Неорганические материалы, 2021, T. 57, № 7, стр. 715-719

Взаимодействие углеродных волокон с расплавом Ti–Al в процессе самораспространяющегося высокотемпературного синтеза

А. Е. Сычев 1*, С. Г. Вадченко 1, А. С. Щукин 1, О. Д. Боярченко 1

1 Институт структурной макрокинетики и проблем материаловедения им. А.Г. Мержанова Российской академии наук
142432 Черноголовка, Московская обл., ул. Академика Осипьяна, 8, Россия

* E-mail: sytschev@ism.ac.ru

Поступила в редакцию 01.03.2021
После доработки 16.03.2021
Принята к публикации 16.03.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Изучено структурообразование продуктов горения в системе Ti–Al при взаимодействии с углеродными волокнами в режиме самораспространяющегося высокотемпературного синтеза. Продукты горения исследованы методами сканирующей электронной микроскопии с локальным рентгеноспектральным анализом с использованием энергодисперсионного детектора и рентгенофазового анализа. Результаты исследования показывают, что на поверхности графитовых волокон формируется тонкий слой карбидной фазы TiC (~200–300 нм), покрытый слоем наноламинатных зерен МАХ-фазы Ti3AlC2. Результаты работы могут быть полезны при создании композиционных материалов на основе алюминидов титана с углеродными волокнами, покрытыми карбидом титана.

Ключевые слова: интерметаллиды, Ti–Al, углеродные волокна, структурообразование, СВС

ВВЕДЕНИЕ

Интерметаллиды на основе Ti–Al широко используются как конструкционные материалы. Важной материаловедческой задачей является повышение их эксплуатационных свойств, что осуществляют при помощи легирования различными элементами. Использование углерода в виде графита, сажи или углеродных волокон позволяет сделать процесс легирования более управляемым. С этой точки зрения смачивание и возможное взаимодействие углерода с расплавами металлов представляет большой интерес в материаловедении металлургических процессов [1].

Смачивание, морфология и возможное химическое взаимодействие играют важную роль в способности углерода влиять на физические и химические свойства сплавов [2]. Даже небольшое количество углерода (графита, сажи, углеродных трубок и волокон) влияет на свойства сплавов. Применение механоактивации для введения в алюминиевую матрицу углеродных компонентов (графита, углеродных нанотрубок, фуллеренов) позволяет добиться равномерности их распределения в объеме матричного материала [37]. Среди композиционных материалов, способных работать в условиях повышенных температур и нагрузок, перспективны титано-алюминиевые сплавы [8]. Так, например, интерметаллидный сплав на основе системы Al–Ti–C имеет весьма широкий спектр применения в производстве металло-матричных композитов на основе Al/C, в которых алюминий армирован углеродными волокнами или графитовыми частицами. В [9, 10] описаны различные химические состояния в системе Al–Ti–C, указана возможность формирования отдельных областей, состоящих из металлов, интерметаллидных соединений и карбидов.

Одним из методов получения интерметаллидов и покрытий на их основе, в том числе в системе Ti–Al, является самораспространяющийся высокотемпературный синтез (СВС) [11, 12]. Особенности структурообразования в системе Ti–Al с малым содержанием графита (4 мас. %) в процессе СВС изучены в [13]. Установлено, что на поверхности частиц графита формируется тонкий слой карбидной фазы TiC (~500 нм), на котором начинается рост МАХ-фазы Ti2AlC, имеющей ламинатную структуру. При создании материалов и покрытий на основе углеродсодержащих фаз особое внимание уделяется процессам структуро- и фазообразования.

Целью настоящей работы является исследование особенностей высокотемпературного взаимодействия углеродных волокон с расплавом Ti–Al в процессе СВС.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В работе использовали углеродные волокна (Quorum Technologies Ltd.) [14] диметром 10–15 мкм, порошки Al (марка АСД-1) и титана (марка ПТОМ). Готовили реакционные смеси состава (мас. %): 60.8 Ti, 34.2 Al, 5 С. Исходные порошки смешивали вручную в ступке. В процессе перемешивания углеродные волокна разрушались до фрагментов длиной 100–200 мкм. При помощи гидравлического пресса из смесей реакционных порошков прессовали образцы в форме цилиндров диаметром 3 и высотой 1–2 мм. Прессованные образцы помещали в тигель из BN и устанавливали в вакуумную камеру на нагревательный графитовый столик с контролируемым нагревом до температуры 800°C. Эксперименты проводили в вакууме 2 × 10–3 Па. После высокотемпературной термообработки образцы оставались в вакуумной камере до полного остывания.

Микроструктуру и элементный состав изучали на сканирующем электронном микроскопе высокого разрешения ULTRA plus (Carl Zeiss) c системой микроанализа INCA 350 (Oxford Instruments).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам предварительного термодинамического анализа по программе Thermo [15] (табл. 1), можно сделать вывод, что в результате реакции в смеси Ti + Al + 5 мас. % C в зависимости от начальной температуры tнач конечный продукт горения состоит из фаз TiAl, TiC, Al и Ti. Расчетная адиабатическая температура горения находится в интервале 1460–1510°С, что выше температуры горения в смеси Ti + Al и ниже, чем в смеси Ti + C (табл. 1) [12, 16].

Таблица 1.  

Термодинамический расчет по программе Thermo

Смесь tад, °С Состав, мас. % tад, °С Состав, мас. %
tнач= 25°C tнач= 700°C
Ti + Al + C (5 мас. %) 1460 Al (L) 15.1
TiAl (S) 53.0
TiC (S) 25.1
Ti (S) 6.8
1510 Al (L) 34.2
TiC (S) 25.1
Ti (S) 40.7
Ti + Al 1245 TiAl (S) 100 1460 Al (L) 15.0
TiAl (S) 58.3
Ti (S) 26.7
Ti + C 3020 TiC (S) 82.7
TiC (L)17.3
3020 TiC (S) 37.9
TiC (L) 62.1

Примечание. L – жидкое, S – твердое состояние.

После нагрева в печи до температуры 690–700°С наблюдалось объемное самовоспламенение смеси. Реакция горения протекала в характерном для СВС режиме теплового взрыва одновременно во всем объеме образца. Синтезированный образец имел высокую пористость – до 45%. Результаты рентгенофазового анализа (рис. 1) показали, что синтезированный продукт преимущественно состоит из TiAl и Ti3Al, а также имеет малое содержание MAX-фазы Ti3AlC2 и карбида TiC. Ti3Al образуется при упорядочении α-Ti в интервале температур 850–1180°С [17].

Рис. 1.

Дифрактограмма продукта горения.

На дифрактограмме продукта горения полностью отсутствуют пики, соответствующие углероду, что, скорее всего, связано с его низким содержанием в образце. Наличие фаз Ti3Al, TiC и Ti3AlC2 свидетельствует о значительном отклонении от стехиометрии интерметаллида TiAl, что объясняется испарением алюминия при высокотемпературном нагреве.

Все углеродные волокна покрыты слоем продукта взаимодействия в системе Ti–Al–C (рис. 2). На рис. 2 представлена характерная микроструктура синтезированного образца с равномерно распределенными по объему углеродными волокнами. На поверхности углеродных волокон в результате взаимодействия с расплавом Ti–Al образовалось покрытие (слой) толщиной около 2 мкм (рис. 3) с развитым рельефом, состоящее из дискообразных пластинчатых зерен размером 1–2 мкм. Очевидно, что формирование слоистой структуры является результатом смачивания и химического взаимодействия расплава Ti–Al и углеродного волокна.

Рис. 2.

Микрофотография синтезированного образца.

Рис. 3.

Микрофотографии углеродных волокон (а) и фрагмента покрытия на основе Ti3AlC2 (б, в).

Анализ микроструктуры поперечного излома углеродного волокна со сформировавшимся слоем, данные локального рентгеноспектрального анализа с использованием энергодисперсионного детектора и рентгенофазового анализа позволяют предположить, что слой, образовавшийся на поверхности углеродных волокон, состоит из зерен, близких по составу к МАХ-фазе Ti3AlC2 [18]. На рис. 3 показан поперечный излом углеродного волокна со слоем продукта реакции расплава Ti–Al с углеродным волокном. Отчетливо видно, что на поверхности углеродного волокна образовался слой продукта, состоящий из зерен Ti3AlC2, которые имеют многослойную наноламинатную структуру (рис. 3б, 3в). На микрофотографии излома во вторичных электронах на поверхности непрореагировавшего волокна графита видна область ярко-серого цвета, состоящая из глобулярных зерен размером до 200 нм. Эта область близка по составу к фазе карбида титана TiC (рис. 3б, 3в).

Можно предположить следующую схему превращения в исследуемой системе. Самовоспламенение образца при температуре 690–700°C приводит к резкому повышению температуры до величины, соответствующей температуре плавления интерметаллида TiAl (1460°C). Известно [19, 20], что при температурах выше 1000°C углерод смачивается жидким алюминием. Расплав Ti–Al интенсивно растекается по углеродным волокнам. Согласно [2124], взаимодействие расплава Ti–Al с углеродом приводит к образованию карбида TiC и тройных фаз Ti2AlC, Ti3AlC, Ti3AlC2, при этом реакции начинают происходить в твердой фазе при температуре около 1420°C. Образования карбида Al4C3, как правило, не происходит вследствие его метастабильности [25]. При этом фаза Ti3AlC2 является продуктом взаимодействия карбида TiC с тройными фазами Ti2AlC и Ti3AlC.

В соответствии с известными данными по фазовым превращениям в системе Ti–Al–C [22, 25] и исходя из анализа микроструктуры синтезированного материала можно предположить, что растворение углерода в расплаве Ti–Al приводит к формированию карбида TiC и ламинатных зерен фазы Ti3AlC2 в виде покрытия на углеродных волокнах. Присутствия промежуточных тройных фаз Ti2AlC и Ti3AlC не наблюдается. Толщина покрытия из Ti3AlC2 на углеродных волокнах составляет около 2 мкм, что связано с ограниченным временем взаимодействия вследствие быстрого охлаждения образца. Основной объем расплава Ti–Al кристаллизуется в виде интерметаллидов TiAl и Ti3Al с пористой структурой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучены особенности структурообразования продуктов горения в системе Ti–Al–C при взаимодействии смеси Ti + Al с углеродными волокнами в режиме СВС.

Результаты исследования показывают, что на поверхности углеродных волокон формируется тонкий слой карбидной фазы (~200 нм), состоящий из зерен TiC глобулярной формы, покрытый слоем наноламинатных зерен МАХ-фазы Ti3AlC2 размером до 2 мкм. Слой МАХ-фазы Ti3AlC2 формируется в результате диффузии углерода из TiC в расплав Ti–Al, образующийся вследствие СВС-реакции между титаном и алюминием.

Результаты работы могут быть использованы при получении композиционных материалов на основе алюминидов титана, армированных углеродными волокнами, с покрытиями из карбида титана TiC и MAX-фазы Ti3AlC2.

Список литературы

  1. Naidich Yu.V. Progress in Surface and Membrane Science. / Eds. Danielli J.F. V. 14. L.: Academic, 1981. P. 353.

  2. Найдич Ю.В., Колесниченко Г.А. Взаимодействие металлических расплавов с поверхностью алмаза и графита. Киев: Наук. думка, 1967. 89 с.

  3. Suryanarayana C. Mechanical Alloying and Milling // Prog. Mater. Sci. 2001. V. 46. P. 1–184.

  4. Pérez-Bustamante R., González-Ibarra M.J., González-Cantú J., Estrada-Guel I., Herrera-Ramírez J.M., Miki-Yoshida M., Martínez-Sánchez R. AA2024–CNTs Composites by Milling Process after T6-Temper Condition // J. Alloys Compd. 2012. V. 536. № S17–S20. P. 17–20.

  5. Poirier D., Gauvin R., Drew R.A.L. Structural Characterization of a Mechanically Milled Carbon Nanotube/aluminum Mixture // Composites, Part A. 2009. V. 40. № 9. P. 1482–1489.

  6. Kallip K., Leparoux M., AlOgab Kh.A., Clerc S., Deguilhem G., Arroyo Y., Kwon H. Investigation of Different Carbon Nanotube Reinforcements for Fabricating Bulk AlMg5 Matrix Nanocomposites // J. Alloys Compd. 2015. № 646. P. 710–718.

  7. Liu Z.Y., Xu S.J., Xiao B.L., Xue P., Wang W.G., Ma Z.Y. Effect of Ball-Milling Time on Mechanical Properties of Carbon Nanotubes Reinforced Aluminum Matrix Composites // Composites, Part A. 2012. V. 43. № 12. P. 2161–2168.

  8. Fleischer R.L., Dimiduk D.M., Lipsitt H.A. Intermetallic Compounds for Strong High-Temperature Materials: Status and Potential // Annu. Rev. Mater. Sci. 1989. V. 19. P. 231–263.

  9. Seal S., Barr T., Sobczak N., Kerber S. Microscopy and Electron Spectroscopic Study of the Interfacial Chemistry in Al–Ti Alloy/Graphite Systems // J. Mater. Sci. 1998. № 33. P. 4147–4158.

  10. Witusiewicz V.T., Hallstedt B., Bondar A.A., Hecht U., Sleptsov S.V., Velikanova T.Ya. Thermodynamic Description of the Al–C–Ti System // J. Alloys Compd. 2015. № 623. P. 480–496.

  11. Мержанов А.Г., Юхвид В.И., Боровинская И.П. Самораспространяющийся высокотемпературный синтез литых тугоплавких неорганических соединений // ДАН СССР. 1980. Т. 255. № 1. С. 120–124.

  12. Итин В.И., Найбороденко Ю.С. Высокотемпературный синтез интерметаллических соединений. Томск: Изд. Томского ун-та, 1989. 210 с.

  13. Sychev A.E., Busurina M.L., Sachkova N.V., Vrel D. Interaction of Graphite with a Ti–Al Melt During Self-Propagating High-Temperature Synthesis // Inorg. Mater. 2019. V. 55. № 8. P. 780–784.

  14. https://www.quorumtech.com/__assets__/ProductMultiCats/00013/Carbon.pdf

  15. http://www.ism.ac.ru/thermo/.

  16. Merzhanov A.G. Self-Propagating High-Temperature Synthesis: Twenty Years of Search and Findings // Combustion and Plasma Synthesis of High-Temperature Materials / Eds. Munir Z.A., Holt J.B. N.Y.: VCH, 1990. P. 1–53.

  17. Лякишев Н.П. Диаграммы состояния двойных металлических систем: Справочник в 3-х томах. М.: Машиностроение, 1996. Т. 1. 992 с.

  18. Naguib M., Kurtoglu M., Presser V., Lu J., Niu J., Heon M., Hultman L., Gogotsi Yu., Barsoum M.W. Two-Dimensional Nanocrystals Produced by Exfoliation of Ti3AlC2 // Adv. Mater. 2011. V. 23. № 37. P. 4248–4253.

  19. Найдич Ю.В., Колесниченко Г.А., Лавриненко И.А., Моцак Я.Ф. Пайка и металлизация сверхтвердых инструментальных материалов. Киев: Наук. думка, 1977. 188 с.

  20. Ip S.W., Sridhara R., Toguria J.M., Stephenson T.F., Warner A.E.M. Wettability of Nickel Coated Graphite by Aluminum // Mater. Sci. Eng., A. 1998. V. 244. № 1. P. 31–38. https://doi.org/10.1016/S0921-5093(97)00823-X

  21. Hwang Ch., Chung Sh. A Study of Combustion Synthesis Reaction in the Ti + C/Ti + Al System // J. Mater. Sci. 2004. V. 39. P. 2073–2080.

  22. Pietzka M.A., Schuster J.C. Summary of Constitutional Data on the Aluminum-Carbon-Titanium System // J. Phase Equilib. 1994. V. 15. P. 392–400. https://doi.org/10.1007/BF02647559

  23. Wang X., Zhou Y. Solid-Liquid Reaction Synthesis of Layered Machinable Ti3AlC2 Ceramic // J. Mater. Chem. 2002. V. 12. № 3. P. 455–460. https://doi.org/10.1039/b108685e

  24. Ruan M., Ming Feng X., Ai T., Yu N., Hua K. Microstructure and Mechanical Properties of TiC/Ti3AlC2 in situ Composites Prepared by Hot Pressing Method // Mater. Sci. Forum. 2015. V. 816. P. 200–204. https://doi.org/10.4028/www.scientific.net/MSF.816.200.

  25. Cornish L., Cacciamani G., Cupid D., De Keyzer J. Aluminium – Carbon – Titanium. Refractory Metal Systems: Phase Diagrams, Crystallographic and Thermodynamic Data // Landolt-Börnstein – Group IV Physical Chemistry 11E1. Berlin: Springer, 2009. https://doi.org/10.1007/978-3-540-88053-0_6

Дополнительные материалы отсутствуют.