Сенсорные системы, 2021, T. 35, № 2, стр. 175-176

Михаил Сергеевич Смирнов (1921–2008 гг.)

Полный текст (PDF)

В январе этого года исполнилось 100 лет со дня рождения Михаила Сергеевича Смирнова, и редколлегия журнала “Сенсорные системы” не может не отметить эту дату.

Михаил Сергеевич Смирнов – необыкновенный человек и талантливый ученый, проработавший в Академии наук 56 лет и внесший большой вклад в развитие современных направлений исследования сенсорных систем. Он родился 7 января 1921 г. в Ростове-на-Дону, а с 1927 г. жил, учился и работал в Москве. Получив в 1950 г. диплом с отличием по окончании учебы на физическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Михаил Сергеевич работал два года по распределению инженером на заводе, а затем с 1952 по 1963 гг. – младшим научным сотрудником в лаборатории биофизики зрения Института биофизики Академии наук СССР. В этой лаборатории он начал заниматься проблемами цветового зрения и вместе со своим постоянным соавтором Михаилом Моисеевичем Бонгардом, также выпускником физического факультета МГУ, опубликовал ряд важных теоретических и экспериментальных работ в журналах “ДАН СССР” и “Биофизика”. Эти работы касались основ колориметрии, оценки спектральной чувствительности фоторецепторов, анализа психофизических методов изучения цветового зрения, моделирования цветовосприятия. Такие публикации, как “Четырехмерность цветового пространства человека” (ДАН СССР, 1956) и “Моделирование цветного зрения” (Биофизика, 1956) не потеряли своего значения и по сей день.

Параллельно с работами по изучению цветового зрения, которые “два Мишки” (так называли пару соавторов в лаборатории) проводили совместно, М.С. Смирнов занимался тщательными исследованиями оптического аппарата глаза. В 1961 г. М.С. Смирнов завершил диссертационную работу, посвященную оценке аберраций (погрешностей оптики) человеческого глаза и коррекции аномалий рефракции, которая была выполнена на базе Московского научно-исследовательского института глазных болезней им. Гельмгольца. В ходе этого исследования М.С. Смирнов разработал собственный оригинальный метод точного измерения горизонтальных и вертикальных компонентов поперечной аберрации в точках, равномерно распределенных по поверхности роговицы глаза, и метод расчета характеристик контактных линз, компенсирующих эти аберрации в целях получения глаза с идеальной фокусировкой изображений. Работы М.С. Смирнова в этом направлении позже способствовали развитию современной адаптивной оптики, и М.С. Смирнов был признан одним из ее основателей. Среди офтальмологов он стал широко известен сразу же после написания своей кандидатской диссертации и регулярно работал, как консультант, и как участник в совместных проектах.

В 1963 г. Президиум АН СССР принял постановление о создании в Институте проблем передачи информации АН СССР лаборатории передачи и обработки информации в органах чувств. Для создания этого подразделения лаборатория биофизики зрения Института биофизики АН СССР была в полном составе переведена в ИПИИ АН СССР и стала называться “Лабораторией переработки информации в органах чувств”. Заведующим лабораторией был назначен д.ф.-м.н. Николай Дмитриевич Нюберг.

Н.Д. Нюберг, являющийся автором классических работ по цветовосприятию, ученый мирового уровня, активно способствовал внедрению новых экспериментальных методов и передовых математических подходов в биологические исследования. В новой лаборатории М.С. Смирнов совместно с М.М. Бонгардом принимал непосредственное участие в разработке большинства современных научных направлений, определивших лицо лаборатории: проблем обучения и узнавания, моделирования поведения, константности цветовосприятия.

Будучи авторитетным и широко эрудированным ученым с острым критическим умом, М.С. Смирнов быстро стал заметной фигурой и часто привлекался к экспертизе разных заявок на открытие, а также систематически работал в различных комитетах и комиссиях. Он был членом постоянной комиссии по цветовым измерениям (при Госстандарте), активно участвовал в разработке программы исследований по проблеме “Сознание”, являясь членом междуведомственного научного совета ГКНТ СССР и Комиссии Президиума Совета Министров СССР (председатель Совета – академик Е.П. Велихов) и способствуя нахождению общих методологических подходов для специалистов разного профиля.

По причине врожденной въедливости и скрупулезности, а также интеллигентской безотказности Михаил Сергеевич часто тратил неоправданно много времени на экспертизу изобретений и феноменов, которые этого не заслуживали. Это мешало ему проводить собственные исследования и в еще большей степени – публиковать их результаты. Последнее было также связано с чрезвычайно высокой требовательностью Михаила Сергеевича к себе и ответственностью за свои утверждения. В итоге общее число публикаций М.С. Смирнова невелико, и особенно мало их было в последние годы, почти целиком отданные экспертной деятельности, рецензированию статей и манускриптов, работе с молодежью. Он был ответственным редактором сборника “Моделирование обучения и поведения”.

В своей последней автобиографии Михаил Сергеевич написал, что постоянная проблема, над которой он работает – “как человек думает”, а общая задача – исследование организации поведения и переработки информации в целеустремленной обучающейся системе. Свои исследования по электрофизиологии и психофизике зрения, оптике глаза человека и “паранормальным” явлениям он рассматривал как вспомогательные, выросшие из общей задачи и просто случайные темы.

Работу Михаила Сергеевича в комиссиях по оценке паранормальных феноменов и способностей следует упомянуть особо. Благодаря своему физическому образованию, многолетнему опыту, эрудиции и аналитическому складу, Михаил Сергеевич умел находить естественные причины самых необыкновенных феноменов, демонстрируемых нечестными изобретателями, и развенчивать актеров-фокусников, имитирующих поразительные экстрасенсорные способности. Его вклад в работу соответствующих комиссий трудно переоценить. Хотя, по его словам, достоверно подтвердить наличие паранормальных явлений комиссиям ни разу не удалось, сам он до конца не терял надежды на возможность чуда.

Есть основания думать, что уверенность в существовании чуда он находил внутри самого себя.

Коллегам М.С. Смирнова очень повезло работать рядом с таким необыкновенным человеком.

Дополнительные материалы отсутствуют.