Неорганические материалы, 2021, T. 57, № 3, стр. 343-348

Получение композита Al–Ti–Mg методом самораспространяющегося высокотемпературного синтеза

П. А. Лазарев 12*, А. Е. Сычёв 1, Н. А. Кочетов 1, Н. В. Сачкова 1

1 Институт структурной макрокинетики и проблем материаловедения им. А.Г. Мержанова Российской академии наук
142432 Московская обл., Черноголовка, ул. Академика Осипьяна, 8, Россия

2 Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
600000 Владимир, ул. Горького, 87, Россия

* E-mail: Diego1205@inbox.ru

Поступила в редакцию 16.07.2020
После доработки 30.10.2020
Принята к публикации 02.11.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Впервые методом самораспространяющегося высокотемпературного синтеза в системе Ti–Al–Mg получен легкий интерметаллидный сплав, содержащий тройную фазу Al18Ti2Mg3. В двухкомпонентной системе Ti–Al синтез реализован в режиме теплового взрыва, а в тройной системе Ti–Al–Mg – в режиме послойного горения. Пористость синтезированного материала составляет 43.3%, а его плотность – 2.4 г/см3.

Ключевые слова: интерметаллиды, самораспространяющийся высокотемпературный синтез, микроструктура, система Al–Ti–Mg, рентгенофазовый анализ

ВВЕДЕНИЕ

Легкие конструкционные материалы на основе сплавов алюминия, магния и титана широко используются в современной промышленности [1]. Магниевые сплавы являются самыми легкими, обладают низкой плотностью, высокой механической прочностью и большим модулем упругости [2]. Алюминиевые сплавы также обладают низкой плотностью, высокой удельной прочностью, коррозионной стойкостью, ударной прочностью и низким энергопотреблением при производстве [38]. Титановые сплавы характеризуются высокой удельной прочностью, коррозионной стойкостью, теплостойкостью и перспективны не только для транспортной отрасли, но и для нефтехимической, ядерной и медицинской промышленности [9, 10]. В настоящее время большой интерес вызывает получение новых легких сплавов на основе алюминия, магния и титана. Как правило, снижение веса на 10% может уменьшить удельный расход топлива транспортных средств на 3–7% [1114].

Существуют различные способы получения интерметаллидных сплавов на основе тройной системы Al–Ti–Mg: плавление, механоактивация, реакционное спекание и прокатка [1517]. Наибольшее развитие получили металлургические методы и горячая прокатка, которые имеют существенные недостатки, заключающиеся в отсутствии взаимодействия магния и титана и невозможности образования из этих химических элементов интерметаллидных соединений [18]. В связи с этим актуальны разработка и применение новых способов синтеза интерметаллидных сплавов на основе тройной системы Al–Ti–Mg, которые позволят получить легкий материал с новыми свойствами. Одним из таких способов является самораспространяющийся высокотемпературный синтез (СВС) [1921].

Цель работы – получение легкого интерметаллидного сплава на основе тройной системы Ti–Al–Mg методом СВС как альтернативного способа существующим методам (металлургическое плавление, механоактивация, реакционное спекание и горячая прокатка) и исследование его свойств.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В качестве исходных реагентов для синтеза сплавов применялись элементарные порошки металлов: Mg (марка МПФ-3, размер частиц около 170 мкм, не менее 99 мас. %), Ti (ПТМ, размер частиц менее 100 мкм, 99.2 мас. %) и Al (АСД-4, размер частиц около 10 мкм, 99.2 мас. %). Порошки исходных металлов в требуемых пропорциях (мас. %): Ti – 61, Al – 34, Mg – 5 перемешивались в фарфоровой ступке до визуального отсутствия неоднородностей для получения смеси Ti + Al + + Mg, Ti – 64, Al – 36 – для получения смеси Ti + Al и Ti – 20, Mg – 80 – для получения смеси Ti + Mg.

Для каждой исследованной системы Al–Mg, Ti–Mg и Ti–Al прессовались цилиндрические образцы массой 3 г и диаметром 10 мм до относительной плотности 0.65–0.70. СВС-эксперименты проводились в нагревательной печи на воздухе и в среде аргона при давлении 1 атм. Образцы помещали в печь (рис. 1), предварительно нагретую до 800°C. Внутренний диаметр печи составлял 15 мм, высота – 70 мм. Изменение температуры образца регистрировали W–Re-термопарой. После начала СВС-реакции питание печи отключалось.

Рис. 1.

Внешний вид СВС-установки.

Синтезированные образцы исследовались методами рентгенофазового анализа (РФА) на установке ДРОН-3 и электронной микроскопии на автоэмиссионном сканирующем электронном микроскопе сверхвысокого разрешения ZeissUltraplus на базе Ultra 55. Плотность синтезированных образцов измерялась методом гидростатического взвешивания в дистиллированной воде. Испытания на прочность при сжатии проводились на установке INSTRON-1195. Микротвердость измеряли на приборе МПТ-3 по стандартной методике.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты РФА синтезированных образцов различного состава представлены на рис. 2 и 3.

Рис. 2.

Рентгеновские дифрактограммы образцов, синтезированных на воздухе: Al–Mg (1) и Ti–Mg (2).

Рис. 3.

Рентгеновские дифрактограммы синтезированных образцов системы Ti–Al: 1 – на воздухе, 2 – в среде аргона (1 атм).

РФА образца Al–Mg (рис. 2а) показал, что в продуктах СВС-реакции присутствуют фазы Al12Mg17 и MgO. На поверхности синтезированного образца наблюдается покрытие белого цвета, которое, по данным энергодисперсионного анализа, содержит кислород и магний и, по-видимому, является оксидом магния. РФА показал (рис. 2, дифрактограмма 2), что в образце Ti–Mg реакция не протекает ввиду малой взаимной растворимости Mg и Ti [22]. В результате нагрева происходит образование оксидов MgO, Ti3O и нитрида титана TiN.

На рис. 3 представлены дифрактограммы продуктов синтеза в системе Ti–Al. В состав синтезированного на воздухе материала входят фазы Ti3Al2, TiAl, Al2O3 и непрореагировавший Ti (дифрактограмма 1). Наличие фазы Al2O3 объясняется проведением СВС-реакции на воздухе. РФА образцов, синтезированных в среде аргона (дифрактограмма 2), обнаружил присутствие двух интерметаллидных фаз: TiAl и Ti3Al.

С целью предотвращения образования оксидов MgO, Ti3O и Al2O3 СВС-эксперименты были проведены в атмосфере аргона (1 атм). Для точной регистрации температуры в образце делалось отверстие, в которое вводился спай W–Re-термопары. Установка для проведения СВС-экспериментов предварительно вакуумировалась, после чего заполнялась Ar до давления 1 атм.

На рис. 4 представлена термограмма СВС-процесса в системе Ti–Al, который протекал в режиме теплового взрыва. При достижении 600°C (точка А) образец начинал ярко светиться и происходило инициирование СВС-реакции. Температура образца резко поднималась до 1250°С (точка В).

Рис. 4.

ДТА-кривая теплового взрыва в системе Ti–Al.

СВС-реакция в системе Al–Ti–5% мас. Mg инициируется при 630°C (рис. 5, точка А), далее температура продолжает плавно подниматься до температуры 850°С, что указывает на протекание высокотемпературной экзотермической реакции.

Рис. 5.

ДТА-кривая СВС-реакции в системе Al–Ti–5% мас. Mg.

В результате нагрева до температуры плавления Mg (tпл = 650°С) и Al (tпл = 655°С) плавятся и растекаются по частицам Ti. Расплав Al–Mg взаимодействует с титаном Ti с образованием алюминидов титана и магния. РФА продуктов, синтезированных на воздухе (рис. 6, дифрактограмма 1), показал наличие TiAl2, Al3.16Mg1.84, Ti2AlN и MgO. При проведении СВС-синтеза в среде Ar (1 атм) в продуктах горения образуются тройная фаза Al18Ti2Mg3 и двойная фаза TiAl3, а также незначительное количество MgO (рис. 6, дифрактограмма 2). Пористость синтезированного материала составляет 43.3%, а его гидростатическая плотность равна 2.4 г/см3. Средний размер пор составляет примерно 5.5 мкм. Исследование микроструктуры синтезированного сплава показало также, что в некоторых областях присутствуют частицы Mg, которые до конца не прореагировали, что скорее всего связано с их большим (более 100 мкм) размером.

Рис. 6.

Рентгеновские дифрактограммы синтезированных образцов системы Ti–Al–Mg: 1 – на воздухе, 2 – в среде аргона (1 атм).

Интерметаллидные сплавы на основе Ti–Al и Ti–Al–Mg при комнатной температуре обладают невысокими прочностными характеристиками, что подтверждается результатами испытания на сжатие. Прочность на сжатие сплава Ti–Al равна 5.1 МПа, сплава Ti–Al–Mg – 12.1 МПа, а предел текучести 9.87 МПа.

На рис. 7 представлены микроструктуры поверхности изломов синтезированных материалов на основе Ti–Al и Ti–Al–Mg. Полученный методом СВС сплав Ti–Al обладает однородной структурой, представленной ламельными зернами из чередующихся слоев фаз алюминидов титана субмикронной толщины. Проведенный энергодисперсионный анализ сплава Ti–Al показал, что интерметаллидные зерна имеют следующий состав (мас. %): Ti – 66.2, Al – 33.8. Связка между интерметаллидными зернами близка по составу к фазе Ti3Al – 15.1 мас. % Al и 84.9 мас. % Ti. Для сплава Ti–Al–Mg состав зерен имеет состав, близкий к расчетному для фазы Al18Ti2Mg3 (рис. 8). Оба синтезированных образца имеют достаточно высокую остаточную пористость. Для сплава Ti–Al поверхность излома имеет четко выраженный характер внутризеренного хрупкого разрушения (рис. 7) с характерной поверхностью ручьистого излома. У сплава Ti–Al–Mg поверхность излома имеет ямочный микрорельеф, характеризующийся вязким разрушением.

Рис. 7.

Микроструктура поверхности изломов сплавов, синтезированных в аргоне: Ti–Al и Ti–Al–Mg.

Рис. 8.

Микроструктура и результаты энергодисперсионного анализа синтезированного сплава системы Ti–Al–Mg (мас. %).

На основе приведенных результатов можно предложить следующий механизм формирования сплава Ti–Al–Mg. По мере повышения температуры частицы Al и Mg плавятся, смачивая частицы титана, затем титан начинает растворяться в расплаве Al–Mg. Растворенный Ti вступает в реакцию с расплавом Al–Mg, образуя интерметаллидные зерна TiAlх на поверхности и вокруг частиц титана. Интерметаллидные зерна TiAlх в расплаве Al–Mg постепенно диспергируются в результате действия капиллярных сил. После охлаждения формируется сплав на основе Ti–Al–Mg, содержащий интерметаллидные фазы Al18Ti2Mg3 и TiAl3.

Сплав Ti–Al имеет среднее значение микротвердости 3030 МПа. Микротвердость структурных компонентов сплава Ti–Al–Mg имеет следующие значения: для округлых зерен Al18Ti2Mg3 – 2040 МПа, для межзеренных прослоек на основе TiAl3, MgO и Mg – 1140 МПа, что связано с присутствием неполностью прореагировавшего магния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные СВС-эксперименты на воздухе в двойных системах Al–Mg, Ti–Al показали образование интерметаллидных фаз TiAl, Ti3Al2, Al12Mg17 и большого количества оксидов. Синтез в двойных системах Al–Mg, Ti–Al в среде аргона протекает в режиме теплового взрывы, при этом в системе Al–Mg образуются фазы Al12Mg17, MgO, а в системе Ti–Al – TiAl и Ti3Al. Синтезирован интерметаллидный сплав Ti–Al–Mg, содержащий TiAl3, Al18Ti2Mg3 и незначительное количество MgO. Пористость синтезированного материала составляет 43.3%, а его плотность – 2.4 г/см3.

Список литературы

  1. Vaidya W.V., Horstmann M., Ventzke V., Petrovski B., Kocak M., Kocik R., Tempus G. Structure-Property Investigations on a Laser Beam Welded Dissimilar Joint of Aluminium AA6056 and Titanium Ti6Al4V for Aeronautical Applications. Part I: local Gradients in Microstructure, Hardness and Strength. Materialwissenschaft und Werkstofftechnik. 2009. V. 40. № 8. P. 623–633. https://doi.org/10.1002/mawe.200900366

  2. Manladan S., Yusof F., Ramesh S., Fadzil M. A Review on Resistance Spot Welding of Magnesium Alloys // Int. J. Adv. Manuf. Technol. 2016. V. 86. № 5. P. 1805–1825. https://doi.org/10.1007/s00170-015-8258-9

  3. Liu L. Introduction to the Welding and Joining of Magnesium // Welding and Joining of Magnesium Alloys / Ed. Liu L. Cambridge: Woodhead Publishing, 2010. P. 3–8. https://doi.org/10.1533/9780857090423.1.3

  4. Manladan S., Yusof F., Ramesh S., Fadzil M., Luo Z., Ao S. A Review on Resistance Spot Welding of Aluminum Alloys // Int. J. Adv. Manuf. Technol. 2017. V. 90. № 1. P. 605–634. https://doi.org/10.1007/s00170-016-9225-9

  5. Han L., Thornton M., Shergold M. A Comparison of the Mechanical Behaviour of Self-Piercing Riveted and Resistance Spot Welded Aluminium Sheets for the Automotive Industry // Mater. Des. 2010. V. 31. № 3. P. 1457–1467.https://doi.org/10.1016/j.matdes.2009.08.031

  6. Ambroziak A., Korzeniowski M. Using Resistance Spot Welding for Joining Aluminium Elements in Automotive Industry // Arch. Civil Mech. Eng. 2010. V. 10. № 1. P. 5–13. https://doi.org/10.1016/S1644-9665(12)60126-5

  7. Rodriguez R., Jordon J., Allison P., Rushing T., Garcia L. Microstructure and Mechanical Properties of Dissimilar Friction Stir Welding of 6061-to-7050 Aluminum Alloys // Mater. Des. 2015. V. 83. P. 60–65. https://doi.org/10.1016/j.matdes.2015.05.074

  8. Han L., Thornton M., Boomer D., Shergold M. A Correlation Study of Mechanical Strength of Resistance Spot Welding of AA5754 Aluminium Alloy // J. Mater. Proc. Technol. 2011. V. 211. № 3. P. 513–521. https://doi.org/10.1016/j.jmatprotec.2010.11.004

  9. Han L., Thornton M., Li D., Shergold M. Effect of Governing Metal Thickness and Stack Orientation on Weld Quality and Mechanical Behaviour of Resistance Spot Welding of AA5754 ALuminium // Mater. Des. 2011. V. 32. № 4. P. 2107–2114. https://doi.org/10.1016/j.matdes.2010.11.047

  10. Liu J., Rao Z., Liao S., Wang P.-C. Modeling of Transport Phenomena and Solidification Cracking in Laser Spot Bead-on-Plate Welding of AA6063-T6 Alloy. Part I. The Mathematical Model // Int. J. Adv. Manuf. Technol. 2014. V. 73. № 9–12. P. 1705–1716. https://doi.org/10.1007/s00170-014-5924-2

  11. Humpenöder F., Popp A., Stevanovic M., Müller C., Bodirsky B.L., Bonsch M., Dietrich J.P., Lotze-Campen H., Weindl I., Biewald A. Land-Use And Carbon Cycle Responses to Moderate Climate Change: Implications for Land-Based Mitigation? // Environ. Sci. Technol. 2015. V. 49. № 11. P. 6731–6739 https://doi.org/10.1021/es506201r

  12. Manladan S., Yusof F., Ramesh S., Fadzil M. A Review on Resistance Spot Welding of Magnesium Alloys // Int. J. Adv. Manuf. Technol. 2016. V. 86. № 5. P. 1805–1825. https://doi.org/10.1007/s00170-015-8258-9

  13. Kim H.C., Wallington T.J. Life-Cycle Energy and Greenhouse Gas Emission Benefits of Lightweighting in Automobiles: Review and Harmonization // Environ. Sci. Technol. 2013. V. 47. № 12. P. 6089–6097. https://doi.org/10.1021/es3042115

  14. Modaresi R., Pauliuk S., Løvik A.N., Müller D.B. Global Carbon Benefits of Material Substitution in Passenger Cars until 2050 and the Impact on the Steel and Aluminum Industries // Environ. Sci. Technol. 2014. V. 48. № 18. P. 10776–10784. https://doi.org/10.1021/es502930w

  15. Zhang F.Y., Yan M.F., You Y., Zhang C.S., Chen. H.T. Prediction of Elastic and Electronic Properties of Cubic Al18Ti2Mg3 Phase Coexisting with Al3Ti in Al–Ti–Mg System // Physica B: Condens. Matter. 2013. V. 408. P. 68–72. https://doi.org/10.1016/j.physb.2012.09.039

  16. Huashun Yu., Kim J.D., Kang S.B. The Formation of AlN and TiN Particles during Nitrogen Bearing Gas Injection into Al–Mg–Ti Melt // Mater. Sci. Eng.: A. 2004. V. 386. № 1–2. P. 318–325. https://doi.org/10.1016/j.msea.2004.07.049

  17. Zhang X.P., Yang T.H., Castagne S., Wang J.T. Microstructure; Bonding Strength and Thickness Ratio of Al/Mg/Al Alloy Laminated Composites Prepared by Hot Rolling // Mater. Sci. Eng.: 2011. V. 528. № 4–5. P. 1954–1960. https://doi.org/10.1016/j.msea.2010.10.105

  18. Parisa D.M., Beitallah E. Microstructure and Mechanical Properties of Tri-metal Al/Ti/Mg Laminated Composite Processed by Accumulative Roll Bonding // Mater. Sci. Eng.: 2015. V. 628. P. 135–142. https://doi.org/10.1016/j.msea.2014.12.067

  19. Merzhanov A.G. The Chemistry of Self-Propagating High-Temperature Synthesis // Mater. Chem. 2004. V. 14. P. 1779–1791. https://doi.org/10.1039/B401358C

  20. Boyarchenko O.D., Kamynina O.K., Sytschev A.E., Vadchenko S.G., Gotman I., Umarov L.M. Synthesis of Ti–Al Based Materials by Thermal Explosion // Int. J Self-Propag. High-Temp. Synth. 2010. V. 19. P. 285–291. https://doi.org/10.3103/S1061386210040084

  21. Kochetov N.A., Sytschev A.E. Effects of Magnesium on Initial Temperature and Mechanical Activation on Combustion Synthesis in Ti–Al–Mg System // Mater. Chem. Phys. 2021. V. 257. № 1. P. 12372. https://doi.org/10.1016/j.matchemphys.2020.123727

  22. Murray J.L. The Mg–Ti (Magnesium-Titanium) System // Bull. Alloy Phase Diagrams. 1986. V. 7. P. 245–248. https://doi.org/10.1007/BF02868999

Дополнительные материалы отсутствуют.