Проблемы машиностроения и надежности машин, 2021, № 5, стр. 108-112

Сравнительный анализ измерения теплового эффекта при растяжении без тока и с током

У. Х. Угурчиев 1*, Н. Н. Новикова 1**

1 Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН
Москва, Россия

* E-mail: umar77@bk.ru
** E-mail: natalnn3@mail.ru

Поступила в редакцию 13.03.2021
После доработки 06.06.2021
Принята к публикации 24.06.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Исследован тепловой эффект при различных видах деформации образцов из титановых сплавов.

Ключевые слова: титановые сплавы, тепловой эффект, прокатка, растяжение, электрический ток

Проблема повышения деформируемости и физико-механических свойств конструкционных материалов, особенно хрупких и малопластичных наноструктурных сплавов, является важной как в научном, так и в прикладном значении. К материалам с ограниченной деформационной способностью относятся исследуемые титановые сплавы – технически чистый титан ВТ1-0, двухфазный сплав (α + β) ВТ6 и интерметаллид TiNi с эффектом памяти формы (ЭПФ), обладающие высоким комплексом служебных свойств, особенно в наноструктурном (НС) и ультрамелкозернистом (УМЗ) состояниях [15].

Получение длинномерных изделий тонкого сечения (проволоки, фольги, листа) с высокими механическими свойствами из этих сплавов является непростой задачей, что связано с быстрым упрочнением материала при холодной деформации, а деформирование при повышенных температурах приводит к снижению прочности. В качестве альтернативного решения можно рассматривать применение электропластической деформации (ЭПД), основанной на стимулирующем эффекте электрического тока.

Для определения механизма ЭПД важно оценить величину сопутствующих эффектов, в частности теплового эффекта ∆t = tобрtкомн, где tобр – температура образца, tкомн – комнатная температура при деформации, либо совместном действии деформации и тока. Рассмотрим результаты теоретического и экспериментального исследования теплового вклада в сплаве TiNi при прокатке и при растяжении с током и без тока.

В процессе электропластической прокатки (ЭПП) происходит повышение температуры за счет деформационного и электроимпульсного воздействия, т.е. пластической деформации и нагрева током. Генерируемый тепловой поток распределяется между валками и деформируемым образцом (полосой с размерами 2 × 8 × 130 мм) пропорционально их теплофизическим свойствам.

Кинетическая энергия упругопластической деформации является источником контактного теплообразования при прокатке металлов. В зависимости от ее величины контактная температура может колебаться от комнатной, при низких значениях энергии и небольших скоростях деформации, до температуры плавления – при больших значениях энергии и высоких скоростях деформации. Из-за дискретности площади контакта при прокатке необходимо различать среднюю контактную температуру, объемную и температурную вспышку.

Общее количество тепла, генерируемого при ЭПП распределится между прокатываемой полосой и валками в зависимости от их теплофизических свойств

(1)
$Q = {{Q}_{1}} + {{Q}_{2}} + {{Q}_{3}},$
где Q1, Q2, Q3 – количество теплоты, соответственно, поглощенное полосой и валками.

Количество теплоты, поглощаемое двумя валками, одинаково: Q2 = Q3.

Общее количество теплоты, образующееся при прокатке с током, выраженное через мощность W, имеет вид

(2)
$W = (PV + IU)\tau = Q,$
где Р – сила; V – скорость прокатки; I – сила тока; U – напряжение; τ – длительность действия тока.

С учетом формулы (2) запишем формулу (1)

(3)
$(PV + IU)\tau = {{Q}_{1}} + 2{{Q}_{2}}.$

Тогда, при импульсных процессах при прокатке с током в связи с кратковременностью процесса для расчета контактной температуры между валками и прокатываемой полосой, температурных полей и градиента температуры при прокатке можно воспользоваться формулами, представленными в работе [6].

По данным [7] величина конвективной теплоотдачи с металлической поверхности составляет 60 ккал/м2 ч, однако, в процессе листовой прокатки за доли секунды динамического контактирования валка с полосой мгновенная площадь их контакта составляет всего 2–3 мм2, поэтому величина конвективной теплоотдачи мала и ею в балансе тепла пренебрегаем. Такая модель дана для конкретного способа деформации (прокатка). В ней не учтено структурное состояние материалов (размер зерен) и другой возможный способ деформации (растяжение).

Тепловые и физико-механические свойства прокатываемых материалов и валков приведены в табл. 1.

Таблица 1.

Тепловые и физико-механические свойства валков и материалов

Материал Коэффициент теплопроводности λ, Вт/(м °С) Теплоемкость С, Дж/(кг °С) Плотность ρ, кг/м3 Прочность σв, МПа
валки        
90ХФ 44 46 990
образцы        
ВТ1-0 18.85 540 4505 375
ВТ6 8.37 0.58 4450 885
TiNi 18 490 6450 1000

Тепловой эффект при растяжении без тока. Рассмотрим тепловой эффект при растяжении лопаточных образцов из нитинола (с размерами 0.3 × 2 × 50 мм и с расчетной длиной 20 мм) с крупнозернистой структурой (КЗ) и зеренной нанокристаллической структурой (НС).

Процесс статического растяжения без тока сопровождается неоднородным нагревом образца, зависящим от структурного состояния материала. Для исходного КЗ- и НС-образцов на термограммах наблюдаются полосы (участки) макро- или микронеоднородности размером, соответственно 3–5 мм (рис. 1а) и 200–300 мкм (рис. 1б), подъем температуры, в которых не превышает 2°С, по сравнению с комнатной температурой.

Рис. 1.

Распределение температуры на поверхности образца в различные моменты времени: (а) – КЗ состояние; (б) – НС.

Для обоих случаев максимальная температура достигается на участке фазового превращения соответствующим плато (рис. 2а, б). В обоих случаях тепловой эффект связанный с деформацией меньше, чем тепловой эффект от фазового превращения.

Рис. 2.

Зависимость средней и локальной температуры и напряжения в закаленном (а) и НС (б) образце TiNi от времени.

Тепловой эффект при растяжении с током. Наблюдаемые явления при растяжении с током носят более сложный характер по сравнению с обычным растяжением. Это связано с тем, что каждый импульс тока вызывает кратковременный разогрев – охлаждение, которые в свою очередь стимулируют прямое и обратное превращение аустенита ↔ в мартенсит: А ↔ М.

Импульс тока в КЗ-образце вызывает мгновенный подъем температуры и связанное с ним обратное превращение М → А, видимое на термограмме как светлое поле по всей длине образца (рис. 3а). На термограмме НС-образца такой же импульс тока вызывает такое же превращение, которое в отличие от КЗ-образца, стимулирует превращение М → А в виде отдельных полос (рис. 3б). Таким образом, в НС-состоянии фазовое превращение под действием одиночного импульса тока тормозится и осуществляется отдельными полосами по длине образца.

Рис. 3.

Распределение температуры на поверхности образцов в КЗ – (а) и НС – (б) сплаве TiNi при растяжении с током.

На рис. 4 приведены зависимости напряжения и средней температуры от времени при растяжении. Они показывают, что подъем температуры вызванный деформацией и током составляет до 45°С (рис. 4а) и 17°С (рис. 4б), соответственно, для КЗ и НС. На кривых растяжения каждый импульс тока соответствует скачку напряжения вверх или вниз. Природа указанных скачков в обоих состояниях связана с конкуренцией проявления двух одновременно действующих разнонаправленных эффектов – эффекта памяти формы (скачки вверх) и электропластического эффекта (скачки вниз). Подробно природа таких скачков рассматривается и объясняется в работе [8].

Рис. 4.

Зависимость средней температуры и напряжения в КЗ – (а) и НС – (б) сплаве TiNi от времени при растяжении с током.

Тепловой эффект и, соответственно, подъем температуры при растяжении с током на два порядка выше, чем при растяжении без тока (сравни рис. 2 и 4).

Сравнение полученных выше результатов показывает, что величина теплового эффекта в случае КЗ-состояния выше, чем в НС-состоянии, причем наиболее заметно при растяжении с током. Полученный результат можно объяснить более низкой теплопроводностью сплавов в нанокристаллическом состоянии, что в свою очередь связано с высокой плотностью кристаллических дефектов (границ зерен, дислокаций). Действительно в обзоре [1] показано, что теплопроводность уменьшается с уменьшением размеров зерна.

Выводы. При расчете теплового эффекта необходимо учитывать структурное состояние материалов (размер зерен). Величина теплового эффекта в случае КЗ состояния выше, чем в НС состоянии, причем наиболее заметно при растяжении с током. Тепловой эффект при растяжении с током на два порядка больше, чем при растяжении без тока.

Список литературы

  1. Валиев Р.З., Александров И.В. Объемные наноструктурные материалы: получение, структура и свойства. М.: ИКЦ “Академкнига”, 2007. 398 с.

  2. Носкова Н.И., Перетурина И.А., Столяров В.В., Елкина О.А. Прочность и структура нанокристаллического титана // ФММ. 2004. Т. 97. № 5. С. 106.

  3. Столяров В.В., Прокофьев Е.А., Прокошкин С.Д., Добаткин С.В., Трубицына И.Б., Хмелевская И.Ю., Пушин В.Г., Валиев Р.З. Структурные особенности, механические свойства и эффект памяти формы в TiNi сплаве, полученном равноканальным угловым прессованием // ФММ. 2005. Т. 100. № 6. С. 91.

  4. Столяров В.В. Структура и свойства ультрамелкозернистого титанового сплава ВТ6, полученного РКУП // Машиностроение и инженерное образование. 2010. № 2. С. 30.

  5. Хасьянова Д.У. Контроль основных характеристик металлов, обладающих эффектом памяти формы // Вестник Брянского государственного технического университета. 2018. № 9 (70). С. 21.

  6. Албагачиев А.Ю., Угурчиев У.Х. Моделирование температуры при прокатке с импульсным воздействием электрического тока // В сборнике трудов конференции Фундаментальные исследования и инновационные технологии в машиностроении – 2014”. 2014. С. 25.

  7. Чичинадзе А.В., Берлинер Э.М., Браун Э.Д. и др. Трение, износ и смазка (трибология и триботехника) / Под общ. ред. А.В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 2003. 576 с.

  8. Угурчиев У.Х., Новикова Н.Н. Особенности обработки и получение изделий из сплавов на основе TiNi, претерпевающих фазовые превращения // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2020. № 3. С. 91.

Дополнительные материалы отсутствуют.