Проблемы машиностроения и надежности машин, 2019, № 7, стр. 64-71
НЕЛИНЕЙНАЯ ДИНАМИКА ТОНКОЙ УЗКОЙ ЛЕНТЫ В ВОЗДУШНОМ ПОТОКЕ
А. А. Афанасьева 1, 2, *, А. М. Гуськов 1, 2, Г. Я. Пановко 1, 2, **
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
г. Москва, Россия
2 Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН
г. Москва, Россия
* E-mail: alexandra95_19@mail.ru
** E-mail: gpanovko@yandex.ru
Поступила в редакцию 11.07.2019
Принята к публикации 26.08.2019
Аннотация
В статье исследуются нелинейные аэроупругие колебания системы Windbelt, принцип работы которой построен на использовании явления флаттера. В качестве расчетной схемы принимается длинная узкая лента с шарнирными закреплениями по краям, и исследуются ее поперечно-крутильные колебания, возникающие при действии аэродинамических сил. Определена зависимость критической скорости в зависимости от силы натяжения ленты. Исследуется закритическое поведение системы и установление автоколебательного режима, для которого определяется его частота и амплитуда колебаний.
Введение. Ветроэнергетика является одним из основных направлений альтернативной энергетики, в основе которой кинетическая энергия воздушных масс атмосферы преобразуется в электрическую, механическую или тепловую энергии. Для преобразования энергии воздушного потока в электрическую обычно используются ветряные турбины. В последнее время активно исследуется возможность генерирования электрической энергии с помощью ветрового генератора, который в англоязычной литературе называют “Windbelt” [1–8].
Принципиальная схема устройства показана на рис. 1 [4]. На гибкой ленте 2, натянутой между двумя жесткими опорами 1, закреплен постоянный магнит 3 (известны конструкции с двумя и более магнитами [5]). Соосно с магнитом сверху и снизу ленты на раме 4 установлены индуктивные катушки 5. При определенных условиях воздушный поток может нарушить статическое равновесие ленты и привести к возбуждению ее колебаний по типу аэроупругого флаттера [9]. Колебательное движение магнита индуцирует возникновение переменного электрического тока в индуктивных катушках, который может выпрямляться в постоянное напряжение.
В научной литературе имеются исследования, связанные с генерацией электрического тока в подобных устройствах. Вместе с тем, вопросы, связанные с исследованиями колебаний тонкой ленты в зависимости от ее натяжения и скорости набегающего потока изучены недостаточно подробно. Известные расчетные модели основаны на различных упрощающих допущениях, ограничивающие исследование закритического поведения ленты.
Целью данной статьи является моделирование динамики ленты в воздушном потоке, анализ ее движения и возможность оптимизации конструкции.
Постановка задачи. Шарнирно закрепленная лента длиной l находится в набегающем потоке воздуха (рис. 2). Поперечное сечение ленты постоянно по длине. Лента вдоль оси Oz растянута продольной силой T. При действии на ленту горизонтального поперечного потока воздуха (ветровой нагрузки) с постоянной скоростью U, возникает подъемная сила ${{q}_{y}}$. Ветровая нагрузка равномерно распределена по длине.
Считаем, что равнодействующая подъемной силы приложена по линии, проходящей через центры давления поперечных сечений ленты, параллельной оси Oz и расположенной от нее на расстоянии x0 (рис. 2).
В каждом текущем сечении ленты действует погонная подъемная сила ${{q}_{y}}$, которая приложена в центре давления (точка B на рис. 2) [9]
где $\rho $ – плотность среды (плотность воздуха); $b$ – ширина поперечного сечения ленты; ${{C}_{y}}$ – коэффициент подъемной силы.Приведем подъемную силу (1) к центру поперечного сечения C. Т.к. линия расположения центров давления не совпадает с центральной осью поперечного сечения ленты, дополним систему действующих сил погонным крутящим моментом
здесь принято, что центр давления подъемной силы находится на расстоянии ${{x}_{0}} = b{\text{/}}4$ хорды от центра тяжести ленты.Коэффициент подъемной силы ${{C}_{y}}$ для тонкого прямоугольного профиля ленты задается нелинейным аналитическим выражением, вычисленным через обратное конформное отображение известного решения для обтекания кругового цилиндра потоком идеальной несжимаемой жидкости на внешность отрезка
где ${{\tilde {\varphi }}_{z}}$ – эффективный угол атаки, который представляет собой разность геометрического угла атаки ${{\varphi }_{z}}$ и его динамической составляющей, и определяется по формулеРаскладывая выражение (3) в ряд Тейлора и, ограничиваясь первыми двумя членами ряда, получим
где ${{A}_{1}} = 2\pi ,{{A}_{3}} = 2\pi {\text{/}}6$ – коэффициенты разложения.Уравнения движения. Движение расчетной модели описывается системой уравнений поперечно-крутильных колебаний для шарнирно-опертой струны, нагруженной распределенной силой и распределенным моментом. С учетом выражений (1) и (2) для распределенных аэродинамических сил и выражения (4) для коэффициента подъемной силы система уравнений, описывающих поперечно-крутильные колебания ленты, примет вид
(5)
$\left\{ \begin{gathered} {{\rho }_{1}}A({{\partial }^{2}}v{\text{/}}\partial {{t}^{2}}) + {{d}_{v}}(\partial v{\text{/}}\partial t) - T({{\partial }^{2}}v{\text{/}}\partial {{z}^{2}}) = \rho {{U}^{2}}b{{A}_{1}}({{{\tilde {\varphi }}}_{z}} - {{A}_{3}}\tilde {\varphi }_{z}^{3}){\text{/}}2; \hfill \\ {{\rho }_{1}}{{I}_{0}}({{\partial }^{2}}{{\varphi }_{z}}{\text{/}}\partial {{t}^{2}}) + {{d}_{{{{\varphi }_{z}}}}}(\partial {{\varphi }_{z}}{\text{/}}\partial t) - G{{I}_{k}}({{\partial }^{2}}{{\varphi }_{z}}{\text{/}}\partial {{z}^{2}}) = \rho {{U}^{2}}{{b}^{2}}{{A}_{1}}({{{\tilde {\varphi }}}_{z}} - {{A}_{3}}\tilde {\varphi }_{z}^{3}){\text{/}}8, \hfill \\ \end{gathered} \right.$Приведем систему (5) к безразмерному виду, используя безразмерные переменные: время $\tau = t{\text{/}}{{t}^{*}}$, прогиб $\xi = v{\text{/}}{{V}^{*}}$, угол $\varphi = {{\varphi }_{z}}{\text{/}}2\pi $, координата $\zeta = z{\text{/}}{{Z}^{*}}$, скорость $\Lambda = U{\text{/}}{{U}^{*}}$ и сила $\theta = T{\text{/}}{{T}^{*}}$, где масштабы ${{t}^{*}} = l{\text{/}}h\sqrt {{{\rho }_{1}}({{b}^{2}} + {{h}^{2}}){\text{/}}4G} $; U* = $\sqrt {8G{{h}^{3}}{\text{/}}(3{{\rho }_{0}}{{a}_{0}}b{{l}^{2}})} ;$ ${{V}^{*}} = h;$ ${{Z}^{*}} = l;$ $T* = G{{h}^{2}}$.
Тогда система уравнений (5) запишется в виде
(6)
$\left\{ \begin{gathered} {{\partial }^{2}}\xi {\text{/}}\partial {{\tau }^{2}} - \theta {{\alpha }_{1}}({{\partial }^{2}}\xi {\text{/}}\partial {{\zeta }^{2}}) + {{d}_{\xi }}(\partial \xi {\text{/}}\partial \tau ) = \hfill \\ = {{\Lambda }^{2}}{{\beta }_{1}}\varphi - \Lambda {{\gamma }_{1}}\partial \varphi {\text{/}}\partial \tau - \Lambda {{\eta }_{1}}\partial \xi {\text{/}}\partial \tau - {{A}_{3}}{{\beta }_{1}}{{[\Lambda \varphi - {{\gamma }_{2}}(\partial \varphi {\text{/}}\partial \tau ) - {{\eta }_{2}}(\partial \xi {\text{/}}\partial \tau )]}^{3}}{\text{/}}\Lambda ; \hfill \\ {{\partial }^{2}}\varphi {\text{/}}\partial {{\tau }^{2}} - {{\partial }^{2}}\varphi {\text{/}}\partial {{\zeta }^{2}} + {{d}_{\varphi }}(\partial \varphi {\text{/}}\partial \tau ) = \hfill \\ = {{\Lambda }^{2}}\varphi - \Lambda {{\gamma }_{2}}(\partial \varphi {\text{/}}\partial \tau ) - \Lambda {{\eta }_{2}}\left( {\partial \xi {\text{/}}\partial \tau } \right) - {{A}_{3}}{{[\Lambda \varphi - {{\gamma }_{2}}(\partial \varphi {\text{/}}\partial \tau ) - {{\eta }_{2}}\left( {{{\partial \xi } \mathord{\left/ {\vphantom {{\partial \xi } {\partial \tau }}} \right. \kern-0em} {\partial \tau }}} \right)]}^{3}}\Lambda , \hfill \\ \end{gathered} \right.$(7)
$\begin{gathered} {{\alpha }_{1}} = (1 + {{\varepsilon }^{2}}){\text{/}}4\varepsilon ;\quad {{\beta }_{1}} = (1 + {{\varepsilon }^{2}}){\text{/}}3\varepsilon ; \\ {{\gamma }_{1}} = \kappa \sqrt {6{{A}_{1}}(1 + {{\varepsilon }^{2}}){\text{/}}{{\varepsilon }^{3}}} {\text{/}}24;\quad {{\eta }_{1}} = \kappa \sqrt {6{{A}_{1}}(1 + {{\varepsilon }^{2}}){\text{/}}\varepsilon } {\text{/}}6; \\ {{\gamma }_{2}} = \kappa \sqrt {6{{A}_{1}}{\text{/}}[\varepsilon (1 + {{\varepsilon }^{2}})]} {\text{/}}8;\quad {{\eta }_{2}} = \kappa \sqrt {6{{A}_{1}}{\text{/}}[\varepsilon (1 + {{\varepsilon }^{2}})]} {\text{/}}2; \\ {{d}_{\xi }} = 0.1\pi k\sqrt {\theta {{\alpha }_{1}}} ;\quad {{d}_{\varphi }} = 0.1\pi k. \\ \end{gathered} $Здесь коэффициенты демпфирования приняты равными 0.05 от соответствующего критического значения (k – номер гармоники). Приведение уравнений движений ленты (5) к безразмерному виду (6) позволяет сократить число параметров до четырех: $\varepsilon ,\kappa ,\Lambda ,\theta $, из которых только $\Lambda $ и $\theta $ являются определяющими.
Расчет критической скорости. Для анализа работы Windbelt System необходимо исследовать закритическое поведение устройства. С этой целью зафиксируем критическое значение управляющего параметра безразмерной скорости воздушного потока ${{\Lambda }_{*}}$, при котором происходит потеря устойчивости (достигается режим флаттера).
Методом Галеркина система уравнений (6) сводится к системе с конечным числом степеней свободы. Решение представим в виде разложения по координатным функциям ${{u}_{k}}(\zeta )$
После применения метода Галеркина система (6) примет вид
(8)
$\left\{ \begin{gathered} {{{\ddot {p}}}_{k}} + \theta {{\alpha }_{1}}{{p}_{k}}{{\pi }^{2}}{{k}^{2}} + {{d}_{\xi }}{{{\dot {p}}}_{k}} - {{\Lambda }^{2}}{{\beta }_{1}}{{q}_{k}} + \Lambda {{\gamma }_{1}}{{{\dot {q}}}_{k}} + \Lambda {{\eta }_{1}}{{{\dot {p}}}_{k}} + {{С}_{3}}(1{\text{/}}\Lambda ){{A}_{3}}{{\beta }_{1}}{{(\Lambda {{q}_{k}} - {{\gamma }_{2}}{{{\dot {q}}}_{k}} - {{\eta }_{2}}{{{\dot {p}}}_{k}})}^{3}} = 0; \hfill \\ {{{\ddot {q}}}_{k}} + {{q}_{k}}{{\pi }^{2}}{{k}^{2}} + {{d}_{\varphi }}{{{\dot {q}}}_{k}} - {{\Lambda }^{2}}{{q}_{k}} + \Lambda {{\gamma }_{2}}{{{\dot {q}}}_{k}} + \Lambda {{\eta }_{2}}{{{\dot {p}}}_{k}} + {{С}_{3}}(1{\text{/}}\Lambda ){{A}_{3}}u_{k}^{3}{{(\Lambda {{q}_{k}} - {{\gamma }_{2}}{{{\dot {q}}}_{k}} - {{\eta }_{2}}{{{\dot {p}}}_{k}})}^{3}} = 0, \hfill \\ \end{gathered} \right.$Существующее тривиальное решение системы (8), соответствует положению равновесия, которое рассматривается как невозмущенное движение. Для исследования на устойчивость система (8) линеаризуется около положения равновесия [10]
(9)
$\left\{ \begin{gathered} {{{\ddot {p}}}_{k}} + \theta {{\alpha }_{1}}{{p}_{k}}{{\pi }^{2}}{{k}^{2}} + {{d}_{\xi }}{{{\dot {p}}}_{k}} - {{\Lambda }^{2}}{{\beta }_{1}}{{q}_{k}} + \Lambda {{\gamma }_{1}}{{{\dot {q}}}_{k}} + \Lambda {{\eta }_{1}}{{{\dot {p}}}_{k}} = 0; \hfill \\ {{{\ddot {q}}}_{k}} + {{q}_{k}}{{\pi }^{2}}{{k}^{2}} + {{d}_{\varphi }}{{{\dot {q}}}_{k}} - {{\Lambda }^{2}}{{q}_{k}} + \Lambda {{\gamma }_{2}}{{{\dot {q}}}_{k}} + \Lambda {{\eta }_{2}}{{{\dot {p}}}_{k}} = 0. \hfill \\ \end{gathered} \right.$Система (9) в матричной форме имеет вид
где ${\mathbf{x}} = \left\{ \begin{gathered} {{p}_{k}} \hfill \\ {{q}_{k}} \hfill \\ \end{gathered} \right\}$; ${\mathbf{M}} = \left[ \begin{gathered} \begin{array}{*{20}{c}} 1&0 \end{array} \hfill \\ \begin{array}{*{20}{c}} 0&1 \end{array} \hfill \\ \end{gathered} \right]$, ${\mathbf{D}} = \left[ \begin{gathered} \begin{array}{*{20}{c}} {{{d}_{\xi }} + \Lambda {{\eta }_{1}}}&{\Lambda {{\gamma }_{1}}} \end{array} \hfill \\ \begin{array}{*{20}{c}} {\Lambda {{\eta }_{2}}}&{{{d}_{\varphi }} + \Lambda {{\gamma }_{2}}} \end{array} \hfill \\ \end{gathered} \right]$; ${\mathbf{C}} = \left[ {\begin{array}{*{20}{c}} {\theta {{\alpha }_{1}}{{\pi }^{2}}{{k}^{2}}}&{ - {{\Lambda }^{2}}{{\beta }_{1}}} \\ 0&{{{\pi }^{2}}{{k}^{2}} - {{\Lambda }^{2}}} \end{array}} \right]$.Решения системы (10) находим в виде ${\mathbf{x}} = {{e}^{{\lambda \tau }}}{\mathbf{u}}$. Тогда характеристическое уравнение для определения $\lambda $ примет вид
В дальнейшем решение будем рассматривать только для первой гармоники ($k = 1$).
Важно подчеркнуть, что динамическая потеря устойчивости должна происходить раньше потери статической устойчивости. В противоположном случае будет наблюдаться явление дивергенции, при котором произойдет полная утрата жесткости ленты на кручение. Соответствующее условие определяется силой натяжения ленты $\theta $.
На рис. 3a представлена зависимость критической скорости ${{\Lambda }_{*}}$ от безразмерной силы натяжения $\theta $ при фиксированных значениях параметров $\varepsilon = 0.002,$ $\kappa = 0.03$. График наглядно показывает, что при достижении определенного значения силы натяжения $\theta = {{\theta }_{*}}$, критическая скорость достигает значения, равного $\pi $, и с дальнейшим увеличением $\theta $ перестает расти. Такое значение критической скорости ${{\Lambda }_{*}}$ соответствует дивергенции. Это подтверждается рис. 3б, в, где $\theta > {{\theta }_{*}}$. На рис. 3б верхняя ветвь траектории пересекает ось $\operatorname{Re} \left( \lambda \right) = 0$ при значении ${{\Lambda }_{*}} = \pi $, что соответствует переходу этой же траектории на графике Аргана (рис. 3в) через точку начала координат, т.е. сначала происходит статическая потеря устойчивости. На рис. 3в кружочками отмечено начало траекторий, а крестиками – их конец. Анализ полученных результатов показывает, что для потери динамической устойчивости раньше, чем потеря статической устойчивости параметр $\theta $ должен находиться в промежутке $(0,{{\theta }_{*}})$. В настоящей статье принято, что $\theta = 0.002$.
На рис. 4a представлены графики траекторий корней $\lambda $, вычисленные при выбранных значениях параметров $\kappa = 0.03,$ $\varepsilon = 0.002,$ $\theta = 0.002$; кружочками обозначено начало траекторий, а крестиками – их конец. Точка перехода графиков на правую полуплоскость характеризует критическое значение параметра скорости ${{\Lambda }_{*}} = 2.487.$ Величина мнимой части имеет смысл частоты колебаний ${{\omega }_{f}}$ системы при $\Lambda = {{\Lambda }_{*}}$. Значение ${{\omega }_{f}}$ отображается значением ординаты, указанной на рис. 4a.
Само значение ${{\Lambda }_{*}}$ определяется по графику зависимости действительной части корней $\operatorname{Re} \left( \lambda \right)$ от $\Lambda $ (рис. 4б) в момент пересечения ее значения $\operatorname{Re} \left( \lambda \right) = 0$: ${{\Lambda }_{*}} = 2.203$.
Анализ закритического поведения. Для изучения закритического поведения интегрируется система с нелинейными слагаемыми (8) при $\Lambda $ большей ${{\Lambda }_{*}}$ на 10% и на безразмерном промежутке времени $\tau = 30 \cdot {{T}_{f}}$, где ${{T}_{f}} = 1{\text{/}}{{\omega }_{f}}$ – период колебаний для частоты ${{\omega }_{f}}$.
Численное моделирование уравнений (8) показывает, что устанавливаются периодические решения, т.е. в закритической области имеется неустойчивое положение равновесия и существуют устойчивые периодические движения, что соответствует поведению автоколебательной системы.
На рис. 5a, б приведены фазовые портреты решений уравнений (8) для вертикального безразмерного перемещения $\xi (\tau )$ сечения $\zeta = 0.5$ и его угла поворота $\varphi (\tau )$ при двух различных начальных условиях:
По графикам отчетливо видно притяжение траекторий к предельным циклам (сплошные линии соответствуют начальным условиям 1, штриховые – условиям 2, кружками обозначено начало траектории, а крестиками – их конец).
Построение бифуркационной диаграммы. Проведенный анализ устойчивости равновесного прямолинейного положения ленты позволяет построить бифуркационную диаграмму. На рис. 6 показаны бифуркационные диаграммы для амплитуд ${{А}_{\xi }}$ и ${{А}_{\varphi }}$, построенные численным интегрированием с помощью метода установления [11], где точками обозначены устойчивые движения, а крестиками – неустойчивые движения.
Заключение. В статье проанализированы малые изгибно-крутильные колебания гибкой ленты под действием набегающего потока воздуха, которые в упрощенном виде описывают динамику ветрогенератора типа “Windbelt”. Изгибно-крутильные колебания ленты описываются системой дифференциальных уравнений в частных производных, в которых нелинейность задается коэффициентом подъемной силы для тонкой пластинки, аналитически вычисленным через обратное конформное отображение известного решения для обтекания кругового цилиндра потоком идеальной несжимаемой жидкости.
В результате выполненных расчетов получены значения критической скорости, реализации движений и бифуркационные диаграммы. Показано, что в закритической области имеются устойчивые периодические движения с амплитудами, пропорциональными квадратному корню из параметра закритичности ${{A}_{{\xi ,\varphi }}} \sim \sqrt {\Lambda - {{\Lambda }_{*}}} $.
Полученные решения позволяют осуществлять рациональный выбор параметров Windbelt System, работающих в определенном диапазоне скоростей ветрового потока.
Финансирование работы. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 18-19-00708).
Конфликт интересов. Авторы заявляют, что у них нет конфликта интересов.
Список литературы
Frayne S.M. Generator utilizing fluid-induced oscillations США Патент 7573143, 2009.
Windbelt Cheap Micro Wind Generator http://www.reuk.co.uk/wordpress/wind/windbelt-cheap-micro-wind-generator/
Windbelt: Innovative Generator to Bring Cheap Wind Power to Third World https://inhabitat.com/windbelt-innovative-generator-to-bring-cheap-wind-power-to-third-world/
Vu Dinh Quy, Nguyen van Sy, Dinh Tan Hung, Vu Quoc Huy. Wind tunnel and initial field tests of a micro generator powered by fluid-induced flutter // August Energy for Sustainable Development. 2016. V. 33. P. 75. htttps://doi.org/ https://doi.org/10.1016/j.esd.2016.04.003
DIY Wind Turbine: The Ultimate Guide [update 2019] https://freeonplate.com/wind-turbine/
Bibo A., Li G., Daqaq M.F. Electromechanical modeling and normal form analysis of an aeroelastic micro power generator // J Intell Mater Syst Struct April 2011. 22 (6). P. 577.
Gipe P. Wind energy basics: a guide to home and community scale wind-energy systems / Chelsea Green Publishing. 2009.
Bryant M, Garcia E. Modeling and testing of a novel aeroelastic flutter energy harvester // J Vib Acoust 2011.133(1).011010.
Фын Я.Ц. Введение в теорию аэроупругости / под ред. Э.И. Григолюка М.: Гос. изд-во физико-математической литературы, 1959. С. 523.
Меркин Д.Р. Введение в теорию устойчивости движения. 4-е изд., стер. СПб.: Изд-во “Лань”, 2003. С. 304.
Бахвалов Ж.С. Численные методы. Монография. СПб.: Невский диалект, 2002. С. 230.
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Проблемы машиностроения и надежности машин