Вестник РАН, 2020, T. 90, № 3, стр. 205-206

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ В.А. НИКОНОВА

Поступила в редакцию 25.11.2019
После доработки 25.11.2019
Принята к публикации 25.11.2019

Полный текст (PDF)

Ключевые слова: Комитет по образованию и науке Государственной думы Российской Федерации, Российская академия наук, проект нового закона о науке и научно-технической деятельности, Минобрнауки РФ, государственный бюджет, финансирование науки, Научная сессия Общего собрания РАН.

Для меня большая честь вновь приветствовать вас от имени Государственной думы Российской Федерации, от её Комитета по образованию и науке в стенах Российской академии наук.

Академия наук – флагман, определяющий наше движение в будущее. Президент страны справедливо заявил, что российская наука обеспечит успех развития России. Именно наукоёмкие производства и технологии, именно наука, преломлённая в реальной жизни, составляют сейчас основу могущества государств. Доказательством этого служит тот факт, что все крупнейшие компании в мире являются высокотехнологичными. Высокотехнологичная компания Apple в 2018 г. стала первой в мире, капитализация который преодолела уровень в триллион долларов. Это вдвое больше, чем капитализация всех вместе взятых российских компаний.

В России неизменно встаёт вопрос о том, сколько стоит наука, что она может реально дать стране. К сожалению, тенденции, о которых мы говорили на прошлом Общем собрании, не изменились к лучшему. В Государственной думе совместно с представителями РАН обсуждался проект нового закона о науке. В общих чертах законопроект уже готов для внесения в Госдуму. Но руководство академии взяло паузу, чтобы поглубже вникнуть в этот вопрос, возможно, несколько иначе структурировать законодательное регулирование деятельности РАН. Комитет по образованию и науке поддерживает тесный контакт и с Минобрнауки, и с руководством академии. Есть основания полагать, что совместными усилиями нам удастся подготовить хороший закон, который окажется полезным для Российской академии наук.

Что касается бюджета будущего года, который сейчас находится на рассмотрении в Государственной думе, то в нём предусмотрен определённый рост расходов на науку, но он не позволяет увеличить долю расходов на науку в ВВП. Напомню, что до сих пор не выполнен майский указ Президента РФ 2012 г., который предполагал расходы на науку на уровне 1.77% ВВП. Нынешний бюджет – 1.11% ВВП, то есть практически в полтора раза меньше, чем предписано Президентом страны.

Тревожит, что продолжается резкое – на порядки – отставание России по финансированию науки от других ведущих держав мира. Если в позапрошлом году по государственным расходам на науку (я беру только государственные расходы, но общеизвестно, что на Западе очень велики расходы на науку частных компаний) мы отставали от Соединённых Штатов в 28 раз, то в нынешнем году – в 33 раза. В 2017 г. отставание от Китая по этому показателю составило 18 раз, в 2019 г. – 22 раза, от Германии – 8 раз, от Южной Кореи – 4 раза.

К сожалению, в структуре нашего государственного бюджета отсутствует раздел, касающийся науки, о чём мы говорим уже не первый год. Понять, какие расходы предусмотрены на научную сферу в целом, даже непосредственно занимаясь бюджетом, очень сложно, поскольку соответствующие траты распределяются по огромному количеству разделов бюджета. Кроме того, в настоящее время не реализуется ни один крупный национальный проект по тем направлениям, которые, собственно, и определяют научно-технический прогресс. Когда наш Комитет рассматривал во втором чтении поправки к бюджету, я задал представителям двух министерств очень простой вопрос: какой бюджет предусмотрен на программу “Искусственный интеллект”? Ответом было молчание. Я спрашиваю: по каким статьям смотреть? Неизвестно! То есть целевого расходования средств на программы, которые определяют научно-технический прогресс, нет. В бюджетной политике нет целеполагания.

Нынешняя Научная сессия посвящена очень важным темам, связанным в том числе с нашей идентичностью, суть которой мы сейчас нащупываем на том пути, который предлагает в первую очередь академик В.А. Тишков. Это идея российской многонародной нации, которая никогда не будет и не должна быть американским “плавильным котлом”, потому что наша сила и наше единство – в многообразии. К чему приводит стремление создать “плавильный котёл”, мы видим на Украине, где решили сплавить всех в один украинский народ с единственным официальным языком, а у нас только государственных языков 35, а преподавание ведётся на 86. В этом наша сила.

Надо понимать, что универсальная цивилизация невозможна, есть цивилизации во множественном числе – с могучими, многовековыми, а то и тысячелетними традициями, которые не могут быть “переплавлены” в нечто определённое в своём единообразии.

Говоря о пространственном развитии, следует иметь в виду, что мысль о “слишком большой” России многим приходит в голову, в том числе и нашим недругам. Мы должны исходить из того, что Россия не слишком большая, а такая, как и надо, чтобы реализовать наши национальные цели. Другое дело, что нужно очень серьёзно подходить к обустройству этого пространства, с участием Академии наук, наших учёных, многие из которых, оставаясь в науке на протяжении последних десятилетий, стали подвижниками. Ведь в трагедии 1990-х годов мы потеряли большое число учёных – тех, кто ушёл из профессии, и тех, кто в неё не пришёл – два поколения молодёжи. Вам хорошо известны цифры: численность научных сотрудников в 1991 г. – 1600 тыс., сейчас – менее 600 тыс. И государству следует более активно о них заботиться. Конечно, и Академия наук должна становиться всё более авторитетной, всё более влиятельной интеллектуальной, политической и экономической силой.

С этой точки зрения невозможно переоценить значение выборов в РАН, которые состоятся в ближайшие дни. Я хотел бы пожелать вам сделать правильный выбор, чтобы академия укреплялась. Как представитель вузовской науки и как председатель Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, я хотел бы видеть в стенах академии больше представителей вузовской науки, ректоров наших крупнейших вузов, которые возглавляют серьёзные научные коллективы. Я хотел бы пожелать, чтобы в академии было больше учёных с именем – это укрепляет её престиж в глазах всего общества, в глазах представителей государственных структур и позволяет более продуктивно решать вопросы, связанные в том числе со статусом академии, её финансированием.

В своё время академик С.И. Вавилов говорил, что наука всегда должна работать в запас и впрок. Этого запаса и работы впрок в последние годы, к сожалению, не получалось во многом из-за организационных и финансовых проблем, с которыми мы столкнулись. Но горизонты познания безграничны, и мы должны верить в то, что непонятное может быть понято и что российская наука всегда будет на передовых рубежах.

Дополнительные материалы отсутствуют.