Океанология, 2023, T. 63, № 4, стр. 539-547
Оценка климатического тренда гидрофизических характеристик бассейна Пауэлла
А. А. Букатов 1, Н. М. Соловей 1, *, Е. А. Павленко 1
1 Морской гидрофизический институт РАН
299011 Севастополь, ул. Капитанская 2, Россия
* E-mail: nele7@mail.ru
Поступила в редакцию 27.10.2022
После доработки 01.11.2022
Принята к публикации 16.12.2022
- EDN: YBNAJP
- DOI: 10.31857/S0030157423040020
Аннотация
На основе гидрологических данных 79-го рейса экспедиции НИС “Академик Мстислав Келдыш” (16.01–6.02.2020) и данных World Ocean Database-2018 за январь–февраль с 1975 по 2020 гг. дана оценка тренда динамического состояния вод бассейна Пауэлла моря Уэдделла. В каждом узле четверть-градусной сетки строился линейный тренд рассчитанных величин максимума частоты плавучести и максимума амплитуды вертикальной составляющей скорости внутренних волн. Показано, что юго-западная и северо-западная части бассейна Пауэлла существенно различаются по своим гидрофизическим характеристикам. На северо-западе бассейна линейный тренд максимума частоты плавучести отрицательный, тренды глубин залегания максимальных значений частоты Вяйсяля-Брента и амплитуды вертикальной составляющей скорости положительные. В юго-западной части бассейна тренд максимума частоты плавучести положительный, тренды глубин залегания максимальных значений частоты Вяйсяля-Брента и амплитуды вертикальной составляющей скорости отрицательные.
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия отмечаются значительные климатические изменения, которые особенно заметны в высокоширотных регионах. Согласно последнему докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата, оба полярных океана продолжают нагреваться, причем Южный океан играет непропорционально большую и важную роль в глобальном повышении температуры Мирового океана [19].
Из-за сложных ледовых условий моря Южного океана являются наименее изученными регионами, но с появлением искусственных спутников Земли количество наблюдений за различными районами океана значительно увеличилось. Однако они характеризуется значительной пространственной неравномерностью. В высоких широтах спутниковые наблюдения затруднены из-за неподходящих углов падения солнечных лучей на поверхность воды, из-за постоянной облачности и сезонного закрытия поверхности воды льдом [6, 12, 17].
Море Уэдделла – самое большое и глубокое окраинное море атлантического сектора Южного океана у берегов западной Антарктиды, где происходит интенсивное взаимодействие системы океан-атмосфера и вертикальный обмен [14, 18]. С севера оно ограничено хребтом Скотия, на котором расположены дуги Южных Шетландских и Южных Оркнейских островов. С Тихим океаном море соединено проливом Брансфилда. Глубоководный, обособленный от основной котловины моря, бассейн Пауэлла лежит в северо-западной части моря Уэдделла к востоку от пролива Брансфилда. Здесь воды Антарктического циркумполярного течения встречаются с водами круговорота моря Уэдделла. Из-за своего географического положения бассейн Пауэлла играет связующую роль между экосистемами моря Уэдделла, моря Скотия и пролива Брансфилда, обеспечивая накопление и перераспределение криля, поступающего с водами западной ветви круговорота Уэдделла [6, 9, 11, 16].
Внутренние волны (ВВ) играют важную роль в динамике океанов и морей. Они оказывают влияние на процессы горизонтального и вертикального обмена энергией, способствуют перемешиванию вод, обогащению их кислородом и питательными веществами, необходимыми для жизни морских организмов. В настоящей работе на основе экспедиционных и архивных данных дана оценка климатического тренда динамического состояния физической среды бассейна Пауэлла (55°–47° з.д. и 59°–63° ю.ш.).
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИКА
В работе использовались гидрологические данные, полученные в 79-м рейсе экспедиции НИС “Академик Мстислав Келдыш” (16.01–6.02.2020), и данные World Ocean Database 2018 (WOD 2018). Рассматривался временнóй промежуток с 1975 по 2020 гг., из которого были выбраны 16 лет, наиболее хорошо обеспеченные гидрологическими данными за январь–февраль. Для каждого года создавались массивы осредненных значений температуры и солености в узлах четверть-градусной сетки, по которым рассчитывались профили плотности. Полученные профили тестировались на наличие инверсий и, при необходимости, корректировались путем замены инверсионных величин значениями, интерполированными по соседним горизонтам [1, 13]. Для каждого узла сетки рассчитывался профиль частоты Вяйсяля-Брента (N(z), цикл/час) по формуле
где z – глубина, g – ускорение свободного падения, ρ – плотность.Определялся максимум частоты Вяйсяля-Брента по глубине (Nmax(z), цикл/час) и глубина его залегания (${{H}_{{{{N}_{{{\text{max}}}}}\left( z \right)}}}$). Расчеты проводились до глубины 500 м, т.к. в этом слое определяются максимальные значения градиентов температуры и солености (рис. 1 ).
Исследование внутренних волн проводилось исходя из системы линейных уравнений движения непрерывно стратифицированной жидкости в форме Фьельдстада, которая имеет решение в виде суперпозиции плоских волн [8]. В частности, для вертикальной компоненты скорости w(x, y, z, t) (x, y – горизонтальные координаты, t – время) имеет место представление
Данная спектральная задача соответствует определению собственных значений ${{\lambda }^{{\left( n \right)}}}$ и собственных функций W (n)(k, z) для каждого фиксированного значения волнового числа. Для численной реализации краевой задачи по заданному профилю N(z) строилась ее конечно-разностная аппроксимация. Полученная система линейных алгебраических уравнений решалась путем определения корней характеристического многочлена для ее матрицы [2].
Для исследования вертикальной структуры и дисперсионных свойств ВВ рассчитывались собственные значения и собственные функции для длин волн больше 200 м. Описанных в литературе наблюдений ВВ в Антарктическом регионе мало. При выборе интервала длин волн авторы обращались к работам [3, 5, 6], из которых следует, что в высоких широтах на радиолокационных изображениях наблюдаются внутренние волны с длинами > 200 м.
Известно, что первая мода дает наибольший вклад в энергетический спектр пакета волн [7], в связи с этим рассматривались амплитуды вертикальной составляющей скорости (W (1)(k, z)) первой моды свободных внутренних волн. В работе в качестве иллюстрации приведены распределения максимальных значений амплитуды вертикальной составляющей скорости ($W_{{{\text{max}}}}^{{\left( 1 \right)}}\left( {k,z} \right)$) для длины волны 200 м.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
В результате анализа экспедиционных измерений температуры воды по глубине были зафиксированы две различные по структуре водные массы [10], между которыми простирается четко выраженная фронтальная зона (рис. 2). На северо-востоке бассейна – одна более теплая вода с подповерхностным холодным слоем, типичная для моря Уэдделла, и другая – вода адвективного происхождения, обнаруженная на юго-западе бассейна и поступившая из северо-западной, более мелководной части моря Уэдделла. В северо-западную часть моря Уэдделла из южной части идет большой вынос льда и айсбергов. Плавающий лед не дает возможности солнечной радиации нагревать воду в летнее время, а внутренние волны перемешивают весь слой воды от поверхности до дна [4, 15].
На рис. 3 представлено распределение максимальных значений частоты Вяйсяля-Брента по исследуемой акватории. Видно, что гидрологическая ситуация меняется от года к году, но всегда есть условная граница между наибольшими и наименьшими значениями Nmax(z). Наибольшие значения Nmax(z) фиксируются, как правило, в восточной и юго-восточной частях бассейна Пауэлла. Соответственно, там же определяются наименьшие значения $W_{{{\text{max}}}}^{{\left( 1 \right)}}\left( {k,z} \right)$ (рис. 4).
На рис. 5, 6 представлена межгодовая изменчивость вертикальной структуры плотности вод и максимума амплитуды вертикальной составляющей скорости внутренних волн в бассейне Пауэлла на разрезе по 51° з.д. Видно, что наибольшие значения Nmax(z) и наименьшие $W_{{{\text{max}}}}^{{\left( 1 \right)}}\left( {k,z} \right)$ были в 1981, 2009, 2014 и 2020 гг. Отмеченные особенности проявляются на всех рассматриваемых широтах бассейна Пауэлла.
Для оценки пространственно-временнóй изменчивости гидрологических и динамических характеристик вод за весь период исследования в каждом узле сетки рассчитывался линейный тренд максимума частоты плавучести и максимума амплитуды вертикальной скорости ВВ. Рисунок 7 показывает, что в южной части бассейна Пауэлла имеется отрицательный тренд $W_{{{\text{max}}}}^{{\left( 1 \right)}}\left( {k,z} \right)$, а в северной – положительный. И наоборот, в юго-западной части бассейна – положительный тренд Nmax(z), а в северной – отрицательный. В качестве иллюстрации приведены межгодовая изменчивость и тренды Nmax(z) и $W_{{{\text{max}}}}^{{\left( 1 \right)}}\left( {k,z} \right)$ в точках с координатами 54° з.д., 62° ю.ш. (рис. 8) и 52° з.д., 60° ю.ш. (рис. 9). Видно, что тренды имеют разнонаправленный характер. За рассматриваемый период времени максимум частоты Вяйсяля-Брента в точке 54° з.д., 62° ю.ш. увеличился на 2.8 цикл/час, а максимум амплитуды вертикальной составляющей скорости уменьшился на 4.4 у.е. (у.е. – условные единицы, поскольку собственный вектор матрицы всегда определяется с точностью до произвольного множителя [2]). В точке 52° з.д., 60° ю.ш. значение Nmax(z) уменьшилось на 3.2 цикл/час, а $W_{{{\text{max}}}}^{{\left( 1 \right)}}\left( {k,z} \right)$ увеличилась на 15.3 у.е.
Отметим, что наблюдающиеся области с отрицательным трендом максимума частоты плавучести и положительным трендом глубины его залегания характеризуют ослабление стратификации вод в силу различных причин (перемешивание, изменение циркуляции и т.д.) и заглубление максимальных значений градиентов. Скорость заглубления Nmax(z) при этом на порядок превосходит скорость уменьшения величины максимального градиента (рис. 7, 10).
В северной части бассейна Пауэлла линейные тренды $W_{{{\text{max}}}}^{{\left( 1 \right)}}\left( {k,z} \right)$ и ${{H}_{{W_{{{\text{max}}}}^{{\left( 1 \right)}}\left( z \right)}}}$ положительны (рис. 7, 10). Это означает, что существует тенденция увеличения волновой динамики вод и глубины залегания максимальных значений W(1)(k, z) за рассматриваемый временнóй период.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе гидрологических данных, полученных в 79-м рейсе экспедиции НИС “Академик Мстислав Келдыш” и данных WOD-2018 дана оценка климатического тренда динамического состояния физической среды бассейна Пауэлла.
Показано, что юго-западная и северо-западная части бассейна Пауэлла существенно различаются по своим гидрофизическим характеристикам. На северо-западе бассейна преобладает тенденция к уменьшению градиента плотности и увеличению вертикальной динамики вод. В юго-западной части бассейна наоборот – положительный тренд градиента плотности и отрицательный тренд вертикальной составляющей волновой скорости.
Установлено, что в северо-западной части бассейна линейные тренды глубин залегания максимальных значений градиента плотности и амплитуды вертикальной составляющей скорости ВВ положительны, в юго-западной – отрицательны.
Источники финансирования. Работа выполнена в рамках государственного задания по теме № FNNN-2022-0001.
Список литературы
Букатов А.Е., Соловей Н.М. Оценка связи вертикальной структуры поля плотности и характеристик внутренних волн с крупномасштабной атмосферной циркуляцией в акваториях Перуанского и Бенгельского апвеллингов// Процессы в геосредах. 2017. № 2(11). С. 485–490.
Гриценко В.А., Красицкий В.П. Об одном способе расчета дисперсионных соотношений и собственных функций внутренних волн в океане по данным натурных измерений // Океанология. 1982. Т. 22. Вып. 4. С. 546–549.
Зимин А.В., Романенков Д.А., Козлов И.Е. и др. Короткопериодные внутренние волны в Белом море: оперативный подспутниковый эксперимент летом 2012 г. // Исследование земли из космоса. 2014. № 3. С. 41–55.https://doi.org/10.7868/S0205961414030087
Клепиков А.В., Антипов Н.Н. Особенности формирования и распространения водных масс на шельфе и материковом склоне вокруг Антарктиды // Лед и Снег. 2014.54(4). С. 81–94. https://doi.org/10.15356/2076-6734-2014-4-81-94
Козлов И.Е., Кудрявцев В.Н., Зубкова Е.В. и др. Характеристики поля короткопериодных внутренних волн в Карском море по данным спутниковых радиолокационных измерений // Исследование Земли из космоса. 2015. № 4. С. 44–59.https://doi.org/10.7868/S0205961415040053
Краснобородько О.Ю. Внутренние волны в проливе Брансфилд в феврале 2020 года и их влияние на распределение криля // Труды АтлантНИРО. 2021. Т. 5. № 2 (12). Калининград: АтлантНИРО. С. 81−89.
Лобовиков П.В., Куркина О.Е., Куркин А.А., Кокоулина М.В. Трансформация бризера внутренних волн первой моды над вертикальным уступом в трехслойной жидкости // Известия РАН. Физика атмосферы и океана. 2019. Т. 55. № 6. С. 182–193. https://doi.org/10.31857/S0002-3515556182-193
Миропольский, Ю.З., Динамика внутренних гравитационных волн в океане. Л.: Гидрометеоиздат, 1981. 302 с.
Морозов Е.Г., Спиридонов В.А., Молодцова Т.Н. и др. Исследования экосистемы атлантического сектора Антарктики (79-й рейс научно-исследовательского судна “Академик Мстислав Келдыш”) // Океанология. 2020. Т. 60. № 5. С. 823–825. https://doi.org/10.31857/S0030157420050172
Морозов Е.Г., Фрей Д.И., Полухин А.А. и др. Мезомасштабная изменчивость океана в северной части моря Уэдделла // Океанология. 2020. Т. 60. № 5. С. 663–679.https://doi.org/10.31857/S0030157420050184
Спиридонов В.А., Залота А.К., Яковенко В.А., Горбатенко К.М. Состав популяции и транспорт молоди антарктического криля в районе бассейна Пауэлла (северо-западная часть моряУэдделла) в январе 2020 г. // Труды ВНИРО. 2020. Т. 18. С. 33–51.
An Atlas of Internal Solitary-like Waves and Their Properties. 2nd Edition. 2004. https://www.internalwaveatlas.com/Atlas2_index.html (Дата обращения: 01.09.2022 г.). (13/1)
Bukatov A.A., Solovei N.M., Pavlenko E.A. Free short-period internal waves in the Arctic Seas of Russia // Physical Oceanography, [e-journal. 2021] 28(6). P. 599– 611. https://doi.org/10.22449/1573-160X-2021-6-599-611
Fahrbach E., Beckmann A. Weddell Sea Circulation // Encyclopedia of Ocean Sciences, 1st edition. Elsevier Ltd. 2001. V. 6. P. 3201–3209.
Gill A.E.Circulation and bottom water production in the Weddell Sea // Deep-Sea Research. 1973. V. 20. № 2. P. 111–140.
Eagles G., Livermore R.A. Opening history of Powell Basin, Antarctic Peninsula // Marine Geology. 2002. V. 185. P. 195–205.
Klemas V. Remote sensing of ocean internal waves: An Overview // Journal of Coastal Research. 2012. V. 28(3). P. 540–546. https://doi.org/10.2112/JCOASTRES-D-11-00156.1
Mueller R.D., Timmermann R. Weddell Sea Circulation // Encyclopedia of Ocean Sciences, 3rd Edition. 2018. P. 1–7. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-409548-9.11631-8
Special report on the ocean and cryosphere in a changing climate. https://www.ipcc.ch/srocc/ (дата обращения 01.10.2022).
Дополнительные материалы отсутствуют.