Проблемы машиностроения и надежности машин, 2020, № 4, стр. 24-34

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПРОЧНОСТИ, РЕСУРСА, ЖИВУЧЕСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ МАШИН В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ НАГРУЖЕНИЯ

Н. А. Махутов 1, М. М. Гаденин 1*

1 Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН
Москва, Россия

* E-mail: safety@imash.ru

Поступила в редакцию 15.03.2019
Принята к публикации 27.03.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Показано, что многопараметрическая система оценки прочности, ресурса, живучести и безопасности относится к таким направлениям, как статическая, динамическая и циклическая прочность, трещиностойкость, хладостойкость, коррозионная стойкость. На базе закономерностей деформирования и разрушения и с учетом общей постановки и решения задач фундаментальных и прикладных исследований прочности, ресурса, живучести и безопасности осуществляется построение структур определяющих уравнений и их параметров для расчетных моделей и реальных технических систем с учетом классификации штатных, аварийных и катастрофических ситуаций, а также накапливаемой технологической и эксплуатационной повреждаемости. Основополагающими элементами решения проблем безопасной эксплуатации объектов техносферы при сложных режимах их нагруженности являются уравнения состояния, критерии разрушения и критериальная база конструкционного материаловедения, образующие в комплексе многопараметрическую систему оценки прочности, ресурса, живучести и безопасности.

Ключевые слова: прочность, ресурс, живучесть, безопасность, условия нагружения, уравнения состояния, критерии разрушения, материаловедение

Актуальной проблемой для современных машин и конструкций, решаемой в рамках механики деформирования и разрушения и механики катастроф, является комплексность оценки их прочности, ресурса, живучести и безопасности с учетом сложных условий эксплуатационных воздействий [1, 6, 7, 10, 11]. В этой связи важным является анализ и исследование условий и последствий реального процесса накопления повреждений от совместного действия нескольких повреждающих факторов различной интенсивности, например, динамической, длительной статической и повторно статической (малоцикловой) нагруженности, усталости, коррозии, износа, различных физических и химических воздействий [15, 811].

Знание напряженно-деформированного состояния, основных повреждающих факторов, кинетики повреждений и формирование соответствующих определяющих уравнений состояния позволяет осуществить анализ структуры и условий достижения тех или иных предельных состояний в наиболее нагруженных элементах рассматриваемых технических систем в процессе их эксплуатации. При этом предельные состояния характеризуются определяющими несущую способность критериями прочности, деформативности и живучести, основанными на базовых положениях механики деформируемого твердого тела, а также линейной и нелинейной механики разрушения с применением критериальной базы конструкционного материаловедения [4, 9, 1114].

Конечной целью применения комплексных расчетно-экспериментальных подходов является решение задачи научно-обоснованной оценки условий безопасной эксплуатации объектов как для штатного их функционирования, так и для случаев возникновения на них критических ситуаций. Системы определяющих уравнений и моделей в анализе предельных состояний таких объектов с повышенными параметрами прочности, ресурса, живучести и безопасности, включают как нормированные (стандартизованные), так и ненормированные методы анализа, расчетные уравнения, характеристики и запасы. При этом особое значение придается углубленному рассмотрению проблем механики деформируемых сред, а также механики, физики и химии катастроф [1, 57, 1015].

Одной из важнейших задач, рассматриваемых в рамках механики катастроф, является анализ условий и последствий комплексного процесса накопления повреждений от совместного действия нескольких повреждающих факторов различной интенсивности, например, динамической, длительной статической и повторно статической (малоцикловой) нагруженности, усталости, коррозии, износа и других видов воздействий. В связи с этим, перспективным при оценке параметров безопасной эксплуатации и защищенности объектов техносферы является обоснование моделей образования и суммирования повреждений в условиях комплексного воздействия повреждающих эксплуатационных факторов, построение системы уравнений состояния с учетом в них кинетики накопления повреждений и критериев достижения предельных состояний [1, 2, 413].

Использование различных экспериментальных методов и средств, включающих нагружающие системы, элементы технической диагностики, измерители деформаций и датчики повреждений, позволяет воссоздать на испытательном оборудовании реальную нагруженность технических систем подвижного состава и инфраструктуры и зафиксировать кинетику повреждений материала в процессе испытаний и эксплуатации. В основе методологии применения таких методов и средств лежат механические, физические и химические явления, сопровождающие процесс накопления повреждений [1, 6, 811, 1417].

Непосредственное решение рассматриваемой проблемы комплексного определения безопасных состояний высокорисковых технических объектов и оценки соответствующих условий их безопасной эксплуатации и защищенности от аварий и катастроф состоит из оценки характеристик их прочности и ресурса, а также определения с их учетом рисков и безопасности эксплуатации рассматриваемых конструкций (рис. 1).

Рис. 1.

Структура оценки прочности, ресурса, живучести, безопасности и защищенности высокорисковых технических объектов.

Под риском возможного возникновения на объектах техносферы чрезвычайных ситуаций понимается сочетание вероятностей возникновения неблагоприятных процессов и событий в техногенной, природной и социальной среде и сопутствующих им ущербов [1, 6, 7]. Установление вида зависимости рисков R(τ) от обусловливающих их факторов – вероятности возникновения чрезвычайной ситуации P(τ) и возможного ущерба при ее реализации U(τ) (функционала F) является фундаментальной задачей науки о безопасности. При этом введение в рассмотрение допустимых уровней риска [R(τ)] осуществляется через критические (неприемлемые) риски Rк(τ) и запасы по величинам рисков nR

(1)
$R(\tau ) = F\{ (P(\tau ),U(\tau )\} ,\quad [R(\tau )] = \frac{1}{{{{n}_{R}}}}{{R}_{{\text{к}}}}(\tau ).$

Для определения безопасных состояний объектов техносферы и оценки соответствующих условий их безопасной эксплуатации и защищенности от аварий и катастроф осуществляется ряд мероприятий, включающих в себя такие этапы, как моделирование исследуемого объекта, разработка его конструкции и технологий изготовления, выбор приемлемых для заданных условий эксплуатации конструкционных материалов с соответствующим набором характеристик механических свойств – пределов текучести σт, прочности σв и пластичности ψ, модуля упругости E. В таких расчетах для соответствующего времени эксплуатации τ оцениваются и учитываются также внешние и внутренние эксплуатационные воздействия на анализируемый объект (нагрузки σэ(τ), температуры tэ(τ), циклы Nэ(τ)), задаются параметры штатных и возможных нештатных воздействий в процессе эксплуатации и, как результат, определяются интегральные параметры реакций объекта на комплекс заданных воздействий с учетом его конструктивных особенностей и свойств материала, в том числе с учетом их вероятностной природы [2, 3, 1014].

В число указанных параметров входят локальные и номинальные напряжения σ(τ) и деформации е(τ) в наиболее нагруженных зонах, значения эксплуатационных температур t(τ), чисел циклов N и времени τ нагружения. По этим параметрам через характеристики поврежденности D(τ), изменения механических свойств материала σв, ψк, коэффициента интенсивности напряжений KI и размеров и расположения развивающихся дефектов l(τ) определяются уязвимость объекта к возникновению чрезвычайных ситуаций путем определения вероятностных характеристик действующих эксплуатационных параметров, включая распределение напряжений, спектры циклической нагруженности и развития повреждаемости. С учетом перечисленных данных для рассматриваемого объекта определяются вероятности возможного возникновения на нем аварии или катастрофы P(τ), а также ущерба от их реализации U(τ) и, как следствие, параметры риска R(τ), безопасности S(τ) и защищенности Zк(τ) для анализа возможности безопасной эксплуатации [1, 511].

В соответствии с выражениями (1) для решения задач снижения рисков R(τ) до уровней приемлемых [R(τ)] и обеспечения безопасности S(τ) и защищенности Zк(τ) объектов техносферы важное значение придается рассмотрению следующих этапов: 1) предварительный анализ рисков R(τ) и безопасности S(τ); 2) выбор параметров определения и регулирования прочности Rσ(τ), ресурса RNτ(τ), надежности РРR, живучести Lld(τ), безопасности S(τ) и рисков R(τ) для всех стадий жизненного цикла объектов; 3) исследование закономерностей деформирования и разрушения в нелинейной постановке для экстремальных условий; 4) построение систем защиты с заданным уровнем защищенности Zк(τ) по критериям рисков.

Если уровень достигнутой защищенности Zк(τ) оказывается ниже требуемого, проводятся специальные мероприятия по его повышению. Большое значение при этом приобретает точность расчетов, снижение погрешностей диагностики и мониторинга при определении состояний как объектов в целом, так и используемых в них материалов. Структура определения опасных и безопасных состояний при анализе защищенности Zк(τ) объектов для стадий проектирования и эксплуатации показана на рис. 2.

Рис. 2.

Структура анализа состояния для обоснования защищенности объектов техносферы.

Ее основой является то обстоятельство, что возникновение и развитие аварий и катастроф определяется недопустимыми процессами деформирования и разрушения несущих конструкций, за которыми следуют разрушения, взрывы, выбросы опасных веществ, вызывающих в том числе и негативные последствия для окружающей среды.

В соответствии с [1, 6, 7, 11] при создании единых научных основ оценки и нормирования прочности, ресурса, живучести, безопасности и защищенности технических систем должны учитываться степень их опасности, типы возможных аварийных ситуаций и катастроф (нормальные условия эксплуатации, отклонения от нормальных условий эксплуатации, проектные аварии, запроектные аварии, гипотетические аварии), спектр поражающих факторов и комплексная система критериев безопасности как самих объектов, так и связанной с ними среды жизнедеятельности. В указанном направлении на стадии проектирования объектов техносферы проводится анализ их прочности на основании стандартных нормативных и дополнительных уточненных расчетов, и обосновывается исходный ресурс. Базовыми данными для такого анализа являются: эксплуатационные нагрузки и характеристики эксплуатационного нагружения (температуры, время и числа циклов, частоты), характеристики сопротивления материалов нагрузкам, включая пределы текучести, прочности, длительной прочности и усталости Rт, σв, σдп, σ–1), номинальные и локальные деформации e, размеры дефектов l. По результатам расчетных и эксплуатационных исследований обосновываются допустимые нагрузки [P], дефекты [l] и ресурс [N] с заданными запасами n и составляется заключение о прочности [Rσ(τ)], долговечности [RNτ], ресурсе [RNτ(τ)], живучести [Lld], риске R(τ), безопасности S(τ) и защищенности Zк(τ).

Наиболее ориентированными на количественное решение проблемы обеспечения безопасности S(τ) высокорисковых объектов, способных создавать тяжелые аварии и катастрофы, являются современные методы и критерии следующих групп: риск R(τ) в вероятностно-экономической постановке; живучесть Lld(τ), определяющая способность и устойчивость функционирования при возникновении повреждений на различных стадиях развития аварий и катастроф; безопасность S(τ) с учетом критериев риска R(τ) и характеристик аварий и катастроф. Вместе с тем объем нормирования и расчета характеристик безопасности S(τ) в реальной инженерной практике даже в последнее время остается чрезвычайно малым. В связи с этим, современная постановка задач и решение проблем защищенности Zк(τ) должны сводиться к перспективному изменению направления развития исследований, нормирования и регулирования соответствующих параметров – к изначальному основополагающему анализу защищенности Zк(τ), безопасности S(τ) и риска R(τ) с последующим определением на их основе надежности РРR(τ), ресурса RNτ(τ) и прочности Rσ(τ).

Одной из фундаментальных научных задач, решение которой позволяет объективно обосновать параметры прочности и ресурса машин и конструкций применительно к реальным условиям их эксплуатации, является формирование уравнений состояния конструкционного материала при его статическом и циклическом деформировании в упругой и упругопластической области для сложных режимов изменения статических, мало- и многоцикловых нагрузок и при различных сочетаниях параметров вибрационно-механических и термических воздействий, а также исследование связей между процессами деформирования и накопления повреждений для определения условий достижения предельных состояний при таких сложных режимах нагружения [1, 2, 5, 8, 10, 11, 13]. Основными путями решения такой задачи являются: анализ режимов внешних и внутренних воздействий и определяющих параметров сложных циклов вибрационно-механических и термических напряжений; установление закономерностей статического и циклического деформирования в зависимости от чисел циклов нагружения; развитие силовых, деформационных и энергетических подходов к формированию критериев предельных состояний в условиях сложных воздействий.

Методология определения ресурса по характеристикам эксплуатационной нагруженности $Q_{{{\text{max}}}}^{{\text{э}}}$ состоит в том, что в определяющих соотношениях статической прочности

(2)
$\sigma _{{n\max }}^{{\text{э}}} = Q_{{\max }}^{{\text{э}}}\left\{ {F,{{W}_{{{\text{oc}}}}},{{W}_{p}}} \right\} \leqslant \left[ {{{\sigma }_{n}}} \right] = \min \left\{ {\frac{{{{\sigma }_{{\text{т}}}}}}{{{{n}_{{\text{т}}}}}},\frac{{{{\sigma }_{{\text{в}}}}}}{{{{n}_{{\text{в}}}}}}} \right\}$
должно обеспечиваться непревышение максимальных номинальных эксплуатационных напряжений $\sigma _{{n\max }}^{{\text{э}}}$ над номинальными допускаемыми напряжениями $\left[ {{{\sigma }_{n}}} \right]$. В выражении (2): $Q_{{\max }}^{{\text{э}}}$ – максимальная эксплуатационная нагрузка (осевая сила, изгибающий, крутящий моменты); $F$ – размер площади сечения, ${{W}_{{{\text{oc}}}}}$ – осевой момент сопротивления, ${{W}_{p}}$ – полярный момент сопротивления. Допускаемое номинальное напряжение [${{\sigma }_{n}}$] определяется как минимальное по пределу текучести ${{\sigma }_{{\text{т}}}}$ с запасом ${{n}_{{\text{т}}}}$, или по пределу прочности ${{\sigma }_{{\text{в}}}}$ с запасом ${{n}_{{\text{в}}}}$.

В стандартных нормативных расчетах все величины, входящие в выражение (2), не зависят от времени $\tau $. В уточненных расчетах статической прочности величины ${{\sigma }_{{\text{т}}}}$ и ${{\sigma }_{{\text{в}}}}$ принимаются зависящими [11] от времени τ (вследствие деградации металла, старения, коррозии, эрозии, износа)

(3)
$\left\{ {{{\sigma }_{{\text{т}}}},{{\sigma }_{{\text{в}}}}} \right\} = {{F}_{\tau }}\left( \tau \right) = \left\{ {{{\sigma }_{{\text{т}}}}\left( \tau \right),{{\sigma }_{{\text{в}}}}\left( \tau \right)} \right\}.$

Располагая функциями изменения во времени характеристик ${{\sigma }_{{\text{т}}}}\left( \tau \right)$ и ${{\sigma }_{{\text{в}}}}\left( \tau \right)$ в выражении (3) при неизменности других параметрах выражения (2), можно оценить фактический $\tau _{{\text{ф}}}^{{\text{э}}}$ и допускаемый $\left[ \tau \right]$ временно́й ресурс рассматриваемого элемента при длительном статическом нагружении (рис. 3).

Рис. 3.

Схема определения ресурса по характеристикам статической прочности.

Расчетные значения фактического $\tau _{{\text{ф}}}^{{\text{э}}}$ (до разрушения или до образования недопустимых повреждений) или допускаемого $\left[ \tau \right]$ ресурса определятся выражениями

(4)
$\tau _{{\text{ф}}}^{{\text{э}}} = {{F}_{\tau }}\{ \sigma _{{n\max }}^{{\text{э}}},{{\sigma }_{{\text{т}}}}(\tau ),{{\sigma }_{{\text{в}}}}(\tau )\} ,\quad [\tau ] = {{F}_{\tau }}\{ \sigma _{{n\max }}^{{\text{э}}},{{\sigma }_{{\text{т}}}}(\tau ),{{\sigma }_{{\text{в}}}}(\tau ),{{n}_{{\text{т}}}},{{n}_{{\text{в}}}}\} .$

Дополнительное изменение ресурса $\left[ \tau \right]{\text{'}}$ (рис. 3) может быть обусловлено уменьшением в процессе эксплуатации характеристик опасных сечений ($F$, ${{W}_{{{\text{oc}}}}}$, ${{W}_{p}}$) по выражению (2) вследствие коррозии, эрозии, износа и других внешних воздействий. Это может приводить к росту $\sigma _{{n\max }}^{{\text{э}}}(\tau )$ при постоянных воздействиях $Q_{{\max }}^{{\text{э}}}$.

Наряду с максимальными статическими нагрузками, определяющими статическую прочность и длительный статический ресурс по выражениям (4) важное значение для оценки поврежденных и предельных состояний имеют переменные во времени $\tau $ эксплуатационные нагрузки ${{Q}^{{\text{э}}}}\left( \tau \right)$ и воздействия ${{V}^{{\text{э}}}}\left( \tau \right)$, носящие циклический и, зачастую, нерегулярный характер [2, 6, 8, 10, 11]. Базовыми характеристиками переменных эксплуатационных нагрузок являются: максимальные и минимальные значения нагрузок $Q_{{\max }}^{{\text{э}}}$, $Q_{{\min }}^{{\text{э}}}$ и воздействий $V_{{\max }}^{{\text{э}}}$, $V_{{\min }}^{{\text{э}}}$; частота  f  (скорость) их изменения или время цикла τц; общее число циклов $N$.

Для оценки характеристик ресурса $\tau _{{\text{ф}}}^{{\text{э}}}$ и $[\tau ]$ по величинам ${{Q}^{{\text{э}}}}\left( \tau \right)$ и ${{V}^{{\text{э}}}}\left( \tau \right)$ расчетом или экспериментом устанавливается история эксплуатационной нагруженности во времени $\tau $

(5)
${{Q}^{{\text{э}}}}\left( \tau \right) = {{F}_{Q}}\left\{ {V\left( \tau \right),Q\left( \tau \right)} \right\}.$

На основе выражения (2) расчетом или экспериментом определяется история изменения во времени $\tau $ номинальных эксплуатационных напряжений

(6)
$\sigma _{n}^{э}\left( \tau \right) = {{Q}^{{\text{э}}}}\left( \tau \right)\left\{ {F,{{W}_{{{\text{oc}}}}},{{W}_{p}}} \right\}.$

По характеристикам эксплуатационной нагруженности (5) и эксплуатационной напряженности (6) устанавливаются параметры переменных максимальных и минимальных номинальных напряжений $\sigma _{{n\max }}^{{\text{э}}}\left( \tau \right)$, $\sigma _{{n\min }}^{{\text{э}}}\left( \tau \right)$

(7)
$\{ \sigma _{{n\max }}^{{\text{э}}}(\tau ),\sigma _{{n\min }}^{{\text{э}}}(\tau )\} = {{F}_{\sigma }}\{ [V_{{\max }}^{{\text{э}}}(\tau ),V_{{\min }}^{{\text{э}}}(\tau )],[Q_{{\max }}^{{\text{э}}}(\tau ),Q_{{\min }}^{{\text{э}}}(\tau )],F,{{W}_{{{\text{oc}}}}},{{W}_{p}}\} .$

Установление переходного функционала ${{F}_{\sigma }}$ в выражении (7) в общем случае является сложной задачей, не имеющей четкой постановки граничных условий и методов аналитического решения. Определенные возможности для этого открываются при переходе к численным решениям многосвязных задач аэрогидроупругости и механики твердого деформируемого тела. В связи с этим для уточненного определения ресурса важное значение имеет прямое экспериментальное исследование временных процессов эксплуатационной нагруженности и напряженности по характеристикам режимов ${{R}_{{\max }}}\left( \tau \right)$, ${{R}_{{\min }}}\left( \tau \right)$ эксплуатации

(8)
$\{ \sigma _{{n\max }}^{{\text{э}}}(\tau ),\sigma _{{n\min }}^{{\text{э}}}(\tau )\} = {{F}_{\sigma }}\{ {{R}_{{\max }}}(\tau ),{{R}_{{\min }}}(\tau )\} .$

Выражение (8) определяет “портрет” эксплуатационной напряженности по режимам эксплуатации. По циклическим процессам эксплуатационного нагружения для всей его истории устанавливаются две определяющие величины: 1) амплитуда номинальных напряжений $\sigma _{a}^{{\text{э}}}\left( \tau \right)$

(9)
$\sigma _{а}^{{\text{э}}}\left( \tau \right) = \frac{{\sigma _{{n\max }}^{{\text{э}}}\left( \tau \right) - \sigma _{{n\min }}^{{\text{э}}}\left( \tau \right)}}{2};$

2) коэффициент асимметрии напряжений

(10)
$r\left( \tau \right) = \sigma _{{n\min }}^{{\text{э}}}\left( \tau \right){\text{/}}\sigma _{{\max }}^{{\text{э}}}\left( \tau \right).$

При этом для условий циклического нагружения наряду с временны́м ресурсом $\left[ \tau \right]$ и $\tau _{{\text{ф}}}^{{\text{э}}}$ (рис. 3) вводится поцикловый ресурс [N] и $N{}_{{\text{ф}}}^{{\text{э}}}$

(11)
$\{ [N],N_{{\text{ф}}}^{{\text{э}}}\} = {{F}_{N}}\{ [\tau ],\tau _{{\text{ф}}}^{{\text{э}}},f\} ,$
где $f$ – частота циклов нагружения. На этой основе по аналогии с выражениями (3), (4) и рис. 2 строятся кривые циклической прочности $\sigma _{а}^{{\text{э}}}\left( \tau \right)$ или $\sigma _{а}^{{\text{э}}}({{N}^{{\text{э}}}})$ и долговечности ${{N}^{{\text{э}}}}$
(12)
$\{ \sigma _{а}^{{\text{э}}}({{N}^{{\text{э}}}})\} = {{F}_{N}}\{ {{\sigma }_{{\text{т}}}}(\tau ),{{\sigma }_{{\text{в}}}}(\tau ),{{N}^{{\text{э}}}},r,{{\psi }_{{\text{к}}}}(\tau )\} ,$
где ${{\psi }_{{\text{к}}}}\left( \tau \right)$ – пластичность (относительное сужение поперечного сечения).

На рис. 4 приведены базовые кривые циклической прочности ${{\sigma }_{а}}$ и долговечности $N$ (или $\tau $), для построения которых принято: $\sigma {}_{а}^{{\text{э}}}$ – амплитуда постоянных эксплуатационных напряжений (без учета уменьшения сечения); $\sigma {}_{а}^{{\text{э}}}\left( \tau \right)$ – амплитуда переменных напряжений с учетом изменения сечения в процессе нагружения; ${{\sigma }_{а}}\left( N \right)$ – амплитуда разрушающих напряжений без учета изменения механических свойств во времени; ${{\sigma }_{а}}\left( {N,\tau } \right)$ – амплитуда разрушающих напряжений с учетом изменения во времени характеристик механических свойств материала ${{\sigma }_{{\text{т}}}}\left( \tau \right)$, ${{\sigma }_{{\text{в}}}}\left( \tau \right)$ и ${{\psi }_{{\text{к}}}}\left( \tau \right)$.

Рис. 4.

Схема построения расчетных кривых циклической прочности.

По выражению (12) и рис. 4 оцениваются следующие характеристики ресурса: $N_{{\text{ф}}}^{{\text{э}}}$ – расчетный ресурс по разрушению; $\left[ N \right]$ – допускаемый ресурс; $\left[ N \right]'$ – уточненный ресурс с учетом изменения размеров сечения и кинетики механических свойств; $\left[ {{{\sigma }_{а}}\left( {N,\tau } \right)} \right]$ – допускаемые амплитуды переменных напряжений.

В инженерные расчеты прочности и ресурса вводятся условные упругие напряжения $\sigma _{a}^{{\text{*}}} = {{e}_{a}}E$. При числах циклов нагружения N ≥ 104 условные и фактические напряжения практически совпадают $\sigma _{a}^{{\text{*}}} \approx {{\sigma }_{a}}$ (в силу малости пластических деформаций Δep $ \ll $ Δee). В области малого числа циклов (101N ≤ 103) значения ${{\sigma }_{a}} \ll \sigma _{a}^{{\text{*}}}$. Повышение коэффициента асимметрии цикла напряжений rσ (от –1 до 0 и более) вызывает понижение расчетной кривой усталости [2, 11].

Под живучестью несущих элементов конструкций понимается их способность не переходить из штатного и аварийного состояний в катастрофическое состояние с полной невозвратной потерей эксплуатационной работоспособности. При этом живучесть конструкции в целом определяется живучестью ее критических несущих элементов, получивших технологические и эксплуатационные дефекты l и повреждения D, выходящие за пределы действующих норм и правил. Полное устранение этих дефектов и повреждений в ряде случаев является или технически и технологически невозможным, или экономически неоправданным.

Схема анализа ресурса и поврежденности конструкций на различных стадиях эксплуатации приведена на рис. 5.

Рис. 5.

Схема оценки ресурса и поврежденности на различных стадиях эксплуатации.

При рассмотрении этой схемы приняты следующие обозначения: τ – временной ресурс (в годах); N – поцикловый ресурс (в числах циклов нагружения); l – размер дефектов в несущем критическом элементе; D – повреждение несущего критического элемента; l0, D0 – размер дефектов и повреждение в исходном состоянии (τ = 0, N = 0) до начала эксплуатации; [l], [D] – допускаемые по нормам размеры дефектов и повреждений (l0l ≤ [l], D0D ≤ [D]) при нормативно допускаемом сроке эксплуатации (штатные ситуации) τ ≤ [τ], N ≤ [N]; [la], [Da] – допускаемые размеры дефектов и повреждений в аварийной ситуации; lк, Dк – критические величины дефектов и повреждений при возникновении аварийной ситуации; I – стадия нормальной эксплуатации (штатные ситуации); II – стадия допускаемой поврежденности – стадия перехода от штатной допускаемой эксплуатации к разрешенной по нормам эксплуатации с возникновением специально обоснованных параметров ([τ] ≤ τ ≤ [τa]) (продленной за пределами [N] ≤ N ≤ [Na] по нормам ресурса (τ > [τ], N > [N])); III – стадия живучести – стадия перехода от допускаемых нештатных ситуаций к аварийным и катастрофическим ([τa] ≤ τ ≤ τк, [Na] ≤ NNк); 1 – кривая расчета роста дефектов и накопления повреждений (0 ≤ τ ≤ τк, 0 ≤ NNк) с достижением предельного состояния при сохранении проектных режимов эксплуатации и без проведения ремонтно-восстановительных работ (τк$ \gg $ [τ], Nк$ \gg $ [N]); 2 – кривая ускоренного роста дефектов и накопления повреждений при эксплуатации за счет неучтенных факторов эксплуатационного нагружения, воздействий сред, деградации материала (τк ≥ [τa], Nc ≥ [Na]); 3 – кривая роста дефектов и накопления повреждений при эксплуатации за счет ошибок при проектировании, испытаниях или эксплуатации, пропуска опасных дефектов при дефектоскопическом контроле, нарушений правил эксплуатации и контроля (τк < [τ], Nк < [N]).

Основная задача обеспечения живучести и защищенности несущих элементов заключается в выполнении условий неравенств

(13)
$({{\tau }_{{\text{к}}}} - [{{\tau }_{{\text{a}}}}]){\text{/}}[\tau ] \geqslant {{n}_{\tau }},\quad ({{N}_{{\text{к}}}} - [{{N}_{{\text{a}}}}]){\text{/}}[N] \geqslant {{n}_{N}},$
где nτ, nN – запасы по временно́му ресурсу и долговечности на стадии проектирования.

Большинство элементов машин и конструкций эксплуатируются в соответствии с кривой 1 (рис. 5). При эксплуатации ряда машин и конструкций в соответствии с кривой 2 осуществляются диагностические и ремонтно-восстановительные работы по продлению срока их эксплуатации. Наиболее опасным состоянием является случай анализа живучести по кривой 3, когда имеют место предкритические или критические повреждения в пределах ресурса τ $ \ll $ [τ] и N $ \ll $ [N]. Крупнейшие в мире катастрофы произошли при реализации процессов перехода от штатных к катастрофическим ситуациям по сценарию кривой 3 на рис. 5 [1, 6, 7].

Таким образом, знание напряженно-деформированного состояния, основных повреждающих факторов, кинетики повреждений и формирование соответствующих определяющих уравнений состояния позволяет осуществить анализ структуры и условий достижения тех или иных предельных состояний в элементах высоконагруженных машин и конструкций в процессе их эксплуатации. При этом предельные состояния характеризуются определяющими несущую способность критериями прочности, деформативности, ресурса и живучести, основанными на базовых положениях механики деформируемого твердого тела, линейной и нелинейной механики разрушения с применением критериальной базы конструкционного материаловедения, а также критериями риска возникновения нештатных ситуаций.

Стратегия решения поставленных задач комплексной оценки прочности, ресурса, живучести и безопасности объектов техносферы согласно изложенной выше методологии определяет и закрепляет переход на анализ и управление рисками, как на основополагающую систему регулирования и обеспечения безопасности эксплуатации машин и конструкций в дополнение и взамен существовавших ранее подходов к обеспечению, в основном, прочности и ресурса. Такой переход основывается на решении двух основных фундаментальных задач: 1) определения предельных состояний с учетом риска возникновения катастрофических ситуаций; 2) определения и закрепления на концептуальном, правовом и нормативном уровне приемлемых (допустимых) состояний объектов техносферы с обеспечением уровня допускаемого риска и безопасных отклонений от этого уровня с возможным последующим регулируемым возвращением таких объектов в штатные состояния.

Основополагающими элементами решения проблем безопасности эксплуатации объектов техносферы при сложных режимах их нагруженности являются уравнения состояния, критерии разрушения и риска возникновения чрезвычайных ситуаций, образующие в комплексе многопараметрическую систему оценки прочности, ресурса, живучести и безопасности.

Список литературы

  1. Махутов Н.А. Безопасность и риски: системные исследования и разработки. Новосибирск: Наука, 2017. 724 с.

  2. Когаев В.П. Расчеты на прочность при напряжениях, переменных во времени. М.: Машиностроение, 1993. 364 с.

  3. Степнов М.Н. Вероятностные методы оценки характеристик механических свойств материалов и несущей способности элементов конструкций. Новосибирск: Наука, 2005. 342 с.

  4. Морозов Е.М., Солдатенков А.П. Контактные задачи механики разрушения. М.: “ЛИБРОКОМ”. 2017. 544 с.

  5. Ботвина Л.Р., Демина Ю.А., Петрова И.М., Гадолина И.В., Арсенкин А.М. Влияние эксплуатации на механические характеристики рельсовой стали // Машиностроение и инженерное образование. 2015. № 4 (45). С. 27.

  6. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно технические аспекты. Техногенная, технологическая и техносферная безопасность. М.: МГОФ “Знание, 2018. 1016 с.

  7. Махутов Н.А., Гаденин М.М., Лепихин А.М., Шокин Ю.И. Расчетное обоснование защищенности перспективных машин и человеко-машинных систем по критериям риска аварий и катастроф // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2018. № 5. С. 66.

  8. Трощенко В.Т., Лебедев А.А., Стрижало В.А. и др. Механическое поведение материалов при различных видах нагружения. Киев: Логос, 2000. 571 с.

  9. Романов А.Н. Сопротивление деформированию конструкционных металлических материалов при циклическом нагружении // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2012. № 4. С. 41.

  10. Гаденин М.М. Оценка влияния режимов нагружения на условия достижения предельных состояний и назначение запасов // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2013. Т. 79. № 10. С. 65.

  11. Махутов Н.А. Критериальная база прочности, ресурса, надежности, живучести и безопасности машин и человеко-машинных комплексов // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2013. № 5. С. 25.

  12. Матвиенко Ю.Г. Тенденции нелинейной механики разрушения в проблемах машиностроения. М.-Ижевск: Ижевский институт компьютерных исследований. 2015. 56 с.

  13. Романов А.Н. Роль структурного состояния в формировании деформационных, прочностных, трибологических и технологических свойств конструкционных материалов // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2014. № 3. С. 69.

  14. Ботвина Л.Р., Тютин М.Р., Петерсон Т.Б., Левин В.П., Солдатенков А.П., Просвирнин Д.В. Остаточная прочность, микротвердость и акустические свойства циклически деформируемой малоуглеродистой стали // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2018. № 6. С. 44.

  15. Махутов Н.А., Гаденин М.М., Одинцев И.Н., Разумовский И.А. Развитие методов расчетного и экспериментального определения локальных остаточных напряжений при сложных спектрах нагружения. Проблемы машиностроения и надежности машин. 2015. № 6. С. 53.

  16. Матвиенко Ю.Г., Большаков А.М., Бурнашев А.В. Натурные испытания сосудов давления при низких температурах и действии внешнего электрического потенциала // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2015. № 1. С. 78.

  17. Разумовский И.А., Чернятин А.С. Расчетно-экспериментальный метод исследования остаточных напряжений в двухслойных элементах конструкций способом сверления отверстий // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2011. № 4. С. 101.

Дополнительные материалы отсутствуют.