Известия РАН. Теория и системы управления, 2019, № 4, стр. 166-173

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ ОБНАРУЖЕНИЯ ОТКАЗОВ ДУБЛИРОВАННЫХ ДАТЧИКОВ СЛЕДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ

М. Ф. Волобуев *

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных cил “Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина”
Воронеж, Россия

* E-mail: volmf81@mail.ru

Поступила в редакцию 19.06.2018
После доработки 25.02.2019
Принята к публикации 25.03.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

Эвристическим путем синтезирована структура алгоритма обнаружения отказов дублированных датчиков следящей системы. Методом математического моделирования и перебора по критерию максимума вероятности сохранения работоспособного состояния поведен параметрический синтез алгоритма для системы управления скоростью полета с дублированием датчиков. Разработанный алгоритм обладает универсальностью к типу отказов, которая позволяет обнаруживать все отказы, приводящие к искажению выходных сигналов датчиков.

Введение. В настоящее время наблюдается бурный рост объема решаемых с применением беспилотных летательных аппаратов (БЛА) задач. При этом большинство используемых в коммерческих целях БЛА имеет взлетную массу не более 500 кг. Для обеспечения надежности таких БЛА применяют дублирование датчиков следящих систем (резервирование с одним резервным каналом), составляющих основу бортовой системы управления БЛА [13]. Примером следящей системы может служить система автоматического управления скоростью полета БЛА, в которой требуемая скорость движения передается с наземного пункта дистанционного управления и заранее неизвестна, а результаты управления оцениваются бортовыми датчиками. Дублирование обладает преимуществами по массогабаритным показателям перед другими видами резервирования, в то же время для обнаружения отказавшего канала необходима дополнительная информация о виде, типе отказа или возможных диапазонах значений выходных сигналов (параметров) каналов в исправном и отказавшем состояниях.

Известны алгоритмы обнаружения отказов в дублированных системах, основанные на контроле выходных сигналов с помощью моделей систем или устройств, контроле по пороговой величине, контроле с использованием тестовых сигналов и нечеткой логики [47]. В этих работах алгоритмы обнаружения отказов разработаны для случая, когда на систему действуют отказы одного типа – либо внезапные, такие, как “обрыв цепи” или “короткое замыкание”, либо постепенные. Также не оценены возможности алгоритмов [47] по обнаружению такого типа внезапного отказа, как “заклинивание”, которое для ряда систем БЛА может составлять от 10 до 15% от общего числа отказов.

1. Постановка задачи. Рассмотрим следящую систему с дублированием датчиков в условиях воздействия на нее шумов и отказов. Отказы воздействуют только на датчики, при этом одновременный отказ двух датчиков – невозможное событие. До наступления отказов датчики идентичны. В качестве возникающих в системе отказов рассмотрим внезапные отказы типа “короткое замыкание”, “обрыв цепи”, “заклинивание” и постепенные отказы. Устройства обнаружения отказов, реализующие алгоритмы обнаружения, абсолютно надежны. Воздействующий на следящую систему шум и шумы датчиков дельта-коррелированные.

Такая следящая система описывается следующим векторно-матричным дифференциальным уравнением:

(1.1)
$\dot {X} = {{A}^{l}}X + B{{U}^{l}},$
где X – вектор состояния (фазовых координат) системы размерности m; ${{U}^{l}}$ – вектор входных воздействий размерности $p \leqslant m$, представляющий собой сумму входных сигналов следящей системы ${{U}_{{в х }}}$ и приведенных к ее входу шумов следящей системы ${{\xi }_{{с с }}}$ и шумов датчиков ${{\xi }_{{д 1}}}$, ${{\xi }_{{д 2}}}$; ${{A}^{l}}$, B – стационарные матрицы состояния и входных воздействий системы соответствующей размерности ($m \times m,{\text{ }}m \times p$); $l = \overline {1,S} $ – номер состояния системы с учетом решения о наличии в ней отказа.

Полагаем, что в устройствах обнаружения отказов уровень шумов много меньше, чем в датчиках, а инерционность практически отсутствует, тогда вектор измерения (наблюдения) системы Z размерности $k \leqslant m$, используемый для оценки состояния системы, представим в виде

(1.2)
$Z = CX,$
где C – стационарная матрица наблюдения системы размерности $k \times m$.

Процесс обнаружения отказов в рассматриваемой системе (1.1) по наблюдениям (1.2) носит случайный характер. При этом принимаемые решения о состоянии датчиков системы (1.1) характеризуются следующими вероятностями:

при отсутствии отказа – вероятностями правильного решения об исправности первого (${{P}_{{П Р И 1}}}$) и второго (${{P}_{{П Р И 2}}}$) датчиков и ложного решения об отказе первого (${{P}_{{Л Р О 1}}}$) или второго (${{P}_{{Л Р О 2}}}$) датчиков;

в случае наличия отказа – вероятностями правильного решения об отказе первого (${{P}_{{П Р О 1}}}$) или второго (${{P}_{{П Р О 2}}}$) датчиков, ложного решения об исправности первого (${{P}_{{Л Р И 1}}}$) и второго (${{P}_{{Л Р И 2}}}$) датчиков, ложного решения об отказе первого датчика (${{P}_{{Л Р О 1}}}$) при отказе второго или второго датчика (${{P}_{{Л Р О 2}}}$) при отказе первого.

Случай принятия решения об отказе двух датчиков одновременно не рассматриваем, сохраняя состояние системы неизменным (оба датчика остаются подключенными к системе).

В зависимости от наличия или отсутствия в системе отказа возможен только один из трех исходов: оба датчика исправны; отказал первый датчик, второй датчик исправен; отказал второй датчик, первый датчик исправен. Принимая во внимание эти исходы и решение о наличии или отсутствии отказа, введем следующие состояния системы:

l = 1 – отказа в системе нет, принято правильное решение о его отсутствии;

l = 2 – отказал один из датчиков, принято правильное решение о его отказе;

l = 3 – отказа в системе нет, принято ложное решение об отказе одного из датчиков;

l = 4 – отказал один из датчиков, принято ложное решение о его исправности;

l = 5 – отказал один из датчиков, принято ложное решение о его исправности и ложное решение об отказе исправного датчика.

В случае состояний l = 1 или l = 2 система сохраняет свою работоспособность, при этом принятое решение не снижает ее надежности. Вероятность этого события равна:

(1.3)
${{P}_{1}} = {{P}_{{П Р И 1}}}{{P}_{{П Р И 2}}} + {{P}_{{П Р О 1}}}{{P}_{{П Р И 2}}} + {{P}_{{П Р И 1}}}{{P}_{{П Р О 2}}}.$

В случае состояния l = 3 система также сохраняет свою работоспособность, но в результате принятого ложного решения становится нерезервированной. Вероятность этого события равна:

(1.4)
${{P}_{2}} = {{P}_{{Л Р О 1}}}{{P}_{{П Р И 2}}} + {{P}_{{П Р И 1}}}{{P}_{{Л Р О 2}}}.$

В случае состояния l = 4 система становится неработоспособной в результате принятия ложного решения об исправности отказавшего датчика. Вероятность этого события равна:

(1.5)
${{P}_{3}} = {{P}_{{Л Р И 1}}}{{P}_{{П Р И 2}}} + {{P}_{{П Р И 1}}}{{P}_{{Л Р И 2}}}.$

В случае состояния l = 5 система становится неработоспособной в результате принятия ложного решения об исправности отказавшего датчика и ложного решения об отказе исправного датчика. Вероятность такого события равна:

(1.6)
${{P}_{4}} = {{P}_{{Л Р И 1}}}{{P}_{{Л Р О 2}}} + {{P}_{{Л Р О 1}}}{{P}_{{Л Р И 2}}}.$

Необходимо разработать алгоритм, максимизирующий вероятность сохранения работоспособного состояния системы P1 при вероятностях ${{P}_{{Л Р И i}}},{{P}_{{Л Р О i}}}$, $i = \overline {1,2} $, не превышающих допустимые значения. Структура алгоритма может быть синтезирована эвристическим путем на основе анализа проведенных ранее исследований [47] и закономерностей изменения выходных сигналов датчиков при наступлении отказа. Параметры $\Pi $ разрабатываемого алгоритма должны принимать значения ${{\Pi }_{{opt}}}$, определяемые как результат решения оптимизационной задачи:

(1.7)
$\begin{gathered} {{\Pi }_{{opt}}} = \arg \mathop {\max }\limits_{\Pi \in {{\mathbb{R}}^{{{\text{dim}}\Pi }}}} ({{P}_{1}}(\Pi )), \\ {{P}_{{Л Р И i}}}(\Pi ) \leqslant P_{{Л Р И }}^{*}, \\ {{P}_{{Л Р О i}}}(\Pi ) \leqslant Р _{{Л Р О }}^{*}\quad i = \overline {1,2} , \\ \end{gathered} $
где $\mathbb{R}$ – множество действительных чисел, $P_{{Л Р И }}^{*},Р _{{Л Р О }}^{*}$ – допустимые вероятности ложных решений об исправности и отказе датчика соответственно. Наименование оптимизируемых параметров $\Pi $ и их количество будет представлено в разд. 2.

2. Алгоритм обнаружения отказов. В соответствии с постановкой задачи разрабатываемый универсальный алгоритм обнаружения отказов должен обеспечивать максимум вероятности сохранения работоспособного состояния системы. В [5] был разработан алгоритм обнаружения внезапных отказов типа “обрыв цепи” и “короткое замыкание” в дублированной системе, основанный на обнаружении скачкообразного изменения выходного сигнала в одном из каналов (датчиков). В [4] был предложен двухэтапный алгоритм обнаружения постепенных отказов в дублированной системе, где на первом этапе обнаруживался факт отказа, а на втором этапе осуществлялась локализация отказавшего канала с использованием нечеткой логики. Разработанный в [4] алгоритм позволяет с высокой вероятностью обнаруживать постепенные отказы одного из каналов (датчиков) при условии, что скорость нарастания контролируемого выходного сигнала за счет отказа выше, чем скорость его стабилизации следящей системой. В противном случае обнаружить постепенный отказ, измеряя только выходные сигналы исправного и неисправного каналов (датчиков), невозможно, так как они изменяются в противоположные стороны. Однако в случае, когда в системе в качестве выходного сигнала используют среднеарифметическое значение сигналов от двух датчиков, а система обладает инерционностью, наблюдается следующая закономерность. Среднеарифметическое значение выходных сигналов, просуммированное на нескольких шагах наблюдения при величине каждого шага, меньшем времени отработки возмущающего воздействия следящей системой, изменяется в одну сторону с выходным сигналом отказавшего датчика и в противоположную сторону с выходным сигналом исправного датчика. Для обнаружения внезапного отказа типа “заклинивание” недостаточно контролировать выходные сигналы двух датчиков и их среднеарифметическое значение, необходимо контролировать и входной сигнал системы.

Представим разрабатываемый алгоритм в виде двухэтапной процедуры обнаружения отказов по аналогии с разработанным в [4] алгоритмом. При этом число оцениваемых величин возрастает, так как для обнаружения всех рассматриваемых типов отказов необходимо оценивать: текущие значения выходных сигналов первого и второго датчиков; текущее среднеарифметическое значение выходных сигналов двух датчиков; модуль разности выходных сигналов первого и второго датчиков; запомненные значения выходных сигналов первого и второго датчиков и их среднеарифметического значения до момента обнаружения факта отказа; входной сигнал системы ${{U}_{{в х }}}$.

Кроме того, последовательность обнаружения отказов должна учитывать специфику их воздействия на следящую систему.

Тогда алгоритм обнаружения отказов в следящей системе будет содержать следующие последовательные шаги.

Шаг 1. Обнаружение факта отказа в системе в соответствии с критерием:

(2.1)
$\begin{gathered} \left| {{{\pi }_{1}}(t) - {{\pi }_{2}}(t)} \right| > \Delta \pi _{1}^{{}}--{\text{п р и н я т и е р е ш е н и я о н а л и ч и и о т к а з а }},\quad \\ \left| {{{\pi }_{1}}(t) - {{\pi }_{2}}(t)} \right| \leqslant \Delta \pi _{1}^{{}} --{\text{п р и н я т и е р е ш е н и я о б о т с у т с т в и и о т к а з а }}, \\ \end{gathered} $
где π1, π2 – выходные сигналы первого и второго датчиков, $\Delta {{\pi }_{1}}$ – пороговое значение модуля разности выходных сигналов датчиков при обнаружении факта отказа.

Шаг 2. После обнаружения факта отказа (2.1) производится обнаружение внезапных отказов типа “короткое замыкание” и “обрыв цепи”, решение о наличии отказа в первом (втором) датчике принимается при выполнении соответствующих условий:

(2.2)
$\begin{array}{*{20}{c}} {\left| {{{\pi }_{1}}(t) - {{\pi }_{1}}(t - \Delta t)} \right| > \Delta {{\pi }_{2}}} \\ {\left| {{{\pi }_{2}}(t) - {{\pi }_{2}}(t - \Delta t)} \right| \leqslant \Delta {{\pi }_{2}}} \end{array}{\text{ }} \vee {\text{ }}\begin{array}{*{20}{c}} {\left| {{{\pi }_{1}}(t) - {{\pi }_{1}}(t - \Delta t)} \right| \leqslant \Delta {{\pi }_{2}}{\text{ }},} \\ {\left| {{{\pi }_{2}}(t) - {{\pi }_{2}}(t - \Delta t)} \right| > \Delta {{\pi }_{2}}{\text{ }},} \end{array}$
где ${{\pi }_{1}}(t - \Delta t)$, ${{\pi }_{2}}(t - \Delta t)$ – запомненные значения выходных сигналов датчиков на предыдущем шаге до момента обнаружения факта отказа, $\Delta {{\pi }_{2}}$ – пороговое значение модуля приращения выходного сигнала при обнаружении внезапного отказа.

Шаг 3. В случае если обнаружен факт наступления отказа (2.1) и принято решение об отсутствии внезапных отказов типа “короткое замыкание” и “обрыв цепи”, когда условие (2.2) не выполнено, то обнаруживаются постепенные отказы либо внезапные отказы типа “заклинивание”. Для этого на первом этапе по результатам оценки входного сигнала системы ${{U}_{{{\text{в х }}}}}$ необходимо определить требуемое изменение выходных сигналов датчиков (сигналы не должны изменяться, сигналы должны увеличиваться либо уменьшаться); если сигналы не должны изменяться, то обнаруживается постепенный отказ по результатам сравнения направления изменения контролируемых сигналов в соответствии с критерием, который для первого датчика имеет следующий вид:

(2.3)
$\begin{array}{*{20}{c}} {\left( {{{\pi }_{1}}(t) - {{\pi }_{1}}(t - {{n}_{1}}\Delta t)} \right) < - \Delta {{\pi }_{3}}} \\ {\left( {{{\pi }_{2}}(t) - {{\pi }_{2}}(t - {{n}_{1}}\Delta t)} \right) > \Delta {{\pi }_{3}}{\text{ }}} \\ {\sum\limits_{r = 0}^n {\left( {\frac{{{{\pi }_{1}}(t - r\Delta t) + {{\pi }_{2}}(t - r\Delta t)}}{2}} \right)} < - \Delta {{\pi }_{4}}} \end{array} \vee {\text{ }}\begin{array}{*{20}{c}} {\left( {{{\pi }_{1}}(t) - {{\pi }_{1}}(t - {{n}_{1}}\Delta t)} \right) > \Delta {{\pi }_{3}},} \\ {\left( {{{\pi }_{2}}(t) - {{\pi }_{2}}(t - {{n}_{1}}\Delta t)} \right) < - \Delta {{\pi }_{3}},{\text{ }}} \\ {\sum\limits_{r = 0}^n {\left( {\frac{{{{\pi }_{1}}(t - r\Delta t) + {{\pi }_{2}}(t - r\Delta t)}}{2}} \right)} > \Delta {{\pi }_{4}},} \end{array}$
где ${{n}_{1}}\Delta t$ – время наблюдения при обнаружении постепенных отказов, ${{n}_{1}}$ – количество шагов наблюдения для обнаружения постепенных отказов, необходимых для обнаружения отказа; r – номер шага; Δπ3 – пороговое значение выходного сигнала, обусловленное возможным отклонением сигнала от его запомненного значения при воздействии шумов и отсутствии отказов; Δπ4 – пороговое значение выходного сигнала, обусловленное возможным изменением суммы среднеарифметического сигнала датчиков за время наблюдения в условиях воздействия шумов и отсутствия отказов. Критерий для второго датчика получается путем замены индексов выходных сигналов с единицы на двойку и наоборот.

Шаг 4. В случае если выходные сигналы должны изменяться, то решение о наличии внезапного отказа типа “заклинивание” принимается в соответствии с критерием:

(2.4)
${\text{ }}\begin{array}{*{20}{c}} {\left| {{{\pi }_{1}}(t - {{n}_{2}}\Delta t) - {{\pi }_{1}}(t)} \right| < \Delta {{\pi }_{5}}} \\ {\left| {{{\pi }_{2}}(t - {{n}_{2}}\Delta t) - {{\pi }_{2}}(t)} \right| \geqslant \Delta {{\pi }_{5}}} \end{array}{\text{ }} \vee {\text{ }}\begin{array}{*{20}{c}} {\left| {{{\pi }_{1}}(t - {{n}_{2}}\Delta t) - {{\pi }_{1}}(t)} \right| \geqslant \Delta {{\pi }_{5}},} \\ {\left| {{{\pi }_{2}}(t - {{n}_{2}}\Delta t) - {{\pi }_{2}}(t)} \right| < \Delta {{\pi }_{5}},} \end{array}$
где Δπ5 – пороговое значение выходного сигнала датчика при обнаружении внезапного отказа типа “заклинивание”, ${{n}_{2}}$ – количество шагов наблюдения для обнаружения отказа типа “заклинивание”.

Шаг 5. В случае если выходные сигналы датчиков должны изменяться, обнаружен факт отказа (2.1) в системе и принято решение об отсутствии внезапных отказов типа “короткое замыкание” и “обрыв цепи”, выражение (2.2), а также не обнаружен отказ типа “заклинивание” (2.4) за требуемое количество шагов наблюдения $f \geqslant {{n}_{2}}$, тогда определяем наиболее опасное отклонение (+ или –) выходного сигнала датчика от его работоспособного состояния (например, при снижении наиболее опасна ошибка, которая приводит к завышению истинной высоты +) и отключаем датчик с минимальным либо максимальным значением выходного сигнала (например, датчик, показывающий максимальную высоту). После того как входной сигнал системы перестает изменяться, подключаем оба датчика, при этом управление системой производим по среднеарифметическому сигналу, а обнаружение отказов – по последовательности, используемой для обнаружения постепенных отказов.

Соответственно для обнаружения рассмотренных выше типов отказов алгоритм должен содержать пять не зависящих от времени параметров: $\Pi = (\Delta {{\pi }_{1}},\;...,\;\Delta {{\pi }_{5}})$, где $\Delta {{\pi }_{1}},\;...,\;\Delta {{\pi }_{5}}$– пороговые значения выходных сигналов датчиков при обнаружении различных типов отказов. Выбор значений параметров для конкретной системы выполняется путем решения задачи оптимизации (1.7). При этом количество шагов наблюдения n1 и n2 необходимо определять из условия, что за время наблюдения ${{n}_{1}}\Delta t$, ${{n}_{2}}\Delta t$ воздействие постепенных отказов и отказов типа “заклинивания” не приведет к катастрофическим последствиям.

Структурная схема универсального алгоритма обнаружения отказов дублированных датчиков следящей системе представлена на рис. 1.

Рис. 1.

Структурная схема универсального алгоритма обнаружения отказов

3. Пример. Проведем сравнительную оценку эффективности обнаружения отказов с использованием разработанного алгоритма и алгоритма обнаружения отказов на основе диагностической модели [6] применительно к контуру стабилизации скорости полета БЛА с дублированием датчиков [79].

Принцип обнаружения отказов с использованием диагностической модели применительно к рассматриваемой системе заключается в следующем. На вход диагностической модели контура стабилизации скорости подается ее требуемое значение, при этом на выходе формируется текущее значение скорости ${{V}_{м }}(t)$, которое сравнивается со значениями ${{V}_{1}}(t),{{V}_{2}}(t)$ с выходов датчиков. Решение о наличии отказа в первом (втором) датчике принимается при выполнении соответствующих условий:

(3.1)
$\begin{gathered} {\text{ }}\left| {{{V}_{1}}(t) - {{V}_{м }}(t)} \right| > \Delta {{\pi }_{м }}{\text{ }}, \hfill \\ {\text{ }}\left| {{{V}_{2}}(t) - {{V}_{м }}(t)} \right| > \Delta {{\pi }_{м }}{\text{ }}, \hfill \\ \end{gathered} $
где $\Delta {{\pi }_{м }}$ – пороговое значение разности модельного и измеренного датчиком значений скорости.

Будем считать, что параметры модели подобраны идеальным образом, тогда математическая модель типового контура стабилизации скорости без воздействия шумов и отказов полностью соответствует диагностической модели, а порог $\Delta {{\pi }_{м }}$ равен $3{{\sigma }_{в }} + 3{{\sigma }_{д }}$, где ${{\sigma }_{в }}$ – среднеквадратическое отклонение (СКО) скорости, обусловленное турбулентностью атмосферы, ${{\sigma }_{д }}$ – СКО ошибок измерения скорости датчиками. Типовые значения СКО рассматриваемых шумов приведены в [8, 10].

Типовой контур стабилизации скорости БЛА приведен в работе [9]. Путем преобразования структурной схемы контура и с учетом ввода в цепь обратной связи дублированного измерителя скорости получим его представление в виде дифференциального уравнения четвертого порядка, которое в операторной форме имеет вид

(3.2)
${{V}_{{и з м }}}(t) = {{W}^{1}}(p){{U}^{1}}(t),$
где ${{V}_{{и з м }}}(t)$ – значение скорости с выхода дублированного измерителя; ${{W}^{1}}(p) = G_{1}^{1}(p){\text{/}}H_{4}^{1}(p)$ – операторный коэффициент передачи; $p = d{\text{/}}dt$ – оператор дифференцирования; ${{U}^{1}}(t)$ – эквивалентное входное воздействие, представляющее собой сумму требуемого значения скорости ${{V}_{т }}$ с шумовой составляющей скорости, обусловленной атмосферной турбулентностью ${{\xi }_{в }}(t)$ и с приведенными ко входу ошибками измерения скорости каналами дублированного измерителя ${{\xi }_{{и з м 1}}}(t),{\text{ }}{{\xi }_{{и з м 2}}}(t)$, тогда эквивалентное входное воздействие имеет вид:

(3.3)
${{U}^{1}}(t) = {{V}_{т }} + {{\xi }_{в }}(t) + \frac{{{{\xi }_{{и з м 1}}} + {{\xi }_{{и з м 2}}}}}{2}.$

Полиномы первой $G_{1}^{1}(p)$ и четвертой $H_{4}^{1}(p)$ степени оператора $p$ определяются следующими выражениями:

(3.4)
$\begin{gathered} G_{1}^{1}(p) = {{g}_{1}}p + {{g}_{0}}, \\ H_{4}^{1}(p) = {{h}_{4}}{{p}^{4}} + {{h}_{3}}{{p}^{3}} + {{h}_{2}}{{p}^{2}} + {{h}_{1}}p + {{h}_{0}}, \\ \end{gathered} $
где ${{g}_{i}},i = \overline {0,1} $, ${{h}_{j}},j = \overline {0,4} $, – коэффициенты, значения которых определяются передаточными числами и постоянными времени динамических звеньев контура стабилизации скорости; при расчетах приняты следующие значения коэффициентов: ${{h}_{0}} = 12.68$, ${{h}_{1}} = 28.1$, ${{h}_{2}} = 14.2$, ${{h}_{3}} = 3.7$, ${{h}_{4}} = 1$, ${{g}_{0}} = 3.6$, ${{g}_{1}} = 0.6$.

Уравнение (3.2) соответствует случаю, когда каналы дублированного измерителя скорости исправны и принято правильное решение об их исправности ($l = 1$ в системе (1.1)). Воспользовавшись методикой, изложенной в [11], преобразуем дифференциальное уравнение четвертого порядка (3.2) в систему четырех дифференциальных уравнений первого порядка вида (1.1) относительно переменных состояния $X = {{\left( {{{x}_{1}},{{x}_{2}},{{x}_{3}},{{x}_{4}}} \right)}^{T}}$ со следующими значениями матриц A1, B:

(3.5)
${{А }^{1}} = \left[ {\begin{array}{*{20}{c}} 0&1&0&0 \\ 0&0&1&0 \\ 0&0&0&1 \\ { - {{h}_{0}}}&{ - {{h}_{1}}}&{ - {{h}_{2}}}&{ - {{h}_{3}}} \end{array}} \right]{\text{,}}\quad В = \left[ {\begin{array}{*{20}{c}} 0 \\ 0 \\ 0 \\ 1 \end{array}} \right].$

Выходной величиной контура стабилизации является измеренная дублированными датчиками скорость ${{V}_{{{\text{и з м }}}}}(t)$, которая выражается через переменные состояния соотношением:

(3.6)
${{V}_{{и з м }}}(t) = {{g}_{1}}{{x}_{2}} + {{g}_{0}}{{x}_{1}}.$

В случае, когда состояние системы принимает значения $l = \overline {3,5} $, изменяется вся четвертая строка матрицы Al, а также изменяется вектор входных воздействий U l в зависимости от типа отказа (постепенный или внезапный). Если l = 2, то изменяется только вектор входных воздействий U l за счет изменения шумов датчиков.

Проведем математическое моделирование процесса функционирования контура управления скоростью полета БЛА в условиях воздействия на него шумов и отказов. Рассмотрим внезапные отказы, характеризующиеся скачкообразным изменением измеренного значения скорости на выходе отказавшего датчика до максимально возможного в системе значения, равного 100 м/с (“короткое замыкание”), или до минимального, равного 0 м/с значения (“обрыв цепи”). Отказ типа “заклинивание” моделируется как внезапная фиксация измеренного значения скорости на выходе отказавшего датчика. Постепенный отказ моделируется в соответствии с характерным для практики случаем [12], когда приращение $\Delta V(t)$ контролируемого параметра (измеренного значения скорости), обусловленное отказом, изменяется по линейному закону:

(3.7)
$\Delta V(t) = {{V}_{0}} + vt,$
где $v$ – детерминированная скорость изменения контролируемого параметра вследствие постепенного отказа; ${{V}_{0}}$ – начальное значение ошибки вследствие постепенного отказа, в рассматриваемом случае ${{V}_{0}} = 0$.

Для каждого типа отказа и фиксированных значений шумов проводилось 103 экспериментов.

Вероятность сохранения системы в работоспособном состоянии ${{P}_{1}}$ в условиях наступления внезапных отказов типа “обрыв цепи”, “короткое замыкание” и “заклинивание” при обнаружении отказов с использованием как диагностической модели, так и разработанного алгоритма равна 1, а время обнаружения таких отказов при возможностях современных вычислительных систем в обоих случаях сопоставимо.

Диагностическая модель не обнаруживает постепенные отказы, а синтезированный алгоритм позволяет их обнаруживать и обеспечивает вероятность сохранения работоспособного состояния, зависимости которой от параметров шумов ${{\sigma }_{в }}$, ${{\sigma }_{д }}$ и величины ошибки $\Delta V$, обусловленной постепенным отказом, представлены на рис. 2.

Рис. 2.

Зависимости вероятности сохранения работоспособного состояния системы от СКО скорости ветра ${{\sigma }_{в }}$

Вероятность сохранения работоспособного состояния системы получена в предположении, что СКО скорости ветра ${{\sigma }_{в }}$ изменяется 0 до 2 м/с, вероятность ложного решения об отказе датчика $Р _{{л р о }}^{*}$ и вероятность ложного решения об исправности датчика $P_{{Л Р И }}^{*}$ фиксированы и равны 0.01, отношение $\Delta V{\text{/}}{{\sigma }_{д }} = 4$ (кривая 1), $\Delta V{\text{/}}{{\sigma }_{д }} = 3$ (кривая 2); $\Delta V{\text{/}}{{\sigma }_{д }} = 2$ (кривая 3); а параметры алгоритма $\Pi = {{\Pi }_{{opt}}}$.

Как видно из приведенных результатов, алгоритм обнаружения отказов в следящих системах с дублированием датчиков позволяет обнаруживать все типы отказов, т.е. является универсальным по отношению к типу отказов.

Заключение. Проведенные исследования позволили разработать универсальный алгоритм обнаружения отказов. Однако на практике для его применения необходимо подстраивать параметры алгоритма $\Pi = (\Delta {{\pi }_{1}},\;...,\;\Delta {{\pi }_{5}})$ в зависимости от возможных внешних шумов и шумов датчиков.

Следует отметить, что способность разработанного алгоритма определять тип отказа облегчает диагностику и ремонт, а также в ряде случаев позволяет избежать аварий. Например, при возникновении постепенного отказа, который ухудшает характеристики датчика, но не приводит к потере аппарата, этот датчик отключается. В дальнейшем при возникновении в оставшемся датчике внезапного отказа датчик с постепенным отказом может быть подключен, что позволит исключить фатальные последствия.

Список литературы

  1. Оболенский Ю.Г. Управление полетом маневренных самолетов. М.: Воениздат, 2007. 480 с.

  2. Колодежный Л.П., Чернодаров А.В. Надежность и техническая диагностика. М.: ВВИА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, 2009. 280 с.

  3. Волобуев М.Ф. Методы логического резервирования систем управления сложными техническими объектами: теория и практика // Монография. Воронеж: ВУНЦ ВВС “ВВА”, 2017. 294 с.

  4. Волобуев М.Ф., Скогорев К.К., Шишкин В.Ю. Обнаружение постепенных отказов в дублированной системе с использованием нечеткой логики // Радиотехника. 2017. № 11. С. 72–77.

  5. Брязгунов А.В., Волобуев М.Ф. Способ обнаружения внезапных отказов в дублированных системах // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2018. № 5. С. 46–53.

  6. Чернодаров А.В. Контроль, диагностика и идентификация авиационных приборов и измерительно-вычислительных комплексов // Монография. М.: ООО “Научтехлитиздат”, 2017. 300 с.

  7. Соколов И.В. Математическая модель дублированной системы управления высотой полета беспилотного летательного аппарата с постепенными отказами // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2017. № 11. С. 18–27.

  8. Красовский А.А., Вавилов Ю.А., Сучков А.И. Системы автоматического управления летательных аппаратов. М.: ВВИА им. Н.Е. Жуковского, 1986. 482 с.

  9. Волобуев М.Ф., Замыслов М.А., Мальцев А.М., Михайленко С.Б. Математическая модель конура стабилизации скорости полета летательного аппарата с адаптивным управлением пропорционально-дифференцирующим регулятором на основе нечеткой логики // Транспорт: наука, техника, управление. 2017. № 12. С. 37–45.

  10. Бабич О.А., Доброленский Ю.П., Козлов М.С., Мономахов В.Г., Потапов М.Д. Авиационные приборы и навигационные системы. М.: ВВИА им. Н.Е. Жуковского, 1981. 647 с.

  11. Фролов В.С. Радиоинерциальные системы наведения. М.: Сов. радио, 1976. 184 с.

  12. Труханов В.М. Расчет проектной надежности технических систем по постепенным отказам // Контроль. Диагностика. 2015. № 1. С. 70–72.

Дополнительные материалы отсутствуют.