Проблемы машиностроения и надежности машин, 2019, № 2, стр. 27-39

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УПРУГОСТИ И ДЕМПФИРУЮЩИХ СВОЙСТВ ТИТАНОВОГО СПЛАВА ОТ-4 НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАТУХАЮЩИХ ИЗГИБНЫХ КОЛЕБАНИЙ ТЕСТ-ОБРАЗЦОВ

В. Н. Паймушин 12*, В. А. Фирсов 1, В. М. Шишкин 3

1 Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева
г. Казань, Россия

2 Казанский федеральный университет
г. Казань, Россия

3 Вятский государственный университет
г. Киров, Россия

* E-mail: vpajmushin@mail.ru

Поступила в редакцию 18.08.2017
Принята к публикации 24.12.2018

Полный текст (PDF)

Аннотация

В статье показано значительное снижение динамического модуля упругости титанового сплава ОТ-4 в диапазоне частот 0–25 Гц по сравнению со статическим модулем упругости с дальнейшей стабилизацией отмеченного динамического модуля при частотах 25–80 Гц на основе исследования затухающих изгибных колебаний серии консольно закрепленных тест-образцов; разработана методика идентификации демпфирующих свойств отмеченного сплава при растяжении – сжатии с учетом внутреннего и внешнего аэродинамического демпфирования на основе метода конечных элементов и минимизации целевой функции, содержащей экспериментальные и расчетные логарифмические декременты колебаний тест-образца; построена матрица аэродинамического демпфирования конечного элемента на основе аппроксимации Морисона для представления погонной силы аэродинамического сопротивления при колебаниях тест-образца; получена усредненная по нескольким тест-образцам амплитудная зависимость логарифмического декремента колебаний, представляющая демпфирующие свойства исследуемого сплава ОТ-4.

Ключевые слова: тест-образец, динамический модуль упругости, логарифмический декремент колебаний, аэродинамическое демпфирование, конечный элемент, целевая функция

Введение. Титановые сплавы отличаются высокой удельной прочностью и жесткостью в сочетании с высокой термической и коррозионной стойкостью, что открывают большие перспективы их применения в авиационной промышленности, ракетостроении и транспортном машиностроении. Это определяет необходимость адекватного определения их упругих и демпфирующих свойств, соответствующих реальным условиям режимов работы конструкции.

В расчетах по определению динамической реакции конструкций в колебательных режимах деформирования традиционно используются характеристики упругости материала, найденные при статических испытаниях соответствующих тест-образцов. Однако проведенные динамические испытания дюралюминиевых тест-образцов в режимах изгибных затухающих и резонансных колебаний в диапазоне частот 0–200 Гц [1] показали значительное снижение экспериментально измеренных частот по сравнению с их расчетными значениями, найденными с использованием статического модуля упругости дюралюминия, что нельзя объяснить погрешностями эксперимента, а только существенным снижением модуля упругости дюралюминия в указанном диапазоне частот по сравнению с его статическим номиналом. Это означает, что использование в динамических режимах деформирования статического модуля упругости материала может дать значительные ошибки в определении резонансных частот и динамической напряженности элементов конструкций. Отсюда вытекает необходимость определения упругих свойств других перспективных конструкционных материалов в динамических режимах деформирования.

К числу наименее исследованных механических характеристик титана и его сплавов относится демпфирующая способность, влияющая на динамическую напряженность элементов конструкции в циклических режимах деформирования и, прежде всего, при резонансе, реализующихся в конструкции при совпадении частот ее собственных колебаний с частотой внешнего циклического воздействия. При таком режиме нагружения многократно возрастают амплитудные значения параметров динамического напряженно-деформированного состояния (НДС). Корректное и достоверное их теоретическое определение с необходимой для практических целей точностью требует надлежащего учета в расчетных соотношениях демпфирующих свойств материалов конструкций, обусловленных внутренним трением.

Для экспериментального исследования демпфирующих свойств материалов в диапазоне частот от 50 до 5000 Гц в настоящее время существует международный стандарт ASTM E-756 [2], в соответствии с которым акустическим методом в резонансном режиме исследуются изгибные колебания консольно закрепленных тест-образцов различной структуры. Однако указанный стандарт имеет целый ряд ограничений, сужающих область его применения: 1) невозможно исследование демпфирующих свойств материалов в диапазоне частот от 0 до 50 Гц, наиболее полно отражающим реальные условия эксплуатации большинства конструкций; 2) демпфирующие свойства материалов исследуются в условиях малых амплитуд перемещений, что ограничивает использование полученных результатов для оценки динамического поведения конструкций с большими эксплуатационными амплитудами колебаний, например, лопастей несущих и управляющих винтов вертолетов, ветроэнергоустановок и т.д.; 3) не учитывается демпфирование воздушной среды при колебаниях тест-образцов, что, как показали проведенные исследования [3], может привести к существенным погрешностям в определении демпфирующих свойств как материала так и конструкции в целом, поскольку составляющая внешнего аэродинамического демпфирования будет приписываться к определяемой демпфирующей способности материала.

Имеющиеся экспериментальные и теоретические методы учета аэродинамического демпфирования при изгибных колебаниях тест-образцов в основном направлены на получение коэффициентов аэродинамического сопротивления и структурных формул для вычисления аэродинамической составляющей демпфирования [46], что не вписывается в общую конечно-элементную идеологию моделирования динамической реакции по причине отсутствия обоснованных методов получения матрицы аэродинамического демпфирования тест-образца. Наиболее приемлемый способ получения данной матрицы может состоять в использовании классической аппроксимации Морисона [7, 8] для представления погонных сил аэродинамического сопротивления протяженных объектов и конструкций, но данный вопрос пока остается открытым.

Необходимо отметить, что характеристики демпфирования материалов, получаемые при изгибных колебаниях тест-образцов, являются лишь сравнительной оценкой их демпфирующих свойств, и не могут быть использованы в условиях отличных от эксперимента [9]. Отсюда возникает необходимость идентификации реальных демпфирующих свойств материала по экспериментальным характеристикам демпфирования тест-образцов в условиях изгибных колебаний. Данные характеристики получают путем исследования резонансных или затухающих изгибных колебаний тест-образцов. Но проведение эксперимента в условиях резонанса требует чрезвычайно точной настройки частоты источника колебаний из-за высокой чувствительности амплитуды колебаний тест-образца к малым изменениям частоты вблизи резонанса. Поэтому идентификацию демпфирующих свойств материалов более удобно и надежно проводить на основе исследования затухающих изгибных колебаний, соответствующих тест-образцов [3, 10].

Экспериментальная установка для исследования затухающих изгибных колебаний тест-образцов. На кафедре прочности конструкций Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева разработана специальная экспериментальная установка [3] для определения динамических характеристик упругости и демпфирующих свойств материалов (изотропных, композитных, эластичных) на основе исследования затухающих изгибных колебаний соответствующих тест-образцов (рис. 1). Установка состоит из основания 1 и силовой стенки 2, жестко соединенных между собой. На стенке консольно закрепляется испытуемый тест-образец 3. Защемление осуществляется с помощью разнесенных планок, соединяемых со стенкой двумя рядами болтовых соединений и исключающих поворот испытуемого тест-образца в сечении заделки. На основании установлена стойка 4 для крепления лазерного датчика перемещений 5, положение которой вдоль основания может изменяться для измерения амплитуды колебаний точек тест-образца при изменении его стрелы вылета.

Рис. 1.

Принципиальная схема экспериментальной установки.

В установке используется триангуляционный лазерный датчик фирмы RIFTEK (RF603-X/100), обеспечивающий точность измерения амплитуды колебаний 0,01 мм. Результаты измерений в цифровом формате поступают на персональный компьютер. Замеры начинаются с некоторой задержкой по времени, необходимой для перехода из начального (статического) изогнутого состояния на низшую форму колебаний тест-образца. Разработанное математическое обеспечение позволяет осуществить до 2000 замеров прогиба в секунду, и, таким образом, весьма точно отразить реальную виброграмму затухающих колебаний испытуемого образца.

Идентификация частной зависимости динамического модуля упругости титанового сплава ОТ-4. Проведены динамические испытания в режиме затухающих изгибных колебаний серии консольно закрепленных тест-образцов прямоугольного поперечного сечения с длинами L = 140–750 мм, что соответствует диапазону экспериментально измеренных частот ${{f}_{*}}$ = 73.3–2.68 Гц. Статический модуль упругости и плотность сплава ОТ-4: E = 1.1 × 105 МПа; ρ = 4430 кг/м3. Ширина и толщина тест-образцов: b = 20 мм; h = 1.94 мм. Значения динамического модуля упругости отмеченного сплава в указанном диапазоне частот ${{f}_{*}}$ определялись по формуле

(1)
${{E}_{d}} = 38.3216\rho {{L}^{4}}f_{{\text{*}}}^{2}{\text{/}}{{h}^{2}},$
следующей из известного соотношения для нахождения низшей частоты свободных изгибных колебаний консольно закрепленного стержня

(2)
$f = {{(1.875{\text{/}}L)}^{2}}\sqrt {EI{\text{/}}m} {\text{/(2}}\pi {\text{)}};\quad I = b{{h}^{3}}{\text{/}}12;\quad m = \rho bh.$

В табл. 1 приведены длины L тест-образцов, их экспериментальные частоты ${{f}_{*}}$, соответствующие расчетные частоты f, полученные по формуле (2) при статическом модуле упругости E = 1.1 × 105 МПа (для сравнения их с частотами ${{f}_{*}}$), относительное расхождение частот $\Omega = ({{f}_{{\text{*}}}} - f){\text{/}}f$ и значения динамического модуля упругости Ed сплава ОТ-4, полученные по формуле (1) при частотах ${{f}_{*}}$. Обращает на себя внимание факт систематического и значительного снижения экспериментальных частот ${{f}_{*}}$ тест-образцов по сравнению с соответствующими расчетными частотами f, полученными при статическом модуле упругости E = 1.1 × 105 МПа, что нельзя истолковать погрешностями эксперимента (в этом случае величины Ω имели бы больший разброс и различные знаки). Данный факт можно объяснить только существенно меньшим значением динамического модуля упругости Ed исследуемого сплава по сравнению с его статическим модулем упругости E.

Таблица 1.
L, мм ${{f}_{{\text{*}}}}$, Гц f, Гц Ω Ed, МПа
140 73.30 79.67 –0.0800 0.9310 × 105
150 64.09 69.41 –0.0766 0.9380 × 105
160 56.00 61.00 –0.0820 0.9270 × 105
175 47.87 50.99 –0.0612 0.9694 × 105
200 36.20 39.04 –0.0727 0.9458 × 105
225 28.94 30.85 –0.0619 0.9682 × 105
250 23.31 24.99 –0.0672 0.9574 × 105
275 19.49 20.65 –0.0562 0.9799 × 105
300 16.35 17.35 –0.0576 0.9767 × 105
325 13.86 14.78 –0.0622 0.9667 × 105
400 9.30 9.76 –0.0471 0.9987 × 105
500 6.04 6.25 –0.0336 1.0285 × 105
600 4.23 4.34 0.0253 1.0460 × 105
700 3.08 3.20 –0.0375 1.0274 × 105
750 2.68 2.78 –0.0360 1.0251 × 105

Полученные значения Ed имеют некоторый экспериментальный разброс (рис. 2 – точки). Для получения сглаживающей кривой использовалась аппроксимация

(3)
${{E}_{d}}(f) = {{c}_{1}}\exp ({{c}_{2}}f) + {{c}_{3}}\exp ({{c}_{4}}f).$
Рис. 2.

Зависимости Edf ): точки – табл. 1; линия – аппроксимация (5).

Параметры c1, c2, c3, c4 данной аппроксимации определялись минимизацией целевой функции

(4)
$H({{c}_{1}},{{c}_{2}},{{c}_{3}},{{c}_{4}}) = \sum\limits_i {{{{(1 - E_{{d,i}}^{*}{\text{/}}{{E}_{{d,i}}})}}^{2}}} ,$
где $E_{{d,i}}^{*}$ и ${{E}_{{d,i}}}$ – соответственно табличные и найденные по аппроксимации (3) значения динамического модуля упругости ${{E}_{d}}$. Для отыскания минимума функции (4) использовался метод конфигураций Хука–Дживса [11] с учетом ограничения – равенства ${{E}_{d}}(0)$ = ${{c}_{1}} + {{c}_{3}}$ = E = $1.1 \times {{10}^{5}}$ МПа.

В результате получена зависимость

(5)
$\begin{gathered} {{E}_{d}}(f) = 9.472 \times {{10}^{4}}\exp ( - 2.156 \times {{10}^{{ - 8}}}f) + \\ + \;1.528 \times {{10}^{4}}\exp ( - 1.238 \times {{10}^{{ - 1}}}f), \\ \end{gathered} $
дающая значения Ed в МПа. На рис. 2 (линия) приведен график полученной зависимости, который показывает значительное снижение динамического модуля упругости сплава ОТ-4 по мере возрастания частоты f в диапазоне 0–25 Гц (примерно на 13.3%) и дальнейшую практическую стабилизацию его при   f  = 25–80 Гц.

Идентификация демпфирующих свойств сплава ОТ-4. Теоретические основы. При затухающих изгибных колебаниях тест-образца материал в любой точке поперечного сечения находится в состоянии циклического растяжения-сжатия. В этом случае демпфирующие свойства материала определяются логарифмическим декрементом колебаний (ЛДК) D, зависящим от амплитуды деформации ε0. Для представления зависимости D0) предлагается использовать степенную функцию

(6)
$D({{\varepsilon }_{0}}) = \alpha \varepsilon _{0}^{\beta }.$

Демпфирующие свойства тест-образца при колебаниях по низшей моде определяются ЛДК δ(А), зависящим от амплитуды колебаний А его свободного конца (зависимость δ(А) можно получить обработкой экспериментальной виброграммы затухающих изгибных колебаний тест-образца). Идентификация демпфирующих свойств материала состоит в отыскании параметров α- и β-функции (6) по имеющейся экспериментальной зависимости δ*(А) так, чтобы расчетные ЛДК тест-образца мало отличались от экспериментальных значений δ* при некотором заданном наборе амплитуд Ajj = = 1, 2, …, m) в диапазоне представления зависимости δ*(А). Для оценки результатов необходимо ввести норму невязки сравниваемых величин, например, в виде

$F(\alpha ,\beta ) = \sum\limits_{j = 1}^m {{{{(\delta _{j}^{*} - {{\delta }_{j}})}}^{2}}} .$

Здесь F(α, β) – целевая функция, неявно зависящая от параметров α и β; $\delta _{j}^{{\text{*}}}$, ${{\delta }_{j}}$ – соответственно экспериментальные и расчетные ЛДК тест-образца при амплитудах Ajj = 1, 2, …, m).

Для нахождения минимума функции нескольких переменных обычно используют метод координатного или скорейшего спуска [11], где требуется вычислять частные производные от данной функции по каждой независимой переменной. Однако, при отсутствии явной зависимости F(α, β) частные производные $\partial F{\text{/}}\partial \alpha $ и $\partial F{\text{/}}\partial {\beta }$ необходимо определять численно. Поэтому предпочтительными будут прямые методы поиска нулевого порядка [11] (симплекс-метод, метод Хука–Дживса, метод Розенброка), не требующие вычисления отмеченных производных. Наиболее удобным является метод Хука–Дживса, который легко реализуется при любой размерности пространства поиска.

При моделировании затухающих изгибных колебаний тест-образца учитываются внутреннее демпфирование, обусловленное необратимым рассеянием энергии в материале, силы аэродинамического сопротивления и частотная зависимость динамического модуля упругости материала. Для учета комплекса перечисленных факторов предлагается использовать метод конечных элементов с представлением тест-образца совокупностью балочных элементов (рис. 3). Узловыми параметрами элемента являются прогибы w1, w2 и углы поворота поперечных сечений θ1, θ2, зависящие от времени t.

Рис. 3.

Конечно-элементная модель тест-образца (а) и отдельный конечный элемент (б).

Представим прогиб w(t) в пределах элемента в виде

(7)
$w(t) = {{N}^{T}}{{r}_{e}}(t).$

Здесь ${{r}_{e}}(t) = \{ {{w}_{1}}\;{{\theta }_{1}}\;{{w}_{2}}\;{{\theta }_{2}}\} $, $N = \{ {{N}_{1}}\;{{N}_{2}}\;{{N}_{3}}\;{{N}_{4}}\} $ – вектор базисных функций:

${{N}_{1}} = 1 - 3{{\bar {x}}^{2}} + 2{{\bar {x}}^{3}};\quad {{N}_{2}} = \bar {x}l(1 - 2\bar {x} + {{\bar {x}}^{2}});\quad {{N}_{3}} = 3{{\bar {x}}^{2}} - 2{{\bar {x}}^{3}};$
${{N}_{4}} = \bar {x}l( - \bar {x} + {{\bar {x}}^{2}});\quad \bar {x} = x{\text{/}}l.$

Для получения уравнений движения конечного элемента воспользуемся принципом Даламбера–Лагранжа

(8)
$\delta {{A}_{J}} + \delta {{A}_{\sigma }} + \delta {{A}_{a}} = 0.$

Здесь $\delta {{A}_{J}}$, $\delta {{A}_{\sigma }}$, $\delta {{A}_{a}}$ – соответственно возможные работы сил инерции, нормальных напряжений σ и сил аэродинамического сопротивления, определяемые с учетом представления (7). Символ δ в (8) и далее означает варьирование величины справа от него. Выражение для $\delta {{A}_{J}}$ получается следующим:

(9)
$\delta {{A}_{J}} = - m\int\limits_0^l {\delta w\ddot {w}dx} = - m\delta r_{e}^{T}\int\limits_0^l {N{{N}^{T}}} dx{{\ddot {r}}_{e}} = - \delta r_{e}^{T}{{M}_{e}}{{\ddot {r}}_{e}}.$

Здесь m – погонная масса тест-образца, ${{M}_{e}}$ – матрица масс конечного элемента:

(10)
${{M}_{e}} = - m\int\limits_0^l {N{{N}^{T}}} dx = m\left[ {\begin{array}{*{20}{c}} {13l{\text{/}}35}&\vline & {11{{l}^{2}}{\text{/}}210}&\vline & {9l{\text{/}}70}&\vline & { - 13{{l}^{2}}{\text{/}}420} \\ \hline {11{{l}^{2}}{\text{/}}210}&\vline & {{{l}^{3}}{\text{/}}105}&\vline & {13{{l}^{2}}{\text{/}}420}&\vline & { - {{l}^{3}}{\text{/}}140} \\ \hline {9l{\text{/}}70}&\vline & {13{{l}^{2}}{\text{/}}420}&\vline & {13l{\text{/}}35}&\vline & { - 11{{l}^{2}}{\text{/}}210} \\ \hline { - 13{{l}^{2}}{\text{/}}420}&\vline & { - {{l}^{3}}{\text{/}}140}&\vline & { - 11{{l}^{2}}{\text{/}}210}&\vline & {{{l}^{3}}{\text{/}}105} \end{array}} \right].$

Возможная работа $\delta {{A}_{\sigma }}$ зависит от модели неупругого деформирования материала. Если материал тест-образца обладает вязкоупругими свойствами, то для их описания можно использовать физические зависимости между компонентами тензора напряжений ${{\sigma }_{{ij}}}$, тензора деформаций ${{\varepsilon }_{{ij}}}$ и тензора скоростей деформаций ${{\dot {\varepsilon }}_{{ij}}}$ = $\partial {{\varepsilon }_{{ij}}}{\text{/}}\partial t$: ${{\sigma }_{{ij}}}$ = ${{\sigma }_{{ij}}}({{\varepsilon }_{{ij}}},{{\dot {\varepsilon }}_{{ij}}})$. При одноосном напряженном состоянии простейшая из таких зависимостей, наиболее часто используемая на практике, соответствует известной модели Фойгта–Томпсона–Кельвина [12, 13]

(11)
$\sigma = E\varepsilon + \eta \dot {\varepsilon },$
где σ, ε, $\dot {\varepsilon }$ – соответственно нормальное напряжение, относительная деформация и скорость ее изменения по времени t; E, η – модуль упругости и коэффициент вязкости материала. Коэффициент η связан с ЛДК D0) материала зависимостью
(12)
$\eta = ED({{\varepsilon }_{0}}){\text{/}}(\pi \omega ),$
где ω – круговая частота деформирования материала. В случае зависимости упругих свойств материала от частоты ω, модуль E необходимо заменить динамическим модулем упругости Ed [14, 15]. С учетом такой замены и зависимости (12) модель (11) принимает вид

$\sigma = {{E}_{d}}[\varepsilon + D({{\varepsilon }_{0}})\dot {\varepsilon }{\text{/}}(\pi \omega )].$

В этом случае возможная работа $\delta {{A}_{\sigma }}$ будет такой

(13)
$\delta {{A}_{\sigma }} = - \int\limits_0^l {\int\limits_{{{ - h} \mathord{\left/ {\vphantom {{ - h} 2}} \right. \kern-0em} 2}}^{{h \mathord{\left/ {\vphantom {h 2}} \right. \kern-0em} 2}} {\delta \varepsilon \sigma dzdx} } = - {{E}_{d}}b\left[ {\int\limits_0^l {\int\limits_{ - {h \mathord{\left/ {\vphantom {h 2}} \right. \kern-0em} 2}}^{{h \mathord{\left/ {\vphantom {h 2}} \right. \kern-0em} 2}} {\delta \varepsilon \varepsilon dzdx} + \frac{1}{{\pi \omega }}\int\limits_0^l {\int\limits_{{{ - h} \mathord{\left/ {\vphantom {{ - h} 2}} \right. \kern-0em} 2}}^{{h \mathord{\left/ {\vphantom {h 2}} \right. \kern-0em} 2}} {\delta \varepsilon D({{\varepsilon }_{0}})\dot {\varepsilon }dzdx} } } } \right].$

Деформация ε и ее амплитуда ε0 в точке z поперечного сечения элемента определяются геометрическими зависимостями

(14)
${\varepsilon } = - z{{(N{\text{'')}}}^{T}}{{r}_{e}},\quad {{{\varepsilon }}_{{\text{0}}}} = \left| z \right|{{{\chi }}_{0}}(x).$

Здесь ${{{\chi }}_{0}}(x)$ – амплитуда кривизны оси элемента. Будем считать, что величина ${{{\chi }}_{0}}$ не зависит от x и равна ее значению в середине элемента. Тогда вместо (6) получается зависимость

$D({{\varepsilon }_{0}}) = D({{\chi }_{0}}) = \alpha {{\left| z \right|}^{\beta }}\chi _{0}^{\beta }.$

Подставляя данную зависимость в выражение (13) и учитывая (14) получаем

$\delta {{A}_{\sigma }} = - {{E}_{d}}b\delta r_{e}^{T}\left[ {\int\limits_0^l {\int\limits_{ - {h \mathord{\left/ {\vphantom {h 2}} \right. \kern-0em} 2}}^{{h \mathord{\left/ {\vphantom {h 2}} \right. \kern-0em} 2}} {N{\text{''}}{{{(N{\text{''}})}}^{T}}{{z}^{2}}dzdx} {{r}_{e}} + \frac{{\alpha \chi _{0}^{\beta }}}{{\pi \omega }}\int\limits_0^l {\int\limits_{ - {h \mathord{\left/ {\vphantom {h 2}} \right. \kern-0em} 2}}^{{h \mathord{\left/ {\vphantom {h 2}} \right. \kern-0em} 2}} {N{\text{''}}{{{(N{\text{''}})}}^{T}}{{{\left| z \right|}}^{{\beta + 2}}}dzdx{{{\dot {r}}}_{e}}} } } } \right].$

Последнее выражение можно привести к виду

(15)
$\delta {{A}_{\sigma }} = - \delta r_{e}^{T}{{K}_{e}}{{r}_{e}} - \delta r_{e}^{T}{{C}_{{e,m}}}{{\dot {r}}_{e}},$
где ${{K}_{e}}$, ${{C}_{{e,m}}}$ – соответственно матрица жесткости и матрица внутреннего демпфирования конечного элемента:

(16)
$\begin{gathered} {{K}_{e}} = \frac{{{{E}_{d}}b{{h}^{3}}}}{{12}}\int\limits_0^l {N{\text{''}}{{{(N{\text{''}})}}^{T}}dx} = \frac{{{{E}_{d}}b{{h}^{3}}}}{{12}}\left[ {\begin{array}{*{20}{c}} {12{\text{/}}{{l}^{3}}}&\vline & {6{\text{/}}{{l}^{2}}}&\vline & { - 12{\text{/}}{{l}^{3}}}&\vline & {6{\text{/}}{{l}^{2}}} \\ \hline {6{\text{/}}{{l}^{2}}}&\vline & {4{\text{/}}l}&\vline & { - 6{\text{/}}{{l}^{2}}}&\vline & {2{\text{/}}l} \\ \hline { - 12{\text{/}}{{l}^{3}}}&\vline & { - 6{\text{/}}{{l}^{2}}}&\vline & {12{\text{/}}{{l}^{3}}}&\vline & { - 6{\text{/}}{{l}^{2}}} \\ \hline {6{\text{/}}{{l}^{2}}}&\vline & {2{\text{/}}l}&\vline & { - 6{\text{/}}{{l}^{2}}}&\vline & {4{\text{/}}l} \end{array}} \right]; \\ {{C}_{{e,m}}} = \frac{{3\alpha {{{({{\chi }_{0}}h{\text{/}}2)}}^{\beta }}}}{{\pi \omega (\beta + 3)}}{{K}_{e}}. \\ \end{gathered} $

При определении сил аэродинамического сопротивления считается, что аэродинамическое взаимодействие может быть сведено к инерционному эффекту присоединенной массы и аэродинамическому демпфированию. Инерционный эффект приводит к снижению частоты, а аэродинамическое демпфирование – к росту ЛДК тест-образца по сравнению с его колебаниями в вакууме. Классической в этом случае является аппроксимация Морисона [7, 8]

(17)
${{P}_{a}}(x,t) = - 0.25{{\rho }_{a}}{{b}^{2}}{{C}_{M}}\dot {u} - 0.5{{\rho }_{a}}b{{C}_{D}}\left| u \right|u.$

Здесь Pa(x, t) – погонная аэродинамическая сила, ρa – плотность воздуха, CM – коэффициент присоединенной массы; CD – коэффициент аэродинамического сопротивления, $u = \dot {w}$ – скорость потока относительно тест-образца на бесконечности. Коэффициенты CM и CD являются функциями безразмерных параметров ${{\kappa }_{0}} = A{\text{/}}b$, $d = {{b}^{2}}\omega {\text{/}}(2\pi \mu )$ и $\Delta = h{\text{/}}b$, где μ – кинематическая вязкость воздуха. В работе [4] показано, что при колебаниях тест-образца в воздухе влияние присоединенной массы на относительное снижение частоты ω (по сравнению с частотой в вакууме) составляет величину порядка 0,001. Поэтому далее этим влиянием можно пренебречь и вместо (17) использовать выражение

${{P}_{a}}(x,t) = - 0.5{{\rho }_{a}}b{{C}_{D}}\left| {\dot {w}} \right|.$

Коэффициент аэродинамического сопротивления обычно представляется в виде суммы вязкой Cvis и вихревой Cvort составляющих [4, 16]: CD = Cvis + Cvort. Влияние вязкой составляющей на ЛДК тест-образца существенно только на малых амплитудах колебаний. При этом можно использовать аналитическое приближение Стокса, из которого для тонкого тест-образца (Δ < 1/3) следует формула [17]

${{C}_{{vis}}} = 4.61{\text{/}}(\kappa \sqrt d ),\quad \kappa = {{\kappa }_{0}}W(\xi ),$
где $W(\xi )$ – нормированная низшая мода колебаний тест-образца

$W(\xi ) = \frac{1}{2}(\operatorname{ch} k\xi - \cos k\xi ) - \frac{1}{2}\frac{{\operatorname{ch} k + \cos k}}{{\operatorname{sh} k + \sin k}}(\operatorname{sh} k\xi - \sin k\xi )\quad (k = 1.875;\quad W(1) = 1).$

Для определения составляющей ${{C}_{{{\text{vort}}}}}$ можно воспользоваться аппроксимацией, приведенной в работе [6]

${{C}_{{{\text{vort}}}}} = 0.171{{\kappa }^{{a - 0.58}}}(a + 3.087 + 25.8{{\kappa }^{a}}){\text{/}}{{(0.12 + {{\kappa }^{a}})}^{2}};\quad a = 1.03 + 16.61{{d}^{{ - 0.627}}}.$

Перейдем к определению возможной работы погонной аэродинамической силы Pa(x, t) по длине конечного элемента. При этом будем считать, что величины CD и $\left| {\dot {w}} \right|$ в пределах элемента постоянны и равны их значениям в его середине

$\delta {{A}_{a}} = - 0.5{{\rho }_{a}}b{{C}_{D}}\left| {\dot {w}} \right|\int\limits_0^l {\delta w\dot {w}dx.} $

Подставляя сюда представление (7) получаем

$\delta {{A}_{a}} = - 0.5{{\rho }_{a}}b{{C}_{D}}\left| {\dot {w}} \right|\delta r_{e}^{T}\int\limits_0^l {N{{N}^{T}}} dx{{\dot {r}}_{e}}.$

С учетом равенства (10) и выражения для погонной массы m = ρbh последнее соотношение можно привести к виду

(18)
$\delta {{A}_{a}} = - \delta r_{e}^{T}{{C}_{{e,a}}}{{\dot {r}}_{e}},$
где ${{C}_{{e,a}}}$ – матрица аэродинамического демпфирования конечного элемента:

(19)
${{C}_{{e,a}}} = 0.5{{\rho }_{a}}{{C}_{D}}\left| {\dot {w}} \right|{{M}_{e}}{\text{/}}({\rho }h).$

Подставляя выражения (9), (15) и (18) в уравнение (8) и учитывая условие $\delta {{r}_{e}} \ne 0$, получаем систему уравнений движения конечного элемента

${{M}_{e}}{{\ddot {r}}_{e}} + ({{С }_{{e,m}}} + {{С }_{{e,a}}}){{\dot {r}}_{e}} + {{K}_{e}}{{r}_{e}} = 0.$

Объединяя данные уравнения по направлениям общих для смежных конечных элементов узловых перемещений приходим к системе разрешающих уравнений

(20)
$M\ddot {r} + ({{С }_{m}} + {{С }_{a}})\dot {r} + Kr = 0,$
где $M$, ${{С }_{m}}$, ${{С }_{a}}$, $K$, $r$ – соответственно матрица масс, матрицы внутреннего и аэродинамического демпфирования, матрица жесткости и вектор узловых перемещений конечно-элементной модели тест-образца. Необходимо заметить, что матрица $K$ в уравнениях (20) должна вычисляться при динамическом модуле упругости Ed, зависящим от расчетной частоты f, которая на момент формирования системы (20) еще неизвестна. Поэтому процесс определения частоты f необходимо итерировать [1] используя полученную зависимость (5). Однако, проведенные численные эксперименты показали, что поученная таким образом частота f оказывается довольно близкой к экспериментальной частоте ${{f}_{{\text{*}}}}$. Поэтому с целью сокращения трудоемкости вычисления матрицы $K$ динамический модуль Ed можно вычислять по зависимости (5) при экспериментальной частоте ${{f}_{{\text{*}}}}$.

Из выражений (16) и (19) видно, что матрица ${{С }_{m}}$ должна зависеть от амплитуд кривизны χ0, а матрица ${{С }_{a}}$ – от модулей скоростей $\left| {\dot {w}} \right|$ центров конечных элементов. В этом случае уравнения (20) возможно решить только с использованием прямых шаговых методов с вычислением матрицы ${{С }_{a}}$ на каждом шаге интегрирования и пересчетом матрицы ${{С }_{m}}$ на каждом цикле колебаний, что приводит к высокой трудоемкости решения данных уравнений. В связи с этим вместо (19) предлагается использовать соотношение

${{C}_{{e,a}}} = 0.5{{\rho }_{a}}{{C}_{D}}{{\left| {\dot {w}} \right|}_{s}}{{M}_{e}}{\text{/}}(\rho h),$
где ${{\left| {\dot {w}} \right|}_{{{\kern 1pt} s}}}$ – средний модуль скорости центра элемента за период T, определяемый по его амплитуде колебаний w0

${{\left| {\dot {w}} \right|}_{s}} = {{T}^{{ - 1}}}\int\limits_0^T {\left| {\dot {w}} \right|dt} = 2{{w}_{0}}{\omega /}\pi .$

Это дает возможность пересчитывать матрицу ${{С }_{a}}$ не на каждом шаге интегрирования, а так же как и матрицу ${{С }_{a}}$, на каждом цикле колебаний в соответствии с достигнутыми значениями w0 центров конечных элементов.

Так как затухающие колебания тест-образца происходят по низшей моде F, то справедливо представление r = Fq, где q – нормальная координата данной моды. Это дает возможность перейти от системы (20) к уравнению

(21)
${{m}_{q}}\ddot {q} + ({{c}_{{q,m}}} + {{c}_{{q,a}}})\dot {q} + {{k}_{q}}q = 0$
с модальными параметрами
${{m}_{q}} = {{F}^{T}}MF,\quad {{c}_{{q,m}}} = {{F}^{T}}{{C}_{m}}F,\quad {{c}_{{q,a}}} = {{F}^{T}}{{C}_{a}}F,\quad {{k}_{q}} = {{F}^{T}}KF$
и начальными условиями: $q(0) = {{{{A}_{0}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{A}_{0}}} {{{F}_{w}}}}} \right. \kern-0em} {{{F}_{w}}}}$; $\dot {q}(0) = 0$, где A0 – начальная амплитуда; Fw – компонента моды F, соответствующая прогибу w свободного конца тест-образца. Уравнение (21) можно представить в виде
(22)
$\ddot {q} + 2n\dot {q} + {{{\omega }}^{2}}q = 0,$
где $n = {{({{c}_{{q,m}}} + {{c}_{{q,a}}})} \mathord{\left/ {\vphantom {{({{c}_{{q,m}}} + {{c}_{{q,a}}})} {(2{{m}_{q}})}}} \right. \kern-0em} {(2{{m}_{q}})}}$, ${{{\omega }}^{2}} = {{{{k}_{q}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{k}_{q}}} {{{m}_{q}}}}} \right. \kern-0em} {{{m}_{q}}}}$.

Уравнение (22) дает возможность определить расчетные амплитуды затухающих колебаний и соответствующие им ЛДК тест-образца. При этом вместо шагового интегрирования возможно использовать алгоритм прогонки [18], значительно сокращающий процесс определения отмеченных параметров:

${{A}^{{(i + 1)}}} = {{A}^{{(i)}}}\exp ( - {{n}^{{(i)}}}T),\quad {{\delta }^{{(i + 1)}}} = (c_{{q,m}}^{{(i + 1)}} + c_{{q,a}}^{{(i + 1)}})\pi {\text{/}}({{m}_{q}}\omega ).$

Модальные параметры $c_{{q,m}}^{{(i + 1)}}$ и $c_{{q,a}}^{{(i + 1)}}$ вычисляются при амплитуде колебаний A(+ 1) по соответствующим матрицам демпфирования Cm и Ca тест-образца. Необходимые для этого значения амплитуды кривизны ${\chi }_{0}^{{(i + 1)}}$ в серединах конечных элементов определяются выражением

${\chi }_{0}^{{(i + 1)}} = ({{{\theta }}_{{2,F}}} - {{{\theta }}_{{1,F}}}){{A}^{{(i + 1)}}}{\text{/}}(l{{F}_{w}}),$
где θ1, F, θ2, F – компоненты моды F, соответствующие углам поворота θ1, θ2 узлов конечного элемента.

Необходимо отметить, что зависимости $D({{\varepsilon }_{0}}) = \alpha \varepsilon _{0}^{\beta }$, найденные на различных тест-образцах, могут иметь значительный разброс. Поэтому данные зависимости необходимо определять на нескольких тест-образцах, усредняя после этого полученные результаты.

Численные эксперименты. Для идентификации параметров α и β зависимости $D({{\varepsilon }_{0}})$ = $\alpha \varepsilon _{0}^{\beta }$ титанового сплава ОТ-4 использовались экспериментальные ЛДК шести тест-образцов с длинами 150, 160, 175, 200, 225 и 250 мм. Толщина и ширина тест-образцов: h = 1.94 мм; b = 20 мм. Экспериментальные ЛДК тест-образцов определялись по известной формуле

(23)
$\delta (t) = - \frac{1}{f}\frac{{d\ln A(t)}}{{dt}} = - \frac{1}{{fA(t)}}\frac{{dA(t)}}{{dt}}.$

Для представления аналитической зависимости огибающей $A(t)$ использовалась аппроксимация

(24)
$A(t) = {{a}_{1}}\exp ( - {{a}_{2}}t) + {{a}_{3}}\exp ( - {{a}_{4}}t)$
с параметрами a1, a2, a3, a4, определяемыми из условия
${\Phi }({{a}_{1}},{{a}_{2}},{{a}_{3}},{{a}_{4}}) = \sum\limits_{i = 1}^n {{{{(1 - {{A}_{i}}{\text{/}}A_{i}^{{\text{*}}})}}^{2}}} = \min ,$
где $A_{i}^{{\text{*}}}$, Ai – амплитуды, найденные соответственно по экспериментальной виброграмме затухающих колебаний тест-образца и по зависимости (24). Таким образом, формула (23) и аппроксимация (24) при известных параметрах a1, a2, a3, a4, в параметрическом виде (через время t) задают необходимую для идентификации параметров α и β экспериментальную амплитудную зависимость ЛДК δ*(A) тест-образца.

Поиск параметров α и β зависимости $D({{\varepsilon }_{0}}) = \alpha \varepsilon _{0}^{\beta }$ осуществлялся методом Хука–Дживса при координатах базовой точки

${{\beta }_{0}} = \ln (\delta _{{\max }}^{*}{\text{/}}\delta _{{\min }}^{*}){\text{/}}\ln (A_{{\max }}^{*}{\text{/}}A_{{\min }}^{*}),\quad {{\alpha }_{0}} = \delta _{{\max }}^{*}{\text{/}}{{(1.5A_{{\max }}^{*}h{{L}^{{ - 2}}})}^{{{{\beta }_{0}}}}}$
с шагами ${{h}_{1}} = {{{{{\alpha }}_{0}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{{\alpha }}_{0}}} {{\text{1000}}}}} \right. \kern-0em} {{\text{1000}}}}$ и ${{h}_{2}} = {{{{{\beta }}_{0}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{{\beta }}_{0}}} {{\text{1000}}}}} \right. \kern-0em} {{\text{1000}}}}$ по соответствующим координатным направлениям пространства поиска (α, β). В табл. 2 приведены длины L тест-образцов, координаты базовой точки α0, β0, найденные параметры α и β зависимости $D({{\varepsilon }_{0}}) = \alpha \varepsilon _{0}^{\beta }$, а так же число r исследованных при поиске точек и достигнутые значения целевой функции F(α, β).

Таблица 2.
L, м α0 β0 α β r F(α, β)
150 0.01857 0.08089 0.01806 0.08080 145 0.000000147
160 0.04360 0.16632 0.04347 0.16932 110 0.000000143
175 0.06458 0.20759 0.05742 0.19347 900 0.000000779
200 0.06244 0.21456 0.04546 0.18345 2370 0.000000983
225 0.10381 0.26712 0.06198 0.21342 3365 0.000001494
250 0.04670 0.15051 0.01733 0.05223 7625 0.000003371

На рис. 4 для примера приведены экспериментальная (пунктирная линия) и расчетная (сплошная линия) амплитудные зависимости ЛДК тест-образца длиной L = 175 мм. Полученные зависимости являются достаточно близкими между собою, что свидетельствует о хорошем качестве поиска параметров α и β.

Рис. 4.

Амплитудные зависимости ЛДК тест-образца длиной L = 175 мм, экспериментальная (пунктирная линия) и расчетная (сплошная линия).

На рис. 5 приведены полный ЛДК (1), параметр внутреннего демпфирования (ПВД) (2), обусловленный демпфирующими свойствами материала и аэродинамическая составляющая демпфирования (3) тест-образца длиной L = 225 мм. Нетрудно видеть, что аэродинамическое сопротивление заметно увеличивает демпфирующие свойства тест-образца (по сравнению с ПВД), что говорит о необходимости учета данного сопротивления при идентификации демпфирующих свойств титанового сплава ОТ-4.

Рис. 5.

Полный ЛДК (1), ПВД (2) и аэродинамическая составляющая демпфирования (3) тест-образца длиной L = 225 мм.

По параметрам α и β, приведенным в табл. 2, проведено арифметическое усреднение зависимостей $D({{\varepsilon }_{0}}) = \alpha \varepsilon _{0}^{\beta }$ в 50 точках рабочего диапазона амплитуд деформаций ε0 = [0.123 × 10–3; 1.056 × 10–3] с последующей идентификацией окончательной амплитудной зависимости ЛДК титанового сплава ОТ-4 по отмеченным точкам. В результате получена зависимость

$D({{\varepsilon }_{0}}) = 0.0369\varepsilon _{0}^{{0.1515}},$
показывающая заметное увеличение ЛДК отмеченного сплава при возрастании амплитуды деформации ε0 (рис. 6).

Рис. 6.

Амплитудная зависимость ЛДК титанового сплава ОТ-4.

Выводы. Показано снижение динамического модуля упругости титанового сплава ОТ-4 при растяжении–сжатии в диапазоне частот  f  = 0–25 по сравнению с его статическим номиналом (примерно на 13.3%) с дальнейшей практической стабилизацией отмеченного модуля при частотах 25–80 Гц, что необходимо учитывать при определении собственных частот колебаний и динамической напряженности элементов конструкций, изготовленных из данного сплава. Построена матрица аэродинамического демпфирования конечного элемента, позволяющая включить аэродинамическое сопротивление в расчетный ЛДК тест-образца при идентификации демпфирующих свойств материала. Получена усредненная зависимость ЛДК сплава ОТ-4 при растяжении-сжатии от амплитуды соответствующей деформации на основе исследования затухающих изгибных колебаний серии тест-образцов, показывающая заметное возрастание демпфирующих свойств отмеченного сплава при увеличении амплитуды деформации ε0.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-19-00667).

Список литературы

  1. Paimushin V.N., Firsov V.A., Gynal I., Shishkin V.M. Accounting for the Frequency-Dependent Dynamic Elastic Modulus of Duralumin in Deformation Problems // J. Appl. Mech. and Tech. Phys. 2017. V. 58. № 3. P. 517–528.

  2. ASTM E-756-05. Standard Test Method for Measuring Vibration-damping Properties of Materials. ASTM International, PA, 2010.

  3. Paimushin V.N., Firsov V.A., Gunal I., Egorov A.G. Theoretical-Experimental Method for Determining the Parameters of Damping Based on the Study of Damped Flexural Vibrations of Test Specimens. 1. Experimental Basis // Mechanics of Composite Materials. 2014. V. 50. № 2. P. 127–136.

  4. Egorov A.G., Kamalutdinov A.M., Nuriev A.N., Paimushin V.N. Theoretical-Experimental Method for Determining the Parameters of Damping Based on the Study of Damped Flexural Vibrations of Test Specimens. 2. Aerodynamic Component of Damping // Mechanics of Composite Materials. 2014. V. 50. № 3. P. 267–278.

  5. Камалутдинов А.М., Егоров А.Г. Определение коэффициента аэродинамического сопротивления гармонически колеблющейся тонкой пластины / Сборник докладов XI Всероссийского съезда по фундаментальным проблемам теоретической и прикладной механики. Казань, 20–24 августа 2015 г. С. 1693–1695.

  6. Egorov A.G., Kamalutdinov A.M., Paimushin V.N., Firsov V.A. Theoretical-Experimental Method of Determining the Drag Coefficient of a Harmonically Oscillating Thin Plate // J. Appl. Mech. and Tech. Phys. 2016. V. 57. № 2. P. 275–282.

  7. Sarpkaya T. Force on a circular cylinder in viscous oscillatory flow at low Keulegan–Carpenter numbers // J. Fluid Mech. 1986. V. 165. P. 61–71.

  8. Keulegan G.H., Carpenter L.H. Forces on cylinders and plates in an oscillating fluid. // J. Res. Nat. Bureau of Standards. 1958. V. 60. № 5. P. 423–440.

  9. Писаренко Г.С., Яковлев А.П., Матвеев В.В. Вибропоглощающие свойства конструкционных материалов: Справочник. Киев: Наукова думка, 1971. 375 с.

  10. Paimushin V.N., Firsov V.A., Gyunal I., Egorov A.G., Kayumov R.A. Theoretical-experimental Method for Determining the Parameters of Damping Based on the Study of Damped Flexural Vibrations of Test Specimens. 3. Identification of the Characteristics of Internal Damping // Mechanics of Composite Materials. 2014. V. 50. № 5. P. 633–646.

  11. Шуп Т. Решение инженерных задач на ЭВМ. М.: Мир, 1982. 238 с.

  12. Хильчевский В.В., Дубенец В.Г. Рассеяние энергии при колебаниях тонкостенных элементов конструкций // Киев: Вища школа, 1977. 252 с.

  13. Постников В.С. Внутреннее трение в металлах. М.: Металлургия, 1969. 330 с.

  14. Paimushin V.N., Firsov V.A., Gynal I., Shishkin V.M. Development of an Improved Technique for Identification of the Damping Properties of Orthogonally Reinforced Composites in Shear // Mechanics of Composite Materials. 2016. V. 52. № 2. P. 133–142.

  15. Paimushin V.N., Firsov V.A., Gynal I., Shishkin V.M. Identification of the Elastic and Damping Characteristics of Soft Materials Based on the Analysis of Damped Flexural Vibrations of Test Specimens // Mechanics of Composite Materials. 2016. V. 52. № 4. P. 435–454.

  16. Sader J.E. Frequency response of cantilever beams immersed in viscous fluids with applications to the atomic force microscope // J. Appl. Phys. 1998. V. 84. № 1. P. 64–76.

  17. Aureli M., Porfiri M. Low frequency and large amplitude oscillations of cantilevers in viscous fluids // Appl. Phys. Lett. 2010. V. 96. 164102.

  18. Paimushin V.N., Firsov V.A., Gynal I., Shishkin V.M. Identification of the Elastic and Damping Characteristics of Carbon Fiber-Reinforced Plastic Based on a Study of Damping Flexsural Vibrations Test Specimens // J. Appl. Mech. and Tech. Phys. 2016. V. 57. № 4. P. 720–730.

Дополнительные материалы отсутствуют.