Проблемы машиностроения и надежности машин, 2019, № 6, стр. 78-90

КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И СИЛОВОЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ПРИВОДА ДВУХСТАННОЙ ОЧИСТКИ ЗЕРНОУБОРОЧНОГО КОМБАЙНА

Д. А. Дубовик 1*, В. И. Прибыльский 1, А. А. Новиков 2, А. Н. Вырский 2

1 Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси
г. Минск, Беларусь

2 ОАО “Гомсельмаш”
г. Гомель, Беларусь

* E-mail: ddoubovik@tut.by

Поступила в редакцию 29.05.2018
Принята к публикации 08.08.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

В статье изложена методика кинематического и силового анализа двухстанной очистки зерноуборочного комбайна, основанная на представлении расчетной схемы механизма привода сочетанием типовых элементов-модулей из шарнирного четырехзвенника и блока расчетных формул. Получены аналитические зависимости кинематических и силовых характеристик от массо-геометрических параметров звеньев механизма привода очистки. Приведены результаты исследования двухстанной очистки зерноуборочного комбайна КЗС-1218 “ПАЛЕССЕ GS12”.

Ключевые слова: зерноуборочный комбайн, очистка, стрясная доска, решетный стан, механизм привода, кинематический анализ, силовой расчет

Введение. Зерноуборочный комбайн является одной из важнейших и наиболее технически сложных машин сельскохозяйственного назначения [1]. За один проход по полю, он обеспечивает срезание колосьев, обмолот из срезанных колосьев зерна, отделение обмолоченного зерна от вороха, загрузку отделенного зерна в бункер, его транспортировку и выгрузку из бункера в грузовой автомобиль вместе со всеми необходимыми для этого вспомогательными операциями. При движении по бездорожью в полевых условиях зерноуборочный комбайн на борту самоходного шасси выполняет функции трех сельскохозяйственных машин, таких как жатка, молотилка, веялка [2].

Конкурентоспособность сельскохозяйственных машин определяется техническим уровнем и надежностью его силовых агрегатов и систем [3]. Одной из таких систем у зерноуборочного комбайна является очистка, предназначенная для отделения зерна от вороха и прочих примесей [4].

Основными элементами очистки зерноуборочного комбайна являются зерновой и колосовой шнеки, вентилятор, а также стрясная доска, верхний и нижний решетные станы с приводным механизмом, размещенные на борту самоходного колесного шасси с эластичными шинами в ограниченно-стесненном компоновочном пространстве комбайна. Массивные стрясная доска и решетные станы для реализации технологического процесса по отделению зерна от вороха совершают колебательные движения. При этом в подвижных шарнирах и опорах механизма привода возникают переменные по величине и направлению действия нагрузки [5], которые увеличивают энергетические затраты [6], передаются на раму [7] и вызывают вибрацию органов управления, сидений механизатора и его помощника [8]. В ряде случаев, возникающая вибрация является причиной поломок деталей и выхода из строя комбайна [9].

Проектирование новой конструкции, как модернизация и совершенствование уже серийно выпускаемой очистки зерноуборочного комбайна основывается на результатах анализа требуемых характеристик движения стрясной доски и решетных станов, и реализуемых ими кинематических параметров, и сил, действующих на звенья механизма [10].

Целью настоящей статьи является разработка методики математического моделирования и анализ кинематических и силовых параметров механизма очистки зерноуборочного комбайна КЗС-1218 “ПАЛЕССЕ GS12” производства ОАО “Гомсельмаш”.

Кинематический анализ. Структурный анализ очистки зерноуборочного комбайна КЗС-1218 “ПАЛЕССЕ GS12” позволил предположить, что она может быть представлена плоским рычажным механизмом, состоящим из сочетания четырех четырехзвенных шарнирных механизмов и ведущего звена, совершающего циклическое вращательное движение на полный оборот вокруг неподвижной оси.

Исходя из структурного анализа, расчетная схема очистки зерноуборочного комбайна КЗС-1218 “ПАЛЕССЕ GS12” представлена рычажным механизмом на рис. 1.

Рис. 1.

Расчетная схема очистки зерноуборочного комбайна КЗС – 1218; Р1–Р5 – шарниры опор механизма очистки; Р7–Р9, Р11–Р14, Р17 – шарниры, связывающие звенья механизма очистки.

Из рис. 1 следует, что четырехзвенные шарнирные механизмы расчетной схемы очистки могут быть представлены типовым шарнирным четырехзвенником (рис. 2). Типовой шарнирный четырехзвенник состоит из ведущего звена AB, стойки AD, двухповодковой группы звеньев BC и CD.

Рис. 2.

Расчетная схема первого четырехзвенника.

Для кинематического анализа типового четырехзвенного шарнирного механизма [11] его схема заменяется эквивалентным векторным контуром DABCD, который определяет положение звеньев и точек механизма относительно системы координат XDY. Углы, определяющие положения векторов, отсчитываются от положительного направления оси DX против хода часовой стрелки.

Условие замкнутости контура DABCD записывается уравнением в векторной форме. При этом для формирования единого расчетного алгоритма для всех четырех четырехзвенных шарнирных механизмов его периметр обходится в направлении вектора ${{\vec {L}}_{2}}$. Причем все векторы, совпадающие с направлением обхода, ставятся со знаком “+”.

Уравнение замкнутости контура DABCD для первого четырехзвенного шарнирного механизма имеет вид

${{\vec {L}}_{{2\_1}}} + {{\vec {L}}_{{3\_1}}} + {{\vec {L}}_{{4\_1}}} + {{\vec {L}}_{{1\_1}}} = 0,$
где _1 – индекс, определяющий порядковый номер четырехзвенника.

Проекции векторного контура DABCD на оси координат DX и DY с началом в оси неподвижного шарнира Р3 образуют систему уравнений

(1)
$\left\{ \begin{gathered} {{l}_{{2\_1}}}\cos {{\varphi }_{{2\_1}}} + {{l}_{{3\_1}}}\cos {{\varphi }_{{3\_1}}} + {{l}_{{4\_1}}}\cos {{\varphi }_{{4\_1}}} + {{l}_{{1\_1}}}\cos {{\varphi }_{{1\_1}}} = 0; \hfill \\ {{l}_{{2\_1}}}\sin {{\varphi }_{{2\_1}}} + {{l}_{{3\_1}}}\sin {{\varphi }_{{3\_1}}} + {{l}_{{4\_1}}}\sin {{\varphi }_{{4\_1}}} + {{l}_{{1\_1}}}\sin {{\varphi }_{{1\_1}}} = 0, \hfill \\ \end{gathered} \right.$
где l1_1, l2_1, l3_1, l4_1 – модули векторов ${{\vec {L}}_{{1\_1}}}$, ${{\vec {L}}_{{2\_1}}}$, ${{\vec {L}}_{{3\_1}}}$ и ${{\vec {L}}_{{4\_1}}}$ первого четырехзвенного шарнирного механизма, отражающие линейные размеры соответствующих звеньев очистки зерноуборочного комбайна; φ1_1, φ2_1, φ3_1, φ4_1 – углы, определяющие положения векторов ${{\vec {L}}_{{1\_1}}}$, ${{\vec {L}}_{{2\_1}}}$, ${{\vec {L}}_{{3\_1}}}$ и ${{\vec {L}}_{{4\_1}}}$ или соответствующих звеньев первого четырехзвенного шарнирного механизма.

Для определения углов φ1_1, φ2_1, φ3_1, φ4_1 вводится вспомогательный переменный по модулю вектор ${{\vec {S}}_{{\_1}}}$, образующий с векторами L3_1 и L4_1 треугольник BCD.

В системе координат XDY вектор ${{\vec {L}}_{{1\_1}}}$, отражающий положение стойки четырехзвенного шарнирного механизма, однозначно задается координатами установки опор P1(xA, yA) и P3(xD, yD), переменный по модулю вектор ${{\vec {S}}_{{\_1}}}$ – координатами конца вектора ${{\vec {L}}_{{2\_1}}}$ или же точки B(xB, yB) ведущего звена АВ и установки опоры P3(xD, yD)

(2)
${{l}_{{1\_1}}} = \sqrt {{{{\left( {{{x}_{A}} - {{x}_{D}}} \right)}}^{2}} + {{{\left( {{{y}_{A}} - {{y}_{D}}} \right)}}^{2}}} ,\quad {{\varphi }_{{1\_1}}} = {\text{arctg}}\left( {\frac{{{{y}_{A}} - {{y}_{D}}}}{{{{x}_{A}} - {{x}_{D}}}}} \right),$
(3)
${{l}_{{S\_1}}} = \sqrt {{{{\left( {{{x}_{B}} - {{x}_{D}}} \right)}}^{2}} + {{{\left( {{{y}_{B}} - {{y}_{D}}} \right)}}^{2}}} ,\quad {{\varphi }_{{S\_1}}} = {\text{arctg}}\left( {\frac{{{{y}_{B}}}}{{{{x}_{B}}}}} \right) = {\text{atan}}2( - {{x}_{B}}, - {{y}_{B}}),$
где atan2(–xB, –yB) – программный оператор обратной тригонометрической функции арктангенс в MathCAD, возвращающий угол в пределах 0, …, ±π.

Из расчетной схемы типового четырехзвенного шарнирного механизма на рис. 2 определяются углы φ3_1 и φ4_1

(4)
${{\varphi }_{{3\_1}}} = {{\varphi }_{{S\_1}}} - {{\varphi }_{{3S\_1}}};\quad {{\varphi }_{{4\_1}}} = {{\varphi }_{{S\_1}}} + {{\varphi }_{{4S\_1}}},$
где φ3S_1 и φ4S_1 – углы между звеньями L3_1, L4_1 и вектором ${{\vec {S}}_{{\_1}}}$, рассчитываемые из треугольника BCD по теореме косинусов

(5)
${{\varphi }_{{3S\_1}}} = \arccos \left( {\frac{{l_{{3\_1}}^{2} - l_{{4\_1}}^{2} + l_{{S\_1}}^{2}}}{{2{{l}_{{3\_1}}}{{l}_{{S\_1}}}}}} \right),\quad \cos \varphi {}_{{4S\_1}} = \frac{{l_{{4\_1}}^{2} - l_{{3\_1}}^{2} + l_{{S\_1}}^{2}}}{{2{{l}_{{4\_1}}}{{l}_{{S\_1}}}}}.$

Траектория подвижных шарниров Р8, Р10 и точки Р9 определяется координатами точки С, рассчитываемыми по проекциям векторов ${{\vec {L}}_{{2\_1}}}$ и ${{\vec {L}}_{{3\_1}}}$, согласно (1), с учетом выражений (4) и (5)

(6)
${{x}_{C}} = {{l}_{{2\_1}}}\cos {{\varphi }_{{2\_1}}} + {{l}_{{3\_1}}}\cos {{\varphi }_{{3\_1}}};\quad {{y}_{C}} = {{l}_{{2\_1}}}\sin {{\varphi }_{{2\_1}}} + {{l}_{{3\_1}}}\sin {{\varphi }_{{3\_1}}}.$

В ходе кинематического анализа составляются аналитические зависимости траекторий движения центров масс каждого звена механизма очистки. Например, координаты центра масс G9 звена ВС типового четырехзвенного шарнирного механизма в зависимости от угла φ2_1 поворота ведущего звена АВ определяются формулами

(7)
${{x}_{G}}_{9} = xp1 + {{l}_{{2\_1}}}\cos {{\varphi }_{{2\_1}}} + {{l}_{{3\_1}}}\cos {{\varphi }_{{3\_1}}} + {{l}_{{G9}}}\cos ({{\varphi }_{{3\_1}}} - {{\gamma }_{{G9}}}),$
(8)
${{y}_{G}}_{9} = yp1 + {{l}_{{2\_1}}}\sin {{\varphi }_{{2\_1}}} + {{l}_{{3\_1}}}\sin {{\varphi }_{{3\_1}}} + {{l}_{{G9}}}\sin ({{\varphi }_{{3\_1}}} - {{\gamma }_{{G9}}}),$
где ${{l}_{{G9}}} = \sqrt {{{x}_{G}}_{{9\,mt}}^{2} + {{y}_{G}}_{{9\,mt}}^{2}} $ – модуль вектора ${{\vec {L}}_{{G9}}}$, соединяющего ось шарнира С звена ВС с центром масс G9; γG9 = φ3mt – arctg$\left( {\frac{{{{y}_{{G9\,mt}}}}}{{{{x}_{{G9\,mt}}}}}} \right)$ – угол между векторами ${{\vec {L}}_{{G9}}}$ и ${{\vec {L}}_{3}}$. Здесь xG9mt и yG9mt – координатная привязка центра масс G9 шатуна ВС при начальном угле установки кривошипа АВ; φ3mt – угол вектора φ3 в условно начальном заданном положении (кривошип перпендикулярен шатуну в любом крайнем положении шарнира Р8).

Для определения аналогов i32_1 и i42_1 угловых скоростей ω3_1 и ω4_1 звеньев BC и CD уравнения (2) дифференцируются по обобщенной координате φ2 с последующим поочередным вычитанием общих углов φ3_1 и φ4_1 из углов, входящих в первое уравнение, что соответствует повороту осей координат XDY на общие углы φ3_1 и φ4_1

(9)
${{i}_{{42\_1}}} = {{l}_{{2\_1}}}\frac{{\sin \left( {{{\varphi }_{{2\_1}}} - {{\varphi }_{{3\_1}}}} \right)}}{{{{l}_{{4\_1}}}\sin \left( {{{\varphi }_{{4\_1}}} - {{\varphi }_{{3\_1}}}} \right)}} = \frac{{d{{\varphi }_{4}}}}{{d{{\varphi }_{2}}}} = \frac{{{{\omega }_{4}}}}{{{{\omega }_{2}}}},$
(10)
${{i}_{{32\_1}}} = {{l}_{{2\_1}}}\frac{{\sin \left( {{{\varphi }_{{2\_1}}} - {{\varphi }_{{4\_1}}}} \right)}}{{{{l}_{{3\_1}}}\sin \left( {{{\varphi }_{{4\_1}}} - {{\varphi }_{{3\_1}}}} \right)}} = \frac{{d{{\varphi }_{3}}}}{{d{{\varphi }_{2}}}} = \frac{{{{\omega }_{3}}}}{{{{\omega }_{2}}}}.$

Для определения аналогов $i_{{32\_1}}^{'}$ и $i_{{42\_1}}^{'}$ угловых ускорений ε3_1 и ε4_1 звеньев BC и CD, равных производным по обобщенной координате от соответствующих аналогов i32_1 и i42_1 угловых скоростей ω3_1 и ω4_1, уравнения (1) дважды дифференцируются по обобщенной координате φ2 с последующим преобразованием координат последовательным поворотом осей координат XDY на углы φ3_1 и φ4_1

(11)
$i_{{42\_1}}^{'} = \frac{{{{l}_{{2\_1}}}\cos \left( {{{\varphi }_{{2\_1}}} - {{\varphi }_{{3\_1}}}} \right) + {{l}_{{3\_1}}}i_{{32\_1}}^{2} - {{l}_{{4\_1}}}i_{{42\_1}}^{2}\cos \left( {{{\varphi }_{{4\_1}}} - {{\varphi }_{{3\_1}}}} \right)}}{{{{l}_{{4\_1}}}\sin \left( {{{\varphi }_{{4\_1}}} - {{\varphi }_{{3\_1}}}} \right)}},$
(12)
$i_{{32\_1}}^{'} = \frac{{{{l}_{{2\_1}}}\cos \left( {{{\varphi }_{{2\_1}}} - {{\varphi }_{{4\_1}}}} \right) + {{l}_{{3\_1}}}i_{{32\_1}}^{2}\cos \left( {{{\varphi }_{{4\_1}}} - {{\varphi }_{{3\_1}}}} \right) - {{l}_{{4\_1}}}i_{{42\_1}}^{2}}}{{{{l}_{{3\_1}}}\sin \left( {{{\varphi }_{{4\_1}}} - {{\varphi }_{{3\_1}}}} \right)}}.$

Тогда, истинные значения угловых скоростей ω3_1, ω4_1 и ускорений ε3_1, ε4_1 звеньев BC и CD соответственно рассчитываются по формулам

(13)
${{\omega }_{{3\_1}}} = {{\omega }_{{2\_1}}}{{i}_{{32\_1}}},\quad {{\omega }_{{4\_1}}} = {{\omega }_{{2\_1}}}{{i}_{{{\text{42\_1}}}}},$
(14)
${{\varepsilon }_{{3\_1}}} = \omega _{{2\_1}}^{2}i_{{32\_1}}^{'} + {{\varepsilon }_{{2\_1}}}i{}_{{32\_1}},\quad {{\varepsilon }_{{4\_1}}} = \omega _{{2\_1}}^{2}i_{{42\_1}}^{'} + {{\varepsilon }_{{2\_1}}}i{}_{{42\_1}}.$

Для расчета линейных скоростей и ускорений элементов механизма очистки дифференцируются по времени зависимости траекторий движения шарниров (6) и центров масс (7), (8) звеньев типового четырехзвенника от положения его ведущего звена.

Поскольку ведущее звено АВ механизма в процессе работы очистки вращается равномерно, т.е. ε2_1 = 0, значения составляющих по осям координат линейных скоростей VxG10, VyG10 и ускорений WxG10, WyG10 его центра масс G10 рассчитываются по формулам

(15)
$V{{x}_{{G10}}} = - {{l}_{{G10}}}{{\omega }_{{2\_1}}}\sin {{\varphi }_{{2\_1}}},\quad V{{y}_{{G10}}} = {{l}_{{G10}}}{{\omega }_{{2\_1}}}\cos {{\varphi }_{{2\_1}}},$
(16)
$W{{x}_{{G10}}} = - {{l}_{{G10}}}\omega _{{2\_1}}^{2}\cos {{\varphi }_{{2\_1}}},\quad W{{y}_{{G10}}} = - {{l}_{{G10}}}\omega _{{2\_1}}^{2}\sin {{\varphi }_{{2\_1}}}.$

Остальные звенья четырехзвенного шарнирного механизма на рис. 2 совершают плоскопараллельное движение. Линейные скорости VxG9, VyG9 и ускорения WxG9, WyG9 центра масс G9 шатуна механизма очистки определяются последовательным дифференцированием по времени уравнений (9)

(17)
$V{{x}_{{G9}}} = - {{l}_{{2\_1}}}{{\omega }_{{2\_1}}}\sin {{\varphi }_{{2\_1}}} - {{l}_{{3\_1}}}{{\omega }_{{3\_1}}}\sin {{\varphi }_{{3\_1}}} - {{l}_{{G9}}}{{\omega }_{{3\_1}}}\sin \left( {{{\varphi }_{{3\_1}}} - {{\gamma }_{{G9}}}} \right),$
(18)
$V{{y}_{{G9}}} = {{l}_{{2\_1}}}{{\omega }_{{2\_1}}}\cos {{\varphi }_{{2\_1}}} + {{l}_{{3\_1}}}{{\omega }_{{3\_1}}}\cos {{\varphi }_{{3\_1}}} + {{l}_{{G9}}}{{\omega }_{{3\_1}}}\cos \left( {{{\varphi }_{{3\_1}}} - {{\gamma }_{{G9}}}} \right),$
(19)
$\begin{gathered} W{{x}_{{G9}}} = - {{l}_{{2\_1}}}\left( {\omega _{{2\_1}}^{2}\cos {{\varphi }_{{2\_1}}} + {{\varepsilon }_{{2\_1}}}\sin {{\varphi }_{{2\_1}}}} \right) - \\ - \;{{l}_{{3\_1}}}\left( {\omega _{{3\_1}}^{2}\cos {{\varphi }_{{3\_1}}} + {{\varepsilon }_{{3\_1}}}\sin {{\varphi }_{{3\_1}}}} \right) - \\ - \;{{l}_{{G9}}}\left[ {\cos \left( {{{\varphi }_{{3\_1}}} - {{\gamma }_{{G9}}}} \right)\omega _{{3\_1}}^{2} + \left. {{{\varepsilon }_{{3\_1}}}\sin \left( {{{\varphi }_{{3\_1}}} - {{\gamma }_{{G9}}}} \right)} \right]} \right., \\ \end{gathered} $
(20)
$\begin{gathered} W{{y}_{{G9}}} = {{l}_{{2\_1}}}\left( { - \omega _{{2\_1}}^{2}\sin {{\varphi }_{{2\_1}}} + {{\varepsilon }_{{2\_1}}}\cos {{\varphi }_{{2\_1}}}} \right) + \\ + \;{{l}_{{3\_1}}}\left( { - \omega _{{3\_1}}^{2}\sin {{\varphi }_{{3\_1}}} + {{\varepsilon }_{{3\_1}}}\cos {{\varphi }_{{3\_1}}}} \right) + \\ + \;{{l}_{{G9}}}\left[ { - \omega _{{3\_1}}^{2}\sin \left( {{{\varphi }_{{3\_1}}} - {{\gamma }_{{G9}}}} \right) + } \right.\left. {{{\varepsilon }_{{3\_1}}}\cos \left( {{{\varphi }_{{3\_1}}} - {{\gamma }_{{G9}}}} \right)} \right]. \\ \end{gathered} $

Зависимости (1)–(20) определяют кинематические параметры звеньев типового четырехзвенного шарнирного механизма на примере первого четырехзвенника, представляющего ведущее звено АВ механизма очистки, шатун ВС и верхнюю часть двуплечего рычага CD. По этим же зависимостям рассчитываются кинематические параметры звеньев остальных четырехзвенников расчетной схемы механизма очистки зерноуборочного комбайна КЗС-1218. При этом изменяются только номера четырехзвенников (_2, _3, _4) и обозначения их звеньев в соответствии с табл. 1.

Таблица 1.

Обозначения модулей и углов векторов при расчете кинематических параметров звеньев механизма очистки зерноуборочного комбайна КЗС–1218

Номер четырехзвен-ника Обозначения модулей векторов Обозначения углов векторов
L1 L2 L3 L4 S φ1 φ2 φ3 φ4 φS
Первый _1 lP3P1 lP1P7lG10 lP7P8lG9 lP8P3 lP7P3 φP3P1 φP1P7 φP7P8 φP8P3 φP7P3
Второй _2 lP5P3 lP3P8,10 lP8,10P14lG7 lP14P5lG8 lР8,10Р5 φP5P3 φP3P8,10 φP8,10P14 φP14P5 φР8Р5
Третий _3 lP4P3 lP3P12lG4 lP12P13lG5 lP13P4lG6 lР12Р4 φP4P3 φP3P12 φP12P13 φP13P4 φР12Р4
Четвертый _4 lP2P3 lP3P17 lP17P11lG2,G11,G3 lP11P2lG1 lР17Р2 φP2P3 φP3P17 φP17P11 φP11P2 φР17Р2

По приведенной методике в системе математических расчетов MathCAD выполнен анализ кинематических параметров механизма очиcтки, близкого по своим массо-геометрическим параметрам к механизму очистки зерноуборочного комбайна КЗС-1218.

Результаты расчетных исследований проиллюстрированы на рис. 3 в виде графических зависимостей составляющих по осям координат линейных скоростей и ускорений центров масс основных звеньев очиcтки от угла поворота ведущего звена механизма: стрясной доски VxG2G3G11, VyG2G3G11 и WxG2G3G11, WyG2G3G11 (рис. 3а); верхнего решетного стана VxG7, VyG7 и WxG7, WyG7 (рис. 3б); нижнего решетного стана VxG5, VyG5 и WxG5, WyG5 (рис. 3в).

Рис. 3.

Графические зависимости скоростей и ускорений центров масс основных звеньев механизма очистки; (а) объединенный центр массстрясной доски G2, G3, G11; (б) центр масс G7 верхнего решетного стана; (в) центр масс G5 нижнего решетного стана; 1, 2 – составляющие скоростей по осям координат x и y соответственно; 3, 4 – составляющие ускорений по осям координат x и y соответственно.

Из рис. 3 видно, что для выполнения технологического процесса по отделению зерна от вороха стрясная доска, верхний и нижний решетные станы, являющиеся рабочими органами очистки, совершают колебания с частотой вращения ведущего звена механизма. Механизм очистки имеет два крайних положения (по ходу и против хода движения комбайна), в которых линейные скорости стрясной доски, верхнего и нижнего решетных станов равны нулевым значениям. Эти положения соответствуют повороту кривошипа (звена L2_2) на углы 2.07 и 5.21 рад и максимальным значениям ускорений рабочих органов. В точках, равноудаленных от крайних положений, линейные скорости рабочих органов имеют максимальные значения, а ускорения – нулевые значения. Максимальные значения вертикальных ускорений верхнего и нижнего решетных станов составляют соответственно 11.8 м/с2 и 5.6 м/с2, которые характеризуют способность выполнения решетами функции грохота.

Силовой расчет. Задачей силового расчета очистки зерноуборочного комбайна является определение внешних сил, действующих на звенья механизма, а также усилий (реакций), возникающих в шарнирах кинематических пар при движении механизма.

Согласно методу кинетостатики [11], нагружающими (звенья и кинематические пары) являются силы и моменты пар сил инерции

(21)
${{F}_{{Gi}}} = - {{W}_{{Gi}}}{{m}_{{Gi}}};\quad {{M}_{{Ji}}} = - {{\varepsilon }_{i}}{{J}_{i}},$
где FGi – сила инерции i-го звена механизма, приложенная в его центре масс; WGi – ускорение центра масс i-го звена механизма; MJi – момент пары сил i-го звена; εi – угловое ускорение i-го звена; Ji – момент инерции i-го звена относительно оси, проходящей через центр масс Gi и перпендикулярной к плоскости движения звена.

Расчет сил начинается с последнего четырехзвенника механизма и последней кинематической пары звеньев. Для каждой кинематической пары составляются четыре уравнения равновесия сил и моментов по принципу Д’аламбера

(22)
$\sum {\left( {F{{x}_{{Pi}}} + F{{x}_{{Gi}}}} \right) = 0} ,\quad \sum {\left( {F{{y}_{{Pi}}} + F{{y}_{{Gi}}}} \right) = 0} ,$
(23)
$\sum {\left[ {{{M}_{{Ji}}} + F{{y}_{i}}\left( {{{x}_{{Pi}}} - {{x}_{{Pj}}}} \right) - F{{x}_{i}}\left( {{{y}_{{Pi}}} - {{y}_{{Pj}}}} \right)} \right]} = 0,$
(24)
$\sum {\left[ {{{M}_{{Jk}}} + F{{y}_{k}}\left( {{{x}_{{Pk}}} - {{x}_{{Pj}}}} \right) - F{{x}_{k}}\left( {{{y}_{{Pk}}} - {{y}_{{Pj}}}} \right)} \right]} = 0,$
где FxGi, FyGi FxPi, FyPi, FxPk, FyPk – составляющие соответственно сил инерции и реакций i-го и k-го звеньев кинематической пары по осям координат x и y; xРi, yРi, xРk, yРk – координаты плеч моментов составляющих сил инерции и реакций i-го звена по осям координат x и y; xРj, yРj – координаты оси шарнира, относительно которой определяется момент.

Применительно к механизму очистки зерноуборочного комбайна КЗС-1218 расчетная схема последней кинематической пары приведена на рис. 4.

Рис. 4.

Расчетная схема определения реакций в шарнирах; Ра – ось шарнира опоры кинематической пары; Рb – среднего подвижного шарнира; Рс – ось крайнего подвижного шарнира.

При ее составлении принималось направление оси координат x горизонтально вправо, оси y вертикально вверх. Составляющие сил и моменты имеют положительные направления. Массы, центры масс и осевые моменты инерции конструкций элементов стрясной доски приведены к единому значению.

Уравнения равновесия (22)–(24) для кинематической пары на рис. 4 принимают вид

(25)
$F{{x}_{{Pa}}} + F{{x}_{{Gab}}} + F{{x}_{{Gbc}}} + F{{x}_{{Pc}}} = 0,$
(26)
$F{{y}_{{Pa}}} + \left( {F{{y}_{{Gab}}} - {{G}_{{ab}}}} \right) + \left( {F{{y}_{{Gbc}}} - {{G}_{{bc}}}} \right) + F{{y}_{{Pc}}} = 0,$
(27)
$\begin{gathered} F{{y}_{{Pa}}}\left( {{{x}_{{Pa}}} - {{x}_{{Pb}}}} \right) - F{{x}_{{Pa}}}\left( {{{y}_{{Pa}}} - {{y}_{{Pb}}}} \right) + \left( {F{{y}_{{Gab}}} - {{G}_{{ab}}}} \right)\left( {{{x}_{{Gab}}} - {{x}_{{Pb}}}} \right) - \\ - \;F{{x}_{{Gab}}}\left( {{{y}_{{Gab}}} - {{y}_{{Pb}}}} \right) + {{M}_{{Gab}}} = 0, \\ \end{gathered} $
(28)
$\begin{gathered} F{{y}_{{Pc}}}\left( {{{x}_{{Pc}}} - {{x}_{{Pb}}}} \right) - F{{x}_{{Pc}}}\left( {{{y}_{{Pc}}} - {{y}_{{Pb}}}} \right) + \left( {F{{y}_{{Gbc}}} - {{G}_{{bc}}}} \right)\left( {{{x}_{{Gbc}}} - {{x}_{{Pb}}}} \right) - \\ - \;F{{x}_{{Gbc}}}\left( {{{y}_{{Gbc}}} - {{y}_{{Pb}}}} \right) + {{M}_{{Gbc}}} = 0. \\ \end{gathered} $

Решение системы уравнений (20)–(23) удобнее всего производить матричным методом. В матричной форме система уравнений (20)–(23) принимает вид

(29)
${\text{А}} \cdot {\text{X}} = {\text{Q}},$
где А, X, Q – матрица коэффициентов, матрица-столбец неизвестных реакций в шарнирах кинематической пары, матрица-столбец свободных членов

(30)
${\text{A}} = \left( {\begin{array}{*{20}{c}} 1&1&0&0 \\ 0&0&1&1 \\ {l{{y}_{{PcPb}}}}&0&{l{{x}_{{PcPb}}}}&{} \\ 0&{l{{y}_{{PaPb}}}}&0&{l{{x}_{{PaPb}}}} \end{array}} \right),\quad {\text{X}} = \left( {\begin{array}{*{20}{c}} {F{{x}_{{Pc}}}} \\ {F{{x}_{{Pa}}}} \\ {F{{y}_{{Pc}}}} \\ {F{{y}_{{Pa}}}} \end{array}} \right),\quad {\text{Q}} = \left( {\begin{array}{*{20}{c}} {{{q}_{1}}} \\ {{{q}_{2}}} \\ {{{q}_{3}}} \\ {{{q}_{4}}} \end{array}} \right).$

Элементы матрицы-столбца свободных членов Q определяются известными силами инерции и веса звеньев из уравнений равновесия (25)–(28)

${{q}_{1}} = - \left( {F{{x}_{{Gab}}} + F{{x}_{{Gbc}}}} \right),\quad {{q}_{2}} = - \left[ {\left( {F{{y}_{{Gab}}} - {{G}_{{ab}}}} \right) + \left( {F{{y}_{{Gbc}}} - {{G}_{{bc}}}} \right)} \right],$
(31)
${{q}_{3}} = - \left[ {\left( {F{{y}_{{Gbc}}} - {{G}_{{bc}}}} \right)\left( {{{x}_{{Gbc}}} - {{x}_{{Pb}}}} \right) - F{{x}_{{Gbc}}}\left( {{{y}_{{Gbc}}} - {{y}_{{Pb}}}} \right) + {{M}_{{Gbc}}}} \right],$
${{q}_{4}} = - \left[ {\left( {F{{y}_{{Gab}}} - {{G}_{{ab}}}} \right)\left( {{{x}_{{Gab}}} - {{x}_{{Pb}}}} \right) - F{{x}_{{Gab}}}\left( {{{y}_{{Gab}}} - {{y}_{{Pab}}}} \right) + {{M}_{{Gab}}}} \right].$

Решение системы уравнений равновесия кинематической пары на рис. 4 матричным методом определяется по формуле X = А–1Q. Неизвестные реакции в шарнирах кинематической пары рассчитываются по формулам

(32)
$F{{x}_{{Pc}}} = \frac{{ - l{{y}_{{PaPb}}}l{{x}_{{PcPb}}}{{q}_{1}} + l{{x}_{{PcPb}}}l{{x}_{{PaPb}}}{{q}_{2}} - l{{x}_{{PaPb}}}{{q}_{3}} - l{{x}_{{PcPb}}}{{q}_{4}}}}{{ - l{{y}_{{PaPb}}}l{{x}_{{PcPb}}} + l{{y}_{{PcPb}}}l{{x}_{{PaPb}}}}},$
(33)
$F{{x}_{{Pa}}} = - \frac{{ - l{{y}_{{PcPb}}}l{{x}_{{PaPb}}}{{q}_{1}} + l{{x}_{{PcPb}}}l{{x}_{{PaPb}}}{{q}_{2}} - l{{x}_{{PaPb}}}{{q}_{3}} - l{{x}_{{PcPb}}}{{q}_{4}}}}{{ - l{{y}_{{PaPb}}}l{{x}_{{PcPb}}} + l{{y}_{{PcPb}}}l{{x}_{{PaPb}}}}},$
(34)
$F{{y}_{{Pc}}} = \frac{{ - l{{y}_{{PcPb}}}l{{y}_{{PaPb}}}{{q}_{1}} + l{{y}_{{PcPb}}}l{{x}_{{PaPb}}}{{q}_{2}} - l{{y}_{{PaPb}}}{{q}_{3}} - l{{y}_{{PcPb}}}{{q}_{4}}}}{{ - l{{y}_{{PaPb}}}l{{x}_{{PcPb}}} + l{{y}_{{PcPb}}}l{{x}_{{PaPb}}}}},$
(35)
$F{{y}_{{Pa}}} = - \frac{{ - l{{y}_{{PcPb}}}l{{y}_{{PaPb}}}{{q}_{1}} + l{{y}_{{PaPb}}}l{{x}_{{PcPb}}}{{q}_{2}} - l{{y}_{{PaPb}}}{{q}_{3}} - l{{y}_{{PcPb}}}{{q}_{4}}}}{{ - l{{y}_{{PaPb}}}l{{x}_{{PcPb}}} + l{{y}_{{PcPb}}}l{{x}_{{PaPb}}}}},$
где lyPсPb = (yPcyPb); PcPb = (хPcхPb); lyPaPb = (yPayPb); PaPb = (хPaхPb).

В промежуточном подвижном шарнире Рb реактивную силу целесообразно находить из условия равновесия сил звена РaРb

(36)
$F{{x}_{{Pb}}} = - F{{x}_{{Gab}}} - F{{x}_{{Pa}}};\quad F{{y}_{{Pb}}} = - \left( {F{{y}_{{Gab}}} - {{G}_{{ab}}}} \right) - F{{y}_{{Pa}}}.$

Расчет реакций в других шарнирах расчетной схемы механизма очистки на рис. 1 производится подстановкой в выражения (25)–(36) обозначений сил инерции и веса из табл. 2 и реакций в шарнирах из табл. 3. Реакция в шарнире и опоре ведущего звена механизма Р1 рассчитывается из условия равновесия составляющих по осям координат сил.

Таблица 2.

Обозначения сил инерции и веса для расчета силовых параметров звеньев механизма очистки зерноуборочного комбайна КЗС–1218

Кинематическая пара Обозначения сил инерции и веса в центрах масс
FxGab FyGab FxGbc FyGbc Gab Gbc
Первая FxG1 FyG1 FxG2,G3,G11 FyG2,G3,G11 G1 G2, G3, G11
Вторая FxG6 FyG6 FxG5 FyG5 G6 G5
Третья FxG8 FyG8 FxG7 FyG7 G8 G7
Четвертая FxG4 FyG4 FxG9 FyG9 G9 G9
Таблица 3.

Обозначения реакций в шарнирах для расчета силовых параметров звеньев механизма очистки зерноуборочного комбайна КЗС–1218

Кинематическая пара Обозначения реакций в шарнирах
FxPa Fya FxPb Fyb FxPc Fyc
Первая FxP2 FyP2 FxP11 FyP11 FxP17(1) Fy17(1)
Вторая FxP4 FyP4 FxP13 FyP13 FxP12(2) Fy12(2)
Третья FxP5 FyP5 FxP14 FyP14 FxP9(3) Fy9(3)
Четвертая FxP3 FyP3 FxP8(4)
FxP10(4)
FyP8(4)
FyP10(4)
FxP7(4) Fy7(4)

Примечания: 1 – в четвертой кинематической паре в шарнирах P17, P12 и P8,10 имеются соответствующие силы (реакции связей): FxP17(4), FyP17(4); FxP12(4), FyP12(4); которые противоположны по знаку соответственно FxP17(1), FyP17(1); FxP12(2), FyP12(2); FxP9(3), FyP9(3); точка Р9 не является опорой и сила FР9 искусственно введена для расчетов реакций в шарнирах Р8, Р10; 2 – дополнительные индексы (1)–(4) обозначают номер кинематической пары.

При этом $F{{y}_{{P7}}} = - F{{y}_{{P7(4)}}}$, $F{{x}_{{P7}}} = - F{{x}_{{P7(4)}}}$, тогда $\,F{{x}_{{P1}}} = - \left( {F{{x}_{{G10}}} + F{{x}_{{P7}}}} \right)$ FyP7 = = $ - \left[ {\left( {F{{y}_{{G10}}} - {{G}_{{10}}}} \right) + F{{y}_{{P7}}}} \right]$.

Момент, уравновешивающий движение механизма под действием сил и моментов инерции, рассчитывается по выражению

(37)
$\begin{gathered} {{M}_{{дв}}} = - \left\{ {\left[ {\left( {F{{y}_{{G10}}} - {{G}_{{10}}}} \right)\left( {{{x}_{{G10}}} - {{x}_{{P1}}}} \right) - F{{x}_{{G10}}}\left( {{{y}_{{G10}}} - {{y}_{{P1}}}} \right)} \right]} \right. + {{M}_{{G10}}} + \\ + \;\left. {\left[ {F{{y}_{{P7}}}\left( {{{x}_{{P7}}} - {{x}_{{P1}}}} \right)} \right.\left. { - F{{x}_{{P7}}}\left( {{{y}_{{P7}}} - {{y}_{{P1}}}} \right)} \right]} \right\}. \\ \end{gathered} $

По разработанной методике выполнен силовой расчет механизма очистки зерноуборочного комбайна КЗС-1218. Результаты силового расчета приведены на рис. 5.

Рис. 5.

Графики годографов векторов реакций в шарнирах механизма и движущего момента на силы и моменты инерции; (а) – первая кинематическая пара: 1 – Fp2, 2 –Fp11, 3 – Fp17(1); (б) – вторая кинематическая пара: 4 – Fp4, 5 – Fp13, 6 – Fp12(2); (в) – третья кинематическая пара: 7 – Fp5, 8 – Fp14, 9 – Fp9(3); (г) – четвертая кинематическая пара: 10 – Fp3, 11 – Fp10(4), 12 – Fp8(4), 13 – Fp1, 14 – Fp7; (е) – график движущего момента на приводном валу.

Из рис. 5 следует, что наибольшие значения реакций возникают: а) в подвижных нижних шарнирах Р17 двуплечих рычагов и стрясной доски – 2.207 кН при угле вектора силы 354.7° и угле поворота кривошипа 29.5°; в подвижных нижних шарнирах Р11 стрясной доски и ее подвесок – 1.71 кН при угле вектора силы 294° и угле поворота кривошипа 30.5°; в шарнирах опор подвесок стрясной доски Р2 – 1.736 кН при угле вектора силы 112° и угле поворота кривошипа 32.5°; б) в подвижных нижних шарнирах Р12 двуплечих рычагов и нижнего решетного стана – 1.175 кН при угле вектора силы 23° и угле поворота кривошипа 29°; в подвижных шарнирах Р13 нижнего решетного стана и его подвесок – 0.613 кН при угле вектора силы 279° и угле поворота кривошипа 107°; в шарнирах опор подвесок нижнего решетного стана Р4 – 0.640 кН при угле вектора силы 99° и углах поворота кривошипа 108° и 309°; в) в подвижных шарнирах Р14 верхнего решетного стана и его подвесок – 0.964 кН при угле вектора силы 292° и угле поворота кривошипа 262.5°; в шарнирах опор подвесок верхнего решетного стана Р5 – 0.994 кН при угле вектора силы 111 град и угле поворота кривошипа 262.5°; в искусственной опоре Р9 – 2.115 кН при угле вектора силы 21 град и угле поворота кривошипа 210°; г) в шарнирах опор двуплечих рычагов Р3 – 5.824 кН при угле вектора силы 26° и угле поворота кривошипа 29.5°; в подвижных верхних шарнирах Р10 двуплечих рычагов и верхнего решетного стана – 2.953 кН при угле вектора силы 230° и угле поворота кривошипа 30.5°; в подвижных шарнирах Р8 верхнего решетного стана и шатунов – 4.488 кН при угле вектора силы 29° и угле поворота кривошипа 29.5°; д) в шарнирах опор ведущего вала Р1 – 4.578 кН при угле вектора силы 204° и угле поворота кривошипа 29°; в подвижных шарнирах шатуна и ведущего вала Р7 – 4.674 кН при угле вектора силы 24° и угле поворота кривошипа 29°; е) движущий момент, уравновешивающий сопротивление механизма под действием сил и моментов инерции, имеет размах колебаний 250.6 Н · м.

Полученные результаты следует использовать при проектировании и совершенствовании, реализации мероприятий по обеспечению требуемого ресурса механизма привода очистки зерноуборочных комбайнов.

Заключение. Разработана методика математического моделирования кинематических и силовых параметров очистки зерноуборочного комбайна, основанная на представлении расчетной схемы механизма привода сочетанием типовых элементов-модулей из шарнирного четырехзвенника и блока расчетных формул. Получены аналитические зависимости кинематических и силовых характеристик от массовых и геометрических параметров звеньев механизма привода двухстанной очистки. Выполнен кинематический и силовой анализ механизма привода очистки зерноуборочного комбайна КЗС-1218. Установлено, что наибольшие реакции при номинальной частоте вращения кривошипа возникают в шарнирах опор двуплечего рычага.

Список литературы

  1. Черноиванов В.И., Ежевский А.А., Федоренко В.Ф. Мировые тенденции машинно-технологического обеспечения интеллектуального сельского хозяйства. М.: Росинформагротех, 2012. С. 284.

  2. Дубовик Д.А., Еловой О.М., Бакалова Л.Ю. Основные направления развития автотракторокомбайностроения. Минск: ГНУ ОИМ НАН Беларуси, 2014. С. 176.

  3. Амельченко П.А., Дубовик Д.А., Ключников А.В., Ващула А.В. Современные тенденции сельхозтракторостроения // Ж. Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. Серыя фізіка-тэхнічных навук. 2018. Т. 63. № 1. С. 76.

  4. Бойко Л.И., Климович О.В. Анализ конструкций и методов снижения нагруженности приводов воздушно-решетных систем очисток зернового вороха комбайнов // Ж. Механика машин, механизмов и материалов. 2011. № 3. С. 74.

  5. Бойко Л.И., Гоман А.М. Динамический расчет и рациональное проектирование приводов с колебательным движением рабочих органов // Ж. Проблемы машиностроения и надежности машин. 1997. № 1. С. 22.

  6. Дубовик Д.А. Снижение энергозатрат многоприводных колесных машин путем совершенствования механических приводов ведущих колес: Дис. … докт. техн. наук. Минск: ГНУ ОИМ НАН Беларуси, 2011. 406 с.

  7. Месхи Б.Ч. Улучшение условия труда операторов комбайнов за счет снижения шума и вибрации: Дис. … канд. техн. наук. Ростов-на-Дону: ДГТУ, 1999. 132 с.

  8. Мартыненко Д.С. Повышение эффективности системы очистки зерноуборочного комбайна путем применения рекуперативного привода решет и транспортной доски: Дис. … канд. техн. наук. Тюмень: ГАУСЗ, 2015. 170 с.

  9. Котов А.В., Чупрынин Ю.В. Применение векторного анализа для оптимизации механизма привода системы очистки зерна зерноуборочного комбайна при его проектировании // Ж. Механика машин, механизмов и материалов. 2009. № 2. С. 43.

  10. Дубовик Д.А., Прибыльский В.И. Гидрообъемно-механические трансмиссии мобильных машин. Кинематический и силовой расчет // Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. Серыя фізіка-тэхнічных навук. 2016. № 4. С. 61.

  11. Артоболевский А.А. Теория механизмов и машин. М.: Наука, 1975. С. 640.

Дополнительные материалы отсутствуют.