Океанология, 2022, T. 62, № 4, стр. 660-663

Системные исследования осадкообразования в Европейской Арктике в 84-м рейсе научно-исследовательского судна “Академик Мстислав Келдыш”

М. Д. Кравчишина 1*, А. А. Клювиткин 1, В. Д. Володин 2, Д. И. Глуховец 1, Е. О. Дубинина 3, И. А. Круглинский 4, Е. А. Кудрявцева 1, А. Г. Матуль 1, Е. А. Новичкова 1, Н. В. Политова 1, А. С. Саввичев 5, В. А. Силкин 1, Д. П. Стародымова 1

1 Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН
Москва, Россия

2 Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН
Москва, Россия

3 Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН
Москва, Россия

4 Институт оптики атмосферы им. В.Е. Зуева СО РАН
Томск, Россия

5 Институт микробиологии им. С.Н. Виноградского, ФИЦ Биотехнологии РАН
Москва, Россия

* E-mail: kravchishina@ocean.ru

Поступила в редакцию 31.01.2022
После доработки 02.02.2022
Принята к публикации 25.02.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

В экспедиции выполнялись исследования условий и процессов палео- и современной седиментации с оценкой потоков вещества и загрязнений, с определением скоростей биогеохимических процессов и региональными палеоклиматическими реконструкциями в области контакта холодной полярной и теплой атлантической водных масс под влиянием холодных (сиповых) и горячих (гидротермальных) флюидов в Норвежско-Гренландском бассейне и Баренцевом море. Фиксируются следствия атлантификации во всех составляющих геосистем Баренцева моря и Высокой Арктики, а также обратное влияние арктического усиления на геосистемы субполярной Северной Атлантики, происходящие как в настоящее время, так и в плейстоцене–голоцене.

Ключевые слова: Баренцево море, Норвежско-Гренландский бассейн, пролив Фрама, метан, аэрозоли, взвесь, стабильные изотопы, биогеохимия, палеоокеанология

Усиление притока теплой и плотной воды из Северной Атлантики (АВ) в Арктику последние ~20 лет, привело к сокращению ледяного покрова и уменьшению толщины льда в высоких широтах [5]. Баренцево море и Норвежско-Гренландский бассейн – ключевой регион для трансформации водных масс в “арктическом средиземноморье”. Междисциплинарные исследования роли осадочного вещества взаимодействующих геосфер в осадкообразовании в области контакта холодной полярной и теплой атлантической водных масс с позиций системного подхода проводятся нами с 2015 г. [5]. Работы направлены на развитие идей, заложенных научной школой академика А.П. Лисицына [3]. В экспедиции “Европейская Арктика–2021” (24 июля–26 августа 2021 г.) выполнены комплексные работы на 68 станциях и непрерывные измерения параметров среды на границе океан–атмосфера по маршруту судна (рис. 1).

Рис. 1.

Картосхема комплексных океанологических станций и маршрута экспедиции “Европейская Арктика – 2021” с анализом ледовой обстановки на момент работы у кромки льда по данным Норвежского метеорологического института (https://cryo.met.no/): 1 – комплексные станции (выполнялся весь комплекс работ); 2 – комплексные станции с АГОС; 3 – комплексные станции с отбором длинных (до 5.55 м) колонок осадков; 4 – путь судна; 5 – морской лед; 6 – полигон по изучению характеристик цветения кокколитофорид.

Приводный слой атмосферы. Изучены концентрации и изотопный состав углерода основных парниковых газов в атмосфере по пути судна. Концентрация метана варьировала от 1.91 до 2.01 ppm; зоны устойчивого повышения концентрации наблюдались над Восточно-Гренландским хребтом (трансформный разлом) и трогом Орли. Максимальные значения аэрозольной оптической толщи атмосферы наблюдались в проливе Фрама, что связано с переносом продуктов извержения вулканической системы в Исландии. Изучены характеристики сажи в частицах аэрозоля, что необходимо для оценки радиационного баланса.

Оптические характеристики водной толщи. Реализован комплексный подход к исследованию поверхностного слоя океана, сочетающий судовые контактные измерения и спутниковые наблюдения с разработкой региональных алгоритмов анализа спутниковых данных [2]. По данным измерений, выполненных с помощью проточного комплекса у кромки льда, показано существование областей таяния и замерзания морского льда.

Изотопно-геохимические (δ18О, δD, δ13C(DIC), [DIC]) параметры вод Европейской Арктики изучены с помощью комплексного высокоточного изотопно-геохимического метода с целью исследования эволюции изотопных характеристик АВ в процессе их поступления. В изученном районе сохраняется типичный для Северной Атлантики вертикальный профиль распределения величин δ13C(DIC) [7] с минимумом (0.5–0.8‰) на глубинах 100–500 м и максимумом в поверхностном слое вод (<50 м).

Взвесь водной толщи изучена комплексом методов [4, 5]; выявлены особенности формирования взвесенесущих и нефелоидных слоев в разных обстановках седиментации: у ледяной кромки, в трогах–желобах и др. В Норвежско-Гренландском бассейне концентрации взвеси варьировали от 0.04 до 0.71 мг/л и были близки к таковым для районов океана с фоновой пелагической седиментацией; в Баренцевом море – от 0.06 до 1.3 мг/л и были характерны для летнего сезона в данном регионе.

Изучение автохтонной составляющей взвеси выявило изменения в фитопланктонном звене Европейской Арктики: на смену диатомовым – представителям флоры многолетних льдов – пришли виды, характерные для однолетних льдов, а также виды “открытой воды”, заносимые АВ. Исследования у кромки ледяных полей, где первичная продукция (ПП) достигала 992 мгС м–2 сут–1 (трог Орли), показали, что не менее половины ПП и концентрации хлорофилла “а” в фотическом слое приходится на фракцию пикопланктона (клетки <2 мкм), а доля “диатомовой” фракции >10 мкм возрастает в области галоклина.

Вертикальные потоки осадочного вещества по данным автоматических глубоководных седиментационных обсерваторий (АГОС). На гидротермальном поле Локи Касл (хребет Мона) впервые оценены величины потока частиц (до 148 мг/м2/сут.). Высокие потоки вещества и мощный (до ~250 м) нефелоидный слой связаны с влиянием гидротермального плюма. Дальний перенос вещества плюма нейтральной плавучести от неустановленного источника [1] подтверждается данными годовой АГОС на хребте Мона в 35 км от поля Локи Касл. Новая долговременная АГОС установлена в “фоновом” районе Гренландского моря за пределами хребта, где ПП достигала 825 мгС м–2 сут–1. Впервые изучены потоки частиц в “кратере” Медвежинского желоба, образовавшемся в результате масштабного выброса метана при отступлении ледникового щита [6].

Литолого-геохимические и биогеохимические исследования выполнены в районах проявления акустических аномалий в водной толще, связанных со струйно-пузырьковыми выходами метана. Вскрыты газонасыщенные осадки покмарков хребта Вестнеса [8], содержащие пластины газогидрата и аутигенные карбонаты, образованные при участии метана. Положение зоны транзита сульфат–метан в колонках подтверждается ростом щелочности и снижением концентрации сульфат-иона в иловой воде и наличием “баритового фронта” (аутигенного барита) над этой зоной. Среднее значение δ13C-CH4 в осадках составило –59.2‰ VPDB, что подтверждает преобладание термогенного источника в составе флюида. Получены новые данные по эволюции просачивания метансодержащих флюидов за последние ~35 тыс. лет.

Палеоокеанологические исследования проведены для реконструкции изменений арктического края меридиональной океанской циркуляции в Норвежско-Гренландском бассейне и акваториях Шпицбергена в четвертичное время с детализацией за последние 15 тыс. лет. Получены новые данные о несинхронности наступления максимума видового разнообразия микрофоссилий по мере продвижения АВ на север во время деградации ледника.

Эколого-геохимические исследования. Наибольшие концентрации микропластика (до 400 частиц/час) в верхнем слое воды, полученные с помощью проточного анализатора ГЕОХИ РАН, были отмечены у восточных берегов Шпицбергена. Активность 137Cs в поверхностной воде (экспресс-анализ с помощью портативного сцинтилляционного гамма-спектрометра) не превышала ее минимально детектируемого значения (<3.5 Бк/м3), что соответствует текущей благополучной радиационной обстановке в Арктике.

Благодарности. Авторы благодарят капитана Ю.Н. Горбача, экипаж НИС “Академик Мстислав Келдыш” и всех членов экспедиции за помощь и активное участие в проведении исследований.

Источники финансирования. Экспедиция проведена при финансовой поддержке Минобрнауки России. Исследования выполнялись в рамках госзадания (тема № FMWE-2021-0006). Участие коллектива в экспедиции поддержано Российским научным фондом, проекты №№ 20-17-00157 (исследования на гидротермах и сипах), 21-17-00235 (палеоокеанологические исследования), 21-77-10059 (гидрооптические исследования) и 21-77-20025 (исследования аэрозолей).

Список литературы

  1. Богданов Ю.А., Сагалевич А.М., Галкин С.В. и др. Геологические и биологические исследования в северной части хребта Мона (Норвежское море) // Океанология. 1997. Т. 37. № 4. С. 609–616.

  2. Глуховец Д.И., Копелевич О.В., Салинг И.В. и др. Биооптические характеристики вод поверхностного слоя Балтийского, Норвежского и Баренцева морей по судовым и спутниковым данным летом 2014–2016 гг. // Океанология. 2017. Т. 57. № 3. С. 454–463.

  3. Лисицын А.П. Современные представления об осадкообразовании в океанах и морях. Океан как природный самописец взаимодействия геосфер Земли // Мировой океан. Т. II. М.: Научный мир, 2014. С. 331–571.

  4. Лохов А.С., Кравчишина М.Д., Клювиткин А.А., Коченкова А.И. Измерение характеристик взвешенных частиц Баренцева моря in situ с помощью лазерного дифрактометра LISST-Deep // Океанология. 2020. Т. 60. № 5. С. 747–761.

  5. Система Баренцева моря / А.П. Лисицын отв. ред. Москва: ГЕОС, 2021. 672 с. 10.29006/978-5-6045110-0-8.

  6. Andreassen K., Hubbard A., Winsborrow M. et al. Massive blow-out craters formed by hydrate-controlled methane expulsion from the Arctic seafloor // Science. 2017. V. 365. Is. 6341. P. 948–953.

  7. Kroopnick P.M. The distribution of 13C of ΣCO2 in the world oceans // Deep-Sea Research. 1985. V. 32. № I. P. 57–84.

  8. Sauer S., Hong W.L., Yao H. et al. Methane transport and sources in an Arctic deep-water cold seep offshore NW Svalbard (Vestnesa Ridge, 79° N) // Deep-Sea Research Part I: Oceanographic Research Papers. 2021. V. 167. https://doi.org/10.1016/j.dsr.2020.103430

Дополнительные материалы отсутствуют.