Приборы и техника эксперимента, 2020, № 3, стр. 104-108

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ СТЕПЕНИ УНИПОЛЯРНОСТИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ КРИСТАЛЛОВ LiNbO3

М. Н. Палатников a*, В. А. Сандлер a, Н. В. Сидоров a, И. Н. Ефремов a, О. В. Макарова a

a Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И.В. Тананаева Федерального исследовательского центра “Кольский научный центр РАН”
184209 Мурманской обл., Апатиты, Академгородок, 26а, Россия

* E-mail: m.palatnikov@ksc.ru

Поступила в редакцию 26.11.2019
После доработки 21.01.2020
Принята к публикации 30.01.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Описаны усовершенствованные методы и установки неразрушающего контроля степени униполярности крупногабаритных кристаллов LiNbO3. Методы основаны на измерении статических и динамических пьезоэлектрических характеристик кристаллов и применимы и для других сегнетоэлектрических материалов. Метод позволяет оценить степень униполярности и относительный объем антипараллельных доменов в кристаллах.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс монодоменизации кристаллов LiNbO3 зачастую не приводит к их идеальной униполярности: определенная часть объема кристалла после проведения процесса состоит из доменов противоположного знака [1]. Поэтому разработка методов количественной диагностики доменной структуры и, соответственно, степени униполярности кристаллов весьма актуальна.

В данной работе описаны усовершенствованные методы и установки неразрушающего контроля степени униполярности крупногабаритных кристаллов LiNbO3, основанные на измерении статических и динамических пьезоэлектрических характеристик кристаллов, что позволяет оценить эффективность процесса монодоменизации.

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

Крупногабаритные кристаллы LiNbO3 диаметром ~80 мм и массой до 2.5 кг выращены методом Чохральского в воздушной атмосфере на установке “Гранат”, снабженной системой автоматического контроля диаметра кристалла. Подробно выращивание и монодоменизация кристаллов LiNbO3 описаны в работе [1].

СТАТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЬЕЗОЭФФЕКТА

Компонента поляризации в полярном направлении 3 (т.е. в направлении полярной оси Z) имеет вид:

(1)
$P = {{d}_{{333}}}{{\sigma }_{{33}}},$
где компонента механического напряжения σ33 создана силой F, действующей в направлении 3 (компоненты F1 = F2 = 0, F3 = F ≠ 0), что приводит к выражению
(2)
${{Q}_{p}} = dF,$
в котором Qp – измеренное значение поляризационного заряда, d – пьезомодуль d333. В использованной конструкции сила F создается весом калиброванных грузов.

Для одноосных сегнетоэлектриков степень униполярности ξ, как свойство доменной структуры кристалла, может быть выражена отношением

(3)
$\xi = \frac{{{{V}^{ + }} - {{V}^{ - }}}}{{{{V}^{ + }} - {{V}^{ - }}}},$
где V+ и V  – соответственно суммарные объемы доменов с положительным и отрицательным направлением спонтанной поляризации РS, где значения ξ лежат в интервале 0 ≤ |ξ| ≤ 1. Из определения (3) следует, что относительный объем антипараллельных доменов, как критерий качества монодоменизации, имеет вид:

(4)
$v = \frac{{{{V}^{ - }}}}{{{{V}^{ + }}}} = \frac{{1 - \xi }}{{1 + \xi }}.$

В то же время, согласно [2], можно также принять, что степень униполярности

(5)
${\xi } \approx {{\left( {\frac{{{{d}_{m}}}}{{{{d}_{{\text{0}}}}}}} \right)}_{{333}}},$
где dm и d0 – измеренное и стандартное для монодоменного кристалла LiNbO3 значения пьезоэлектрического модуля d333. Для кристаллов LiNbO3 стандартные значения dijk или еijk цитируются в различных источниках [2, 3].

Методика эксперимента основана на выражении (2) и состоит в измерении поляризационного заряда, индуцированного внешней силой – весом последовательно устанавливаемых калиброванных грузов (рис. 1). На полярных поверхностях срезов кристалла LiNbO3 нанесены электроды из мелкодисперсного графита с поверхностным сопротивлением не более 10 Ом/см2. Исследуемый кристалл 1  установлен на опорном столе 2 (измерительный электрод). Стол смонтирован на трех изоляторах 3 из компенсированного лейкосапфира и через электрометрический разъем 4 подключается к измерительному прибору (модель Keithley 6514 в режиме измерения заряда). Предусмотрена возможность короткого замыкания кристалла с помощью заземляющей штанги 5, при необходимости подключаемой к измерительному электроду.

Рис. 1.

Механическая часть прибора для исследования статического пьезоэлектрического эффекта; справа – электрическая схема измерений заряда. 1 – исследуемый кристалл; 2 опорный стол (измерительный электрод); 3 – изоляторы из компенсированного лейкосапфира; 4 – электрометрический разъем; 5 – заземляющая штанга; 6 – заземленный электрод; 7 – поршень (используется также для передачи и распределения веса грузов 10); 8 – толкатель; 9 – центрирующий шток для установки и фиксации грузов; 10 – грузы; 1115 – корпус устройства; 16 – платформа; 17 – юстировочные винты.

Заземленный электрод 6 используется также для передачи и распределения веса грузов 10. Конический контакт электрода 6 предотвращает хрупкое разрушение кристалла при неидеальной плоскопараллельности торцов образца. Узел нагружения кристалла образован поршнем 7, толкателем 8 и центрирующим штоком 9 для установки и фиксации грузов. Грузы 10  имеют форму дисков с центральными отверстиями. Корпус устройства (детали 1115) смонтирован на платформе 16 с юстировочными винтами 17. Набор сменных корпусов 11 используется в экспериментах с кристаллами различной высоты.

На рис. 2 приведены зависимости Qp(F), полученные в соответствии с (2). Исходно полидоменный кристалл LiNbO3 проявляет слабую зависимость Qp(F) и не имеет определенного значения макроскопического пьезомодуля d333 (рис. 2, кривая 1). Первая монодоменизация приводит к отчетливому пьезоэлектрическому эффекту, что связано с устойчивой униполярностью кристалла LiNbO3, однако дает значение d333 всего 9.3 ⋅ 10–12 Кл/Н (кривая 2). Согласно (5) степень униполярности ξ ≈ 0.54 и относительный объем антипараллельных доменов $v$ ≈ 0.3. Повторная монодоменизация приводит к практически монодоменному состоянию кристалла со значением d333 ≈ 16.8 ⋅ 10–12 Кл/Н и $v$ ≈ ≈ (3.2 ± 0.1) ⋅ 10–2 (кривая 3).

Рис. 2.

Зависимости Qp(F) для номинально чистого кристалла LiNbO3: 1 – исходное состояние выращенного кристалла; 2, 3 – результаты соответственно первой и повторной монодоменизации.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЬЕЗОЭФФЕКТА

Считая поляризацию обобщенной координатой и используя модель линейного гармонического осциллятора для одномерного движения пьезоэлектрического кристалла в гармоническом поле, можно получить выражения для дисперсии действительной ε'(ω) и мнимой ε''(ω) части диэлектрической проницаемости ε*(ω) = ε'(ω) – iε''(ω) [46].

Решение выражений дисперсии ε'(ω) и ε''(ω) [46] для кристалла LiNbO3 с известными размером и плотностью и экспериментально полученными значениями коэффициента затухания λ и частоты свободных колебаний ω0 позволяют рассчитать значения пьезокоэффициента е333. Процедура, подобная (3), в применении к пьезоэкоэффициенту е333, дает возможность оценить степень униполярности ξ и относительный объем антипараллельных доменов $v$.

На рис. 3 приведена структурная схема измерений резонансных характеристик кристалла, где коммутируемый резистор R0 является датчиком тока. В цепи, содержащей кристалл Об, фазовый угол тока φ измеряется относительно выходного сигнала Ua генератора Г и сигнала Ub датчика тока. При этом коэффициент усиления k широкополосного усилителя У (k = 20) постоянен в диапазоне частот 103–105 Гц. В приведенной схеме использован генератор сигналов MHS-5200, обеспечивающий дискретность установки частоты 0.01 Гц в диапазоне до 1 МГц и относительную нестабильность частоты ∼10–7 K–1. Для измерений фазового угла φ использован измеритель разности фаз Ф (прибор Ф2-34). Коммутация входных сигналов, а также выбор режимов “Измерение/Установка нуля” измерителя разности фаз выполняется герконами Р1Р3 (РЭС-55).

Рис. 3.

Структурная схема измерений резонансных характеристик кристалла. Об – исследуемый объект, Г – генератор сигналов, У – широкополосный усилитель, Ф – измеритель разности фаз Ф2-34, В – универсальный вольтметр В7-76, Пр – преобразователь среднеквадратичного значения сигнала в постоянное напряжение, Р1Р3 – герконы РЭС-55.

Принципиальные схемы измерительного усилителя и преобразователя среднеквадратичного значения сигнала в постоянное напряжение приведены на рис. 4. Фиксированное значение коэффициента усиления k и помехозащищенность измерительного тракта обеспечены распределенным по каскадам усилением и линейным выходом с усилением по мощности. В диапазоне частот 1–300 кГц измерительный усилитель обеспечивает неравномерность амплитудно-частотной и фазочастотной характеристик не более 1%.

Рис. 4.

Принципиальные схемы: измерительного усилителя (а) и преобразователя среднеквадратичного значения сигнала в постоянное напряжение (б).

Для уменьшения систематической погрешности измерений сигналов Ua и Ub используется универсальный вольтметр В (В7-76/1), подключенный к выходу преобразователя среднеквадратичных значений входных сигналов в постоянное напряжение (Пр, рис. 3). Преобразователь, схема которого приведена на рис. 4б, содержит прецизионный широкополосный конвертер AD637, линейный усилитель мощности, дополненный фильтром Саллен-Ки (операционный усилитель ОРА188, транзисторы КТ502, КТ503 с общей отрицательной обратной связью). Схема преобразователя обеспечивает возможность точной подстройки нулевого уровня и коэффициента передачи по напряжению.

Из полученных зависимостей Ua(ω), Ub(ω), φ(ω) и расчетных соотношений, выполненных в соответствии с [46], получаем динамические резонансные характеристики кристалла в виде зависимостей ε'(ω) и ε''(ω) и значения частоты свободных колебаний ω0, коэффициента затухания λ и пьезоэлектрического коэффициента е333. На рис. 5 приведены зависимости ε'(ω) и ε''(ω), полученные для крупногабаритного кристалла LiNbO3 в окрестности резонанса на продольных колебаниях по толщине – по результатам первой (кривые 1) и повторной (кривые 2) монодоменизации кристалла.

Рис. 5.

Зависимости ε'(ω) и ε''(ω) для кристалла LiNbO3 после монодоменизации: 1 – первой, 2 – повторной.

Повторная монодоменизация устраняет остаточную доменную структуру, что приводит к увеличению статического пьезоэлектрического модуля d333 и уменьшению коэффициента затухания колебаний λ в области резонансного поведения кристалла. Кроме коэффициента затухания λ и пьезоэкоэффициента е333 полученные данные (рис. 5) и расчеты согласно [46] дают возможность оценить такие параметры резонатора, как добротность R, частоту свободных колебаний ω0, полуширину резонансной линии Δω1/2, степень униполярности ξ кристалла и относительный объем антипараллельных доменов $v$. Эти данные для крупногабаритного кристалла LiNbO3 после первой и повторной монодоменизации приведены в табл. 1, показывающей хорошее совпадение результатов статических и динамических измерений.

Таблица 1
Обработка кристалла λ, с –1 R, 104 ω0, 105 с–1 Δω1/2, с–1 е333, Кл/м2 ξ $v$
После первой монодоменизации 12.51 1.87 2.21206 18.35 12.7 ± 2 0.50 0.37
После повторной монодоменизации 1.62 8.35 2.21307 4.22 52 ± 5 0.94 0.039

В реальных условиях численные значения λ и ω0 зависят не только от характеристик кристалла, но и от необратимых потерь упругой энергии, связанных с монтажными элементами и контактной системой прибора. Как показали эксперименты, используемая схема монтажа кристалла с использованием игольчатых, а не плоских, электродов обеспечивает пренебрежимо малые потери энергии колебаний по элементам конструкции (рис. 6).

Рис. 6.

Механическая схема монтажа кристалла для динамических измерений. 1 – крупногабаритный кристалл LiNbO3; 2 – кольцевой опорный контакт; 3 – юстируемые стальные иглы; 4 – резьбовые держатели; 5 – кольцевая платформа; 6 – подвижный верхний контакт; 7, 8 – детали крепления и регулировки контакта; 9 – штанга; 10 – тефлоновая изолирующая пластина; 11 – съемный экран.

Крупногабаритный кристалл 1 с нанесенными графитовыми электродами монтируется на кольцевой опорный контакт 2, свободно лежащий на трех юстируемых стальных иглах 3. Иглы впаяны в резьбовые держатели 4, установленные на кольцевой платформе 5. Подвижный верхний контакт 6 установлен на штанге 9 и представляет собой ламельный упругий элемент с точечным Ag-контактом. Детали 25 и 69 являются элементами измерительной цепи и установлены на тефлоновой изолирующей пластине 10. Вся конструкция размещается в съемном экране 11.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хорошее совпадение результатов статических и динамических измерений пьезоэлектрических свойств и степени униполярности, а также полученная в экспериментах высокая пьезоэлектрическая добротность (R ∼ 105) указывают, что использованная схема монтажа при динамических измерениях крупногабаритных кристаллов LiNbO3 (рис. 6) обеспечивает потери энергии колебаний, значительно меньшие собственных потерь пьезоэлектрического резонатора. Описанные методики обеспечивают погрешность получаемых результатов, приемлемую как для исследовательских, так и для большинства практических задач пьезотехники.

Список литературы

  1. Палатников М.Н., Сидоров Н.В., Макарова О.В., Бирюкова И.В. Фундаментальные аспекты технологии сильно легированных кристаллов ниобата лития. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2017.

  2. Зеленка И. Пьезоэлектрические резонаторы на объёмных и поверхностных акустических волнах. М.: Мир, 1990.

  3. Акустические кристаллы: Справочник / Под ред. М.П. Шаскольской (Составители: Блистанов А.А., Бондаренко В.С., Переломова Н.В., Стрижевская Ф.Н., Чкалова В.В., Шаскольская М.П.). М.: Наука, 1982.

  4. Рез И.С., Поплавко Ю.М. Диэлектрики. Основные свойства и применение в электронике. М.: Радио и связь, 1989.

  5. Burfoot Jack C. Ferroelectrics. An introduction to the Physical Principles. New York: D. Van Nostrand Company, 1967.

  6. Frank S. Crawford Jr. Waves. Berkeley physics course. V. 3. New York: McGraw-Hill Book Company, 1968.

Дополнительные материалы отсутствуют.