Неорганические материалы, 2021, T. 57, № 3, стр. 271-277

Влияние морфологии прекурсора Та2О5 на характеристики магниетермических танталовых порошков

В. М. Орлов 1, Т. Ю. Прохорова 1*, А. Т. Беляевский 1

1 Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И.В. Тананаева – обособленное подразделение ФИЦ “Кольский научный центр Российской академии наук”
184209 Мурманская обл., Апатиты, Академгородок, 26А, Россия

* E-mail: t.prokhorova@ksc.ru

Поступила в редакцию 18.03.2020
После доработки 15.10.2020
Принята к публикации 16.10.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Рассмотрено влияние морфологии пентаоксида тантала на свойства танталовых порошков, полученных его восстановлением парами магния. Показана связь морфологии пентаоксида, используемого в качестве прекурсора, с гранулометрическим составом, морфологией полученных порошков и изготовленных из них анодов конденсаторов. Получены магниетермические порошки тантала, обеспечивающие удельный заряд конденсаторов на уровне 120 000–150 000 мкКл/г.

Ключевые слова: пентаоксид тантала, морфология, магниетермическое восстановление, порошок тантала, удельный заряд

ВВЕДЕНИЕ

Танталовые объемно-пористые конденсаторы являются важнейшим компонентом электронной аппаратуры различного назначения благодаря своей надежности и возможности миниатюризации [14]. Параметры и качество конденсаторов зависят от характеристик порошка тантала. Конденсаторные танталовые порошки можно разделить на два типа: порошки с осколочной формой частиц и порошки с развитой формой частиц. Первые получают методом гидрирования-размола-дегидрирования слитков тантала высокой чистоты и используют в производстве конденсаторов высоковольтных номиналов особой надежности [3, 5]. Вторые получают в основном двумя способами: натриетермическим восстановлением гептафторотанталата калия или восстановлением пентаоксида тантала парами магния [58]. Последние характеризуются возможностью получения большей удельной поверхности и меньшим содержанием примесей, что позволяет значительно уменьшить габариты конденсаторов, используемых в бытовой радиоэлектронной аппаратуре [9, 10].

Магниетермическое восстановление пентаоксида тантала – процесс гетерофазный. В этом случае характеристики прекурсора существенно влияют на морфологию и характеристики полученного в результате восстановления металлического порошка [5, 11, 12]. В свою очередь морфология порошка оказывает влияние на характеристики изготовленных из него анодов конденсаторов [13].

В последнее время в литературе появилось значительное количество работ, посвященных синтезу пентаоксида тантала. Но они посвящены получению либо тонких пленок, либо наноразмерного порошка Та2О5 в количестве нескольких сотен миллиграммов для исследования его фотокаталитических свойств и возможности применения в литий-ионных источниках тока [1417]. На практике используют 2 способа получения пентаоксида тантала [18, 19]. Наиболее распространенный – это осаждение Та2О5 из фторидных растворов, полученных в процессе кислотной переработки танталсодержащего сырья. Размер частиц прокаленного пентаоксида составляет около 1 мм, удельная поверхность от 1 до 3 м2/г. Такой пентаоксид служит, в частности, прекурсором при магниетермическом получении порошков тантала зарубежными производителями. Другим промышленным способом является гидролиз пентахлорида тантала, получаемого в процессе переработки методом хлорирования руд типа лопарита. Образовавшийся гидроксид тантала прокаливают. Удельная поверхность полученного Та2О5 менее 1 м2/г, а его морфология существенно отличается от осажденного из фторидных растворов с последующей прокалкой [19].

Пентаоксид тантала нескольких сортов, полученный гидролизом пентахлорида, выпускает ОАО “Соликамский магниевый завод” (ОАО СМЗ). По существу это единственный отечественный продукт, который может быть использован в качестве прекурсора для организации промышленного производства магниетермических танталовых конденсаторных порошков. Потенциальным прекурсором для этих целей может служить и пентаоксид тантала, полученный окислением высокочистой танталовой проволоки, обрезки которой являются отходом производства танталовых конденсаторов. В настоящее время эти отходы используют как сырье в производстве слитков тантала.

Цель настоящей работы определить возможность получения качественных порошков тантала с использованием этих видов Та2О5, а также исследовать влияние морфологии частиц Та2О5 на характеристики порошков и изготовленных на их основе анодов конденсаторов.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В работе использовали 2 вида пентаоксида тантала. Первый, производства Соликамского магниевого завода (СМЗ) (ТУ 1764-027-00545484-2000), получен гидролизом пентахлорида. Удельная поверхность Та2О5 исследованных партий составляла 2.6, 5.4 и 9.5 м2/г. Пентаоксид подвергали восстановлению как в исходном состоянии, так и после дополнительной термообработки при температуре (tт) 1100, 1200 и 1300°С с выдержкой в течение 2 ч. Второй вид пентаоксида получен окислением при температуре 800°С в течение 4 ч отходов проволоки, используемой в производстве танталовых конденсаторов.

Восстановление парами магния проводили в течение 5 ч при температуре 830°C и остаточном давлении аргона в реакторе 5 кПа [20]. Для удаления оксида магния продукты реакции дважды по 1.5 ч обрабатывали 15%-ным раствором HNO3, взятым из расчета 900 мл раствора на 100 г продуктов восстановления. Порошок тантала промывали дистиллированной водой до нейтрального состояния раствора и сушили при температуре 80°С. Образовавшийся после сушки плотный агломерат измельчали до крупности менее 400 мкм.

Величину удельной поверхности порошков (S) измеряли адсорбционным статическим методом БЭТ на приборе Micromeritics TriStar II 3020. Морфологическую картину поверхности прекурсора и полученного порошка тантала после предварительного напыления золотом изучали на сканирующем электронном микроскопе (СЭМ) SEM LEO 420 (CARL ZEISS, Германия). Насыпную плотность порошков (γ) определяли по ГОСТ 19440-94, гранулометрический состав – методом ситового анализа. Гранулометрический состав фракции <50 мкм определяли на фотоседиментометре ФСХ-6.

Технологическое опробование порошков в качестве материала анодов конденсаторов проводили по общепринятой в электронной промышленности методике. Из порошка прессовали аноды массой 0.108 г, диаметром 2.7 мм с плотностью 4 г/см3. Прессованные аноды спекали в вакуумной печи сопротивления в интервале температуры 1250–1350°С при остаточном давлении не более 5 × 10–3 Па, выдержка при максимальной температуре – 20 мин. Анодирование проводили в 0.1%-ном растворе ортофосфорной кислоты в комбинированном режиме: при постоянной плотности тока 150 мА/г до напряжения 16 В, затем в потенциостатическом режиме в течение 5 ч. Электрические параметры измеряли в 38%-ном растворе серной кислоты на приборе для измерения иммитанса Е7-20 (МНИПИ, Беларусь), частота 50 Гц, катод – черненая платина. Ток утечки определяли при напряжении 11 В (0.7 от формовочного) (источник питания постоянного тока Б5-50).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование морфологии частиц порошков пентаоксида производства СМЗ показало, что она существенно отличается у разных партий продукта. Пентаоксид с удельной поверхностью на уровне 2.6 м2/г был представлен агломератами из чешуйчатых частиц (рис. 1а, 1б). Порошок пентаоксида с удельной поверхностью 9.5 м2/г представлял собой агломераты, состоящие из равноосных частиц размером не более 1 мкм (рис. 1д, 1е). В пентаоксиде с удельной поверхностью 5.4 м2/г имелись частицы обоих типов (рис. 1в, 1г). Поскольку последние более типичны, в дальнейшей работе использовали пентаоксид с удельной поверхностью 5.4 м2/г.

Рис. 1.

СЭМ-изображения Ta2O5 производства ОАО “СМЗ” с удельной поверхностью 2.6 (а, б), 5.4 (в, г), 9.5 м2/г (д, е).

Изменение морфологии указанного порошка частиц в зависимости от температуры термообработки представлено на рис. 2. Видно, что в процессе термообработки происходит перекристаллизация частиц пентаоксида с изменением их формы и размера, степень которой увеличивается с повышением температуры. После 2 ч термообработки при температуре 1300°С пентаоксид, в отличие от исходного (рис. 1в, 1г), представлен в основном равноосными частицами размером около 1 мкм, собранными в агломераты (рис. 2д, 2е).

Рис. 2.

СЭМ-изображения Ta2O5 производства ОАО “СМЗ” после термообработки при 1100 (а, б), 1200 (в, г), 1300°С (д, е).

Другая морфология у пентаоксида, полученного окислением проволоки (рис. 3). После окисления полностью сохраняется форма прекурсора (рис. 3а). При механическом воздействии продукт распадается на фрагменты, морфология которых сохраняет следы текстуры проката (рис. 3б, 3в). Форма первичных частиц соответствует кристаллитам металла (рис. 3г).

Рис. 3.

Фото (а) и СЭМ-изображения (б–г) Ta2O5, полученного окислением танталовой проволоки.

Характеристики пентаоксида производства СМЗ после термообработки, а также пентаоксида, полученного окислением проволоки, и соответствующих им порошков тантала приведены в табл. 1. Обращает на себя внимание, что изменение параметров пентаоксида в результате термообработки до температуры 1200°С практически не повлияло на удельную поверхность и насыпную плотность полученных порошков тантала (образцы С1–С3, табл. 1). Увеличение температуры термообработки до 1300°С привело к существенному уменьшению удельной поверхности и насыпной плотности порошка тантала. Такая закономерность объясняется гранулометрическим составом порошков. Порошки, полученные с использованием в качестве прекурсора пентаоксида партий С1–С3, отличаются высоким содержанием фракции менее 1 мкм. Аномальное увеличение насыпной плотности с уменьшением размера частиц объясняется увеличением адгезии между влажными частицами порошка. Чем больше в порошке мелкой фракции, тем больше плотность агломерата, образовавшегося при сушке, и больше насыпная плотность порошка, полученного его измельчением.

Таблица 1.  

Характеристики Та2О5 различного генезиса и полученных порошков тантала

Прекурсор tт, °С Образец S, м2 γ, г/см3 Образец S, м2 γ, г/см3 Содержание фракции <1 мкм, %
Τa2Ο5 порошок тантала
СМЗ С1 5.4 0.81 ПС1 9.3 2.8 82.5
1100 С2 1.33 1.55 ПС2 9.6 2.5 61.1
1200 С3 0.99 1.65 ПС3 9.5 2.2 53.0
1300 С4 0.46 1.83 ПС4 5.3 1.3 40.0
Проволока О 0.45 2.13 ПО 4.6 1.7 12.8

СЭМ-изображения порошков тантала, прекурсором для которых служили пентаоксиды разного генезиса, приведены на рис. 4. Частицы порошков тантала, полученных с использованием всех рассматриваемых прекурсоров, представляют собой агломераты первичных частиц, размер которых значительно меньше частиц исходного пентаоксида (рис. 1 и 2). При этом агломераты порошка, прекурсором которого служил пентаоксид типа “О”, по своей форме соответствуют агломератам пентаоксида (рис. 3г).

Рис. 4.

СЭМ-изображения порошков тантала, полученных с использованием в качестве прекурсора пентаоксида С1 (а), С2 (б), С4 (в), О (г).

Параметры анодов, изготовленных из полученных порошков, приведены табл. 2, где tсп – температура спекания; ρ и Π – плотность и пористость спеченных анодов; ∆d/d и ∆V/V – радиальная и объемная усадки; I и Q – ток утечки и удельный заряд анодов; ΔQ – потери удельного заряда при увеличении температуры спекания на 50°С.

Таблица 2.  

Параметры анодов, изготовленных из порошков тантала с использованием Та2О5 различного генезиса

Порошок tсп, °С ρ, г/см3 Π, % d/d, % V/V, % I × 103, А/Кл Q, мкКл/г ΔQ, %
ПС1 1250 6.5 61.0 10.6 26.6 1.7 135190 81
1300 10.5 36.9 24.8 55.1 1.9 25800
ПС2 1250 6.7 59.8 9.3 28.8 1.4 148310 73
1300 10.4 37.5 24.1 55.1 2.0 40510
ПС4 1250 5.2 68.8 7.8 18.9 0.6 152190 26
1300 5.9 64.6 13.3 29.4 0.6 112450
ПО 1300 6.3 62.2 10.4 24.0 0.5 144100 15
1350 6.9 58.6 14.1 31.4 0.6 122320

Из приведенных данных видно, что термообработка Ta2O5 производства СМЗ, влияя на гранулометрический состав танталового порошка, определяет и характеристики анодов. С ростом температуры термообработки пентаоксида снижается усадка анодов и уменьшается зависимость удельного заряда от температуры спекания. Лучшие характеристики по этим параметрам и току утечки у анодов, изготовленных из порошка, прекурсором которого служил пентаоксид, термообработанный при температуре 1300°С. Пористость всех анодов при оптимальной для данного порошка температуре спекания находится на уровне 60%.

Особый интерес представляют характеристики анодов, изготовленных из порошка “ПО”, прекурсором которого служил пентаоксид, полученный окислением танталовой проволоки. Благодаря особой морфологии пентаоксида аноды из этого порошка отличаются наиболее высокой стабильностью характеристик и сохраняют удельный заряд при более высокой температуре спекания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Показано влияние генезиса пентаоксида тантала на его морфологические особенности, характеристики порошков тантала, полученных магниетермическим восстановлением, и, соответственно, изготовленных из этих порошков анодов конденсаторов. Термообработка порошка пентаоксида тантала, полученного гидролизом пентахлорида при температуре 1300°С, позволяет получить продукт, представленный собранными в агломераты равноосными частицами размером около 1 мкм. Его морфология аналогична морфологии прокаленного при 1300°С гидроксида, полученного осаждением из фторидных растворов [19]. Из порошка тантала, полученного восстановлением пентаоксида производства ОАО “СМЗ”, термообработанного при температуре 1300°С, изготовлены аноды конденсаторов с удельным зарядом на уровне 150 000 мкКл/г при значительно меньшей усадке в процессе спекания.

Особенности морфологии пентаоксида, полученного окислением танталовой проволоки, позволяют использовать его в качестве прекурсора без дополнительной термообработки и получать порошок тантала, который обеспечивает пористость, усадку и удельный заряд анодов на таком же уровне при более высокой температуре спекания.

Список литературы

  1. Zednicek T. Tantalum Capacitors Potentials and Trends // https://ebom.com/2019/01/tantalum-capacitors-potentials-and-trends. Дата обращения 20.01.2020 г.

  2. Freeman Y., Lessner P. Tantalum Capacitors in Space Applications, ESA 2018 // https://passive-components.eu/tantalum-capacitors-in-space-applications/. Дата обращения 11.02.2020 г.

  3. Hagymási M., Otterstedt R.D., Schnitter Ch. et al. Pushing Tantalum Capacitors to the Limit: A Powder Manufacturers View to 300 V Anodizations and Beyond // https://passive-components.eu/pushing-tantalum-capacitors-to-the-limit-view-to-300-v-anodisations-and-beyond/. Дата обращения 11.02.2020 г.

  4. Freeman Y. Tantalum and Niobium-Based Capacitors. Science, Technology, and Applications. Springer International Publishing AG; 2018. 120 p. https://doi.org/10.1007/978-3-319-67870-2_2

  5. Орлов В.М., Колосов В.Н., Прохорова Т.Ю., Мирошниченко М.Н. Исследования по технологии высокоемких танталовых конденсаторных порошков // Цв. металлы. 2011. № 11. С. 30–35.

  6. Loffelholz J., Behrens F., Schnitter Ch. Production of Valve Metal Powders: Пат. 8951328 США.

  7. Loffelholz J., Seyeda H., Wolf R., Reichert K., Schnitter Ch. Valve Metal Powders: Пат. 7485257 США.

  8. Орлов В.М., Крыжанов М.В., Калинников В.Т. Магниетермическое восстановление оксидных соединений тантала // Докл. Академии наук. 2014. Т. 457. № 5. С. 555–558. https://doi.org/10.7868/S0869565214230157

  9. Haas H. Magnesium Vapour Reduced Tantalum Powders with Very High Capacitances // CARTS Europe 2004: 18th Annual Passive Components Conference, Nice (October 18–21), 2004. P. 5–8.

  10. Haas H., Schnitter C., Sato N. et al. Challenge: Highest Capacitance Tantalum Powders // CARTS Symposium Proceedings. Jacksonville (March 30 to April 2), 2009. P. 209–212.

  11. Гилле Г., Шниттер К., Брумм Х., Хаас Х., Мюллер Р., Бобет М. Наноструктуры, состоящие из вентильных металлов и субоксидов вентильных металлов, и способ их получения: Пат 2493939 РФ. 2013.

  12. Орлов В.М., Колосов В.Н., Беляевский А.Т. и др. Морфология натриетермических порошков тантала и ниобия в зависимости от способа восстановления // Перспективные материалы. 2013. № 4. С. 13–20.

  13. Upadhyaya G.S. Powder Metallurgical Processing and Metal Purity: A Case for Capacitor Grade Sintered Tantalum // Bull. Mater. Sci. 2005. V. 28. № 4. P. 305–307. https://doi.org/10.1007/BF02704240

  14. Hajebi S., Abedeni A. Thermal Decomposition Preparation and Characterization of Ta2O5 Nanoparticles with the Aid of Different Acids and Investigation of its Photocatalyst Application // J. Mater. Sci. – Mater. Electron. 2017. V. 28. P. 2009–2014. https://doi.org/10.1007/s10854-016-5758-9

  15. Manukumar K.N., Kishore B., Manjunath K., Nagaraju G. Mesoporous Ta2O5 Nanoparticles as an Anode Material for Lithium Ion Battery and an Efficient Photocatalyst for Hydrogen Evolution // Int. J. Hydrogen Energy. 2018. V. 43. P. 18125–18135. https://doi.org/10.1016/j.ijhydene.2018.08.075

  16. Juxia Li, Weili Dai, Junqing Yan et al. Hydrothermal Synthesis and Photocatalytic Properties of Tantalum Pentoxide Nanorods // Chin. J. Catal. 2015. V. 36. № 3. P. 432–438. https://doi.org/10.1016/S1872-2067(14)60215-1

  17. Manukumar K.N., Kishore B., Viswanatha R., Nagaraju G. Ta2O5 Nanoparticles as an Anode Material for Lithium Ion Battery // J. Solid State Electrochem. 2020. V. 24. № 4. P. 1067–1074. https://doi.org/10.1007/s10008-020-04593-3

  18. Bose D.K., Gupta C.K. Extractive Metallurgy of Tantalum // Miner. Proc. Extr. Metall. Rev. 2002. V. 22. № 2. P. 389–412. https://doi.org/10.1080/08827500208547422

  19. Singh R.P. Processing of Ta2O5 Powders for Electronic Applications // J. Electron. Mater. 2001. V. 30. № 12. P. 1584–1594. https://doi.org/10.1007/s11664-001-0177-x

  20. Орлов В.М., Крыжанов М.В. Получение нанопорошков тантала магниетермическим восстановлением танталатов // Металлы. 2015. № 4. С. 93–97.

Дополнительные материалы отсутствуют.