Проблемы машиностроения и надежности машин, 2019, № 6, стр. 78-90
КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И СИЛОВОЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ПРИВОДА ДВУХСТАННОЙ ОЧИСТКИ ЗЕРНОУБОРОЧНОГО КОМБАЙНА
Д. А. Дубовик 1, *, В. И. Прибыльский 1, А. А. Новиков 2, А. Н. Вырский 2
1 Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси
г. Минск, Беларусь
2 ОАО “Гомсельмаш”
г. Гомель, Беларусь
* E-mail: ddoubovik@tut.by
Поступила в редакцию 29.05.2018
Принята к публикации 08.08.2019
Аннотация
В статье изложена методика кинематического и силового анализа двухстанной очистки зерноуборочного комбайна, основанная на представлении расчетной схемы механизма привода сочетанием типовых элементов-модулей из шарнирного четырехзвенника и блока расчетных формул. Получены аналитические зависимости кинематических и силовых характеристик от массо-геометрических параметров звеньев механизма привода очистки. Приведены результаты исследования двухстанной очистки зерноуборочного комбайна КЗС-1218 “ПАЛЕССЕ GS12”.
Введение. Зерноуборочный комбайн является одной из важнейших и наиболее технически сложных машин сельскохозяйственного назначения [1]. За один проход по полю, он обеспечивает срезание колосьев, обмолот из срезанных колосьев зерна, отделение обмолоченного зерна от вороха, загрузку отделенного зерна в бункер, его транспортировку и выгрузку из бункера в грузовой автомобиль вместе со всеми необходимыми для этого вспомогательными операциями. При движении по бездорожью в полевых условиях зерноуборочный комбайн на борту самоходного шасси выполняет функции трех сельскохозяйственных машин, таких как жатка, молотилка, веялка [2].
Конкурентоспособность сельскохозяйственных машин определяется техническим уровнем и надежностью его силовых агрегатов и систем [3]. Одной из таких систем у зерноуборочного комбайна является очистка, предназначенная для отделения зерна от вороха и прочих примесей [4].
Основными элементами очистки зерноуборочного комбайна являются зерновой и колосовой шнеки, вентилятор, а также стрясная доска, верхний и нижний решетные станы с приводным механизмом, размещенные на борту самоходного колесного шасси с эластичными шинами в ограниченно-стесненном компоновочном пространстве комбайна. Массивные стрясная доска и решетные станы для реализации технологического процесса по отделению зерна от вороха совершают колебательные движения. При этом в подвижных шарнирах и опорах механизма привода возникают переменные по величине и направлению действия нагрузки [5], которые увеличивают энергетические затраты [6], передаются на раму [7] и вызывают вибрацию органов управления, сидений механизатора и его помощника [8]. В ряде случаев, возникающая вибрация является причиной поломок деталей и выхода из строя комбайна [9].
Проектирование новой конструкции, как модернизация и совершенствование уже серийно выпускаемой очистки зерноуборочного комбайна основывается на результатах анализа требуемых характеристик движения стрясной доски и решетных станов, и реализуемых ими кинематических параметров, и сил, действующих на звенья механизма [10].
Целью настоящей статьи является разработка методики математического моделирования и анализ кинематических и силовых параметров механизма очистки зерноуборочного комбайна КЗС-1218 “ПАЛЕССЕ GS12” производства ОАО “Гомсельмаш”.
Кинематический анализ. Структурный анализ очистки зерноуборочного комбайна КЗС-1218 “ПАЛЕССЕ GS12” позволил предположить, что она может быть представлена плоским рычажным механизмом, состоящим из сочетания четырех четырехзвенных шарнирных механизмов и ведущего звена, совершающего циклическое вращательное движение на полный оборот вокруг неподвижной оси.
Исходя из структурного анализа, расчетная схема очистки зерноуборочного комбайна КЗС-1218 “ПАЛЕССЕ GS12” представлена рычажным механизмом на рис. 1.
Из рис. 1 следует, что четырехзвенные шарнирные механизмы расчетной схемы очистки могут быть представлены типовым шарнирным четырехзвенником (рис. 2). Типовой шарнирный четырехзвенник состоит из ведущего звена AB, стойки AD, двухповодковой группы звеньев BC и CD.
Для кинематического анализа типового четырехзвенного шарнирного механизма [11] его схема заменяется эквивалентным векторным контуром DABCD, который определяет положение звеньев и точек механизма относительно системы координат XDY. Углы, определяющие положения векторов, отсчитываются от положительного направления оси DX против хода часовой стрелки.
Условие замкнутости контура DABCD записывается уравнением в векторной форме. При этом для формирования единого расчетного алгоритма для всех четырех четырехзвенных шарнирных механизмов его периметр обходится в направлении вектора ${{\vec {L}}_{2}}$. Причем все векторы, совпадающие с направлением обхода, ставятся со знаком “+”.
Уравнение замкнутости контура DABCD для первого четырехзвенного шарнирного механизма имеет вид
Проекции векторного контура DABCD на оси координат DX и DY с началом в оси неподвижного шарнира Р3 образуют систему уравнений
(1)
$\left\{ \begin{gathered} {{l}_{{2\_1}}}\cos {{\varphi }_{{2\_1}}} + {{l}_{{3\_1}}}\cos {{\varphi }_{{3\_1}}} + {{l}_{{4\_1}}}\cos {{\varphi }_{{4\_1}}} + {{l}_{{1\_1}}}\cos {{\varphi }_{{1\_1}}} = 0; \hfill \\ {{l}_{{2\_1}}}\sin {{\varphi }_{{2\_1}}} + {{l}_{{3\_1}}}\sin {{\varphi }_{{3\_1}}} + {{l}_{{4\_1}}}\sin {{\varphi }_{{4\_1}}} + {{l}_{{1\_1}}}\sin {{\varphi }_{{1\_1}}} = 0, \hfill \\ \end{gathered} \right.$Для определения углов φ1_1, φ2_1, φ3_1, φ4_1 вводится вспомогательный переменный по модулю вектор ${{\vec {S}}_{{\_1}}}$, образующий с векторами L3_1 и L4_1 треугольник BCD.
В системе координат XDY вектор ${{\vec {L}}_{{1\_1}}}$, отражающий положение стойки четырехзвенного шарнирного механизма, однозначно задается координатами установки опор P1(xA, yA) и P3(xD, yD), переменный по модулю вектор ${{\vec {S}}_{{\_1}}}$ – координатами конца вектора ${{\vec {L}}_{{2\_1}}}$ или же точки B(xB, yB) ведущего звена АВ и установки опоры P3(xD, yD)
(2)
${{l}_{{1\_1}}} = \sqrt {{{{\left( {{{x}_{A}} - {{x}_{D}}} \right)}}^{2}} + {{{\left( {{{y}_{A}} - {{y}_{D}}} \right)}}^{2}}} ,\quad {{\varphi }_{{1\_1}}} = {\text{arctg}}\left( {\frac{{{{y}_{A}} - {{y}_{D}}}}{{{{x}_{A}} - {{x}_{D}}}}} \right),$(3)
${{l}_{{S\_1}}} = \sqrt {{{{\left( {{{x}_{B}} - {{x}_{D}}} \right)}}^{2}} + {{{\left( {{{y}_{B}} - {{y}_{D}}} \right)}}^{2}}} ,\quad {{\varphi }_{{S\_1}}} = {\text{arctg}}\left( {\frac{{{{y}_{B}}}}{{{{x}_{B}}}}} \right) = {\text{atan}}2( - {{x}_{B}}, - {{y}_{B}}),$Из расчетной схемы типового четырехзвенного шарнирного механизма на рис. 2 определяются углы φ3_1 и φ4_1
(4)
${{\varphi }_{{3\_1}}} = {{\varphi }_{{S\_1}}} - {{\varphi }_{{3S\_1}}};\quad {{\varphi }_{{4\_1}}} = {{\varphi }_{{S\_1}}} + {{\varphi }_{{4S\_1}}},$(5)
${{\varphi }_{{3S\_1}}} = \arccos \left( {\frac{{l_{{3\_1}}^{2} - l_{{4\_1}}^{2} + l_{{S\_1}}^{2}}}{{2{{l}_{{3\_1}}}{{l}_{{S\_1}}}}}} \right),\quad \cos \varphi {}_{{4S\_1}} = \frac{{l_{{4\_1}}^{2} - l_{{3\_1}}^{2} + l_{{S\_1}}^{2}}}{{2{{l}_{{4\_1}}}{{l}_{{S\_1}}}}}.$Траектория подвижных шарниров Р8, Р10 и точки Р9 определяется координатами точки С, рассчитываемыми по проекциям векторов ${{\vec {L}}_{{2\_1}}}$ и ${{\vec {L}}_{{3\_1}}}$, согласно (1), с учетом выражений (4) и (5)
(6)
${{x}_{C}} = {{l}_{{2\_1}}}\cos {{\varphi }_{{2\_1}}} + {{l}_{{3\_1}}}\cos {{\varphi }_{{3\_1}}};\quad {{y}_{C}} = {{l}_{{2\_1}}}\sin {{\varphi }_{{2\_1}}} + {{l}_{{3\_1}}}\sin {{\varphi }_{{3\_1}}}.$В ходе кинематического анализа составляются аналитические зависимости траекторий движения центров масс каждого звена механизма очистки. Например, координаты центра масс G9 звена ВС типового четырехзвенного шарнирного механизма в зависимости от угла φ2_1 поворота ведущего звена АВ определяются формулами
(7)
${{x}_{G}}_{9} = xp1 + {{l}_{{2\_1}}}\cos {{\varphi }_{{2\_1}}} + {{l}_{{3\_1}}}\cos {{\varphi }_{{3\_1}}} + {{l}_{{G9}}}\cos ({{\varphi }_{{3\_1}}} - {{\gamma }_{{G9}}}),$(8)
${{y}_{G}}_{9} = yp1 + {{l}_{{2\_1}}}\sin {{\varphi }_{{2\_1}}} + {{l}_{{3\_1}}}\sin {{\varphi }_{{3\_1}}} + {{l}_{{G9}}}\sin ({{\varphi }_{{3\_1}}} - {{\gamma }_{{G9}}}),$Для определения аналогов i32_1 и i42_1 угловых скоростей ω3_1 и ω4_1 звеньев BC и CD уравнения (2) дифференцируются по обобщенной координате φ2 с последующим поочередным вычитанием общих углов φ3_1 и φ4_1 из углов, входящих в первое уравнение, что соответствует повороту осей координат XDY на общие углы φ3_1 и φ4_1
(9)
${{i}_{{42\_1}}} = {{l}_{{2\_1}}}\frac{{\sin \left( {{{\varphi }_{{2\_1}}} - {{\varphi }_{{3\_1}}}} \right)}}{{{{l}_{{4\_1}}}\sin \left( {{{\varphi }_{{4\_1}}} - {{\varphi }_{{3\_1}}}} \right)}} = \frac{{d{{\varphi }_{4}}}}{{d{{\varphi }_{2}}}} = \frac{{{{\omega }_{4}}}}{{{{\omega }_{2}}}},$(10)
${{i}_{{32\_1}}} = {{l}_{{2\_1}}}\frac{{\sin \left( {{{\varphi }_{{2\_1}}} - {{\varphi }_{{4\_1}}}} \right)}}{{{{l}_{{3\_1}}}\sin \left( {{{\varphi }_{{4\_1}}} - {{\varphi }_{{3\_1}}}} \right)}} = \frac{{d{{\varphi }_{3}}}}{{d{{\varphi }_{2}}}} = \frac{{{{\omega }_{3}}}}{{{{\omega }_{2}}}}.$Для определения аналогов $i_{{32\_1}}^{'}$ и $i_{{42\_1}}^{'}$ угловых ускорений ε3_1 и ε4_1 звеньев BC и CD, равных производным по обобщенной координате от соответствующих аналогов i32_1 и i42_1 угловых скоростей ω3_1 и ω4_1, уравнения (1) дважды дифференцируются по обобщенной координате φ2 с последующим преобразованием координат последовательным поворотом осей координат XDY на углы φ3_1 и φ4_1
(11)
$i_{{42\_1}}^{'} = \frac{{{{l}_{{2\_1}}}\cos \left( {{{\varphi }_{{2\_1}}} - {{\varphi }_{{3\_1}}}} \right) + {{l}_{{3\_1}}}i_{{32\_1}}^{2} - {{l}_{{4\_1}}}i_{{42\_1}}^{2}\cos \left( {{{\varphi }_{{4\_1}}} - {{\varphi }_{{3\_1}}}} \right)}}{{{{l}_{{4\_1}}}\sin \left( {{{\varphi }_{{4\_1}}} - {{\varphi }_{{3\_1}}}} \right)}},$(12)
$i_{{32\_1}}^{'} = \frac{{{{l}_{{2\_1}}}\cos \left( {{{\varphi }_{{2\_1}}} - {{\varphi }_{{4\_1}}}} \right) + {{l}_{{3\_1}}}i_{{32\_1}}^{2}\cos \left( {{{\varphi }_{{4\_1}}} - {{\varphi }_{{3\_1}}}} \right) - {{l}_{{4\_1}}}i_{{42\_1}}^{2}}}{{{{l}_{{3\_1}}}\sin \left( {{{\varphi }_{{4\_1}}} - {{\varphi }_{{3\_1}}}} \right)}}.$Тогда, истинные значения угловых скоростей ω3_1, ω4_1 и ускорений ε3_1, ε4_1 звеньев BC и CD соответственно рассчитываются по формулам
(13)
${{\omega }_{{3\_1}}} = {{\omega }_{{2\_1}}}{{i}_{{32\_1}}},\quad {{\omega }_{{4\_1}}} = {{\omega }_{{2\_1}}}{{i}_{{{\text{42\_1}}}}},$(14)
${{\varepsilon }_{{3\_1}}} = \omega _{{2\_1}}^{2}i_{{32\_1}}^{'} + {{\varepsilon }_{{2\_1}}}i{}_{{32\_1}},\quad {{\varepsilon }_{{4\_1}}} = \omega _{{2\_1}}^{2}i_{{42\_1}}^{'} + {{\varepsilon }_{{2\_1}}}i{}_{{42\_1}}.$Для расчета линейных скоростей и ускорений элементов механизма очистки дифференцируются по времени зависимости траекторий движения шарниров (6) и центров масс (7), (8) звеньев типового четырехзвенника от положения его ведущего звена.
Поскольку ведущее звено АВ механизма в процессе работы очистки вращается равномерно, т.е. ε2_1 = 0, значения составляющих по осям координат линейных скоростей VxG10, VyG10 и ускорений WxG10, WyG10 его центра масс G10 рассчитываются по формулам
(15)
$V{{x}_{{G10}}} = - {{l}_{{G10}}}{{\omega }_{{2\_1}}}\sin {{\varphi }_{{2\_1}}},\quad V{{y}_{{G10}}} = {{l}_{{G10}}}{{\omega }_{{2\_1}}}\cos {{\varphi }_{{2\_1}}},$(16)
$W{{x}_{{G10}}} = - {{l}_{{G10}}}\omega _{{2\_1}}^{2}\cos {{\varphi }_{{2\_1}}},\quad W{{y}_{{G10}}} = - {{l}_{{G10}}}\omega _{{2\_1}}^{2}\sin {{\varphi }_{{2\_1}}}.$Остальные звенья четырехзвенного шарнирного механизма на рис. 2 совершают плоскопараллельное движение. Линейные скорости VxG9, VyG9 и ускорения WxG9, WyG9 центра масс G9 шатуна механизма очистки определяются последовательным дифференцированием по времени уравнений (9)
(17)
$V{{x}_{{G9}}} = - {{l}_{{2\_1}}}{{\omega }_{{2\_1}}}\sin {{\varphi }_{{2\_1}}} - {{l}_{{3\_1}}}{{\omega }_{{3\_1}}}\sin {{\varphi }_{{3\_1}}} - {{l}_{{G9}}}{{\omega }_{{3\_1}}}\sin \left( {{{\varphi }_{{3\_1}}} - {{\gamma }_{{G9}}}} \right),$(18)
$V{{y}_{{G9}}} = {{l}_{{2\_1}}}{{\omega }_{{2\_1}}}\cos {{\varphi }_{{2\_1}}} + {{l}_{{3\_1}}}{{\omega }_{{3\_1}}}\cos {{\varphi }_{{3\_1}}} + {{l}_{{G9}}}{{\omega }_{{3\_1}}}\cos \left( {{{\varphi }_{{3\_1}}} - {{\gamma }_{{G9}}}} \right),$(19)
$\begin{gathered} W{{x}_{{G9}}} = - {{l}_{{2\_1}}}\left( {\omega _{{2\_1}}^{2}\cos {{\varphi }_{{2\_1}}} + {{\varepsilon }_{{2\_1}}}\sin {{\varphi }_{{2\_1}}}} \right) - \\ - \;{{l}_{{3\_1}}}\left( {\omega _{{3\_1}}^{2}\cos {{\varphi }_{{3\_1}}} + {{\varepsilon }_{{3\_1}}}\sin {{\varphi }_{{3\_1}}}} \right) - \\ - \;{{l}_{{G9}}}\left[ {\cos \left( {{{\varphi }_{{3\_1}}} - {{\gamma }_{{G9}}}} \right)\omega _{{3\_1}}^{2} + \left. {{{\varepsilon }_{{3\_1}}}\sin \left( {{{\varphi }_{{3\_1}}} - {{\gamma }_{{G9}}}} \right)} \right]} \right., \\ \end{gathered} $(20)
$\begin{gathered} W{{y}_{{G9}}} = {{l}_{{2\_1}}}\left( { - \omega _{{2\_1}}^{2}\sin {{\varphi }_{{2\_1}}} + {{\varepsilon }_{{2\_1}}}\cos {{\varphi }_{{2\_1}}}} \right) + \\ + \;{{l}_{{3\_1}}}\left( { - \omega _{{3\_1}}^{2}\sin {{\varphi }_{{3\_1}}} + {{\varepsilon }_{{3\_1}}}\cos {{\varphi }_{{3\_1}}}} \right) + \\ + \;{{l}_{{G9}}}\left[ { - \omega _{{3\_1}}^{2}\sin \left( {{{\varphi }_{{3\_1}}} - {{\gamma }_{{G9}}}} \right) + } \right.\left. {{{\varepsilon }_{{3\_1}}}\cos \left( {{{\varphi }_{{3\_1}}} - {{\gamma }_{{G9}}}} \right)} \right]. \\ \end{gathered} $Зависимости (1)–(20) определяют кинематические параметры звеньев типового четырехзвенного шарнирного механизма на примере первого четырехзвенника, представляющего ведущее звено АВ механизма очистки, шатун ВС и верхнюю часть двуплечего рычага CD. По этим же зависимостям рассчитываются кинематические параметры звеньев остальных четырехзвенников расчетной схемы механизма очистки зерноуборочного комбайна КЗС-1218. При этом изменяются только номера четырехзвенников (_2, _3, _4) и обозначения их звеньев в соответствии с табл. 1.
Таблица 1.
Номер четырехзвен-ника | Обозначения модулей векторов | Обозначения углов векторов | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
L1 | L2 | L3 | L4 | S | φ1 | φ2 | φ3 | φ4 | φS | |
Первый _1 | lP3P1 | lP1P7lG10 | lP7P8lG9 | lP8P3 | lP7P3 | φP3P1 | φP1P7 | φP7P8 | φP8P3 | φP7P3 |
Второй _2 | lP5P3 | lP3P8,10 | lP8,10P14lG7 | lP14P5lG8 | lР8,10Р5 | φP5P3 | φP3P8,10 | φP8,10P14 | φP14P5 | φР8Р5 |
Третий _3 | lP4P3 | lP3P12lG4 | lP12P13lG5 | lP13P4lG6 | lР12Р4 | φP4P3 | φP3P12 | φP12P13 | φP13P4 | φР12Р4 |
Четвертый _4 | lP2P3 | lP3P17 | lP17P11lG2,G11,G3 | lP11P2lG1 | lР17Р2 | φP2P3 | φP3P17 | φP17P11 | φP11P2 | φР17Р2 |
По приведенной методике в системе математических расчетов MathCAD выполнен анализ кинематических параметров механизма очиcтки, близкого по своим массо-геометрическим параметрам к механизму очистки зерноуборочного комбайна КЗС-1218.
Результаты расчетных исследований проиллюстрированы на рис. 3 в виде графических зависимостей составляющих по осям координат линейных скоростей и ускорений центров масс основных звеньев очиcтки от угла поворота ведущего звена механизма: стрясной доски VxG2G3G11, VyG2G3G11 и WxG2G3G11, WyG2G3G11 (рис. 3а); верхнего решетного стана VxG7, VyG7 и WxG7, WyG7 (рис. 3б); нижнего решетного стана VxG5, VyG5 и WxG5, WyG5 (рис. 3в).
Из рис. 3 видно, что для выполнения технологического процесса по отделению зерна от вороха стрясная доска, верхний и нижний решетные станы, являющиеся рабочими органами очистки, совершают колебания с частотой вращения ведущего звена механизма. Механизм очистки имеет два крайних положения (по ходу и против хода движения комбайна), в которых линейные скорости стрясной доски, верхнего и нижнего решетных станов равны нулевым значениям. Эти положения соответствуют повороту кривошипа (звена L2_2) на углы 2.07 и 5.21 рад и максимальным значениям ускорений рабочих органов. В точках, равноудаленных от крайних положений, линейные скорости рабочих органов имеют максимальные значения, а ускорения – нулевые значения. Максимальные значения вертикальных ускорений верхнего и нижнего решетных станов составляют соответственно 11.8 м/с2 и 5.6 м/с2, которые характеризуют способность выполнения решетами функции грохота.
Силовой расчет. Задачей силового расчета очистки зерноуборочного комбайна является определение внешних сил, действующих на звенья механизма, а также усилий (реакций), возникающих в шарнирах кинематических пар при движении механизма.
Согласно методу кинетостатики [11], нагружающими (звенья и кинематические пары) являются силы и моменты пар сил инерции
(21)
${{F}_{{Gi}}} = - {{W}_{{Gi}}}{{m}_{{Gi}}};\quad {{M}_{{Ji}}} = - {{\varepsilon }_{i}}{{J}_{i}},$Расчет сил начинается с последнего четырехзвенника механизма и последней кинематической пары звеньев. Для каждой кинематической пары составляются четыре уравнения равновесия сил и моментов по принципу Д’аламбера
(22)
$\sum {\left( {F{{x}_{{Pi}}} + F{{x}_{{Gi}}}} \right) = 0} ,\quad \sum {\left( {F{{y}_{{Pi}}} + F{{y}_{{Gi}}}} \right) = 0} ,$(23)
$\sum {\left[ {{{M}_{{Ji}}} + F{{y}_{i}}\left( {{{x}_{{Pi}}} - {{x}_{{Pj}}}} \right) - F{{x}_{i}}\left( {{{y}_{{Pi}}} - {{y}_{{Pj}}}} \right)} \right]} = 0,$(24)
$\sum {\left[ {{{M}_{{Jk}}} + F{{y}_{k}}\left( {{{x}_{{Pk}}} - {{x}_{{Pj}}}} \right) - F{{x}_{k}}\left( {{{y}_{{Pk}}} - {{y}_{{Pj}}}} \right)} \right]} = 0,$Применительно к механизму очистки зерноуборочного комбайна КЗС-1218 расчетная схема последней кинематической пары приведена на рис. 4.
При ее составлении принималось направление оси координат x горизонтально вправо, оси y вертикально вверх. Составляющие сил и моменты имеют положительные направления. Массы, центры масс и осевые моменты инерции конструкций элементов стрясной доски приведены к единому значению.
Уравнения равновесия (22)–(24) для кинематической пары на рис. 4 принимают вид
(26)
$F{{y}_{{Pa}}} + \left( {F{{y}_{{Gab}}} - {{G}_{{ab}}}} \right) + \left( {F{{y}_{{Gbc}}} - {{G}_{{bc}}}} \right) + F{{y}_{{Pc}}} = 0,$(27)
$\begin{gathered} F{{y}_{{Pa}}}\left( {{{x}_{{Pa}}} - {{x}_{{Pb}}}} \right) - F{{x}_{{Pa}}}\left( {{{y}_{{Pa}}} - {{y}_{{Pb}}}} \right) + \left( {F{{y}_{{Gab}}} - {{G}_{{ab}}}} \right)\left( {{{x}_{{Gab}}} - {{x}_{{Pb}}}} \right) - \\ - \;F{{x}_{{Gab}}}\left( {{{y}_{{Gab}}} - {{y}_{{Pb}}}} \right) + {{M}_{{Gab}}} = 0, \\ \end{gathered} $(28)
$\begin{gathered} F{{y}_{{Pc}}}\left( {{{x}_{{Pc}}} - {{x}_{{Pb}}}} \right) - F{{x}_{{Pc}}}\left( {{{y}_{{Pc}}} - {{y}_{{Pb}}}} \right) + \left( {F{{y}_{{Gbc}}} - {{G}_{{bc}}}} \right)\left( {{{x}_{{Gbc}}} - {{x}_{{Pb}}}} \right) - \\ - \;F{{x}_{{Gbc}}}\left( {{{y}_{{Gbc}}} - {{y}_{{Pb}}}} \right) + {{M}_{{Gbc}}} = 0. \\ \end{gathered} $Решение системы уравнений (20)–(23) удобнее всего производить матричным методом. В матричной форме система уравнений (20)–(23) принимает вид
где А, X, Q – матрица коэффициентов, матрица-столбец неизвестных реакций в шарнирах кинематической пары, матрица-столбец свободных членов(30)
${\text{A}} = \left( {\begin{array}{*{20}{c}} 1&1&0&0 \\ 0&0&1&1 \\ {l{{y}_{{PcPb}}}}&0&{l{{x}_{{PcPb}}}}&{} \\ 0&{l{{y}_{{PaPb}}}}&0&{l{{x}_{{PaPb}}}} \end{array}} \right),\quad {\text{X}} = \left( {\begin{array}{*{20}{c}} {F{{x}_{{Pc}}}} \\ {F{{x}_{{Pa}}}} \\ {F{{y}_{{Pc}}}} \\ {F{{y}_{{Pa}}}} \end{array}} \right),\quad {\text{Q}} = \left( {\begin{array}{*{20}{c}} {{{q}_{1}}} \\ {{{q}_{2}}} \\ {{{q}_{3}}} \\ {{{q}_{4}}} \end{array}} \right).$Элементы матрицы-столбца свободных членов Q определяются известными силами инерции и веса звеньев из уравнений равновесия (25)–(28)
(31)
${{q}_{3}} = - \left[ {\left( {F{{y}_{{Gbc}}} - {{G}_{{bc}}}} \right)\left( {{{x}_{{Gbc}}} - {{x}_{{Pb}}}} \right) - F{{x}_{{Gbc}}}\left( {{{y}_{{Gbc}}} - {{y}_{{Pb}}}} \right) + {{M}_{{Gbc}}}} \right],$Решение системы уравнений равновесия кинематической пары на рис. 4 матричным методом определяется по формуле X = А–1Q. Неизвестные реакции в шарнирах кинематической пары рассчитываются по формулам
(32)
$F{{x}_{{Pc}}} = \frac{{ - l{{y}_{{PaPb}}}l{{x}_{{PcPb}}}{{q}_{1}} + l{{x}_{{PcPb}}}l{{x}_{{PaPb}}}{{q}_{2}} - l{{x}_{{PaPb}}}{{q}_{3}} - l{{x}_{{PcPb}}}{{q}_{4}}}}{{ - l{{y}_{{PaPb}}}l{{x}_{{PcPb}}} + l{{y}_{{PcPb}}}l{{x}_{{PaPb}}}}},$(33)
$F{{x}_{{Pa}}} = - \frac{{ - l{{y}_{{PcPb}}}l{{x}_{{PaPb}}}{{q}_{1}} + l{{x}_{{PcPb}}}l{{x}_{{PaPb}}}{{q}_{2}} - l{{x}_{{PaPb}}}{{q}_{3}} - l{{x}_{{PcPb}}}{{q}_{4}}}}{{ - l{{y}_{{PaPb}}}l{{x}_{{PcPb}}} + l{{y}_{{PcPb}}}l{{x}_{{PaPb}}}}},$(34)
$F{{y}_{{Pc}}} = \frac{{ - l{{y}_{{PcPb}}}l{{y}_{{PaPb}}}{{q}_{1}} + l{{y}_{{PcPb}}}l{{x}_{{PaPb}}}{{q}_{2}} - l{{y}_{{PaPb}}}{{q}_{3}} - l{{y}_{{PcPb}}}{{q}_{4}}}}{{ - l{{y}_{{PaPb}}}l{{x}_{{PcPb}}} + l{{y}_{{PcPb}}}l{{x}_{{PaPb}}}}},$(35)
$F{{y}_{{Pa}}} = - \frac{{ - l{{y}_{{PcPb}}}l{{y}_{{PaPb}}}{{q}_{1}} + l{{y}_{{PaPb}}}l{{x}_{{PcPb}}}{{q}_{2}} - l{{y}_{{PaPb}}}{{q}_{3}} - l{{y}_{{PcPb}}}{{q}_{4}}}}{{ - l{{y}_{{PaPb}}}l{{x}_{{PcPb}}} + l{{y}_{{PcPb}}}l{{x}_{{PaPb}}}}},$В промежуточном подвижном шарнире Рb реактивную силу целесообразно находить из условия равновесия сил звена РaРb
(36)
$F{{x}_{{Pb}}} = - F{{x}_{{Gab}}} - F{{x}_{{Pa}}};\quad F{{y}_{{Pb}}} = - \left( {F{{y}_{{Gab}}} - {{G}_{{ab}}}} \right) - F{{y}_{{Pa}}}.$Расчет реакций в других шарнирах расчетной схемы механизма очистки на рис. 1 производится подстановкой в выражения (25)–(36) обозначений сил инерции и веса из табл. 2 и реакций в шарнирах из табл. 3. Реакция в шарнире и опоре ведущего звена механизма Р1 рассчитывается из условия равновесия составляющих по осям координат сил.
Таблица 2.
Кинематическая пара | Обозначения сил инерции и веса в центрах масс | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
FxGab | FyGab | FxGbc | FyGbc | Gab | Gbc | |
Первая | FxG1 | FyG1 | FxG2,G3,G11 | FyG2,G3,G11 | G1 | G2, G3, G11 |
Вторая | FxG6 | FyG6 | FxG5 | FyG5 | G6 | G5 |
Третья | FxG8 | FyG8 | FxG7 | FyG7 | G8 | G7 |
Четвертая | FxG4 | FyG4 | FxG9 | FyG9 | G9 | G9 |
Таблица 3.
Кинематическая пара | Обозначения реакций в шарнирах | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
FxPa | Fya | FxPb | Fyb | FxPc | Fyc | |
Первая | FxP2 | FyP2 | FxP11 | FyP11 | FxP17(1) | Fy17(1) |
Вторая | FxP4 | FyP4 | FxP13 | FyP13 | FxP12(2) | Fy12(2) |
Третья | FxP5 | FyP5 | FxP14 | FyP14 | FxP9(3) | Fy9(3) |
Четвертая | FxP3 | FyP3 | FxP8(4) FxP10(4) |
FyP8(4) FyP10(4) |
FxP7(4) | Fy7(4) |
Примечания: 1 – в четвертой кинематической паре в шарнирах P17, P12 и P8,10 имеются соответствующие силы (реакции связей): FxP17(4), FyP17(4); FxP12(4), FyP12(4); которые противоположны по знаку соответственно FxP17(1), FyP17(1); FxP12(2), FyP12(2); FxP9(3), FyP9(3); точка Р9 не является опорой и сила FР9 искусственно введена для расчетов реакций в шарнирах Р8, Р10; 2 – дополнительные индексы (1)–(4) обозначают номер кинематической пары.
При этом $F{{y}_{{P7}}} = - F{{y}_{{P7(4)}}}$, $F{{x}_{{P7}}} = - F{{x}_{{P7(4)}}}$, тогда $\,F{{x}_{{P1}}} = - \left( {F{{x}_{{G10}}} + F{{x}_{{P7}}}} \right)$ FyP7 = = $ - \left[ {\left( {F{{y}_{{G10}}} - {{G}_{{10}}}} \right) + F{{y}_{{P7}}}} \right]$.
Момент, уравновешивающий движение механизма под действием сил и моментов инерции, рассчитывается по выражению
(37)
$\begin{gathered} {{M}_{{дв}}} = - \left\{ {\left[ {\left( {F{{y}_{{G10}}} - {{G}_{{10}}}} \right)\left( {{{x}_{{G10}}} - {{x}_{{P1}}}} \right) - F{{x}_{{G10}}}\left( {{{y}_{{G10}}} - {{y}_{{P1}}}} \right)} \right]} \right. + {{M}_{{G10}}} + \\ + \;\left. {\left[ {F{{y}_{{P7}}}\left( {{{x}_{{P7}}} - {{x}_{{P1}}}} \right)} \right.\left. { - F{{x}_{{P7}}}\left( {{{y}_{{P7}}} - {{y}_{{P1}}}} \right)} \right]} \right\}. \\ \end{gathered} $По разработанной методике выполнен силовой расчет механизма очистки зерноуборочного комбайна КЗС-1218. Результаты силового расчета приведены на рис. 5.
Из рис. 5 следует, что наибольшие значения реакций возникают: а) в подвижных нижних шарнирах Р17 двуплечих рычагов и стрясной доски – 2.207 кН при угле вектора силы 354.7° и угле поворота кривошипа 29.5°; в подвижных нижних шарнирах Р11 стрясной доски и ее подвесок – 1.71 кН при угле вектора силы 294° и угле поворота кривошипа 30.5°; в шарнирах опор подвесок стрясной доски Р2 – 1.736 кН при угле вектора силы 112° и угле поворота кривошипа 32.5°; б) в подвижных нижних шарнирах Р12 двуплечих рычагов и нижнего решетного стана – 1.175 кН при угле вектора силы 23° и угле поворота кривошипа 29°; в подвижных шарнирах Р13 нижнего решетного стана и его подвесок – 0.613 кН при угле вектора силы 279° и угле поворота кривошипа 107°; в шарнирах опор подвесок нижнего решетного стана Р4 – 0.640 кН при угле вектора силы 99° и углах поворота кривошипа 108° и 309°; в) в подвижных шарнирах Р14 верхнего решетного стана и его подвесок – 0.964 кН при угле вектора силы 292° и угле поворота кривошипа 262.5°; в шарнирах опор подвесок верхнего решетного стана Р5 – 0.994 кН при угле вектора силы 111 град и угле поворота кривошипа 262.5°; в искусственной опоре Р9 – 2.115 кН при угле вектора силы 21 град и угле поворота кривошипа 210°; г) в шарнирах опор двуплечих рычагов Р3 – 5.824 кН при угле вектора силы 26° и угле поворота кривошипа 29.5°; в подвижных верхних шарнирах Р10 двуплечих рычагов и верхнего решетного стана – 2.953 кН при угле вектора силы 230° и угле поворота кривошипа 30.5°; в подвижных шарнирах Р8 верхнего решетного стана и шатунов – 4.488 кН при угле вектора силы 29° и угле поворота кривошипа 29.5°; д) в шарнирах опор ведущего вала Р1 – 4.578 кН при угле вектора силы 204° и угле поворота кривошипа 29°; в подвижных шарнирах шатуна и ведущего вала Р7 – 4.674 кН при угле вектора силы 24° и угле поворота кривошипа 29°; е) движущий момент, уравновешивающий сопротивление механизма под действием сил и моментов инерции, имеет размах колебаний 250.6 Н · м.
Полученные результаты следует использовать при проектировании и совершенствовании, реализации мероприятий по обеспечению требуемого ресурса механизма привода очистки зерноуборочных комбайнов.
Заключение. Разработана методика математического моделирования кинематических и силовых параметров очистки зерноуборочного комбайна, основанная на представлении расчетной схемы механизма привода сочетанием типовых элементов-модулей из шарнирного четырехзвенника и блока расчетных формул. Получены аналитические зависимости кинематических и силовых характеристик от массовых и геометрических параметров звеньев механизма привода двухстанной очистки. Выполнен кинематический и силовой анализ механизма привода очистки зерноуборочного комбайна КЗС-1218. Установлено, что наибольшие реакции при номинальной частоте вращения кривошипа возникают в шарнирах опор двуплечего рычага.
Список литературы
Черноиванов В.И., Ежевский А.А., Федоренко В.Ф. Мировые тенденции машинно-технологического обеспечения интеллектуального сельского хозяйства. М.: Росинформагротех, 2012. С. 284.
Дубовик Д.А., Еловой О.М., Бакалова Л.Ю. Основные направления развития автотракторокомбайностроения. Минск: ГНУ ОИМ НАН Беларуси, 2014. С. 176.
Амельченко П.А., Дубовик Д.А., Ключников А.В., Ващула А.В. Современные тенденции сельхозтракторостроения // Ж. Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. Серыя фізіка-тэхнічных навук. 2018. Т. 63. № 1. С. 76.
Бойко Л.И., Климович О.В. Анализ конструкций и методов снижения нагруженности приводов воздушно-решетных систем очисток зернового вороха комбайнов // Ж. Механика машин, механизмов и материалов. 2011. № 3. С. 74.
Бойко Л.И., Гоман А.М. Динамический расчет и рациональное проектирование приводов с колебательным движением рабочих органов // Ж. Проблемы машиностроения и надежности машин. 1997. № 1. С. 22.
Дубовик Д.А. Снижение энергозатрат многоприводных колесных машин путем совершенствования механических приводов ведущих колес: Дис. … докт. техн. наук. Минск: ГНУ ОИМ НАН Беларуси, 2011. 406 с.
Месхи Б.Ч. Улучшение условия труда операторов комбайнов за счет снижения шума и вибрации: Дис. … канд. техн. наук. Ростов-на-Дону: ДГТУ, 1999. 132 с.
Мартыненко Д.С. Повышение эффективности системы очистки зерноуборочного комбайна путем применения рекуперативного привода решет и транспортной доски: Дис. … канд. техн. наук. Тюмень: ГАУСЗ, 2015. 170 с.
Котов А.В., Чупрынин Ю.В. Применение векторного анализа для оптимизации механизма привода системы очистки зерна зерноуборочного комбайна при его проектировании // Ж. Механика машин, механизмов и материалов. 2009. № 2. С. 43.
Дубовик Д.А., Прибыльский В.И. Гидрообъемно-механические трансмиссии мобильных машин. Кинематический и силовой расчет // Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. Серыя фізіка-тэхнічных навук. 2016. № 4. С. 61.
Артоболевский А.А. Теория механизмов и машин. М.: Наука, 1975. С. 640.
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Проблемы машиностроения и надежности машин