Вестник РАН, 2020, T. 90, № 11, стр. 1048-1057
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
В. Я. Портяков *
Институт Дальнего Востока РАН
Москва, Россия
* E-mail: portyakov47@yandex.ru
Поступила в редакцию 22.06.2020
После доработки 22.06.2020
Принята к публикации 28.07.2020
Аннотация
В статье показана динамика роста внешнеторгового товарооборота Китайской Народной Республики на протяжении семи десятилетий, выявлены основные особенности современной товарной и географической структуры экспорта и импорта. Автор акцентирует внимание на торговле Китая услугами, привлечении Пекином иностранных инвестиций и вывозе китайского капитала за границу. Рассмотрены особенности ведущих территориальных форм внешнеэкономической открытости страны – специальных экономических зон и экспериментальных зон свободной торговли. Показано место России во внешней торговле КНР на современном этапе.
Ослабленный длительной войной с Японией и гражданской войной с режимом Чан Кайши, народный Китай с первых дней своего существования остро нуждался в импорте широкого круга промышленных и потребительских товаров. Вступление крупного контингента китайских добровольцев в войну в Корее также потребовало от Пекина наладить получение из-за рубежа вооружений и военной техники. Вполне естественно, что в этой ситуации внешнеэкономические связи рассматривались в КНР как важный инструмент обеспечения боеспособности армии и решения различных народно-хозяйственных задач. В связи с введением рядом стран во главе с США, воевавших на стороне Южной Кореи под флагом ООН, жёстких ограничений, а порой и запретов на торговлю с КНР, главными торговыми партнёрами молодой народной республики стали социалистические страны, прежде всего Советский Союз. На его долю в 1950-е годы приходилось до половины внешнеторгового товарооборота Китая, который в условиях начавшейся индустриализации страны быстро рос и превысил в 1959 г. 4.3 млрд долл. (табл. 1). Особо важное значение имели поставки в КНР комплектного оборудования, нефти и нефтепродуктов, металлов. В китайском экспорте доминировали продукция сельского хозяйства и товары народного потребления.
Таблица 1.
Внешняя торговля КНР в 1950–1977 гг., млрд долл.
Год | Внешняя торговля | Год | Внешняя торговля |
---|---|---|---|
1950 | 1.13 | 1964 | 3.47 |
1951 | 1.96 | 1965 | 4.25 |
1952 | 1.94 | 1966 | 4.62 |
1953 | 2.37 | 1967 | 4.16 |
1954 | 2.44 | 1968 | 4.05 |
1955 | 3.14 | 1969 | 4.03 |
1956 | 3.21 | 1970 | 4.59 |
1957 | 3.10 | 1971 | 4.85 |
1958 | 3.87 | 1972 | 6.30 |
1959 | 4.38 | 1973 | 10.98 |
1960 | 3.81 | 1974 | 14.57 |
1961 | 2.94 | 1975 | 14.75 |
1962 | 2.66 | 1976 | 13.44 |
1963 | 2.92 | 1977 | 14.80 |
Источник: Чжунго тунцзи няньцзянь 1993 [Китайский статистический ежегодник]. Пекин, 1993. С. 633. Табл. 15–1 .
Переход к политике “урегулирования экономики” после краха “большого скачка” сопровождался резким падением спроса в Китае на машины и оборудование. Одновременно возникла потребность в крупномасштабном импорте продовольствия, прежде всего зерна и сахара. Внешняя торговля КНР с начала 1960-х годов переориентируется с социалистических стран на мировой рынок, в чём свою роль сыграло и ухудшение китайско-советских отношений. При этом общий объём внешней торговли Китая на протяжении десятилетия практически не рос, что объясняется не только проблемами в экономике страны, но и влиянием официального курса “опоры на собственные силы”.
С начала 1970-х годов Китай по настоянию Чжоу Эньлая отказывается от крайних форм автаркии и возобновляет выборочные закупки комплектного оборудования, например, нефтехимического в Италии. В результате за пять лет (с 1971 по 1975 г.) произошло утроение объёма внешнеторгового товарооборота – с 4.85 до 14.75 млрд долл. Возглавивший Китай после смерти Мао Цзэдуна Хуа Гофэн выдвинул амбициозную программу развития страны до 1985 г. в опоре на крупномасштабный импорт комплектного оборудования из таких капиталистических стран, как Япония и Германия. Однако масштабы заказов превысили реальные финансовые возможности страны, что повлекло за собой отказ от ряда закупок и снижение объёмов китайского импорта в отдельные годы начального этапа реформы (в частности, в 1982 г., в рамках проведения экономического курса “здорового и трезвого урегулирования”).
* * *
В пореформенный период КНР ещё несколько раз претерпевала сокращение объёма внешнеторгового товарооборота: в 1998 г. (на 0.4%) оно было связано с азиатским финансовым кризисом, в 2009 г. – с мировым финансовым кризисом и в 2015–2016 гг. – со значительным снижением мировых цен на нефть. В целом же в период 1978–2018 гг. внешняя торговля КНР росла весьма динамично и достаточно стабильно (табл. 2). В 2018 г. её объём составил рекордные 4623.04 млрд долл., в том числе экспорт КНР – 2487.4 млрд долл. и импорт – 2153.64 млрд долл. Объём внешней торговли страны (в долларовом выражении) вырос примерно в 230 раз по сравнению с предреформенным 1978 г., в том числе экспорт КНР увеличился в 250 раз, а её импорт – в 210 раз. С 2013 г. Китай стал мировым лидером по объёму торговли товарами (за исключением 2016 г.) и экспорту, занимая 2-е место в мире по импорту. Доля Китая в мировом экспорте выросла с 0.9% в 1980 г. до 12.8% в 2018 г., а в мировом импорте – с 0.98% до 10.8% [данные и расчёт по: 1, с. 913; 2].
Таблица 2.
Внешнеторговый товарооборот КНР в 1978–2018 гг., млрд долл.
Год | Оборот | Экспорт | Импорт |
---|---|---|---|
1978 | 20.64 | 9.75 | 10.89 |
1980 | 38.14 | 18.12 | 20.02 |
1981 | 44.03 | 22.01 | 22.02 |
1982 | 41.61 | 22.32 | 19.29 |
1985 | 69.60 | 27.35 | 42.25 |
1990 | 115.44 | 62.09 | 53.35 |
1995 | 280.86 | 148.78 | 132.08 |
1997 | 325.16 | 182.79 | 142.37 |
1998 | 323.95 | 183.71 | 140.24 |
2000 | 474.29 | 249.20 | 225.09 |
2001 | 509.65 | 266.10 | 243.55 |
2002 | 620.77 | 325.60 | 295.17 |
2005 | 1421.91 | 761.95 | 659.95 |
2008 | 2563.26 | 1430.69 | 1132.57 |
2009 | 2207.54 | 1201.61 | 1005.92 |
2012 | 3867.12 | 2048.71 | 1818.41 |
2013 | 4158.99 | 2209.00 | 1949.99 |
2014 | 4301.53 | 2342.29 | 1959.23 |
2015 | 3953.63 | 2273.47 | 1679.56 |
2016 | 3685.57 | 2098.15 | 1587.42 |
2017 | 4104.50 | 2263.52 | 1840.98 |
2018 | 4623.04 | 2487.40 | 2135.64 |
Источники: Чжунго тунцзи чжайяо 2017 [Краткая статистика Китая 2017]. Пекин, 2017. С. 94; Хайгуань тунцзи [Таможенная статистика]. Пекин, 2018. № 12. Табл. 2.
Вместе с тем поскольку в экспорте КНР велика доля импортных компонентов (особенно в электронике и телекоммуникационном оборудовании), то подчас утверждается, что Китай экспортирует не столько сами товары, сколько добавленную стоимость. Собственно, реальное положение дел прекрасно осознают в Пекине, где ставят задачу превратить страну из “большой” торговой державы в “мощную”, прежде всего за счёт массового освоения производства и экспорта продукции, основанной на самостоятельно разработанных технологиях и инновациях. Успехи Китая в сфере “больших данных”, разработке систем связи поколения 5G, искусственного интеллекта, исследовании космоса и морских глубоководных впадин, строительстве высокоскоростных железнодорожных магистралей свидетельствуют, что стране по силам выполнить поставленные задачи, даже несмотря на препоны техническому развитию КНР, чинимые Вашингтоном.
Дешевизна рабочей силы – главное многолетнее сравнительное преимущество страны в международном разделении труда, предоставление широких льгот иностранному капиталу, постепенное снижение тарифных пошлин и смягчение нетарифных барьеров для товаров из КНР на мировом рынке после её вступления во Всемирную торговую организацию 11 декабря 2001 г. [3] – таковы основные факторы, способствовавшие постепенному выходу Китая на позиции “мировой фабрики”.
Особую роль сыграло быстрое увеличение количества субъектов внешнеэкономических связей в Китае вслед за переходом страны к политике реформ и внешнеэкономической открытости. Эпоха монополии государственных экспортно-импортных компаний завершилась. На смену дуальной (в виде государственной и коллективной) по формам собственности дореформенной экономике пришло многоукладное хозяйство с динамично растущими количественно и качественно группами предприятий индивидуальной, частной, паевой и акционерной форм собственности. Высокая динамика отличала и рост числа предприятий с участием иностранных инвестиций.
В целом во внешнеторговом товарообороте КНР доля государственных предприятий упала с 42.5% в 2001 г. до 16.3% в 2017 г., а доля предприятий с иностранным капиталом и предприятий негосударственных секторов экономики увеличилась за тот же период с 57.5% до 73.7% [3]. В 2017 г. на обычную торговлю пришлось 56.35% внешнеторгового товарооборота КНР, в том числе 54.3% экспорта и 58.8% импорта. Остальное дали торговля на основе переработки, операции с пересечением товарами границ беспошлинных зон, лизинг, мелкая приграничная торговля и т.п. Доля предприятий с иноинвестициями составила 44.8% в товарообороте, 43.2% в экспорте и 46.8% в импорте [рассчитано по: 4, с. 12, 129, 154].
В экспорте КНР в годы реформ поступательно сокращалась доля продукции первичных отраслей (прежде всего продукции сельского хозяйства и добывающего сектора) и, напротив, росла доля готовой промышленной продукции. В 1980 г. они были примерно равны. В 1996 г. соотношение снизилось до 1:3, в 2000 г. – до 1:10. На минимуме в 2015 г. доля продукции первичных отраслей составила лишь 4.8% объёма китайского экспорта.
В 2017 г. Китай экспортировал 1294.8 млн телефонов, в основном мобильных и беспроводных, 201.8 млн электронных вычислительных устройств (в основном различных компьютеров), 52 млн кондиционеров, 49.5 млн холодильников, 23 млн стиральных машин, 81.5 млн цветных телевизоров, свыше 1 млн автомобилей и более 8 тыс. судов. В то же время баланс в торговле интегральными схемами остаётся не в пользу Китая: их экспорт составил 45.2 млрд долл., а импорт – 175.9 млрд долл. [4, с. 54, 55, 64].
В импорте КНР доля продукции первичных отраслей заметно выше, причём на ряде временны́х отрезков она не падала, а росла. Так, эта доля с 34.7% в 1980 г. сократилась до минимума в 13.7% в 1993 г., но вновь вернулась на уровень одной трети в первые годы текущего десятилетия. Главный товар, стоящий за данными пертурбациями, – нефть. Её ввоз, начиная с 2000 г., рос беспрецедентными темпами и достиг в 2017 г. 419.5 млн т (на 162 млрд долл.). Другие крупнейшие статьи импорта Китаем продукции первичных отраслей – это железная руда (1074 млн т – на 76.2 млрд долл., и соевые бобы – 95.5 млн т – на 39.6 млрд долл.) [4, с. 167, 168].
Особенности товарной структуры внешней торговли Китая в значительной мере предопределяют и её географию. Ведущими торговыми партнёрами КНР в период реформ стабильно оставались Европейский Союз, где лидирует Германия, США, азиатские соседи – Япония, Республика Корея и учитываемые в статистике в качестве внешнеторговых партнёров Тайвань и Гонконг. Более полное представление о географическом распределении внешней торговли КНР в последние годы даёт таблица 3.
Таблица 3.
Географическая структура внешней торговли КНР в 2016–2017 гг., млрд долл.
Регион, страна | 2016 | 2017 | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Оборот | Экспорт | Импорт | Оборот | Экспорт | Импорт | |
Всего | 3685.57 | 2098.15 | 1587.42 | 4104.50 | 2263.52 | 1840.98 |
Азия, | 1948.11 | 1042.27 | 905.84 | 2125.72 | 1096.35 | 1029.37 |
в т.ч. Индия | 70.15 | 58.59 | 11.76 | 84.40 | 68.06 | 16.34 |
Япония | 274.78 | 129.26 | 145.52 | 302.97 | 137.32 | 165.65 |
страны АСЕАН | 452.20 | 255.98 | 196.22 | 514.81 | 279.12 | 235.69 |
Республика Корея | 252.57 | 93.70 | 158.87 | 280.26 | 102.75 | 177.51 |
Тайвань | 179.59 | 40.37 | 139.22 | 199.37 | 43.99 | 155.38 |
Гонконг | 304.57 | 287.72 | 16.85 | 286.66 | 279.34 | 7.32 |
Европа, | 677.36 | 389.66 | 287.70 | 755.88 | 429.06 | 326.82 |
в т.ч. Россия | 68.56 | 37.33 | 32.23 | 84.09 | 42.90 | 41.19 |
Европейский Союз | 547.02 | 339.05 | 207.97 | 616.91 | 377.04 | 244.87 |
Африка, | 149.11 | 92.21 | 56.90 | 170.00 | 94.74 | 75.26 |
в т.ч. ЮАР | 35.34 | 12.85 | 22.49 | 39.17 | 1482 | 24.35 |
Латинская Америка, | 216.56 | 113.86 | 102.70 | 257.85 | 130.83 | 127.02 |
в т.ч. Бразилия | 67.71 | 21.97 | 45.74 | 87.54 | 28.96 | 58.58 |
Северная Америка, | 565.43 | 412.62 | 152.81 | 635.71 | 461.27 | 174.44 |
в т.ч. США | 519.48 | 385.08 | 134.40 | 583.69 | 429.75 | 153.94 |
Океания, | 127.89 | 47.51 | 80.38 | 158.93 | 51.28 | 107.67 |
в т.ч. Австралия | 107.95 | 37.29 | 70.66 | 136.26 | 41.44 | 94.82 |
* * *
После присоединения КНР к ВТО Пекин взял на себя серьёзные обязательства по открытию внешнему миру торговли услугами. Центральное правительство страны упразднило 2300 нормативных актов и ведомственных правил, не отвечавших нормам ВТО. Одновременно была принята серия нормативных актов о доступе иностранных поставщиков услуг в банковскую, страховую, строительную и транспортную отрасли. Китай активизировал международное сотрудничество и повысил свою конкурентоспособность в таких сферах, как телекоммуникации и Интернет.
Результатом стала резкая активизация торговли услугами, по объёму которой Китай с 12-го места в мире переместился на 2-е. За период 2001–2017 гг. импорт услуг КНР вырос с 39.3 млрд до 467.6 млрд долл. при среднегодовом приросте 16.7%. Доля страны в мировом импорте услуг приблизилась к 10%. Объём экспорта услуг Китаем вырос за тот же период с 31 млрд до 228.2 млрд долл. при среднегодовом приросте 13.3%. Несомненно, сыграло свою роль общее развитие сферы услуг в Китае. В частности, большие масштабы приобрёл выездной туризм. Так, в 2017 г. за рубеж выезжали с туристическими целями 130 млн граждан КНР, израсходовавших на поездки свыше 115 млрд долл. [3].
Что касается традиционных услуг, то у Китая сохраняется крупное отрицательное сальдо в торговле транспортными и туристическими услугами и положительное сальдо по строительным услугам.
В торговле новыми видами услуг у Китая наиболее сильные позиции в сфере телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг. Напротив, КНР имеет существенный отрицательный баланс в обмене страховыми услугами и особенно в плате за использование прав интеллектуальной собственности (табл. 4). Впрочем данное обстоятельство в КНР расценивают как свидетельство быстрого повышения технического уровня предприятий страны.
Таблица 4.
Торговля Китая услугами в 2017 г., млрд долл.
Виды услуг | Объём торговли | Экспорт | Импорт | Сальдо |
---|---|---|---|---|
Услуги, всего | 695.98 | 228.19 | 467.79 | –239.60 |
Транспорт | 130.10 | 37.12 | 92.98 | –55.86 |
Туризм | 293.71 | 38.82 | 254.89 | –216.07 |
Строительство | 32.50 | 23.93 | 8.57 | 15.36 |
Страхование | 14.46 | 4.05 | 10.41 | –6.36 |
Финансовые услуги | 5.31 | 3.70 | 1.61 | 2.09 |
Телекоммуникационные, компьютерные, информационные услуги | 46.96 | 27.78 | 19.18 | 8.60 |
Оплата использования прав интеллектуальной собственности | 33.35 | 4.76 | 28.59 | –23.83 |
Индивидуальные, досуговые и культурные услуги | 3.51 | 0.76 | 2.75 | –1.99 |
Ремонтные услуги | 8.20 | 5.93 | 2.27 | 3.66 |
Услуги по переработке | 18.25 | 18.07 | 0.18 | 17.89 |
Прочие коммерческие услуги | 104.43 | 61.56 | 42.87 | 18.69 |
Правительственные услуги | 5.16 | 1.70 | 3.46 | –1.76 |
По итогам 2017 г. на торговлю услугами пришлось 14.5% общего объёма внешней торговли страны товарами и услугами. Китайские эксперты полагают этот уровень недостаточным, коль скоро в международной торговле в целом данный показатель составляет порядка 20%. В частности, в 2014 г. в США он был равен 28.3%, в Германии 21.8%, в Японии 23%, а в Индии, специализирующейся на аутсорсинге, 35.4% [5].
В КНР уделяют серьёзное внимание совершенствованию торговли услугами и наращиванию её масштабов, видя в этом важное условие трансформации страны из “большой” торговой державы в “сильную”.
* * *
Одним из основных направлений внешнеэкономической деятельности КНР в период реформ стало привлечение зарубежного капитала. На первых порах преобладали займы и кредиты международных финансовых организаций (Китай вступил в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1980 г.) и зарубежных правительств. Объём таких заимствований составил за период 1979–2000 гг. 147.14 млрд долл., в том числе 15.56 млрд – в 1979–1985 гг., 30.13 млрд – в 1986–1990 гг., 45.58 млрд – в 1991–1995 гг. и 55.9 млрд в 1996–2000 гг. [6, с. 104]. Получение Китаем государственных займов и кредитов после 2000 г. в статистике не зафиксировано.
Вместе с тем уже в первые пореформенные годы Пекин начал активно привлекать прямые иностранные инвестиции, прежде всего в создание совместных предприятий (закон о них был принят парламентом страны летом 1979 г.). В середине 1980-х годов наряду с совместными было также разрешено создавать кооперативные предприятия и предприятия, полностью основанные на иностранном капитале. Последняя форма и стала наиболее успешной: так, в 2016 г. из общего объёма практически использованных иностранных инвестиций в 126 млрд долл. на совместные предприятия пришлось 30.2 млрд долл. (около 24%), на кооперативные 0.83 млрд долл. (0.65%), а на иностранные – 86.13 млрд долл. (68.35%). Ещё 8.84 млрд долл. (7%) было использовано паевыми предприятиями с участием иностранного капитала [7, табл. 11–15 ].
По нашей оценке, КНР за период реформ, то есть за 1979–2018 гг., использовала в совокупности около 2.0 трлн долл. прямых зарубежных инвестиций, став одним из мировых лидеров по этому показателю.
Впрочем, элемент недоверия мирового экспертного сообщества к китайским данным по привлечению прямых иностранных инвестиций присутствует, что объясняется очень высокой долей Гонконга в их общем объёме (как правило, 60–70%) и весомым вкладом оффшоров, особенно Виргинских и Каймановых островов. Предполагается, что через островные оффшоры китайские предприниматели прокручивают собственный капитал с целью получения льгот, предназначенных для иностранных инвестиций. Среди других стран и регионов по объёму инвестиций в КНР лидируют Япония, Сингапур, Республика Корея, США.
Отраслевая структура привлечённых зарубежных инвестиций менялась вслед за сменой приоритетов развития страны и сдвигами в структуре народного хозяйства. Из зарегистрированных в КНР на конец 2016 г. 505 тыс. предприятий с иностранным капиталом 154 тыс. действовали в перерабатывающих отраслях, 121.5 тыс. – в оптовой и розничной торговле, 56.4 тыс. – в сфере деловых услуг, 43.2 тыс. – в информатике [7, табл. 11–16 ].
Китай обретает широкую известность не только как получатель капиталовложений из-за рубежа, но и как крупный международный инвестор. Первые китайские инвестиции за рубежом датируются серединой 1980-х годов, однако более-менее значительные масштабы они приобрели с начала 2000-х годов, вслед за провозглашением стратегии выхода отечественного капитала вовне (цзоу чуцюй).
Во втором десятилетии XXI в. масштабы инвестиций резко выросли, стали заметно меняться их география и формы. Если ранее преобладали капиталовложения в добывающие отрасли в развивающихся странах и традиционно – в Гонконг, то с 2010 г. активизируются вложения Китая в активы в США и Европе через слияния и поглощения. Это облегчало китайскому бизнесу проникновение на рынки развитых стран и закрепление на них.
Дополнительным стимулом стала инициатива Си Цзиньпина о развитии инфраструктуры и экономического сотрудничества на маршрутах современных сухопутного и морского “шёлковых путей”, в которую вовлечены десятки государств. Одно из важных направлений реализации этой инициативы – вынос избыточных производственных мощностей из КНР в страны вдоль “пояса и пути”, влекущий за собой инвестиции из Китая в виде оборудования, строительных услуг и т.п. Так, китайские предприятия по выплавке стали (один из главных “избыточных продуктов” в КНР) работают в Малайзии (3.5 млн т), Индонезии (3 млн т), Сербии (2.2 млн т), строятся в Индонезии (на 6 млн т), Индии (2 млн т) и планируются в Бразилии (2 млн т) [8]. Соглашения по переносу производственных мощностей заключены с Казахстаном и Киргизией.
Китайские инвестиции за рубежом достигли пика в 2016 г., что отчасти объясняется активным выводом капиталов из страны в условиях жёсткой антикоррупционной кампании, инициированной Си Цзиньпином. В 2017 г. они несколько сократились (табл. 5).
Таблица 5.
Китайские инвестиции за рубежом в 2017 г., млн долл.
Регион, страна | Инвестиции | Накоплен-ный итог на конец 2017 г. | |
---|---|---|---|
2016 | 2017 | ||
Всего | 196 149 | 158 288 | 1 809 036 |
Азия | 130 267 | 110 040 | 1 139 323 |
Гонконг | 114 232 | 91 152 | 081 265 |
Сингапур | 3171 | 6320 | 44 568 |
Африка | 2398 | 410 | 43 296 |
Европа | 10 693 | 18 463 | 110 854 |
Великобритания | 1480 | 2066 | 20 318 |
Германия | 2380 | 2715 | 12 163 |
Франция | 1499 | 952 | 5702 |
Россия | 1293 | 1548 | 13 871 |
Латинская Америка | 27 227 | 14 076 | 386 892 |
Каймановы о-ва | 13 522 | –6606 | 249 682 |
Виргинские о-ва | 12 288 | 19 301 | 122 060 |
Северная Америка | 20 351 | 6498 | 86 906 |
США | 16 980 | 6425 | 67 381 |
Австралия | 4186 | 4242 | 36 175 |
Обращает на себя внимание безоговорочное лидерство Гонконга: на него приходится свыше 57% инвестиций из КНР в 2017 г. и 54% – в их накопленном итоге. Значителен и объём вывода средств в оффшоры – на Каймановы и Виргинские острова. Тем не менее Китаю в плане инвестиций удалось многого добиться в странах АСЕАН, в Австралии. Очевидна и значительная экономическая обоюдозависимость КНР и США, о чём свидетельствует солидный объём накопленных взаимных инвестиций: на конец 2018 г. вложения китайских предприятий в США достигли 73.17 млрд долл., а американских компаний в КНР – 85.19 млрд долл. [9]. Китайские инвестиции в Европу призваны обеспечить закрепление компаний из КНР на европейском рынке и нарастить обратный поток грузов в Китай на маршруте сухопутного шёлкового пути.
Однако в последнее время наметилось более осторожное отношение к китайским инвестициям в развитых странах, особенно в США и Европе. Пекин сталкивается и со случаями отказа ряда развивающихся стран после смены правительств от строительства объектов с китайским капиталом. Подчас дело заканчивается пересмотром условий инвестиционных соглашений на лучших для партнёров Китая условиях (Шри-Ланка, Малайзия).
15 марта 2019 г. на 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей был принят закон “Об иностранных инвестициях”, который вступил в силу с 1 января 2020 г. Закон обобщает основные моменты трёх ранее действовавших в КНР законов – о паевых совместных предприятиях китайского и иностранного капитала, предприятиях, полностью основанных на иностранном капитале, и о контрактных совместных предприятиях. По новому закону усиливается правовая защищённость иностранного капитала и иностранных предприятий, которые получают национальный статус инвестиционной деятельности в Китае. Особое место в законе отведено защите прав интеллектуальной собственности иностранных инвесторов [10].
* * *
Одной из важных отличительных особенностей внешнеэкономической политики КНР в пореформенный период стало апробирование различных форматов территориальной открытости. В их числе – специальные экономические зоны, открытые приморские города и районы, районы технико-экономического развития, зоны развития высоких технологий, зоны беспошлинной торговли и т.д. Как правило, изначально главным преимуществом этих образований была льготная ставка налогообложения: 24%, 15% и даже 10% по сравнению с уровнем подоходного налога в 33% для обычных национальных предприятий.
Согласно Докладу ЮНКТАД о мировых инвестициях – 2019, в Китае в общей сложности насчитывается 2543 особых экономических зон, то есть около половины таких образований во всём мире [11]. Наибольшую известность и в самом Китае, и в мире обрели специальные экономические зоны (СЭЗ) первой волны – Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, созданные в 1980 г. В 1988 г. статус СЭЗ получил также о. Хайнань. Специальные экономические зоны сыграли поистине уникальную роль в модернизации страны и развитии внешнеэкономических связей Китая, став не только окном в мир, стыковочным узлом с мировым рынком, но и экспериментальной площадкой для отработки широкого спектра реформенных нововведений – от реформы заработной платы и отпуска цен на продовольствие до создания центров валютной торговли и бирж ценных бумаг.
Очевидны и достижения в развитии самих СЭЗ. Если в 1979 г. совокупный объём валового регионального продукта (ВРП) Шэньчжэня, Чжухая, Шаньтоу, Сямэни и о. Хайнань не достигал и 4 млрд юаней, а его доля в ВВП страны составляла менее 1%, то в 2017 г. эти показатели достигли, соответственно, 3617 млрд юаней и 4.4%, а среднедушевой ВРП пяти территорий был равен 16 372 долл. США – вдвое выше среднекитайского. Объём внешней торговли пяти СЭЗ вырос с 0.2 млрд долл. до 550 млрд, а их доля во внешнеторговом товарообороте Китая увеличилась с 0.4% до 13.5% [12] (табл. 6).
Таблица 6.
Внешняя торговля специальных экономических зон КНР в 2018 г.
Специальные экономические зоны | Оборот | Экспорт | Импорт | |||
---|---|---|---|---|---|---|
млрд долл. | прирост, % | млрд долл. | прирост, % | млрд долл. | прирост, % | |
СЭЗ в целом | 615.14 | 9.2 | 335.90 | 1.4 | 279.24 | 20.3 |
Сямэнь | 91.04 | 6.1 | 50.58 | 5.4 | 40.46 | 7.0 |
Шэньчжэнь | 453.58 | 9.5 | 245.97 | 0.7 | 207.61 | 22.3 |
Чжухай | 49.33 | 11.4 | 28.65 | 2.7 | 20.68 | 26.1 |
Шаньтоу | 8.43 | –4.3 | 6.20 | –7.7 | 2.23 | 6.5 |
Хайнань | 12.74 | 22.9 | 4.49 | 2.8 | 8.25 | 37.4 |
Источник: www.customs.gov.cn/customs/302249/302274/302276/2279018.index.html (дата обращения 11.06.2019).
Безусловным лидером здесь является Шэньчжэнь, ставший наиболее успешной китайской СЭЗ. По годовому объёму внешней торговли он с начала 2000-х годов соперничает за первое место с Шанхаем, в большинстве случаев опережая его. Внушительны и итоги привлечения Шэньчжэнем зарубежных капиталовложений. За 1979–2017 гг. здесь в общей сложности были использованы прямые иностранные инвестиции на сумму около 90 млрд долл., что составляет 4.7% общекитайского показателя (доля ВРП Шэньчжэня в ВВП КНР – около 2.5%).
Следует подчеркнуть, что достаточно высокие параметры использования Шэньчжэнем иностранных инвестиций сохранились и после того, как в период 2008–2012 гг. ставка подоходного налога здесь была поэтапно повышена до общенационального уровня в 25% (введена в 2007 г.). Привлекательность как Шэньчжэня, так и Китая в целом для иностранных инвесторов всё в большей мере определяется ёмкостью китайского рынка, а не налоговыми льготами.
* * *
В последние годы на роль ведущей территориальной формы внешнеэкономической открытости Китая выдвигаются экспериментальные зоны свободной торговли (ЗСТ). Первая из них была учреждена в Шанхае в сентябре 2013 г., следующая группа в составе Тяньцзиньской, Фуцзяньской и Гуандунской зон – в самом конце 2014 г. Они были призваны обеспечить освоение Китаем в сжатые сроки наиболее передовых мировых норм и правил ведения торговой и инвестиционной деятельности. Ориентир был взят на регламенты Транстихоокеанского партнёрства (ТТП), полноформатное создание которого в тот период казалось неизбежным и на вступление в которое в перспективе рассчитывал и Пекин. После того как Д. Трамп отказался подписать соглашение о вступлении США в ТТП, экспериментальные ЗСТ Китая стали в большей мере ориентироваться на усиление позиций приморских регионов страны на мировых рынках товаров и услуг, на увеличение роли внутренних регионов во внешней торговле КНР и на активное содействие всех зон реализации инициативы “пояса и пути”. Эти цели прямо заявлены в комплексных планах развития следующих семи зон, учреждённых в августе 2016 г. – Ляонинской, Чжэцзянской, Шэньсийской, Хэнаньской, Хубэйской, Чунцинской и Сычуаньской. В апреле 2018 г. экспериментальной ЗСТ по инициативе Си Цзиньпина был объявлен остров Хайнань. Наконец, летом 2019 г. были учреждены шесть новых экспериментальных зон свободной торговли – в провинциях Хэйлунцзян, Шаньдун, Цзянсу, Хэбэй, Юньнань и в Гуанси-Чжуанском автономном районе.
Несмотря на непродолжительный срок существования экспериментальных ЗСТ в Китае, можно констатировать их уверенный выход из “эмбрионального” состояния. Развёртывается практическая работа по привлечению китайского и иностранного бизнеса в зоны, в том числе в такие ранее закрытые для иностранцев сферы, как образование, здравоохранение, культура. Упрощается процедура оформления торговых сделок.
Шанхайская ЗСТ в течение ряда лет вела отработку применения принципа “негативного списка” – прозрачного и сокращающегося от года к году перечня сфер, закрытых для зарубежного капитала. Этот опыт был признан успешным и в 2018 г. распространён на весь Китай. При посещении ЗСТ Шанхай в апреле 2019 г. выяснилось, что в её состав, наряду с первоначальным участком Вайгаоцяо (транспорт и торговля) и присоединёнными позже участками Цзиньцяо (перерабатывающая промышленность), Чжаньцзян (НИОКР и высокие технологии), Луцзяцзуй (“финансовый город”) входит и участок бывшей Шанхайской всемирной ЭКСПО, протянувшийся на 9.5 км по берегу реки Хуанпу. Участок специализируется на услугах, в том числе денежно-кредитных и транспортных.
В Тяньцзиньской ЗСТ на конец 2018 г. были зарегистрированы 53 тыс. новых субъектов рынка. Занимая 1% площади города, ЗСТ производит 10% его ВРП, обеспечивает четверть использованных прямых иностранных инвестиций, треть объёма внешней торговли и 60% инвестиций города за рубежом [13].
Гуандунская ЗСТ за период 2015–2017 гг. зарегистрировала около 210 тыс. новых предприятий, в том числе свыше 9600 – с участием иностранного капитала. Фактически использовано 12.85 млрд долл. иностранных инвестиций [14, с. 60].
ЗСТ Фуцзянь специализируется на углублении экономического взаимодействия с Тайванем. К концу 2017 г. на участке Пинтань было зарегистрировано 522 предприятия с тайваньскими инвестициями, на участке Сямэнь – 1113 предприятий [14, с. 123, 128].
ЗСТ Чжэцзян ориентирована на создание на архипелаге Чжоушань крупнейшей в восточноазиатском секторе Азиатско-Тихоокеанского региона базы топливной заправки морских судов. Здесь должны быть созданы хранилища нефтепродуктов ёмкостью 40 млн тонн, а мощности по беспошлинной заправке доведены до 5 млн тонн [14, с. 136, 137].
Ляонинская ЗСТ призвана содействовать ускорению развития депрессивного ныне Северо-Востока Китая и укреплению позиций страны в мирохозяйственных обменах в Северо-Восточной Азии. Рассчитывают в Ляонине и на привлечение российских инвестиций, активизацию торгово-экономических связей с Россией в целом. Показательна в этом плане публикация буклета по участку Инкоу ЗСТ Ляонин на русском и китайском языках.
По состоянию на начало 2018 г. в ЗСТ Чунцин появилось 13 055 новых предприятий (9.5% от зарегистрированных в Чунцине в целом), из них 240 – с иностранным участием (23.3% от городского показателя) [14, с. 171].
В ЗСТ Сычуань на конец 2017 г. создано 204 предприятия с иностранным капиталом, что составляет 26.1% показателя по провинции в целом. Участок Цинбайцзян – единственный участок в ЗСТ Китая, выстроенный вокруг железнодорожного узла. В 2017 г. обеспечен проход 1012 поездов по маршруту Китай–Европа со стоимостью перевезённых грузов около 4.7 млрд долл. [15].
Хубэйская ЗСТ даёт примерно треть внешнеторгового оборота провинции. По состоянию на октябрь 2018 г. в ЗСТ Хубэй зарегистрировано 19 657 новых предприятий, в том числе 151 предприятие с иностранным капиталом [16].
В ЗСТ Шэньси учреждено свыше 27 тыс. новых предприятий, внешнеторговый оборот за 2018 г. составил около 265 млрд юаней – 75% объёма внешней торговли провинции в целом [17].
В ЗСТ Хэнань наиболее динамично развивается участок Чжэнчжоу. По состоянию на март 2018 г. здесь учреждено 22 197 новых предприятий, из них 126 – с иностранным участием. В участке Кайфэн учреждено 2500 предприятий, в участке Лоян – 2189 [14, с. 229–240].
В целом на экспериментальные зоны свободной торговли в 2019 г. пришлось 13.1% объёма внешней торговли Китая и 15% привлечённых иностранных инвестиций [18].
23 ноября 2018 г. было обнародовано Постановление Госсовета КНР “О некоторых новых мерах поддержки углубления реформ и новаторства в экспериментальных зонах свободной торговли”. По мере его выполнения можно ожидать дальнейшей активизации деятельности самих зон и роста их вклада в реализацию задач современного этапа политики внешнеэкономической открытости КНР.
* * *
В 2018 г. российско-китайская торговля преодолела долгожданный рубеж в 100 млрд долл. По данным китайской таможенной статистики, двусторонний товарооборот вырос на 27.1% (самые высокие темпы прироста среди ведущих торговых партнёров КНР) и составил 107 057 млн долл., в том числе экспорт Китая в РФ увеличился на 12% и достиг 47 975 млн долл., а импорт КНР из России – на 42.7% – до 59 082 млрд долл. Доля России во внешней торговле КНР составила 2.31%, в том числе в экспорте 1.93% и в импорте 2.76%. Среди торговых партнёров Китая Россия заняла 11-е место – вслед за США, Японией, Республикой Корея, Гонконгом, Тайванем, Германией, Австралией, Вьетнамом, Бразилией, Малайзией.
Согласно данным российской таможенной статистики, объём двусторонней торговли в 2018 г. достиг 108 283.5 млн долл. (прирост на 24.5%), в том числе экспорт России в Китай – 56 065.5 млн долл. (прирост на 44.1%) и импорт РФ из КНР – 52 218 млн долл. (прирост на 8.7%). При некотором расхождении конкретных данных таможенных органов двух стран объём торговли и векторы изменения его параметров совпадают. По данным официальной российской статистики, доля КНР, являющейся крупнейшим внешнеторговым партнёром нашей страны, составила 12.5% в экспорте и 21.9% в импорте РФ. Во внешней торговле России в целом этот показатель равен 16.36%. Можно констатировать растущую и уже очень высокую внешнеторговую “китаезависимость” России. Главным товаром российского экспорта в Китай остаётся нефть, объём поставок которой в 2018 г. составил 70.5 млн т. Это означает, что Россия поставляет в Китай уже более четверти всей продаваемой за рубеж нефти (260 млн т в 2018 г.).
Наращиваются масштабы поставок в КНР российской сельхозпродукции, расширяется её номенклатура. В то же время продажи российской продукции машиностроения (кроме номенклатуры военно-технического назначения) остаются скромными, тогда как китайский машинотехнический экспорт в Россию неуклонно увеличивается по объёму и номенклатуре. Согласно данным о структуре двусторонней торговли, приведённым в докладе группы экспертов РФ и КНР “Российско-китайский диалог: модель 2019”, в 2018 г. доля машин и оборудования в импорте России из Китая превысила 46%, а в экспорте составила лишь 1%.
Инвестиционное взаимодействие России и Китая несколько оживилось в связи с проведением в 2018–2019 гг. Годов межрегиональных обменов и сотрудничества. По данным китайского статистического ежегодника, по состоянию на конец 2017 г. накопленные прямые инвестиции Китая в России достигли 13.87 млрд долл. (0.76% общих инвестиций КНР за рубежом), а непосредственно в 2017 г. их объём составил 1.55 млрд долл., или 1% общего объёма зарубежных инвестиций Китая.
Неблагоприятная ситуация в мировом хозяйстве, связанная с угрозой торговых войн, прежде всего между США и Китаем, санкционным давлением Вашингтона на Россию и Иран, высокой волатильностью цен на нефть, оказывала в 2019 г. определённое тормозящее воздействие на динамику внешней торговли РФ и КНР в целом и на их двусторонний товарооборот. По итогам года его объём увеличился лишь на 3.4% и достиг, по китайским данным, 110.75 млрд долл. Из-за влияния эпидемии коронавируса COVID-19 объём российско-китайской торговли в первой половине 2020 г. сократился на 5.6% и составил 49.15 млрд долл.
Тем не менее ряд факторов позволяет с определённым оптимизмом оценивать перспективы российско-китайской торговли в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Во-первых, важными элементами пополнилась транспортная инфраструктура, связывающая две страны. Завершено строительство двух мостов через Амур.
Во-вторых, активизировалась ключевая сфера российско-китайского экономического взаимодействия – топливно-энергетическая. С вводом в строй второй ветки нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан открывается возможность дальнейшего наращивания поставок нефти из РФ в КНР. В конце 2019 г. завершено строительство восточной ветки газопровода из Сибири в Китай. Китайские нефтяные компании приобрели у НОВАТЭК 20-процентную долю в проекте сжижения газа “Арктик СПГ-2” мощностью 19.8 млн т [19]. Достигнута договорённость о строительстве Россией новых энергоблоков на АЭС в Китае.
В-третьих, угроза запрета на использование американских технологий в продукции китайской фирмы “Хуавэй” – одного из крупнейших производителей смартфонов в мире – стимулирует Китай и Россию к более тесному сотрудничеству в сфере высоких технологий.
Значительный потенциал двустороннего торгово-экономического сотрудничества был продемонстрирован подписанием в ходе визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Россию 5–6 июня 2019 г. двух десятков документов о взаимодействии РФ и КНР в конкретных областях.
Вместе с тем необходимо видеть и слабости, а то и новые препятствия в наращивании масштабов и углублении двустороннего российско-китайского торгово-экономического сотрудничества. Так, в 2018–2019 гг. появились ранее отсутствовавшие сложности в оплате через китайские банки российскими компаниями закупаемых в КНР товаров. При этом китайская сторона подчас просто игнорирует жалобы и претензии российских бизнесменов, уклоняясь от решения проблемы по существу.
Чтобы преодолеть эти и любые другие препятствия на пути расширения российско-китайских деловых связей, необходимо последовательно и настойчиво работать. Не следует ожидать в сфере российско-китайской торговли и экономического взаимодействия каких-либо чудес, кратного роста и т.п. Кардинальный прорыв здесь возможен только в случае радикального сдвига структуры российской экономики в пользу перерабатывающих отраслей и выпуска высокотехнологичной продукции. А на это требуются не годы – скорее, десятилетия.
Список литературы
Чжунго тунцзи няньцзянь 1993 [Китайский статистический ежегодник 1993]. Пекин, 1993.
WTO. 2019 Press – Release. Global Trade growth loses momentum as trade tensions persist. https://www.org/english/news_e/pres19_e/pr837_e.htm (дата обращения 22.04.2019).
Чжунго юй шицзе маои цзучжи [Китай и Всемирная торговая организация], Жэньминь жибао, 29.06.2018.
Хайгуань тунцзи [Таможенная статистика]. Пекин, 2017, № 12.
China Trade Report 2016: Post–Crisis Development. Beijing, China Social Sciences Press, 2016. P. 67.
Чжунго тунцзи чжайяо 2017 [Краткая статистика Китая 2017]. Пекин, 2017.
Чжунго тунцзи няньцзянь 2017 [Китайский статистический ежегодник 2017]. Пекин, 2017.
Дэлтон Мэтью, Вэй Линлин. Миграция китайского металла. – Ведомости, Москва, 06.06.2018.
Гуаньюй Чжун Мэй цзинмао цошан дэ чжунфан личан (2019 нянь 6 юэ). Чжунхуа жэньминь гунхэго гоуюань синьвэнь бань гунши [Позиция китайской стороны о китайско-американских торговых переговорах. Канцелярия информации Госсовета Китайской Народной Республики. Июнь 2019 г.]. Пекин, 2019.
Китай принял новый закон об иностранных инвестициях. http://russian.people.com.cn/n3/2019/0318/c31518-9557204.html (дата обращения 18 марта 2019 г).
World Investment Report 2019 – Special Economic Zones. http://unctad.org.en/publicationslibrary/wir2019_enpdf.
Синь шидай цзинцзи тэцюй дэ синь шимин синь динвэй [Новый статус и новая миссия специальных экономических зон в новую эпоху]. – Жэньминь жибао, 02.09.2018.
Чжу Хун. Тяньцзинь цзымаоцюй: икуай шияньтянь кайфан синь пинтай [ЗСТ Тяньцзинь: экспериментальное поле, новая платформа открытости]. http://tj.people.com.cn/n2/2019/0327/c375366-32783564.html (дата обращения 27.03.2019).
2019 Чжунго цзыю маои шияньцюй фачжань яньцзю баогао [Доклад об исследовании развития экспериментальных зон свободной торговли Китая – 2019]. – Шанхай, 2019.
Сычуань цзымаоцюй таньсо чаихуа фачжань даолу (Сычуаньская ЗСТ ищет самобытный путь развития). http://wzs.mofcom.gov.cn/article/zt_zymysuq/column03/201805/20180502746020.shtml (дата обращения 11.05.2018).
Хубэй цзымаоцюй паочу гайгэ цзясуду (ЗСТ Хубэй становится ускорителем реформы). http://hb.people.com.cn/n2/2018/1119/c194063-32303129.html (дата обращения 21.11.2018).
Шэньси маоицюй: цзыюань цзай гаосяо людун чжун цзюйцзи (Шэньсийская ЗСТ: ресурсы концентрируются в высокоэффективном обороте). http://leaders.people.com.cn/n1/2018/1123/c58278-30417348.html (дата обращения 24.11.2018).
Шанъубу цзымао шияньцюй пяньцюй цзиньчукоу пиньвэнь вайсян юши тусянь [Министерство торговли: импорт и экспорт экспериментальных зон свободной торговли и их участков стабильны, преимущества ориентации на внешний рынок очевидны]. http://tradeinservices.mofcom.gov.cn/article/news/gn[w/202003/100416/html (дата обращения 21.03.2020).
НОВАТЭК продает 20% в “Арктик СПГ-2” китайским CNPC и CNOOC. https://eadaily.com/ru/news/2019/06/07/novatek-prodaet-2–v-arctik-spg-2-kitayskim-cnpc-i-cnooc (дата обращения – 10.07.2019).
Дополнительные материалы отсутствуют.