Неорганические материалы, 2021, T. 57, № 4, стр. 351-357

Электрические и фотоэлектрохимические свойства тонких пленок МоS2, полученных электроосаждением

В. А. Меджидзаде 1*, С. Ф. Джафарова 1, И. Касумоглы 2, Ш. О. Эминов 2, А. Ш. Алиев 1, А. Н. Азизова 1, Д. Б. Тагиев 1

1 Институт катализа и неорганической химии им. академика М. Нагиева Национальной академии наук Азербайджана
AZ 1143 Баку, пр. Г. Джавида, 113, Азербайджан

2 Институт физики им. академика Г. Абдуллаева Национальной академии наук Азербайджана
AZ 1143 Баку, пр. Г. Джавида, 131, Азербайджан

* E-mail: vuska_80@mail.ru

Поступила в редакцию 23.10.2020
После доработки 17.11.2020
Принята к публикации 19.11.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Методом электрохимического осаждения из водных электролитов получены тонкие пленки MoS2 с n-типом проводимости и с помощью современных методов анализа (РФА, СЭМ, рамановская спектроскопия) изучены их некоторые электрические и фотоэлектрохимические свойства. Исследованы вольт-амперная характеристика и температурная зависимость электропроводности, а также рассчитаны коэффициент температурной чувствительности B = 16376 К, температурный коэффициент электрического сопротивления при 400 К (α = 0.182 K–1), 500 К (α = 0.095 K–1) и ширина запрещенной зоны Eg = 1.41 эВ. Полученные результаты показывают, что тонкие пленки МоS2 обладают полезными фотоэлектрохимическими свойствами и могут быть использованы для преобразования солнечной энергии.

Ключевые слова: электроосаждение, электропроводность, вольт-амперная характеристика, рамановская спектроскопия, фотоэлектрохимические свойства

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в связи с развитием науки и техники потребность в синтезе и исследовании новых материалов для применения в тонкопленочных солнечных батареях с каждым годом интенсивно растет [19]. Дихалькогениды переходных металлов – важный класс двумерных материалов – в последнее время вызывают большой исследовательский и прикладной интерес благодаря своим уникальным электронным и химическим свойствам. В частности, дисульфид молибдена (MoS2) был тщательно изучен для потенциальных применений в гибких электронных устройствах, наноэлектронике [1012], а также в оптоэлектронике [1315]. Дихалькогенид молибдена MoS2, являющийся непрямозонным полупроводником с энергетическим зазором 0.9 эВ, в объемном состоянии является слоистым полупроводником, относящимся к классу соединений переходных металлов. Плоскость переходных атомов Mo этого соединения расположена между двумя плоскостями атомов халькогена S, связанных тригонально-призматической геометрией. Объемный MoS2 построен из ковалентно связанных слоев S–Mo–S, соединенных слабыми ван-дер-ваальсовыми связями.

Известно [1619], что в зависимости от метода и режима получения тонкие пленки МоS2 демонстрируют разные электрические и фотоэлектрохимические свойства. В [16] изучены фотоэлектрохимические свойства химически расслоенного MoS2, осажденного на поверхности оксида олова, легированного фтором (SnO : F, FTO), и структуры TiO2–MoS2. Исследование пленок MoS2, осажденных на FTO, показало, что фотовозбужденные электроны в MoS2 могут быть переданы в электрод, в то время как дырки компенсируются анионами электролита, приводя к генерации фототока. Зависимость фототока от толщины пленки MoS2 демонстрирует резкое падение эффективности с увеличением ее толщины, поэтому монослои MoS2 производят самый высокий фототок.

В работе [17] тонкие пленки MoS2 наносили методом электроосаждения на гибкую сетку из нержавеющей стали. Исследовано влияние отжига при температурах от 200 до 800°С в атмосфере азота в течение 30 мин на структурные, морфологические, оптические и электрические свойства образцов. Рентгенофазовый анализ показал, что тонкая пленка MoS2, отожженная при 700°C, с предпочтительной кристаллографической ориентацией (002) обладает наилучшим качеством. Отжиг при температуре выше 800°C приводил к значительной агломерации MoS2. По данным спектров диффузного отражения в видимой области спектра ширина запрещенной зоны тонких пленок находится в диапазоне от 1.52 до 1.56 эВ. Эти результаты показывают, что такие тонкопленочные образцы MoS2 наиболее перспективны среди халькогенидных материалов, подходящих для фотоэлектрохимических применений [17, 18].

Как видно из вышеизложенного, при исследовании полупроводниковых и фотоэлектрохимических свойств MoS2 разные авторы получили различные результаты.

Цель настоящей работы состояла в определении некоторых электрических и фотоэлектрохимических характеристик тонких пленок MoS2, полученных методом электроосаждения на стеклянные пластины, покрытые прозрачными проводящими тонкими пленками оксида индия-олова (In2O3)0.9 ⋅ (SnO2)0.1 (ITO), а также пленок, осажденных на никелевые подложки.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Пленки ITO наносились на стеклянные подложки методом реактивного высокочастотного магнетронного напыления на установке Z-550 Leybold-Heraouz в смеси аргона с кислородом внутри камеры. Предварительно химически очищенные стекла подвергались ионной очистке в магнетронном разряде аргона в вакуумной камере. Мощность ВЧ-разряда составляла 500 Вт, время очистки – 4 мин. Затем, не нарушая вакуума, проводили магнетронное распыление мишени ITO. Мощность разряда составляла 100 Вт, время осаждения варьировалось в зависимости от требуемой толщины пленки. Выращенные пленки подвергались дополнительному термическому отжигу в течение 10 мин в атмосфере аргона при 673 К для улучшения качества.

Тонкие пленки MoS2 получали в стеклянной трехэлектродной электрохимической ячейке в потенциостате IVIUMSTAT Electrochemical Interface из электролитов состава 1М Na2МоO4 ⋅ · 2H2O + 0.1 М Na2SO3 на Ni- (площадью 2 см2) и ITO- (~4 см2) электродах в интервале потенциалов от –0.55 до –1.0 В. Выращенные пленки подвергались термическому отжигу в течение 10 мин в атмосфере аргона при 623, 653 и 953 K. Зависимость электропроводности от температуры измеряли в интервале 295–420 K. Для измерения температурной зависимости собственного электросопротивления тонкие пленки МоS2 осаждали на Ni-электроды потенциостатическим и гальваностатическим методами.

Морфология, рельеф, а также элементный состав пленок MoS2 изучали с помощью сканирующего электронного микроскопа (СЭМ) марки Carel Zeiss Siqma, а фазовый состав – с помощью рентгенофазового анализатора D2 Phaser (Bruker, Germany). Толщину пленок MoS2 определяли посредством микроскопа Линника марки МИИ-4. Рамановские спектры образцов получали на установке Confocal Raman microscope Nanofinder 30-NM01 при длине волны возбуждения λ = = 532 нм. После подтверждения получения химического соединения МоS2 различными методами анализа были исследованы некоторые электрофизические и фотоэлектрохимические свойства пленок. Тип проводимости тонких пленок определялся с помощью термозонда [20].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Рентгенограммы тонких пленок Мо–S, полученных электроосаждением на Ni-электроде и отожженных при разных температурах, показаны на рис. 1. Видно, что в зависимости от условий термической обработки образцов, осажденных в одинаковых условиях, образуются разные соединения. Соединение, полученное после отжига при температуре 623 К, соответствует МоS2, в то время как в результате отжига при 653 и 923 К получены соответственно соединения Мо3S4 и NiMoO4. Поскольку целью нашего исследования являлось изучение свойств МоS2, два других соединения не рассматривались.

Рис. 1.

Рентгенограммы образцов тонких пленок Мо–S, полученных электроосаждением: состав электролита 1 М Na2МоO4 ⋅ 2H2O + 0.1 М Na2SO3, Т = 338 К, ${{E}_{v}}$ = 0.03 В/с.

Результаты СЭМ также показывают совместное осаждение двух соединений (рис. 2).

Рис. 2.

СЭМ-изображение поверхности (а) и элементный состав (б) образца тонкой пленки Мо–S, полученной электроосаждением на Ni-электроде.

Получение МоS2 также подтверждается результатами рамановской спектроскопии. В MoS2, как и во всех слоистых полупроводниках, имеются два типа колебательных мод: колебательные моды внутри слоев (внутрислойные) и межслойные моды, возникающие в результате движений слоев. Внутрислойные моды колебаний в первую очередь связаны с химическим составом слоя, однако на них может влиять количество слоев в структуре. Из-за большой массы слоев межслойные моды наблюдаются на очень низких частотах, и их положение зависит от количества слоев. Как известно, рамановский спектр в МоS2 характеризуется наличием четырех комбинационных активных мод первого порядка [21]: 32 см–1 ($E_{{2g}}^{2}$), 286 см–1 (E1g), 383 см–1 ($E_{{2g}}^{1}$) и 408 см–1 (A1g). Мода $E_{{2g}}^{2}$ возникает из-за колебаний слоя S–Mo–S относительно соседних слоев. В эксперименте с обратным рассеянием на базисной плоскости мода E1g запрещена. Плоская мода $E_{{2g}}^{1}$ является результатом противоположной вибрации двух атомов S относительно атома Mo, в то время как мода A1g связана с внеплоскостной вибрацией только атомов S в противоположных направлениях.

Из рис. 3 видно, что активный рамановский сдвиг для МоS2 находится в интервале частот 350–450 см–1. При этом пики, наблюдаемые при 350 и 380 см–1, соответствуют атомам серы, колеблющимся в одном направлении, а пики при 420 см–1 соответствуют атому молибдена.

Рис. 3.

Спектр комбинационного рассеяния тонких пленок Мо–S, полученных электроосаждением на поверхности ITO и термообработанных при 623 К: состав электролита 1 М Na2МоO4 ⋅ 2H2O + 0.1 М Na2SO3, Т = 338 К, ${{E}_{v}}$ = 0.03 В/с; на вставке область активного смещения в диапазоне 350–450 см–1.

Температурная зависимость электропроводности тонких пленок МоS2 показана на рис. 4. Видно, что в исследованном интервале температур наблюдаются 2 прямолинейных участка с различными наклонами, что характерно для полупроводников с примесной проводимостью. Первый из них соответствует температурному интервалу 290–360 К, в пределах которого электропроводность полупроводника определяется главным образом примесной составляющей удельной электропроводности, т.е. концентрацией и подвижностью основных носителей заряда. При температурах выше 360 К примесные центры можно считать полностью ионизированными и происходит переход примесной проводимости в собственную.

Рис. 4.

Температурная зависимость собственной проводимости тонких пленок МоS2.

На основе этой зависимости рассчитаны энергии активации примесных центров Ea = 0.03 и 0.23 эВ.

Ширина запрещенной зоны (Eg), вычисленная по температурным зависимостям электропроводности по формуле Eg = 2ktgα, для собственной проводимости равна 1.41 эВ, а для примесной – 0.19 эВ. На основе полученных значений Eg вычислен коэффициент температурной чувствительности по формуле $B = \frac{{{{E}_{g}}}}{k}$. По найденному значению В с помощью формулы $\alpha = \frac{B}{{{{T}^{2}}}}$ вычислены температурные коэффициенты электросопротивления α при разных температурах. Полученные значения Eg, В и α при 400 и 500 К приведены в табл. 1.

Таблица 1.  

Параметры тонких пленок МоS2, полученных электроосаждением из водных электролитов

$E_{g}^{{{\text{собст}}}}$, эВ $E_{g}^{{{\text{прим}}}}$, эВ B, K α400, K–1 α500, K–1
1.41 0.19 16 376 1.82 × 10–1 9.5 × 10–2

Вольт-амперная характеристика тонкослойного образца MoS2 до и после термообработки при 623 К показана на рис. 5. Видно, что в отличие от массивных полупроводников ток в термообработанной пленке с ростом напряжения примерно до 0.9–1.0 В растет линейно, а затем наблюдается его постепенное насыщение. В этой области насыщения концентрации дырок и электронов равны. При малых значениях напряжения скорость генерации велика и ток с ростом напряжения растет. С дальнейшим ростом напряжения (1.0–1.2 В) вновь наблюдается рост тока. По мере увеличения напряжения поток носителей заряда из объема кристалла на его поверхность растет при достижении поверхности прекращается. Поскольку поверхность находится в контакте с воздухом, скорость поверхностной рекомбинации превышает скорость генерации. С ростом напряжения скорость генерации сравнивается со скоростью рекомбинации и наблюдается насыщение тока. Поэтому зависимость тока от напряжения линейная. Следует также отметить, что наличие этой прямой линии в вольт-амперной характеристике играет ключевую роль в конструкции устройства и называется “рабочей зоной”.

Рис. 5.

Вольт-амперные характеристики тонких пленок MoS2: а – термообработанный образец, б – образец без термообработки.

На рис. 6 показана спектральная зависимость тока фотопроводимости в диапазоне длин волн 300–700 нм.

Рис. 6.

Спектральная зависимость тока фотопроводимости тонкого слоя MoS2.

Фотоэлектрохимические свойства осажденных полупроводниковых тонких пленок MoS2 также изучены на ITO-электродах в темноте и при освещении. Поляризационные кривые снимались в 0.5 М растворе Na2SO4 при потенциалах от 1.0 до –1.0 В. Сравнение рис. 7а и 7б показывает, что под воздействием света тонкий слой MoS2 проявляет фотоэлектрохимические свойства. Это четко отражено на анодной ветви кривой в диапазоне потенциалов от –0.5 до 0.5 В. Самая высокая фотоактивность проявляется при нулевом потенциале. Это указывает на то, что тонкие пленки MoS2 могут быть использованы в преобразовании солнечной энергии, в фотоэлементах, фототранзисторах и других устройствах. Увеличение тока в направлении анода указывает на то, что осажденные тонкие пленки MoS2 имеют n-тип проводимости.

Рис. 7.

Поляризационные кривые тонких пленок MoS2 на ITO, снятые в темноте (а) и при освещении (б).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучены электрические и фотоэлектрохимические свойства тонких полупроводниковых пленок MoS2, осажденных из водных электролитов. Получение стехиометрических тонких пленок толщиной 4–6 мкм подтверждено методами СЭМ, РФА и рамановской спектроскопии. Установлено, что полученные пленки имеют n-тип проводимости.

Измерены вольт-амперная характеристика, температурная зависимость электропроводности тонких слоев и рассчитаны коэффициент температурной чувствительности B, температурный коэффициент электропроводности α, ширина запрещенной зоны Eg. При освещении и в темноте сняты поляризационные кривые и изучены фотоэлектрохимические свойства пленок MoS2.

Результаты показывают, что тонкие пленки MoS2 фотоэлектрохимически активны и могут быть использованы в преобразовании солнечной энергии, в фотоэлементах, транзисторах и других устройствах.

Список литературы

  1. Shin S.Y., Cheong B., Choi Y.G. Local Structural Environments of Ge Doped in Eutectic Sb–Te Film Before and After Crystallization // J. Phys. Chem. Solids. 2018. V. 117. P. 81–85. https://doi.org/10.1016/j.jpcs.2018.02.021

  2. Aliyev A.Sh., Elrouby M., Cafarova S.F. Electrochemical Synthesis of Molybdenum Sulfide Semiconductor // Mater. Sci. Semicond. Proc. 2015. V. 32. P. 31–39. https://doi.org/10.1016/j.mssp.2015.01.006

  3. Munshi A.H., Sasidharan N., Pinkayan S., Barth K.L., Sampath W.S., Ongsakul W. Thin–Film CdTe Photovoltaics–the Technology for Utility Scale Sustainable Energy Generation // J. Sol. Energy. 2018. V. 173. P. 511–516. https://doi.org/10.1016/j.solener.2018.07.090

  4. Aliyev A.Sh., Majidzade V.A., Soltanova N.Sh., Tagiyev D.B., Fateev V.N. Some Features of Electrochemically Deposited CdS Nanowires // Chem. Problems. 2018. V. 16. № 2. P. 178–185. https://doi.org/10.32737/2221-8688-2018-2-178-185

  5. Chen C., Bobela D.C., Yang Y., Lu Sh., Zeng K., Ge C., Yang B., Gao L., Zhao Y., Beard M.C., Tang J. Characterization of Basic Physical Properties of Sb2Se3 and its Relevance for Photovoltaics // Front. Optoelectron. 2017. V. 10. № 1. P. 18–30. https://doi.org/10.1007/s12200-017-0702-z

  6. Majidzade V.A. The Effect of Various Factors on the Composition of Electrolytic Thin Films Sb-Se // Chem. Prob. 2018. V. 16. № 3. P. 331–336. https://doi.org/10.32737/2221-8688-2018-3-331-336

  7. Henríquez R., Vasquez C., Briones N., Muñoz E., Leyton P., Dalchiele E.A. Single Phase FeS2 (Pyrite) Thin Films Prepared by Combined Electrodeposition and Hydrothermal Low Temperature Techniques // Int. J. Electrochem. Sci. 2016. V. 11. P. 4966–4978. https://doi.org/10.20964/2016.06.17

  8. Fateev V.N., Alexeeva O.K., Korobtsev S.V., Seregina E.A., Fateeva T.V., Grigoriev A.S., Aliyev A.Sh. Problems of Accumulation and Storage of Hydrogen // Chem. Probl. 2018. V. 16. № 4. P. 453–483. https://doi.org/0.32737/2221-8688-2018-4-453-483

  9. Kulova T.L., Nikolaev I.I., Fateev V.N., Aliyev A.Sh. Modern Electrochemical Systems of Energy Accumulation // Chem. Probl. 2018. V. 16. № 1. P. 9–34. https://doi.org/10.32737/2221-8688-2018-1-9-34

  10. Kim S., Konar A., Hwang W.S., Lee J.H., Lee J., Yang J., Jung C., Kim H., Yoo J.B., Choi J.Y., Jin Y.W., Lee S.Y., Jena D., Choi W., Kim K. High-Mobility and Low-Power Thin-Film Transistors Based on Multilayer MoS2 Crystals // Nat. Commun. 2012. № 3. 1011. https://doi.org/10.1038/ncomms2018

  11. Choi W., Cho M.Y., Konar A., Lee J.H., Cha G.-B., Hong S.C., Kim S., Kim J., Jena D., Joo J., Kim S. High-Detectivity Multilayer MoS2 Phototransistors with Spectral Response from Ultraviolet to Infrared // Adv. Mater. 2012. V. 24. P. 5832–5836. https://doi.org/10.1002/adma.201201909

  12. Radisavljevic B., Whitwick M.B., Kis A. Integrated Circuits and Logic Operations Based on Single-Layer MoS2 // ACS Nano. 2011. № 5. P. 9934–9938. https://doi.org/10.1021/nn203715c

  13. Wang H., Yu L., Lee Y.-H., Shi Y., Hsu A., Chin M.L., Li L.-J., Dubey M., Kong J., Palacios T. Integrated Circuits Based on Bilayer MoS2 Transistors // Nano Lett. 2012. № 12. P. 4674–4680. https://doi.org/10.1021/nl302015v

  14. Yin Z.Y., Li H., Jiang L., Shi Y.M., Sun Y.H., Lu G., Zhang Q., Chen X.D., Zhang H. Single-Layer MoS2 Phototransistors // ACS Nano. 2012. № 6. P. 74–80.

  15. Lee H.S., Min S.W., Chang Y.G., Park M.K., Nam T., Kim H., Kim J.H., Ryu S., Im S. MoS2 Nanosheet Phototransistors with Thickness-Modulated Optical Energy Gap // Nano Lett. 2012. № 12. P. 3695–3700. https://doi.org/10.1021/nl301485q

  16. King L.A., Zhao W., Chhowalla M., Riley D.J., Eda G. Photoelectrochemical Properties of Chemically Exfoliated MoS2 // J. Mater. Chem. A. 2013. V. 31. № 1. P. 8935–8941. https://doi.org/10.1039/c3ta11633f

  17. Lamouchi A., Assaker I.B., Chtourou R. Effect of Annealing Temperature on the Structural, Optical, and Electrical Properties of MoS2 Electrodeposited onto Stainless Steel Mesh// J. Mater. Sci. 2017. V. 52. № 8. P. 4635–4646. https://doi.org/10.1007/s10853-016-0707-9

  18. Anand T.S. Synthesis and Characterization of MoS2 Films for Photoelectrochemical Cells // Sains Malays. 2009. V. 38. № 1. P. 85–89.

  19. Lee S.K., Chu D., Song D.Y., Pak S.W., Kim E.K. Electrical and Photovoltaic Properties of Residue-Free MoS2 Thin Films by Liquid Exfoliation Method // Nanotechnology. 2017. V. 28. № 19. 195703. https://doi.org/10.1088/1361-6528/aa6740

  20. Гаркуша Ж.М. Основы физики полупроводников. М.: Высш. школа, 1982. 243 с.

  21. Li H., Zhang Q., Ray Yap C.C., Tay B.K., Edwin T.H.T., Olivier A., Baillargeat D. From Bulk to Monolayer MoS2: Evolution of Raman Scattering // Adv. Funct. Mater. 2012. V. 22. P. 1385–1390. https://doi.org/10.1002/adfm.201102111

Дополнительные материалы отсутствуют.