями диффузии из неограниченного источника. С ростом температур диффузионного отжига в Zn до 1050–1100°С характер распределения Fe2+ менялся (рис. 3в). В этом случае для аппроксимации экспериментальных значений использовалась модель диффузии из тонкой пленки.

Рис. 3.

Диффузионные профили ионов Fe2+ в образцах Fe2+:ZnSe, легированных в разных атмосферах: а – Ar, 900–1050°С; б – Zn, 900–1000°С; в – Zn, 1050–1100°С.

Из полученных кривых были найдены значения эффективных коэффициентов диффузии ионов железа D и C0. Скорость диффузии ионов Fe2+ в ZnSe при легировании в парах Zn оказалась на порядок выше, чем в Ar и Se. При температуре отжига 1000°С в Zn коэффициент диффузии Fe2+ в ZnSe составил 2.5 × 10–9 см2/с, в Ar – 4.4 × × 10–10 см2/с, в парах Se значение было минимальным – 1.0 × 10–10 см2/с. Наряду с этим полученные величины C0 при отжиге в парах Zn (900–1000°С) были меньше, чем в атмосфере Ar. При температуре 1000°С концентрация Fe2+ в приповерхностном слое образца составляла 1.3 × 1019 и 1.8 × 1019 ат./см3 для атмосфер Zn и Ar соответственно. После отжига в Se C0 = 0.9 × 1019 ат./см3.

Увеличение коэффициента диффузии ионов Fe2+ при отжиге в парах Zn может быть обусловлено сменой решеточного механизма переноса диффундирующих атомов. Во время легирования ZnSe в атмосфере Ar преимущественно реализуется вакансионный механизм диффузии. При легировании в парах Zn концентрация вакансий в катионной подрешетке уменьшается, в результате может преобладать другой механизм диффузии, например, междоузельный. Более высокое значение C0, полученное после легирования в Ar, связано с изменением растворимости железа в ZnSe в зависимости от атмосферы, в которой проводится отжиг. При наличии свободных вакансий цинка в решетке ZnSe растворимость железа повышается [18]. Cнижение C0 в образцах Fe2+:ZnSe, отожженных в парах Se, вызвано уменьшением количества источника допанта на поверхности вследствие образования FeSe.

Изменение механизма диффузии Fe при отжиге в разных атмосферах подтверждается полученными значениями энергии активации Ea, которые были рассчитаны из температурных зависимостей коэффициентов диффузии, построенных в координатах Аррениуса (рис. 4). При отжиге в атмосфере Ar (900–1100°С) эта величина составила 131 ± 16 кДж/моль, что в пределах погрешности совпадает с ранее опубликованными данными для поликристаллического ZnSe [10]. Проведение диффузии в парах Se (900–1050°С) подразумевает повышение доли вакансионного механизма в общем потоке диффузии, значение энергии активации увеличилось до 162 ± 19 кДж/моль. При отжиге в парах Zn за счет преобладания диффузии межузельных атомов Fe скорость диффузии заметно растет, а энергия активации этого процесса снижается до 85 ± 10 кДж/моль.

Рис. 4.

Температурные зависимости коэффициентов диффузии Fe2+ в CVD-ZnSe при отжиге в атмосферах Ar, Zn и Se, построенные в координатах Аррениуса.

Увеличение скорости диффузии Fe2+ при легировании в парах Zn может быть также обусловлено влиянием диффузионного потока по границам зерен, что в большей мере должно проявляться при относительно низких температурах и небольшой длительности эксперимента. Это подтверждается результатами, полученными после отжига с малым временем выдержки (72 ч) при температуре 975°С (рис. 5). Форма концентрационного профиля характерна для диффузии, протекающей в поликристалле, − наблюдается зернограничный “хвост” [1921]. Такие профили плохо аппроксимируются выбранными в работе уравнениями диффузии. Ранее было показано, что обработка в парах Zn подавляет рост кристаллитов Fe2+:ZnSe (950–1000°С), формируется более развитая сетка границ зерен по сравнению с легированием в Ar и Se [12, 22]. Таким образом, можно полагать, что при коротком отжиге в парах Zn имеет место зернограничная диффузия.

Рис. 5.

Профиль распределения концентрации ионов Fe2+ в образце Fe2+:ZnSe, легированном в атмосфере Zn при температуре 975°С, 72 ч.

Косвенным подтверждением этого может являться снижение эффективной концентрации ионов Fe2+ в образцах Fe2+:ZnSe, легированных в парах Zn при температурах ниже 1000°С. Находясь в граничной области, железо может иметь другую степень окисления, что не регистрируется используемыми в работе методами в рассматриваемом диапазоне оптического спектра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовано влияние условий диффузионного отжига на процесс легирования поликристаллического CVD-ZnSe ионами Fe2+. Выявлено, что отжиг в атмосфере Zn ускоряет процессы диффузии Fe2+ в ZnSe во всем исследованном интервале температур 900–1100°С. Это может быть связано как со сменой объемного механизма диффузии по вакансиям на диффузию межузельных атомов, так и с увеличением вклада диффузионного потока по границам зерен вследствие снижения скорости рекристаллизации CVD-ZnSe в присутствии избыточного Zn. Максимальная глубина диффузии железа (2.2 мм) достигнута при температуре отжига 1100°С, проводившегося в атмосфере Zn в течение 240 ч.

Определены основные параметры диффузии ионов Fe2+ в CVD-ZnSe при отжигах в разных атмосферах: в аргоне D0 = 9.6 × 10–5 см2/с, Ea = 131 ± ± 16 кДж/моль (900–1100°C); в цинке D0 = 7.5 × × 10–6 см2/с, Ea = 85 ± 10 кДж/моль (950–1100°C); в селене D0 = 5.2 × 10–4 см2/с, Ea = 162 ± 19 кДж/моль (900–1050°C).

Список литературы

  1. Firsov K.N., Gavrishchuk E.M., Ikonnikov V.B. et al. Room-Temperature Laser on a ZnSe:Fe2+ Polycrystal with Undoped Faces, Excited by an Electrodischarge HF Laser // Laser Phys. Lett. 2016. V. 13. № 5.

  2. Балабанов С.С., Гаврищук Е.М., Иконников В.Б., Родин С.А., Савин Д.В. Способ получения легированных халькогенидов цинка: Патент РФ № 2636091. 2017. Бюл. № 32.

  3. Balabanov S.S., Firsov K.N., Gavrishchuk E.M. et al. Laser Properties of Fe2+:ZnSe Fabricated by Solid-State Diffusion Bonding // Laser Phys. Lett. 2018. V. 15. № 4.

  4. Балабанов С.С., Гаврищук Е.М. Способ получения легированных переходными металлами халькогенидов цинка: Патент РФ № 2631298. 2017. Бюл. № 26.

  5. Ваксман Ю.Ф., Ницук Ю.А., Яцун В.В. и др. Оптическое поглощение и диффузия железа в монокристаллах ZnSe // ФТП. 2010. Т. 44. Вып. 4. С. 463–466.

  6. Vaksman Yu.F., Nitsuk Yu.A., Yatsun V.V. et al. Diffusion of transition-metal ions (Fe, Ni) in zink chalcogenides // Photoelectronics. 2010. № 19. P. 42−45.

  7. Ильичев Н.Н., Шапкин П.В., Гулямова Э.С. и др. Определение коэффициента диффузии Fe2+ в монокристаллическом ZnSe // Неорган. материалы. 2010. Т. 46. № 2. С. 149–153.

  8. Junwoo Jeong, NoSoung Myoung. Diffusion Coefficient of Iron in ZnSe Polycrystals from Metal Phase for mid-IR Gain Medium // Appl. Sci. Convergence Technol. 2014. V. 23. № 6. P. 371–375.

  9. Demirbas U., Sennaroglu A., Somer M. Synthesis and Characterization of Diffusion-Doped Cr2+:ZnSe and Fe2+:ZnSe // Opt. Mater. 2006. V. 28. P. 231–240.

  10. Gafarov O., Martinez A.D., Fedorov V.V. et al. Enhancement of Cr and Fe Diffusion in ZnSe/S Laser Crystals via Annealing in Vapors of Zn and Hot Isostatic Pressing // Opt. Mater. Express. 2017. V. 7. № 1.

  11. Родин С.А., Гаврищук Е.М., Иконников В.Б. и др. Влияние атмосферы отжига на диффузию хрома в ZnSe // Неорган. материалы. 2018. Т. 54. № 1. С. 24−28.

  12. Тимофеева Н.А., Савин Д.В., Гаврищук Е.М. и др. Исследование процессов рекристаллизации CVD-ZnSe при диффузионном легировании железом // Неорган. материалы. 2018. Т. 54. № 4. С. 353−358.

  13. Mirov S.B., Fedorov V.V., Martyshkin D.V. et al. Progress in Mid-IR Lasers Based on Cr and Fe-Doped II–VI Chalcogenides // IEEE J. Sel. Top. Quantum Electron. 2015. V. 21. № 1.

  14. Adams J.J., Bibeau C., Page R.H. et al. 4.0–4.5-μm Lasing of Fe:ZnSe below 180 K, a New Mid-Infrared Laser Material // Opt. Lett. 1999. V. 24. № 3.

  15. Cankaya H., Demirbas U., Erdamar A.K., Sennaroglu A. Absorption Saturation Analysis of Cr2+:ZnSe and Fe2+:ZnSe // J. Opt. Soc. Am. B. 2008. V. 25. № 5. P. 794–800.

  16. Fedorov V.V., Konak T., Dashdorj J. et al. Optical and EPR Spectroscopy of Zn:Cr:ZnSe and Zn:Fe:ZnSe crystals // Opt. Mater. 2014. V. 37. P. 262–266.

  17. Dormidonov A.E., Firsov K.N., Gavrishchuk E.M. et al. High-Efficiency Room-Temperature ZnSe:Fe2+ Laser with a High Pulsed Radiation Energy // Appl. Phys. B. Lasers Opt. 2016. V. 122. № 8.

  18. Кролевецкая В.Ю., Зыкова М.П., Можевитина Е.Н. и др. Растворимость железа в кубическом селениде цинка // Успехи в химии и хим. технологии. 2016. T. 30. № 3. С. 131–132.

  19. Мерер Х. Диффузия в твердых телах: пер. с англ. М.: Интеллект, 2011. С. 492–498.

  20. Дидик В.А., Каминский В.В., Скорятина Е.А. и др. Исследование диффузии никеля в сульфиде самария // Конденсированные среды и межфазные границы. 2006. Т. 8. № 4. С. 273−274.

  21. Дидик В.А., Каминский В.В., Курапова О.Ю. и др. Диффузия кобальта в полупроводниковом сульфиде самария // Конденсированные среды и межфазные границы. 2006. Т. 13. № 1. С. 38−41.

  22. Terashima K., Kawachi M., Takena M. Growth of ZnSe Crystals by Nonstoichiometric Annealing // J. Cryst. Growth. 1990. V. 102. P. 387–392.

Дополнительные материалы отсутствуют.