Проблемы машиностроения и надежности машин, 2022, № 3, стр. 45-49

Оценка величины допускаемого угла перекоса в зубчатом зацеплении

Ф. Г. Нахатакян 12*, Д. Ф. Нахатакян 12

1 Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН
Москва, Россия

2 Московский авиационный институт (НИУ)
Москва, Россия

* E-mail: filnahat7@mail.ru

Поступила в редакцию 01.12.2021
После доработки 03.02.2022
Принята к публикации 11.02.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

На основе метода по решению задачи о контакте двух цилиндров в условиях перекоса, получено аналитическое определение допустимого угла перекоса в зубчатых зацеплениях. Показано, что эта величина не является константой, а зависит от многих параметров: геометрических и силовых факторов; материалов зубчатых колес. Получено аналитическое выражение, с помощью которого можно оценить величину допустимого угла перекоса в зубчатом зацеплении в зависимости от перечисленных параметров.

Ключевые слова: зубчатое зацепление, угол перекоса, контактные напряжения, коэффициент угла перекоса, допустимый угол перекоса, погонная нагрузка

При расчете нагруженности и прочности зубчатых зацеплений, а также оценке их усталостного разрушения, учитывают снижение их нагрузочной способности и концентрацию напряжений в торцевых сечениях при кромочном контакте в результате перекоса [17]. В работе [1] приведены результаты моделирования напряженного состояния в контакте зубьев прямозубых эвольвентных зубчатых передач, работающих в условиях перекосов осей колес. Установлено, что применяемые стандартные расчеты дают завышенную нагрузочную способность передачи. Показано, что для работающих при перекосах передач увеличение радиусов профильной кривизны поверхностей в контакте не приводит к дополнительному (помимо вытекающего из теории Герца) повышению нагрузочной способности передачи. Анализ результатов указывает на то, что при углах перекоса зубьев относительно друг друга ψ = (0.1–1.0) × 10–3 рад, обусловленных перекосом зубчатых колес, нагрузочная способность передач редукторов снижается в 2–15 раз, что является недопустимым [3]. В работах [47] обоснована необходимость учета напряженности зубьев на периферийных участках пятна контакта при прочностных расчетах зубчатых передач с локальным контактом зубьев.

В работах [814], где подробно исследованы контактные напряжения и деформации при перекосе, показано, что при перекосе сильно растут контактные напряжения и деформации, и тем самым снижается нагрузочная способность зубчатой передачи. Для оценки влияния отклонений профилей и погрешностей в зубчатых зацеплениях в [11, 12] используются специальные математические подходы и многолистные функции. Показано, что существующие методы отражают важную для анализа качества зубчатых передач информацию лишь для части параметров зацепления.

Так как одним из главных недостатков эвольвентных зубчатых передач, из-за повышенной жесткости зубьев, является их чувствительность к упругим деформациям элементов и погрешностям монтажа, приводящим к перекосу и начальному неприлеганию зубьев, то максимальное значение угла перекоса [γ] является важным параметром при прочностных расчетах, долговечности передачи, износа элементов передачи, а также максимальных контактных напряжений [1517].

В проведенных ранее исследованиях, в результате сделанных допущений, не учитываются все факторы, влияющие на [γ]. Целью настоящей статьи является аналитическое определение допускаемого угла перекоса с учетом всех параметров зубчатой передачи.

В работе [6] показано, что контактные напряжения при перекосе определяются по формуле

(1)
${{\sigma }_{\gamma }} = {{K}_{\sigma }}{{\sigma }_{H}} = \sqrt {{{K}_{\gamma }}} {{\sigma }_{H}},$
где Kσ – коэффициент концентрации контактных напряжений; σН – контактные напряжения по Герцу [18]; ${{\sigma }_{H}} = \frac{1}{{2\pi }}\sqrt {\frac{{2q}}{{R\vartheta }}} $, где $\vartheta = \frac{{1 - {{\nu }^{2}}}}{{\pi E}}$; $q = \frac{P}{l}$ – погонная нагрузка; R – приведенный радиус кривизны профиля зубьев в рассматриваемом сечении; ν и $E$ – коэффициент Пуассона и модуль упругости материала; Κγ – коэффициент угла перекоса, согласно работе [6] определяется как
(2)
${{K}_{{{\gamma }}}} = 1 + 0.5\xi ,\quad {\text{при}}\quad \xi \leqslant 2\quad \left( {{\text{т}}{\text{.е}}{\text{.}}\;{{l}_{{\text{к}}}} = l} \right),$
(3)
${{K}_{\gamma }} = \sqrt 2 {{\xi }^{{1/2}}},\quad {\text{при}}\quad \xi \geqslant 2\quad \left( {{\text{т}}{\text{.е}}{\text{.}}\;{{l}_{{\text{к}}}} \leqslant l} \right),$
где ξ = $\frac{{l\gamma }}{{{{\alpha }_{{\rm H}}}}}$ – безразмерный нагрузочный параметр; l – длина контактной линии, для прямозубых колес при номинальном контакте она совпадает с длиной зуба; γ – угол перекоса; αН – контактная деформация в отсутствие перекоса, которая согласно работе [19] определяется по формуле ${{\alpha }_{H}}$ = $\frac{{4(1 - {{\nu }^{2}})}}{{\pi E}}q\left( {\ln \frac{{4R}}{{{{b}_{{\rm H}}}}} - 0.5} \right)$; bН – полуширина площадки контакта по Герцу, ${{b}_{H}} = 2\sqrt {2qR\vartheta } $; lк – длина пятна контакта.

Следует отметить, что формулы для коэффициента угла перекоса (2) и (3) при значении безразмерного параметра нагруженности ξ = 2 дают одинаковый результат Kγ = 2.

Анализ этих формул показал, что с достаточно хорошей точностью для инженерных расчетов можно построить зависимость для всего диапазона изменения параметра ξ.

При варьировании безразмерного параметра в интервале 0 ≤ ξ ≤ 10 для коэффициента угла перекоса Kγ получена функция в виде

(4)
${{K}_{{{\gamma }}}} = 1 + 0.57{{\xi }^{{4{\text{/}}5}}},$
которая удовлетворительно соответствует (погрешность не более 5%) зависимостям (2) и (3).

На рис. 1 показаны графики зависимостей Κγ от ξ: – при ξ ≤ 2 по формуле (2), $\blacksquare $ – при ξ ≥ 2 по формуле (3), $\blacktriangle $ – при 0 ≤ ξ ≤ 10 по формуле (4).

Рис. 1.

Зависимости коэффициента угла перекоса от безразмерного нагрузочного параметра по формулам: – при ξ ≤ 2 (2); $\blacksquare $ – при ξ ≥ 2 (3); $\blacktriangle $ – при 0 ≤ ξ ≤ 10 (4).

Учитывая, что условие прочности по контактным напряжениям запишется в виде

(5)
${{\sigma }_{\gamma }} \leqslant [{{\sigma }_{H}}],$
где [σH] – допускаемое контактное напряжение, то из соотношений (1), (4) и (5) получаем
${{\sigma }_{\gamma }} = \sqrt {1 + 0.57{{\zeta }^{{0.8}}}} \sqrt {\frac{1}{{2\pi \left( {1 - {{\nu }^{2}}} \right)}}} \sqrt {\frac{{qЕ}}{R}} \leqslant [{{\sigma }_{H}}],$
или
$0.57{{\zeta }^{{0.8}}} \leqslant \frac{{{{{\left[ {{{\sigma }_{H}}} \right]}}^{2}}}}{{a_{1}^{2}qE{\text{/}}R}} - 1,$
или
${{\zeta }^{{0.8}}} \leqslant \frac{{1.75R{{{\left[ {{{\sigma }_{H}}} \right]}}^{2}}}}{{a_{1}^{2}qE}} - 1.75,$
или

$\zeta \leqslant {{\left[ {\frac{{1.75R{{{\left[ {{{\sigma }_{H}}} \right]}}^{2}}}}{{a_{1}^{2}qE}} - 1.75} \right]}^{{5/4}}}.$

Отсюда для допустимого угла перекоса окончательно получаем выражение

(6)
$\left[ \gamma \right] \leqslant \frac{{{{\alpha }_{H}}}}{l}{{\left[ {\frac{{10R{{{\left[ {{{\sigma }_{H}}} \right]}}^{2}}}}{{qE}} - \frac{7}{4}} \right]}^{{5{\text{/}}4}}}.$

Анализ формулы (6) показывает, что в отличие от существующих решений для допускаемого угла перекоса, [γ] зависит от многих параметров: материал, геометрия, а также силовые факторы.

Несмотря на важность параметра [γ], в международных исследованиях и разработках его аналитическое определение отсутствует. Среди отечественных авторов следует отметить работы [16, 17], в которых используется условная удельная расчетная нагрузка, представляемая в виде произведения номинальной удельной нагрузки на ряд коэффициентов, учитывающих реальные условия работы передачи. Такой подход определения удельной нагрузки вызывает возражения из-за условности учета реальных условий работы передачи при определении фиктивной расчетной удельной нагрузки в зацеплении.

Определим допускаемый угол перекоса для зубчатой передачи из примера расчета ГОСТ [20]. Параметры кинематической пары зубчатой передачи: делительный диаметр и количество зубьев шестерни d1 = 166.7 мм и Ζ1 = 32 соответственно; передаточное число передачи u = 2; модуль зацепления m = 5 мм; ширина зубчатого венца bw = 60 мм; окружная сила в зацеплении Pt = 25 635 Н; приведенный радиус кривизны зубьев R1 = 19 мм; допускаемые контактные напряжения [σH] = 1075 Мпа; модуль упругости материалов зубьев Е = 21 000 Н/мм2.

На рис. 2 показан график зависимости допустимого угла перекоса в зубчатом зацеплении от погонной нагрузки для указанных выше величин.

Рис. 2.

Зависимость допускаемого угла перекоса от погонной нагрузки в зубчатом зацеплении.

Расчеты показали, что при варьировании погонной нагрузки в диапазоне 214‒513 Н/мм, допустимый угол перекоса для передачи изменяется в пределах (7.81–0.39) × 10–4 рад (рис. 2). А для нагрузки 427 Н/мм, что имеет место в рассматриваемом примере, он равняется 1.187 × 10–4 рад.

Таким образом, предложен новый подход для определения важного параметра для прочностного расчета – допускаемого угла перекоса в зубчатых зацеплениях.

Список литературы

  1. Короткин В.И., Газзаев Д.А., Сухов Д.Ю. Контактная напряженность прямых зубьев эвольвентных зубчатых передач в условиях перекосов в зацеплении // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Технические науки. 2011. № 4. С. 83.

  2. Han X., Hua L., Deng S., Luo Q. Influence of alignment errors on contact pressure during straight bevel gear meshing process // Chinese Journal of Mechanical Engineering (English Edition). 2015. T. 28. № 6. P. 1089.

  3. Попов А.П., Каиров А.С. Контактная прочность эвольвентного зацепления с учетом перекоса зубчатых колес // Прогресивні технології і системи машинобудування. 2007. № 2 (34). С. 183.

  4. Короткин В.И., Колосова Е.М., Онишков Н.П. Оценка нагрузочной способности химико-термически упрочненных зубчатых передач с локальным контактом зубьев // Вестник машиностроения. 2020. № 8. С. 34.

  5. Roda-Casanova V., Sanchez-Marin F., Iserte J.L. Аn approach for solving the contact problem in spur gear transmissions considering gear misalignments // В сборнике: Proceedings of the ASME Design Engineering Technical Conference. Сер. “ASME 2015 International Design Engineering Technical Conferences and Computers and Information in Engineering Conference, IDETC/CIE 2015”, 2015.

  6. Нахатакян Ф.Г. Контактные напряжения и деформации цилиндров при перекосе // Вестник машиностроения. 2011. № 10. С. 45.

  7. Korotkin V.I. Increasing the useful life and load-bearing capacity of the drives of oil pumping units // Chemical and Petroleum Engineering. 2018. T. 54. № 3–4. P. 165.

  8. Korotkin V.I., Kolosova E.M. Modification of gearing for improving technical and economic characteristics of drive gearboxes in oil pumping units // Chemical and Petroleum Engineering. 2021. T. 57. № 3–4. P. 231.

  9. Proskokov A.V., Yanyushkin A.S. Calculation of stress-strain state and contact stresses in the process of chip formation // Solid State Phenomena. 2021. T. 313. P. 59.

  10. Liu P., Zhao H., Huang K., Chen Q., Xiong Y. Research on normal contact stiffness of micro-segments gear based on improved fractal model // Jixie Gongcheng Xuebao. 2018. T. 54. № 7. P. 114.

  11. Zelený V., Sýkora J., Skalník P., Linkeová I. Mathematical approach to evaluate involute gear profile and helix deviations without using special gear software // Mechanism and Machine Theory. 2019. T. 135. P. 150.

  12. Дорофеев В.Л., Голованов В.В., Гукасян С.Г., Дорофеев Д.В. Отображение погрешностей и контактных напряжений в зубчатых передачах многозначными и многолистными функциями // Современное машиностроение. Наука и образование. 2016. № 5. С. 402.

  13. Попов В.В. Определение нормального контактного смещения прямозубой эвольвентной зубчатой передачи при моделировании движения зубчатых механизмов // В сборнике: XXVIII Международная инновационно-ориентированная конференция молодых ученых и студентов (МИКМУС-2016). Сборник трудов конференции. 2017. С. 85.

  14. Нахатакян Ф.Г., Нахатакян Д.Ф. Распределение контактной нагрузки вдоль цилиндров при перекосе // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2018. № 2. С. 51.

  15. Yu L., Wang G., Zou S. The calculation of meshing efficiency of a new type of conical involute gear // Strojniski Vestnik. 2017. T. 63. № 5. P. 320.

  16. Гоман А.М., Ишин Н.Н., Скороходов А.С., Старжинский В.Е. Расчет предельного угла перекоса цилиндрических зубчатых колес // Известия тульского государственного университета. Технические науки. 2011. № 5-2. С.176.

  17. Иванов С.Л., Кузькин А.Ю., Скутельник В.В. Допустимый угол перекоса осей зубчатых передач механических трансмиссий машин // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2017. № 9. С. 210.

  18. Прочность, устойчивость, колебания. Справочник в трех томах. Т. 2 / Под ред. И.А. Биргера, Я.Г. Пановко. М.: Машиностроение, 1968. 463 с.

  19. Нахатакян Ф.Г. Решение плоской контактной задачи теории упругости с помощью модели упругого полупространства // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2011. № 5. С. 63.

  20. ГОСТ 21354-87. Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет на прочность. М.: Изд-во стандартов. 1988. 127 с.

Дополнительные материалы отсутствуют.